Валютный контроль в РФ – функции и принципы регулирования

Валютный контроль: основные понятия, цели, принципы, законодательная база

Основные понятия, цели и принципы валютного контроля

Валютный контроль – это деятельность уполномоченных органов государства (органов и агентов валютного контроля), направленная на определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству Российской Федерации, включающая в себя проверку выполнения хозяйствующими субъектами обязательств в иностранной валюте перед государством, проверку обоснованности платежей в иностранной валюте, проверку полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Государственный валютный контроль может быть классифицирован по следующим критериям:

1. По степени жесткости:

“жесткий” валютный контроль над всеми операциями резидентов с иностранными валютами, обычно полностью исключающий свободное обращение последних на территории страны;

“мягкий” валютный контроль, направленный на регулирование обращения валюты внутри страны, без жестких ограничений.

2. По направлению товаро- и валютопотоков:

контроль над экспортной деятельностью и ввозом валюты;

контроль над импортной деятельностью и вывозом валюты.

3. По национальной принадлежности валют:

контролю подвергается обращение валют определенных стран;

контроль обращения валют не зависит от их национальной принадлежности.

4. Обращение валют внутри страны:

обращение иностранной валюты внутри государства, запрещается;

обращение иностранных валют внутри страны не запрещено.

  • 5. По временному критерию:
    • -разграничение мер валютного контроля в зависимости от временной продолжительности сделок;
    • -независимость прав и ответственность резидентов в отношении валютного контроля от длительности сделок.
  • 6. По валютному объему сделок:

дифференциация требований к резидентам со стороны органов валютного контроля в зависимости от сумм контрактов по внешнеэкономической деятельности;

независимость требований к резидентам от сумм экспортно-импортных контрактов и сделок с иностранной валютой.

7. По продуктовому критерию:

установление валютного контроля над экспортно-импортными валютными операциями по стратегически важным товарным группам (золото, платина, ядерное топливо, новейшие технологии и т. п.);

отсутствие градации требований валютного контроля в зависимости от товарной номенклатуры экспортно-импортных валютных сделок.

Выше выделены только основные критерии классификации видов государственного валютного контроля. Любое правительство может разработать дополнительно свои критерии и строить систему валютного контроля с помощью объединения свойств вышеназванных видов и свойств новых разработанных видов.

Основные принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, а также структура валютных правоотношений регулируются Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” от 10 декабря 2003 г.

Целью валютного контроля является обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества; обеспечение соблюдения норм валютного законодательства РФ всеми резидентами и нерезидентами на территории страны при операциях с валютными ценностями.

Для рассмотрения системы валютного контроля необходимо выделить объекты и субъекты, связанные с ее функционированием.

В соответствии с Законом “О валютном регулировании” среди субъектов валютного контроля выделяют органы валютного контроля, агенты валютного контроля, резиденты и нерезиденты, деятельность которых попадает в сферу валютного регулирования на территории РФ.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом “О валютном регулировании и валютном контроле”, нормативными актами Банка России и других органов власти. Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

ЦБ РФ является основным органом валютного контроля и валютного регулирования в РФ. ЦБ РФ управляет валютными операциями, выдает коммерческим банкам лицензии на осуществление валютных операций на российской территории и за границей, разрешение уполномоченным предприятиям на право торговли валютой, разрешение на открытие счетов за границей.

Кроме того, ЦБ РФ определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, устанавливает правила проведения операций с иностранной валютой, издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами и нерезидентами, а также уполномочен на проведение всех видов валютных операций.

Агенты валютного контроля – уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Уполномоченные банки – кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие право на основании лицензий Центрального банка РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, а также действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями Центрального банка РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

Органы и агента валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:

проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с

проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Обязательный срок для предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Физические и юридические лица, как отечественные, так и иностранные, принимающие участие в валютных операциях в РФ, делятся на резидентов и нерезидентов.

Схема 1. Органы, осуществляющие валютный контроль

Согласно Закону “О валютном регулировании и валютном контроле” резидентами являются:

физические лица, постоянно проживающие в России, в том числе временно находящиеся за границей;

физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

юридические лица, созданные в соответствии с российскими законами, с местонахождением на территории РФ.

К нерезидентам Закон относит, например, физические лица, постоянно проживающие за границей, в том числе временно находящиеся в России; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств с местонахождением за пределами России; находящиеся в России иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации.

Расчеты между резидентами на территории страны в российских рублях производятся без ограничений, причем между юридическими лицами, как правило, в безналичной форме. Использование иностранных валют и выраженных в них платежных документов для расчетов между юридическими лицами-резидентами на территории России запрещается, за исключением таких случаев:

при расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и экспедиторскими организациями, когда услуги этих организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;

за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи для отечественных предприятий и организаций в случаях, когда расчеты с иностранными владельцами средств коммуникаций осуществляются предприятиями связи;

при оплате расходов банковских учреждений и посреднических внешнеэкономических организацией, если эти организации несли расходы в иностранной валюте и т. д.

Все расчеты между юридическими лицами-резидентами в иностранной валюте производятся на основании заключенных между ними договоров (контрактов).

В целях обеспечения правовой основы развития системы валютного контроля в РФ расчеты по предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ внешнеэкономическим сделкам резидентов осуществляются только через счета резидентов, которыми или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Банком России.

При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участниками деятельности оформлены паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта.

