Валютный контроль экспортных операций – механизм

Валютный контроль экспортно-импортных операций

Дата публикации: 17.10.2016 2016-10-17

Статья просмотрена: 4491 раз

Библиографическое описание:

Черемисина Ю. В. Валютный контроль экспортно-импортных операций // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 577-581. — URL https://moluch.ru/archive/124/34185/ (дата обращения: 25.01.2020).

В целях обеспечения правовой основы развития системы валютного контроля в РФ расчеты по предусматривающим ввоз товаров на таможенную территорию РФ или вывоз товаров с таможенной территории РФ внешнеэкономическим сделкам резидентов осуществляются только через счета резидентов, которыми или от имени которых заключены сделки с нерезидентами, если иное не разрешено Банком России.

При этом расчеты по внешнеэкономическим сделкам, по которым участниками деятельности оформлены паспорта сделок, осуществляются только через уполномоченные банки, подписавшие такие паспорта.

Импортеры-резиденты, которыми или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары стоимостью, эквивалентной сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 90 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком РФ.

Уполномоченные банки за выполнение ими функций агентов валютного контроля имеют право взимать с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок, плату в размере не более 0,15 % суммы сделки, по которой уполномоченный банк осуществляет валютный контроль.

Объектами системы валютного контроля являются валютные ценности, валютные операции, связанные с переходом права собственности на валютные ценности, а также любые действия хозяйствующих субъектов, нарушающие валютное законодательство РФ.

В соответствии с российским законодательством валютными операциями признается:

– приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

– приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

– приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

– ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

– перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

– перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

Положения валютного законодательства РФ о контроле над поступлением выручки от экспорта товаров распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом — индивидуальным предпринимателем) (далее — резидент) и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (далее — банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (далее — контракт).

Действие валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров не распространяется на операции, осуществляемые:

– между нерезидентом и кредитной организацией — резидентом;

– между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» Правительством Российской Федерации;

– между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта.

Согласно Закону «О валютном регулировании и валютном контроле» экспортеры обязаны обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. При этом зачисление рассматриваемой выручки на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения ЦБ РФ.

Основной принцип действия контрольных механизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается в обмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, на счета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено в обязанность следить за поступлением указанной выручки на счет экспортера в полном объеме. Все сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля, излагаются экспортером в стандартизированной форме и фиксируются уполномоченными органами.

С целью осуществления контроля за выполнением указанного требования на территории РФ введен следующий порядок действий экспортеров, органов и агентов валютного контроля:

1) оформление паспорта сделки;

2) таможенное оформление экспортных товаров;

3) передача в уполномоченные банки сведений об отгрузке экспортных товаров;

4) контроль уполномоченными банками за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;

5) передача уполномоченными банками в ФТС РФ сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров;

6) конечная проверка сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров органами валютного контроля.

Рис. 1. Движение паспорта экспортной сделки

Введена в действие инструкция ЦБ РФ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

Инструкция направлена на ограничение и пресечение попыток отечественных предпринимателей скрыть экспортную выручку за рубежом, на обеспечение ее полного и своевременного поступления в Россию, а также на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов.

Данной инструкцией активно вовлекаются в механизм валютного контроля все коммерческие банки, а базовым документом становится паспорт сделки (далее ПС), оформляемый экспортером в банке, где у него открыт валютный счет.

Наряду с «невозвратом» валютной выручки по экспортным контрактам отток валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг.

Некоторое сдерживающее действие оказывает введенный порядок, когда условием платежа при осуществлении международных расчетов по импортным контрактам является обязательное представление российскими предприятиями в уполномоченный банк товарораспорядительных документов, подтверждающих отправку товаров в Россию.

Рис. 2. Схема валютного контроля за поступлением валютной выручки

Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке (п. 3 ст. 15.25 КоАП).

Механизм контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, также как и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль ЦБ РФ.

Система валютного контроля по импортным операциям устанавливает контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары и вводится в целях обеспечения соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в РФ товаров. Действие системы валютного контроля распространяется на:

а) валютные операции в отношении товаров, которые ввозятся в РФ в соответствии с таможенными режимами «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт»;

б) сделки, по которым расчеты полностью или частично предусмотрены в иностранной валюте [4].

Базовым документом валютного контроля является паспорт импортной сделки (ПСи), который оформляется импортером в банке импортера и содержит основные условия внешнеторгового контракта.

С предоставлением в банк импортера ПСи импортер принимает на себя ответственность передорганами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в ПСи, условиям контракта, а также за поступлением в РФ товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 дней между днем оплаты и датой таможенного оформления. При невозможности поставки товаров импортер обязан возвратить в установленные контрактом сроки на указанный в ПСи текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, которая ранее была переведена иностранной стороне. В случае невыполнения условий поставок товаров или невозврата валюты они несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной в оплату товаров. Однако штраф не налагается в случаях, когда форс-мажорные обстоятельства документально подтверждены.

Рисунок 1.4 Движение паспорта импортной сделки

Банк импортера после проверки соответствия данных ПСи условиям контракта подписывает экземпляры ПСи. Первый экземпляр возвращается импортеру, второй — служит основанием для открытия банком импортера досье, в котором он помещается для хранения вместе с другими документами.

В зависимости от времени совершения валютного контроля выделяют три его основные формы: предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи, характеризуя непрерывный процесс контроля.

  1. Крашенникова В. М. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой//М: Экономика, 2014
  2. Губарева Т. И. Финансово-правовые и институциональные проблемы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации//М: Волтерс Клувер, 2012
  3. Кретов И.И, Садченко К. В. Логистика во внешнеторговой деятельности//М: Дело и Сервис, 2011
  4. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ (в ред. от 23.07.13)

Механизм валютного контроля за проведением экспортно-импортных операций

В экспортно-импортном секторе экономики России происходят большие экономические преобразования: изменяются объём, структура (как товарная, так и географическая), динамика экспорта и импорта.

Одним из основных направлений обеспечения защиты экономических интересов России является принятие эффективных мер в сфере валютного контроля в целях создания условий для экспорта и импорта товаров, соблюдение законодательства России во внешнеторговой деятельности.

Операции по валютному контролю подразделяются на экспортные и импортные.

Целью экспортного валютного контроля является контроль за обеспечением полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки на счета предприятий, осуществляющих экспорт товаров (т.е. инкассирование выручки и своевременный перевод её на счета экспортера). Банк осуществляет расчётное обслуживание экспортера по соответствующим экспортным контрактам. За проведение и обслуживание операций коммерческий банк взимает комиссионное вознаграждение, получая доход в форме процентов от суммы, поступившей экспортной выручки. Комиссия, взимаемая банком – очень незначительный процент в структуре доходов банка. Однако поступление валюты на счета клиентов-экспортеров пополняет корреспондентские счета банков, что позволяет им осуществлять операции по кредитованию в иностранной валюте.

Клиенты банка на территории Российской Федерации рассчитываются со своими поставщиками в валюте России, следовательно, они продают поступившую на их счет иностранную валюту через биржу, а поступающий рублевый эквивалент за проданную валюту пополняет корреспондентский счет банка в рублях. Поэтому приток экспортной валютной выручки на счета клиентов банка хотя и не влияет на прибыль банка, но всегда приветствуется банком. Задача любого банка – привлечь в качестве клиента организацию, ведущую активную экономическую деятельность, со стабильным притоком валютных и рублевых средств.

