Договор на вывоз ТБО – нюансы и порядок заключения

Нюансы составления и заключения договора на вывоз мусора

Накапливающийся мусор — серьезная проблема, его необходимо как-то вывозить на свалки или специальные полигоны для утилизации.

Подобная деятельность может регулироваться договором на вывоз мусора, особенно в тех случаях, когда вопрос касается опасных отходов.

Что представляет собой это соглашение?

Это документ, регулирующий возмездное (оплачиваемое) предоставление услуг по вывозу различных отходов. В него может входить не только их транспортировка до места хранения, но и непосредственно дальнейшая утилизация. Это условие оговаривается отдельно заказчиком и исполнителем. Заключается соглашение в простой письменной форме, как правило, в двух экземплярах — отдельно для каждой из сторон.

В качестве объекта договора выступают отходы, подлежащие вывозу и утилизации. В эту категорию может входить бытовой, строительный, медицинский мусор, промышленные отходы и прочие виды. Сюда также относится товар, утративший свои потребительские свойства (например, просроченные продукты из магазинов).

В зависимости от того, насколько сильно отходы загрязняют окружающую среду и негативно воздействуют на нее, принято выделять пять категорий: от первой (чрезвычайно опасной) до пятой — практически неопасной. На любой мусор первых четырех категорий должен быть обязательно составлен специальный паспорт, прилагаемый к договору. Это требование утверждено в п. 3 ст. 14 Закона об отходах.

Некоторые нюансы заключения соглашения и порядка осуществления процедуры вы можете узнать из следующего видео:

Обязанность ли это?

Предприниматели и любые юридические лица, имеющие офисы, находящиеся в черте города, обязаны заботиться о своевременном вывозе отходов и поддержании чистоты на подконтрольных территориях. Во многих муниципальных образованиях законом закреплены определенные правила территориального благоустройства, обязывающие организации иметь отдельное соглашение на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО).

Помимо организаций, своевременный вывоз мусора обязательно в плановом порядке должны обеспечивать жильцы многоквартирных домов. Обычно контракт от лица жильцов оформляет ТСЖ или другая управляющая организация, но по закону никто не запрещает какому-либо владельцу квартиры заключить отдельное соглашение.

Что касается собственников отдельного жилья в частном секторе, обычно они сами занимаются вывозом отходов. Однако, если кто-то решит пользоваться уличным контейнером, то договор заключать придется. Кроме того, в некоторых регионах РФ существует административная ответственность за загрязнение окружающей территории на своем участке.

С кем заключается?

Заключение соглашения происходит между двумя сторонами — исполнителем и заказчиком:

  • Исполнителем может быть юридическое лицо или ИП. Физическое лицо может выступать в роли исполнителя только в случае вывоза отходов пятой категории. Для размещения и последующего обезвреживания отходов, входящих в первые четыре категории опасности, исполнители должны обладать специальной лицензией (п. 30 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. №99-ФЗ).
  • Заказчиком может быть любое юридическое, физическое лицо или ИП. Заключить контракт могут как жители многоквартирного дома, так и владельцы собственных участков в частном секторе.

Ст. 426 ГК РФ говорит о том, что договор является публичным. Это означает, что компания, осуществляющая вывоз ТБО, должна заключить соглашение с любым лицом, желающим воспользоваться ее услугами. Однако, несмотря на то, что она не вправе отказаться предоставлять услугу, условия документа она составляет сама, они одинаковые для всех клиентов. Поэтому заказчик вряд ли сможет как-то изменить уже имеющиеся условия.

Поскольку на территории РФ действует свобода договора, никто не вправе принудить заказчика заключать соглашение с какой-то определенной компанией. Если местная администрация требует контракта только с одной конкретной фирмой, то это незаконно.

Существенные условия и особенности

В качестве существенных условий выступают следующие пункты:

  • Предмет, которым является непосредственная обязанность назначенного исполнителя вывезти отходы с территории, указанной заказчиком.
  • Срок — в документе полагается указать начальный и конечный срок обязательного выполнения заявленной услуги.

Дополнительно обычно используются следующие приложения:

  • Паспорт безопасности, являющийся необходимым для отходов 1-4 категории.
  • График вывоза и приемки.
  • Акт приема-передачи.

Как осуществляется расторжение договора в одностороннем порядке — читайте тут.

