Валютный контроль – регулирование в неторговом обороте

Валютный контроль в неторговом обороте

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» – основной законодательный акт, регулирующий проведение валютных операций в России, в том числе порядок перемещения наличной валюты и ценных бумаг в документарной форме (ст. 15).

Ввоз в РФ иностранной валюты и валюты РФ, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Российской Федерации.

При единовременном ввозе в РФ физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами наличной иностранной валюты и валюты РФ, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, ввозимая наличная иностранная валюта и валюта РФ, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и валюты РФ, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме.

Физические лица – резиденты и физические лица – нерезиденты имеют право вывозить из РФ иностранную валюту, валюту РФ, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные или переведенные в РФ, при соблюдении требований таможенного законодательства РФ в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в РФ.

Физические лица – резиденты и физические лица – нерезиденты имеют право единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту и валюту РФ в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и валюта РФ была ранее ввезена или переведена в РФ либо приобретена в РФ.

При единовременном вывозе из РФ физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами наличной иностранной валюты и валюты РФ в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и валюта РФ не подлежит декларированию таможенному органу.

При единовременном вывозе из РФ физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами наличной иностранной валюты и валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта и валюта РФ подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и валюты РФ.

Единовременный вывоз из РФ физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами наличной иностранной валюты и валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 15 Федерального закона от 10.12.2004 N 173-ФЗ.

При единовременном вывозе из РФ физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, вывозимые дорожные чеки подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

При единовременном вывозе из РФ резидентами и нерезидентами иностранной валюты, валюты РФ, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, указанных в частях 2, 3 и 3.1 статьи 15 Федерального закона от 10.12.2004 N 173-ФЗ, вывозимые иностранная валюта, валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

Перерасчет иностранной валюты, валюты РФ, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме в доллары США осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день декларирования таможенному органу. Для целей декларирования таможенному органу внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме принимается:

1) для эмиссионных ценных бумаг – номинальная стоимость ценных бумаг;

2) для иных ценных бумаг, удостоверяющих право на получение валюты РФ или иностранной валюты, – соответствующая сумма в валюте РФ или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет указанная ценная бумага.

Перемещение физическими лицами наличной валюты РФ через внутренние таможенные границы между государствами-участниками Таможенного союза регулируется следующими нормативными актами:

Соглашением об обеспечении свободного и равного пересечения физическими лицами границ государств-участников Таможенного союза и беспрепятственного перемещения ими товаров и валюты от 24 ноября 1998 года;

– приказом ГТК России от 18.05.1998 г. ¹ 320 «Об особенностях таможенного оформления товаров и валюты, перемещаемых физическими лицами через внутренние таможенные границы между государствами-участниками Таможенного союза».

В соответствии со статьей 7 вышеупомянутого Соглашения перемещение иностранной и национальной валют государств-участников Таможенного союза через их внутренние таможенные границы осуществляется без ограничений. Однако статьей 8 Соглашения за каждым государством-участником Таможенного союза сохраняется право устанавливать в случае критического состояния платежного баланса иную норму максимального вывоза с таможенной территории государства одним физическим лицом валюты третьих государств и валюты, являющейся национальной для государства, устанавливающего такую норму.

Действующий порядок перемещения наличной иностранной валюты физическими лицами предполагает, с одной стороны, усиление контроля за перемещением крупных сумм иностранной валюты, а с другой – направлен на упрощение таможенного оформления иностранной валюты, ввозимой гражданами в личных целях.

Ввоз наличной иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами (юридическими и физическими лицами) без ограничений, но с соблюдением требований таможенного законодательства РФ.

При нарушении порядка перемещения физическими лицами иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме последние подлежат при вывозе возврату на территорию РФ или сдаче на хранение в таможенный орган по квитанции формы ТС-21 на срок до 2 месяцев. По мотивированному обращению физического лица в таможенный орган срок хранения может быть продлен до 4 месяцев. По истечении указанного срока невостребованная валюта может быть обращена в федеральную собственность.

Все установленные ограничения на вывоз иностранной валюты не распространяются на владельцев пластиковых карточек и дорожных чеков.

Последнее направление валютного контроля в неторговом обороте – это валютный контроль за перемещением юридическими лицами (резидентами) драгоценных металлов и драгоценных камней, в отношении которых сохраняется жесткий государственный контроль.

Порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом устанавливается Правительством РФ. Основными правовыми документами являются Федеральный закон РФ от 26.03.98 ¹ 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», Указ Президента РФ от 30.11.2002 г. ¹ 1373 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации природных алмазов и бриллиантов», Указ Президента РФ от 21.06.2001 ¹ 742 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней».

Согласно Федеральному закону «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» установление особого порядка таможенного контроля за перемещением через таможенную границу драгоценных металлов и драгоценных камней отнесено к одной из форм государственного регулирования.

Перемещение драгоценных металлов и камней через таможенную границу Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством России, а в ряде случаев может производиться только на основании специальных решений Президента РФ, а именно:

– ввоз и вывоз необработанных природных алмазов и бриллиантов;

– ввоз и вывоз радиоактивных и стабильных изотопов драгоценных металлов и изделий на их основе;

– ввоз на территории особых экономических зон, свободных таможенных зон и свободных складов, вывоз с этих территорий драгоценных металлов и камней;

– вывоз драгоценных металлов и камней, поступающих в соответствии с условиями соглашений о разделе продукции в собственность инвестора.

Ввоз драгоценных металлов на территорию Российской Федерации организациями и физическими лицами осуществляется без количественных ограничений и лицензий. Не подлежат вывозу с территории России отходы и лом, руды и концентраты драгоценных металлов, а также необработанные драгоценные металлы.

Особенности экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней, устанавливаемые законодательством Российской Федерации, можно представить в виде табл. 5.4.

Упомянутые в таблице квоты устанавливаются Правительством РФ на индивидуальной основе ежегодно не позднее декабря, на основании представления Министерства финансов РФ, согласованного с Министерством экономического развития и торговли РФ. При установлении квот на очередной год учитываются результаты выполнения ими в предшествующем году договорных обязательств.

Лицензии, на основании которых осуществляется экспорт, выдаются Министерством экономического развития и торговли РФ. Оно ежеквартально представляет в Министерство финансов РФ сведения о выдаваемых лицензиях. В свою очередь Федеральная таможенная служба ежеквартально представляет сведения о фактических объемах экспорта.