Целью валютного контроля за импортными поставками является проверка соответствия суммы средств переведенной за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенного на таможенную территорию России товаров. Уполномоченные банки открывают паспорт сделки (ПС) и отслеживают поступление в страну или вывоз валюты.

В зависимости от времени проведения валютный контроль делится на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль со стороны банка за экспортными и импортными операциями осуществляется на этапе представления клиентом справки об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющейся документом, подтверждающим совершение валютной операции, паспорта сделки.

Текущий контроль проводится банком за экспортными и импортными операциями в период исполнения контракта и имеет большое значение, т.к. осуществляется непосредственно в период проведения реальных операций таких как перевод и получение денежных средств, представление в банк, документов, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, справки о подтверждающих документах.

Ряд принципов текущего контроля являются общими для экспортных и импортных контрактов. Главным принципом текущего контроля является своевременное представление экспортерами документов, подтверждающих поступление экспортной валютной выручки за вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, а импортерами документов, подтверждающих факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Основным моментом при проведении текущего контроля за экспортными контрактами является контроль за поступлением экспортной выручки. При импортных контрактах функции текущего валютного контроля несколько шире. В контракте, по которому предусмотрен авансовый платеж банк отслеживает сумму переведенную импортером в пользу иностранной фирмы, так как эта сумма не может быть больше суммы, указанной в паспорте сделки, а, следовательно, и в контракте.

Последующий валютный контроль за экспортными операциями заключается в основном в контроле за предоставлением экспортерами документов валютного контроля, за правильностью их заполнения и соблюдения.

Валютный контроль экспортно-импортных операций осуществляет агент валютного контроля – уполномоченный банк, который подотчетен Центральному Банку Российской Федерации.

Для того, чтобы проводить проверки соблюдения резидентами валютного законодательства РФ органы и агенты валютного контроля должны получать от проверяемых физических и юридических лиц необходимые документы о проведении валютных операций, документы, подтверждающие выполнение обязательств по контрактам и кредитным соглашениям и др. Законодательством установлен круг документов, которые агенты валютного контроля имеют право запрашивать у резидентов при проведении валютных операций. Среди этих документов следующие:

  • 1) документы, удостоверяющие личность физического лица;
  • 2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • 3) документы, удостоверяющие статус юридического лица, — для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица — для резидентов;
  • 4) свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • 5) документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;
  • 6) документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;
  • 7) уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;
  • 8) регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ;
  • 9) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения о результатах торгов (в случае их проведения); документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственной регистрации;
  • 10) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;
  • 11) таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации, иностранной валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в Документарной форме;
  • 12) паспорт сделки.

Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции (ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 173-ФЗ).

Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке.

Для подтверждения действительности и юридической силы документов, исходящих от официальных органов иностранных государств, необходимо прохождение специальной процедуры — консульской легализации, если официальные документы и акты исходят от государств, не являющихся участниками Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, (1961 г.) и если иное не установлено действующими договорами и соглашениями Российской Федерации с иностранными государствами. Консульскую легализацию совершают консульские учреждения РФ за границей и Департамент консульской службы Министерства иностранных дел РФ.

Консульская легализация не исключает представления нотариально заверенного перевода документа на русский язык. После консульской легализации документ оказывается действительным только для того государства, консульская служба которого его легализовала.

Официальные документы и акты, исходящие от государств — участников Гаагской конвенции 1961 г., принимаются без консульской легализации. В соответствии с указанной Конвенцией на таких документах проставляется специальный штамп — апостиль (свидетельство), который удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором действовало лицо, подписавшее документ, и подлинность печати или штемпеля, которым снабжен этот документ. Документ, на котором проставлен апостиль, Может быть использован в любой из стран — участниц Гаагской Конвенции 1961 г.

Официальные документы, исходящие из стран Содружества Независимых Государств, принимаются без какого-либо специального удостоверения, если такие документы изготовлены и засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью (Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г.)).

Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции в случае непредставления лицом перечисленных выше документов либо представления им недостоверных документов.

Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

Читайте также:  Валютный контроль в РФ - функции и принципы регулирования

В развитие положений Закона РФ 2003 года “О валютном регулировании и валютном контроле” Центральный банк РФ разработал систему учета и отчетности участников внешнеэкономической деятельности по валютным операциям, основные положения которой изложены в Инструкции Банка России от 15 июня

2004 г. №11 7-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок”. Она вступила в силу с 18 июня 2004 г. Инструкцией №117-И введена новые виды документов для учета валютных операций: “Справка о валютных операциях” и “Расчетный документ”.

Установлено, что резиденты (юридические лица и физические лица – индивидуальные предприниматели) при поступлении на их счет и при списании с их счета иностранной валюты вместе с документами, являющимися основанием для проведения валютной операции, должны представлять в уполномоченный банк подготовленный ими документ “Справку о валютных операциях”. Это справка, которая позволяет банку и валютным органам идентифицировать в результате каких видов деятельности возникла необходимость в проведении этих валютных операций. В ней в унифицированной форме указывается:

  • – направление платежа, его сумма с указанием кода используемой валюты;
  • – вид валютной операции;
  • – номер паспорта сделки (если он используется по этой операции);
  • – дата и номер заявления на резервирование (если по этой операции действующим законодательством установлено требование о резервировании).

Для улучшения учета и обработки информации все валютные операции разделены на более чем 180 видов, имеющие свои цифровые коды.

При осуществлении валютных операций в валюте РФ как резиденты, так и нерезиденты представляют в уполномоченный банк, так называемый, “Расчетный документ”, составленный в установленной стандартной форме. Банк ведет в электронном виде базу данных по валютным операциям с отражением в ней следующей информации:

  • 1) номер счета резидента или нерезидента;
  • 2) дата совершения валютной операции;
  • 3) код вида валютной операции;
  • 4) сумма валютной операции по списанию средств со счета (зачислению средств на счет);
  • 5) код страны банка – получателя (отправителя) платежа;
  • 6) номер паспорта сделки (если сумма по контракту превышает в эквиваленте 5000 долларов США);
  • 7) сумма валютной операции в единицах валюты цены контракта.

“Справка о валютных операциях”, “расчетный документ” и иные документы, предусмотренные новыми правилами, которые являются основанием для проведения валютных операций, представляются резидентами и нерезидентами при списании валюты с его счета в уполномоченном банке, а при поступлении валюты на счет – не позднее 7 рабочих дней от этой даты.

Документы, представляемые резидентами и нерезидентами в банк для учета и контроля, хранятся там не менее 3 лет. На основе представленных документов уполномоченные банки ведут в электронном виде базу данных по валютным операциям.

Банк ведет досье по паспорту сделки, в которое помещаются:

  • 1) экземпляр ПС;
  • 2) обосновывающие документы;
  • 3) справка о валютных операциях, в которой содержится информация о ПС;
  • 4) документы, подтверждающие исполнение обязательств иным способом;
  • 5) ведомость банковского контроля;
  • 6) документы, регулирующим порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам.

Существуют определенные особенности оформления документов при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами при предоставлении и получении кредитов и займов.

