Являются ли услуги по вывозу ТБО коммунальными с 2020 года

Как оплачивать услуги по вывозу коммунальных отходов (ТКО) в 2020 году

Куда обратиться жителями, чтобы получить консультацию по вопросам начислений за вывоз отходов?

В ПКГУП «Теплоэнерго» действует горячая линия 8 (342) 236 90 55.
График работы: Понедельник – Пятница с 9:00 до 18:00.

Как изменится размер платы за вывоз отходов в 2020 году?

С января 2020 года плата за коммунальную услугу по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) в многоквартирных домах будет рассчитываться, исходя из количества проживающих в квартире, а не по квадратным метрам, как было в 2019 году.

Платеж в многоквартирных домах с 1 января 2020 года составит 72,86 рублей за одного проживающего. В частном секторе (индивидуальное жилищное строительство) платеж составит 65,80 рублей за одного проживающего.

Тариф установлен Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20.12.2019 №72-о.
Нормативы накопления отходов установлены Приказом Министерства ЖКХ и благоустройства Пермского края от 13.12.2019 №СЭД-24-02-46-145.
Методика расчета установлена Постановлением Правительства Пермского края от 09.12.2019 №901-п.

Что делать, если в квитанции указано некорректное количество проживающих?

Для того, чтобы скорректировать данные о количестве проживающих, необходимо обратиться к региональному оператору по обращению с ТКО ПКГУП «Теплоэнерго», либо в отделение «КРЦ-Прикамье» или в ближайший офис краевого многофункционального центра (МФЦ) в вашем населенном пункте.

Куда направить заявление о корректировке данных?

Пермский краевой многофункциональный центр
Можно лично подать заявление в ближайшем отделении МФЦ. Адрес и время работы отделения в вашем населенном пункте можно уточнить на официальном сайте МФЦ http://mfc-perm.ru/

«КРЦ-Прикамье»
Можно подать заявление несколькими способами:

  • лично в ближайшем отделении «КРЦ-Прикамье». Адрес и время работы нужного отделения можно уточнить на сайте https://krc-prikam.ru
  • по электронной почте tko-info@krc-prikam.ru
  • на сайте https://krc-prikam.ru

ПКГУП «Теплоэнего»
Можно подать заявление несколькими способами:

  • почтой по адресу г. Пермь, ул. Монастырская, 4;
  • по электронной почте info@te.permkrai.ru
  • лично в отделение мобильных специалистов «Теплоэнерго» в вашем городе

адрес и время работы нужного отделения можно уточнить на сайте

Какие документы нужно приложить к заявлению?

Заявление может быть написано в свободной форме. К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • Копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
  • Копии документов, подтверждающих право собственности на объект недвижимости; либо договор купли-продажи, либо договор аренды квартиры;
  • Сведения о количестве проживающих (справка от УК, ТСЖ / иные документы).

Если заявление направляет не собственник квартиры, то в дополнение необходимы документы, подтверждающие право действовать от имени собственника:

  • копия доверенности (в случае осуществления действий от имени собственника помещения);
  • копия свидетельства о рождении либо копия разворота паспорта стр. 16, 17 (при осуществлении действий родителем от имени несовершеннолетнего собственника помещения);
  • копия документа, подтверждающего полномочия опекуна, попечителя собственника помещения (при осуществлении действий от имени несовершеннолетнего собственника помещения или от собственника, признанного ограниченно дееспособным или недееспособным.

Как платить за вывоз мусора, если в квартире никто не проживает?

При отсутствии постоянно или временно проживающих в жилом помещении, объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников помещения (п. 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Будет ли перерасчет за 2019 год в связи с переходом на расчет платы по количеству проживающих?

Нет, перерасчет платы за 2019 год производится не будет. Новый метод расчеты вступает в силу с января 2020 года и обратной силы не имеет.

Адреса отделений «КРЦ-Прикамье»

г. Пермь, ул. Сибирская, д. 71

г. Пермь, ул. Мира, д. 11

г. Пермь, ул. Карбышева, д. 47а

г. Пермь, ул. Ушакова, д. 32

г. Краснокамск, ул. Чапаева, д. 44

г. Краснокамск, ул. Геофизиков, д. 4

г. Березники, ул. Юбилейная, д. 17

г. Добрянка, ул. Герцена, д. 33

г. Губаха, ул. Дегтярева, д. 9

п. Всеволодо-Вильва, ул. Розы Люксембург, д. 21

г. Кизел, ул. Советская, д. 16

г. Кудымкар, ул. Калинина, д. 38

г. Кунгур, ул. Карла Маркса, д. 10

г. Лысьва, ул. Победы, д. 34

г. Оса, ул. Мира, д. 4

п. Углеуральский, д 2-я Коммунистическая, д. 97

г. Чайковский, ул. Ленина, д. 61Б

г. Чайковский, ул. Шлюзовая, д. 1А

г. Чусовой, ул. Чайковского, д. 17

Адреса отделений ПКГУП «Теплоэнерго»

г. Березники, ул. Веры Бирюковой, д. 7
г. Верещагино, ул. Ленина, д. 23
г. Губаха, ул. Дегтярева, д. 9
г. Добрянка, ул. Советская, д. 10
г. Кудымкар, ул. Калинина, д. 38
г. Кунгур, ул. Карла Маркса, д. 10
г. Оса, ул. Мира, д. 4
г. Пермь, ул. Монастырская, 4
г. Чайковский, ул. Промышленная, д. 9/4
г. Чусовой, ул. Чайковского, д. 17б

Адреса работы выездных специалистов «Теплоэнерго»
(график работы уточняйте на сайте «Теплоэнерго»)
г. Александровск, ул. Ленина, д. 20а
с. Барда, ул. Советская, д. 14