Основные положения документа

В типовом соглашении обязательно должны содержаться и описываться следующие детали:

  • Периодичность оказания услуг — разовая или утвержденный график.
  • Наименование сторон, заключающих между собой договор.
  • Права, обязанности и ответственность каждой из сторон.
  • Информация о классе отходов, а также перечисление наименований.
  • Объем и количество подлежащего вывозу мусора.
  • Местонахождение объекта, откуда будет в дальнейшем осуществляться вывоз.
  • Сведения о том, кто будет выполнять сбор и предварительную сортировку ТБО.
  • Срок оказания предоставляемых услуг.
  • Стоимость и условия оплаты.

Договор на оказание услуги заключается между заказчиком и исполнителем в общей письменной форме, при этом по закону разрешено оформлять его не только в виде отдельного подписанного сторонами соглашения, но и в виде оплачиваемых квитанций, которые выдаются заказчику услуги.

Штраф за отсутствие

За несоблюдение санитарных и экологических норм, касающихся вывоза и последующей утилизации отходов, назначается штраф. Подвергаются наказанию юридические лица и предприниматели, имеющие офисы и собственные территории в черте города.

Также могут быть оштрафованы физические лица — владельцы участков частного сектора и собственники жилья в многоквартирном доме. Организациям может грозить не только штраф в виде определенной суммы, но и административное приостановление деятельности периодом до 90 суток.

Необходимо ли заключать договор на вывоз мусора?

ИП на ЕНВД, услуги (парикмахерская). Помещение в аренде (располагается на первом этаже жилого дома) + оплачиваю коммунальные услуги (розовая квитанция), помещение не переведено в коммерческую недвижимость.

Пришли некие “господа”, оставили контакты, рекомендовали с ними связаться. Обязывают заключать договор на вывоз мусора. Мусор у меня это один мусорный пакет, который я ежедневно вечером выбрасываю на помойку во дворе дома.

Насколько это правомочно? Какие санкции грозят за игнорирование или отказ от рекомендации заключить данный договор?

Заранее благодарю за ответ.

С уважением, Емельянова Марина.

Ответы юристов ( 3 )

Здравствуйте Марина, да такая норма есть и она предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 23.02.2019) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»

XV(1). Предоставление коммунальной услуги по обращению
с твердыми коммунальными отходами

Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Указанный договор заключается в порядке и в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

Если эти лица являются представителями регионального оператора и выступают от его имени, то такой договор заключается. но непосредственно с собственником помещения. можете им порекомендовать обратиться к собственнику.

А это помещение жилое или нежилое?

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» определено, что собственники нежилых помещений должны заключать договор на вывоз ТКО

абз.3 п. 148(1) Собственник нежилого помещения в многоквартирном доме в целях обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами заключает договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Считаю это немного не верным, так как указанные выше пункт предусматривает определенную процедуру, предшествующую заключению договора на вывоз ТКО:

Управляющая организация, товарищество, кооператив предоставляют региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказывающему коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направляют уведомления собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме о необходимости заключения договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами непосредственно с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Поэтому, лучше обратиться в УК и спросить подавали ли они какие-либо сведения региональному опратору и попросить их выдать уведомление о необходимости заключения договора с оператором.

Просто сейчас не понятно, что это за «господа» такие, может и вовсе не представители оператора, а непонятные люди со стороны, отношения не имеющие к оператору. Поэтому лучше через УК все выяснить.

Заключение договора о вывозе мусора стало обязанностью собственников

Транспортирование и обработка бытовых отходов теперь самостоятельные коммунальные услуги наравне с отоплением и водоснабжением. Чтобы избежать административной ответственности, владельцы домов должны позаботиться о заключении договора об оказании услуги по обращению с отходами, а собственники квартир – убедиться в его наличии

В этом году в квитанциях на оплату коммунальных услуг появилась новая строка – обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Прежде эта услуга входила в перечень общедомовых нужд, но в связи с так называемой мусорной реформой она была из него исключена. Теперь обращение с ТКО оплачивается отдельно, как вода и электричество (подробнее об этом читайте в публикации «Хаос мусорной реформы: кому она нужна и сколько нам придется платить»).

Обязательно ли заключать договор о вывозе мусора?

Собственники жилых помещений обязаны заключить договор на оказание услуги по обращению с ТКО. По этому договору региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание и захоронение в соответствии с законодательством, а собственник – оплачивать услуги регионального оператора, цена которых определена в пределах единого тарифа.