Импортеры-резиденты, которыми или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары стоимостью, эквивалентной сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком РФ.

Уполномоченные банки за выполнение ими функций агентов валютного контроля имеют право взимать с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок, плату в размере не более 0,15% суммы сделки, по которой уполномоченный банк осуществляет валютный контроль.

Объектами системы валютного контроля являются валютные ценности, валютные операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, а также любые действия хозяйствующих субъектов, нарушающие валютное законодательство РФ.

В соответствии с российским законодательством валютными операциями признается:

приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу

резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и

внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

– перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и операции, связанные с движением капитала. К текущим операциям относятся (схема 2):

В отличие от текущих валютных операций к валютным операциям, связанных с движением капитала, относится все обязательства, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, которые возникают и прекращаются в срок, превышающий 180 дней. Данный тип валютных операций включает:

прямые инвестиции, т. е. вложение в уставный капитал предприятия с целью извлечения доходов и получения прав на участие в управлении предприятием;

портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;

предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;

переводы и оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу.

Схема 2. Виды валютных операций

К валютным ценностям, в свою очередь, Закон относит иностранную валюту; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы (золото, серебро, платина и др.); природные драгоценные камни (алмазы, рубины, изумруды, сапфиры, александриты, жемчуг) (см. схему 3).

Схема 3. Понятие и виды валютных ценностей

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

приоритет экономических мер в реализации государственной политики

в области валютного регулирования;

исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Основным принципом построения в РФ системы валютного контроля является создание жесткого контроля со стороны государства за внешнеэкономическими операциями хозяйствующих субъектов по всем направлениям валют, товарных групп и четкая регламентация использования валютных ценностей на территории РФ как средства обращения.

Создание эффективной системы валютного регулирования и валютного контроля, разработка комплекса мер, препятствующих проведению незаконных операций с валютными ценностями и оттоком российских капиталов за рубеж – важные задачи, стоящие перед ЦБ.

В системе государственного валютного контроля в РФ можно выделить следующие главные направления. Это прежде всего:

  • – определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству, наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
  • – проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством;
  • – проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
  • – проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Валютная система – это совокупность двух понятий – валютного механизма и валютных отношений. Под валютным механизмом понимаются правовые нормы и институты, представляющие их на национальном и международном уровнях.

Валютные отношения – это повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций.

В условиях углубления интеграции экономик промышленно-развитых стран валютная система играет все более важную и самостоятельную роль в мирохозяйственных связях. Кроме того, оказывает непосредственное влияние на определяющие экономическое положение страны факторы: темпы роста производства и международного обмена, на цены, заработную плату и т.п.

Различают национальные, региональные и мировые валютные системы. Базой мировых и региональных валютных систем является международное разделение труда, товарное производство и внешняя торговля. Мировая валютная система включает международные кредитно-финансовые институты и комплекс международных договорных и государственно-правовых норм, обеспечивающих функционирование валютных инструментов. Элементами мировой валютной системы являются определенный набор платежных средств, валютные курсы и валютные паритеты, условия конвертируемости, формы международных расчетов, режим международных рынков валюты и золота, международных и национальных банковских учреждений.

Национальная валютная система – это совокупность экономических отношений, с помощью которых осуществляется платежный оборот, формируются и используются валютные ресурсы, необходимые для процесса общественного производства. Элементы национальной валютной системы – это национальная валюта, объем и состав валютных резервов, валютный паритет и курс национальной валюты, условия конвертируемости валюты, статус национальных органов и учреждений, регулирующих валютные отношения страны, условия функционирования национального рынка валюты и золота.

Читайте также:  Валютный контроль – регулирование в неторговом обороте

От эффективности валютного механизма, степени вмешательства государственных и международных валютно-финансовых организаций в деятельность валютных, денежных и золотых рынков во многом зависит экономическое развитие, внешнеэкономическая стратегия промышленно-развитых стран. Рост значения валютной системы заставляет промышленно-развитые страны совершенствовать старые и искать новые инструменты и методы государственно-монополистического регулирования валютной сферы на национальных и наднациональных уровнях.

Валютный контроль — функции и принципы регулирования

Денежная политика — важная часть жизни любого государства. Её нужно не только продумывать и оформлять, но и адекватно реализовать. Для этого и создан валютный контроль. Государство законодательно дала ему обязательства, а также определило все функции, которые важно знать любому человеку, решившему начать своё дело. Да и обычному гражданину лучше вооружиться этой информацией, на всякий случай. Также государство при помощи правовых актов установило основные принципы регулирования. Какие принципы, которыми пользуется валютный контроль во время работы, и какие его основные функции?

Изменения в валютном контроле 2018 года

Существует закон, напрямую касающийся валютного контроля и способов, которыми он имеет право регулировать денежные отношения. Этот закон проходит под номером 173. И стоит отметить, что в 2018 году эта деятельность государства не претерпела каких-либо заметных изменений. Этот законодательный акт остался приблизительно таким же, каким его принимали в 2003-м году. Точно такими же остается и функции валютного контроля, способы регулирования.

Валютный контроль должен дополнять валютные ограничения, они обязаны работать вместе. Только так они могут быть действенным рычагом управления для реализации политики государства, которая касается денежных отношений и внутреннего рынка.

