Изменение цены договора подряда

Твердая цена в договоре строительного подряда: проблемы и тенденции судебной практики

Твердая цена в договоре строительного подряда призвана защитить интересы обеих сторон как в случае, если подрядчик будет необоснованно требовать оплаты большего объема работ, так и в случае, если заказчик будет необоснованно уклоняться от оплаты. Однако на сегодняшний день судебная практика выявила немало проблем, связанных с указанием в договоре строительного подряда твердой цены. Эти проблемы и тенденции их разрешения обсудили участники круглого стола «Споры о твердой цене в договоре строительного подряда. В каких случаях подрядчикам удается получить экономию и удорожание строительства?», организованного институтом бизнес-права МГЮА им. О.Е. Кутафина, газетой «Экономика и жизнь» и институтом развития гражданского законодательства.

Специфика договоров подряда на выполнение строительных работ заключается в том, что такие договоры, как правило, предполагают согласование сторонами твердой цены. О проблемах, возникающих в связи с установлением твердой цены, рассказала Инна Фролова, старший юрист юридической компании «Дунаева, Пономарев и партнеры».

В пункте 4 ст. 709 ГК РФ установлено, что цена договора строительного подряда может быть приблизительной и твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой. Согласно п. 6 этой же нормы подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

Таким образом, смысл твердой цены договора подряда заключается в том, что данная цена не подлежит изменению ни в случае удорожания строительства, ни в случае его удешевления.

Как показывает анализ судебной практики, при применении данной нормы существует немало проблем. С одной стороны, подрядчик не хочет отказываться от денег, на которые он рассчитывал, заключая договор строительного подряда, с другой стороны, заказчик хочет сэкономить и не платить подрядчику суммы, о которых изначально договаривались стороны.

В целом все споры, связанные с этой проблемой, можно разделить на две группы:

ситуации, когда цена выполненных подрядчиком работ по факту оказывалась меньше согласованной сторонами твердой цены и подрядчик просил заказчика заплатить именно твердую цену, а не ту, которая была зафиксирована в актах;

ситуации, когда подрядчик, согласившись на твердую цену, вышел за ее пределы при выполнении работ.

Если подрядчик сэкономил при строительстве

В рамках первой проблемы — когда цена фактически выполненных работ меньше твердой цены, указанной в договоре, — законодатель не дает подрядчику четкого ответа, что делать в данной ситуации, а судебная практика разделяется на два подхода.

В рамках первого подхода подрядчик получает разницу между стоимостью выполненных работ и твердой ценой, указанной в договоре. Основным условием для оплаты твердой цены здесь является соответствие объемов работ, объемам, согласованным при подписании договора. Также важно, чтобы материалы, использовавшиеся в строительстве, были согласованы заказчиком. При соблюдении этих условий, если цена выполненных работ оказывается меньше твердой цены, указанной в договоре, подрядчик может рассчитывать оставить у себя разницу (см. постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2012 по делу № А56-66587/2011, АС Дальневосточного округа от 01.06.2015 № Ф03-2043/2015 по делу № А24-3248/2014, Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А56-22625/2014, Московского округа от 31.08.2016 № Ф05-12343/2016 по делу № А40-171709/15).

Второй подход, напротив, сводится к тому, что подрядчик не может получить разницу между стоимостью выполненных работ и твердой ценой, указанной в договоре. При отказе в возмещении разницы между фактической стоимостью выполненных работ и твердой ценой суды, соответственно, обосновывают свои решения тем, что подрядчик выполнил меньший объем работ, чем предусмотрено в договоре, или закупил иные материалы, не согласованные с заказчиком, как правило, более дешевые (см. постановления АС Московского округа от 24.10.2016 № Ф05-13411/2016 по делу № А40-229400/2015, Восточно-Сибирского округа от 13.04.2016 № Ф02-987/2016 по делу № А78-8145/2013, Волго-Вятского округа от 03.03.2016 № Ф01-216/2016 по делу № А82-5955/2015, Северо-Западного округа от 03.02.2017 № Ф07-13561/2016 по делу № А21-1950/2016).

Таким образом, подрядчик вправе требовать оплаты твердой цены договора только в том случае, когда он выполнил все объемы работ, предусмотренные договором, и использовал при строительстве материалы и оборудование, согласованное сторонами при заключении договора, за исключением случаев, когда к отношениям сторон применяются нормы ст. 710 ГК РФ (экономия подрядчика).

Спикер отметила, что экономия подрядчика имеет место лишь при условии выполнения всех предусмотренных договором подряда работ, связана с усилиями подрядчика по использованию более эффективных методов выполнения работ и/или произошла вследствие изменения на рынке цен на те материалы и оборудование, которые учитывались при определении цены договора.

Если подрядчик вышел за пределы твердой цены

Более распространенный вопрос в судебной практике — как разрешать ситуацию, когда стоимость выполненных подрядчиком работ стала значительно выше, чем твердая цена работ, изначально согласованная сторонами. В практике спикера встречались случаи, когда удорожание составляло до 50% стоимости работ (к примеру, контракт подписывался на полмиллиарда руб., а фактически для подрядчика работы стоили миллиард). Неполучение столь значительных сумм вполне способно привести подрядчика к банкротству.

С юридической точки зрения эта ситуация достаточно простая, и она урегулирована действующим законодательством совершенно понятным образом. Согласно п. 3 ст. 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.

Иными словами, если подрядчик в ходе строительства понимает, что стоимость и объемы работ увеличиваются, то он обязан согласовать проведение дополнительных работ, а также их объем, сроки и стоимость с заказчиком. Как правило, в договорах стороны указывают, что пересмотр договорной цены возможен только путем подписания соответствующего дополнительного соглашения к договору. В таких случаях основанием для взыскания удорожания будет являться подписанное дополнительное соглашение.

При этом на практике подрядчики нередко сталкиваются с ситуацией, когда заказчик отказывается от подписания дополнительного соглашения, но согласовывает смету на выполнение дополнительных работ и в переписке обозначает свое намерение оплатить данные работы. В таких случаях также есть шанс признать работы согласованными и подлежащими оплате.

