Отмена паспорта сделки в 2020 году – что взамен?

Об изменениях в валютном законодательстве с 1 января 2020 года

Доклад Я. С. Войналович на Консультативном совете по работе с участниками ВЭД при ЮТУ, 20 ноября 2019 г.

В течение трех с половиной лет Федеральная таможенная служба Российской Федерации реализует функции органа валютного контроля.

На протяжении 2017-2019 гг. валютное законодательство Российской Федерации постоянно находится в процессе реформирования. Только в 2018 г. законодатель принял 10 законов о внесении изменений в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) и 3 – в 2019 г. В целом вносимые поправки направлены на либерализацию валютного законодательства.

Основные изменения, вступившие в силу в первой половине 2018 г., ввели требование об указании во внешнеторговом контракте сроков исполнения сторонами обязательств, о представлении уполномоченным банкам информации о сроках репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации. С 1 марта 2018 г. отношения резидентов с уполномоченными банками выстраиваются в соответствии с требованиями Инструкции от 16 августа 2017 г. № 181 И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления», положения которой уже исключают понятия паспорта сделки и справки о валютных операциях.

В 2019 г. значимые изменения в валютное законодательство вносят два закона.

1. Федеральный закон от 2 августа 2019 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее – Закон № 265-ФЗ). Данный документ вступает в силу с 1 января 2020 года, за исключением отдельных положений. Его основные нововведения, касающиеся внешнеторговой деятельности юридических лиц – резидентов, следующие.

В Законе появилась новая формулировка «организации финансового рынка». С 1 января 2020 г. требования валютного законодательства будут распространены на счета резидентов, открытые не только в иностранных банках, но и в так называемых «иных организациях финансового рынка». Согласно определению, содержащемуся в новой редакции ч. 1 ст. 12 Закона, такие организации в соответствии со своим личным законом имеют право оказывать услуги, связанные с привлечением от резидентов и размещением денежных средств или иных финансовых активов для хранения, управления, инвестирования и (или) осуществления иных сделок в интересах резидента, либо прямо или косвенно за счет резидента. Законодатель не раскрыл полностью это понятие. Однако ясно, что это не только организации с лицензией банка, но и другие. Возможно к ним следует относить организации, имеющие финансовые лицензии какого-либо регулятора, в частности, иностранные брокеры, депозитарии, операторы платежных систем.

Резиденты будут обязаны уведомлять налоговые органы об открытии, изменении реквизитов и закрытии счетов в иностранных организациях финансового рынка, а также представлять в налоговые органы отчеты о движении средств по таким счетам. В Законе прописано, что Банк России должен установить перечень случаев, когда денежные средства могут быть зачислены на счета в таких организациях, либо списаны с них. И есть перспектива, что перечень охватит расчеты в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Следующее и главное нововведение – это отмена требований о репатриации доходов в российской валюте по внешнеторговым контрактам.

Во-первых, вводится поэтапная отмена требований о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации в отношении экспорта большей части сырьевых товаров под установленными Законом кодами ТН ВЭД ЕАЭС (в частности, нефти и нефтепродуктов, природного газа, отходов и лома металлов, драгоценных камней) в следующем порядке:

  • с 1 января 2020 года – в отношении не более 10% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2021 года – в отношении не более 30% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2022 года – в отношении не более 50% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2023 года – в отношении не более 70% суммы внешнеторгового контракта;
  • с 1 января 2024 года – в отношении всей суммы внешнеторгового контракта.

Во-вторых, с 1 января 2020 г. полностью, т. е. в отношении всей суммы контракта, отменяется требование о репатриации резидентами экспортной выручки в отношении внешнеторговых контрактов, сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации, в отношении иных несырьевых товаров, за исключением товаров некоторых категорий, соответствующих определенным кодам единой ТН ВЭД ЕАЭС (например, древесины, древесного угля, лесоматериалов).

Как видно, новые положения валютного законодательства об отмене репатриации содержат отсылку к классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, следовательно, валютный контроль проявит повышенное внимание и тщательный анализ внешнеторгового контракта на предмет наименования экспортируемого товара. Но указанные либеральные положения Закона не применяются в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

Законом № 265-ФЗ ч. 5 ст. 12 Закона дополнена абзацем 2, дающим право резидентам зачислять денежные средства в валюте Российской Федерации по внешнеторговым контрактам, в отношении которых требования о репатриации, установленные п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, были отменены, на свои счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации. Т. е. рублёвую экспортную выручку можно будет оставлять за границей, поэтапно увеличивая её объём.

Несмотря на либеральность новаций ст. 24 Закона дополнена ч. 4, устанавливающей для резидентов обязанность обеспечить надлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым контрактам, которые заключены между резидентами и нерезидентами и на которые распространяются требования Закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, путем получения от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями указанных контрактов, или иными способами, разрешенными законодательством Российской Федерации, если в отношении внешнеторговых контрактов, заключенных между такими резидентами и нерезидентами, требования, установленные пунктом 1 части 1 статьи 19 Закона, были отменены. При этом в ст. 23 Закона включен п. 21, закрепляющий право агентов валютного контроля запрашивать у резидентов документы, подтверждающие исполнение или прекращение обязательств нерезидентов по внешнеторговым контрактам в соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона.

В целях совершенствования информационного взаимодействия для выполнения задач валютного контроля в ч. 6.1 ст. 23 Закона внесена поправка, согласно которой таможенные органы передают Банку России и уполномоченным банкам в электронном виде не только информацию о зарегистрированных декларациях на товары, а также о статистических формах учета перемещения товаров.

2. Федеральный закон от 16.10.2019 №341-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в части осуществления валютных операций между резидентами и нерезидентами с использованием переводных (трансферабельных) аккредитивов». Документ действует с 27 октября 2019 г.

Данный документ дополнил ст. 19 Закона в части признания резидента исполнившим обязанность по репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации двумя случаями.

  • Ч. 6 ст. 19 Закона признано обоснованным зачисление выручки за вычетом сумм комиссионного вознаграждения, уплаченного банкам-корреспондентам за осуществление операций по переводу денежных средств.
  • Ч. 7 ст. 19 Закона резидент, являющийся получателем средств в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива, при осуществлении расчетов в рамках заключенного с нерезидентом внешнеторгового контракта за переданные нерезиденту товары, признается исполнившим обязанность, предусмотренную п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона, в случае, если он обеспечил в сроки, предусмотренные таким контрактом, получение в соответствии с условиями переводного (трансферабельного) аккредитива от банка, расположенного за пределами территории Российской Федерации, или от уполномоченного банка, которому дано поручение на перевод переводного (трансферабельного) аккредитива (исполняющий банк), иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации на свои банковские счета в уполномоченных банках и (или) на банковские счета в уполномоченных банках второго получателя средств – резидента, которому должно производиться исполнение переводного (трансферабельного) аккредитива в соответствии с условиями договора, заключенного между резидентом, являющимся получателем средств, и вторым получателем средств.