Его функции тесно связаны с целями, которое государство поставило перед собой в отношении денежной политики. Во-первых, — укрепление позиций государственной валюты, во-вторых, — увеличение стабильности внутреннего сектора рыночных отношений. А значит можно сказать, что основные функции валютного контроля:

  • контроль денежных отношений;
  • наблюдение за законностью всех операций в этой сфере;
  • реализация планов и решений, целью которых будет укрепление состояния внутреннего рынка;

Валютный контроль и его принципы

Всё что, касается валютного контроля, установлено государством при помощи закона, указанного выше. В нем же и перечислены основные принципы, имеющие отношения к этому вопросу.

  • Во время реализации валютной политики государство обязано использовать только экономические приемы. Политические меры в таком вопросе будут неприемлемы и не смогут обеспечить правильное исполнение планов, касающихся денежных вопросов.
  • Также считается неприемлемым вмешательство государственных органов в денежные отношения. Особенно если на то не существует веских оснований. Такими основаниями могут стать нарушения действующего законодательства или внушительный риск того, что уменьшится государственный запас золота. Он имеет прямое отношение к общему принципу государственной деятельности, по которому оно не должно просто так вмешиваться в деятельность субъектов хозяйствования.
  • Единообразие, которое касается как валютной политики государства, так и всей системы валютного регулирования, в том числе и контроля. Под этим понятием подразумевается, что государство должно использовать одни и те же механизмы регулировки, даже при введении ограничений с их помощью.
  • Права всех субъектов, имеющих отношение к валютным отношениям и ко всем операциям, с ними связанными, должны защищаться. Это — гарантия не только судебной, но и административной защиты.

Это основные принципы, при помощи которых государство может осуществлять валютный контроль, а также защищать и наказывать всех, кто участвует в денежных отношениях.

Функции валютного контроля

Основные функции валютного контроля Российской Федерации лежат в мероприятиях, целью которых являются всевозможные проверки, касающиеся денежных отношений.

  • Согласованы ли с законодательством операции, проводимые в валюте.
  • Проверка наличия разрешений, которые требуются законодательством при подобных операциях.
  • Исполняют ли все участники подобных операций свои обязательства, наложенные на них государством.
  • Насколько обоснованы все выплаты, которые совершались при помощи валюты.
  • Достоверны ли все документы, в которых производился учет подобных выплат.

Также к основным функциям валютного контроля можно отнести и мероприятия, которые проводятся с целью ограничить операции с использованием зарубежной валюты.

  • Контроль всех финансовых операций, таких как передвижение капитальных и кредитных средств.
  • Контроль всех сделок, как торговых, так и тех, которые к таким не относятся.

Все подобные ограничения обязаны основываться только на действующих законодательных актах. Они не могут нарушать принятые правительством законы в отношении валютного контроля, его функций и принципов, вне зависимости от того, какая цель принимаемых решений.

Одним из способов, при помощи которого осуществляется валютное регулирование, является распродажа существенной части (до 30 процентов) выручки в валюте. Она является обязательной и должна осуществляться исключительно на внутреннем рынке Российской Федерации. Такая продажа должна совершаться в течение недели с того самого дня, как на счет резидента поступят валютные средства.

Существуют исключения для этого правила.

  • Обязательная продажа не совершается в случае, когда валютные платежи получает правительство или уполномоченные органы исполнительной власти.
  • Также она не обязательна, когда они получаются уполномоченными банками в следствии совершенных ими сделок.
  • Если сумма, полученная резидентом в валюте, не превышает средства, которые он обязан внести в связи с заключенными кредитными договорами или договорами по займу.

Это не все исключения для данного правила. Они могут дополняться или сокращаться в зависимости от сложившейся ситуации и решений, которое принимает правительство в отношении денежных операций. Так что, в любом случае, если человек хочет заняться своим делом, то ему необходимо обратиться за консультацией или спросить в городской администрации, где всегда должны быть в курсе о принятых государством изменений.

2. Понятие и принципы валютного регулирования

Валютное регулирование представляет собой деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю валютных операций, установлению валютного контроля и воздействию на валютный курс, а также ограничению использования иностранной валюты.

В соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» основными принципами валютного регулирования и валютного контроля являются:

приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Рассмотрим подробнее эти принципы.

Принцип приоритета экономических мер при реализации государственной политики в области валютного регулирования означает, что государство отдает предпочтение не политическим (как было в бывшем СССР), а экономическим мерам для регулирования обращения иностранной валюты. К таким мерам следует отнести: развитие и поощрение внешних торговых отношений юридических и физических лиц, предоставление им различных льгот (в том числе налоговых), разрешение открытия счетов в банках за рубежом, целевое финансирование из бюджета предприятий и организаций, осуществляющих экспортно-импортные операции, и др. Государственную политику в сфере валютного регулирования также называют валютной политикой.

Валютная политика является составной частью государственной экономической политики и представляет собой законодательно закрепленные меры воздействия государства, направленные на установление порядка обращения валюты внутри страны и за ее пределами. Разработка основных направлений валютной политики государства, как правило, возлагается на Правительство, центральные финансовые органы и национальный банк страны и осуществляется с учетом мировой валютной политики, проводимой международными валютно-финансовыми организациями (Международным валютным фондом, Международным и Европейским банками реконструкции и развития).

Принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов является составной частью общего принципа невмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Следует помнить, что валютные отношения имеют свою специфику и могут оказать существенное влияние на экономику государства. Поэтому вмешательство государства в проводимые валютные операции резидентов и нерезидентов допускается только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты и недопущения проведения незаконных валютных сделок и действий.