Особенности экспорта драгоценных камней и драгоценных металлов

Вывоз на основании лицензии МЭРТ в пределах установленных квот МинфинаВывоз на основании лицензии МЭРТ без количественных ограниченийВывоз без количественных ограничений и лицензийЭкспорт запрещен, за исключением вывоза на переработку и ввоза продуктов переработкиВывоз на основе сертификата химического состава и заключения Минфина и Минпромнауки
Необработанные платина и металлы платиновой группы (только аффинированные в виде слитков, пластин, порошка и гранул)Необработанные золото и серебро (только аффинированные в виде слитков, пластин, порошка и гранул и используемое для чеканки монет)Драгоценные металлы в виде продукции и изделийОтходы и лом драгоценных металловСырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, если извлечение драгоценных металлов нецелесообразно или экономически невыгодно
Необработанные драгоценные металлы (не подлежащие аффинажу самородки)Природные драгоценные камни необработанные и обработанныеИзделия производственно-технического назначения из драгоценных камнейРуды, концентраты драгоценных металлов (за исключением аффинированных драгоценных металлов)
Сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, если возможно их извлечение промышленным способомМонеты (только из драгоценных металлов)Изделия из драгоценных камней и природного жемчуга
Жемчуг природныйМонеты из драгметаллов
Уникальные янтарные образования

В России экспорт аффинированных платины и металлов платиновой группы осуществляется унитарным предприятием “Внешнеэкономическое объединение “Алмазювелирэкспорт”. Контроль за операциями, проводимыми этим предприятием, осуществляет Министерство финансов РФ.

Экспорт аффинированных золота и серебра имеют право осуществлять:

а) Центральный банк России;

б) кредитные организации, имеющие лицензии Центрального банка России на совершение операций с драгоценными металлами.

в) субъекты добычи драгоценных металлов;

г) организации, имеющие лицензии на оптовую торговлю драгоценными металлами.

Перемещение драгоценных камней осуществляется со следующими особенностями.

Ввоз в Российскую Федерацию природных алмазов и бриллиантов производится российскими и иностранными лицами без количественных ограничений и лицензий, выдаваемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, при соблюдении законодательства Российской Федерации о таможенном деле и проведении государственного контроля за качеством сортировки и оценки природных алмазов и бриллиантов при их ввозе в Российскую

Экспорт необработанных и обработанных природных драгоценных камней имеют право осуществлять субъекты их добычи и производства.

Экспорт уникальных драгоценных камней осуществляется по отдельным решениям Правительства РФ.

Экспорт природных алмазов осуществляется по лицензиям, выдаваемым Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Такая лицензия не требуется при экспорте отходов от обработки алмазов, алмазного концентрата, алмазной крошки и алмазных порошков.

Экспорт бриллиантов осуществляется без количественных ограничений и лицензий.

Физические лица могут без количественных ограничений и лицензий вывозить из Российской Федерации:

– ранее ввезенные в Российскую Федерацию этими лицами бриллианты с представлением оформленных таможенными органами Российской Федерации документов, подтверждающих факт их ввоза, и бриллианты, находящиеся в их собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, временно вывозимые из Российской Федерации;

– не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности бриллианты в числе иных вывозимых товаров, порядок вывоза которых регулируется законодательством Российской Федерации. При этом общая стоимость вывозимых товаров не должна превышать сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов США. В общую стоимость вывозимых бриллиантов не включается стоимость ранее ввезенных физическими лицами в Российскую Федерацию и временно вывозимых из Российской Федерации бриллиантов.

В России возможен ввоз и вывоз драгоценных металлов и драгоценных камней, подлежащих переработке. При таком перемещении таможенные органы устанавливают в таможенных целях обязательное количество выхода продуктов переработки.

При таможенном оформлении необработанных природных алмазов, ввозимых на таможенную территорию РФ, обязательно следует представить таможенным органам РФ сертификат Кимберлийского процесса, а при таможенном оформлении вывозимых с таможенной территории РФ необработанных природных алмазов – сертификат вывоза необработанных природных алмазов, которые свидетельствуют, что перемещаемые партии необработанных природных алмазов не содержат алмазов, происходящих из зон конфликтов[4][1].

Таможенное оформление ввозимых и вывозимых необработанных природных алмазов и бриллиантов, аффинированных драгоценных металлов производится только на специализированных таможенных постах.

Специализированные таможенные посты проверяют на соответствие сопроводительным документам все вывозимые с территории РФ и ввозимые в РФ партии драгоценных камней, производят их регистрацию. Таможенное оформление необработанных алмазов и бриллиантов осуществляется только после проведения соответствующей работы государственными контролерами Минфина России либо при получении согласия Минфина России на вывоз конкретных партий указанных драгоценных камней. Таможенное оформление ввозимых и вывозимых необработанных природных алмазов и бриллиантов, аффинированных драгоценных металлов производится на таможенных складах и складах временного хранения закрытого типа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10054 – | 7823 – или читать все.

Валютный контроль в неторговом обороте

Понятие и сущность валютного контроля в неторговом обороте

таможенный валютный контроль неторговый

Таможенные органы осуществляют валютный контроль в неторговом обороте с целью обеспечения соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через границу Российской Федерации юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней.

При пересечении границы Российской Федерации в ту или иную сторону без каких либо ограничений и заполнения пассажирской таможенной декларации можно провозить сумму не больше или равную 10 000 долларов США.

1. 10 000 – это сумма всех имеющихся с собой валют, поэтому если у человека с собой есть 7 000 долларов + 30 000 рублей + 3 000 евро в дорожных чеках, то ему придётся заполнять декларацию и проходить через «Красный коридор»

2. 10 000 долларов – сумма на каждого человека, включая детей. Так, пара с ребёнком может в сумме без декларирования провезти до 30 000 долларов.

3. Деньги на карточках и в эту сумму не входят. Таможенных офицеров интересует исключительно наличность. Само наличие у человека подобных карт также декларировать не нужно.

4. Деньги в дорожных чеках считаются за наличность, поэтому их и нужно плюсовать к наличным.

При ввозе или вывозе денег на сумму, превышающую 10 000 долларов США, человеку необходимо декларировать всю сумму полностью.

Ввоз физическим лицом денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется при условии таможенного декларирования в письменной форме путём подачи пассажирской таможенной декларации.

Перерасчет суммы перемещаемой валюты, а так же ценных бумаг в доллары США осуществляются по курсу, установленному в соответствии с законодательством той Стороны, через государственную границу которой перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу.

Для целей декларирования принимается:

1) для эмиссионных ценных бумаг – номинальная стоимость ценных бумаг;

2) для иных ценных бумаг, удостоверяющих право на получение валюты, – соответствующая сумма в валюте государства-члена ТС или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет указанная ценная бумага. [17]

Нормативно правовая база

Валютный контроль не может осуществляться, не имея соответствующих основ. Под основами валютного контроля следует понимать необходимые условия, которые обеспечивают действие его механизма. Данные основы выступают в нормативно – правовой и информационной форме.