Читайте также:  Односторонний отказ от исполнения договора поставки

В случае отсутствия такого договора гражданин несет административную ответственность в виде штрафа от 1 тыс. до 2 тыс. руб. (ст. 8.2 КоАП РФ). Кроме того, органы власти субъектов РФ могут самостоятельно устанавливать административную ответственность. Например, согласно ст. 6.21 Кодекса Московской области об административных правонарушениях отсутствие договора на вывоз мусора влечет для гражданина штраф в размере 5 тыс. руб.

Кто должен заключать договор?

Обычно от лица владельцев квартир договор о вывозе мусора заключает управляющая компания. Также собственники могут заключить договор с региональным оператором напрямую.

При этом, как ранее разъяснил Минстрой, если по состоянию на 3 апреля 2018 г. между лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и региональным оператором отсутствовал договор на оказание услуги по обращению с ТКО, он заключается между собственниками и региональным оператором (Письмо Минстроя от 16 октября 2018 г. № 41963-АЧ/04).

Важно отметить, что договор будет считаться заключенным согласно утвержденной правительством типовой форме, даже если собственник не предпринял для этого никаких действий, а в квитанции появится строка с указанием стоимости услуги по обращению с ТКО. Чтобы получить бумажный экземпляр договора, необходимо подать заявку региональному оператору.

Казалось бы, раз договор о вывозе мусора в любом случае считается заключенным, собственник может и не обращаться к оператору за этим. Однако это не так. Дело в том, что не все регионы перешли на работу по новым правилам. В некоторых из них не назначены региональные операторы, и услуги по обращению с отходами продолжают оказывать частные организации.

Поскольку законодательством установлена ответственность за отсутствие договора о вывозе и обработке мусора, собственникам рекомендуется узнать о его наличии у управляющей компании или регионального оператора. В случае отсутствия договора следует заключить соглашение. При этом нужно иметь в виду: о наличии договора будет свидетельствовать строка в квитанции об оплате услуги по обращению с ТКО. В этом случае к ответственности собственника не привлекут.

Что представляет собой договор?

Договор на оказание услуги по обращению с мусором представляет собой утвержденную правительством типовую форму (Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами»). Заполнить эту форму несложно. В основном нужно выбрать текст из предложенных в ней вариантов. Сроки и порядок оплаты, права и обязанности сторон, ответственность сторон, порядок фиксации нарушений определены в типовом договоре, и согласовывать эти условия не требуется.

Указать нужно будет место накопления мусора. Также в договоре необходимо уточнить объем отходов. Это можно определить расчетным путем исходя из нормативов накопления мусора, которые установлены в вашем субъекте РФ в соответствии с утвержденными правительством правилам определения таких нормативов 1 . Кроме того, придется указать периодичность вывоза мусора. Для этого следует ориентироваться на срок хранения отходов. В населенных местах в дворовых сборниках в холодное время года (при температуре -5°C и ниже) такой срок должен составлять не более трех суток, в теплое время (при температуре выше +5°C) – не более одних суток, что означает ежедневный вывоз мусора (читайте об этом также в новости «Роспотребнадзор разъяснил, как часто должны вывозить собранный раздельно мусор»).

Региональный оператор вправе отказать в заключении договора на оказание услуги по обращению с ТКО?

Случаи отказа собственникам домов в заключении таких договоров известны. Так, например, в апреле 2019 г. Верховный Суд РФ рассмотрел жалобу гражданина М. о признании недействующим подп. «а» п. 148(5) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Речь идет о норме, согласно которой условия предоставления коммунальной услуги по обращению с мусором собственнику жилого дома по его выбору определяются либо в договоре на оказание этой услуги, заключенном собственником с региональным оператором, либо в договоре между собственником и организацией, которая в его интересах от своего имени заключает договор с региональным оператором.

Поводом для обращения гражданина М. в суд послужило то, что региональный оператор отказал ему в заключении договора, хотя Правила закрепляют право собственника на это.

Верховный Суд указал, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, т.е. он не вправе отказать в его заключении собственнику ТКО, места накопления которых находятся в зоне деятельности оператора. Суд удовлетворил требования собственника и признал оспариваемую норму недействующей, так как норма является неопределенной и вызывает неоднозначное толкование.

Теперь в случае отказа регионального оператора заключить договор об обращении с ТКО собственники могут сослаться на решение 2 Верховного Суда, тем самым доказать законность своих требований и настоять на их исполнении.

Как собственникам частных домов решить вопрос о вывозе мусора?

У многих владельцев домов в частном секторе нет договоров о вывозе мусора. Они делают это самостоятельно, так как образуется незначительное количество отходов.