Единство внутренней и внешней валютной политики Российской Федерации означает, что государство придерживается общих основ в сфере регулирования валютных операций, осуществляемых внутри страны и на мировом валютном рынке. Не должны устанавливаться различные механизмы воздействия на валютный курс, а также вводиться валютные ограничения в отношении отдельных субъектов по сравнению с другими.

Принцип единства системы валютного регулирования и валютного контроля предполагает формирование общей структуры регулирования валютных операций. Валютное регулирование осуществляется только на основе федеральных законов, нормативные правовые акты могут регулировать валютные правоотношения в случаях, непосредственно предусмотренных валютным законодательством.

Государство, обеспечивая эффективность валютного регулирования, одновременно устанавливает и единую систему валютного контроля, включающую в себя государственные и уполномоченные органы, полномочия которых строго определены.

Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций является конституционным положением. Государство гарантирует административную и судебную защиту прав и интересов участников валютных правоотношений. В то же время резиденты и нерезиденты могут выбрать и иные способы защиты своих интересов, например обращение в международные судебные органы (арбитражи). Законодательством обеспечивается и право на защиту интересов государства как при осуществлении валютных операций резидентов и нерезидентов, так и при непосредственном участии государства (как субъекта) в валютных правоотношениях.

Составными частями (элементами) валютного регулирования являются валютная интервенция, формирование валютных резервов и валютные ограничения.

Валютная интервенция представляет собой целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс. Осуществляется валютная интервенция, прежде всего для регулирования курса иностранных валют в интересах государства.

Валютный курс – это цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другого государства. Например, если курс евро составляет 1,2 доллара США, то это означает, что на валютном рынке евро и доллар будут обмениваться именно в такой пропорции.

Различают два вида валютного курса: биржевой (гибкий, плавающий) и фиксированный. Биржевой курс устанавливается в результате рыночных колебаний, в условиях свободной купли-продажи валюты на валютных торгах. Валютные торги проводятся на валютных рынках (например, ММВБ), т.е. на рынках, где совершается купля-продажа иностранной валюты на основе спроса и предложения. Фиксированный курс вытекает из установленного международными организациями или государством валютного паритета, обменного соглашения. Валютный паритет представляет собой твердое, официально устанавливаемое соотношение обмена одной валюты на другую.

Государство в целях своевременного осуществления международных расчетов, а также для получения дохода и регулирования валютного рынка формирует валютные резервы (международные резервы). Международные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Банка России и Правительства РФ и складывающиеся из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и других резервных активов.

Валютное регулирование осуществляется специально уполномоченными органами государства. Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. Для реализации функций, предусмотренных валютным законодательством, им предоставляется право издавать нормативные акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Центральный банк РФ устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям порядок и сроки их представления, готовит и публикует статистическую информацию. Правительство РФ устанавливает порядок расчетов и переводов по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Центральный банк РФ и Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством федеральные органы исполнительной власти (Служба внешней разведки РФ, Министерства обороны РФ и др.) без ограничений осуществляют все виды валютных операций.

Общие основы валютного регулирования в Российской Федерации

Функции и задачи валютного регулирования в Российской Федерации

Начиная наше исследование с вопроса о том, какие функции и задачи выполняет валютное регулирование в Российской Федерации, нельзя не сказать о том, что понятие «валютное регулирование» понимается в широком и в узком смыслах.

Итак, под валютным регулированием в широком смысле понимается регламентация государством основных принципов организации национальной валютной системы и механизмов ее функционирования. Таким образом, сущность валютного регулирования заключается именно в создании такой системы воздействия на конвертируемость национальной валюты, валютного курса, внутреннего валютного рынка и платежного баланса, которая отвечала бы стратегическим задачам развития национальной экономики и вместе с тем отражала бы потребности текущего момента.

При этом содержание понятия «валютное регулирование» многообразно. Это понятие по существу включает в себя такие процессы, как:

– деятельность государственных органов по управлению обращением валюты;

– контроль государства за валютными операциями;

– воздействие на курс национальной валюты;

– ограничение использования иностранной валюты;

– совокупность законодательных, административных, экономических и организационных мероприятий, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями.

При этом функции государства в сфере валютного регулирования, по общему правилу, включают в себя:

– накапливание статистических данных об экспорте из страны и импорте в страну;

– регулирование вывоза из страны стратегического сырья (то есть, материалы, необходимые для ведения войны. Можно насчитать свыше двадцати пяти видов стратегического сырья: это железо, алюминий, магний и т.д.);

– регламентирование ввоза или вывоза национальной валюты из страны, купли-продажи ценных бумаг;

– покупка резидентами и нерезидентами недвижимости на территории страны или за ее пределами;

– определение курса валюты данной страны по отношению к прочим валютам;

– регулирование порядка проведения операций с валютой резидентами и нерезидентами (осуществление ими платежей, инвестиций);

– регламентирование порядка репатриации прибыли, полученной от проведения экспортных операций.

Валютное регулирование формируется и зачастую определяется проводимой государством валютной политикой. В этой связи повторим, что под валютной политикой понимается совокупность государственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных на достижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннего и внешнего равновесия.