Кроме того, ст. 23 Закона дополнена перечнем документов, которые имеют право запрашивать агенты валютного контроля у резидентов, подтверждающих осуществление резидентами расчетов с использованием переводного (трансферабельного) аккредитива.

В настоящее время внешнеторговые операции с нерезидентами, осуществляющиеся через посредников, занимают значительное место в международной торговле. Как правило, российский поставщик заинтересован в получении от российского посредника, подписавшего внешнеторговый контракт, гарантий оплаты товара до его отгрузки в адрес иностранного покупателя. Потребностям расчетов при таких сделках полностью отвечает переводной (трансферабельный) аккредитив, представляющий собой наиболее оптимальную форму расчетов, надежно защищающий интересы всех сторон, участвующих в сделке: иностранного покупателя, российского посредника и российского поставщика экспортного товара. Использование переводных (трансферабельных) аккредитивов во внешней торговле позволит защитить интересы российских производителей экспортных товаров, гарантируя поступление в их пользу экспортной валютной выручки.

Фиксированные сроки отмены паспортов в России в 2020 году

Еще совсем недавно для ведения контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами банки открывали паспорта сделок (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Порядок оформления, переоформления, закрытия паспорта сделки регулировался Инструкцией ЦБР от 04.06.2012 № 138-И. Однако с 01.03.2020 указанная Инструкция утратила силу, а вместе с ней отменено и требование об оформление паспортов сделок. Об отмене паспорта сделки и последних новостях, связанных с этим, расскажем в нашем материале.

Об отмене паспортов сделки с 1 марта 2020

Отмена паспорта сделки связана с принятием новой Инструкции по валютным операциям (Инструкция ЦБР от 16.08.2017 № 181-И). При этом первоначально отмена паспортов сделки в 2020 году планировалась с начала года. Но принятое Указание ЦБР от 29.11.2017 № 4629-У сдвинуло планируемый срок отказа от паспортов на 2 месяца.

Отмена паспортов сделки с 01.03.2020 предусматривает, что оформлять в банке их больше не придется. Вместо этого понадобится ставить на учет в банках валютные контракты, которым будет присваиваться уникальный номер.

Ставить на учет в банке нужно такие договоры, сумма по которым равна или превышает эквивалент (п. 4.2 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И):

  • для импортных контрактов или кредитных договоров — 3 млн. рублей;
  • для экспортных контрактов — 6 млн. рублей.

Сумма по договору определяется на дату его заключения либо, в случае изменения, — на дату заключения последних изменений.

Ставим на учет контракт и кредитный договор

Контракт или кредитный договор должны быть поставлены на учет в банке в следующие сроки (п. 5.7 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И):

Вид операции Срок постановки на учет контракта (договора)
Списание денег со счета резидента в пользу нерезидентаНе позднее даты представления распоряжения о списании денежных средств
Зачисление денег от нерезидента на счет резидентаНе позднее 15 рабочих дней после даты зачисления денег
Списание денег в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в банке-нерезидентеНе позднее 30 рабочих дней после месяца, в котором было произведено списание (зачисление) денег
Зачисление денег от нерезидента на счет резидента, открытый в банке-нерезиденте
Ввоз на территорию РФ (вывоз с ее территории) товаров, подлежащих декларированиюНе позднее даты подачи декларации на товары
Ввоз на территорию РФ (вывоз с ее территории) товаров, не подлежащих декларированиюНе позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности
Иные операции

Для регистрации договора в банк нужно подать сам договор (или выписку из него) и иные документы по перечню, определенному обслуживающим банком.

Обращаем внимание, что экспортный контракт можно представить в банк не позднее 15 рабочих дней после постановки экспортного контракта на учет. А постановка на учет в этом случае производится на основании общих сведений об экспортном контракте и реквизитах стороны контракта (п.п. 5.3, 5.4 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И).

Кроме того, поставить на учет контракт или кредитный договор можно и на основе проекта. В этом случае представить в банк контракт (договор) нужно будет не позднее 15 рабочих дней после даты его подписания (п. 5.10 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И).

Когда банк присвоит номер?

Банк должен поставить на учет контракт (кредитный договор) не позднее следующего рабочего дня после даты представления необходимых документов. После этого банку дается еще один рабочий день, чтобы направить своему клиенту уникальный номер контракта (договора) (п.п. 5.5, 5.8 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И).

Переходные положения: открытые паспорта и паспорта на проверке

Если по экспортному, импортному контракту или кредитному договору на 01.03.2020 в банке открыт паспорт сделки, то ни закрывать его, ни отдельно ставить такие договоры на учет организации не придется. Банк сам признает такие паспорта закрытыми, а договорам самостоятельно присвоит уникальный номер, который будет соответствовать номеру закрытого паспорта сделки (п. 18.1 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И).

Аналогично, если по состоянию на 01.03.2020 организация сдала в банк документы для открытия паспорта сделки, банк самостоятельно поставит на учет валютный договор и присвоит ему уникальный номер (п. 18.3 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И).

Отмена паспорта сделки в 2020 году произведена Центральным банком России (ЦБ) путем принятия новой инструкции «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов…» от 16.08.2017 № 181-И (далее — инструкция № 181-И) взамен ранее действовавшей. В новой инструкции отсутствует такой до недавнего времени важный документ, как паспорт сделки. О том, что пришло ему на смену, читайте далее.

ЦБ отменил паспорт сделки с декабря 2017 года?

Учет внешнеторговых договоров

ЦБ отменил паспорт сделки с декабря 2017 года?

В соответствии с п. 19.1 инструкции № 181-И она начинает свое действие с 01.03.2020 (см. указание Банка России от 29.11.2017 № 4629), поэтому информация об отмене паспорта сделки в 2017 году не является верной. Более того, согласно п. 19.3 инструкции № 181-И действовавшая ранее инструкция ЦБ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов…» от 04.06.2012 № 138-И, которой был закреплен порядок оформления паспорта сделки, прекращает свое действие также с 1 марта, следовательно, и отмена паспорта сделки производится с этого момента.

О действующих правилах оформления паспорта сделки читайте в статьях:

  • Паспорт сделки при валютном контроле — образец;
  • В каких случаях оформляется паспорт сделки?;
  • Срок оформления паспорта сделки после подписания контракта.

Учет внешнеторговых договоров

В соответствии с п. 5.1 инструкции постановка внешнеторговых договоров на учет в полномочном банке производится в том случае, когда такой договор:

  • оформляется между сторонами, которые являются резидентом и нерезидентом;
  • имеет предмет, входящий в перечень, приведенный в пп. 4.1.1–4.1.5 инструкции № 181-И;
  • имеет цену свыше 3 млн руб. (для импортных и кредитных договоров) либо более 6 млн руб. (для экспортных договоров).