п. Гайны, ул. Калинина, д. 41
г. Горнозаводск, ул. Мира, д. 15
с. Елово, ул. Ленина, д. 32
п. Ильинский ул. Советская, д. 7
с. Карагай, ул. Ленина, д. 5
г. Кизел, ул. Луначарского, д. 19
г. Красновишерск, ул. Спортивная, д. 16
п. Куеда, ул. Гагарина, д. 25
г. Лысьва, ул. Первомайская, д. 41
с. Орда, ул. 1 мая, д. 1а
п. Октябрьский, ул. Ленина, д. 57
г. Очер, ул. Ленина, д. 41
г. Соликамск, ул. Карналлитовая, 20
п. Полазна, ул. Больничная, д. 13
г. Чернушка, ул. Юбилейная, д. 9

Порядок перерасчета платы за ТКО в случае временного отсутствия потребителя

В связи с тем, что обращение с ТКО является коммунальной услугой документом, регламентирующим порядок перерасчета платы за эту услугу, являются Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В том случае, когда потребитель временно отсутствует в жилом помещении, он вправе потребовать перерасчета платы за ТКО. Потребитель считается временно не проживающим в жилом помещении, если он отсутствует более 5 календарных дней подряд (пункт 148(44) Правил № 354).

Перерасчёт платы за ТКО ввиду постоянного или временного отсутствия потребителя, производится строго в заявительном порядке. Обязанность по подтверждению факта постоянного или временного отсутствия потребителя в жилом помещении лежит исключительно на собственнике такого помещения.

Собственник жилого помещения или потребитель услуги должен обратиться к исполнителю по ТКО (далее – исполнитель) с заявлением о перерасчете с указанием фамилии, имени и отчества каждого отсутствующего потребителя, дня начала и окончания периода их временного отсутствия. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие факт и период такого отсутствия.

В качестве таких документов, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии. В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

К иным документам могут относиться:

– копии платежных документов за электроэнергию или выписка от энергоснабжающих организации;

– в случае признания человека без вести отсутствующим – решение суда;

– в случае временного содержания в местах предварительного заключения и лишения свободы — справка с мест предварительного заключения или лишения свободы;

– при прохождении воинской службы или военных сборов — справка из воинской части по месту прохождения срочной воинской службы.

– квитанции и чек об оплате за услугу по обращению с ТКО по месту прописки и/или проживания.

При этом исполнитель вправе установить количество постоянно и временно проживающих в квартире граждан, а потребитель в свою очередь, обязан сообщать исполнителю обо всех жильцах (подпункты «б» пункта 148(25), «в» пункта 148(23), пункт 148(35), пункт 56(1) Правил № 354).

Заявление на перерасчет платы за ТКО подается исполнителю либо до начала временного отсутствия, либо после окончания периода отсутствия, но не позднее 30 дней после возвращения (пункт 91 Правил № 354). Перерасчет можно сделать за период отсутствия не более чем 6 месяцев, с последующим продлением еще на 6 месяцев.

. Перерасчет размера платы осуществляется в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя. Результаты перерасчета отражаются в очередном платежном документе (в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия), либо в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия).

Вывоз ТБО: коммунальная или жилищная услуга в 2020 году

В содержание общего имущества МКД входит сбор и вывоз бытового мусора. Оплачивать эту услугу должны жильцы. Однако в платежных документах с 1 января 2016 года появилась новая строка, где этот мусор называется коммунальными отходами. Граждане интересуются, вывоз ТБО – это жилищная или коммунальная услуга и по каким принципам насчитывается ее оплата.

Что считается твердыми коммунальными отходами

К твердым бытовым отходам относятся продукты и предметы, утратившие свои качества в процессе эксплуатации в жилых помещениях и пришедшие в негодность. Жильцы выбрасывают их в специальные контейнеры – емкости, предназначенные для сбора мусора. Так Закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления…» определяет, что такое ТКО в ЖКХ.

Образующиеся в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей (ИП), а также юридических лиц и аналогичные по составу отходы тоже относятся к категории ТКО. Их вывоз оплачивается в соответствии с установленными правилами.

Наиболее распространенные виды ТБО:

  • упаковочные материалы: пленка, различная тара, обертки;
  • полимеры;
  • стекло;
  • текстиль;
  • резина;
  • пищевые отходы;
  • бумага.

Стоит также пояснить, что такое обращение с ТКО в коммунальных услугах, которое предстоит оплачивать жильцам МКД.

Прежде, согласно ст. 156 Жилищного кодекса РФ, операции, которые касались обращения с мусором, относились к категории жилищных услуг и оплачивались как содержание жилья. Реформа ЖКХ затронула все стороны деятельности предприятий, в том числе тарифы и схему расчета оплаты за сбор и утилизацию бытовых отходов.

Введенные постановлением Правительства РФ № 232 от 27.02.2017 изменения вступили в силу и термин «обращение с ТКО» теперь подразумевает обязанности уполномоченной организации по их:

  • правильному сбору;
  • транспортировке;

Вывоз ТКО: статус услуги с точки зрения закона

Законодательные поправки изменили статус операций, связанных с обращением с ТБО. В результате сбор и вывоз мусора – коммунальная услуга с 2017 года.

До вступления в силу изменений в законодательстве услуги по вывозу мусора оказывали управляющие компании (УК) или товарищества собственников жилья (ТСЖ). Они заключали договоры и контролировали исполнение подрядчиками его требований.

Изменения в правилах обращения с ТКО, закрепленные законодательно, позволяют легко установить, вывоз ТБО – это жилищная услуга или коммунальная услуга. Нормы закона теперь четко определяют, что обращение с твердыми отходами относится к сфере ответственности коммунальных служб, выводя такие операции из перечня услуг по содержанию жилья.

Закон расширяет и изменяет терминологию, определяя этот тип услуг как коммунальные.

В расшифровке обновленной аббревиатуры ТКО (твердые коммунальные отходы) содержится ответ на вопрос, является ли коммунальной услугой или нет обращение с подобным мусором.

Кто отвечает за сбор и вывоз ТБО

Как упоминалось выше, сбор, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов входят в понятие деятельности по обращению с ТКО и поручаются региональному оператору. Так называется юридическое лицо, заключающее договор на оказание подобных услуг с собственником отходов, места сбора которых расположены в зоне его деятельности.