Читайте также:  Паспорт сделки при валютном контроле - образец

В то же время, как нами уже было отмечено, валютное регулирование может пониматься и в узком смысле. В этом случае под валютным регулированием подразумевается только элемент валютной политики, выражающийся во введении различных видов ограничений на проведение операций резидентов и нерезидентов с иностранной валютой и другими валютными ценностями путем лицензирования, дифференциации и контроля.

Важно отметить, что валютное регулирование может быть различных видов. Оно может быть:

1) прямым и косвенным. Прямое валютное регулирование – это совокупность законодательных и административных действий власти, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями. Косвенное же валютное регулирование является совокупностью экономических методов воздействия на участников внешнеэкономических связей путем создания у них экономической заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций. Преобладание того или иного метода валютного регулирования и определяет его характер;

2) либеральным или ограничительным. Либеральное валютное регулирование имеет направленность на текущую конъюнктуру валютного рынка, оно не затрагивает структурных основ валютной системы и валютного курса. Ограничительное же валютное регулирование целенаправленно воздействует на формирование валютного курса и платежного баланса. Его законченной формой выступают валютные ограничения, а именно законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями и т.д.

Стоит заметить, что формы валютных ограничений разнообразны. Это и ограничения или запрет на экспорт капитала, и блокирование счетов нерезидентов, и множественность валютных курсов, и тому подобные иные меры.

Валютное регулирование осуществляется государством, как нами уже было замечено, посредством использования определенных инструментов. Данные инструменты представляют собой конкретные организационные и экономические меры, с помощью которых государство воздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны и на состояние ее платежного баланса. Содержание инструментов и механизм их использования формируются под воздействием различных факторов, в том числе под воздействием реальной макроэкономической ситуации, целей микроэкономической политики, действующего в стране законодательства и т.д. Например, к инструментам валютного регулирования относятся применяемые Правительством Российской Федерации квоты, устанавливаемые лимиты, вводимые штрафные санкции, валютные интервенции и т.д.

При этом валютное регулирование осуществляется посредством механизма валютного контроля. В этой связи стоит остановиться на определении понятия «валютный контроль».

Итак, под валютным контролем понимается система мер по обеспечению исполнения законов, норм и правил проведения валютных операций, установленных государством. Иными словами, валютный контроль обеспечивает эффективность валютного регулирования, и поэтому является его составной частью.

Для осуществления валютного контроля внешнеэкономической деятельности создается специальный (особый) механизм, который включает специальные инструменты осуществления контроля, формы, методы и инструменты его проведения.

Разумеется, валютное регулирование существует во всех странах. В России оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ, который, в частности, определяет:

– принципы проведения валютных операций в Российской Федерации;

– полномочия и функции органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля;

– права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

– меру ответственности за нарушение валютного законодательства.

Таким образом, в области валютного законодательства за последние десятилетия произошли радикальные изменения, вызванные основным событием в этой сфере – отменой государственной валютной монополии.

Государственная валютная монополия была главным принципом валютной политики на протяжении всей истории СССР. Названный принцип означает, что государство выступало единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрировалась в одних руках и распределялась из центра с помощью валютного плана. Государство имело тогда исключительное право на совершение операций с валютными ценностями, на управление принадлежавшими ему золото-валютными резервами. Тогда действовали следующие принципы: принцип концентрации валютных резервов и принцип единства валютной кассы.

С упразднением государственной монополии на внешнюю торговлю и началом либерализации внешнеторговой деятельности резко увеличилось количество физических и юридических лиц, которые сталкиваются в своих повседневных нуждах с валютным законодательством. Кроме того, создание же внутреннего валютного рынка в России придало валютно-правовому регулированию постоянный характер.

Государство разрешило в известных пределах обращение иностранной валюты и валютных ценностей и тем самым обеспечило приоритет собственной, национальной валюты. В частности, денежные обязательства, возникающие при совершении сделок с золотом и серебром, должны быть выражены и оплачены в валюте РФ. Согласно решению Совета Безопасности РФ «Об итогах работы Государственной комиссии по рассмотрению причин резкой дестабилизации финансового рынка» от 2 ноября 1994 года в расчетах между конечными потребителями запрещено применять валюту иностранных государств. В связи с этим на предприятиях розничной торговли и других предприятиях, обслуживающих население, запрещается объявлять цены на товары и услуги в иностранной валюте. Но при этом оценка вкладов в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями может осуществляться как в национальной, так и в иностранной валюте (по соглашению между участниками предприятия).

Таким образом, мы можем определить валютное регулирование как деятельность государственных органов, которая направлена на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Стоит отметить, что валютное правовое регулирование осуществляется на двух уровнях: нормативном и индивидуальном.

Нормативно-правовое регулирование состоит в создании (разработке и утверждении) правовых норм, объектом которых являются общественные отношения, связанные именно с валютой.

В свою очередь, индивидуально-правовое регулирование – это такое применение правовых норм к конкретным жизненным обстоятельствам, которое влечет за собой возникновение, изменение и прекращение валютных правоотношений.

Основы организации и осуществление валютного регулирования определены, как мы уже говорили, Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных актах, в том числе и ведомственных (однако имеющих общее значение).

Стоит заметить, что правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции: регулирующую и контрольную.

Итак, регулирующая функция валютного законодательства сводится, в первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций, под которыми понимаются:

– операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

– ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

– осуществление международных денежных переводов.