Для постановки внешнеторгового договора на учет представляется информация о нем по утвержденной форме либо сам договор или выписка из него, если он является экспортным. Банк должен принять внешнеторговый договор на учет не позднее чем на следующий день после представления указанных выше документов и присвоить ему уникальный код. Следует отметить, что формирование данного кода совпадает с правилами присвоения номера паспорту сделки. Подробнее читайте здесь: Расшифровка структуры номера паспорта сделки.

Внешнеторговый договор снимается с учета:

  • при переводе обслуживания договора в другой банк;
  • уступке права требования, так, что обе стороны договора становятся резидентами либо нерезидентами;
  • выполнении договора;
  • прекращении действия договора по другим основаниям.

Таким образом, утверждение о том, что паспорт сделки отменяют с декабря 2017 года, не соответствует действительности. ЦБ отменил паспорт сделки с 01.03.2020. С указанного момента внешнеторговые договоры будут ставиться на учет в банках. Следует отметить, что эта процедура не будет сильно отличаться от существовавшей ранее.

С начала 2000-х годов в российской практике было предпринято несколько попыток перейти от стандартного паспорта гражданина РФ к современным аналогам. В 2013 году была внедрена универсальная электронная карта УЭК, которая должна была заменить удостоверение личности.

Она выполняла также платежные функции, однако проект был признан нерентабельным и закрыт в 2020 году. Кроме того, неоднократно поднимался вопрос о выпуске

, однако сегодня таким выпускается только загранпаспорт.

Среди проектов, предусматривающих замену бумажного документа и прекращение его выпуска в нынешнем виде, наиболее перспективным представляется внедрение носителей с биометрическими данными.

Привычный для граждан паспорт сможет стать более удобным в использовании и компактным, он сможет свести к минимуму риск ошибки при идентификации личности и существенно упростит данную процедуру.

На сегодняшний день, несмотря на достаточный уровень развития технологий, отказ от обычных документов невозможен по причине слабой проработки правовой формы, однако перемены могут настать уже в ближайшее время.

Согласно выводам специалистов, минимальные возможные сроки отмены паспортов в России – спустя 15-20 лет, если правительство предпримет ряд шагов по законодательному закреплению данного проекта. Стоит, однако, учесть, что процедура может сопровождаться рядом технологических и бюрократических сложностей, которые способствуют затягиванию этого срока.

Мнение экспертов

Как утверждает А. Ханин, руководитель и основатель технологической компании VisionLabs, сегодня замена бумажных паспортов и прочих удостоверений личности на носители, использующие для идентификации биометрические данные, вполне возможна.

Прогресс в области научно-технических средств уже дошел до нужной стадии, поэтому задача представляется решаемой: к примеру, идентификацию гражданина можно было бы выполнять с помощью методики автоматического распознавания черт лица и радужки глаза. Такое сочетание методов позволило бы обеспечить высокую точность процесса идентификации, что дает возможность отказаться от применения привычных документов.

Стоит отметить, что компания, которой руководит А. Ханин, уже предоставляет услуги автоматического распознавания по лицу, и к числу ее клиентов принадлежат крупные финансовые структуры и ритейл-фирмы. В ноябре текущего года Сбербанк сообщил о том, что приобретает 25% пакета акций в компании, чтобы сформировать платформу для идентификации клиентов на основе биометрических данных.

Ранее Г. Греф, управляющий Сбербанка, рассказывал, что банк планирует перейти на новый уровень обслуживания со 100-процентным внедрением технологий digital уже к 2020 году.

По замыслу владельца Сбербанка, к этому времени обслуживание будет проводиться на основе использования биометрических данных для идентификации, и клиентам будет не нужен бумажный паспорт, чтобы снять наличные, оплатить коммунальные платежи или воспользоваться другими услугами финансовой организации.

Закон о паспорте СССР

гласит, что получить новый такой документ — невозможно.

Читайте тут, как узнать срок действия паспорта.

Озвученные сроки отмены паспортов в России

По словам Ханина, контроль над биометрическими данными вместо использования простых документов для идентификации личности возможен в РФ не ранее чем через 15-20 лет. Затруднения вызывает не технический процесс по интеграции системы контроля, а законодательное поле.

Для внедрения новых носителей биометрических данных необходимо разрабатывать соответствующие законы на федеральном уровне, которые будут действовать по всей стране, различные нормативные акты, а также позаботиться об инфраструктуре, которая позволит считывать биометрические показатели соответственно государственным установленным нормам.

По мнению экспертов, сегодня российское государство не подготовлено к переходу на биометрический контроль, и для этого потребуется время. Раньше, чем через 15-20 лет, не удастся полностью заменить бумажные паспорта граждан РФ на новые информационные носители.

Комментарии к выводам

Несмотря на то, что сроки отмены паспортов в России не определены и зависят от действий государственных структур в этом направлении, перспектива не имеет единогласного одобрения у граждан.

Многие эксперты также утверждают, что замена на электронные карты или иные формы носителей биометрической информации имеет отрицательные стороны:

  • данные с карты могут быть украдены посредством хакерского взлома, сам электронный носитель легко потерять;
  • при повреждении возникнет больше трудностей в замене;
  • неустановленный порядок обращения для замены (если обычный паспорт меняется по возраст, в случае утери, порчи или изменения данных, то перечень ситуаций, когда необходимо поменять его на документ нового образца в обязательном порядке, не регламентирован законодательством);
  • чтобы распознать биометрические данные, записанные на носителе, необходимо дорогостоящее оборудование, установка которого займет много времени и, как в большинстве ситуаций с внедрением новых технологий, появится множество проблем технического характера;
  • переход на новый вид паспорта влечет большие финансовые затраты, которые планируется погашать за счет средств бюджета: это весьма неудобно, в особенности, если учесть неудачный опыт по проекту УЭК.

Многие эксперты в области права не видят необходимости отмены бумажных паспортов, поскольку, помимо ряда трудностей, которые влечет процесс интеграции, нужно иметь в виду ограниченность применения нового носителя.

Если он будет использоваться исключительно для идентификации, более целесообразно начать выпуск обычных паспортов с чипом, и складывается ситуация, при которой большой объем работы по усовершенствованию документов для удостоверения личности будет нецелесообразен.

Прочие нюансы

Предложения заменить бумажный паспорт документом нового образца регулярно рассматриваются законодательными органами власти и правительством.

В 2013 году поступали идеи по внедрению универсальных карт, в 2015 планировалось запустить проект по выпуску электронных паспортов, а чуть позднее СФ предложил ввести отдельный вид документа для граждан, являющихся жителями северных регионов. Авторы инициативы предположили, что это может быть как отдельный паспорт, так и вкладыш в уже существующий документ.