Если подрядчик выполняет дополнительные работы без согласования их с заказчиком, требовать возмещения разницы между твердой ценой и стоимостью фактически выполненных работ он не сможет в силу положений п. 4 ст. 743 ГК РФ. Согласно этой норме подрядчик, не выполнивший обязанности по согласованию, лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимость немедленных действий в интересах заказчика, в частности, в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (см. постановление ФАС Московского округа от 13.10.2009 № КГ-А41/10355-09 по делу № А41-22123/08, Определение ВАС РФ от 27.05.2011 № ВАС-6098/11 по делу № А68-13009/09, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 09.02.2011 по делу № А45-10884/2010).

Принцип твердой цены контракта смягчил ВАС РФ

Обсуждение проблемы соотношения твердой цены контракта и стоимости фактически выполненных подрядчиком работ продолжил Игорь Чумаченко, партнер, руководитель практики «Недвижимость. Земля. Строительство» компании VEGAS LEX.

Спикер обратил внимание на изменения, которые произошли с принципом твердой цены за последнее время. Он напомнил, что общий принцип твердой цены заключается в том, что подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик — ее снижения в том числе и в тех случаях, когда стороны не могли предусмотреть объемы выполняемых работ на момент заключения договора. И этот краеугольный принцип в последнее время был существенно изменен судебной практикой.

Каковы основные подходы к определению цены в договоре строительного подряда?

При отсутствии специальных указаний в договоре строительного подряда его цена является твердой. Есть также возможность согласовать приблизительную цену. Тогда цена определяется как совокупность фактических затрат и вознаграждения либо как фактически выполненные объемы работ, умноженные на единичные расценки.

Кроме того, есть комбинированная цена, которая пришла в российские контракты из западных, — это гарантированная максимальная или гарантированная минимальная цена, которая может сочетать в себе элементы твердой цены в отношении основных видов работ и приблизительной цены, например, в отношении поставки и монтажа оборудования.

До недавнего времени, примерно до 2014 г., принцип твердой цены неукоснительно соблюдался, хотя и с отдельными нюансами. А в 2014 г. вышли постановления Президиума ВАС РФ (от 13.05.2014 № 19371/13 по делу № А45-27060/2012, от 22.04.2014 № 19891/13 по делу № А40-151181/12), закрепившие правовую позицию о том, что твердая цена устанавливается применительно к определенному объему работ, соответственно, снижение оговоренного сторонами объема работ влечет снижение цены договора. Иное, по мнению ВАС РФ, нарушало бы баланс интересов сторон, а в ситуациях с госконтрактами нарушало бы еще и публичный интерес. Эта правовая позиция стала переломной и на сегодняшний день однозначно подтверждается действующей судебной практикой.

Теперь,чтобы получить твердую цену контракта, подрядчику необходимо доказать, что все работы, предусмотренные сметой, он выполнил. В противном случае он получит лишь стоимость фактически выполненных работ, объем которых может быть установлен в том числе на основании судебной экспертизы.

Как доказать обоснованность экономии подрядчика

И. Чумаченко также затронул злободневный вопрос экономии подрядчика. В соответствии со ст. 710 ГК РФ это, по сути, разница между твердой ценой договора и стоимостью фактически выполненных работ. Как уже отмечалось, в процессе правоприменения эта норма была скорректирована судебной практикой. В результате экономия подрядчика считается таковой только при условии, что она:

возникла исключительно вследствие усилий подрядчика по использованию более эффективных методов работ либо

стала результатом изменения на рынке цен на материалы и оборудование, учтенные при определении цены контракта в смете (см., например, постановления АС Московского округа от 14.04.2016 № Ф05-2591/2015 по делу № А40-49352/14, ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.02.2013 по делу № А19-11921/2012)

В любом случае необходимо учитывать сформировавшийся тренд, что экономия подрядчика возможна лишь в том случае, если она связана с эффективными методами работы, но никак не с уменьшением предусмотренных сметой объемов работ или использованием более дешевых материалов, то есть при выполнении всего объема работ с надлежащим качеством.

Доказательствами объема и качества работ могут быть:

результаты контрольных обмеров;

результаты лабораторных испытаний;

Что нужно знать о порядке оплаты работ

Сам принцип твердой или приблизительной цены тесно связан с порядком оплаты работ.

Как правило, по договору генподряда оплата осуществляется путем авансирования. Это так называемый мобилизационный аванс для целей концентрации материалов, оборудования, начала строительных работ, подготовки строительной площадки — когда необходимо понести некоторые затраты, чтобы начать стройку.

Есть также текущая оплата по актам КС-2, КС-3. Здесь спикер обратил особое внимание заказчиков работ на то, как важно, чтобы в договоре было прямо указано, что акты КС-2 и КС-3 не подтверждают факт приемки этапа или результата работ по смыслу п. 3 ст. 753 ГК РФ, а служат исключительно для текущих взаиморасчетов (см. п. 18 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда», постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.03.2014 по делу № А33-9021/2013). Такие оговорки в контрактах необходимы, чтобы в конце работ в случае возникновения спора по фактически выполненным объемам заказчик мог скорректировать и дать свои доводы в отношении окончательного взаиморасчета.

Спикер обратил внимание, что задолженность по оплате работ может быть взыскана на основании актов КС-2, если такой порядок расчетов предусмотрен договором (см. Определение ВАС РФ от 26.05.2014 № ВАС-5857/14 по делу № А40-46690/13-173-411). Кроме того, существует практика, когда принятые заказчиком работы по форме КС-2 признавались подлежащими оплате как фактически выполненные (см., например, Определение Верховного суда РФ от 05.07.2016 № 305-ЭС16-6865 по делу № А41-82831/14).

Другие два варианта оплаты — расчет при приемке (КС-11, КС-14) и гарантийное удержание — тоже тоже нельзя назвать беспроблемными, однако по ним уже выработалась достаточно определенная судебная практика. Согласно сложившемуся подходу судов, во-первых, само по себе условие о гарантийном удержании допускается исходя из принципа свободы договора, и, во-вторых, после расторжения договора основания гарантийного удержания, как правило, отпадают.

Проблемы корректировки договорной цены в госконтракте

Немало проблем, связанных с ценой строительства, возникает и в подрядах по госконтрактам. О том, как ситуация выглядит со стороны госзаказчиков, рассказала Татьяна Пилевская, начальник управления договорных цен Департамента строительства г. Москвы.