Основной целью валютного регулирования (и в первую очередь валютного контроля) является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности, т.е. предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

Таким образом, валютное регулирование – это форма осуществления государством его валютной политики.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Говоря о принципах валютного регулирования, стоит сказать, что они не всегда были постоянными, нередко они менялись под воздействием самых разнообразных факторов. На валютное регулирование в разное время оказывал влияние целый ряд причин политико-экономического и правового характера. Еще во времена Киевской Руси было хождение иностранных денег. Например, киевские князья требовали от завоеванных территорий уплаты налогов иностранными монетами, а Новгород и Псков при торговле с соседями применяли при расчетах наряду с рублями литовскими и немецкими серебряные монеты. При этом уже в XIV-XV вв. на Руси вводились ограничения в отношении иностранной валюты, но на протяжении длительного периода времени (а именно до 1923 года) валютные ценности постоянно находились в обращении на всей территории государства. Ограничения и запреты на осуществление валютных операций вводились, как правило, только при кризисных явлениях. В советский же период сделки с валютными ценностями для частных лиц были запрещены, а валютное регулирование заменилось прямым административным управлением и контролем.

В 90-х годах века в России произошли, как известно, коренные изменения. Изменение политического режима в нашей стране и расширение внешнеэкономической деятельности потребовали правового регулирования оборота иностранной валюты. Тогда 9 октября 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». Однако, несмотря на свое наличие в правовом поле Российской Федерации данный закон носил рамочный характер, практически каждая его норма наполнялась конкретным содержанием лишь с помощью многочисленных (около 300) и противоречащих друг другу нормативных актов.

В этой связи было принято решение об издании нового, соответствующего современным экономическим условиям России закона. И 10 декабря 2003 года был принят новый Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», призванный решить многочисленные проблемы в правовом регулировании и более четко урегулировать функционирование валютного рынка и обращение иностранной валюты. В законе были сформулированы принципы валютного регулирования. В своем научном исследовании мы уже обозначили данные принципы. Рассмотрим их подробнее.

Так, под принципом приоритета экономических мер при реализации государственной политики в области валютного регулирования понимается, что государство отдает предпочтение не политическим (как было, например, в СССР), а экономическим мерам для регулирования обращения иностранной валюты. К таким мерам следует отнести, в частности, следующее:

– развитие и поощрение внешних торговых отношений юридических и физических лиц;

– предоставление им различных льгот (в том числе налоговых);

– разрешение открытия счетов в банках за рубежом;

– целевое финансирование из бюджета предприятий и организаций, осуществляющих экспортно-импортные операции.

Принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов также является составной частью общего принципа невмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, за исключением тех случаев, которые предусмотрены законодательством. Следует отметить, что валютные отношения обладают своей спецификой и могут оказать существенное влияние на экономику любого государства. Поэтому вмешательство государства в проводимые валютные операции резидентов и нерезидентов допускается только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты и недопущения проведения незаконных валютных сделок и действий.

Например, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязательному контролю подлежат операции по покупке и продаже иностранной валюты в крупных размерах, перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и некоторые другие операции.

В свою очередь, единство внутренней и внешней валютной политики России означает, что государство придерживается общих основ в сфере регулирования валютных операций, осуществляемых внутри страны и на мировом валютном рынке. Таким образом, не должны устанавливаться различные механизмы воздействия на валютный курс, а также вводиться валютные ограничения в отношении отдельных субъектов по сравнению с другими.

Такой принцип, как единство системы валютного регулирования и валютного контроля, предполагает формирование общей структуры регулирования валютных операций. Валютное регулирование осуществляется исключительно на основе федеральных законов, нормативные правовые акты могут регулировать валютные правоотношения в случаях, прямо предусмотренных валютным законодательством.

Государство обеспечивает эффективность валютного регулирования, одновременно устанавливая единую систему валютного контроля, включающую в себя государственные и уполномоченные органы, полномочия которых строго определены.

Вообще обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций является конституционным положением. Государство гарантирует административную и судебную защиту прав и интересов участников валютных правоотношений. Но при этом резиденты и нерезиденты могут выбрать и иные способы защиты своих интересов, например обращение в международные судебные органы (арбитражи). Законодательством обеспечивается и право на защиту интересов государства как при осуществлении валютных операций резидентов и нерезидентов, так и при непосредственном участии государства (как субъекта) в валютных правоотношениях.

Завершая рассмотрение общей характеристики функций и задач валютного регулирования в Российской Федерации, отметим, что составными частями валютного регулирования являются валютная интервенция, формирование валютных резервов и валютные ограничения.

Валютная интервенция – это целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс. Осуществляется валютная интервенция, прежде всего, для регулирования курса иностранных валют в интересах государства.

В свою очередь, под валютным курсом понимается цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другого государства. Например, если курс евро составляет 1,2 доллара США, то это означает, что на валютном рынке евро и доллар будут обмениваться именно в такой пропорции.

При этом различают два вида валютного курса: биржевой (или его еще называют гибкий, плавающий) и фиксированный. Биржевой курс устанавливается в результате рыночных колебаний, в условиях свободной купли-продажи валюты на валютных торгах. Валютные торги проводятся на валютных рынках, т.е. на рынках, где совершается купля-продажа иностранной валюты на основе спроса и предложения. Фиксированный же курс вытекает из установленных международными организациями или государством валютных договоренностей (валютный паритет). Под валютным паритетом подразумевается твердое, официально устанавливаемое соотношение обмена одной валюты на другую.