Тем не менее, на данный момент идею отклонили, и из наиболее вероятных перспектив можно назвать плавный переход с постепенным внедрением технологии по считыванию биометрических данных. При одобрении подобной идеи и грамотном подходе к реализации замена простых паспортов на электронные возможна в обозримом будущем.

Отмена паспорта сделки в 2018

Еще совсем недавно для ведения контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами банки открывали паспорта сделок (ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ ). Порядок оформления, переоформления, закрытия паспорта сделки регулировался Инструкцией ЦБР от 04.06.2012 № 138-И. Однако с 01.03.2018 указанная Инструкция утратила силу, а вместе с ней отменено и требование об оформление паспортов сделок. Об отмене паспорта сделки и последних новостях, связанных с этим, расскажем в нашем материале.

Об отмене паспортов сделки с 1 марта 2018

Отмена паспорта сделки связана с принятием новой Инструкции по валютным операциям (Инструкция ЦБР от 16.08.2017 № 181-И ). При этом первоначально отмена паспортов сделки в 2018 году планировалась с начала года. Но принятое Указание ЦБР от 29.11.2017 № 4629-У сдвинуло планируемый срок отказа от паспортов на 2 месяца.

Отмена паспортов сделки с 01.03.2018 предусматривает, что оформлять в банке их больше не придется. Вместо этого понадобится ставить на учет в банках валютные контракты, которым будет присваиваться уникальный номер.

Ставить на учет в банке нужно такие договоры, сумма по которым равна или превышает эквивалент (п. 4.2 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И ):

  • для импортных контрактов или кредитных договоров — 3 млн. рублей;
  • для экспортных контрактов — 6 млн. рублей.

Сумма по договору определяется на дату его заключения либо, в случае изменения, — на дату заключения последних изменений.

Ставим на учет контракт и кредитный договор

Контракт или кредитный договор должны быть поставлены на учет в банке в следующие сроки (п. 5.7 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И ):

Вид операцииСрок постановки на учет контракта (договора)
Списание денег со счета резидента в пользу нерезидентаНе позднее даты представления распоряжения о списании денежных средств
Зачисление денег от нерезидента на счет резидентаНе позднее 15 рабочих дней после даты зачисления денег
Списание денег в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в банке-нерезидентеНе позднее 30 рабочих дней после месяца, в котором было произведено списание (зачисление) денег
Зачисление денег от нерезидента на счет резидента, открытый в банке-нерезиденте
Ввоз на территорию РФ (вывоз с ее территории) товаров, подлежащих декларированиюНе позднее даты подачи декларации на товары
Ввоз на территорию РФ (вывоз с ее территории) товаров, не подлежащих декларированиюНе позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности
Иные операции

Для регистрации договора в банк нужно подать сам договор (или выписку из него) и иные документы по перечню, определенному обслуживающим банком.

Обращаем внимание, что экспортный контракт можно представить в банк не позднее 15 рабочих дней после постановки экспортного контракта на учет. А постановка на учет в этом случае производится на основании общих сведений об экспортном контракте и реквизитах стороны контракта (п.п. 5.3, 5.4 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И ).

Кроме того, поставить на учет контракт или кредитный договор можно и на основе проекта. В этом случае представить в банк контракт (договор) нужно будет не позднее 15 рабочих дней после даты его подписания (п. 5.10 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И ).

Когда банк присвоит номер?

Банк должен поставить на учет контракт (кредитный договор) не позднее следующего рабочего дня после даты представления необходимых документов. После этого банку дается еще один рабочий день, чтобы направить своему клиенту уникальный номер контракта (договора) (п.п. 5.5, 5.8 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И ).

Переходные положения: открытые паспорта и паспорта на проверке

Если по экспортному, импортному контракту или кредитному договору на 01.03.2018 в банке открыт паспорт сделки, то ни закрывать его, ни отдельно ставить такие договоры на учет организации не придется. Банк сам признает такие паспорта закрытыми, а договорам самостоятельно присвоит уникальный номер, который будет соответствовать номеру закрытого паспорта сделки (п. 18.1 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И ).

Аналогично, если по состоянию на 01.03.2018 организация сдала в банк документы для открытия паспорта сделки, банк самостоятельно поставит на учет валютный договор и присвоит ему уникальный номер (п. 18.3 Инструкции ЦБР от 16.08.2017 № 181-И ).

Паспорт сделки и справку о валютных операциях отменили. Вместо них банки будут ставить контракты на учет

С января 2018 г. начнет действовать новая инструкция Банка России о валютном контроле. Она отменяет обязанность оформлять паспорт сделки. Таким образом разработчики планировали облегчить жизнь экспортерам. Определенные послабления, конечно, появились, но в целом все равно придется собирать пакет документов для валютного контроля.

Минюст России зарегистрировал 31 октября инструкцию Банка России от 16.08.2017 № 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее — инструкция Банка России № 181-И).

Цель этого документа — снизить нагрузку на резидентов при совершении ими валютных операций. Положения новой инструкции Банка России № 181-И вступят в силу с 1 января 2018 г. С этой же даты утратит свою силу нынешняя инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее — инструкция Банка России № 138-И).

С 2018 г. не нужно будет оформлять паспорт сделки и справку о валютных операциях

Главное нововведение — отмена требования об оформлении паспорта сделки. Вместо него со следующего года банки будут вести учет контрактов. Банк, принявший контракт на учет, будут называть банком учета контракта, кратко — банк УК. После получения документов банк присвоит контракту уникальный номер. А сама постановка контракта на учет в банке займет всего лишь один рабочий день. Сейчас (до конца 2017 г.) банки оформляют паспорт сделки три рабочих дня (п. 6.7 инструкции Банка России № 138-И). Кроме того, банк не сможет отказать в постановке контракта на учет.

Новый порядок не содержит оснований для отказа банка в постановке контракта на учет. В то же время в действующей пока инструкции Банка России № 138-И основания для отказа в оформлении паспорта сделки предусмотрены. Одно из них — несоответствие данных, указанных в заполненной форме паспорта сделки, сведениям и информации, которые содержатся в контракте или иных документах и информации, которые представлены резидентом, в том числе отсутствие в них оснований для оформления паспорта сделки (п. 6.9 инструкции Банка России № 138-И).

Еще инструкция Банка России № 181-И отменяет требование о представлении резидентами банкам справок о валютных операциях. В то же время подавать в банк документы, являющиеся основанием для проведения валютных операций, все равно придется. Справка о подтверждающих документах тоже останется, правда, ее форма изменится.