Какие факторы влияют на определение твердой договорной цены, которая бы впоследствии минимально подвергалась корректировкам? Прежде всего такой фактор, как качество проектной документации. Чем более подробно проработана проектная документация, тем меньше риски изменения твердой договорной цены. Поэтому необходимо стремиться к максимальному качеству и подробной проработке проектной документации. Что для этого делается сегодня? Минстрой России разработал дорожную карту, в соответствии с которой планируется к концу 2018 г. внедрить на всех строительных проектах специальные программные продукты, которые позволят облегчить труд проектировщиков и снизить до минимума ошибки в проектной документации (подробнее читайте по ссылке: http://www.minstroyrf.ru/press/utverzhdena-dorozhnaya-karta-po-vnedreniyu-bim-tekhnologiy-v-stroitel.

На твердую договорную цену также могут повлиять изменяющиеся требования нормативных документов. Например, могут поменяться строительные нормы, правила, регламенты. На Западе такие изменения автоматически дают право участникам строительного процесса корректировать договорную цену. В России аналогичной нормы нет. Спикер привела пример, когда несколько лет назад ввели новые требования по энергоэффективности, пожарной безопасности и доступу маломобильных групп населения к зданиям. Тогда, пусть и незначительно, но сметная стоимость объектов строительства увеличилась. В тот раз заказчикам удалось выйти из ситуации без пересмотра твердой договорной цены, только потому что в контрактах был предусмотрен резерв средств на непредвиденные расходы, который использовали на эти дополнительные работы.

Также на изменение договорной цены может влиять естественное желание подрядчика сэкономить свои средства, сократить сроки строительства. Тут встает вопрос контроля за работами, которые выполняет подрядчик: все ли он делает согласно проекту? Для этого есть и строительный надзор, и авторский надзор. За качеством и соответствием важно следить, потому что у многих подрядчиков очень велико искушение применить более дешевые материалы и сократить некоторые виды работ.

В своей работе по определению и корректировке твердой договорной цены заказчики руководствуются положениями своего основного закона — Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). В статье 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрены только два случая изменения твердой цены госконтракта. Надо отметить, что этот закон поставил обе стороны госконтракта в очень жесткие рамки.

Читайте также:  Договор купли-продажи товара - образец и порядок заключения

Прежде всего, возможность изменить твердую цену должна быть предусмотрена конкурсной документацией и условиями контракта, а сами эти изменения должны быть оформлены допсоглашением.

В каких же случаях можно изменить цену госконтракта?

Первый случай: цену контракта можно уменьшить при сохранении ранее запланированного объема работ, то есть без изменения объемов работ. Иными словами, если вдруг у заказчика уменьшились лимиты финансирования, он может обратиться к подрядчику и попросить рассмотреть вариант подписания допсоглашения об уменьшении цены контракта с сохранением запланированного объема работ.

Второй случай, когда закон дает возможность изменить цену контракта — когда заказчик (не подрядчик) вносит предложение об изменении объема работ как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения в пределах 10% от запланированного объема работ. При этом цена за единицу работ, оговоренных в госконтракте, должна быть сохранена. Многие подрядчики толкуют это положение таким образом, как будто на 10% можно изменить цену госконтракта, но это не так. Изменить можно именно объемы конкретных, предусмотренных госконтрактом работ.

Т. Пилевская отмечает, что ограничение в 10% сильно блокирует возможности для работы — за несколько лет работы ей и ее коллегам ни разу не удалось этой возможностью воспользоваться. Дело в том, что в основном отклонения в сфере строительства составляют больше 10%. При этом любое допсоглашение, предусматривающее изменение объема работ больше, чем на 10%, является нарушением Закона № 44-ФЗ и влечет соответствующую административную ответственность.

Поэтому госзаказчики очень ограничены в части изменения цены контракта. Эта проблема выливается в то, что заказчикам приходится пересматривать сроки строительства, расторгать контракты, проводить дополнительные конкурсы на те объемы работ, которые не были предусмотрены контрактом с риском получить несколько подрядчиков на одном объекте или даже одном виде работы.

Изменение цены договора подряда

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

По заключенному договору подряда на капитальное строительство возникла необходимость выполнения ранее неучтенных в смете дополнительных работ (предприятие – заказчик по договору). Стоимость дополнительных работ по дополнительной смете превышает 10% от основной сметы. Цена договора твердая (в договоре нет указания на то, что она приблизительная), но стороны оформляют дополнительное соглашение на выполнение дополнительных работ. При этом подрядчик применяет к цене работ другие повышающие коэффициенты, чем те, которые применялись к основным работам, ссылаясь, что на дату выполнения дополнительных работ действуют уже новые коэффициенты. Коэффициенты утверждены внутренней Методикой определения стоимости строительно-монтажных и ремонтных работ, действующей у подрядчика. Эта Методика разработана в соответствии с МДС 81-35.2004. Заказчик согласен оплатить дополнительные работы, но с применением прежнего повышающего коэффициента, который применялся к цене основных работ. Дополнительные работы ранее не были учтены в первичной технической документации. Дополнительные соглашение и смета сторонами договора подряда еще не подписаны. В договоре подряда имеется условие, в соответствии с которым при выявлении в процессе выполнения работ по договору необходимости выполнения работ, неучтенных при согласовании договора или учтенных в меньших объемах, а также при внесении заказчиком изменений в переданную подрядчику документацию, подрядчик принимает к выполнению дополнительные работы на тех же условиях, что и основные работы, если они являются профильными.
Прав ли заказчик в данной ситуации? Может ли заказчик ссылаться на п. 6 ст. 709 ГК РФ в данном случае?