Нормативно-правовая основа валютного контроля представляет собой совокупность нормативно-правовых актов различного уровня, которыми руководствуются органы и агенты валютного контроля и их должностные лица при выполнении своих функций.[10,с. 77-78 ]

В законодательных актах и ведомственных инструкциях по валютным вопроса определены:

– основные принципы осуществления валютных операций;

– виды валют и валютных ценностей, применяемы в РФ;

– права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютами и валютными ценностями на территории РФ;

Читайте также:  Паспорт сделки при валютном контроле - образец

– полномочия и функции органов и агентов валютного контроля;

– положения о федеральном ведении решения вопросов, связанных с таможенным регулированием и его законодательном оформлении.

Основными законодательными актами и нормативными материала являются:

– Гражданский кодекс РФ;

– Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 02.07.2013г.);

– Таможенный кодекс таможенного союза;

– Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»;

– Инструкция Банка России от 28.04.2004 № 113-И (ред. от 29.11.2006г., с изм. от 02.04.2010) «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц»;

– Инструкция Банка России от 4.06.2012 № 138-И (ред. от 1.10.2012г.) «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»;

– Инструкция Банка России от 15.07.2005 № 124-И (ред. от 28.04.2012г.) «Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями».

Валютный контроль в РФ осуществляется

Большинство сделок на территории РФ заключаются с использованием российских рублей. Однако возникают ситуации, когда хозяйствующим субъектам приходится задействовать денежные знаки других стран. На такие операции распространяется валютный контроль 2017 – отлаженная система, цель которой – обеспечить соблюдение действующего законодательства. За нарушение положений НПА предусмотрены немалые штрафы, поэтому фирмы и ИП заинтересованы следовать установленным «правилам игры».

Что такое валютный контроль?

Валютным контролем называется упорядоченная совокупность мер, правил и норм, регулирующих сделки в иностранной валюте. Это обработка операций, представляющих особый интерес для властей страны, с целью недопущения нарушений и злоупотреблений.

Ключевой документ, описывающий направления регулирования и устанавливающий «правила игры», – ФЗ-173, действующий с 2003 года. Он провозглашает такие принципы валютного контроля:

  • приоритет экономического воздействия перед установлением жестких директив;
  • защита интересов всех субъектов, заключающих сделки, вне зависимости от страновой принадлежности;
  • отказ от бесконтрольного вмешательства госорганов в экономическую жизнь;
  • единообразие валютной политики, реализуемой внутри страны и вовне.

В вопросах валютного регулирования главенствующую позицию занимают международные нормативные акты. Если они расходятся с внутренним законодательством, нужно ориентироваться на них. Любые двусмысленности и сомнения, не урегулированные отечественным и зарубежным правом, трактуются в пользу участников сделок (ст. 4 173-ФЗ).

Система валютного контроля: смысл и предназначение

Главное предназначение системы – не допустить нарушения положений действующих НПА, проведения заведомо незаконных операций, злоупотреблений, вывода капитала из страны. Задача властей – найти баланс между указанными целями и недопустимостью вторжения в нормальное функционирование российских и иностранных субъектов бизнеса.

Ключевые задачи валютного контроля – это:

  • анализ проводимых сделок на соответствие положениям действующих НПА, определение необходимости в дополнительных лицензиях;
  • надзор над фактом соблюдения бизнес-субъектами своих обязанностей, вытекающих из положений НПА;
  • недопущение вывода капиталов за рубеж путем проверки реальности и обоснованности сделок, по которым платится валюта;
  • контроль учета и отчетности на предмет полноты, адекватности и соответствия реальному положению дел.

Для выполнения перечисленных задач участники системы вправе применять различные меры валютного контроля: требовать представления документации, проверять и анализировать договоры, акты, отчетность, выдавать предписания о необходимости устранения выявленных нарушений, использовать карательные меры по отношению к бизнес-субъектам, не соблюдающим положения действующих НПА, включая денежные штрафы.

Кто выполняет функции контролеров-регуляторов в РФ?

Правовые основы валютного контроля, описанные в 173-ФЗ, подразумевают наличие следующих органов-регуляторов:

  • Кабинет Министров;
  • Центробанк;
  • иные исполнительные органы, назначаемые Кабмином (например, таможня и т.д.).

173-ФЗ (ст. 22) разделяет обязанности таким образом:

  • ЦБ РФ – контролирует сделки, в которых принимают участие кредитные организации и финансовые учреждения;
  • исполнительная власть – регулирует валютную деятельность бизнес-субъектов, не относимых к предыдущим двум категориям.

В рамках отведенных им компетенций структуры-регуляторы вправе издавать НПА, не противоречащие международному праву и федеральному законодательству.

Указанные органы – глобальные регуляторы, которые «свысока» проверяют исполнение «правил игры». Функции валютного контроля на местах выполняет отдельное звено системы – агенты. Это кредитные организации, действующие по лицензии, выданной ЦБ РФ и придерживающиеся его инструкций. Задача банков – обеспечить правильность проведения платежей и своевременно получать у обслуживающихся физических и юридических лиц сведения, раскрывающие суть валютной деятельности.

Основные направления валютного контроля

Понятие «валютная сделка» имеет более широкую и более узкую трактовку. Первая предполагает, что к указанной категории можно отнести любые операции, совершаемые представителями страны и иностранцами, включая покупку пачки спичек в магазине. Госорганы не могут «распыляться» на контроль всего происходящего в экономике, поэтому выделяют сделки, вызывающие у них повышенный интерес.

В ФЗ-173 указано три типа операций, на которые распространяется валютный контроль в РФ:

  • Сделки, заключаемые с нерезидентами (в денежных знаках любой страны мира). Глобализация экономики дает широкие возможности для околозаконных схем, отмывания капиталов. Задача контролеров – сделать невозможной нелегальную деятельность, распространение теневой экономики.
  • Операции с ценными бумагами РФ и других стран мира. Обязательно подлежат контролю финансовые инструменты, номинированные в иностранной валюте и эмитированные представителями других стран.
  • Сделки, совершаемые с иностранной валютой. В эту категорию входит обмен денежных знаков, расчеты резидентов между собой, с нерезидентами.

Целью валютного контроля является недопущение злоупотреблений (включая вывоз золотовалютных резервов из страны) и нарушений действующего законодательства. Чтобы соблюдать «правила игры», хозяйствующий субъект должен знать их суть и уметь проверять корректность собственных действий и работы агента – уполномоченного банка.

Виды валютного контроля

Форма валютного контроля – это конкретный механизм, набор действий, с помощью которых контролер выполняет свои законодательные обязанности. В современной экономике принято делить надзор на три вида в зависимости от временного интервала, когда он осуществляется.

Выделяются следующие формы контроля:

Это надзорные меры, осуществляемые до непосредственного совершения операций. Например, представители банка перед открытием паспорта сделки просят у фирмы набор документов, читают, обращают внимание на неточности и нестыковки. Если платеж проводится без ПС, они проверяют правильность составления заявления на перевод.