В целях своевременного осуществления международных расчетов, а также для получения дохода и регулирования валютного рынка государство формирует так называемые валютные резервы (международные резервы). Международные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Центрального Банка России и Правительства Российской Федерации, которые складываются из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и других резервных активов.

Читайте также:  Отмена паспорта сделки в 2020 году - что взамен?

Валютный контроль в банке: понятие и принципы, органы контроля

Все расчеты по финансовым операциям в Российской Федерации осуществляются с использованием рублей. Однако существует ряд сделок, расчеты по которым производятся в иностранной валюте. Такие транзакции и связанный с ними документооборот регулируются валютным законодательством, регламентирующим строгое соблюдение четко определенных правил при расчете иностранными валютами на предприятиях и в банках.

В статье мы расскажем о понятии «Валютный контроль», его принципах и методах. Вы узнаете, какие функции выполняют органы регулирования и агенты, каков список необходимых документов для совершения сделки.

Содержание

Понятие, цели и направления валютного контроля

Обязанности глобального контроля над соответствием осуществляемых на территории РФ валютных операций государственным нормам возложены на следующие структуры:

  • Центральный Банк (ЦБ РФ);
  • Правительство РФ;
  • Таможенный комитет;
  • Министерство финансов;
  • Органы исполнительной власти.

В рамках непосредственного регулирования валютных операций контрольные функции возложены Центральным Банком на агентов валютного контроля – финансовые структуры, сфера полномочий которых включает надлежащее оформление платежных транзакций с предоставлением полных отчетных сведений.

Кроме того, направления валютного контроля предусматривают:

  • обеспечение легитимности осуществляемых операций;
  • проверку исполнения финансовых обязательств между сторонами – резидентами и нерезидентами;
  • удостоверение отчетных документов.

Методика валютного контроля получила широкое распространение на мировом пространстве в периоды государственных экономических кризисов. Особенно активно правительства стран регулировали международные расчеты в послевоенные годы. Современный уровень развития мировых экономик позволяет успешно обходиться без жесткого регулирования валютных операций. Однако порядка 50 мировых держав, включая РФ, Чехию, Израиль, Турцию, продолжают использовать методику.

Надзор над валютными операциями: формы и принципы

Основополагающими принципами контроля над проведением валютных операций в РФ являются:

  • исключение неоправданного государственного вмешательства в расчеты иностранными валютами;
  • единство систем валютного контроля и регулирования;
  • государственная защита прав сторон.

Кроме того, правительством гарантированы:

  • обеспечение законности;
  • соблюдение обязательности;
  • сохранение коммерческой тайны.

Учитывая непрерывность развития законодательной системы, периодические изменения производятся в формах, видах и методах валютного контроля. Методы валютного контроля включают:

  • специализированные (мероприятия по обследованию и ревизии);
  • основные (наблюдательные и проверочные);
  • дополнительные (направление информационных запросов с целью дальнейшего анализа сведений).

Отдельными видами контрольных операций определены:

  • предварительный – осуществляемый до совершения транзакции;
  • текущий – производимый в ходе операции;
  • последующий – предусматривающий наблюдение за итогами произведенной валютной операции.

Непосредственное наблюдение за расчетами в иностранных валютах производят агенты валютного контроля, опосредованное – правительство РФ.

Структура и полномочия контролирующих органов

Основными органами валютного контроля на территории РФ являются Центробанк и Правительство, функционал которых включает:

  • издание нормативов, обязательных для исполнения всеми сторонами сделок;
  • надзор за операциями с валютами;
  • проверка сделок на соответствие нормам действующего законодательства.

К полномочиям должностных лиц контрольных структур относятся регулирование процессов учета на предприятиях и в банках, проверка документации, приостановка лицензионных разрешений на осуществление видов деятельности и прочие мероприятия с обязательным сохранением принципов коммерческой тайны.

Какие операции подлежат обязательному валютному контролю

Существующим российским законодательством предусмотрено 3 вида финансовых сделок, подлежащих обязательному валютному контролю:

  1. Операции с внешними и внутренними ценными бумагами, обеспеченными иностранной валютой.
  2. Любые расчеты между резидентами и нерезидентами, регламентированные государством и защищенные законом.
  3. Расчетные операции в иностранных валютах при осуществлении сделок в рамках договоров с зарубежными компаниями.

Все сделки, согласно которым осуществляется ввоз товаров на территорию РФ, подлежат обязательному валютному контролю. В то же время, расчеты в иностранной валюте, не предусматривающие фактическую доставку товаров в страну, регуляторами не контролируются.

Функции агентов валютного контроля

Валютный контроль в России осуществляют следующие уполномоченные агенты:

  • банки, находящиеся в прямом подчинении ЦБ РФ;
  • налоговые органы и прочие небанковские организации;
  • государственное учреждение Внешэкономбанк.

В перечень обязанностей агентов входят:

  • регистрация банковских счетов сторонам;
  • удостоверение пакета документов;
  • внесение операционной информации в банк данных;
  • оформление паспорта сделки;
  • закрытие транзакции;
  • подготовка операционных отчетов.