Ставить экспортные контракты на учет нужно, если их сумма — 6 млн руб. и более

С 1 января 2018 г. увеличится порог обязательств, при котором резидентам нужно будет ставить контракт на учет (по старым правилам — когда нужно оформлять паспорт сделки). Сейчас пороговая сумма обязательств, при которой резиденту необходимо оформлять в банке паспорт сделки по внешнеторговому контракту, составляет 50 000 долл. США (это около 3 млн руб.). Но с 2018 г. ставить контракт на учет нужно будет, если сумма обязательств составляет:

по импортному контракту или кредитному договору — 3 млн руб. и более;

по экспортному контракту — 6 млн руб. и более.

Если в контракте сумма окажется меньше, его не нужно будет ставить на учет в банке. В то же время даже в этом случае банк имеет право запросить документы по контракту.

Также инструкция Банка России № 181-И вводит порядок, исключающий необходимость представления резидентами документов, связанных с проведением валютных операций по договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, сумма обязательств которых в эквиваленте составляет менее 200 000 руб. В этом случае резидент должен представить в уполномоченный банк информацию о коде вида операции, соответствующем наименованию вида операции. Эти коды указаны в приложении 1 к инструкции Банка России № 181-И.

Документы для постановки контракта на учет

Для постановки контракта на учет резидент-экспортер должен представить в банк сведения об экспортном контракте, необходимые для постановки его на учет. Это вид экспортного контракта, дата, номер (при наличии), валюта экспортного контракта (наименование), сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом, дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту. Еще потребуются реквизиты нерезидента, являющегося стороной по экспортному контракту: наименование, страна. Другой вариант: можно представить в банк сам экспортный контракт либо выписку из экспортного контракта с необходимой для банка информацией.

Экспортный контракт нужно представить в банк не позднее 15 рабочих дней после даты постановки экспортного контракта на учет банком в случае, если для постановки экспортного контракта на учет резидент-экспортер представил только сведения об экспортном контракте.

Переходные положения

Паспорта сделок по контрактам, которые на дату вступления в силу инструкции Банка России № 181-И (то есть на 1 января 2018 г.) не закрыты и находятся в досье валютного контроля, будут признаны закрытыми без проставления уполномоченным банком отметок об их закрытии. Они будут храниться в досье валютного контроля в соответствии с требованиями уже новой инструкции Банка России № 181-И. Номер такого паспорта сделки по контракту будут считать уникальным номером контракта, принятого на учет банком.

Если на 1 января 2018 г. на проверке в банке окажется заполненная форма справки о подтверждающих документах с подтверждающими документами, которая оформлена и представлена резидентом в банк в соответствии с требованиями прежней инструкции Банка России № 138-И, то банк не вернет резиденту справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы. В этом случае банк должен проверить наличие в справке о подтверждающих документах и подтверждающих документах информации, достаточной для принятия справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов в соответствии с требованиями новой инструкции Банка России № 181-И. При положительном результате проверки банк примет справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы.

Изменения валютного контроля 2018: отмена паспорта сделки и ужесточение ответственности за нарушения валютного законодательства

Автор: Маргарита Букатко
казначей

С 1 марта изменились правила оформления внешнеторговых контрактов. Теперь для расчета с иностранным контрагентом компаниям не надо оформлять паспорт сделки – он отменен. Кроме того, с 14 мая начинают действовать поправки, ужесточающие ответственность за нарушения валютного законодательства.

Что заменит паспорт сделки с 2018 года, читайте в нашей публикации.

Новый валютный контроль: вместо паспорта сделки – регистрация внешнеторгового договора в банке

С 1 марта вступает в силу инструкция Центробанка РФ от 16.08.2017 № 181-И . Она отменяет паспорт сделки с 1 марта 2018 года и вводит новые правила контроля за внешнеторговыми операциями. Вместо паспорта сделки для проведения расчетов по внешнеторговому контракту необходимо поставить договор на учет в банке.

Для этого компания-резидент должна представить в банк контракт и подтверждающие документы. Причем российским экспортерам достаточно подать сведения о контракте по форме банка, а сам договор принести в течение 15 рабочих дней после постановки контракта на учет. Импортеры такой возможности не имеют.

Не позднее следующего рабочего дня после представления документов банк должен поставить контракт на учет и присвоить ему уникальный номер. То есть срок постановки контракта на учет в банке – 1 рабочий день. Еще один день дается банку на то, чтобы сообщить компании это уникальный номер. Итого два дня на всю процедуру.

Раньше банку давали 3 рабочих дня на проверку данных и оформление паспорта сделки и еще 2 дня – на отправку паспорта резиденту. Итого пять дней на всю процедуру.

Таким образом, после отмены паспорта сделки с 1 марта 2018 года процедура оформления внешнеторговых контрактов ускорилась.

Паспорт сделки с марта 2018 года отменен, но если компания заключила контракт до 1 марта, т.е. до вступления в силу нововведений, закрывать паспорт сделки не потребуется. Паспорта сделок по договорам, которые на 1 марта еще не исполнены и находятся в досье валютного контроля, признают автоматически закрытыми, проставлять у банка отметку о закрытии паспорта сделки не надо. Номер паспорта становится уникальным номером договора. Дальше банк будет обслуживать такой договор по новым правилам.

При этом необходимость поставить контракт на учет (зависит от его вида и суммы):

  • Импортный контракт / кредитный договор нужно поставить на учет, если его стоимость равна или превышает 3 млн руб.
  • Экспортный контракт ставится на учет, если его сумма равна или превышает 6 млн руб.

Рублевый эквивалент валютной стоимости контракта рассчитывается по официальному курсу на дату его заключения.

До 1 марта 2018 года паспорт сделки надо было оформлять в том случае, если сумма контракта российской организации с иностранной компанией в эквиваленте по курсу ЦБ на дату заключения договора равнялась или превышала 50 тыс. долл. США.

Как зарегистрировать контракт в банке после отмены паспорта сделки с марта 2018 года

Чтобы поставить на учет контракт или кредитный договор, в банк надо представить контракт (кредитный договор), его проект или выписку из контракта. Выписка должна содержать информацию, которая необходима банку для оформления ведомости банковского контроля:

  • общие сведения об экспортном контракте (вид экспортного контракта, дата, номер – если есть),
  • валюта экспортного контракта (наименование),
  • сумма обязательств, предусмотренная экспортным контрактом,
  • дата завершения исполнения обязательств по экспортному контракту;
  • реквизиты иностранного контрагента по экспортному контракту (наименование, страна).

Рис. Образец формы для заполнения сведений при постановке контракта на учет

Форму выписки необходимо заранее согласовать с банком. Если в банк вместо договора направлена выписка, то подать контракт нужно в течение 15 рабочих дней после его принятия на учет.