Так действие установленных правил не распространяется на кредитные операции нерезидентов с российскими резидентами – кредитными организациями, а также, если сумма кредитного договора невелика и не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения кредитного договора. При проведении валютных операций по кредитным договорам через российские банки клиент предоставляет в свой уполномоченный банк “Справку о валютных операциях”, а если расчеты проводятся через счета в банках, расположенных на территории иностранных государств (банков-нерезидентов), то он представляет “Справку о расчетах за рубежом по кредитным договорам”, которая содержит сведения о ходе кредитной операции, необходимые банку для заполнения документов валютного контроля. Эта справка предоставляется не позднее, чем через 45 календарных дней после совершения операции.

Уполномоченный банк, который ведет учет и контроль за ходом кредитном операции, формирует “Ведомости банковского контроля”, в которые не позднее чем через 5 дней после совершения заносятся все сведения о проведении этой операции. Ведомости ведутся в электронном виде, но если клиенту банка необходимо их представить в органы валютного контроля, то по его письменному заявлению ведомость на бумажном носителе с подписью и печатью банка выдается самому резиденту не позднее следующего рабочего дня после его обращения.

Уполномоченный банк составляет и представляет в территориальное управление Банка России “Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки”. Указанный отчет формируется с целью получения информации о валютных операциях резидентов, осуществляемых в соответствии с Положением Банка России от 1 июня 2004 года N 258-П “О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций”.

Банк России на основании отчетности уполномоченных банков информирует органы валютного контроля об оборотах внешней торговли РФ.

4. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ

Базовым документом валютного контроля является паспорт сделки (см. с.105), который оформляется экспортером либо импортером по каждому заключенному контракту и содержит изложенные в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для контроля за движением валютных средств. Паспорт сделки оформляется в двух экземплярах и подписывается в уполномоченном банке или его филиале, где открыт валютный счет, с которого должны осуществляться расчеты по данному контракту. Один экземпляр паспорта сделки остается в банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля за экспортной (импортной) сделкой, другой экземпляр возвращается экспортеру (импортеру).

Паспорт сделки № 1/2309223/000/0000000001 от 1.01.95 Реквизиты банка Наименование банка Филиал Почтовый адрес Реквизиты экспортера Реквизиты иностранного покупателя Наименование Наименование Код ОКПО Страна Адрес Адрес Номер транзитного счета Реквизиты и условия контракта Номер контракта Дата Последний платеж Сумма контракта Валюта платежа Валюта цены Код валюты платежа Код валюты цены Форма расчетов Валютная оговорка Поступление выручки Лицензия Банка России Дата № Отсрочка Подписи уполномоченных лиц От банка От экспортера Должность Подпись Должность Подпись ФИО Дата ФИО Дата Отметки банка Копия верна Должность ФИО Подпись Дата

Паспорт сделки подписывается: от имени участника внешнеэкономической сделки – лицом, имеющим право первой подписи по счету данной фирмы в уполномоченном банке; от имени банка – одним из ответственных лиц банка, уполномоченных подписывать паспорт сделки и совершать иные действия по валютному контролю от имени банка как агента валютного контроля. Полномочия ответственных лиц уполномоченного банка проверяются по составляемому в этих целях списку, утверждаемому председателем уполномоченного банка и его главным бухгалтером. Их подписи заверяются нотариусом, а сам список регистрируется Центробанком России. Цен-тральный банк информирует ГТК об уполномоченных банках, потерпевших банкротство, под-вергшихся принудительной реорганизации, лишенных валютной лицензии. Паспорт сделки, оформленный одним из таких банков, признается недействительным, и таможенные органы не осуществляют выпуск товаров, оформленных с представлением такого паспорта.

Подписание паспорта экспортной сделки означает, что экспортер принял на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на основании которого он был составлен; зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по данному контракту на валютный счет экспортера в уполномоченном банке, в который он представляет паспорт сделки для оформления.

Подписание паспорта импортной сделки означает, что импортер принял на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на основании которого он был составлен; поступление в Российскую Федерацию товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой таможенного оформления, или при невозможности поставки товаров – за возврат на указанный в паспорте текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, ранее переведенной иностранной стороне по контракту или ее приказу в установленные контрактом сроки, но не более 180 календарных дней с даты осуществления платежа, если иное не разрешено Банком России.

В случае внесения сторонами изменений в контракт, затрагивающих сведения, которые использовались при составлении паспорта сделки, экспортер обязан в 10-дневный срок с даты внесения указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению товаров, экспортируемых по данному контракту, представить в уполномоченный банк оригиналы или заверенные копии дополнений и изменений к контракту; дополнительные листы к паспорту сделки, составленные по форме паспорта сделки, но с заполнением лишь тех позиций, сведения по которым подлежат уточнению.

Импортер в подобной ситуации должен представить данные документы не позднее даты платежа в пользу иностранной стороны по контракту или ее приказу либо представления таможенному органу товаров, импортируемых в соответствии с контрактом, в который внесены изменения или дополнения.

После введения в действие Инструкции ЦБ РФ и ГТК РФ № 30 (1995 г.) “О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары” нерешенными остались некоторые вопросы, в том числе касающиеся паспортов сделки. Так, действие этой Инструкции распространяется на сделки, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах “выпуск для свободного обращения” и “реимпорт”, за исключением следующих случаев: расчеты осуществляются в соответствии с российским законодательством только в валюте Российской Федерации; не предусмотрено проведение расчетов в денежной форме (товарообменные, бартерные и другие подобные операции); импорт товаров осуществляется в счет государственных кредитов в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации; осуществляется ввоз из государств-участников СНГ в Россию товаров, происходящих из этих государств. Но не определено, какие документы импортер должен представить уполномоченному банку для подтверждения будущего ввоза товаров в таможенном режиме, отличного от режимов “выпуска для свободного обращения” или “реимпорта”. Определенные сложности возникают и при использовании таможенных режимов переработки. Кроме того, остается открытым вопрос об особенностях осуществ-ления валютного контроля при ввозе товаров из государств СНГ вообще и из Таможенного союза в частности по контрактам, заключенным с фирмами из стран дальнего зарубежья (в этом случае экспортером и поставщиком товара являются фирмы разных государств).

4.1. Механизм осуществления валютного контроля

за поступлением экспортной выручки

Отправной точкой для осуществления валютного контроля за экспортом является тот факт, что экспортер обязан обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации. Зачисление экспортной выручки в иностранной валюте на иной счет возможно только при наличии у экспортера специального разрешения Центрального банка РФ. По каждому заключенному экспортером контракту оформляется один паспорт сделки, подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный валютный счет в котором в последующем и должна будет поступать валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. Таможня, принимая грузы к оформлению, требует сообщить реквизиты валютного счета, на который будет переведена экспортная выручка. После окончания таможенного оформления в уполномоченный банк направляется извещение о совершении экспортной поставки. Экспортер в 10-дневный срок со дня выпуска товаров таможенными органами представляет в банк копию грузовой таможенной декларации (ГТД), полученную от таможенного органа, который оформил выпуск товаров. На основании данных ГТД Государственный таможенный комитет РФ составляет учетные карточки (УК), которые содержат часть сведений ГТД, необходимых банкам для осуществления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров. Учетные карточки объединяются в реестры, которые ГТК направляет в двух экземплярах в соответствующие банки. Второй экземпляр этого Реестра после заполнения банком отправляется обратно в ГТК России не позднее контрольного срока обратной отсылки в него, В случаях когда валютная выручка от экспорта товаров поступает в банк в неполном объеме или с нарушением указанного в Реестре срока, экспортер имеет право обратиться в МВЭС России для того, чтобы получить письменное подтверждение обоснованности недополучения или задержки получения им валютной выручки от экспорта товаров либо представить в банк письменное подтверждение Банка России об освобождении его от обязательного зачисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации. Завершается процедура таможенно-банковского контроля уведом-лением о зачислении валютной выручки от экспортной поставки, которое направляется в таможню уполномоченным банком (рис, 4.2). Требования и предписания ЦБ и ГТК об устранении выявленных нарушений правил перевода экспортной выручки являются обязательными для исполнения всеми резидентами и нерезидентами, осуществляющими валютные операции на территории России.