В рамках предварительного контроля банки-нерезиденты и резиденты запрашивают у клиента документы, анкеты со сведениями о компании перед открытием счета.

Формы и методы предварительного валютного контроля направлены на пресечение, недопущение нарушений впоследствии, усиление финансовой дисциплины. Возможно два результата проверки: положительный (банк проводит платеж, открывает счет клиенту) или отрицательный (указывает на имеющиеся в документах несоответствия).

Это надзор «в моменте», происходящий одновременно с осуществлением операций. Например, в аэропорту таможенники требуют от пассажиров, проходящих по «красному коридору», заполнения декларации, сотрудник банка, обслуживающий расчеты клиента в валюте, изучает, корректно ли составлена СВО, СПД (если имеет место постоплата) и заявление на перевод.

Из понятия и сущности текущего валютного контроля следует, что он осуществляется в момент проведения хозяйственных операций. Принимая решения, агенты и органы руководствуются представленными им сведениями, первичными документами, данными бухучета. Их цель – не допустить нарушений действующего законодательства.

Это система мероприятий, проводимых после того, как сделки завершены. Уполномоченные структуры повторно изучают их смысл и содержание, читают полученную от коммерческих структур документацию, анализируют, полно ли отражено произошедшее в отчетности.

Последующий валютный контроль в российской федерации осуществляется коммерческими банками, ЦБ РФ. Его особенность в том, что он не способен повернуть время вспять и пресечь нарушение. Уполномоченная структура лишь констатирует факт и принимает решение на его основе: направляет требование об устранении недочетов, выписывает штраф фирме за нарушение, отказывает ей в открытии счета и т.д.

Нюанс постконтроля – отсутствие спешки, возможность глубоко вникнуть в суть происходивших операций, отыскать незаметные сразу «проколы». Это «лакмусовая бумажка», демонстрирующая результативность предварительных и текущих мер.

Механизм валютного контроля и используемые методы

Под методами валютного контроля понимают совокупность приемов, способов, средств, делающих возможным осуществление контрольных функций.

Правильное определение методов – важная задача органов и агентов. Эффективно выбранные средства помогают своевременно пресекать нарушения действующего законодательства, укреплять финансовую дисциплину, не нарушая при этом нормальное функционирование бизнес-структур.

Правовое регулирование валютного контроля дает контролерам «в руки» ограниченный набор методик. У них имеется два основных способа работы:

Это изучение деталей сделок и проводимых операций с целью выявления нарушений валютного законодательства. Задача уполномоченного органа – сопоставить имеющиеся данные (полученные из заявлений на перевод, СВО, СПД и т.д.) с информацией, почерпнутой из документов-источников.

Это требование к клиентам представить бумаги, объясняющие суть совершаемой сделки, подтверждающие правильность суммы платежа, раскрывающие направления работы хозяйствующего субъекта. Агенты обращаются за нужными сведениями к хозяйствующим субъектам, контрольные органы – к агентам.

Важно! Согласно положениям 173-ФЗ, агенты при запросе документов у хозяйствующих субъектов не вправе устанавливать срок их представления менее 7-ми дней.

Для осуществления валютного контроля нельзя требовать любые бумаги, которые придут в голову сотруднику банка. Он вправе запросить документы, имеющие непосредственную связь с содержанием платежа. Подготовленная документация представляется агенту нарочно (оригиналы или прошитые, пронумерованные, подписанные руководством фирмы копии) или по системе Клиент-Банк.

Если компания не сможет представить запрошенные сведения, кредитная организация вправе отказать в проведении платежа.

Банки и иные финансовые институты собирают сведения о сделках, совершаемых фирмами и частными лицами, вносят их в свои базы, сохраняют в архиве. Впоследствии ЦБ РФ вправе затребовать у них отчетность для проверки и нужную ему информацию.

Валютный контроль в неторговом обороте

Сегодня под неторговым оборотом понимают перемещение валюты в виде наличных и дорожных чеков через российскую границу. В целях недопущения злоупотреблений и правонарушений налажен обмен информацией между таможенными органами и Центробанком. Согласно положениям 173-ФЗ, получение необходимых сведений этими структурами не считается нарушением банковской или коммерческой тайны.

Документы валютного контроля, включая 173-ФЗ, ограничивают максимальное количество наличной валюты, которую можно ввозить и вывозить с территории РФ. С 2012 года действуют следующие лимиты:

  • до 10 тыс. долл. включительно – вывозится без ограничений;
  • более 10 тыс. долл. – требуется заполнение таможенной декларации.

Если валютную наличность декларирует нерезидент, таможенники проверяют, чтобы вывозимая сумма оказалась не более ввезенной в РФ ранее.

Перечисленные ограничения не распространяются на владельцев пластиковых карт. Лимиты устанавливаются в расчете на одного человека.

Валютный контроль в неторговом обороте – задача таможенных органов. Долгое время это было основной их функцией, но сегодня имеется тенденция к расширению сферы их ведения, в частности, повышения участия в торговых операциях.

Как на практике банки осуществляют контрольные функции?

Если предприятие проводит сделки с нерезидентами или приобретает иностранную валюту, его действия становятся объектом валютного контроля. Если на счет фирмы поступили доллары, а из банка не пришло никаких уведомлений, радоваться не следует: рано или поздно придется представить подтверждающие документы, но за просрочку грозят штрафные санкции.

Валютный контроль ИП и компаний в отечественных банках – это цепочка последовательных событий:

  • Фирма или предприниматель собирает пакет документов, опосредующих конкретную сделку. Что войдет в этот набор – зависит от экономического смысла совершаемой операции.
  • Если сумма взаиморасчетов с нерезидентом превысит 50000 в долларовом эквиваленте, нужно открывать паспорт сделки. Это можно реализовать дистанционно, заполнив специальную форму в Клиент-банке и направив подписанный обеими сторонами договор специалистам кредитной организации.
  • Клиент выставляет в системе Клиент-Банк заявление на перевод и СВО, если расчеты проводятся в рамках паспорта сделки. Практика демонстрирует необходимость ведения валютного контроля в организации, когда специалист компании следит за действующими договорами, своевременностью представления СПД, организует документооборот.
  • Банк вносит информацию о проводимой операции в собственные базы и реестры.
  • Делается резервирование под операцию, платеж проводится, после чего резерв снимается.
  • Сделка закрывается, после чего кредитная организация включает информацию об операции в свою отчетность, составляемую в соответствии с требованиями ЦБ РФ.