В Жилищном кодексе не разрешен вопрос об обращении с ТКО в частном секторе. При этом данную обязанность с владельцев домов никто не снимает. Закон об отходах производства и потребления обязует местные органы власти решать этот вопрос самостоятельно. Следовательно, к ним и следует обращаться с проблемой вывоза отходов жильцам частного сектора.

Выходом из непростой ситуации может стать заключение договора с организацией, которая занимается сбором и вывозом ТКО. Такой договор может быть как коллективным, так и индивидуальным. Для заключения коллективного соглашения на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО жильцы частного сектора должны создать и зарегистрировать товарищество собственников жилья (ТСЖ). Оно информирует местные органы власти о создании ТСЖ и заключает соглашение на вывоз мусора со специализированной компанией. Договор подписывают представители компании и ТСЖ.

Можно иначе заключить договор. Представитель товарищества обращается в мусоровывозящую компанию с подписанным односторонним обращением о вывозе отходов с пункта ТСЖ, где они хранятся. Гарантией оказания услуги будет служить квитанция или чек.

1 Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» (вместе с «Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов»).

2 Решение Верховного Суда РФ от 29 апреля 2019 г. по делу № АКПИ19-128.

Как заключить договор на вывоз мусора физическим и юридическим лицам: обязательно ли это, порядок составления и образец

Твёрдые отходы – побочный продукт повседневной жизни и работы человека. Природоохранное законодательство обязует граждан поддерживать порядок и чистоту, не нарушать экологическую обстановку на территориях, принадлежащих им по праву собственности. Однако соблюдать требования закона необходимо в предусмотренном порядке.

Государством предусмотрен организованный системный оборот коммунальных отходов. Документ, составленный по соглашению двух сторон, о возмездном оказании услуги – это публичный договор на уборку, утилизацию скопившегося мусора.

Кто обязан его заключать

Нормами жилищного кодекса предусмотрен регламент, согласно которому все собственники жилья в многоквартирных домах обязаны поддерживать порядок, контролировать состояние общего имущества. Проживающие в многоэтажных жилых зданиях и владельцы бизнес-помещений должны следить за чистотой дворовых территорий и своевременным вывозом ТБО со спецплощадок. Часто, от лица жителей, заключением договоров на вывоз мусора занимается управляющая компания или уполномоченный представитель ТСЖ. Но за собственниками помещений в многоэтажных домах остаётся право подписывать соглашение отдельно от остальных жильцов.

Жители частных домовладений могут собственными силами вывозить бытовые отходы на полигоны со своей территории. Но если собственники индивидуального жилья пользуются для сброса мусора общим контейнером, расположенным на специально отведённой площадке, то договор они обязаны заключить с региональным оператором.

Санитарные нормы распространяются также на субъекты бизнеса всех организационно-правовых форм. В нормативных актах прямо указано: соглашение на вывоз мусора для ИП – это обязательное требование, наличие договора проверяется контролирующими органами. Альтернатива соглашению на вывоз мусора для ИП – получение индивидуальной лицензии для обслуживания своих нужд.

С кем можно заключить такое соглашение

Оказывать эти услуги разрешено только юридическим лицам – компании, получившие государственное разрешение, прошедшие конкурсный отбор и получившие статус регионального оператора. С физическим лицом возможно заключить соглашение, если нужно вывезти со своей частной территории мусор пятой, неопасной категории, на полигон. В остальных случаях вывоз ТБО по договору выполняется подрядчиком – региональным оператором.

Как выбрать подрядчика

Основные параметры выбора:

  • предоставление оператором комплексного обслуживания – сбор, транспортировка, утилизация отходов;
  • предоставление документов, которые могут потребоваться для проверяющих организаций;
  • наличие разрешительных документов – лицензии на осуществление деятельности, сертификаты соответствия на транспорт и т.п.;

Между РО и заказчиком возникают финансовые отношения, договор с компанией-подрядчиком является основанием для оплаты услуг. Для бизнеса этот документ является подтверждением легальности денежных операций – оплату услуги можно отнести в бухгалтерской отчётности на непрямые прочие расходы. Это изменит налогооблагаемую базу предприятия, что снизит размер обязательных платежей в бюджет.