Рис. 4.2. Движение паспорта экспортной сделки: 1 – экспортер представляет в банк два экземпляра паспорта сделки и заверенную предприятием копию контракта; 2 – банк возвращает экспортеру подписанный должностным лицом банка первый экземпляр паспорта сделки; 3 – второй экземпляр паспорта сделки направляется банком в досье банка; 4 – экспортер получает заверенную банком копию паспорта сделки; 5 – экспортер представляет полученную от банка копию паспорта сделки в таможенный орган при предъявлении товара к таможенному оформлению; 6 – после проверки данных, содержащихся в паспорте сделки и ГТД, подписанная работником таможни копия паспорта сделки остается в досье таможни; 7- после поступления полной суммы валютной выручки досье закрывается и передается в архив

Валютный контроль за осуществлением экспортно-импортных операций

Важнейшими документами, регламентирующими таможенно-банковский контроль, являются сегодня Положение Центробанка России №258-П от 1 июня 2004 года «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществлением уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» и Инструкции Банка России от 15 июня 2004 года №117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформлении паспортов сделок».

В этих ведомственных актах ЦБ России подробно расписано какие документы и в какие сроки участник ВЭД подает в уполномоченный банк и как фактически осуществляется собственно валютный контроль.

1. Механизм валютного контроля за экспортными операциямиоснован на сопоставлении информации таможенных органов о стоимости и дате перемещения экспортируемого товара через таможенную границу Российской Федерации и информации уполномоченных банков о размере и дате поступления экспортной выручки за этот товар.

Для этого используются специальные документы:

паспорт экспортной сделки (Пэс), оформляемый в уполномоченном банке резидентом, от имени которого заключен контракт;

учетная карточка (УКэ) — документ, содержащий сведения из ГТД о поставляемом по контракту товаре, а также сведения о поступлении выручки;

ведомость — документ валютного контроля со сведениями по контракту;

досье — подборка документов для контроля за поступлением выручки.

Указанные документы распространяются на все сделки, предусматривавшие вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации в режиме экспорта, по которым расчеты между резидентами и нерезидентами полностью или хотя бы частично осуществляются в иностранной валюте, а также на те, по которым расчеты за экспортируемые товары предусматриваются полностью или частично в рублях. Следовательно, на товары, экспортируемые за рубли, также должен оформляться паспорт сделки.

Действие данных документов не распространяется на экспорт работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также на сделки, по которым не предусматривается проведение денежных расчетов (товарообменные, бартерные, безвозмездные поставки, гуманитарная помощь и др.).

2. Таможенно-банковский валютный контроль за импортными операциямиосуществляется в соответствии с теми же документами Центрального банка РФ и основан на сопоставлении информации таможенных органов о стоимости и дате перемещения импортируемого товара через таможенную границу Российской Федерации и информации уполномоченных банков о размере и дате произ­веденных платежей за этот товар.

Для этого используются специальные документы:

паспорт импортной сделки (Пис), оформляемый в уполномоченном банке резидентом, от имени которого заключен контракт;

учетная карточка импортируемых товаров (УКи) — документ, содержащий сведения из ГТД об общей фактурной стоимости импортируемых товаров, формируемая по каждому паспорту сделки;

карточка платежа (КП) — документ валютного контроля, содержащий сведения об осуществляемых в соответствии с Контрактом платежах в иностранной валюте или в валюте РФ, а также о передаче нерезиденту векселя в иностранной волюте или в валюте РФ в счет обязательств импортера по контракту;

досье — подборка документов для контроля за обоснованностью оплаты импортируемых по контракту товаров;

ведомость банковского контроля — документ валютного контроля, содержащий сводные сведения об операциях по контракту (Пис).

Оплата импортируемых по контракту товаров иностранной валютой или валютой Российской Федерации в счет обязательств по простому векселю, а также переводному векселю в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации, плательщиком по которому является импортер, может осуществляться только с его банковских счетов, открытых в банке импортера и указанных в Пис.

Датой оплаты по контракту в зависимости от способа оплаты импортируемых товаров считается одна из следующих дат:

дата списания денежных средств со счета импортера, если счет импортера и счет получателя денежных средств открыты в банке импортера;

дата передачи импортером нерезиденту векселя, по которому импортер не является плательщиком;

дата списания денежных средств со счета «Ностро» банка импортера или зачисления денежных средств на открытый в банке импортера счет «Лоро» банка получателя денежных средств по контракту — в остальных случаях.

Датой оплаты в зависимости от способа поступления денежных средств по контракту в пользу импортера считается одна из следующих дат:

дата зачисления денежных средств на счет импортера, если счет импортера и счет плательщика открыты в банке импортера;

дата зачисления денежных средств на счет «Ностро» банка импортера или дата списания денежных средств с открытого в банке импортера счета «Лоро» банка плательщика — в остальных случаях.

Читайте также:  Валютные ограничения в РФ - понятие и формы

Оплата импортируемых по контракту товаров иностранной валютой или валютой Российской Федерации с банковского счета третьего лица-резидента, не являющегося импортером, осуществляется в порядке, установленном Банком России.

Передача товаров, импортируемых по контракту на территорию Российской Федерации, возврат уплаченного импортером аванса или предварительной оплаты, а также иные платежи по контракту в пользу импортера могут быть осуществлены как нерезидентом, являющимся стороной по контракту, так и иным нерезидентом.

5.8.7. Органы и агенты валютного контроля

Нарушения валютного законодательства фиксируются органами и агентами валютного контроля. Федеральный Закон от 10 декабря 2003 года №173–ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» содержит их права, обязанности, а также права и обязанности резидентов и нерезидентов.

Определение системы органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации имеет существенное научно-теоретическое и практическое значение. В соответствии с названным Законом отнесение того или иного субъекта к органам или агентам валютного контроля означает наделение указанного субъекта весьма определенным правовым статусом.

Основным элементом этого статуса являются юридические права и обязанности, которыми наделены органы и (или) агенты валютного контроля, а также их должностные лица в соответствии со ст. 23 данного Закона. Они, в частности, имеют право проводить проверки резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими актов валютного законодательства России и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по совершаемым валютным операциям; запрашивать и получать от них документы и информацию. Органам валютного контроля, кроме того, предоставлены полномочия по выдаче резидентам и нерезидентам предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, а также налагать установленные законодательством меры ответственности за нарушение актов российского валютного законодательства и актов органов валютного регулирования.