Одновременно с контрактом (выпиской) в банк необходимо подать подтверждающие документы. Состав документов зависит от определенной ситуации, в основном это:

  • счет
  • документ, подтверждающий отгрузку товара, выполнение услуг;
  • переводы документов на русский язык.

Новые правила валютного контроля – 2018

Отмена паспорта сделки в 2018 году – далеко не единственное изменение. Новая инструкция № 181-И содержит другие позитивные изменения в правилах валютного контроля.

Стало меньше документов при регистрации внешнеторговых контрактов

Отмена паспорта сделки повлекла за собой сокращение форм документов, которые должны были заполнять компании-участники ВЭД. Не нужно больше оформлять и предоставлять в банк справку о валютных операциях и отдельную справку о подтверждающих документах при корректировке. В качестве единой формы учета и отчетности по контрактам и кредитным договорам, принятым на учет, будет использоваться только справка о подтверждающих документах.

Как было. При оформлении паспорта сделки необходимо было заполнить и предоставить в банк:

  • Справку о валютных операциях;
  • Справку о подтверждающих документах;
  • Корректирующую справку о валютных операциях / о подтверждающих документах – при корректировке сведений.

Упрощение валютного контроля сделок на сумму до 200 тыс. руб.

По таким сделкам при зачислении иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента или списании иностранной валюты с расчетного счета в банк достаточно будет предоставить только сведения о коде вида операции. Документы, связанные с проведением операции, в банк представлять не надо. Повышение порогов обязательств по сделкам, которые контролируются в упрощенном порядке, позволит сэкономить время и деньги по гораздо большему количеству операций, чем было раньше.

Как было. До отмены паспортов сделок с 1 марта 2018 порог по сделкам при зачислении или списании валюты со счета резидента, при котором достаточно было подать сведения о коде вида операции, составлял 1 тыс. долларов США, то есть был почти в три раза меньше.

Банк не может отказать в регистрации контракта

Новая инструкция не содержит оснований, по которым банк может отказать в постановке контракта на учет. Поэтому, если компания представила в банк все необходимые для этого документы, банк обязан зарегистрировать договор и оформить ведомость внутреннего контроля.

Как было. Раньше банк мог отказать в оформлении паспорта сделки при его неверном заполнении.

Меньше оснований для штрафов за нарушение валютного контроля

Так как документов по валютным операциям стало меньше, и сама процедура учета контрактов теперь возложена на банки, от компании требуется лишь своевременно предоставить документы. Штрафы за неверное оформление паспортов сделок, справок о валютных операциях уже не будет.

Как было. За нарушение правил оформления паспорта сделки и документов по валютным операциям компании грозил штраф в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей.

Как изменится ответственность за нарушения валютного законодательства

С 14 мая вступают в силу поправки в закон «О валютном регулировании и валютном контроле» ( Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ ), а также в статью 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ, посвященную нарушениям валютного законодательства.

Рассмотрим самые важные изменения в законе о валютном контроле и видах ответственности:

    Во всех внешнеторговых контрактах обязательно должны быть прописаны сроки, в которые иностранная сторона обязана оплатить товар или услуги российскому экспортеру, либо вернуть аванс, если речь идет об импортном контракте

Чтобы снизить риски нарушения требований о возврате валютной выручки, стороны и до этого чаще всего прописывали такие условия в контрактах. Поэтому для большинства компаний ничего особо не изменится. Просто теперь банку надо будет сообщать не об ожидаемых, а о точных сроках получения и возврата валютной выручки по контракту. Иначе банк может отказаться принять контракт на обслуживание.
Расширился список причин, по которым банки вправе отказать в валютной операции

Раньше банк мог отказать компании, которая представила все документы по сделке, если заподозрил ее в отмывании доходов. С 14 мая причин для отказа будет больше. Так, например, банк сможет отказать в валютной операции, если подозревает компанию в предоставлении недостоверных документов и нарушении требований валютного законодательства. При этом решение об отказе банк должен письменно сообщить не позднее одного рабочего дня со дня его вынесения.
Штрафы за валютные нарушения для «ответственных сотрудников»

Если раньше за незаконные валютные операции и нарушение порядка репатриации денежных средств штрафовали только копанию, то с 14 мая к ответственности можно будет привлечь также директора, главбуха или финдира. Штраф за нарушение валютного контроля в 2018 году для ответственных сотрудников составит от 20 тыс. до 30 тыс. руб. За повторное нарушение будет грозить дисквалификация.

Итак, на наш взгляд, процедуры оформления сделок с иностранными контрагентами изменились, но незначительно.

Паспорт сделки с 2018 года отменен, но вместо этого вводится регистрация валютного договора в банке (постановка контракта на учет) с присвоением уникального номера. Данная процедура проще оформления паспорта сделки, быстрее, и позволяет поставить на учет контракт, основываясь на его проекте, или сведений о контракте (оригинал можно предоставить позже, это очень удобно, если сроки «поджимают»). В остальном все так же – сохраняется необходимость представления документов, связанных с проведением валютных операций в полном комплекте, в зависимости от ситуации. Валютный контроль не исчезнет, лишь по-новому будут оформляться документы отчетности: фиксировать необходимую для учета информацию будет не компания-резидент, а банк.

За первый месяц работы после отмены паспорта сделок с 1 марта специалисты нашей компании на практике не столкнулись с какими-то серьезными «подводными камнями». В то же время проявилась самая главная сложность – в разных банках по-разному применяются нововведения по оформлению измененных документов.

Например, не очень удобна перемена, связанная с заменой справки о валютных операциях на заполнение сведений о валютных операциях. Справка имела форму документа, закрепленную законодательно, а сведения – это произвольный документ, и в некоторых банках нет возможности распечатать подготовленные (принятые банком) сведения о валютных операциях.

Вместе с тем клиенты, которые обслуживаются в нашей компании, не почувствуют на себе никаких изменений в связи с новыми правилами оформления внешнеторговых контрактов (в связи с отменой паспортов сделки в 2018 году) и ужесточением ответственности за нарушение правил валютного контроля.

Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет облуживания. Специалисты нашей компании досконально изучили тонкости валютного контроля по новым правилам и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.

Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы также соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.

Оформление паспорта сделки валютный контроль 2020

С 1 марта 2018 года вступила в силу Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. №181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления».

Инструкцией №181-И предусматривается отмена требования об оформлении резидентами паспортов сделок для целей учета и контроля валютных операций и введение порядка постановки уполномоченными банками договоров (контрактов) на учет с присвоением им уникальных номеров уполномоченными банками. Уполномоченный банк должен направить резиденту информацию об уникальном номере принятого на учет контракта в порядке, установленном банком, не позднее одного рабочего дня после даты постановки контракта на учет.