Региональные операторы осуществляют все процедуры самостоятельно или привлекают субподрядчиков.

Плата за вывоз мусора в тарифах ОСМД рассчитывается по новым правилам, установленным законодательством.

Как определяется оператор

Деятельность операторов регулируют положения ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» . В ФЗ № 89 установлен порядок присвоения такого статуса организациям, работающим с ТКО.

Региональные операторы получают статус на 10 лет. Закон предписывает организацию конкурса для выбора оператора и наделяет правами на его проведение уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Пройдите социологический опрос!

Как заключается соглашение с региональным оператором

С победителем конкурса заключается договор на предоставление услуг по обращению с ТКО. Его обязательно подписывают ИП и юридические лица.

С жителями частного сектора и МКД подписывается договор публичной оферты, в рамках которого будет оказываться услуга. Возможно также конклюдентное соглашение. Это значит, что на основании совершения обусловленных обоюдным согласием действий договор считается заключенным без составления письменного контракта. Жильцы собирают мусор в отведенных для этого местах, откуда его вывозит региональный оператор.

Услуга по обращению с ТКО может предоставляться жителям МКД на основании договора с каждым из собственников жилья. Это решение принимается на общем собрании жильцов.

Если домом управляет УК, именно она заключает договор с региональным оператором. Форма соглашения определена в постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. В нем обозначены основные права и обязанности сторон, включая то, как оплачивается данная услуга.

Как формируются тарифы и стоимость услуг

В связи с переводом услуги по обращению с твердыми отходами в категорию коммунальных изменился принцип ее тарификации и, как следствие, стоимость. Например, раньше плата за данную операцию определялась исходя из расчета за 1 м2 занимаемой жильцом в МКД площади. То, как рассчитывается оплата за вывоз мусора в многоквартирном доме в 2020 году по новым правилам, определено в постановлении Правительства РФ №269 от 04.04.2016 .

Размер оплаты вычисляется с учетом нормативов накопления твердых отходов на одного человека.

Нормативом считается среднее количество твердых коммунальных отходов, которое образуется за единицу времени.

Вторым значимым элементом для расчета величины оплаты служат тарифы на вывоз ТБО для на 2020 год для населения.

Кто уполномочен устанавливать тарифы

До принятия постановления и изменения порядка начисления оплаты за обращение с ТКО организации, оказывающие услуги по вывозу мусора, самостоятельно устанавливали цены с учетом существовавших ограничений. Теперь, согласно законодательным актам, тарифы и нормативы будут одинаковыми в рамках регионов.

Федеральное законодательство также определяет, кто устанавливает тарифы на вывоз ТБО. Эта функция возложена на специальные тарифные комиссии региональных операторов по обращению с отходами.

Установление предельного тарифа отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ.

Расчетная формула оплаты стоимости коммунальной услуги по обращению с ТО включает:

  • утвержденные нормативы ЖКХ по вывозу мусора;
  • установленный тариф;
  • количество жильцов, постоянно и временно проживающих в помещении в МКД.

Вычисления производятся по такому алгоритму:

количество проживающих в квартире х норматив х тариф = годовая величина оплаты.

Разделив полученный результат на 12, можно определить, сколько стоит в ЖКХ вывоз мусора ежемесячно.

Правила учета ТБО для определения тарифа

Фактическое количество отходов и объем контейнеров – важные составляющие расчета ежемесячной стоимости вывоза отходов с человека.

Весь мусор сортируется, после чего его организуется его раздельное хранение и утилизация. С этой целью устанавливаются контейнеры разного цвета для сортировки мусора на:

  • биоразлагаемый,
  • стекло,
  • бумагу,
  • отходы, не прошедшие сортировку.

Ответственность за содержание мест сбора ТБО (ТКО)

Обслуживание мест сбора отходов не относится к компетенции региональных операторов. Согласно Правилам обращения с ТКО (п. 13), утвержденным постановлением № 1156, ответственность за содержание контейнерных площадок и мусоропроводов возлагается:

  • на собственников жилых помещений;
  • на УК, если с ней заключен договор на обслуживание.

Если места для контейнерных площадок, сбора крупных отходов или прилегающие к ним территории не относятся к общему имуществу МКД, то за содержание этих территорий отвечают их собственники.

В случае, если земля, на которой находится контейнерная площадка, принадлежит юридическому или физическому лицу, а многоквартирным домом управляет ТСЖ (ТСН), то жильцы должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.

Порядок вывоза отходов

Требования к оказанию услуги по обращению с ТКО определены в постановлении Правительства РФ от 06.05.2001 №354 . Периодичность вывоза отходов из места накопления зависит от времени года и температуры окружающей среды.

Так, в холодное время года, при среднесуточной температуре +5°C, мусор должны вывозить не реже 1 раза в 3 суток. Ежедневному вывозу подлежат отходы в теплый сезон, если средняя температура выше +5°C.

Нормативный акт определяет рамки допустимого отклонения сроков, а также то, как начисляется плата за период, в котором произошел сбой.

В случае многократного нарушения правил или условий договора регионального оператора могут досрочно лишить статуса исполнителя.

Кому жаловаться на исполнителя

Если поставщик услуги нарушает нормы законодательства, потребитель может сообщить в местные органы власти о том, что региональный оператор игнорирует условия соглашения. Претензию следует направить в инстанцию, которая подписывала договор с оператором от имени региона.

Узнать, кто его заключал, несложно – текст контракта размещается на сайте исполнителя услуги. Например, в Белгородской области это соглашение заключил департамент ЖКХ.

Можно жаловаться и в другие организации, деятельность которых прямо или косвенно связана с последствиями некачественного оказания услуги. К ним относится:

  • региональная энергетическая комиссия (нарушения в области тарифов на услуги);
  • Роспотребнадзор (нарушение эпидемиологических и санитарных норм);
  • Росприроднадзор (неисполнение условий лицензии по обращению с отходами I-IV классов опасности, которое влечет проблемы, связанные с охраной окружающей среды и экологией).