Органы валютного контроля

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, а также органами и агентами валютного контроля. Правительство РФ обеспечивает их взаимодействие и взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и таможенных органов как агентов валютного контроля с Банком России. Перечень органов валютного контроля закрепляется в ч. 2 ст. 22 настоящего Закона. Согласно указанной норме органами валютного контроля в России являются также Центральный Банк РФ (ЦБ РФ) и федеральный(ые) орган(ы) исполнительной власти, уполномоченный(ые) Правительством РФ. Таким органом на сегодня является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (далее – ФСФБН или «Росфиннадзор»), которой Правительство РФ делегировало свои права Органа валютного контроля в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 года № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора». Согласно п. 1 указанного Положения ФСФБН «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля».

Агенты валютного контроля

Что касается системы агентов валютного контроля, то согласно ч. 3 ст. 22 Закона №173-ФЗ агентами валютного контроля в России являются:

1). Уполномоченные банки, которыми согласно п. 8 ч. 1 ст. 1 указанного Закона являются, во-первых, кредитные организации, созданные в соответствии с национальным законодательством России и имеющие право на основании лицензий ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте, и, во-вторых, действующие на территории Российской Федерации в соответствии с лицензиями ЦБ РФ филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте.

2). Не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Таким органом согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 года №317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам» является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР). Под профессиональными участниками рынка ценных бумаг согласно ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39–ФЗ «О рынке ценных бумаг» понимаются юридические лица, осуществляющие один (или несколько) из следующих видов деятельности: брокерскую, дилерскую, деятельность по управлению ценными бумагами, по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарную деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг или по организации торговли на рынке ценных бумаг.

3). Таможенные органы, которыми согласно Федеральному Закону от 27 ноября 2010 года №311 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» являются: 1) ФТС; 2) региональные таможенные управления; 3) таможни; 4) таможенные посты.

4). Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФБН) и Федеральная налоговая служба (ФНС).

Экспортный контроль

Под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечиваю­щих реализацию установленного законодательством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, ра­бот, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения (ядерного, химиче­ского, ракетного, бактериологического), средств доставки, а также иных ви­дов оружия и техники.

До принятия государствами-членами Таможенного союза единого порядка по организации контроля за перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации применяется национальное законодательство по контролю за перемещением товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, в том числе продукции военного назначения.

В настоящее время правовые основы деятельности органов государствен­ной власти России в области контроля за экспортом стратегически важных товаров и технологий, имеющих военное и гражданское назначение, принципы осуще­ствления государственной политики, а также права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности установлены Федеральным законом «Об экспортном контроле в Российской Федерации» от 18 июля 1999 года №183-ФЗ.

Обеспечение экспортного контроля находится в исключительном ведении Российской Федерации, его основные направления определяет Президент. Он утверждает списки (перечни) контролируемых товаров и техноло­гий, разработкой которых занимаются федеральные министерства и ведомст­ва. В сфере экспортного контроля экспертная оценка товаров на предмет их отнесения к категории контролируемых проводится Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК России) или организациями, уполномоченными на проведение независимой идентификационной экспертизы в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2001 г. №477 «О системе независимой индентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля».

Объектом правового регулирования в рамках режима экспортного контроля являются товары, работы, услуги, которые могут быть использованы (а могут быть и не использованы!) при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов оружия и технологии. Таким образом, ре­жим экспортного контроля с точки зрения правового регулирования значительно сложнее, поскольку он имеет дело с товарами и технологиями двойного, то есть альтернативного, часто закамуфлированного под гражданское, применения.

Экспортный контроль основывается на запретительно-разрешительном принципе применения нетарифных мер регулирования. Данный принцип реализуется путем лицензионного порядка оформления экспорта и наличия специальных контрольных списков товаров. Причем в данном случае понятие «экспорт» имеет расширительное толкование как любая внешнеторговая операция, предусматривающая вывоз товаров и технологий, подпадающих под специальный контроль.

Международные режимы экспортного контроля базируются на основополагающем принципе – внешнеторговые поставки товаров и технологий высокого технологического уровня осуществляются производителями и экспортерами при условии, что они не будут реэкспортированы в так называемые контролируемые страны.

Целью национального режима экспортного контроля являетсянаблюдение за исполнением соответствующих международных обязательств и договоренностей путем получения достоверной информации о том:

где находится контролируемый товар;

кто является его владельцем на всех этапах эксплуатации;

в каких целях используется данный товар.

Экспортный контроль строится на основе не только права экспортера, но и его обязанности запросить информацию у импортера о местонахождении и использовании контролируемого товара.

По законодательству Российской Федерации, экспортер обязан запросить компетентный орган исполнительной власти своей страны о выдаче экспортной лицензии (разрешения на вывоз). Такой запрос служит основанием начала осуществления процедуры контроля за движением товара и целью его использования.

Объектом экспортного контроля в международной практике являются:

1) продукция военного назначения – вооружение, военная техника, ра­боты, услуги, применяемые в военно-технической области;

2) оборудование, материалы, связанные с использованием атомной энергии;

3) промышленные товары и технологии “двойного назначения”, т. е. применяемые в гражданских и военных целях.

Международные режимы экспортного контроля распространяют дейст­вие ограничительного порядка также на изделия, производимые из контроли­руемых товаров (сырья, материалов) или содержащие их в качестве компо­нентов.

Перечень товаров, подпадающих под перечни объектов экспортного контроля, называется ограничительными списками.Эти товары подлежат вы­возу только в «исключительном порядке» и путем предоставления специаль­ной разовой лицензии по заявке экспортера либо эти товары экспортируются в рамках установленных квот или вывозятся в контролируемые государства под наблюдением или международным контролем.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; Нарушение авторского права страницы

Валютный контроль за экспортно-импортными операциями предприятий

При валютном контроле за экспортом и импортом товаров сопоставляются и анализируются данные о перемещении товаров через таможенную границу, получаемые таможенными органами в ходе таможенного оформления и контроля, и данные о движении средств на счетах участников внешнеэкономической деятельности, которыми располагают банки, осуществляя международные расчеты в иностранной валюте. Этот анализ проводится на основании документов валютного контроля, основными из которых являются паспорт сделки и учетная карточка таможенно-банковского контроля.

Статья 19 Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле” предусматривает требование репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ. Статья устанавливает, что при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:

  • 1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  • 2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные на таможенную территорию РФ (неполученные на таможенной территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные нрава на них.

Помимо Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”, проведение валютного контроля за экспортно-импортными операциями регулирует Инструкция ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением”.

Основным документом экспортно-импортного контроля является паспорт сделки (далее также – ПС). Это документ, содержащий сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентом и нерезидентом. Эти сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидента.

Форма паспорта сделки приведена в приложении 4 к Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И. Отдельная форма ПС установлена для оформления получения или выдачи российской организацией кредита (займа).

Паспорт сделки выполняет две основные функции: контрольную и информационную; представляет собой один из документов валютного контроля; является основой для формирования уполномоченным банком досье по паспорту сделки – подборки документов, составляемой в целях учета валютных операций.

В перечень валютных операций, на которые необходимо оформлять паспорта сделки, входят валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте:

  • – за вывозимые (экспортируемые) с таможенной территории РФ или ввозимые (импортируемые) па таможенную территорию РФ товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору, заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом – индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом;
  • – при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в валюте РФ нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте и в валюте РФ от нерезидентов по кредитному договору.

Паспорт сделки оформляется резидентом по каждому контракту (кредитному договору) в одном уполномоченном банке.