Как определяется размер оплаты за услуги

По российскому законодательству, до конца 2018 года определение стоимости услуг не входило в компетенцию государства. Тарифы на обслуживание устанавливались ТСЖ и компаниями, занимающимися сбором и вывозом отходов, исходя из площади помещения, на которое начислялась оплата. В 2019 году произошли изменения, стоимость услуг определяется региональным правительством, которое устанавливает единый тариф для всех местных операторов. Поэтому оплата услуг РО может значительно отличаться, например, в Москве и Екатеринбурге. При этом органы местного самоуправления вправе самостоятельно выбирать систему расчётов тарифов:

  • По площади – устанавливается норматив количества ТБО на 1 кв.м. и умножается на размер занимаемой жилплощади. Многие регионы отошли от такого метода начисления оплаты вывоза мусора по договору с физическими лицами, так как было много нареканий от населения. С одинакового по площади жилья, но при разном количестве прописанных на ней людей, взымалась идентичная плата.
  • По количеству жильцов – при таком методе расчёта берётся норма ТБО на одного человека, умножается на число человек, прописанных на жилплощади.
  • По нормам накопления и площади – этот метод применяют по отношению к общественным заведениям. В зависимости от предприятия или организации (торговый центр, магазин, культурно-спортивное, образовательное или медицинское и т.п.), в контракте с юридическим лицом устанавливается накопительная норма на твёрдые отходы и высчитывается тариф, с учётом площади помещения, занимаемого организацией.
Читайте также:  Гарантийное удержание по договору подряда

Обязательные пункты документа

Типовой договор разработан и утвержден Правительством РФ. В документе прописывается:

  • дата, место подписания контракта;
  • наименование организации-исполнителя и сведения о заказчике – паспортные данные физлица или наименование организации;
  • суть договора, тариф, способы оплаты;
  • обязательства – условия складирования, транспортировки, обезвреживания или утилизации, график подъезда спецмашин;
  • ответственность сторон;
  • порядок рассмотрения споров;
  • период действия договора;
  • реквизиты – имя, ваш адрес и юридические данные исполнителя.

Необходимые приложения к договору

Обязательной неотделимой частью заключенного договора являются обязательные приложения, уточняющие предмет договора:

  • Объем и место сбора отходов – наименование объекта, количество ТБО (например, ёмкость контейнера 27 кв.м, 20 штук), периодичность вывоза.
  • Графический план размещения площадок сбора и пути подъезда к ним спецтехники.

Дополнительные документы выдаются каждому подписанту.

Ответственность за его отсутствие

Предусмотрено наказание лиц, не заключивших договор с РО. Сумма штрафа зависит от категории правонарушителя:

  • для физлиц – до 5 тыс. рублей;
  • для ответственных лиц – до 40 000 руб.;
  • для юридических лиц – 150 000 – 200 000 руб.

При этом для организаций и учреждений наказание может не ограничиться только наложением штрафа. При повторном нарушении санитарных норм, контролирующие органы могут приостановить деятельность предприятия на срок до 90 дней.

Порядок расторжения соглашения

В ст.30 ЖК РФ, предусмотрена обязанность собственников помещений обеспечить вывоз мусора с помощью РО. Если в субъекте действует только одна компания – расторгнуть с ней договор невозможно. В случае, когда существует несколько региональных операторов, то можно прекратить договорные отношения с одним, и начать сотрудничать с другим.

Как правило, договор с РО, является срочным. Если региональный оператор выполняет условия контракта в полном объёме и своевременно, то необходимо согласовать с ним расторжение контракта.

Закон в этой ситуации даёт право региональному оператору рассмотреть каждое заявление и принять по нему решение. Если исполнитель посчитает намерение о прекращении договорных отношений неправомерным, то заказчик получает отказ в расторжении соглашения.

Что нужно сделать, если региональный оператор утратил свой статус

Компания, которая занимается вывозом ТБО, может нарушить требования, прописанные в ПП РФ № 1156 и утратить статус РО. На местных губернаторах лежит обязанность выбрать другую компанию. Для заказчика ничего не меняется – утративший статус РО продолжает исполнять свои обязательства до передачи своих полномочий новой компании.

Изменения 2019 года в законодательстве по вывозу ТБО

С января 2019 года ужесточились требования к обращению с отходами – был принят федеральный закон №89-ФЗ. Со вступлением в действие этого НПА в России появились правила вывоза, сортировки и утилизации твёрдых отходов. По новым правилам, тарифы теперь устанавливают в регионах централизованно. Подписывать договора с региональными операторами обязали сельских жителей, владельцев дачных участков, если построенное на нём здание признано жилым. Также предусмотрены льготные тарифы для некоторых категорий граждан.

Обзор нового закона о вывозе мусора 2019 года

В последнее время в интернете можно найти много информации о резком повышении тарифов на вывоз мусора как для жителей многоквартирных домов, так и для собственников частного домовладения, а также проживающих в сельской местности. Многие СМИ информируют о повышении в сотни раз платы за вывоз твердых отходов, порождая тем самым бурные обсуждения пользователей сети. В этой статье мы разберемся, какие новшества вступили с илу с января 2019 и сколько нам придется платить за мусор.