1. Согласно п. 1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения (п. 1 ст. 709 ГК РФ). В рассматриваемом случае цена договора была определена в соответствии со сметными нормативами в строительстве, установленными Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1. Индексы изменения сметной стоимости разрабатываются ежеквартально по видам строительства Министерством Строительства и Жилищно-коммунального хозяйства (Минстрой России). После составления сметного расчета для перевода стоимости работ и затрат в текущую (рыночную) цену применяются коэффициенты пересчета в текущий уровень цен (смотрите также постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2017 N 15АП-10064/17). В связи с этим полагаем, что стороны договора подряда имеют возможность предусмотреть и конкретизировать порядок, при котором подрядчик вправе применить к дополнительным подрядным работам повышающие индексы и коэффициенты.
Вместе с тем, учитывая базовый принцип свободы договора (ст. 421 ГК РФ), стороны могут предусмотреть и иные правовые последствия для подрядчика при возникновении необходимости проведения дополнительных подрядных работ. В рассматриваемом случае стороны договорились о выполнении дополнительных работ подрядчиком на тех же условиях, что и основные работы. Данное условие договора, по нашему мнению, исключает возможность подрядчика требовать применения к дополнительным работам повышающих коэффициентов. Однако в любом случае окончательное решение данного вопроса зависит от конкретных обстоятельств и может быть достигнуто лишь по соглашению сторон, а при его отсутствии – только судом.
2. Основная цель твердой цены состоит в том, чтобы защитить заказчика от рисков возможного удорожания строительства, связанного, в частности, с увеличением объема подлежащих выполнению работ. То есть твердая цена по смыслу п. 6 ст. 709 ГК РФ подлежит оплате заказчиком за результат работ в целом, безотносительно к тому, какой объем работ для достижения этого результата пришлось выполнить подрядчику.
Общие положения о подряде, закрепленные в ст. 709 ГК РФ, в силу п. 2 ст. 702 ГК РФ подлежат применению также к отношениям, возникшим из договора строительного подряда, если иное не установлено специальными нормами Гражданского кодекса РФ о строительном подряде. Условия выполнения и оплаты дополнительных работ по договору строительного подряда регламентированы нормами ст. 743 ГК РФ. Указанные в данной статье правовые последствия выполнения дополнительных работ обусловлены увеличением цены договора строительного подряда, изменение которой производится по правилам п. 6 ст. 709 ГК РФ. Следовательно, обязанность по оплате дополнительных работ у заказчика возникает только в том случае, если такие работы по видам, объему и цене были согласованы заказчиком и последний дал согласие на их выполнение подрядчиком и последующую оплату (смотрите также постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.04.2016 N Ф06-7261/16, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2016 N 17АП-1008/16, постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.03.2018 N Ф05-494/18, постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.05.2018 N Ф05-5122/18).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
– Энциклопедия решений. Выявление подрядчиком не учтенных в технической документации работ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванов Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

26 сентября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Статья 709 ГК РФ. Цена работы (действующая редакция)

1. В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.

2. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

3. Цена работы может быть определена путем составления сметы.

В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.

4. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

5. Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.

Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.

6. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора в соответствии со статьей 451 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 709 ГК РФ

1. Комментируемая статья посвящена цене договора подряда. Она складывается из издержек подрядчика, подлежащих компенсации, и вознаграждения подрядчику за его труд.

Условие о цене не является существенным в том смысле, что несогласование цены не влияет на заключенность договора (хотя в судебной практике встречается и противоположная позиция). В договоре может быть указана не конкретная стоимость работ, а порядок ее определения.

2. При значительности объема и сложности выполняемой работы, многочисленности и разнообразии включаемых в цену работы компонентов цена может определяться путем составления сметы – документа, объясняющего особенности формирования цены и внутренней ее структуры (например, какова в общей стоимости работы стоимость конкретных материалов и средств, каково вознаграждение подрядчика и т.п.) и тем самым определяющего себестоимость работы. Обычно смету составляет подрядчик, так как является специалистом, а кроме того, выполняет работу своим иждивением. Составленная им смета приобретает силу и становится частью договора с момента подтверждения ее заказчиком. В то же время смета может быть составлена заказчиком и подрядчиком совместно.

3. Изменение цены по видам работ в пределах сметной стоимости должно согласовываться сторонами договора.

4. Как следует из п. 4 комментируемой статьи, цена работы может быть твердой и приблизительной при наличии в договоре специальной оговорки; при отсутствии последней, а также при любых сомнениях надлежит исходить из твердости цены. Смысл установления приблизительной цены состоит в том, что она может быть разной на моменты заключения и исполнения договора.

5. В п. 5 комментируемой статьи урегулирован случай превышения приблизительной цены, когда такое превышение является существенным (значительным по стоимости и затратным для подрядчика) и вызвано необходимостью проведения дополнительных работ. О наличии двух этих обстоятельств, связанных между собой как причина и следствие, подрядчик должен своевременно предупредить заказчика, который несет риск увеличения приблизительной цены. Заказчик имеет право отказаться от договора подряда либо пересмотреть его условия и оплатить подрядчику стоимость дополнительных работ.

Заказчик вправе оспаривать наличие указанных обстоятельств и может требовать от подрядчика выполнения работы с оплатой в пределах приблизительной цены. Риск несущественного удорожания приблизительной цены, а также ее удорожания по иным причинам (например, из-за удорожания согласованных работ или материалов, изменений в системе налогообложения и пр.) несет подрядчик. Такие же последствия наступают и для того подрядчика, который хотя бы и в условиях существенного превышения приблизительной цены из-за необходимости проведения дополнительных работ своевременно не предупредит об этом заказчика.

Следует иметь в виду, что соглашение о проведении дополнительных работ может быть подписано сторонами договора уже после выполнения таких работ.

6. По общему правилу, изложенному в п. 6 комментируемой статьи, если цена является твердой, стороны не вправе требовать ее изменения, даже если при заключении договора исключалась возможность предусмотреть весь объем работ или необходимых расходов. Исключение из этого дано в абз. 2 п. 6, согласно которому возможность изменения твердой цены имеет место только при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора подряда. При наличии данных обстоятельств заказчик несет риск увеличения твердой цены, так как подрядчик вправе требовать ее увеличения или (при отказе заказчика выполнить это требование) судебного расторжения договора на основании ст. 451 ГК РФ.

Данное правило не применяется в случаях, если цена является приблизительной или удорожание твердой цены произошло вне связи с возрастанием стоимости материалов, оборудования подрядчика или услуг в его пользу со стороны третьих лиц, или если удорожание твердой цены можно было предусмотреть при заключении договора. В судебной практике сложилась позиция, согласно которой подрядчик вправе требовать увеличения твердой цены при существенном удорожании материалов только до подписания акта приема-передачи.

7. Судебная практика:

– Постановление ФАС Центрального округа от 25.02.2010 N Ф10-6018/09 по делу N А09-6210/2009;

– Определение ВАС РФ от 25.06.2010 N ВАС-7628/10 по делу N А76-24607/2008-10-616/92;

– Постановление ФАС Поволжского округа от 09.11.2010 по делу N А65-19098/2009;

– Определение ВАС РФ от 23.12.2010 N ВАС-16857/10 по делу N А07-21862/2009;

– Определение ВАС РФ от 07.12.2010 N ВАС-14026/10 по делу N А07-3572/2009.