Для оформления паспорта сделки резидент представляет в уполномоченный банк одновременно следующие документы и информацию:

  • 1) один экземпляр ПС, заполненный по форме, указанной в приложении 4 к Инструкции ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И;
  • 2) контракт (кредитный договор) исполнение обязательств по которому требует оформления ПС, либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую информацию, необходимую для оформления ПС;
  • 3) иные документы и информацию, в том числе документы и информацию, которые содержат сведения (включая сведения, определенные (рассчитанные) резидентом самостоятельно), указанные резидентом в заполненной форме ПС, в том числе сведения о сумме задолженности по основному долгу по кредитному договору (при ее наличии на дату, предшествующую дате оформления ПС).

Банк проверяет соответствие информации, указанной резидентом в ПС, сведениям, содержащимся в обосновывающих документах, а также соблюдение резидентом порядка оформления ПС в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его представления резидентом в банк.

В случае принятия уполномоченным банком на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформления по нему ПС уполномоченный банк в установленный срок формирует ПС в виде электронного документа, присваивает ему номер ПС и обеспечивает ведение и хранение ПС в электронном виде.

Паспорт сделки считается оформленным после присвоения ему банком ПС номера и проставления даты оформления и подписи ответственного лица.

Оформленный ПС не позднее двух рабочих дней после даты его оформления направляется банком ПС резиденту.

Уполномоченный банк отказывает резиденту в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформлении по нему ПС по следующим основаниям:

  • 1) из-за несоответствия данных, указанных в заполненной форме ПС, сведениям и информации, которые содержатся в контракте (кредитном договоре) и (или) иных документах и информации, которые представлены резидентом, в том числе из-за отсутствия в них оснований для оформления ПС;
  • 2) если форма ПС заполнена с нарушением требований, установленных Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И;
  • 3) из-за непредставления резидентом в уполномоченный банк документов и информации, которые необходимы для оформления ПС, в том числе представления неполного комплекта документов, неполной информации, недостоверных документов (информации).

Если банк отказывает в подписании ПС, то резиденту возвращаются представленные документы с указанием даты их возврата. Резидент вправе после устранения выявленных недостатков повторно представить в уполномоченный банк документы и информацию в срок, установленный уполномоченным банком.

В случае если для оформления ПС резидентом в уполномоченный банк представлен проект контракта (кредитного договора), резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты подписания соответствующего контракта (кредитного договора) представляет сто в банк ПС.

Датой подписания контракта (кредитного договора) в указанном случае является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат – дата его составления.

В случае если в связи с подписанием контракта (кредитного договора) возникают основания для внесения изменений в ПС, ранее оформленный по проекту такого контракта (кредитного договора), резидент вносит изменения в такой ПС.

В случае непредставления в банк ПС подписанного контракта (кредитного договора) по истечении шести месяцев после даты представления проекта контракта (кредитного договора), по которому оформлен ПС, банк ПС в произвольной форме информирует об этом орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ.

При внесении изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением изменения информации о банке ПС), резидент направляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС.

Экспортируемые или импортируемые товары принимаются к таможенному оформлению при условии представления в таможенный орган ксерокопии ПС в дополнение к прочим документам, предусмотренным таможенным законодательством.

Таможенный орган проверяет соблюдение порядка (правил) оформления ПС установленным требованиям. Проверка ПС, представленного при таможенном оформлении, осуществляется по следующим критериям:

  • • на соответствие представленному договору путем сверки основных реквизитов договора и ПС с целью их однозначной идентификации с учетом внесенных в договор изменений и (или) дополнений (включая номер и дату договора, реквизиты сторон, валюту цены и сумму договора). Поскольку сведения о сроках расчетов по контракту, указанные в ПС, рассчитываются экспортером (импортером) для договора (сделки) в целом и могут отличаться от сроков расчетов за каждую партию товаров, при проверке соблюдения правил оформления принимаемых ПС, при декларировании товаров точность определения сроков расчетов в ПС не проверяется, а соответствующие сведения не сверяются со сведениями, заявленными в элементах 3 и 4 нижней строки графы 28 ГТД;
  • • на соответствие представленного ПС (копии ПС) его электронной копии, содержащейся в центральной базе данных валютного контроля (далее – ЦБД ВК), получаемой из ФТС России, а при отсутствии в ЦБД ВК электронного аналога паспорта сделки – на соответствие оттиска печати уполномоченного банка на паспорте сделки (на копии ПС) образцу оттиска печати, содержащемуся в карточках образцов оттисков печатей уполномоченных банков, используемых для целей валютного контроля, зарегистрированных Банком России в установленном порядке и направляемых ФТС России в региональные таможенные управления и таможни, непосредственно подчиненные ФТС России.

При отсутствии в таможенном органе, производящем таможенное оформление товаров, образца оттиска печати уполномоченного банка, оформившего соответствующий ПС, и электронного аналога ПС, информация о регистрации Банком России соответствующего оттиска печати должна быть запрошена в течение суток в вышестоящем таможенном органе (вплоть до Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России) с использованием оперативных каналов связи (факс, телефон, электронная почта). В случае представления паспорта сделки (копии ПС), заверенного (заверенной) оттиском печати уполномоченного банка, процедура регистрации которой не завершена, либо заверенного (заверенной) ранее зарегистрированным оттиском печати уполномоченного банка, при наличии у уполномоченного банка новой, зарегистрированной в Банке России печати, запрос о возможности принятия данного ПC (копии ПС) следует направлять в Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России;

  • • на соответствие копии ПС его оригиналу (при необходимости), после чего оригинал возвращается лицу, их представившему;
  • • на соблюдение установленной формы ПС, в том числе перечня граф, наличие подписей и печатей, его удостоверяющих;
  • • на правильность формирования номера ПС, при этом правильность указания кода вида договора в четвертой части номера ПС не проверяется;
  • • на соответствие реквизитов уполномоченного банка, оформившего ПС (наименование, номер лицензии, код основного государственного регистрационного номера (ОГРН), адрес), сведениям, содержащимся в книге государственной регистрации кредитных организаций, доводимой в электронном виде до таможенных органов Центральным информационно-техническим таможенным управлением ФТС России в составе нормативно-справочной информации;
  • • на соответствие реквизитов экспортера (импортера);
  • • на соблюдение сроков оформления ПС и его переоформления при внесении в контракт изменений.
Читайте также:  Справка о подтверждающих документах для валютного контроля

Для того чтобы закрыть паспорт сделки, резидент представляет в банк ПС заявление о закрытии ПС. Это происходит в следующих случаях:

  • 1) при переводе паспорта сделки из банка ПС в связи с переводом контракта (кредитного договора) на обслуживание в другой уполномоченный банк (в другой филиал этого уполномоченного банка, из головного офиса в филиал этого уполномоченного банка, из филиала в головной офис этого уполномоченного банка), а также при закрытии резидентом всех расчетных счетов в банке ПС;
  • 2) при исполнении сторонами всех обязательств по контракту (кредитному договору), включая исполнение обязательств третьим лицом – резидентом (другим лицом – резидентом);
  • 3) при уступке резидентом требования по контракту (кредитному договору) другому лицу – резиденту либо при переводе долга резидентом по контракту (кредитному договору) на другое лицо – резидента;
  • 4) при уступке резидентом требования по контракту (кредитному договору) нерезиденту;
  • 5) при исполнении (прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору) по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ;
  • 6) при прекращении оснований, требующих в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И оформления ПС, в том числе вследствие внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), а также в случае если ПС был ошибочно оформлен при отсутствии в контракте (кредитном договоре) оснований, требующих его оформления.