Если обращения в эти ведомства не имели положительного результата, следует поставить в известность прокуратуру.

Как вывозятся отходы из частного сектора

До принятия изменений в законодательстве жители частного сектора могли не заключать договоры на вывоз мусора с территории домовладений, но теперь оплата этой услуги для них обязательна.

Квитанции на оплату вывоза ТКО получит каждый собственник и гражданин, зарегистрированный в частном доме, непосредственно с начала деятельности регионального оператора.

Основанием для получения услуги по обращению с ТКО и начисления оплаты является публичный договор, заключаемый независимо от желания собственника.

Тарифы на вывоз мусора в частном секторе рассчитываются по специальным формулам. Стоимость услуги устанавливают уполномоченные органы, как и в случае многоквартирных домов.

Кроме того, для жильцов индивидуальных жилых строений по установленной формуле производится расчет в отношении нормативов накопления твердых коммунальных отходов. На конечную стоимость влияет тариф за вывоз мусора с человека и нормативы накопления.

Для оказания услуги оператор, в соответствии с региональной схемой размещения мест накопления ТКО, должен обеспечить обслуживаемую территорию контейнерами.

Слабые стороны нового закона

Реформирование сферы обращения с ТБО в полной мере начнется с 1 января 2020 года. Однако изменения в законодательстве оставили ряд спорных вопросов. В частности, они касаются определения термина ТКО в законодательном акте и возможности отнесения к ним некоторых категорий отходов.

Открытым остается вопрос финансирования обслуживания контейнерных площадок управляющими компаниями. Пока непонятно, из каких средств УК будут выделять деньги на их содержание, если оплата направляется региональному оператору.

Выводы

Нововведения в законодательстве относительно обращения с ТКО перевели все операции, связанные с их сбором, транспортировкой, утилизацией, захоронением, обработкой и обезвреживанием в категорию коммунальных услуг. На размер оплаты для собственников жилья в МКД и частном секторе влияет то, какой тариф на утилизацию мусора с 1 января 2020 года установлен в регионе, каков норматив накопления ТКО и количество жильцов в помещениях.

Юрист. Член Адвокатской палаты г. Санкт-Петербурга. Опыт работы более 10 лет. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет. Специализируюсь в сфере гражданского, семейного, жилищного, земельного права.

Вывоз бытовых отходов по правилам 2019-2020

Реформе, которую с первых дней прозвали «мусорной», скоро год. Положения, меняющие порядок вывоза мусора, вступили в силу 01.01.2019 года. Время идет, но все, что для потребителей изменилось – это новые строки в платежках. Как поменялись правила обращения с ТБО, знают отнюдь не все. Правовед.RU устраняет этот пробел. Изучаем федеральный закон о вывозе мусора (ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления») и основные вопросы, которые он регулирует.

Кто теперь вывозит мусор?

С 1 января 2019 года сбором, транспортировкой и утилизацией коммунальных отходов занимаются региональные операторы, которые должны быть созданы в рамках региональной программы обращения с ТБО (ст. 24.6 ФЗ № 89). Это такие себе частные предприятия, которые будут заниматься вывозом вашего мусора. Власти субъекта выбирают их на конкурсной основе, при условии, что те имеют лицензию на вывоз мусора.

За каждым региональным оператором на территориальной схеме закреплена собственная зона деятельности, которая не пересекается с зонами других операторов. Другими словами, территорию вашей области поделили на кластеры, с каждым из которых работает отдельная компания. Например, в Санкт-Петербурге это СПб ГУП «Завод МПБО-2», а в Московской области это сразу 7 компаний.

Как работает региональный оператор?

Теперь под обращением с бытовыми отходами понимается не только вывоз мусора, но и весь дальнейший спектр работы с ним (ст. 24.8 ФЗ № 89):

  • прием и сбор твердых и крупногабаритных отходов;
  • транспортировка мусора;
  • обработка, обезвреживание и захоронение отходов.

Откуда вывозится мусор?

Сбор мусора осуществляется исключительно из мест сбора и накопления, которые размещаются утвержденной в регионе схемой обращения с ТКО. Так, вывоз мусора в многоквартирном доме осуществляется только из контейнеров в мусороприемных камерах либо из контейнеров на контейнерных площадках (п. 9, 10 Правил, утв. Постановлением Правительства № 1156 от 12.11.2016).

Стихийные свалки теперь будут убираться только в порядке исключения . Выявив такую, оператор будет фиксировать ее, и уведомлять о ее образовании собственника земельного участка, органы местного самоуправления и органы эконадзора. Собственник земли должен ликвидировать ее самостоятельно, и только если он не сделает это в 30-дневный срок, за дело обязан взяться региональный оператор (п. 16 Правил).

Он отвечает за мусор только с момента его погрузки в мусорную машину, содержание мест сбора и накопления – обязанность управляющей организации или ТСЖ. Именно они должны контролировать состояния ограждения и контейнеров, обеспечивать освещение, своевременный доступ техники к контейнерной площадке. В частном секторе эта обязанность возложена на собственника земельного участка, на котором та расположена (п. 13 Правил).

Когда вывозится?

Введена и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов. В холодное время суток, когда температура воздуха +5 ̊С и ниже, мусор должен вывозиться не реже, чем раз в три дня. В остальное время года – ежедневно с 7-00 до 23-00. В случае отклонения от этого графика, сумма в платежка должна быть снижена – на 3,3% за каждые 24 часа отклонения суммарно (Раздел VII Требований к качеству коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства № 354 от 06.05.2011). Для крупногабаритных отходов сроки хранения иные – они должны вывозиться не реже раза в неделю (п. 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88).

Должны ли вывозиться листья?

Листья, ветки, опилки, трава и иные отходы от зеленых насаждений не соответствуют определению коммунальных отходов как таких, которые образовались в жилых помещениях (ст. 1 ФЗ № 89). В их вывозе не могут отказать, но он будет осуществляться региональным оператором по дополнительным договорам за отдельную плату. Ее размер определяется по нерегулируемой цене, то есть по цене, установленной оператором самостоятельно, а не по единому тарифу.

Должен ли вывозиться строительный мусор?

Да! Мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и прочие отходы считаются крупногабаритными. Это также твердые коммунальные отходы, а потому их вывоз – обязанность регионального оператора. Стоимость утилизации рассчитывается по отдельному тарифу, но он, как правило, уже включен в платежку. Например, в Московской области вывоз крупногабаритных отходов включен в квитанции только для жильцов МКД, жителям частного сектора такие отходы вывозят лишь по заявкам.

Нужно ли заключать договор с региональным оператором?

С одной стороны, да, нужно. Собственники мусора обязаны заключить такой договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого находятся места накопления их отходов (п. 4 ст. 24.7 ФЗ № 89). Если они проживают в многоквартирном доме, каждому жильцу лично заключать такой договор не нужно – от их лица это может сделать управляющая организация или ТСЖ. Если такой договор отсутствует, собственники квартир могут заключить его самостоятельно.

Типовая форма договора утверждена правительственным Постановлением о вывозе мусора № 1156 от 12.11.2016. Он является публичным, потому достаточно заполнить его и направить письмом в адрес оператора. Обратно вернется подписанный экземпляр с печатью компании.

С другой стороны, это не обязательно. Минстрой уверяет: если управляющая организация такой договор с оператором не подписала, он считается подписанным со всеми жильцами многоэтажки с момента заключения соглашения между оператором и муниципалитетом (Письмо Минстроя РФ № 41963-АЧ/04 от 16.10.2018).

Как теперь платить?

С начала 2019 вы тоже стали получать платежки с новой строкой? Все в порядке, это не ошибка. Теперь обращение с ТКО – самостоятельная коммунальная услуга. Ее исключили из состава жилищных услуг, а потому она приходит теперь отдельной строкой в платежке.

Платить по ним нужно ежемесячно. Тарифы на вывоз мусора устанавливаются нормативными актами субъекта федерации (п. 2 ст. 24.8 ФЗ № 89) и обычно состоят из двух составляющих: норматива накопления и непосредственно стоимости вывоза 1 м 3 отходов.

В большинстве регионов норматив накопления зависит от количества временно и постоянно проживающих жильцов (в пересчете на 1 жильца), в некоторых регионах (например, в Московской области) – от площади жилых помещений (в пересчете на 1 м 2 жилой площади). Норматив накопления обычно одинаков для всего региона, а вот стоимость вывоза 1 м 3 отходов может отличаться. Как посчитала Finexpertiza, средняя стоимость вывоза 1 кубометра мусора по стране составляет 562 рубля. Конкретные тарифы рекомендуем узнать на сайте своего оператора.

Всё вышеописанное – новеллы законодательства, заставить работать которые лишь предстоит на местах. Ощутимее всего реформа сказалась на платежках: люди стали платить больше, в то время как качество услуг осталось на прежнем уровне. И даже если Счетная палата оценила неэффективность основных показателей мусорной реформы, едва ли стоит это отрицать.

Отличия ТКО и ТБО — что теперь актуально в России

Для населения, т. е. простых потребителей, фактической разницы между ТКО и ТБО нет, однако есть так называемые юридические различия. Люди говоря первое, могут подразумевать второе, однако на бумаге, в том числе в правоустанавливающих документах, осталось лишь одна аббревиатура — ТКО.

Понятия и определения ТКО и ТБО

Согласно ст. 1 ФЗ №89 твердыми коммунальными отходами называются отходы, которые образуются в жилых помещениях в результате потребления человека, а также мусор, образовавшийся в офисах и на предприятиях процессе жизнедеятельности их сотрудников.

В отличие от ТКО, твердые бытовые отходы (ТБО) образовываются только в домашних условиях:

  • приготовления еды
  • уборки дома
  • мелких ремонтных работ
  • вынос испорченной мебели и пр.

Таким образом, изначально понятие ТКО более широкое, чем ТБО, так как объединяет в себе тот мусор, который граждане ежедневно выносят из дома, а также подобные отходы юридических лиц (предприятий, организаций и т. д.).

ВАЖНО! Согласно законопроекту 2014 года понятие ТБО отменено и используется только в разговорной речи. На смену ему пришло ТКО, которое используется в официальной документации.

ТКО — актуальное понятие в 2020

В соответствии с определением, содержащимся в ст. 1 ФЗ №89, ТКО представляют собой:

  • отходы, получаемые в процессе потребления (овощные, фруктовые очистки; бумага; упаковка и т. п.);
  • аналогичный мусор, образующийся в процессе деятельности юридических лиц;
  • предметы, вещи, вышедшие из строя.

В 2019 году обращение с твердыми коммунальными отходами стало самостоятельной коммунальной услугой, которую предоставляют региональные операторы. Плата за сервис входит в отдельную квитанцию или выделяется отдельной строкой в счете.

Что включает в себя ТКО

В соответствии с приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, твердым коммунальным отходам дан код 7 30 000 00 00 0.

К данной группе относятся:

  1. Мусор из жилых помещений.
  2. Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к ТКО.
  3. Растительный мусор, полученный в результате уборки цветника, газона и пр. в населенном пункте.
  4. Отходы от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций.
  5. Мусор и смет от уборки железнодорожных, автомобильных вокзалов; аэропортов, терминалов; портов; станций метро; любого общественного транспорта.
  6. Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам.
  7. Мусор, образованный в местах временного проживания (гостиницы); помещениях, в которых предоставляются социальные услуги (почта, больница и т.д.).
  8. Отходы, полученные в результате предоставления услуг в сферах: развлечения, образования, ухода за внешним видом и пр.

Двухконтейнерная система сбора мусора

Мусорная реформа предполагает введение раздельного сбора ТКО в крупных городах РФ. Для этого устанавливаются два вида контейнеров, предназначенных для сортировки «сухого» и «мокрого» мусора. В «сухой» контейнер необходимо помещать материалы, пригодные для вторичной переработки: бумага, пластик, металл, стекло. К «мокрым» отходам причисляют пищевые и растительные остатки.

Предполагается, что данное нововведение за 2019 сможет повысить объем утилизации ТКО на 30%. Более подробно вы можете узнать о цветах мусорных баков, и какой мусор куда выбрасывать.

Требования и правила к вывозу и обращению с ТКО

В ст. 1 ФЗ №89 в понятие «обращение с отходами» объединены: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО.

Новые правила разграничили сферы ответственности:

  1. Органы местного самоуправления населенных пунктов обязаны:
  • обеспечить специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов;
  • разработать схемы размещения данных площадок и осуществить ведение реестра мест накопления мусора в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (4 ст. 13.4 ФЗ №89).
  1. Управляющая организация (УК, ТСЖ) обязана следить за чистотой площадок накопления ТКО и мусоропроводов.
  2. Региональный оператор должен оборудовать каждый двор несколькими контейнерами для «сухого» и «мокрого» мусора. Если возможность размещения емкостей для сбора ТКО отсутствует (например в частном секторе), граждане вправе договориться с оператором о безконтейнерном вывозе отбросов. В таком случае компания должна предоставить потребителю специальные пакеты для складывания отходов (Правила обращения с ТКО, п. 10).

Согласно статистике, 50% отходов может быть переработано. Остальной мусор подлежит утилизации или захоронению на свалках. Места размещения полигонов выбираются администрацией региона с обязательным согласованием с населением. Таким образом, в ближайшие годы ожидается снижение объема накоплений ТКО и уменьшение количества мусорных полигонов, разбросанных по всей территории РФ.

Мусорная реформа продолжается

Мусорная реформа была разработана еще в 2014 году, но, из-за сложности изменений, вступила в силу лишь в начале 2019 года. Законом №89-ФЗ введены новые правила обращения с ТКО – твердыми коммунальными отходами (термин появился впервые в данном документе, в отличие от ТБО), утверждены уполномоченные организации-исполнители и иная система оплаты за услугу.

Основные тезисы Мусорной реформы:

  1. Раздельный сбор отходов для упрощения их переработки и получения вторсырья.
  2. На конкурсной основе для каждого региона осуществляется выбор одной компании-оператора, ответственной за обращение с ТКО.
  3. Изменение тарифа по вывозу мусора, что даст возможность направлять полученные от населения средства на строительство современных заводов по переработке/утилизации отходов. А в будущем приведет сокращению количества свалок.

Согласно принятым изменениям (ФЗ №503), с 1.01.2019 ответственность за обращение с мусором переходит на субъекты Федерации. Теперь регионы выбирают, где оборудовать полигоны для хранения остатков человеческой жизнедеятельности, продумывают механизмы сбора, схемы вывоза, накопления и переработки ТКО и пр.

Тарифы на вывоз бытового мусора в Москве в 2020 году выросли вдвое

Власти Москвы подняли стоимость услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО) и крупногабаритного мусора населения на 2,89 руб. — в 2,24 раза: с 2,34 руб. до 5,23 руб. на 1 кв. м общей площади. Это следует из постановления правительства Москвы от 27 декабря прошлого года, подписанного мэром Сергеем Собяниным.

Почему подорожал вывоз бытового мусора в Москве

Плата за услугу по обращению с ТКО взимается в составе платы за содержание жилого помещения, которая устанавливается правительством столицы как ставка планово-нормативного расхода (ПНР), пояснили РБК в пресс-службе департамента ЖКХ. Отдельно в ежемесячной платежке не выделяется строчка за вывоз мусора.

В 2020 году ставка ПНР, которая включает расходы на около 30 видов работ по содержанию многоквартирного дома, увеличилась на эти 2,89 руб. — с 27,6 руб. до 30,49 руб. на 1 кв. м, следует из ответа департамента ЖКХ. Таким образом, расходы на другие услуги, кроме вывоза мусора, не повышались, а общий рост платы за содержание жилого помещения составил 10,47%.

С 2012 по 2017 год ставка по вывозу отходов выросла лишь на 0,26 руб., до 2,34 руб. на 1 кв. м площади, а за 2018–2019 годы ставка ПНР, а с ней и плата за вывоз мусора вообще не индексировались, указывает департамент ЖКХ. «При этом экономически обоснованные расходы на обращение с ТКО значительно выросли в связи с массовым закрытием полигонов Московской области в 2017–2018 годах, увеличением расстояний вывоза отходов и, соответственно, увеличением расходов транспортных организаций в сфере обращения с отходами», — говорится в ответе пресс-службы департамента ЖКХ Москвы на запрос РБК.

В Московской области на конец 2019 года закрыли 28 мусорных полигонов из 39. Площадь закрытых свалок, по данным министерства экологии региона, — 274,6 га.

Как это скажется на жителях

При росте ставки планово-нормативного расхода на 10,47% до 30,49 руб. на 1 кв. м владелец средней квартиры площадью 45 кв. м будет платить за вывоз мусора 235,35 руб. вместо 105,3 руб. при общем платеже за содержание жилья 1372,05 руб. в месяц. Но эта сумма не включает плату за услуги ЖКХ, такие как электричество, газ, вода и водоотведение. Рост тарифов на них, в отличие от жилищных услуг, регулируется федеральным правительством, а не региональным. Дмитрий Медведев, занимавший пост премьера, еще в октябре 2019 года постановил, что средний размер платы за ЖКХ в Москве в первом полугодии 2020 года не должен увеличиться, а рост за второе полугодие составит лишь 5%.

«В общую квитанцию на коммунальные услуги для жителя Москвы входит три вида услуг: коммунальные платежи (свет, газ, вода), жилищные услуги (обычно эти услуги, включая вывоз мусора, оказывает управляющая компания) и капремонт», — пояснила РБК исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. По ее словам, и жилищные услуги, и стоимость капремонта могут расти выше инфляции.