Условие о цене договора подряда. Вопросы правоприменительной практики

Закрепленный в статье 309 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) принцип надлежащего исполнения обязательств означает, что обязательства, в том числе возникшие из договоров, должны исполняться их участниками надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Условия возмездного договора согласно пункту 1 статьи 423 ГК РФ предполагают право стороны, исполнившей свои обязанности, требовать от другой стороны предоставления платы или иного встречного предоставления. Если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное, договор в силу пункта 1 статьи 423 ГК РФ предполагается возмездным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Изменение цены после заключения договора согласно пункту 2 статьи 424 ГК РФ допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 709 ГК РФ в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения.

Читайте также:  Критерии и обоснование выбора контрагента

Согласно пункту 3 статьи 709 ГК РФ цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.

Смета представляет собой расчет (калькуляцию) цены договора с расшифровкой стоимости отдельных видов работ, используемых при выполнении работ материалов и оборудования, иных затрат. Применительно к договору строительного подряда смета включает в себя расчет стоимости строительных (ремонтно-строительных), монтажных работ, затрат на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря, а также прочих затрат применительно к отдельным видам работ и затрат (локальная смета), объекту строительства (объектная смета) или строительству в целом (сводный сметный расчет) (См.: пункты 3.14 – 3.18 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1).

В соответствии с пунктом 4 статьи 709 ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

Правовое значение условия договора подряда о твердой цене раскрывается в пункте 6 статьи 709 ГК РФ, согласно которому подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов. Исключение составляют случаи существенного возрастания стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, когда подрядчик в силу абз. 2 пункта 6 статьи 709 ГК РФ имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора в соответствии со статьей 451 ГК РФ.

Таким образом, основная цель твердой цены состоит в том, чтобы защитить заказчика от рисков возможного удорожания строительства, связанного, в частности, с увеличением объема подлежащих выполнению работ. То есть твердая цена по смыслу пункта 6 статьи 709 ГК РФ подлежит оплате заказчиком за результат работ в целом, безотносительно к тому, какой объем работ для достижения этого результата (включая дополнительные работы) пришлось выполнить подрядчику. Дополнительные издержки подрядчика, связанные с не учтенным при заключении договора увеличением объема работ, в этом случае покрываются за счет его вознаграждения (пункт 2 статьи 709 ГК РФ).

Если договор заключен на условиях приблизительной цены, подрядчик в соответствии с пунктом 5 статьи 709 ГК РФ обязан своевременно предупреждать заказчика о возникшей необходимости в проведении дополнительных работ, влекущих за собой существенное превышение определенной приблизительно цены работ. Если заказчик не согласен с таким удорожанием, пункт 5 статьи 709 ГК РФ предоставляет ему право отказаться от договора, оплатив подрядчику стоимость фактически выполненных работ.

Если подрядчик своевременно не предупредил заказчика о необходимости превышения определенной приблизительно при заключении договора цены работы, он в силу абз. 2 пункта 5 статьи 709 ГК РФ обязан выполнить договор (то есть сдать заказчику результат работы, характеристики которого были согласованы при заключении договора), сохраняя право на оплату работы по изначально определенной в договоре цене.

Очевидно, что, заключая договор на условиях твердой цены, подрядчик принимает на себя риски, связанные с возможным удорожанием строительства вследствие того, что фактический объем выполненных работ окажется больше того, который учитывался при заключении договора. В этой связи в цене договора при его заключении, как правило, предусматривается резерв средств на непредвиденные работы и затраты.

Если договор заключен на условиях твердой цены, резерв средств на непредвиденные работы и затраты уплачивается подрядчику в составе цены договора. В случае, когда договор заключен на условиях приблизительной цены, и расчеты между заказчиком и подрядчиком производятся за фактически выполненные объемы работ, резерв средств на непредвиденные работы и затраты подрядчику не передается, а остается в распоряжении заказчика (См. пункт 4.33 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004), утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1).

Принятие подрядчиком рисков, связанных с возможным удорожанием строительства, при заключении договора на условиях твердой цены компенсируется отсутствием у заказчика в силу абз. 2 пункта 6 статьи 709 ГК РФ права требовать уменьшения цены договора в случаях, когда объем фактически выполненных работ оказался меньше того, который учитывался при заключении договора. В этих случаях вознаграждение подрядчика за выполнение работ окажется больше за счет сокращения издержек (пункт 2 статьи 709 ГК РФ).

Общие положения о подряде, закрепленные в статье 709 ГК РФ, в силу пункта 2 статьи 702 ГК РФ подлежат применению также к отношениям, возникшим из договора строительного подряда, если иное не установлено специальными нормами § 3 ГК РФ.

Пункт 1 статьи 743 ГК РФ возлагает на подрядчика по договору строительного подряда обязанность осуществлять строительство и связанные с ним работы не только в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание и другие предъявляемые к ним требования, но и в соответствии со сметой, определяющей цену работ.

Пунктом 1 статьи 746 ГК РФ предусмотрено, что оплата выполненных подрядчиком по договору строительного подряда работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой.

Пунктом 3 статьи 744 ГК РФ подрядчику предоставлено право в соответствии со статьей 450 ГК РФ требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на десять процентов.

Указанные положения не содержат каких-либо изъятий из норм, закрепленных в статье 709 ГК РФ, конкретизируя их с учетом особенностей строительного подряда.

Между тем, в судебной практике все не так однозначно.

В одних случаях суды считают, что оплате по договору подряда подлежит стоимость фактически выполненных объемов работ, вне зависимости от того, твердая или приблизительная цена предусмотрена договором подряда (См., напр.: Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2010 по делу № А32-7965/2008; постановление ФАС Поволжского округа от 11.10.2011 по делу № А06-2962/2010; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.01.2012 по делу № А33-3451/2011 и др.), в других исходят из того, что фактически выполненные объемы работ при твердой цене договора не имеют значения, если достигнут их результат (Постановление ФАС Поволжского округа от 17.04.2012 по делу № А06-4902/2011; постановление ФАС Центрального округа от 25.02.2010 № А09-6210/2009; постановление ФАС Волго-Вятского округа от 28.04.2011 по делу № А11-9180/2012 и др.).