Одновременно с заявлением о закрытии ПС резидент представляет в банк ПС документы, подтверждающие уступку требования по контракту (кредитному договору) другому лицу – резиденту либо перевод долга по контракту (кредитному договору) на другое лицо – резидента; либо резидент представляет в банк ПС справку о подтверждающих документах и документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ; либо резидент представляет в банк ПС документы, свидетельствующие об отсутствии (прекращении) оснований, требующих оформления ПС.

Банк ПС в срок, не превышающий три рабочих дня после даты представления резидентом заявления о закрытии ПС и документов, необходимых для закрытия ПС, проверяет заявление о закрытии ПС, полноту представленных документов, соответствие основания закрытия ПС сведениям, содержащимся в представленных документах, и иной информации, имеющейся в банке ПС, и принимает решение о закрытии ПС либо об отказе в закрытии ПС.

В случае непредставления резидентом в банк ПС необходимых для закрытия ПС документов, либо представления документов, не содержащих необходимых сведений, подтверждающих указанное резидентом основание закрытия ПС, либо отсутствия в банке ПС необходимой для закрытия ПС иной информации банк ПС возвращает резиденту заявление о закрытии ПС, представленные документы и информирует резидента о причинах отказа в закрытии ПС с указанием даты возврата представленных документов.

В случае получения резидентом отказа в закрытии ПС резидент вправе после устранения выявленных недостатков повторно представить в банк ПС заявление о закрытии ПС и необходимые документы.

При принятии заявления о закрытии ПС и документов, необходимых для закрытия ПС, банк ПС закрывает ПС и не позднее двух рабочих дней после даты его закрытия передаст резиденту на бумажных носителях закрытый ПС и сформированную на дату закрытия ПС ведомость банковского контроля и по желанию резидента ПС и ведомость банковского контроля в электронном виде.

Паспорт сделки считается закрытым с даты, указанной банком ПС.

Банк ПС вправе самостоятельно закрыть ПС по истечении 180 календарных дней, следующих за датой, указанной в графе б раздела 3 ПС, в следующих случаях:

  • а) при исполнении (прекращении) исходя из имеющейся в банке ПС информации всех обязательств по контракту (кредитному договору) и непредставлении резидентом заявления о закрытии ПС;
  • б) при неисполнении исходя из имеющейся в банке ПС информации всех обязательств по контракту (кредитному договору) и непредставлении резидентом в течение 180 календарных дней, следующих за датой, указанной в графе 6 раздела 3 ПС, установленных Инструкцией ЦБ РФ от 04.06.2012 № 138-И документов и информации, на основании которых банк ПС ведет ведомость банковского контроля.

В этом случае банк ПС информирует (по своему усмотрению) резидента о закрытии ПС в срок не позднее двух рабочих дней после даты его закрытия.

Таким образом, два агента валютного контроля (уполномоченный банк и таможенный орган) обмениваются документами, необходимыми для валютного контроля за экспортными и импортными операциями.

Таможенный валютный контроль экспортно-импортных операций в РФ Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорков Д. А.

Настоящая статья имеет цель показать основные аспекты осуществления валютного контроля экспортно-импортных операций посредством обзора и краткого анализа валютного законодательства РФ.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Федорков Д. А.

THE CUSTOMS CURRENCY CONTROL EXPORT-IMPORT TRANSACTIONS IN RUSSIAN FEDERATION

The present article has the purpose to show the basic aspects of realization of the currency control of export-import transactions by means of the review and brief analysis of the currency legislation of Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Таможенный валютный контроль экспортно-импортных операций в РФ»

ТАМОЖЕННЫЙ ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ В РФ

аспирант кафедры конституционного, административного и финансового права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, 117198 Москва, Россия

Настоящая статья имеет цель показать основные аспекты осуществления валютного контроля экспортноимпортных операций посредством обзора и краткого анализа валютного законодательства РФ 4

В процессе интеграции России в мировое хозяйство и придания экономике открытого характера существенную роль играет политика государства во внешнеэкономической сфере.

Важнейшим инструментом этой политики является механизм государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, который должен обеспечить оптимальное сочетание российской экономики с требованиями экономической безопасности страны в целом.

Особенность экономического развития Российской Федерации, а также необходимость защиты национальной валюты подразумевают наличие административно-правового механизма, способного в случае необходимости создать условия для осуществления контроля за исполнением действующего законодательства и в случае выявления нарушений, наказывать виновных.

Одним из звеньев системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является валютный контроль, посредством которого решаются конкретные задачи, поставленные перед государством в тот или иной момент экономического развития.

Основу нормативной базы для формирования системы валютного контроля составил Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года (далее – Закон). Основной целью Закона явилось определение фундаментальных направлений валютной политики государства. Законом впервые на законодательном уровне было определено само понятие «валютный контроль». При этом было установлено, что целыо валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций, а также определены основные направления валютного контроля.

Органами валютного контроля Закон назвал Центральный банк Российской Федерации и Правительство России. Одно из наиболее важных мест в системе органов валютного контроля занимают таможенные органы.

Действительно, мировая практика подтверждает невозможность организации валютного контроля в части операций, связанных с внешнеторговой деятельностью, без активного участия в этой работе таможенных органов. Никто иной, как сотрудник таможни получает информацию о состоявшемся факте перемещения товаров через таможенную границу на основании условий, предусмотренных внешнеторговыми договорами, и именно в момент таможенного оформления представляется наиболее целесообразно выполнять отдельные процедуры валютного контроля. Справедливость такого положения подтверждает и тот факт, что период осуществления таможенного контроля является последней возможностью для предотвращения возможного нарушения законодательства, в том числе и валютного.1

Понимание этого послужило основанием для определения компетенции таможенных органов при осуществлении валютного контроля. С момента вступления в силу в 1993 году Таможенного кодекса РФ Государственный таможенный комитет России (ГТК РФ) признан органом валютного контроля. В соответствии со статьей 11 Таможенного кодекса РФ ГТК России в пределах своей компетенции наделен правом издавать нормативные акты по таможенному делу, обязательные для исполнения всеми таможенными органами Российской Федерации и иными государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами.

В области валютного контроля компетенция таможенных органов закреплена в статье 199 Таможенного кодекса РФ. Согласно которой таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу РФ, за исключением периметров

1 Лазарева Т.Л. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности // Право и экономика, № 9/1997 г.. с. 42-43.

свободных таможенных зон и свободных складов, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Формирование в стране цивилизованного валютного рынка, создание таких условий, при которых возможно более эффективное использование валютных ресурсов в интересах развития экономики России является одним из важных направлений деятельности органов валютного контроля.

«Невозврат» валютной выручки от экспорта товаров российских предприятий наносит значительный ущерб экономике страны, который проявляется не только в том, что из страны выкачивается сырье и идет процесс расхищения ее недр. Оседание валютной выручки в другой стране способствует созданию дополнительных рабочих мест, развитию экономики в целом, в то время как в нашей стране наблюдается обратный процесс.

Одним из первых шагов к формированию системы валютного контроля явилась совместная инструкция Банка России и ГТК РФ «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров» № 19 и № 01-20/10283 соответственно, от 12 октября 1993 г. (далее – Инструкция).