На основании пункта 18.1 Инструкции №181-И паспорта сделки по контрактам, которые на дату вступления в силу Инструкции №181-И не закрыты и находятся в досье валютного контроля, ведение которого уполномоченными банками предусмотрено главой 19 Инструкции Банка России от 4 июня 2012 г. №138-И, признаются закрытыми без проставления уполномоченным банком отметок об их закрытии и хранятся в досье валютного контроля в соответствии с требованиями Инструкции №181-И. Номер такого ПС по контракту становится уникальным номером контракта, принятого на учет уполномоченным банком (структура номера не меняется).

Паспорт сделки с 1 марта 2018

pasport_sdelki.jpg

Похожие публикации

Еще в прошлом году эксперты писали, что паспорт сделки отменяют. Вначале Центробанк планировал это сделать с 1 января 2018 года, однако затем срок был передвинут на два месяца вперед. С марта текущего года паспорт сделки не применяется для банковского контроля над внешнеторговыми операциями компаний.

Назначение упраздненного документа

Основная цель, ради которой оформлялся паспорт сделки – валютный контроль со стороны банка. Он требовался как при импортных, так и при экспортных операциях, если оплата по контракту осуществлялась через уполномоченное финансовое учреждение.

Паспорт экспортной сделки оформлялся на российского экспортера, имеющего валютный счет в определенном банке. Он составлялся на основании предоставленного клиентом внешнеторгового контракта (в 2-х экземплярах) и иных документов. Документ содержал сведения о валютной сделке, и банк получал возможность проконтролировать ее исполнение. В частности, проверялись сроки оплаты поставленных товаров, полнота налоговых отчислений, выполнение существенных условий заключенного договора.

Паспорт сделки (от какой суммы – указано выше) при импортных операциях оформлялся на лицо, ввозившее на территорию России товары, то есть на импортера. Также он изготавливался, если у налогового нерезидента заказывались какие-либо услуги. Документ помогал банкам проверять обоснованность оплаты, произведенной с валютного счета в адрес зарубежной компании.

До упразднения документа оформление паспорта сделки производилось в следующих случаях:

при ввозе товаров на территорию РФ (выполнении работ, услуг), если он осуществляется по внешнеэкономическим контрактам, заключенным между нерезидентом и резидентом;

при вывозе товаров (выполнении работ, услуг) за пределы российского государства – по валютному контракту;

при получении рублевых займов от налоговых нерезидентов;

при выдаче рублевых кредитов нерезидентам;

при получении / предоставлении займа в иностранной валюте.

Сроки паспорта сделки, его действия, обычно связывались с исполнением сторон своих обязательств, после чего документ закрывался, данные о завершившейся внешнеторговой сделке передавались в Центробанк. Закрыть паспорт сделки мог и сам клиент, например, если он захотел обслуживаться в другом банке.

Паспорт сделки с 2018: с какой суммы он отменен

С 1 марта 2018 года паспорта сделки упразднены вне зависимости от общей суммы внешнеэкономического контракта. Государство не отменило валютный контроль, но решило осуществлять его в ином, менее жестком порядке – в соответствии с Инструкцией Банка России № 181-И от 16.08.2017.

Вместо оформления паспорта сделки, теперь требуется регистрация договора с контрагентом. Банк присваивает документу уникальный номер и ставит его на учет. Процедура осуществляется в течение одного дня.

Итак, на паспорт сделки сумма контракта не влияет, он просто больше не нужен. Однако от нее зависит, будет ли банковская организация регистрировать контракт или нет. В настоящий момент установлены следующие лимиты, при которых документ ставится на учет:

Сумма по внешнеторговому контракту определяется на день его заключения (или последнего изменения, внесенного сторонами в заключенное соглашение). Банкиры предупреждают, что речь идет именно об общей сумме договора, а не о размере отдельного платежа, поэтому намеренно их дробить нет никакого смысла.

Судьба ранее оформленных паспортов сделки

После отрицательного ответа на вопрос, нужен ли паспорт сделки сегодня, остается выяснить, что делать, если этот документ был оформлен до 1 марта 2018 года, а взаимное исполнение обязательств по контракту еще продолжается.

В этом случае каких-либо действий со стороны клиента не понадобится – банк произведет автоматическое закрытие паспорта сделки и присвоит договорам уникальные номера. Они будут соответствовать номерам упраздненных паспортов. Это правило закреплено в «Переходных положениях» Инструкции № 181-И (п. 18.1). Если компания или предприниматель успели только подать документы на оформление паспорта, контракт поставят на учет на основании ранее поданных бумаг.

Несмотря на то, что паспорт валютной сделки был отменен, за действия банка придется платить по его тарифам, если сумма контракта потребует его регистрации. Постановка внешнеэкономического договора на учет является видоизмененным способом валютного контроля.

Образец справки о подтверждающих документах валютный контроль в 2020 году

В валютное законодательство были внесены существенные изменения. В частности, они затронули правила заполнения документов, по которым резиденты отчитываются перед соответствующими учреждениями.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Что это такое

Документ заполняется только резидентами РФ, которые занимаются внешнеэкономической деятельностью. Это могут быть:

  • граждане России и проживающие в ней на постоянной основе иностранцы, являющиеся предпринимателями;
  • юридические лица, зарегистрированные в соответствии с требованиями РФ, их филиалы и представительства;
  • публичные образования — Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, постоянные представительства, если они заключают соответствующие договоры.

Для чего нужна

До 2020 года при подписании внешнеэкономического договора резидент должен был оформлять в уполномоченном банке паспорт сделки – документ, который отражал всю основную информацию о договоре.

Учет осуществлялся в отношении следующих сведений:

  • контрагентов по договору;
  • основного обязательства;
  • цены контракта;
  • даты прекращения договора;
  • порядка и сроков выполнения контрактных обязательств.

Когда контрагенты исполняют обязательства по взятой на учет сделке, резидент РФ должен заполнить справку, подтверждающую выполнение контракта.

В частности, СПД предоставляется в банк:

  • при фактическом исполнении контракта;
  • при уступке прав по договору;
  • при изменении цены по сделке;
  • при зачете или прощении обязательства.

Срок предоставления

Если обязательство по внешнеэкономическому договору прекращается его исполнением (например, состоялась поставка или купля-продажа товара), СПД передается в срок:

не позднее 15 рабочих дней после даты, указанной в таможенной декларациипри проставлении таможенным органом одной даты выпуска
не позднее 15 рабочих дней после наиболее последней датыпри проставлении нескольких дат выпуска

Если соглашение изменяется сторонами или завершается взаимозачетом, справка должна быть представлена в банк в срок не позднее 15 рабочих дней по истечении месяца, в котором соответствующие акты были оформлены.

Справка о подтверждающих документах может быть предоставлена в банк следующими способами:

  • лично;
  • заказным письмом с уведомлением;
  • через систему «Банк-клиент».