Из описанного выше следует, что понятие валютного контроля состоит из совокупности промежуточных звеньев и процедур, добавляемых к сделке, если она становится объектов государственных интересов с точки зрения соблюдения макроэкономической или валютной безопасности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Презентация на тему: ПОРЯДОК ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ НАД НЕТОРГОВЫМ ОБОРОТОМ

Слайд 8: 1. Понятие неторгового оборота. Порядок перемещения валюты физическими лицами

8 1. Понятие неторгового оборота. Порядок перемещения валюты физическими лицами. Физические лица – резиденты и физические лица – нерезиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и (или) валюту Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом не требуется представление в таможенный орган документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации была ранее ввезена или переведена в Российскую Федерацию либо приобретена в Российской Федерации.

Слайд 9: 1. Понятие неторгового оборота. Порядок перемещения валюты физическими лицами

9 1. Понятие неторгового оборота. Порядок перемещения валюты физическими лицами. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 3000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации не подлежит декларированию таможенному органу.

Слайд 10: 1. Понятие неторгового оборота. Порядок перемещения валюты физическими лицами

10 1. Понятие неторгового оборота. Порядок перемещения валюты физическими лицами. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 3000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта и (или) валюта Российской Федерации подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации.

Слайд 11: 1. Понятие неторгового оборота. Порядок перемещения валюты физическими лицами

11 1. Понятие неторгового оборота. Порядок перемещения валюты физическими лицами. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами – резидентами и физическими лицами – нерезидентами дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, вывозимые дорожные чеки подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

Слайд 12: 1. Понятие неторгового оборота. Порядок перемещения валюты физическими лицами

12 1. Понятие неторгового оборота. Порядок перемещения валюты физическими лицами. При единовременном вывозе из Российской Федерации резидентами и нерезидентами иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, указанных выше, вывозимые иностранная валюта, валюта Российской Федерации, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаг в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

Слайд 13: 1. Понятие неторгового оборота. Порядок перемещения валюты физическими лицами

13 1. Понятие неторгового оборота. Порядок перемещения валюты физическими лицами. Перерасчет иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в доллары США осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации на день декларирования таможенному органу. Для целей декларирования таможенному органу внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме принимается: 1) для эмиссионных ценных бумаг – номинальная стоимость ценных бумаг; 2) для иных ценных бумаг, удостоверяющих право на получение валюты Российской Федерации или иностранной валюты, – соответствующая сумма в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет указанная ценная бумага.

Слайд 14: 2. Особенностях декларирования валюты и ценных бумаг, перемещаемых юридическими лицами

14 2. Особенностях декларирования валюты и ценных бумаг, перемещаемых юридическими лицами Согласно Приказу ГТК РФ от 28 августа 2000 г. N 768 установлено, что: 1. Валюта Российской Федерации и иностранная валюта (далее – валюта), а также ценные бумаги в валюте Российской Федерации и ценные бумаги в иностранной валюте (далее – ценные бумаги), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории юридическими лицами, декларируются таможенному органу Российской Федерации в письменной форме путем подачи грузовой таможенной декларации (ГТД) либо в электронной форме.

Слайд 15: 2. Особенностях декларирования валюты и ценных бумаг, перемещаемых юридическими лицами

15 2. Особенностях декларирования валюты и ценных бумаг, перемещаемых юридическими лицами 2. При декларировании валюты (за исключением монет из драгоценных металлов и памятных монет из недрагоценных металлов) и ценных бумаг: а) применяются Правила заполнения ГТД при декларировании товаров, помещаемых под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления и экспорта, с особенностями заполнения ГТД; б) листы ГТД распределяются следующим образом: – первый лист остается в делах таможенного органа, осуществившего выпуск валюты и ценных бумаг; – второй лист направляется в отдел (отделение) валютного контроля соответствующего регионального таможенного управления; – третий и четвертый листы возвращаются декларанту; в) электронная копия ГТД в таможенный орган не представляется за исключением случаев применения электронной формы декларирования.

Слайд 16: 2. Особенностях декларирования валюты и ценных бумаг, перемещаемых юридическими лицами

16 2. Особенностях декларирования валюты и ценных бумаг, перемещаемых юридическими лицами 3. При декларировании монет из драгоценных металлов и памятных монет из недрагоценных металлов, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации юридическими лицами, применяются Правила заполнения ГТД при декларировании товаров, помещаемых под заявляемый таможенный режим.

Слайд 17: 3. Особенности таможенного оформления монет, вывозимых с таможенной территории РФ Банком России

17 3. Особенности таможенного оформления монет, вывозимых с таможенной территории РФ Банком России Данное оформление монет производится без предоставления паспорта сделки при соблюдении следующих условий: Банк России представляет таможенному органу в дополнении к документам, предусмотренным законодательством РФ: – распоряжения Департамента эмиссионно-кассовых операций Банка России на вывоз монет; – подтверждения Банка России о зачислении валютной выручки на вывозимую партию монет на счет Банка России.

Слайд 18: 3. Особенности таможенного оформления монет, вывозимых с таможенной территории РФ Банком России

18 3. Особенности таможенного оформления монет, вывозимых с таможенной территории РФ Банком России Грузовая таможенная декларация, предоставляемая в таможенный орган, заполняется с учетом следующего: В графе 28 «Финансовые и банковские сведения» проставляются под номером: 1. «Банк России»; 2. наименование иностранного банка, в котором открыт счет Банка России; 3. адрес иностранного банка, указанного под номером 2; 4.номер счета в иностранном банке, через который осуществляется расчеты по договору. В подразделе 7 графы 44 «Дополнительная информация /представляемые документы» указываются номер и дата распоряжения Департамента эмиссионно – кассовых операций Банка России на вывоз декларируемой партии монет.

Слайд 19: 4. Перемещение наличной иностранной валюты и валюты РФ лицами в возрасте до 16 лет

19 4. Перемещение наличной иностранной валюты и валюты РФ лицами в возрасте до 16 лет В соответствии с Федеральным законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» при единовременном вывозе из РФ физическими лицами наличной иностранной валюты и валюты РФ в сумме, равной или не превышающей в эквиваленте 3000 долларов США, вывозимая наличная валюта не подлежит декларированию таможенному органу. При единовременном вывозе из РФ физическими лицами наличной иностранной валюты и валюты РФ в сумме, превышающей в эквиваленте 3000 долларов США, вывозимая наличная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и валюты РФ.

Последний слайд презентации: ПОРЯДОК ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ НАД НЕТОРГОВЫМ ОБОРОТОМ: 4. Перемещение наличной иностранной валюты и валюты РФ лицами в возрасте до 16 лет

20 4. Перемещение наличной иностранной валюты и валюты РФ лицами в возрасте до 16 лет Статьей 286 Таможенного кодекса РФ установлен порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами. В соответствии с этой статьей товары несовершеннолетнего лица в возрасте до 16 лет декларируются одним из родителей, опекуном или попечителем, его сопровождающим, а при организованном выезде (въезде) и обратном въезде (выезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей – руководителем такой группы. Таким образом, несовершеннолетнее лицо в возрасте до 16 лет без сопровождения взрослых может вывести валюту в сумме, не превышающей 3000 долларов США.