Процедура валютного контроля

Надзор над проведением валютных операций включает:

  • подготовку полного комплекта документов по сделке;
  • проведение процедуры уполномоченным агентом валютного контроля;
  • оформление паспорта сделки – при необходимости;
  • внесение сведений о проведенной операции в банк данных;
  • резервирование денежных средств для осуществления транзакции;
  • возвращение резервной суммы по окончанию операции;
  • закрытие операции с формированием отчетной документации.

Какие документы необходимы для осуществления валютного контроля

Комплект документов, на основании которых банковское учреждение выполняет процедуру валютного контроля, имеет следующую структуру:

  • документы, подтверждающие личности сторон;
  • свидетельства о государственной регистрации участников;
  • пакет таможенных документов;
  • паспорт сделки – при необходимости;
  • договора, первичные бухгалтерские документы, доверенности, имеющие непосредственное отношение к операции;
  • документы, определяющие права аренды или собственности на недвижимое имущество – при наличии.

Кроме того, участникам сделки необходимо документально подтвердить права на осуществление данного типа операций, а также получить в финансовой организации отчетные документы об успешном проведении валютной транзакции.

Изменение валютных сделок в 2018 году

Исчерпывающее видео о ВК и изменениях 2018 года:

Принципы валютного регулирования и валютного контроля

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Это по существу совокупность таких процессов, как:

* деятельность государственных органов по управлению обращением валюты;

* контроль государства за валютными операциями;

* воздействие на курс национальной валюты;

* ограничение использования иностранной валюты;

* совокупность законодательных, административных, экономических и организационных мероприятий, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями.

Функции государства в сфере валютного регулирования, как правило, включают в себя:

* накапливание статистических данных об экспорте из страны и импорте в страну;

* регулирование вывоза из страны стратегического сырья;

* регламентирование ввоза или вывоза национальной валюты из страны, куплю-продажу ценных бумаг;

* покупка резидентами и нерезидентами недвижимости на территории страны или за её пределами;

* определение курса валюты данной страны по отношению к прочим валютам;

* регулирование порядка проведения операций с резидентами и нерезидентами;

* регламентирование порядка репатриации прибыли, полученной от проведения экспортных операций.

Валютное регулирование формируется и во многом определяет проводимой государством валютной политикой.

Валютная политика – совокупность государственных мер в области внешнеэкономических связей, направленных на достижение стратегических задач и текущих целей страны, поддержание внутреннего и внешнего равновесия.

Валютное регулирование может быть:

Прямое валютное регулирование – совокупность законодательных и административных действий власти, определяющих порядок проведения операций с валютными ценностями.

– Косвенное валютное регулирование – совокупность экономических методов воздействия на участников внешнеэкономических связей путем создания у них экономической заинтересованности в осуществлении определенных валютных операций.

Преобладание того или иного метода валютного регулирования, определяет его характер; Либеральным или ограничительным.

Либеральное валютное регулирование направлено на текущую конъюнктуру валютного рынка, оно не затрагивает структурных основ валютной системы и валютного курса. Ограничительное валютное регулирование целенаправленно воздействует на формирование валютного курса и платёжного баланса. Его законченной формой выступают валютные ограничения, т.е. законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентирование операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями.

Формы валютных ограничений разнообразны:

ограничение или запрет на экспорт капитала, блокирование счетов нерезидентов, множественность валютных курсов и т.д.

Валютное регулирование осуществляется государством посредством использования определенных инструментов, которые представляют собой конкретные организационные и экономические меры, с помощью которых государство воздействует на соотношение спроса и предложения на иностранную валюту внутри страны и на состояние её платежного баланса.

Так, к инструментам валютного регулирования относятся применяемые правительством квоты, устанавливаемые лимиты, вводимые штрафные санкции, валютные интервенции и т.д.

Валютное регулирование осуществляется посредством механизма валютного контроля.

Валютный контроль – это контроль за проведением валютных операций в целях их приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим законодательством.

Валютное регулирование в России осуществляется в соответствии с Законом РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле р РФ», который определяет:

* принципы проведения валютных операции в РФ

* полномочия и функции органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля;

* права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

* меру ответственности за нарушение валютного законодательства.

Основной элемент национальной валютной системы – национальная валюта.

Закон дает четкое определение самого понятия «национальная российская валюта». «валюте Российской Федерации» относятся: _ находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов (банкнот) ЦБ РФ и монеты; Валютное обращение в РФ регулируется Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле” , и принятых в соответствии с ним федеральных законов, органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования ,Международными договорами .

Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле р РФ», определяет:

* принципы проведения валютных операции в РФ

* полномочия и функции органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля;

* права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями;

* меру ответственности за нарушение валютного законодательства.

Основной элемент национальной валютной системы – национальная валюта.

Валюта в РФ

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки ;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах;

2) иностранная валюта:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах;

3) внутренние ценные бумаги:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации;

4) внешние ценные бумаги– ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам;

5) валютные ценности – иностранная валюта и внешние ценные бумаги;

Валютные операции:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ;

К резидентам РФ относятся:

– Физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, в том числе временно находящиеся за пределами РФ;

– Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

– Предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ;

– Находящиеся за пределами РФ филиалы и представительства резидентов РФ.

К нерезидентам РФ относятся:

– Физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ, в том числе временно находящиеся в РФ;

– Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

– Предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ;

– Находящиеся в РФ филиалы и представительства нерезидентов РФ.

Организация валютного контроля в РФ
Основными направлениями валютного контроля в России являются:

Определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

Проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;

Проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

Проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию