Контролируемые сделки по договорам займа

Контролируемые сделки по договорам займа

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Одно юридическое лицо планирует выдать займ другому юридическому лицу под 1% годовых. Стороны применяют общий режим и/или УСН. Займы предоставляются в рублях. Юридические лица являются резидентами РФ.
Какие налоговые риски возникают в том случае, если процентная ставка по договору займа будет выше или ниже ставки рефинансирования в случаях, когда юридические лица не являются взаимозависимыми лицами, и в случаях взаимозависимости юридических лиц?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При превышении суммы сделок (доходов по сделкам) всех видов между взаимозависимыми организациями за календарный год суммового критерия в 1 млрд. руб. и при невыполнении условий, установленных пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, договор займа признается контролируемой сделкой. В таком случае стороны вправе признать доходом (расходом) процент по такому договору исходя из ставки в пределах интервалов значений, указанных в п. 1.2 ст. 269 НК РФ.
Если договоры займа не являются контролируемыми сделками (включая договоры с невзаимозависимыми лицами), стороны вправе учитывать доходы и расходы по такой сделке исходя из фактически определенной договором процентной ставки. В этом случае мы не видим налоговых рисков.

Обоснование вывода:
По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества (п. 1 ст. 807 ГК РФ).
Ставка по договору займа может быть установлена сторонами договора займа в любом размере (п. 2 ст. 1, ст. 421, п. 1 ст. 809 ГК РФ).
Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения определены ст. 269 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
Из п. 1 ст. 269 НК РФ следует, что если договор займа не отвечает признакам контролируемой сделки, доход (расход) в виде процентов по такому договору признается исходя из фактической процентной ставки, иначе говоря, из ставки, которая предусмотрена договором, без каких-либо ограничений.
В то же время если договор займа является контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе признать доходом (расходом) процент по такому договору исходя из ставки в пределах интервалов значений, указанных в п. 1.2 ст. 269 НК РФ (п. 1.1 ст. 269 НК РФ, письма Минфина России от 19.09.2018 N 03-03-06/1/67126, от 06.04.2015 N 03-01-18/19113)*(1).

Договор займа с взаимозависимым лицом

Условия и особенности признания сделок контролируемыми установлены ст. 105.14 НК РФ. В целях налогообложения контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми для целей налогообложения признаются лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.
В ст. 105.1 НК РФ приведен закрытый перечень ситуаций, когда лица признаются взаимозависимыми (п. 2 ст. 105.1 НК РФ). Однако в силу п. 7 ст. 105.1 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в п. 1 ст. 105.1 НК РФ.
Вместе с тем контролируемыми сделками признаются не все сделки между взаимозависимыми лицами, а только те, которые отвечают критериям, предусмотренным ст. 105.14 НК РФ (п. 1 ст. 105.14 НК РФ)*(2). При отсутствии обстоятельств, перечисленных в п.п. 2 и 3 ст. 105.14 НК РФ, сделки не признаются контролируемыми даже в случае, если они совершены между взаимозависимыми лицами.
Основанием для признания контролируемыми сделок между взаимозависимыми лицами является, в частности, превышение суммы доходов по сделкам в календарном году установленного суммового критерия в 1 млрд. руб. (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Иными словами, сделки между организациями по общему правилу будут признаваться контролируемыми в том случае, если сумма доходов по ним за календарный год превысит 1 млрд. руб.
Исходя из п. 9 ст. 105.14 НК РФ, в целях применения ст. 105.14 НК РФ суммируются доходы по всем сделкам, совершенным между взаимозависимыми лицами, а не только по сделкам того же вида, что и сделка, в отношении которой ставится вопрос о признании ее контролируемой. При этом сумма доходов исчисляется с учетом порядка признания доходов, установленного главой 25 НК РФ (письма Минфина России от 22.12.2017 N 03-12-11/1/85902, от 11.02.2016 N 03-01-18/7239, от 11.02.2016 N 03-01-18/7229).
Отметим, кстати, что с 01.01.2017 сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, не признаются контролируемыми независимо от суммовых или других критериев (пп. 7 п. 4 ст. 105.14 НК РФ).
При определении суммы доходов для целей применения ст. 105.14 НК РФ доходы по сделкам между взаимозависимыми лицами применительно к договорам займа должны определяться исходя из суммы процентов по договорам займа, а не самих заемных средств (письма Минфина России от 23.05.2012 N 03-01-18/4-67, от 14.03.2012 N 03-01-18/2-29, п. 6 письма ФНС России от 11.07.2013 N ОА-4-13/12513@).
При этом оценка суммы доходов при определении лимита, установленного п. 3 ст. 105.14 НК РФ, может осуществляться исходя из рыночных цен, так как при определении суммы доходов по сделкам ФНС России для целей ст. 105.14 НК РФ вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений глав 14.2 и 14.3 НК РФ (письмо Минфина России от 13.08.2013 N 03-01-18/32745).
Таким образом, для оценки налогового риска признания сделки контролируемой организации следует определить сумму доходов по сделкам с взаимозависимым лицом, включив в показатель дохода сумму процентов, которую заимодавец мог бы получить от заемщика.
При всем вышеизложенном согласно пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ (применительно к рассматриваемой ситуации) вне зависимости от того, удовлетворяет ли сделка по договору займа условию пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ (суммовому критерию в 1 млрд. руб.), она не признается контролируемой, если организации удовлетворяют одновременно следующим требованиям:
– они зарегистрированы в одном субъекте РФ;
– они не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
– они не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
– они не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
– отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп.пп. 2-7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
Резюмируя, можно заключить, что договор займа между взаимозависимыми организациями является контролируемой сделкой только в случае, если:
– сумма доходов по всем сделкам между ними за календарный год (сумма цен сделок) превышает 1 млрд. руб.;
– и при этом стороны договора не удовлетворяют требованиям пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ.
Иными словами, договор займа не будет являться контролируемой сделкой, если сумма доходов по всем сделкам между взаимозависимыми организациями за календарный год (сумма цен сделок) будет меньше 1 млрд. руб., а при превышении 1 млрд. руб. – если будут выполняться критерии, установленные пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ.
Напоминаем, что при наличии условий для признания сделки контролируемой налогоплательщик должен уведомить налоговые органы об указанной сделке (ст. 105.16 НК РФ).

Договор займа с невзаимозависимым лицом

В ряде случаев сделки между невзаимозависимыми лицами приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами. Признаки таких сделок приведены в п. 1 ст. 105.14 НК РФ, это:
– посреднические сделки по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг) – при определенных обстоятельствах;
– сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;
– сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утвержденный приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н.
Таким образом, по общим правилам в приведенных обстоятельствах мы не видим оснований для признания договора займа с юридическим лицом, не являющимся взаимозависимым по отношению к организации, контролируемой сделкой.
Вместе с тем еще раз напомним, что общее определение взаимозависимых лиц для целей налогообложения приведено в п. 1 ст. 105.1 НК РФ, и это определение содержит не столько критерий прямого участия одного юридического лица в другом, но и исходит из особенностей отношений между юридическими лицами как в силу участия в уставных капиталах, так и в соответствии с каким-либо заключенным между лицами соглашением или при наличии иной возможности одного лица определять решения, принимаемые другими лицами (абзац второй п. 1 ст. 105.1 НК РФ).
Более того, как указано в п. 10 ст. 105.14 НК РФ, даже если сделка не отвечает признакам контролируемой, она может быть признана таковой в судебном порядке по заявлению ФНС России, при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным прочими нормами ст. 105.14 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 24.10.2013 N 03-01-18/44927).

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. Взаимозависимые лица для целей налогообложения: понятие и порядок признания;
– Энциклопедия решений. Проценты по контролируемым сделкам в целях налогообложения прибыли;
– Энциклопедия решений. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
– Энциклопедия решений. Сделки, не признаваемые контролируемыми;
– Энциклопедия решений. Договор беспроцентного займа;
– Энциклопедия решений. Налоговый учет процентов по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги);
– Вопрос: Одно юридическое лицо планирует выдать заем другому юридическому лицу под 1% годовых. Все стороны взаимоотношений являются резидентами РФ и применяют общий режим налогообложения. Дочерние организации при этом являются сельхозпроизводителями, применяющими налоговую ставку по налогу на прибыль организаций 0% на основании п. 1.3 ст. 284 НК РФ. Может ли одно юридическое лицо выдать заем другому юридическому лицу под 1% годовых в случае, если юридические лица не являются взаимозависимыми лицами, и в случае взаимозависимости юридических лиц (одно из них является учредителем (участником, акционером) другого со 100-процентным участием)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2016 г.);
– Вопрос: Какие риски могут быть при заключении договора беспроцентного займа между взаимозависимыми юрлицами (сделка по предоставлению займа между взаимозависимыми лицами не относится к контролируемым)? Можно ли в договоре займа определить процент за пользование займом меньше ставки рефинансирования (например, 3-4%)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2017 г.);
– Вопрос: Член совета директоров акционерного общества, являющийся сыном бенефициарного владельца данного общества, планирует предоставить заем акционерному обществу. Сделка будет одобрена Советом директоров как сделка с заинтересованностью. Заимодавец (резидент РФ) акционером общества (российской организации) не является. Его отец является основным акционером с долей 86%. Какие налоговые риски могут возникнуть в связи с этим как у общества, так и у члена совета директоров? Можно ли предоставить беспроцентный заем или заем под минимальный процент, который будет ниже ключевой ставки Банка России? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, апрель 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Цориева Зара

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) В письме Минфина России от 30.09.2015 N 03-03-06/2/55797 сказано, что особенности учета процентов по долговым обязательствам по сделкам между взаимосвязанными лицами в случае, если такие сделки не признаются контролируемыми в соответствии со ст. 105.14 НК РФ, в ст. 269 НК РФ не предусмотрены (здесь же пояснено, что для целей главы 25 НК РФ доходы налогоплательщика в виде процентов, полученных по долговым обязательствам по сделкам, заключенным между взаимозависимыми лицами, в случае отсутствия у таких сделок в соответствии с НК РФ признаков отнесения к контролируемым определяются исходя из фактической ставки и учитываются на основании п. 6 ст. 250 НК РФ в составе внереализационных доходов). Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 10.06.2016 N 03-03-06/1/34200.
*(2) Так, например, в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ одним из оснований признания сделки контролируемой является то обстоятельство, что одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций.

Критерии контролируемых сделок – таблица на 2020 год

Каковы основные критерии контролируемых сделок в 2020 году

Контролируемые сделки подлежат проверке ФНС на предмет наличия или отсутствия намерений участников соответствующих сделок уклониться от налогов (уменьшить их) посредством необоснованных манипуляций с ценами на товары и услуги, являющиеся предметом заключения соглашений. Так, уменьшив цену в контракте, плательщик может снизить налоговую базу, а увеличив — повысить базу для исчисления вычетов по НДС и завышения расходов. Данные действия — противозаконны.

Контролируемыми в общем случае считаются сделки между взаимозависимыми лицами и сделки, приравненные к таковым (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). При этом к зависимым в целях определения контролируемости сделок относятся фирмы, соответствующие критериям, указанным в ст. 105.1 НК РФ, а для целей признания сделок между ними контролируемыми ст. 105.14 НК РФ установлены определенные критерии. Спектр данных критериев весьма широкий. Далее в специальных разделах статьи мы рассмотрим их сущность подробнее.

Приравниваться к контролируемым могут сделки, в которых участвуют «ненужные» посредники, сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли и некоторые другие. Кроме того, суд может признать сделку контролируемой по заявлению ФНС (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Субъектами контролируемых сделок в различных сочетаниях могут быть взаимозависимые или приравненные к таковым:

  • налоговые резиденты и нерезиденты РФ;
  • российские фирмы;
  • иностранные фирмы.

Стоит отметить, что субъектами контроля со стороны ФНС (на предмет тех же нарушений, о которых мы сказали в начале статьи) могут быть, теоретически, не только взаимозависимые, но и любые другие лица, давшие повод налоговикам обратить на себя внимание, — например, осуществив необоснованное занижение или завышение цен в контрактах (письмо ФНС от 02.11.2012 № ЕД-4-3/18615). Однако суды относятся к проверкам ФНС лиц, не являющихся зависимыми, не слишком лояльно (решение ВС РФ от 01.02.2016 № АКПИ15-1383).

Контролируемые сделки — 2020: критерии в табличной форме

Наши специалисты разработали для вас специальную таблицу, в которой подробно раскрыты основания для отнесения тех или иных категорий участников правоотношений в бизнесе (налоговых резидентов РФ, нерезидентов РФ, взаимозависимых, приравненных к зависимым лиц) к субъектам контролируемых сделок. В данной адаптированной для контролируемых сделок таблице – критерии 2020 года, которые владелец бизнеса может использовать для оценки своих контрактов на предмет проявления к ним дополнительного интереса со стороны ФНС.

Читайте также:  Пролонгация договора, формулировка в договоре, образец: автоматическая пролонгация

Какая сделка может рассматриваться на предмет контролируемости?

Критерии отнесения сделки к контролируемой

Источники права, в совокупности устанавливающие порядок отнесения сделок к контролируемым

Взаимозависимые лица, являющиеся резидентами РФ

Любые сделки между такими лицами, если сумма доходов по ним за год превысит 1 млрд руб. и выполняется одно из указанных в следующей графе условий

  • стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пп. 2-4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена соответствующая сделка

подп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы один из ее участников платит НДПИ по процентным ставкам и объект сделки — добытое полезное ископаемое

подп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из ее сторон — плательщик ЕСХН или ЕНВД, а в числе других лиц, являющихся сторонами сделки, есть один хозсубъект, не являющийся плательщиком ЕСХН или ЕНВД

подп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из сторон освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль

подп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • одна из ее сторон — фирма, осуществляющая добычу углеводородов на новых месторождениях в открытом море, и исчисляет налоги в соответствии со ст. 275.2 НК РФ

подп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

  • хотя бы одна сторона сделки является исследовательским корпоративным центром по проекту “Сколково” или участником проекта по закону “Об инновационных научно-технологических центрах” от 29.07.2017 № 216-ФЗ, применяющими освобождение по НДС

подп. 8 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон применяет инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль

подп. 9 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

  • хотя бы одна из сторон сделки является плательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, учитывающим при расчете налоговой базы по нему доходы (расходы) по такой сделке

подп. 10 п. 2 ст. 105.14 НК РФ

п. 3 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица в сделках, приравненных к сделкам между взаимозависимыми лицами

Сделки при участии посредников

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • посредники, связывающие ее участников, не занимаются никакой деятельностью, кроме установления связи между участниками сделки, а также не несут рисков, связанных с выполнением обязательств по контракту;
  • годовой оброт по таким слелкам превышает 60 млн руб.

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки с товарами мировой биржевой торговли

Сделки признаются контролируемыми, если:

  • ее участники осуществляют куплю-продажу таких товаров, как:
    • нефть и нефтепродукты;
    • сталь и иные черные металлы;
    • алюминий и иные цветные металлы;
    • минеральные удобрения;
    • золото и иные драгметаллы;
    • алмазы и другие драгоценные камни;
  • обороты по ним превышают 60 млн руб. в год

П. 3 ст. 105.14 НК РФ;подп. 2 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 5 ст. 105.14 НК РФ;

п. 7 ст. 105.14 НК РФ;

письма Минфина РФ от 19.02.2019 № 03-12-11/1/10545, от 19.03.2018 № 03-12-11/1/16985, от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

Сделки между лицами, одно из которых зарегистрировано или ведет деятельность в стране из списка, утвержденного приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н

Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

подп. 3 п. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 7 ст. 105.14 НК РФ

Любые лица, взаимозависимые (приравненные к взаимозависимым) с лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ

Любые сделки между лицами, которые признаются взаимозависимыми в порядке ст. 105.1 НК РФ либо приравненными к взаимозависимым в порядке п. 1 ст. 105.14 НК РФ

Сделки признаются контролируемыми, если обороты по ним превышают 60 млн. руб. в год

П. 1 ст. 105.14 НК РФ;

п. 3 ст. 105.14 НК РФ;

письма Минфина РФ от 03.10.2012 № 03-01-18/7-135, от 04.09.2015 № 03-01-11/51070

Письмо ФНС от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@

ВНИМАНИЕ! ЕНВД с 2021 года прекращает свое действие на территориивсей России. Некоторые субъекты отказались от спецрежима уже в 2020 году. Подробнее об отмене ЕНВД читайте здесь.

Не признаются контролируемыми сделки, указанные в п. 4 ст. 105.14 НК РФ, в частности:

  • между участниками одной консолидированной группы налогоплательщиков;

Исключение — сделки с добытыми полезными ископаемыми, облагаемыми по ставке в процентах, а также сделки, доходы (расходы) по которым учитываются при расчете налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородов.

  • между лицами, которые одновременно:
  • зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • не имеют ОП в других субъектах РФ, за пределами РФ;
  • не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ;
  • отсутствуют условия для признания сделок контролируемыми по критериям, установленным подп. 2-6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;
  • не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие периоды);
  • по предоставлению поручительств (гарантий), если все стороны — небанковские российские организации;
  • по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ и др.

Рассмотрев то, какие установлены критерии для контролируемых сделок в 2020году, изучим такой аспект взаимоотношений налогоплательщиков и ФНС, как отчетность по соответствующим контрактам.

Какая отчетность установлена для контролируемых сделок («1С» и унифицированные формы)

Данный формуляр включает:

  • титульный лист, на котором отражается информация о налогоплательщике — ИП или юрлице;
  • разделы 1А и 1Б, в которых фиксируются сведения о каждой из контролируемых сделок (групп сделок);
  • разделы 2 и 3, в которых фиксируются данные о контрагентах налогоплательщика по контролируемым контрактам (группам контрактов).

Заполнять уведомление можно как вручную, так и с помощью популярных бухгалтерских программ, таких как 1С. Отправить его в ФНС можно на бумаге или в электронном виде по ТКС.

Итоги

Законодательство РФ определяет широкий круг потенциальных субъектов контролируемых сделок. Ими могут быть как российские, так и зарубежные фирмы, работающие в РФ. В большинстве случаев они будут взаимозависимыми с партнерами по сделкам или будут иметь статус приравненных к взаимозависимым с ними. До 20 мая года, следующего за отчетным, налогоплательщики должны отчитываться перед ФНС по контролируемым сделкам.

О порядке заполнения уведомления о контролируемых сделках, в том числе при заключении договоров займа и оказания услуг

Вопрос: 1. Налоговым законодательством предусмотрено, что один налогоплательщик представляет от своего имени одно уведомление по всем своим контролируемым сделкам. В связи с этим при заполнении уведомления по контролируемым сделкам (далее – уведомление) вручную в каком порядке следует заполнять листы с разд. 1А, 1Б и разд. 2 – сначала все разделы необходимо заполнить по одной сделке, а потом по другим сделкам или необходимо заполнить сначала разд. 1А по всем контролируемым сделкам, потом разд. 1Б по всем контролируемым сделкам, а потом разд. 2 по всем контролируемым сделкам?

2. Требуется ли заполнять разд. 2 уведомления по каждой контролируемой сделке, если по нескольким из них сторона одна и та же?

3. Форма уведомления предусматривает листы, в которых заполняются сведения о физических лицах. В случае если данные сведения организация не заполняет, следует ли исключить эти листы из своего уведомления или необходимо оставить их в составе уведомления и учитывать в сквозной нумерации листов?

4. Можно ли в группу однородных сделок объединить договоры займа, которые заключены между одними и теми же сторонами, но под разные процентные ставки и (или) в разной валюте?

5. Какую дату заключения договора займа необходимо указывать в строках 065 и 150 в случае, если уведомление составляется по группе сделок (договоров)? Что является датой совершения сделки (строка 150 разд. 1Б) по договору займа (некредитные организации)?

6. В случае если в рамках одного договора займа денежные средства предоставлялись несколькими траншами, считается ли это в целях заполнения уведомления различными сделками в случае, если процентная ставка не изменялась, а также в случае, если изменялась?

Необходимо ли на каждый транш в рамках одного договора займа заполнять отдельные листы разд. 1А и 1Б?

Если да, то какие показатели указывать в строках 130 и 140 с учетом того, что в бухгалтерском учете отражаются начисления процентов по договору займа в целом, без разделения учета по каждому траншу?

7. Какой код ОКВЭД следует указать по строке 045 разд. 1Б – исходя из сути сделки (договора займа), которая не связана с основной деятельностью организаций, или код ОКВЭД, соответствующий организации – стороне сделки? Можно ли не заполнять данную строку при заполнении уведомления по договорам займа?

Какой код ОКВЭД следует указать – согласно виду оказываемых по договору услуг или код ОКВЭД, соответствующий деятельности одной из сторон (оказание услуг не связано с основной деятельностью компаний)?

8. В случае если договор займа заключен между резидентами различных государств, как правильно определить показатели по строкам 070 и 090 разд. 1Б – по заимодавцу или заемщику?

9. Какую единицу измерения следует отразить по строке 110 разд. 1Б при составлении уведомления по договорам займа, а также при составлении уведомления по договору оказания услуг, если стоимость услуг по договору указана в целом?

10. Какой показатель при заключении договора займа следует отразить по строке 130 разд. 1Б – размер процентной ставки или общую сумму начисленных процентов за календарный год?

Какой показатель следует отразить по строке 140 разд. 1Б – общую сумму начисленных процентов за календарный год?

Какой показатель при заключении договора услуг следует указать по строке 130 разд. 1Б, если стоимость услуг указана в целом по договору?

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 11 июля 2013 г. N ОА-4-13/12513@

Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ОАО по вопросу порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках и сообщает следующее.

Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках (далее также Уведомление), а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

1. Согласно п. 4.1 Порядка заполнения уведомления о контролируемых сделках (далее – Порядок) в разд. 1А Уведомления налогоплательщиком указываются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). Если Уведомление представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, то разд. 1А заполняется в отношении каждой такой сделки.

В соответствии с п. 5.1 Порядка в разд. 1Б раскрывается информация об операциях с предметом исполнения сделки (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав) при исполнении обязательств, возникших в результате контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения о которой приведены в разд. 1А. Следовательно, каждому листу разд. 1А соответствует лист разд. 1Б.

В разд. 2 и 3 указываются данные участников контролируемой сделки (группы однородных сделок), ссылка на которых имеется в строке 050 разд. 1Б.

Таким образом, при составлении Уведомления на бумажном носителе целесообразно заполнять все разделы по каждой контролируемой сделке последовательно.

2. В общих положениях к Порядку заполнения разд. 2 Уведомления указано, что упомянутый раздел заполняется в отношении сведений об организации – участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок).

При этом в соответствии с п. 5.8 в п. 050 “Номер другого участника сделки” листа разд. 1Б указывается порядковый номер контрагента, присвоенный налогоплательщиком, который указан по строке 015 разд. 2 (для контрагентов-организаций) или по строке 015 разд. 3 (для контрагентов – физических лиц).

Кроме того, как следует из п. 6.1 Порядка, в п. 010 разд. 2 указывается порядковый номер контролируемой сделки, присвоенный налогоплательщиком. Данный номер должен соответствовать строке 010 разд. 1А.

Таким образом, если один и тот же контрагент упоминается в нескольких листах разд. 1Б, относящихся к одному листу разд. 1А, заполненного в отношении одной сделки либо группы однородных сделок, то повторное заполнение разд. 2 в отношении данного контрагента не требуется.

Если контрагент упоминается в нескольких листах разд. 1Б, относящихся к разным листам разд. 1А, то разд. 2 заполняется для каждого листа разд. 1А.

3. В соответствии с общими положения Порядка разд. 2 заполняют налогоплательщики, у которых есть контролируемые сделки с организациями, а разд. 3 заполняют налогоплательщики, у которых есть контролируемые сделки с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, нотариусами и другими лицами, занимающимися в установленном законодательством порядке частной практикой.

В случае если один из вышеперечисленных разделов налогоплательщик не заполняет, то необходимо исключить соответствующие листы из состава Уведомления.

4. Согласно п. 4 ст. 105.16 Кодекса налогоплательщики вправе формировать уведомление по группе однородных сделок. Однородными сделками признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях (п. 5 ст. 105.7 Кодекса).

Определение идентичности и однородности товаров (работ, услуг) содержится в ст. 38 Кодекса, порядок определения сопоставимости установлен в ст. 105.5 Кодекса.

Критерии сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок приведены в ст. 105.5 Кодекса.

В соответствии с п. 11 ст. 105.5 Кодекса, если при определении сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий сделок требуется определение сопоставимости условий договора займа, кредитного договора, договора поручительства или банковской гарантии, при сопоставлении условий указанных договоров учитываются также кредитная история и платежеспособность соответственно получателя займа, кредита, лица, обязательства которого обеспечиваются поручительством или банковской гарантией, характер и рыночная стоимость обеспечения исполнения обязательства, а также срок, на который предоставляется заем или кредит, валюта, являющаяся предметом договора займа или кредита, порядок определения процентной ставки (фиксированная или плавающая) и иные условия, которые оказывают влияние на величину процентной ставки (вознаграждения) по соответствующему договору.

Исходя из данного примера при заключении нескольких договоров займа под разные процентные ставки и в разной валюте такие сделки не будут отвечать критериям однородности, следовательно, их нельзя объединить в группу однородных сделок.

5. В соответствии с п. 5.10 Порядка в п. 065 “Дата договора” разд. 1Б указывается дата документа (договора, контракта, соглашения и т.п.), которым оформлена сделка, то есть дата подписания договора займа.

В то же время согласно п. 5.19 Порядка заполнения Уведомления в п. 150 “Дата совершения сделки. ” указывается:

  • дата признания доходов по сделке в бухгалтерском учете;
  • для сделок по приобретению товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) в качестве даты совершения сделки указывается дата признания актива в бухгалтерском учете. В случае если стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав) признается в качестве расходов непосредственно при исполнении сделки, в качестве даты совершения сделки указывается дата такого признания.

Следовательно, датой совершения сделки по договору займа является дата признания доходов в виде процентов у заимодавца или дата признания расходов у заемщика (дата начисления процентов).

При этом если Уведомление составляется по группе однородных сделок, то заполняется один лист разд. 1А, где в п. 200 “Группа однородных сделок” указывается цифра “1”.

Для каждого признания доходов по отдельному займу заполняется отдельный лист разд. 1Б, в котором по строке 065 указывается дата договора, которым оформлен заем, а по строке 150 дата признания процентов в бухгалтерском учете.

Читайте также:  Письмо о расторжении договора оказания услуг - образец

6. Согласно п. 13 ст. 105.3 Кодекса правила, предусмотренные разд. V.1 Кодекса, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным п. 4 настоящей статьи.

При выдаче займа согласно пп. 10 п. 1 ст. 251 Кодекса у заемщика не возникает доходов. У заимодавца не возникает расходов на основании п. 12 ст. 270 НК РФ. Аналогичным образом не возникает доходов и расходов при погашении займа.

Доходами заимодавца и расходами заемщика являются проценты по договору займа.

Пункт 3 ст. 105.16 Кодекса предусматривает предоставление информации о “сумме полученных доходов/произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам”.

Таким образом, сделки по выдаче займов указываются в Уведомлении только в части процентов, подлежащих получению (выплате) по договорам займа.

Соответственно, для каждой сделки по выдаче займа либо группы однородных сделок заполняется отдельный лист разд. 1А. К данному листу разд. 1А заполняется необходимое количество листов разд. 1Б, в которых отражается начисление процентов по данному займу, – у заимодавца в качестве доходов, а у заемщика в качестве расходов.

7. В соответствии с п. 5.7 Порядка в п. 045 “Код предмета сделки (код по ОКВЭД)” указывается код вида деятельности по ОКВЭД, в соответствии с которым оказываются услуги, выполняются работы или осуществляется иная деятельность, связанная с исполнением обязательств, возникших в результате сделки, если предметом исполнения данных обязательств являются иные объекты гражданских прав. Соответственно, данный пункт Уведомления требует указания кода по ОКВЭД исходя из сути сделки, который может не совпадать с кодом по ОКВЭД основной деятельности организации.

8. В соответствии с п. 5.11 в п. 070 “Код страны происхождения предмета сделки по классификатору ОКСМ (цифровой)” указывается код страны происхождения товара согласно Общероссийскому классификатору стран мира ОК 025-2001 (ОКСМ) либо страны происхождения иного объекта гражданских прав, если для данного объекта гражданских прав ее можно определить. В случае если предметом сделки являются работы или услуги, данное поле не заполняется. Так как предметом сделки займа не является товар, а определить страну происхождения безналичных денежных средств, выдаваемых в качестве займа, не представляется возможным, данный пункт уведомления не требует заполнения.

В п. 090 “Место совершения сделки (адрес места доставки (разгрузки) товара; оказания услуги, работы; совершения сделки с иными объектами гражданских прав)” разд. 1Б для товаров указывается населенный пункт (в формате код страны/области/населенного пункта), в котором происходит переход рисков утраты или повреждения товара, а также обязанности нести расходы, связанные с товаром, в терминах Инкотермс, если данные термины используются участниками сделки. В случае если участники сделки не применяют правила Инкотермс, указывается место перехода права собственности на товар.

Если предметом сделки являются работы, то в качестве места совершения сделки указывается местонахождение результатов данных работ, имеющих материальное выражение. Если предметом сделки являются услуги, то в качестве места совершения сделки указывается место потребления результатов данных услуг.

В случае если договор займа заключен между резидентами различных государств, а также исходя из того, что сделка исполняется в месте нахождения заимодавца, в п. 090 разд. 1Б указывается страна заимодавца.

9. Согласно п. 5.15 Порядка в п. 110 “Код единицы измерения по ОКЕИ” разд. 1Б Уведомления указывается числовой код единицы измерения, соответствующий количественной характеристике предмета исполнения сделки, отраженной в первичных документах при ее совершении, согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (далее – ОКЕИ).

Для отражения в п. 110 разд. 1Б Уведомления единицы измерения по договору займа необходимо использовать единицу измерения “штука” – код 796 по ОКЕИ. Такой же код необходимо использовать для отражения единицы измерения по договору оказания услуг, если цена услуги в договоре указана в целом за оказанную услугу.

10. В п. 130 “Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.” разд. 1Б в соответствии п. 5.17 Порядка отражается цена предмета исполнения сделки, указанная в первичных документах, а в случае отсутствия цены в первичном документе – исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

В п. 140 “Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.” разд. 1Б Уведомления указывается стоимость предмета исполнения сделки из первичных документов, а в случае отсутствия стоимости в первичном документе – исходя из правил формирования доходов, расходов, стоимости активов в целях бухгалтерского учета.

Следовательно, в вышеуказанных пунктах Уведомления в случае заключения договора займа указывается сумма начисленных процентов.

В случае заполнения п. 130 “Цена (тариф) за единицу измерения без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.” и п. 140 “Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.” разд. 1Б по сделке оказания услуг указывается стоимость услуг по договору в целом.

При этом значения п. п. 130 и 140 разд. 1Б будут совпадать.

Контролируемые сделки 2017: критерии (таблица)

Мы рассказывали в нашей консультации о том, кто такие взаимозависимые лица в соответствии с НК РФ. Сделки между такими лицами в общем случае признаются контролируемыми. Признание сделок контролируемыми не только обуславливает повышенное внимание к ним со стороны ФНС, но и особый порядок их налогообложения, а также обложения операций с участием таких лиц. К примеру, налоговый учет процентов по долговым обязательствам зависит от того, займы по контролируемым сделкам это или нет. О критериях контролируемых сделок 2017 расскажем в этом материале.

Всегда ли взаимозависимость=контролируемость?

В соответствии с НК РФ все контролируемые сделки являются сделками между взаимозависимыми лицами. Но не всегда справедливо обратное: не все сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми. Как правило, необходимо выполнение определенных условий.

В то же время, и круг взаимозависимых лиц с точки зрения оценки их контролируемости не ограничен только ст. 105.1 НК РФ. Кроме указанных там лиц к взаимозависимым могут быть отнесены и иные. А следовательно, и сделки между ними могут быть признаны контролируемыми. К сделкам между взаимозависимыми лицами, которые при определенных условиях могут быть признаны контролируемыми, относятся также, к примеру (п. 1, 5, 7 ст. 105.14):

  • совокупность некоторых сделок по реализации товаров между взаимозависимыми лицами через посредников, не являющихся взаимозависимыми с продавцом или покупателем;
  • сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (к примеру, нефтью, цветными металлами или минеральными удобрениями) на сумму свыше 60 млн. рублей за календарный год с одним и тем же лицом;
  • сделки, одной из сторон которых является лицо, чьим местом регистрации, жительства или местом налогового резидентства является оффшорная зона, и сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

Контролируемые сделки: критерии

Приведем критерии контролируемости сделки между взаимозависимыми лицами, когда местом регистрации, местом жительства или местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по такой сделке является Российская Федерация (п. 2, 3 ст. 105.14 НК РФ). При этом важно учитывать, что для признания таких сделок контролируемыми достаточно соблюдения хотя бы одного обстоятельства:

Обстоятельство, при котором сделка между российскими взаимозависимыми лицами признается контролируемымиДополнительное условие для признания сделки контролируемой
Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей
Одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в %, и предметом сделки является облагаемое по установленной в % ставке НДПИ добытое полезное ископаемоеСумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей
Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком ЕСХН или ЕНВД (если сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других сторон сделки есть лицо, не применяющее эти спецрежимыСумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет ставку налога на прибыль 0% в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ («сколковцы»), при этом другая сторона (или стороны) таких льгот не имеютСумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей
Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает спецльготы по налогу на прибыль в соответствующем субъекте РФ, при этом другая сторона (или стороны) сделки не является резидентом таких зон
Сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
— одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ (к примеру, оператором нового морского месторождения углеводородного сырья), и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при расчете налога на прибыль в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
— любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является таковым, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке в соответствии со ст. 275.2 НК РФ
Хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта и применяет в соответствии со ст. 284.3, 284.3-1 НК РФ любую из указанных ниже налоговых ставок по налогу на прибыль:
— зачисляемому в федеральный бюджет — 0%;
— зачисляемому в бюджет субъекта РФ — любую пониженную ставку
Хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, который указан в Федеральном законе от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» и который применяет освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145.1 НК РФ

Важно иметь в виду, что ФНС в судебном порядке может признать сделку контролируемой и без соответствия сделки указанным выше критериям. Для этого у налогового ведомства должны быть достаточные основания полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, которые совершаются так, чтобы намеренно скрыть признаки контролируемости (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Необходимо также учитывать, что если в сделке участвует нерезидент, то для признания взаимозависимой сделки контролируемой соблюдение иных критериев не требуется, т. е. все такие сделки будут считаться контролируемыми (Письмо Минфина от 10.05.16 № 03-01-18/28673 ).

Контролируемые сделки: исключения из правил

Даже при соответствии сделок критериям контролируемости, в отдельных случаях признаваться таковыми они не будут. Сюда можно отнести, в частности, такие случаи (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

  • стороны сделки являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, облагаемой НДПИ по налоговой ставке, установленной в %);
  • стороны сделки удовлетворяют одновременно следующим требованиям:

а) зарегистрированы в одном субъекте РФ;

б) не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;

в) не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

г) не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль;

д) отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ;

  • сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ.

Контролируемые сделки и контролируемая задолженность по займу

Ситуация: В феврале 2016 года организация получила заем в евро по ставке 12% годовых от иностранного учредителя. Поскольку иностранная компания является единственным участником российской организации, договор займа признается контролируемой сделкой. По состоянию на 31.03.2016 задолженность не превышала собственный капитал организации более чем в 3 раза.

В каком размере организация может учесть начисленные проценты – по правилам, предусмотренным для контролируемых сделок (в пределах ставки EURIBOR, указанной в абз.3 подпункта 1 пункта 1.2 статьи 269 НК РФ), либо в порядке, установленном для контролируемой задолженности (с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 2 статьи 269 НК РФ)?

Ответ: Если на отчетную дату задолженность организации по договору займа не превышает собственный капитал организации более чем в три раза, то в расходах при налогообложении учитываются проценты, начисленные по фактической ставке. Если в дальнейшем задолженность по договору займа более чем в три раза превысит собственный капитал организации, то нормирование процентов должно будет осуществляться по правилам пункта 2 статьи 269 НК РФ.

Особенности учета процентов по долговым обязательствам для целей налога на прибыль установлены статьей 269 НК РФ. С 01.01.2015 по общему правилу проценты по долговому обязательству учитываются в составе расходов в размере, исчисленном исходя из фактической ставки ( пункт 1 статьи 269 НК РФ).

Исключением из этого правила являются следующие ситуации:

  • если задолженность по договору займа признается контролируемой на основании пункта 2 статьи 269 НК РФ, то предельный размер процентов определяется по правилам указанного пункта;
  • если задолженность по договору займа не признается контролируемой на основании пункта 2 статьи 269 НК РФ, но при этом договор займа признается контролируемой сделкой в порядке пункта 1 статьи 105.14 НК РФ, то применяется порядок, установленный пунктами 1, 1.1 – 1.3 статьи 269 НК РФ.

Таким образом, в отношении долговых обязательств между взаимозависимыми лицами статья 269 НК РФ содержит общие нормы ( пункты 1 , 1.1 – 1.3) и специальную норму (пункт 2).

В рассматриваемом случае контролируемая задолженность в I квартале 2016 года не превышала более чем в три раза собственный капитал организации, поэтому пункт 2 статьи 269 НК РФ не применялся.

В то же время организация должна была руководствоваться пунктами 1, 1.1 – 1.3 статьи 269 НК РФ.

Пунктом 1.1 статьи 269 НК РФ установлено, что по долговому обязательству, возникшему в результате сделки, признаваемой контролируемой сделкой, налогоплательщик вправе признать расходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, если эта ставка менее максимального значения интервала предельных значений, установленного пунктом 1.2 ст. 269 НК РФ.

По долговому обязательству, оформленному в евро, максимальное значение интервала определяется в размере ставки EURIBOR в евро, увеличенной на 7 процентных пунктов.

Если фактическая процентная ставка превысит максимальное значение интервала, то начисленные проценты учитываются в составе расходов в размере, исчисленном исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК РФ ( пункт 1.1 статьи 269 НК РФ).

Иными словами, в этом случае организация – заемщик должна обосновать, что фактическая процентная ставка, установленная договором, соответствует рыночному уровню процентов. Для обоснования рыночного уровня процентной ставки применяются методы, указанные в пункте 1 статьи 105.7 НК РФ.

Таким образом, с 01.01.2015 действует следующий порядок:

1) если стороны договора займа не являются взаимозависимыми лицами, то расходы в виде начисленных процентов учитываются при налогообложении в полном размере;

2) если долговое обязательство признается контролируемой задолженностью на основании пункта 2 статьи 269 НК РФ, то в расходах организация – заемщик вправе учесть только часть процентов, исчисленную в соответствии с указанным пунктом;

3) если долговое обязательство не признается контролируемой задолженностью, но при этом договор займа отвечает признакам контролируемой сделки, организация сравнивает фактическую процентную ставку с максимальным значением интервала:

  • если фактическая процентная ставка не превышает максимальное значение интервала, то начисленные проценты учитываются в расходах без какого-либо дополнительного обоснования;
  • если фактическая процентная ставка превышает максимальное значение интервала, то начисленные проценты учитываются в расходах при налогообложении, но при этом заемщик должен обосновать соответствие фактической процентной ставки по договору рыночному уровню процентов. Если, по мнению налогоплательщика, процентная ставка не соответствовала рыночному уровню, то организация вправе самостоятельно произвести корректировку налоговой базы по налогу на прибыль (пункт 6 статьи 105.3 НК РФ).

Если в дальнейшем контролируемая задолженность более чем в три раза превысит собственный капитал организации, то нормирование процентов должно будет осуществляться по правилам пункта 2 статьи 269 НК РФ. В состав расходов будут включаться проценты, рассчитанные в соответствии с пунктом 2 статьи 269 НК РФ, но не более фактически начисленных процентов (пункт 3 статьи 269 НК РФ).

Контролируемые сделки по договорам займа

Сделкой в целях применения положений о контролируемых сделках признается каждая отдельная операция (транзакция), направленная на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Например, отдельные сделки – это отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иным объектом гражданских прав. Договор необязательно признается сделкой и может содержать в себе несколько сделок (см. письмо ФНС России от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433@).

Сделки, которые признаются контролируемыми

Контролируемыми признаются следующие сделки (п. 1 ст. 105.14 НК РФ):

1. Сделки между взаимозависимыми лицами, если местом регистрации (местом жительства) всех сторон признается РФ.

Эти сделки признаются контролируемыми при условии, что:

  1. сумма доходов по всем сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами за год превышает 1 млрд рублей (в 2013 году – 2 млрд рублей, в 2012 году – 3 млрд рублей). Это условие не применяется к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  2. одна из сторон платит НДПИ по налоговой ставке, установленной в процентах, а предметом сделки является полезное ископаемое, при добыче которого НДПИ платится по этой же ставке, а сумма доходов по таким сделкам между этими лицами превышает 60 млн рублей за календарный год. Если доходы и расходы по сделкам учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019, то сумма доходов по ним должна превышать 1 млрд рублей (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  3. одна из сторон сделки применяет ЕСХН, ЕНВД (сделка совершена в рамках этой деятельности), а остальные участники сделки не применяют эти режимы, при этом сумма доходов по сделкам между этими лицами превышает 100 млн рублей за календарный год. Если доходы и расходы по сделкам учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019, то сумма доходов по ним должна превышать 1 млрд рублей (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  4. одна из сторон освобождена от обязанностей плательщика по налогу на прибыль или применяет ставку 0 процентов по налогу на прибыль в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ, а остальные участники применяют общие ставки, и сумма доходов по таким сделкам между сторонами превышает 60 млн рублей за календарный год.

Минфин России разъясняет, что такой плательщик может применять специальные налоговые режимы или быть участником “Сколково” (см. письмо от 20.05.2013 № 03-01-18/17735). При этом, если от уплаты налога на прибыль освобождены все стороны сделки, то она не признается контролируемой по этому основанию (письмо Минфина России от 09.08.2013 № 03-01-18/32298).

В письме от 01.06.2015 № 03-01-18/31603 финансовое ведомство дополнительно отметило, что сделки с индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, по данному основанию не признаются контролируемыми. Ведь налог на прибыль с них не взимается, поэтому освобождение от его уплаты предусмотрено только для организаций на УСН (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).

Помимо этого, по основаниям, указанным в п. 3 и п. 4, не относится к разряду контролируемых сделка, одной из сторон (сторонами) которой выступает сельхозтоваропрозводитель, не перешедший на уплату ЕСХН. Ведь такой налогоплательщик не применяет спецрежим, не освобожден от обязанности платить налог на прибыль, а нулевую ставку налога на прибыль применяет в соответствии с п. 1.3 ст. 284 НК РФ (а не согласно п. 5.1 ст. 284 НК РФ). На это указал Минфин России в письме от 09.04.2015 № 03-01-18/20042.

Для сделок, расходы и доходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019, эти условия изменяются. Контролируемыми такие сделки будут, если стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль (кроме установленных п. 2 – 4 ст. 284 НК РФ) или одна из сторон освобождена от уплаты налога на прибыль, а также сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает 1 млрд рублей (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);

  • одна из сторон сделки является резидентом ОЭЗ или участником свободной экономической зоны, в которой существуют льготные ставки по налогу на прибыль, а остальные участники применяют общие ставки, при этом сумма доходов по таким сделкам между сторонами превышает 60 млн рублей за календарный год. Это условие не применяется к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  • сделка одновременно удовлетворяет следующим условиям, и сумма доходов по таким сделкам между сторонами превышает 60 млн рублей (1 млрд рублей – по сделкам, доходы и расходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019 – п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ) за календарный год:
    • одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
    • любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 275.2 НК РФ.
  • хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта, применяющим налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 0 процентов и (или) пониженную налоговую ставку по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 284.3 и 284.3-1 НК РФ. При этом сумма доходов по таким сделкам между сторонами превышает 60 млн рублей за календарный год. Это условие не применяется к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  • одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе “Об инновационном центре “Сколково”, применяющим освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145.1 НК РФ. При этом сумма доходов по таким сделкам между сторонами превышает 60 млн рублей за календарный год (1 млрд рублей – по сделкам, доходы и расходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019 – п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  • одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный ст. 286.1 НК РФ, при этом сумма доходов по таким сделкам между сторонами превышает 60 млн рублей за календарный год (1 млрд рублей – по сделкам, доходы и расходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019 – п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ);
  • одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, при этом сумма доходов по таким сделкам превышает 1 млрд руб. за календарный год.
  • 2. Сделки между взаимозависимыми лицами, если местом регистрации (местом жительства) хотя бы одной стороны не признается РФ и сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает 60 миллионов рублей. Условие о размере дохода введено для сделок, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ). Раньше суммовой порог не был установлен.

    Сделки, заключенные с российским представительством взаимозависимой иностранной организации (в том числе зарегистрированной в офшоре), также признаются контролируемыми (см. письма Минфина России от 23.04.2013 № 03-01-18/14181, от 17.01.2013 № 03-01-18/1-8, от 03.12.2012 № 03-01-18/9-183, от 16.11.2012 № 03-01-18/9-172).

    При расчете суммы доходов по сделкам, совершенным за календарный год, следует суммировать доходы, полученные сторонами по этим сделкам за период года, в течение которого они являлись взаимозависимыми (п. 9 ст. 105.14 НК РФ, письмо Минфина России от 12.11.2014 № 03-01-18/57222). При этом если у налогоплательщика отсутствует информация о сумме дохода другого участника сделки, по мнению Минфина России, может быть использована расчетная величина суммы дохода этого участника сделки. Указанная величина определяется по правилам гл. 25 НК РФ с применением метода начисления (письма Минфина России от 17.04.2014 № 03-01-18/17551, от 17.04.2014 № 03-01-РЗ/17521).

    3. Сделки, которые приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами:

    3.1. Сделки, совершенные с участием цепочки посредников, которые не выполняют дополнительных функций и не принимают на себя дополнительных обязательств, сумма доходов по которым за календарный год превышает 60 млн рублей. Суммовой порог введен для сделок, расходы и доходы по которым учитываются при расчете налога на прибыль с 01.01.2019 (п. 11 ст. 1 и п. 6 ст. 4 Закона № 302-ФЗ). Напомним, что ранее он не был установлен.

    3.2. Сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (т.е. экспорт и импорт товаров, а также перемещение между двумя частями РФ, если они не связаны сухопутной территорией), если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за календарный год, превышает 60 млн рублей.

    Такие сделки являются контролируемыми, если их предметом являются:

    1. нефть и нефтепродукты;
    2. черные и цветные металлы;
    3. минеральные удобрения;
    4. драгоценные металлы и драгоценные камни.

    Коды этих товаров утверждены приказом Минпромторга России от 28.04.2018 № 1714.

    Сделки в области внешней торговли товарами, которые не поименованы в указанном Перечне, контролируемыми по этому основанию не признаются. Однако они могут быть признаны таковыми по иным основаниям (письма Минфина России от 10.02.2014 № 03-01-18/5229, от 26.08.2013 № 03-01-18/34998, от 17.07.2013 № 03-01-18/28096, от 09.07.2013 № 03-01-18/26633, № 03-01-18/26632, № 03-01-18/26631).

    3.3. Сделки, одной из сторон которых является резидент офшорной зоны, указанной в Перечне, утв. приказом Минфина России от 13.11.2007 № 108н, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за календарный год, превышает 60 млн рублей.

    Если стороной такой сделки выступает не сама организации, а ее представительство в РФ, то такие сделки также являются контролируемыми при соблюдении суммового критерия (см. письмо Минфина России от от 30.08.2013 № 03-01-18/35774, от 17.01.2013 № 03-01-18/1-4, от 29.12.2012 № 03-01-18/10-202).

    Сделки, которые не признаются контролируемыми

    Не признаются контролируемыми, несмотря на соответствие формальным признакам, следующие сделки (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

    1) совершенные между участниками консолидированной группы налогоплательщиков (за исключением сделок, предметом которых является полезное ископаемое, облагаемое по процентной ставке, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

    2) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

    3) в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ, доходы и (или) расходы по которым признаются для целей налогообложения прибыли с 01.01.2012;

    4) сделки между налогоплательщиками, указанными в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении, в отношении одного и того же месторождения;

    5) предоставление поручительств (гарантий), если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками. Данное правило действует с 1 января 2017 г. (п. 22 ст. 1, п. 3 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

    6) предоставление беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Россия. Данное правило действует с 1 января 2017 г. (п. 22 ст. 1, п. 3 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ);

    7) все участники сделок зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений в других субъектах РФ и за границей, не платят налог на прибыль в бюджеты других субъектов РФ и не имеют убытков (в том числе прошлых периодов). При этом все участники должны быть плательщиками налога на прибыль по общим ставкам и не платить НДПИ;

    По мнению финансового ведомства, под убытками в данном случае понимаются не только переносимые на будущее убытки прошлых периодов, но и убытки, приравненные к внереализационным расходам (см. письма Минфина России от 09.04.2015 № 03-01-18/20042, от 19.03.2013 № 03-03-06/1/8504, № 03-01-18/8506, от 27.02.2013 № 03-01-18/5769).

    К таким убыткам, в частности, относятся (п. 2 ст. 265 НК РФ):

    • потери от простоев по внутрипроизводственным причинам;
    • не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам;
    • расходы в виде недостачи при отсутствии виновных лиц, а также потери от хищений, виновники которых не установлены;
    • потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и иных ЧС;
    • убытки при уступке права требования (ст. 279 НК РФ).

    При этом Минфин России разъясняет следующее. Если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов по операциям с особым порядком определения налоговой базы и прибыль и убытки по этим операциям учитываются в соответствующем порядке, то такие убытки не учитываются при решении вопроса о признании сделки неконтролируемой.

    8) сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в мерах по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) происходит в соответствии с порядком, определенным ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2018 № 263-ФЗ.

    Налогоплательщики самостоятельно определяют, является ли заключенная сделка контролируемой.

    Также по заявлению ФНС России контролируемой сделку может признать суд (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

    Читайте также:  Как заполнить онлайн договор купли-продажи автомобиля в 2020 году
    Ссылка на основную публикацию