22.04.2014 Президиум ВАС РФ рассмотрел дело № А40-151181/12 Арбитражного суда г. Москвы, предметом которого являлся спор, возникший из государственного контракта на выполнение работ по проведению локальных мероприятий, направленных на улучшение пропускной способности улично-дорожной сети на территории СВАО г. Москвы. Государственный контракт в соответствии с законодательством был заключен на условиях твердой цены, которая составила 16,8 млн. руб. Работы были выполнены подрядчиком, приняты государственным заказчиком без замечаний по актам приемки на суммы, соответствующие цене контракта, и полностью оплачены.

После исполнения контракта Главным контрольным управлением города Москвы была проведена проверка учреждения, в ходе которой установлены факты неправомерного применения подрядчиком расценок и завышения объемов работ на сумму 4,18 млн. руб. Посчитав эту сумму неосновательным обогащением подрядчика, государственный заказчик обратился в суд с иском о ее взыскании в соответствии со ст. 1102 ГК РФ. Суды трех инстанций удовлетворили заявленные государственным заказчиком требования в полном объеме.

Передавая дело на рассмотрение в Президиум ВАС, коллегия судей в определении от 11.03.2014 № ВАС-19891/13 указала, что в соответствии со ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. При этом согласно п. 6 ст. 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

Сделанные в результате проверки управлением как контролирующим органом деятельности учреждения выводы об избыточных расходах на оплату выполненных обществом работ, предусмотренных контрактом, по мнению коллегии судей, не свидетельствовали о неосновательном обогащении подрядчика. Акт, принимаемый на основании результатов подобной проверки, касается публичных отношений, а именно избыточно израсходованных обществом бюджетных денежных средств. Однако подрядчик не является участником бюджетного процесса, и в случае применения ненадлежащих расценок не должен нести неблагоприятные для себя последствия.

Поскольку спорная сумма денежных средств являлась оплатой за работы, выполненные подрядчиком в соответствии с условиями контракта и принятые государственным заказчиком, требование о взыскании неосновательного обогащения, как следует из определения от 11.03.2014, не подлежало удовлетворению.

Кроме того, коллегия указала на положения ст. 720 ГК РФ, согласно которой заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки.

Президиум ВАС, однако, с мнением коллегии не согласился и постановлением от 22.04.2014 № 19891/13 оставил принятые по делу судебные акты без изменения, признав взысканную с подрядчика сумму неосновательным обогащением.

Предметом другого рассмотренного Президиумом ВАС РФ дела стал спор, возникший из государственного контракта на оказание услуг по организации поездки 100 учащихся общеобразовательных учреждений и 23 сопровождающих на заключительные этапы Всероссийской олимпиады школьников 2011/2012 учебного года.

В связи с изменением количества участников олимпиады фактически в рамках контракта исполнитель организовал поездку 84 детей и 22 сопровождающих. Исходя из фактического количества детей и сопровождающих услуги были оплачены государственным заказчиком.

Полагая, что цена контракта является твердой и не подлежит изменению, исполнитель обратился в суд с иском о взыскании с государственного заказчика задолженности по оплате услуг и неустойки за просрочку оплаты.

Суды первой и апелляционной инстанций в удовлетворении иска исполнителю отказали, однако ФАС Западно-Сибирского округа постановлением от 25.09.2013 указанные судебные акты отменил и с учетом характера заявленных требований и твердой цены контракта удовлетворил исковое требование о взыскании задолженности в виде разницы между твердой ценой контракта и оплатой фактически оказанных услуг.

Президиум ВАС РФ постановлением от 13.05.2014 № 19371/13 признал ошибочной позицию суда кассационной инстанции о том, что цена контракта является твердой и подлежит оплате в изначально согласованном размере независимо от объема оказанных услуг. По мнению Президиума, поскольку цена контракта определяется применительно к согласованному в нем объему услуг, уменьшение объема услуг влечет соразмерное уменьшение цены контракта.

Принимая во внимание, что плата по договору оказания услуг осуществляется за фактически оказанные услуги, а также то, что исполнителем был оказан объем услуг меньший, чем предусмотрено контрактом (что не отрицалось самим истцом в ходе судебного разбирательства), и суды первой и апелляционной инстанций установили, что истец не доказал оказания услуг на заявленную им сумму, Президиум ВАС РФ пришел к выводу о том, что требование о взыскании платы за не оказанные услуги удовлетворению не подлежало как необоснованное, незаконное, недобросовестное.

Иной подход, по мнению Президиума ВАС РФ, противоречит принципам возмездности гражданско-правовых договоров и возмездного оказания услуг, нарушая баланс прав и интересов сторон, и нарушает публичные интересы при оплате услуг на основании государственного контракта ввиду необоснованного расходования бюджетных (публичных) денежных средств.

Никаких оговорок о том, что правовые позиции, сформулированные Президиумом ВАС РФ в постановлениях от 13.05.2014 № 19371/13 и от 22.04.2014 № 19891/13, применяются только к отношениям, возникшим из государственных или муниципальных контрактов (как это сделано, например, в п. 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.02.2014 № 165), указанные судебные акты не содержат.

Не следует из данных правовых позиций Президиума ВАС и то, что увеличение объема выполненных по договору работ влечет соразмерное увеличение договорной цены. Таким образом, Президиум ВАС РФ фактически приравнял твердую договорную цену, значение которой раскрыто в пункте 6 статьи 709 ГК РФ, к иногда используемой в предпринимательской практике максимальной гарантированной цене, когда расчет за выполненные подрядчиком работы осуществляется исходя из их фактических объемов, но не выше предусмотренного договором максимального предела. Если применительно к контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд это как-то можно оправдать специальным законодательным регулированием, то применительно к обычным предпринимательским отношениям ограничительное толкование пункта 6 статьи 709 ГК РФ вряд ли можно считать оправданным. Получается, что, принимая на себя риски возможного удорожания строительства при заключении договора на условиях твердой цены, подрядчик не получает адекватной компенсации, а сами риски существенно увеличиваются, поскольку при таком подходе подрядчик уже не может перераспределить свои затраты внутри твердой сметы, покрыв издержки, связанные с выполнением в большем объеме одних работ, за счет того, что объем других работ оказался меньше.