Валютный контроль в неторговом обороте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том что, валютный контроль является важнейшим участком общей системы финансового контроля, от которого зависит устойчивость валютного курса и денежного обращения в стране, состояние золотовалютных резервов, внешнеэкономический потенциал, в известной мере, инвестиционный потенциал экономики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и сущность валютного контроля;
проанализировать валютный контроль за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;
исследовать контроль за внешнеторговыми бартерными сделками;
рассмотреть порядок перемещения памятных монет, являющихся валютой Российской Федерации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 5
Глава I. Основные положения понятия валютного контроля ………………. 7
Понятие и цели, методы валютного контроля……………………………..7
1.2 Виды и принципы валютного контроля……………………………………10
1.3 Органы и агенты валютного контроля их права и обязанности………….13
Глава II. Валютный контроль в неторговом обороте ……………. …………20
2.1 Особенности и совершенствование валютного контроля в неторговом обороте …………………………………………………………………………. 20
2.2 Нарушение валютного законодательства ………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список литературы……………………………………………………………. 30

Файлы: 1 файл

Валютный контроль в неторговом обороте.docx

Глава I. Основные положения понятия валютного контроля ………………. 7

1.2 Виды и принципы валютного контроля……………………………………10

1.3 Органы и агенты валютного контроля их права и обязанности………….13

Глава II. Валютный контроль в неторговом обороте ……………. …………20

2.1 Особенности и совершенствование валютного контроля в неторговом обороте ………………………………………………………………………….. .20

2.2 Нарушение валютного законодательства ………………………………….24

Валютная политика государства является инструментом регулирования равновесия в системе валютных отношений. Её направление и формы определяются валютно-экономическим положением стран, эволюцией мирового хозяйства, расстановкой сил на мировой арене. Валютная политика представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых органами власти в сфере валютных и иных экономических отношений на национальном и международном уровнях. Контроль – обязательный этап любой управленческой деятельности, которая включает в себя подготовку управленческого решения, его реализацию и контроль за исполнением. Контроль является важнейшей функцией управления, обеспечивающей проверку исполнения решения, достижения результата. Валютный контроль является частью единой государственной системы финансового контроля. Его функционирование связано с национальной и международной валютными системами, валютными рынками, внутриэкономическими и трансграничными потоками валют и капиталов.

Для эффективной организации валютного контроля нужны ясные и строгие определения его целей, приоритетов, функции и задач, устойчивая и стабильная институциональная инфраструктура.

Актуальность данной темы заключается в том что, валютный контроль является важнейшим участком общей системы финансового контроля, от которого зависит устойчивость валютного курса и денежного обращения в стране, состояние золотовалютных резервов, внешнеэкономический потенциал, в известной мере, инвестиционный потенциал экономики.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

изучить понятие и сущность валютного контроля;

проанализировать валютный контроль за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров;

исследовать контроль за внешнеторговыми бартерными сделками;

рассмотреть порядок перемещения памятных монет, являющихся валютой Российской Федерации;

исследовать порядок перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней;

изучить ответственность за нарушения таможенных правил ввоза и вывоза валюты.

Предметом исследования является механизм осуществления валютного в торговом и неторговом обороте.

Объектом исследования являются валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, предмет которых – валюта и валютные ценности.

Информационная база работы – это федеральные законы, подзаконные акты, международные договоры Российской Федерации, инструкции Центрального Банка Российской Федерации, нормативные правовые акты ФТС России.

Цель данной работы – рассмотреть валютный контроль в неторговом обороте.

1.Основные положения понятия валютного контроля

1.1. Понятие и цели, методы валютного контроля

Валюта – денежная единица государства, определяемая его законодательством. Это специфический товар, выполняющий роль постоянного эквивалента. Валюта реализуется через свойство ликвидности. (Ликвидность – это способность актива сохранять свою номинальную стоимость неизменной)

Валюта бывает двух видов:

Рисунок 1-Виды валюты

Национальная валюта – это денежная единица государства, определенная законодательством этого государства. Например: в соответствии со ст. 140 Гражданского кодекса РФ в России национальной валютой определен рубль.

Иностранная валюта является составной частью понятия «валютные ценности». Согласно Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям также относятся ценные бумаги и другие платежные документы, выраженные в иностранной валюте, драгоценные металлы (серебро, золото, платиновая группа) и драгоценные камни, исключая ювелирные изделия.

Экономическая сущность и роль валюты проявляется в ее функциях. Прежде всего, валюта выполняет функцию меры стоимости, то есть измеряет стоимость всех товаров. Стоимость вещи, выраженная в валюте, – ее цена. Для определения цены продукта сама валюта не требуется, поскольку продавец товара устанавливает его цену мысленно.

Валютный контроль – вынужденная мера, которую проходили все развитые страны после 2-й мировой войны. Например, в Италии с 1945 по 1990 годы фирмы, нарабатывающие капитал быстрее прочих, в течение первых пяти лет не имели права инвестировать его за границу, кроме отдельных случаев приобретения новых технологий. В Японии необходимо разрешение на прямое инвестирование за границу. Обязательная продажа валютной выручки от экспорта за национальную валюту существует во многих странах Европы.[9]

Центральная задача валютного контроля – защита национальной валюты административными мерами. Однако эти меры не должны препятствовать проведению текущих операций и конвертируемости национальной валюты для нерезидентов (ст. 8. Устава МВФ)..

Рисунок 2- Субъекты валютного контроля

Валютный контроль действует на финансовые потоки между резидентами и нерезидентами при текущих операциях, движении капиталов, обязательств и долгов. Регламентация может сокращать предложение и спрос на иностранную валюту и приводить платежный баланс и валютный рынок в более благоприятное равновесное состояние за счет: а) ускорения поступлений валюты от нерезидентов (увеличивается предложение валюты – растут кредитовые операции); в) за счет отсрочки платежей резидентов в валюте за границу (сокращается предложение рублей на валютном рынке – уменьшаются дебетовые операции).

Вместе с тем, валютный контроль препятствуя свободе действий фирм и физических лиц, требует существенных затрат и удорожает их внешнеэкономическую деятельность. Он поощряет протекционизм и препятствует международной интеграции, действуя в направлении, противоположном либерализации движения капиталов. Валютный контроль определяет сдерживающий психологический эффект по отношению к иностранной валюте. Например, во Франции в 1983 году на 9 месяцев была введена индивидуальная валютная книжка. К методам валютного контроля относят: регламентацию сроков расчетов по импорту и экспорту; ускорению расчетов по продаже и обращению иностранной валюты в национальную;

-ограничение возможностей досрочных расчетов по импорту и валютному покрытию;

-запрет на прямые инвестиции за границу и покупку иностранных ценных бумаг;

-различные правила валютного обмена по текущим операциям и движению капитала;

-контроль за иностранными инвестициями в России (доля иностранного капитала в акционерном капитале), целью которого является защита не национальной валюты, а независимости страны;

-запрет на создание резидентами авуаров за границей (банкноты, банковские счета, портфели ценных бумаг, здания и т.п.).[9]

Перечисленные меры могут обеспечить существенное перераспределение денежных потоков в платежном балансе.