Основные понятия

В законодательстве, о котором мы расскажем далее, используются следующие понятия:

  1. Твердые бытовые отходы – ими являются отходы населения, образующиеся вследствие жизнедеятельности – приготовления пищи, уборки и мелких ремонтных работ, уборки придомовой и общей территорий, пришедшие в негодность вещи и предметы мебели и т.д.ТБО – это также отходы от отопительных устройств, мусор с дворовых площадок (листья) и т.д., образуются как из жилых помещений, так и из зданий общественного назначения (гостиницы, детсады и школы, организации общественного питания и т.д.).
  2. Твердые коммунальные отходы – в соответствии со ст. 1 Закона об отходах, это отходы из жилых помещений, вследствие потребления физическими лицами. Кроме того, к ТКО относятся и товары, утратившие потребительские свойства вследствие использования людьми в жилых помещениях в целях личных и бытовых нужд, а также мусор при уборке территории поселений (уличный смет, мусор после пребывания в общественных зонах, пляжах и т.д.).

По сути, виды отходов схожи. Применительно к законодательству об обращении с отходами, оплачиваемом гражданами, следует учитывать тот мусор, который образуется непосредственно в результате удовлетворения бытовых нужд. Таким образом, граждане оплачивают вывоз и утилизацию ТКО – твердых коммунальных (бытовых отходов). Читайте подробнее о расчете, оплате и других вопросах обращения с ТКО.

Цель такого вопроса ясна – оплачивая коммунальную услугу по вывозу отходов, потребитель считает, что и остатки стройматериалов должны вывозиться в рамках предоставляемой услуги. Это не так. Мусор после ремонта не входит в понятие ТКО, поэтому граждане обязаны вывозить его самостоятельно, контейнеры возле наших домов предназначены только для бытовых отходов в результате жизнедеятельности человека.

Федеральный закон о вывозе мусора с 2019 года

Еще в 2017 году Президент России В.В. Путин поручил прокуратуре регулярно и тщательно проверять исполнение законодательства об обращении с отходами, особенно в сфере животноводства и вредного производства, где соблюдение правил утилизации особенно важно. В майских указах Президент отдельным пунктом указал необходимость полной ликвидации несанкционированных свалок до 2024 года. Во исполнение распоряжения первого лица государства прокуратурами предъявляются иски к администрации о ликвидации мелких и крупных свалок на территории городов, которые судами удовлетворяются.

Кроме того, еще в 2017 году в Закон об отходах были внесены изменения о необходимости разделять мусор на пищевой и токсичный изменения, но до настоящего времени повсеместного распространения идея разноцветных контейнеров пока не получила. Следует отметить, что с новыми изменениями в законодательстве о вывозе мусора активнее происходит внедрение раздельного сбора мусора, в том числе и в частном секторе.

На сегодняшний день в России действуют несколько правовых актов, совместно регулирующих вопросы отходов:

  • федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, существенных изменений в который, за исключением общих правил действия лицензий и периодичности проверок лицензиатов, внесено за последний год не было. В данном законе утверждены требования к деятельности организаций, связанных с утилизацией отходов 1-4 класса опасности.
  • федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, в который в 2018 были внесены некоторые поправки о создании автоматической системы контроля выбросов и сбросов загрязняющих веществ, негативно влияющих на состоянии среды.
  • федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ, согласно которому с 2018 года санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным надзорным органом, а положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством РФ.

Наряду с перечисленными, основным в рассматриваемой сфере является федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (многие его называют законом о вывозе мусора). В нем регламентированы правила учета, нормирования, отчетности и разграничения действий при вывозе мусора. Изменения в данный закон были внесены в 2018 году дважды – в июле и декабре, вступили в силу с января 2019. На основе закона действует Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об утверждении порядка обращения с коммунальными отходами», в котором раскрываются подробности норм закона и устанавливаются правила.

Правила обращения с ТКО, нововведения

Постановлением Правительства РФ установлены правила вывоза мусора, в том числе:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами;
  • порядок их транспортировки;
  • порядок утилизации, безопасности захоронения и т.д.;
  • основания, вследствие которых организацию можно лишить права заниматься вывозом мусора.