Статья 709. Цена работы

1. В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.

2. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

3. Цена работы может быть определена путем составления сметы.В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.

4. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

5. Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.

6. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора в соответствии со статьей 451 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 709 Гражданского Кодекса РФ

1. Цена договора подряда также относится к обязательным условиям, хотя ее указание не является основанием для признания договора незаключенным, так как в этом случае она определяется по следующему правилу: “В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги”. В цену договора подряда включается не только вознаграждение подрядчику, но и компенсация понесенных им издержек. Следовательно, обязанность заранее определить размер издержек возлагается на подрядчика. Если цена установлена приблизительной, подрядчик должен своевременно предупредить заказчика, что в ходе выполнения задания возникла необходимость проведения дополнительных работ, которые существенно увеличат цену. Если заказчика указанное превышение по цене не устраивает, он вправе отказаться от выполнения работ. При этом объем выполненных работ полностью оплачивается подрядчику с учетом понесенных им расходов. Если подрядчик не произвел своевременного уведомления заказчика, он теряет право на оплату работ с превышением установленной цены и в то же время не вправе отказаться от договора по этому основанию.

Читайте также:  Проявление должной осмотрительности при выборе контрагента

2. Цена работы может быть определена путем составления сметы. Она содержит перечень затрат, прилагается к договору и с момента утверждения заказчиком является его частью. Из сказанного следует, что составлением сметы занимается подрядчик. Этот документ является обязательным при заключении договора строительного подряда.

3. Особенность твердой цены договора в том, что она не может быть пересмотрена в сторону увеличения по требованию подрядчика и в сторону уменьшения по требованию заказчика, если невозможно было предусмотреть полный объем работ. Но вот в случае увеличения стоимости предоставленных подрядчиком материалов или услуг, которые оказываются подрядчику третьими лицами для выполнения задания заказчика, цена может быть пересмотрена. Подрядчик заявляет свои требования заказчику, а заказчик вправе либо удовлетворить их, либо отказаться от договора подряда. Под существенным изменением цены следует понимать такое ее изменение, когда она изменилась настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Другой комментарий к статье 709 ГК РФ

1. Статья 709 посвящена подрядной цене. В условиях рынка цены на товары, работы и услуги устанавливаются свободно и лишь в некоторых случаях могут испытывать влияние извне (в частности, ограничиваться государством – ст. 735 ГК). Учитывая в то же время действие макроэкономического закона стоимости (смысл которого в необходимости производства и обмена товаров, работ и услуг в соответствии с их общественной стоимостью, включающей все общественно необходимые затраты труда, также стоимостные по форме), в формировании цены работы участвуют два фактора: а) подлежащие компенсации издержки подрядчика (так как работа выполняется его иждивением – см. коммент. к ст. 704 ГК); б) вознаграждение подрядчику за его труд (так как ДП является возмездным) (п. 2 ст. 709).

2. Цена работы, несмотря на возмездность ДП, не является объективно существенным его условием, ее несогласование не влияет на его заключенность (ср. с п. 1 ст. 485 ГК). Согласно п. 1 ст. 709 ДП может содержать условия о цене работы (например, стоимость ремонта составляет 1000 руб., в том числе 900 руб. – стоимость материалов и 100 руб. – вознаграждение подрядчику) или о способах ее определения (например, заказчик оплачивает ремонт, исходя из установленной причины неисправности с учетом затрат подрядчика по прейскуранту цен мастерской). При значительности объема и сложности выполняемой работы, многочисленности и разнообразии включаемых в цену работы компонентов цена может определяться путем составления сметы – документа, объясняющего особенности формирования цены и внутренней ее структуры (например, какова в общей стоимости работы стоимость конкретных материалов и средств, каково вознаграждение подрядчика и т.п.) и тем самым определяющего себестоимость работы (абз. 1 п. 3 ст. 709). Обычно смету составляет подрядчик (абз. 2 п. 3 ст. 709), так как является специалистом, а кроме того, выполняет работу своим иждивением (п. 1 ст. 704 ГК). Составленная им смета приобретает силу и становится частью ДП с момента подтверждения ее заказчиком. В то же время нельзя исключать, что смету составляют обе стороны ДП (например, если наряду с имуществом подрядчика используется имущество заказчика – материалы, оборудование, ГСМ и др., а также при выполнении работы смешанным – подрядно-хозяйственным – способом). В этом случае смета становится частью ДП с момента ее согласования сторонами. При согласовании сторонами цены работы или порядка ее определения (в том числе при ее осмечивании) данное условие становится субъективно существенным условием (частью) ДП. Если последний не содержит никаких указаний на цену работы (способ ее определения), цена определяется в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК, т.е. работа оплачивается по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные работы. И только для отдельных видов ДП необходимо определение цены (в том числе ее осмечивание), в таких случаях цена – объективно существенное условие ДП, несогласование которой влечет его незаключенность (ст. 735, 743 ГК).

3. Цена работы может быть твердой (обычно) и приблизительной (при наличии в ДП специальной оговорки); при отсутствии последней, а также при любых сомнениях надлежит исходить из твердости цены (п. 4 ст. 709). Твердая цена придает отношениям жесткость, приблизительная – обеспечивает их гибкость в заданных пределах. В рамках одного ДП цена может быть твердой или приблизительной, возможно также комбинирование твердой и приблизительной цены (например, на разные используемые материалы или этапы работы), в результате чего итоговая цена будет приблизительной. Приблизительно цена может устанавливаться в случаях возможного (предполагаемого) ее расхождения при заключении ДП и при его исполнении (например, при значительной разнице между начальным и конечным сроками выполнения работы – п. 1 ст. 708 ГК, при отсутствии у подрядчика на момент заключения ДП необходимых материалов, которые еще предстоит приобрести для выполнения работы, и т.п.). Твердой или приблизительной может быть не только цена работы, но и способ ее определения. Так, твердый способ определения цены имеет место, если работа оплачивается согласно прейскуранту цен подрядчика на момент заключения ДП, приблизительный – на момент сдачи результата и его оплаты.