Контрольные механизмы, используемые при разработке системы валютного контроля экспортных операций, были основаны на организации обмена информацией между таможенными органами и уполномоченными банками, ведущими расчетное обслуживание российских экспортеров.

Действие Инструкции распространяется на все сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта, по которым:

– расчеты между резидентами и нерезидентами осуществляются в валютах иных, чем валюта

– контракт предусматривает компенсацию экспортируемого товара частично платежом в иностранной валюте и частично встречными поставками товаров, либо платежами в рублях.

Действие Инструкции не распространяется на сделки, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории РФ в таможенном режиме экспорта, по которым расчеты осуществляются в российской валюте, на товарообменные, бартерные и подобные операции, на экспорт работ и услуг.

Базовым документом валютного контроля становится Паспорт экспортной сделки (ПС). ПС оформляется экспортером в уполномоченном банке и содержит сведения о внешнеторговой сделке, необходимые для осуществления валютного контроля.

Инструкцией подробно регламентирован порядок действий экспортеров при осуществлении ими внешнеторговых операций. Определен механизм обмена информацией, необходимой для осуществления валютного контроля, между таможенными органами и уполномоченными банками. Важно отметить, что банк, ведущий расчетное обслуживание экспортера, выступает в качестве агента валютного контроля. И как агент валютного контроля наделен соответствующими правами и обязанностями. В частности, уполномоченный банк при обнаружении нарушения российского законодательства имеет право отказать экспортеру в подписании ПС. В свою очередь банк, подписавший ПС, несет ответственность за достоверность сведений, указанных в ПС. Банк России формирует список уполномоченных банков и их филиалов и оперативно направляет эти списки, а также изменения и дополнения к ним в ГТК РФ.

ГТК России как орган валютного контроля, а таможенные органы как агенты валютного контроля имеют право:

– не производить выпуск товаров в случаях представления им ПС, оформленного с нарушениями требований Инструкции;

– осуществлять в пределах своей компетенции проверки валютных операций экспортеров;

– запрашивать у экспортеров и обслуживающих их банков документы и информацию об осуществляемых ими валютных операциях, связанных с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств;

– выполнять другие функции по осуществлению валютного контроля в соответствии с действующим законодательством.

Действие Инструкции направлено на ограничение и пресечение попыток отечественных предпринимателей скрыть экспортную валютную выручку за рубежом, на обеспечение ее полного

и своевременного поступления в Российскую Федерацию, а также на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов.

В соответствии с требованиями Инструкции экспортер обязан обеспечить зачисление валютной выручки от экспорта товаров на свой валютный счет в уполномоченном банке в течение 90 календарных дней с момента таможенного оформления экспортируемых товаров. Зачисление валютной выручки от экспорта товаров на иной счег допускается только при наличии у экспортера разрешения Банка России.

Эффективность действия Инструкции отражается в приведенных ниже цифрах. По данным ГТК РФ контроль за репатриацией в страну экспортной валютной выручки, введенный с 1994 года, позволил сократить величину ее необоснованных непоступлений относительно объемов, предусмотренных условиями контрактов, примерно с 40 % в 1992-1993 гг. до 5-4 % в 1998 году, что соответствует общемировому уровню.1

Наряду с «невозвратом» валютной выручки по экспортным контрактам отток валютных ресурсов происходит зачастую в форме авансовых платежей по импортным контрактам без последующей поставки товаров и услуг.

Некоторое сдерживающее действие оказывал порядок, при котором условием платежа при осуществлении международных расчетов по импортным контрактам являлось представление российскими предприятиями в уполномоченный банк товарораспорядительных документов, подтверждающих отправку товаров в РФ.

Более радикальными мерами стали требования, предъявленные к импортерам, изложенные в совместной Инструкции Банка России и ГТК РФ «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары» № 30 и № 01-20/10538 соответственно, от 26 июля 1995 года (далее – Инструкция).

Действие Инструкции распространяется на валютные операции в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами выпуска для свободного обращения и реимпорта, независимо от даты заключения внешнеторгового договора (контракта) и начала исполнения дог оворных обязательств, если:

– согласно условиям контракта предусмотрены расчеты в валютах иных, чем валюта Российской Федерации;

– хотя бы часть требований иностранного продавца к российскому импортеру компенсируется в виде денежных средств в иностранной валюте.

Согласно Инструкции Импортер обязан обеспечить ввоз в Российскую Федерацию товара, эквивалентному по стоимости уплаченным за него денежным средствам в иностранной валюте. А в случае непоставки товара – возврат указанных средств, ранее переведенных по контракту иностранной стороне, не позднее 90 календарных дней с момента осуществления перевода, если иное не разрешено Банком России.

Базовым документом валютного контроля стал Паспорт импортной сделки (ПСи). Пси оформляется импортером в банке, в котором открыт текущий валютный счет импортера, и содержит сведения необходимые для осуществления валютного контроля.

Осуществление валютного контроля по импортным контрактам, также как и при контроле за экспортом товаров, в основе своей предусматривает активное взаимодействие таможенных органов и уполномоченных банков.

Инструкцией вводится новый механизм осуществления валютного контроля – гарантия валютного контроля (Гарантия ВК). Гарантия ВК представляет собой обязательство, выдаваемое банком по просьбе импортера, в силу которого банк импортера обязуется уплатить суммы, причитающиеся к уплате при привлечении импортера к финансовой ответственности, возникающей при непоступлении товаров, за которые была произведена предоплата по контракту, и невозврате ранее переведенных средств в иностранной валюте.

Гарантия ВК безусловно является сильным звеном в системе валютного контроля импортных операций. Так как банк импортера, выдавший гарантию ВК, несет перед государством в лице органов валютного контроля солидарную с импортером ответственность в пределах обязательств, вытекающих из условий гарантии ВК. И таким образом существенно облегчает задачу перед государством по контролю за исполнением импортных контрактов.

1 Статистика внешнеэкономической дея тельности // Архив Якутской таможни 1998, с.24

В заключении хотелось бы отметить следующее. На сегодняшний день в Российской Федерации в основном создан каркас системы валютного контроля экспортно-импортных операций. Государство, придерживаясь курса на либерализацию внешнеэкономической деятельности, ужесточает требования к ее участникам. Динамизм развития экономики диктует необходимость постоянной работы над совершенствованием нормативно-правовой базы и механизмов контроля за валютными операциями. В частности, уменьшен срок для репатриации в страну экспортной валютной выручки до 90 дней, а также до 75 % увеличен размер обязательной продажи части экспортной валютной выручки на внутреннем валютном рынке.

Однако необходимо не забывать, что всякий контроль конечен. А большой риск долгосрочных капиталовложений в экономику страны в силу нестабильной политической и экономической ситуации заставляет российских предпринимателей инвестировать свои активы за рубежом. И как показывает практика, решить эту проблему введением лишь жестких административно-правовых методов нельзя.

THE CUSTOMS CURRENCY CONTROL EXPORT-IMPORT TRANSACTIONS IN RUSSIAN FEDERATION

graduate of the Department of Constitutional, Administrative and Financial Law Russian University of Peoples’ Frendship Mikluho-Maklaya str., 6, 117198 Moscow, Russia

The present article has the purpose to show the basic aspects of realization of the currency control of export-import transactions by means of the review and brief analysis of the currency legislation of Russian Federation.

Ссылка на основную публикацию