С января 2019 года обращение с ТКО на территории каждого субъекта должно быть обеспечено региональным оператором в соответствии с областной (краевой) программой по вывозу мусора. Оператор должен быть выбран по итогам конкурса только один, или их может быть несколько – это решается на местном уровне исходя из потребностей населения.

Размер тарифов также определяется местными властями, которые подготавливают схему обращения с отходами, которой должны придерживаться операторы, оказывающие свои услуги на основании заключенных с потребителями договоров.

Правилами регламентированы обязанности региональных операторов, которые должны при строжайшем соблюдении законов, касающихся сохранения в надлежащем виде окружающей среды, осуществлять сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО. Все это оператор делает самостоятельно или с привлечением других операторов при необходимости.

Читайте также:  Претензия по договору поставки при нарушении срока

Таким образом, между исполнительным органом субъекта и оператором должно быть заключено соглашение, в соответствии с которым организация становится правомочна осуществлять услуги по вывозу мусора на территории области. В свою очередь, оператор обязан принять меры к заключению договора с потребителями, которым он должен разослать бланки. Если в вашем субъекте не действует соглашение с региональным оператором, вы вправе заключить договор с иными организациями при наличии у них лицензии.

Вместе с тем, письменная форма договора необязательна. Так, согласно Письму Минстроя России от 16.10.2018, началом работы оператора следует считать дату подписания соглашения между ним и муниципалитетом, и с этого момента собственники жилых помещений оплачивают работу исполнителя услуг, даже без составления отдельного документа.

В то же время, оператор обязан рассматривать жалобы на ненадлежащее оказание услуги, и многие стремятся заключить именно письменный договор, где четко были бы прописаны права и обязанности сторон. Договор нужен и в тех случаях, когда муниципалитет не подготовил соглашения и регионального оператора в субъекте нет.

Как заключить договор о вывозе мусора?

Составить его нужно по типовой форме, предусмотренной п. 5 ст. 24.7 Закона №89-ФЗ, называться этот документ будет договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. В нем должно быть указано следующее:

  1. Место, дата заключения.
  2. Наименование организации, являющейся региональным оператором, ее месторасположение и контактные данные, а также сведения о потребителе (паспортные данные, адрес проживания).
  3. Обязанности оператора, который должен принимать твердые коммунальные отходы в указанном месте и в объеме, предусмотренном договором. Кроме того, в документе должно быть указано на обязанность транспортировки, обработки, утилизации по цене утвержденного тарифа. Оператор также обязан сообщать информацию, необходимую потребителю (например, о времени вывоза, о полигоне, на котором будет происходить утилизация и т.д.).
  4. Обязанности потребителя оплачивать услуги в соответствии с тарифами и сроками, утвержденными договором, складировать мусор только в предусмотренных местах (то есть, на специальных площадках). Потребители также должны назначить лицо, которое взаимодействует с региональным оператором в рамках исполнения договора, не допускать повреждения контейнеров.
  5. Способ складирования: должно быть оговорено, куда помещается мусор, приготовленный для вывоза – камеры, контейнеры, пакеты, бункеры и т.д., их расположение согласно схеме.
  6. Срок действия договора (обычно до окончания лицензии или соглашения, согласно которому оператор является таковым).
  7. Обязанность оператора отвечать на жалобы, связанные с исполнением договора, заменять пришедшие в негодность контейнеры.
  8. Право оператора и потребителя производить сверку расчетов, вести необходимый учет вывозимого мусора. При несоответствии расчетов фактическим потребитель совместно с представителем оператора составляют акт в присутствии как минимум двоих незаинтересованных лиц, с применением видео, фотофиксации, после чего акт направляется по месту нахождения оператора с требованием устранить выявленные нарушения (копия – в муниципалитет). Оператор вправе написать возражения в случае несогласия. Если акт не подписан оператором в течение трех дней, он считается согласованным.
  9. Подписи сторон.

Типовая форма существовала и до 2019 года, но в ней присутствовал пункт об ответственности оператора за обращение с отходами с момента погрузки в мусоровоз в местах накопления, а бремя содержания контейнеров (мусоросборников) возле дома ложилось на собственников многоквартирного дома. Сейчас такого пункта нет.

В приложении должна быть схема расположения площадки для накопления мусора и подъездные пути к ней.

Кроме того, согласно изменениям, вступившим в силу с 1 января 2019 года, не позднее 25 декабря накануне предстоящего года региональный оператор обязан направлять в органы местного самоуправления сведения о количестве размещаемых мусорных контейнеров и бункеров с указанием их объема, а также о местах, где эти емкости планируется разместить. Такие сведения необходимы для ведения единого реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Таким образом, власти пытаются контролировать число мест организованного сбора мусора и в итоге предотвратить несанкционированные свалки.