Плата за обращение с отходами в Москве, которая с 2020 года выросла вдвое, включается пока в число жилищных услуг и не подпадает под ограничение роста тарифов на 5%, сообщил руководитель комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое Алексей Макрушин.

Москва, Санкт-Петербург и Севастополь получили отсрочку при присоединении к мусорной реформе, стартовавшей в стране 1 января 2019 года, поэтому столица в отличие от большинства других регионов пока не выбрала единого регионального оператора по вывозу отходов (его московские власти должны выбрать к 2022 году), а стоимость вывоза не выделена в отдельную строчку в ежемесячной платежке.

Кто вывозит отходы из жилого сектора Москвы

В 2020 году в городе будет образовано 8,1 млн т твердых коммунальных отходов, указано в территориальной схеме по обращению с отходами на 2020–2029 годы, утвержденной в конце прошлого года. Глава департамента ЖКХ Москвы Александр Соловьев оценивал объем отходов, которые вывозят в городе пять крупнейших «мусорных» операторов, в 2,55 млн т в год.

С 2014 года весь мусор в Москве собирают и утилизируют пять операторов, с которыми заключены 15-летние госконтракты. Самые крупные из них — «Хартия» сына экс-генпрокурора Игоря Чайки, которая занимается вывозом отходов из Северо-Восточного и Восточного округов (сумма контрактов — 42,6 млрд руб.), и «МКМ-Логистика», который вывозит отходы из Юго-Западного и Западного округов (40,1 млрд руб.). В июле 2019 года акционеры компании «Эколайн», которая обслуживает Центральный и Северный округа (25,6 млрд руб.), приобрели «МКМ-Логистику». Северо-запад Москвы обслуживает также компания «Спецтранс», входящая в «РТ-Инвест» (12,4 млрд руб.), а Восточный и Зеленоградский округа — «МСК-НТ» (21,4 млрд руб.). Эти пять компаний продолжат свою работу на весь срок контрактов, после их завершения в 2029 году вывоз отходов из этих административных округов Москвы перейдет к единому региональному оператору.

Руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Максим Худалов напоминает, что после повышения тарифов на вывоз отходов в Славгороде (Алтайский край) вдвое у антимонопольного регулятора возникли вопросы. Худалов считает, что правительство Москвы уже учло свои расходы на госконтракты операторов по обращению с отходами (мэрия оплачивает их по факту по формуле, указанной в постановлении правительства Москвы от 2012 года) и решило индексировать стоимость услуги для населения, чтобы покрыть возросшие расходы бюджета. «За счет такой индексации можно будет собрать с жителей, чьи дома обслуживают эти пять крупнейших операторов по вывозу отходов, дополнительно 2,5 млрд руб. в год, что составляет 0,1% бюджета Москвы», — пояснил эксперт.

Глава Российского экологического общества Рашид Исмаилов утверждает, что ставка за вывоз мусора в Москве пока остается минимальной по стране и дотируется из бюджета.

РБК направил запрос в пресс-службу ФАС.

На что еще выросли расходы у операторов

Операторы указывают, что их затраты существенно выросли не только из-за закрытия полигонов в Подмосковье и изменения транспортных расходов, но и из-за введения раздельного сбора отходов (РСО) в Москве с 1 января 2020 года: операторы устанавливают отдельные контейнеры для смешанных отходов и вторсырья и вывозят этот мусор раздельно. Но это им пока не компенсировали. Так, «Хартия» единовременно потратила более 250 млн руб. на закупку и брендирование контейнерного парка и мусоровывозящей техники, сообщил РБК первый заместитель гендиректора «Хартии» Михаил Минчаков. По его словам, ежемесячные затраты составляют более 20 млн руб. — в эту сумму входят кредитные платежи, зарплаты персонала и стоимость обслуживания транспорта, вывозящего отходы раздельно. К тому же были понесены серьезные финансовые затраты на оборудование отдельной линии РСО на сортировочных станциях, уточнил топ-менеджер.

По словам Минчакова, компания работает за счет собственных средств. «Но компенсация со стороны правительства Москвы обещана, идет обсуждение способов ее получения», — заметил он.

Пресс-секретарь НКО «Союзресурс» (объединяет столичных операторов по вывозу отходов) Руслан Мольков подтверждает, что при старте раздельного сбора отходов основной рост расходов приходится на транспорт и топливо. «Одному мусоровозу приходится дольше собирать контейнеры с вторсырьем по всему вверенному участку. На каждой площадке стоит по одному такому контейнеру, тогда как емкостей для смешанного мусора больше. Также выросли расходы на хранение отходов на полигонах подрядчиков», — отмечает он.

«Внедряемая на территории Москвы система раздельного сбора и накопления отходов реализуется преимущественно за счет контрактных обязательств исполнителей долгосрочных госконтрактов и прочих подрядчиков. Соответствующие обязательства включены в типовое техническое задание на обращение с ТКО и госконтракты», — уточнили в пресс-службе департамента ЖКХ Москвы. Исмаилов напоминает, что при анонсировании программы по введению раздельного сбора ТКО летом 2019 года руководство департамента сообщило, что стоимость услуг по вывозу мусора повышаться не будет.

Как заработать на раздельном сборе мусора

Мольков указывает, что сейчас перевозчики практически не получают прибыли от продажи вторсырья, собранного раздельно: «Его пока мало, от влажности оно портится, а некачественное вторсырье не хотят покупать или платят за него мало». Но он рассчитывает на рост прибыли компаний, когда раздельно собранных отходов станет больше, а эффективность извлечения из них вторсырья вырастет.