4. Приблизительная цена работы означает, что цена является плавающей и в согласованных сторонами пределах может быть любой, всякое ее колебание в этих пределах – согласованное условие ДП, которое поэтому не связано ни с изменением ДП (а потому не требует согласования с контрагентом), ни с его нарушением (а потому исключает вопрос о санкциях). В пределах приблизительно определенной цены подрядчик свободен в выполнении работы, а заказчик (обычно оплачивающий работу после окончательной сдачи ее результатов – п. 1 ст. 711 ГК) обязан ее оплатить, однако подрядчик не вправе выходить за эти пределы, а заказчик не обязан оплачивать работу за этими пределами. В то же время один случай превышения приблизительной цены урегулирован особо (п. 5 ст. 709). Речь идет о таком превышении приблизительной цены, которое: а) является существенным (значительным по стоимости и затратным для подрядчика); б) вызвано необходимостью проведения дополнительных работ (работы должны быть необходимыми, т.е. такими, без которых невозможно достижение результата, а также дополнительными, т.е. новыми и не согласованными прежде). О наличии двух этих обстоятельств, связанных между собой как причина и следствие, подрядчик должен своевременно предупредить заказчика, который несет риск увеличения приблизительной цены: в создавшихся условиях заказчику остается либо отказаться от ДП (а значит, не получить конечный результат, при этом оплатить подрядчику выполненную часть работы), либо сохранить ДП (пересмотрев его финансовые условия и оплатив подрядчику стоимость дополнительных работ).

В то же время заказчик вправе оспаривать наличие указанных обстоятельств и при эффективном их оспаривании (например, если докажет отсутствие необходимости в дополнительных работах) требовать от подрядчика выполнения работы с оплатой в пределах приблизительной цены. Риск несущественного удорожания приблизительной цены, а также ее удорожания по иным причинам (например, из-за удорожания согласованных работ или материалов, изменений в системе налогообложения и пр.) несет подрядчик, который: а) должен принять на себя все расходы в связи с удорожанием работы и выполнить ее в соответствии с изначальными условиями ДП; б) вправе получить оплату за работу согласно верхнему пределу приблизительной цены. Такие же последствия наступают и для того подрядчика, который хотя бы и в условиях существенного превышения приблизительной цены из-за необходимости проведения дополнительных работ своевременно не предупредит об этом заказчика (абз. 2 п. 5 ст. 709).

5. Если цена является твердой, стороны не вправе требовать ее изменения (подрядчик – увеличения, а заказчик – уменьшения), даже если при заключении ДП исключалась возможность предусмотреть весь объем работ или необходимых расходов (абз. 1 п. 6 ст. 709). Единственное исключение из этого формулирует правило абз. 2 п. 6 ст. 709. Возможность изменения твердой цены имеет место только при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг (например, транспортных), которые нельзя было предусмотреть при заключении ДП. При наличии данных обстоятельств заказчик несет риск увеличения твердой цены, так как подрядчик вправе требовать ее увеличения или (при отказе заказчика выполнить это требование) судебного расторжения ДП на основании ст. 451 ГК. В то же время заказчик вправе оспаривать наличие указанных обстоятельств и при эффективном их оспаривании (например, если докажет, что существенное возрастание стоимости работы было вызвано иными причинами либо его можно было предусмотреть) требовать от подрядчика выполнения работы по исходной твердой цене. В связи с абз. 2 п. 6 ст. 709 надлежит подчеркнуть следующее: а) п. 6 ст. 709 посвящен твердой цене, а оба его правила связаны между собой; б) правило абз. 2 п. 6 ст. 709 формально касается случаев не любого удорожания твердой цены, а вызванного вполне определенной причиной – возрастанием стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, при этом возрастание их стоимости должно быть существенным (т.е. значительным по стоимости и затратным для подрядчика) и непредвидимым при заключении ДП. Отсюда правило абз. 2 п. 6 ст. 709 не имеет универсального характера и не применяется: а) во всех случаях, если цена является приблизительной (последней особо посвящен п. 5 ст. 709); б) если удорожание твердой цены произошло вне связи с возрастанием стоимости материалов, оборудования подрядчика или услуг в его пользу со стороны третьих лиц; в) если удорожание твердой цены было вызвано несущественным возрастанием стоимости указанного имущества и услуг; г) во всяком случае, если удорожание твердой цены можно было предусмотреть при заключении ДП (поэтому подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, если при заключении ДП все необходимые материалы уже были у него в наличии).

Статья 709 ГК РФ. Цена работы

1. В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса.

2. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

3. Цена работы может быть определена путем составления сметы.

В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.

4. Цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.

5. Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.

Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в договоре.

6. Подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

При существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование – расторжения договора в соответствии со статьей 451 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 709 ГК РФ

1. Цена договора подряда также относится к обязательным условиям, хотя ее указание не является основанием для признания договора незаключенным, так как в этом случае она определяется по следующему правилу: “В случаях, когда в возмездном договоре цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги”. В цену договора подряда включается не только вознаграждение подрядчику, но и компенсация понесенных им издержек. Следовательно, обязанность заранее определить размер издержек возлагается на подрядчика. Если цена установлена приблизительной, подрядчик должен своевременно предупредить заказчика, что в ходе выполнения задания возникла необходимость проведения дополнительных работ, которые существенно увеличат цену. Если заказчика указанное превышение по цене не устраивает, он вправе отказаться от выполнения работ. При этом объем выполненных работ полностью оплачивается подрядчику с учетом понесенных им расходов. Если подрядчик не произвел своевременного уведомления заказчика, он теряет право на оплату работ с превышением установленной цены и в то же время не вправе отказаться от договора по этому основанию.

2. Цена работы может быть определена путем составления сметы. Она содержит перечень затрат, прилагается к договору и с момента утверждения заказчиком является его частью. Из сказанного следует, что составлением сметы занимается подрядчик. Этот документ является обязательным при заключении договора строительного подряда.

3. Особенность твердой цены договора в том, что она не может быть пересмотрена в сторону увеличения по требованию подрядчика и в сторону уменьшения по требованию заказчика, если невозможно было предусмотреть полный объем работ. Но вот в случае увеличения стоимости предоставленных подрядчиком материалов или услуг, которые оказываются подрядчику третьими лицами для выполнения задания заказчика, цена может быть пересмотрена. Подрядчик заявляет свои требования заказчику, а заказчик вправе либо удовлетворить их, либо отказаться от договора подряда. Под существенным изменением цены следует понимать такое ее изменение, когда она изменилась настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Ссылка на основную публикацию