Формы и методы валютного контроля и валютного регулирования

Под формой валютного контроля подразумевается способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Например, оформление паспорта сделки как основного документа валютного контроля. В зависимости от времени совершения контрольных действий, выделяются три формы контроля – предварительный, текущий и завершающий. Данные формы используются в тесной взаимосвязи в соответствии с принципом непрерывности контроля. Под методами валютного контроля понимается совокупность приемов и способов, посредством которых валютный контроль осуществляется. Объектом валютного контроля являются сделки, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, перемещение через таможенную границу РФ валютных ценностей, осуществление международных денежных переводов. Объект валютного контроля в сфере внешнеторговой деятельности:

– валютные операции, вытекающие из заключенных экспортных и импортных сделок, по проведению расчетов;

– внешнеторговые сделки, предметом которых являются объекты, отнесенные к валютным ценностям. [10]

1.2 Виды и принципы валютного контроля

Читайте также:  В УК и УПК РФ вносятся поправки, в том числе в части ответственности за невыплату зарплаты

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты. Его основными направлениями являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям.[11]

Рисунок 3-Формы валютного контроля

В зависимости от форм осуществления можно выделить следующие виды валютного контроля во внешнеторговой деятельности:

1) контроль за проведением валютных операций при экспорте и импорте товара;

2) контроль за операциями по экспорту и импорту услуг, работ и объектов интеллектуальной собственности.

Система валютного контроля развивается по двум направлениям:

– валютный контроль за поступлением в Россию выручки от экспорта товаров (валютный контроль экспорта);

– валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары (валютный контроль импорта).

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса рубля ЦБ РФ продает иностранную валюту, для снижения – скупает иностранную валюту в обмен на национальную. ЦБ РФ проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс рубля к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.

ЦБ РФ предпринимает ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, отвечающем укреплению денежного обращения и повышению эффективности межгосударственных экономических отношений. К таким мерам, в частности, относятся:

– решение об обязательной продаже части экспортной выручки. Эту продажу осуществляют на валютных биржах экспортеры через уполномоченные коммерческие банки;

– лимитирование операций коммерческих банков по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке;

– разработка ЦБ РФ совместно с ФТС системы методов экономического и административного воздействия на экспортеров, задерживающих возврат валюты в отечественные банки, что было вызвано оседанием значительной части валюты в иностранных банках;

Новое в валютном регулировании и контроле

В августе были приняты обширные поправки в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», которые сегодня комментирует зам.директора по юридическим проектам Ольга Вячеславовна Анферова.

Непростые упрощения валютного контроля

2 августа Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон от 02.08.2019 № 265-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании ивалютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, и репатриации денежных средств«.

Закон на 17 листах содержит довольно много положений, вносящих послабления в жизнь резидентов. И это не только изменения в закон о валютном регулировании и валютном контроле, но и «самостоятельные» нормы. Разберем основные из них.

1) Пожалуй, одно из самых долгожданных изменений, которое давно анонсировалось Правительством и финансовыми ведомствами, находится в последней статье закона, вместе с нормами о порядке его вступления в силу. В п 4 ст. 2 закона содержится положение о неприменении к некоторым сделкам положений п. 1 ч. 1 ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле, а именно требований о репатриации рублевой выручки по внешнеторговым договорам в соответствии с условиями сделок. В таких договорах российский рубль должен быть и валютой цены договора, и валютой расчетов.

Во-первых, послабления коснулись поставки некоторых непродовольственных товаров под следующими кодами ТН ВЭД:

— группы 25 «Соль; сера; земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент», за исключением позиций под кодами 2523;

— группы 26 «Руды, шлак и зола»;

— группы 27 «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (кроме 2711 12 110 0, 2711 12 190 0, 2711 12 940 0, 2711 12 970 0, 2711 13 910 0, 2711 13 970 0, 2711 14 000 1, 2711 14 000 9, 2711 19 000 0, 2711 29 000 0; 2716 00 000 0);

— группы 29 «Органические химические соединения» в части циклических углеводородов кодов 2902;

— группы 71 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» в части кодов 7101, 7102, 7103 (кроме 7102 39 000 0, 7103 91 000 — 7103 99 000 8) и 7112;

— группы 72 «Черные металлы» в части отходов и лома черных металлов кода 7204;

— группы 74 «Медь и изделия из нее» в части медного штейна и меди осажденной кода 7401 00 000 0 и медных отходов и лома кода 7404;

— группы 75 «Никель и изделия из него» в части никелевых штейнов и агломератов его оксидов кода 7501, а также никелевых лома и отходов кодов 7503;

— группы 76 «Алюминий и изделия из него» в части алюминиевых лома и отходов кодов 7602;

— группы 78 «Свинец и изделия из него» в части свинцовых лома и отходов кода 7802;

— группы 79 «Цинк и изделия из него» в части цинковых лома и отходов кода 7902

— группы 80 «Олово и изделия из него» в части оловянных лома и отходов кода 8002;

— группы 81 «Прочие недрагоценные металлы; металлокерамика; изделия из них» в части лома и отходов из: вольфрама и изделий из него; молибдена и изделий из него; тантала и изделий из него; магния и изделий из него; кобальтового штейна, кобальта и изделий из него; кадмия и изделий из него; титана и изделий из него; циркония и изделий из него; сурьмы и изделий из нее; марганца и изделий из него; бериллия и изделий из него; хрома и изделий из него; таллия и изделий из него; ниобия (колумбия), рения, галлия, индия, ванадия, германия и изделий из них; металлокерамики т изделий из нее.

В отношении экспорта указанных товаров закон предусматривает поэтапную отмену требования о репатриации резидентами валюты РФ:

  • с 1 января 2020 года — в отношении не более 10 % суммы договора;
  • с 1 января 2021 года — в отношении не более 30% суммы договора;
  • с 1 января 2022 года — в отношении не более 50% суммы договора;
  • с 1 января 2023 года — в отношении не более 70% суммы договора;
  • с 1 января 2024 года — в отношении всей суммы внешнеторгового договора.

Во-вторых, с 1 января 2020 полностью отменяется требование о репатриации рублевой выручкипо иным внешнеторговым договорам, за исключением внешнеторговых договоров на поставку древесины, угля и необработанных лесоматериалов под кодами 4401 — 4403 99 000 9. Исходя из буквального смысла принятой нормы, это правило касается также договоров о выполнении работ и оказании услуг.