Руководитель московского отделения движения «Раздельный сбор» Валерия Коростелева считает, что раздельный сбор отходов должен быть выгодным и городу, и жителям, и оператору. «При правильной организации РСО город экономит десятки миллионов рублей в год на сокращении захоронения отходов на полигонах или 30% таких расходов — при смешанном сборе. Треть вторичного сырья можно извлечь из раздельно собранных по двухпоточной системе отходов, что позволяет его продать и заработать на этом», — считает она. По мнению эксперта, расходы московских операторов по вывозу мусора после введения раздельного сбора преувеличены.

Обзор нового закона о вывозе мусора 2019 года

В последнее время в интернете можно найти много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности. Многие СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети. В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили с илу с января 2019 и сколько нам придется платить за мусор.

Основные понятия

В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:

  1. Твердые бытовые отходы – ими являются отходы населения, образующиеся вследствие жизнедеятельности – приготовления пищи, уборки и мелких ремонтных работ, уборки придомовой и общей территорий, пришедшие в негодность вещи и предметы мебели и т.д.ТБО – это также отходы от отопительных устройств, мусор с дворовых площадок (листья) и т.д., образуются как из жилых помещений, так и из зданий общественного назначения (гостиницы, детсады и школы, организации общественного питания и т.д.).
  2. Твердые коммунальные отходы – в соответствии со ст. 1 Закона об отходах, это отходы из жилых помещений, вследствие потребления физическими лицами. Кроме того, к ТКО относятся и товары, утратившие потребительские свойства вследствие использования людьми в жилых помещениях в целях личных и бытовых нужд, а также мусор при уборке территории поселений (уличный смет, мусор после пребывания в общественных зонах, пляжах и т.д.).

По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов). Читайте подробнее о расчете, оплате и других вопросах обращения с ТКО.

Цель такого вопроса ясна – оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так. Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.

Федеральный закон о вывозе мусора с 2019 года

Еще в 2017 году Президент России В.В. Путин поручил прокуратуре регулярно и тщательно проверять исполнение законодательства об обращении с отходами, особенно в сфере животноводства и вредного производства, где соблюдение правил утилизации особенно важно. В майских указах Президент отдельным пунктом указал необходимость полной ликвидации несанкционированных свалок до 2024 года. Во исполнение распоряжения первого лица государства прокуратурами предъявляются иски к администрации о ликвидации мелких и крупных свалок на территории городов, которые судами удовлетворяются.

Кроме того, еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный изменения, но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.

На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:

  • федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.
  • федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в который в 2018 были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состоянии среды.
  • федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которому с 2018 года санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.

Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2018 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2019. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.

Правила обращения с ТКО, нововведения

Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
  • порядок их транспортировки;
  • порядок утилизации, безопасности захоронения и т.д.;
  • основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.

С января 2019 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько – это решается на местном уровне исходя из потребностей населения.

Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.

Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.

Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.

Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом, и с этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.

В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.

Как заключить договор о вывозе мусора?

Составить его нужно по типовой форме, предусмотренной п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ, называться этот документ будет договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В нем должно быть указано следующее:

  1. Место, дата заключения.
  2. Наименование организации, являющейся региональным оператором, ее месторасположение и контактные данные, а также сведения о потребителе (паспортные данные, адрес проживания).
  3. Обязанности оператора, который должен принимать твердые коммунальные отходы в указанном месте и в объеме, предусмотренном договором. Кроме того, в документе должно быть указано на обязанность транспортировки, обработки, утилизации по цене утвержденного тарифа. Оператор также обязан сообщать информацию, необходимую потребителю (например, о времени вывоза, о полигоне, на котором будет происходить утилизация и т.д.).
  4. Обязанности потребителя оплачивать услуги в соответствии с тарифами и сроками, утвержденными договором, складировать мусор только в предусмотренных местах (то есть, на специальных площадках). Потребители также должны назначить лицо, которое взаимодействует с региональным оператором в рамках исполнения договора, не допускать повреждения контейнеров.
  5. Способ складирования: должно быть оговорено, куда помещается мусор, приготовленный для вывоза – камеры, контейнеры, пакеты, бункеры и т.д., их расположение согласно схеме.
  6. Срок действия договора (обычно до окончания лицензии или соглашения, согласно которому оператор является таковым).
  7. Обязанность оператора отвечать на жалобы, связанные с исполнением договора, заменять пришедшие в негодность контейнеры.
  8. Право оператора и потребителя производить сверку расчетов, вести необходимый учет вывозимого мусора. При несоответствии расчетов фактическим потребитель совместно с представителем оператора составляют акт в присутствии как минимум двоих незаинтересованных лиц, с применением видео, фотофиксации, после чего акт направляется по месту нахождения оператора с требованием устранить выявленные нарушения (копия – в муниципалитет). Оператор вправе написать возражения в случае несогласия. Если акт не подписан оператором в течение трех дней, он считается согласованным.
  9. Подписи сторон.

Типовая форма существовала и до 2019 года, но в ней присутствовал пункт об ответственности оператора за обращение с отходами с момента погрузки в мусоровоз в местах накопления, а бремя содержания контейнеров (мусоросборников) возле дома ложилось на собственников многоквартирного дома. Сейчас такого пункта нет.

В приложении должна быть схема расположения площадки для накопления мусора и подъездные пути к ней.

Кроме того, согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2019 года, не позднее 25 декабря накануне предстоящего года региональный оператор обязан направлять в органы местного самоуправления сведения о количестве размещаемых мусорных контейнеров и бункеров с указанием их объема, а также о местах, где эти емкости планируется разместить. Такие сведения необходимы для ведения единого реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, власти пытаются контролировать число мест организованного сбора мусора и в итоге предотвратить несанкционированные свалки.

Ознакомиться с реестрами мест (площадок) накопления ТКО можно на официальном сайте муниципалитета или на портале субъекта РФ. Реестр обязан содержать данные о технических характеристиках (количество контейнеров, месторасположение), их собственниках и т.д. К примеру, на сайте одного из районов Кировской области уже сформирован реестр, с которым может ознакомиться каждый житель.

Читайте также:  Неустойка по договору займа между физическими лицами
Ссылка на основную публикацию