Чтобы избежать нарушения сроков, лучше направить агенту валютного контроля заблаговременно.

Форма

Валютный контроль в 2020 году к справкам о подтверждающих документах установил ряд требований:

  • заполняется по форме, указанной в Инструкции Центробанка от 16.08.2017 г.;
  • состоит из 2-х частей: основного содержания и приложения;
  • привязана к идентификационному коду контракта.

Документ имеет вид таблицы. СПД можно заполнить как в электронной, так и в письменной форме.

Как заполнить и ее образец

Вводная часть предполагает указание общей информации:

  • наименования подающего справку заявителя;
  • названия банка;
  • кода внешнеэкономического договора.

Основная часть представлена в форме таблицы, в которой описываются следующие сведения:

  • номер, дата и код документа, который подтверждает выполнение контракта;
  • размер денежных сумм, оплаченных по сделке;
  • данные о поставке;
  • ожидаемые сроки возвращения валюты.

В приложении более подробно расшифровывается код вида документа, который подтверждает совершение обязательств по сделке определенным способом.

Всего в Инструкции 29 вариантов кода, которые разделены на группы:

группа № 1предполагает завершение обязательства посредством осуществления ввоза или вывоза товаров
№ 2при отгрузке/получении
№ 3или передача товара
№ 4выполнение работ/оказание услуг
№ 5прощение долговых обязательств по контракту
№ 6включает документы о взаимозачете требований
№ 7если имеет место уступка права требования
№ 8перевод долга
№ 9при прекращении обязательства новацией
№ 10прекращение обязательства ценной бумагой
№ 11при исполнении договора третьим лицом
№ 12при изменении суммы сделки
№ 13применяется при иных способах прекращения обязательства (например, ввиду возврата товара)
№ 15если банком удержаны суммы комиссии
№ 16если имела место передача в аренду имущества

Каждый код состоит из 3 цифр.

Подтверждающие документы могут быть различными: от копий таможенных деклараций до товаросопроводительных и бухгалтерских справок.

Без паспорта сделки

Отмена существенно упростила процедуру отчета перед органами валютного контроля. Изменения коснулись и сумм, которые подлежат обязательному учету.

Таким образом, с 2020 года цена контракта больше не привязана к иностранной валюте. Перерасчет происходит согласно курсу, установленному Центральным банком РФ на дату подписания договора.

Штраф

За нарушение требований предоставления документов о движении денежных средств на банковских счетах в иностранных банках, резидент РФ привлекается к ответственности.

Правонарушение совершается посредством несоблюдения:

  • порядка вручения документов;
  • срока передачи банку документов.

Статья 15.25 КоАП РФ предусматривает несколько составов правонарушений в зависимости от количества дней просрочки:

  • непредставление доказательств о движениях валюты с просрочкой в 10 календарных дней;
  • непредставление подтверждений — в 10 – 30 календарных дней;
  • непредставление о движениях по счетам в банках более 30 календарных дней;
  • непредставление подтверждающей документации с просрочкой в 10 календарных дней.

В случае нарушения порядка или сроков подачи документов, максимальный размер штрафа составит:

Ответственность возлагается за каждый случай непредставления документа.

При повторном нарушении размер штрафа увеличивается:

ИПдо 10 тысяч рублей
Юр лицо150 тысяч рублей

Последние изменения в правилах предоставления резидентами отчета по внешнеэкономическим контрактам значительно упрощают процедуру валютного контроля.

Отмена паспорта сделки, введение новой формы справки о подтверждающих документах позволяет контрагентам тратить меньше времени на отчеты по валютным операциям.

Видео по теме:

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
  3. Москва и Область — +7 (499) 703-16-92
  4. Санкт-Петербург и область — +7 (812) 309-85-28
  5. Регионы — 8 (800) 333-88-93
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 113-16-28
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 243-19-89
    • Регионы — 8 (800) 551-61-26

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Теперь еще проще: изменения валютного контроля в 2020 году

Валютный контроль (ВК) играет важную роль в реализации стабильности внешнеторговых отношений. Его главная цель — обеспечить полное соблюдение валютного законодательства РФ.

С 2020 года изменились правила валютного контроля. Существенные перемены: отмена паспорта сделки и сокращение запрашиваемых документов для операций в инвалюте. Подробнее о новшествах в валютном законодательстве расскажем в этой статье.

Что нового в валютном контроле

Новые реформы в финансовой политике страны направлены на упрощение системы проверки платежей в инвалюте. Бизнесмену теперь проще собрать документы, а банк тратит меньше времени на обработку денежных операций.

Последние изменения в валютном контроле:

  • если денежная операция не превышает 200 тыс. рублей, приносить документацию в банк не нужно;
  • на смену паспорта сделки — регистрация внешнеторгового контракта;
  • теперь ведомость валютного контроля — забота банка, а не предпринимателя;
  • организации обязаны прописывать в контракте дату оплаты и выполнения заказа;
  • справка о валютных операциях запрашивается, только если капитал сделки более 200 тыс. рублей

Контракт вместо паспорта сделки

С 2018 года паспорт сделки оформлять больше не нужно. Чтобы провести расчет по внешнеторговому контракту, компания должна предоставить в банк бумаги, подтверждающие факт сделки. Срок подачи документов — 15 дней. Постановка контракта на учет — 24 часа.

После фиксации договора, кредитное учреждение сообщает фирме номер контракта на следующий день. Важно отметить, что если резидент совершает транзакцию на сумму менее 200 тыс. рублей, договор не подлежит спецучету.

Справка о подтверждающих документах

Изменения в ВК коснулись и оформления справки о подтверждающих документах (СПД). Если ранее после успешной сделки банк запрашивал от резидента эту квитанцию, то теперь справка обрела вид единой формы учета по состоявшейся операции.

Формат справки остался прежним, но с некоторыми корректировками. Порядок оформления прописан в положении 6 Инструкции Банка РФ от 16 августа 2017 № 181-И.

Штрафы

Теперь юрлица стали резидентами: уведомить банк о сроках выполнения заказа теперь их прямая обязанность. Нарушение влечет отказ в ведении операций в инвалюте.

Также выросли штрафные санкции в связи с изменениями КоАП РФ:

  • нелегальные денежные обороты — взыскание от 75% от суммы сделки;
  • деньги не пришли или пришли не вовремя — штраф: для ИП и ООО — 1/150 ключевой ставки Центрального Банка от зачисленных средств, для госслужащих — 75% от вырученных средств;
  • нарушение сроков постановки контракта на банковский учет или несвоевременное предоставление СПД — штраф: для чиновников — от 1000 до 5000 рублей, для юрлиц — от 5000 до 50 000 рублей.

Читайте также:  Паспорт сделки при валютном контроле - образец
Ссылка на основную публикацию