Данные правила об отмене требований о репатриации не распространяются на внешнеторговые договоры ФГУПов, ФГБ(а)У и резидентов, являющихся участниками бюджетного процесса на федеральном уровне.

При этом с момента вступления в силу закона (01.01.2020 года) на счета резидентов (юридических и физических лиц, в т.ч. ИП) в зарубежных банках можно будет зачислять рублевую выручку по контрактам, в отношении которых отмены требования о ее репатриации на счета в уполномоченных банках. Полагаем, что данная норма подлежит применению с учетом того, что отмена требований о репатриации вводится постепенно.

Иными словами, если на внешнеторговый контракт резидента распространяется действие нормы п. 4 ст. 2 комментируемого закона, то российская организация сможет не получать рублевую выручку на свои счета в уполномоченных российских банках, но сможет зачислить ее на зарубежные счета.

Отметим, что без этого уточнения получение от нерезидента рублевой выручки на счета в зарубежных банках могло бы при формальной оценке быть признано незаконной операцией, за которую резидент мог поплатиться штрафом, несмотря на то, что неполучение этой суммы не было бы нарушением.

Отметим, что положения п. 4 ст. 2 закона многими воспринимаются как безусловная отмена требований о репатриации валютной выручки, то есть необязательность ее получения в каком-либо виде.

Однако следует обратить внимание на новое требование, которое появится в части 4 ст. 24 закона о валютном регулировании и валютном контроле. Оно гласит, что «резиденты обязаны обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам с нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов), или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации,если в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 настоящего Федерального закона, были отменены».

На наш взгляд, данное положение не позволяет резидентам вовсе отказаться от истребования у нерезидентов рублевой выручки по вышеупомянутым внешнеторговым контрактам.

Они должны ее получить любым иным разрешенным законом способом, например, зачислить на счета в зарубежных банках, или провести зачет, если это допускают положения ст. 19 закона о валютном регулировании и валютном контроле.

При этом в настоящее время административная ответственность по п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ наступает за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ. Если у резидента такая обязанность по получению рублевой выручки на счета в уполномоченных банках отсутствует, то и привлечь его к ответственности за такое нарушение по этой норме не получится. Для этого законодатель должен внести соответствующие изменения в ст. 15.25 КоАП РФ.

2) Откорректирован и дополнен перечень разрешенных валютных операций между резидентами.

Так, физлицам-резидентам разрешили направлять иностранную валюту со своих счетов в российских банках, на зарубежные счета физлиц-резидентов, находящихся за пределами РФ более 183 дней в календарном году, и осуществляющих там предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в оплату полученных от них товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности.

Иными словами, такой получатель платежа должен иметь за рубежом статус, подобный российскому ИП, а плательщик должен иметь подтверждение этого, ведь часть 4 ст. 23 закона о валютном регулировании и валютном контроле дополнена правом контролирующих органов истребовать у резидента «документы, подтверждающие право физического лица — резидента осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории иностранного государства своего пребывания, выданные в соответствии с законодательством такого иностранного государства».

В случае непредоставления таких документов операция может быть признана незаконной, что влечет назначение штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее размера.

Соответственно этому новому правилу часть 5 ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле добавляется положением о праве резидентов зачислить денежные средства по таким операциям на свой счет в зарубежном банке.

3) Дополнен список случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на зарубежные счета резидентов.

Так, на счета в зарубежных банках резиденты смогут зачислять «выплачиваемые в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, доходы от реализации учитываемых на таких счетах драгоценных металлов. ».

При этом, на наш взгляд, говоря о «требованиях законодательства иностранного государства», законодатель имеет в виду, что они должны предусматривать зачисление такого дохода только на счета страны его происхождения. Ведь сложно себе представить, что законодательство может не предусматривать выплату владельцу актива дохода от его продажи. Видимо, резидентам необходимо будет подтверждать, что источник выплаты дохода по закону его страны не вправе перечислить денежные средства на счет клиента в российском банке, о чем у резидента должны быть соответствующие доказательства (запрос или поручение с указанием реквизитов счета в российском банке, на который нужно зачислить доход, и ответ о невозможности проведения данной операции таким образом).

Отрадно, что закон наконец-то разрешил абсурдную ситуацию с зачислением на счета в зарубежных банках средств по договору на передачу в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему — нерезиденту.

В текущей редакции нормы на зарубежные счета разрешается зачислять только доходы по договору доверительного управления. То есть суммы прибыли, тогда как возврат основной суммы, переданной доверительному управляющему, должен осуществляться на счета в уполномоченных банках.

Теперь же, правда с 2020 года, на счета в зарубежных банках может быть зачислена и «основная сумма», ранее переданная в доверительное управление нерезиденту, однако при условии, что счета открыты в банках, расположенных на территориях государств — членов ОЭСР или ФАТФ.

Кроме того, закон о валютном регулировании и валютном контроле пополнился нормой о возможности физлиц-резидентов получать от нерезидентов любые денежные средства в любой валюте на счета (вклады) в зарубежных банках, при условии, что такие банки расположены на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет с РФ обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 г. или иным международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией.

4) Также закон отменил для физлиц — резидентов требование о представлении отчета о движении средств в некоторых случаях.

С 2020 г. не представлять в налоговые органы отчет о движении средств по своему зарубежному счету могут не только те, которые проживают за рубежом более 183 дней в календарном году, но и некоторые другие, в отношении которых будет выполняться совокупность следующих условий:

1) банк, в котором расположен счет, расположен на территории государства — члена ОЭСР или ФАТФ, которое осуществляет автоматический обмен информацией с РФ;

2) общая сумма денежных средств, зачисленных (списанных) на такой счет за отчетный год либо остаток денежных средств на таком счете на конец отчетного года, если зачисление средств на него не осуществлялось, не превышает 600 тыс. руб. (эквивалентную сумму в иностранной валюте по курсу ЦБ РФ на 31 декабря отчетного года).

5) Наконец, необходимо упомянуть о появлении в законе такой категории организаций, как «иные организации финансового рынка».

Исходя из новых положений ст. 12 названного закона, под ними будут пониматься организации, которые в соответствии с личным законом (законом страны места регистрации таких организаций) имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента либо прямо или косвенно за счет резидента.

На такие счета будут распространяться требования ст. 12 закона о валютном регулировании и валютном контроле о представлении уведомлений, в том числе о представлении отчетов о движении денежных средств.

Также указано, что резиденты вправе зачислять на такие счета денежные средства «в случаях, установленных ЦБ РФ».

Данное определение довольно широкое, что, на наш взгляд, может повлечь за собой множество споров о принадлежности счетов, на которых размещаются денежные средства резидентов, к этой категории организаций. Может быть оно станет более понятным после издания соответствующих разъяснений ЦБ РФ.

Ссылка на основную публикацию