Ознакомиться с реестрами мест (площадок) накопления ТКО можно на официальном сайте муниципалитета или на портале субъекта РФ. Реестр обязан содержать данные о технических характеристиках (количество контейнеров, месторасположение), их собственниках и т.д. К примеру, на сайте одного из районов Кировской области уже сформирован реестр, с которым может ознакомиться каждый житель.

Договор на вывоз ТБО – нюансы и порядок заключения

«Норматив или факт»: разъясняем порядок заключения договоров на вывоз мусора

Договор на оказание коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в обязательном порядке заключают юридические лица и индивидуальные предприниматели. Эта норма закреплена ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления».

Заполнить заявку на заключение договора потребители – юридические лица и индивидуальные предприниматели могут, пройдя по ссылке «Личный кабинет», расположенной в правом верхнем углу на главной странице сайта ООО «Автоспецтранс» (http://rotko10.ru/ ). После этого в базе 1С будет сформирован договор, который проверят специалисты Единого расчётного центра РК (агента регоператора) и направят его в адрес заявителя в электронном и бумажном вариантах. Договор также можно заключить через сайт ООО «Автоспецтранс» в раздел «Оформить договор». Необходимо скачать форму заявки, приложить необходимые документы в электронном виде (список документов для каждой категории собственников размещен на странице сразу после образцов заявок) и затем заполненную заявку с документами отправить на адрес Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или принести в офис АО «ЕРЦ РК» по адресу: Петрозаводск, ул. Дзержинского, дом № 5 (офис № 6). Договоры с потребителями – юрлицами учитывают объемы вывозимых региональным оператором отходов как по нормативу, так и по факту. Если юрлицо не имеет собственной контейнерной площадки, то объем отходов будет учитываться по нормативу с учетом вида деятельности юридического лица. И в зависимости от использования юрлицом помещения (магазин, студия красоты, ресторан и прочее) расчётная единица, в отношении которой устанавливается норматив накопления ТКО (площадь помещения, количество сотрудников, мест), будет разная. Уточнить нормативы юрлица могут, ознакомившись с Приказом Минстроя РК от 23 марта 2018 года № 81. Если у юрлица есть свои контейнеры и контейнерная площадка, которой не пользуются другие потребители, у него появляется возможность учитывать и оплачивать только фактический вывоз ТКО. Для использования этой методики расчёта юридическое лицо должно определить необходимую ему периодичность вывоза, которая, наряду с количеством и объёмом контейнеров будет определять общую стоимость платы за услуги. При указании в заявке периодичности вывоза отходов необходимо руководствоваться нормами СанПиН, которые говорят о том, что при температуре минус 5 градусов и ниже вывоз производится один раз в трое суток, при плюсовой температуре – свыше плюс 5 градусов – ежедневно. Юридическому лицу будет отказано в приёме заявки на заключение договора, если периодичность вывоза ТКО будет указана не в соответствии с санитарными нормами (к примеру, раз в полгода). Предприниматели, арендующие помещения в офисных зданиях, торговых центрах могут заключить договор с региональным оператором самостоятельно либо этот договор заключает арендодатель, который впоследствии распределяет плату за услугу «обращение с ТКО» между всеми арендаторами. Также обращаем внимание на ещё один важный момент. Потребители – юрлица согласно статье 14 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» обязаны иметь паспорт отходов. Это экологический документ, который содержит сведения о видах отходов, образовавшихся во время производственной деятельности предприятия, наименованиях и классе опасности. Кроме того, у юрлиц должны быть сведения о нормативах образования отходов и лимитах их размещения. Все эти документы могут оказаться необходимыми, в том числе в случае возникновения спорных ситуаций, когда юридическое лицо обращается в «Автоспецтранс» с заявлением о внесении изменений в договор в части уменьшения объёма образуемых ТКО.

За несоблюдение нормы закона о заключении договоров по обращению с ТКО для юридических лиц предусмотрена административная ответственность согласно статье 8.2 КоАП РФ – наложение административного штрафа. Для граждан его размер составляет от 1 тысячи до 2 тысяч рублей, для должностных лиц – от 10 тысяч до 30 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Если договор с регоператором не заключило юридическое лицо, для него законом предусмотрен штраф от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Не заключение либо уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от оплаты за оказанные услуги в области обращения с ТКО.

Наталья Мацкевич, ООО «Автоспецтранс».

Ссылка на основную публикацию