Административный договор – правила составления

Административно-правовой договор (соглашение)

1. Административный договор – это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение и прекращение административных прав и обязанностей.

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, центральные федеральные органы РФ, органы субъектов Федерации) заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, борьбы с преступностью, др.), договоры Российской Федерации с ее субъектами.

2. По предметному критерию различают:

• договоры о компетенции (разграничение и делегирование полномочий и предметов ведения);

• договоры в сфере управления государственной собственностью;

• договоры, обеспечивающие государственные нужды;

• контракты с государственными служащими, студентами;

• финансовые и налоговые соглашения;

• договоры о взаимодействии и сотрудничестве;

• различного рода концессии и инвестиционные соглашения;

• договоры об оказании некоторых услуг частным лицам (содействие занятости населения, коммунальные услуги, перевозка в общественном транспорте).

Существуют разные типы договоров, но им всем присущи общие принципы договорного регулирования. Это:

1) диспозитивность правового регулирования (свобода договорных условий);

2) автономия воли (добровольность заключения) договаривающихся сторон;

3) формально-юридическое равноправие договаривающихся сторон;

4) эквивалентный характер;

5) взаимная ответственность сторон, выражаемая словами: «договор есть закон для сторон» и «заключил договор — исполняй».

Договор является универсальным средством правового регулирования и применяется как регулятор общественных отношений во всех отраслях права. Удельный вес и значение договорного регулирования определяются сущностью и содержанием соответствующей отрасли права.

Все договоры отличаются специальными признаками, определяемыми спецификой регулирующей их отрасли. Поскольку право как систему отраслей можно условно разделить на частную и публично-правовую подсистемы, наиболее общим будет разграничение договоров на частноправовые и публично-правовые. К последним относятся международные, федеративные, конституционные, административные, финансовые, налоговые и другие договоры. Самый яркий образец частноправовых договоров — гражданский.

В управленческих отношениях чаще всего присутствует власть и подчинение, тогда как участники гражданско-правовых сделок являются равноправными субъектами. А между этими принципиально различными видами правовых связей находят место отношения смешанного типа, в которых в той или иной пропорции сочетаются власть и равноправие. Например, гражданско-правовой договор перевозки пассажиров связан с правом одной стороны в административном порядке налагать штрафы на другую сторону за нарушение правил пользования транспортными средствами (см. ст. 205—209 КоАП РСФСР). Еще больше с властными началами связаны трудовой договор, конкурсная продажа объектов приватизации, договор о платном обучении в государственном вузе.

Административный договор тоже представляет собою вид сделок, в которых равноправие сторон так или иначе связано с властными полномочиями одной или даже обеих договаривающихся сторон. Так, в Законе РФ «О воинской обязанности и военной службе» от 11 февраля 1993 г.1 раздел V полностью посвящен поступлению граждан на военную службу по контракту. Контракт о прохождении военной службы заключается в письменной форме между гражданином и Министерством обороны РФ или другим уполномоченным ведомством на срок от 3 до 10 лет.

Договоры между субъектами властных полномочий довольно часто называются соглашениями. Примером может служить п. 6 ст. 15 Закона РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ», который обязал Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом и Российский фонд федерального имущества заключать соглашения, определяющие основные направления, формы и методы сотрудничества по выполнению Государственной программы приватизации.

Административный договор — разновидность публично-правового. В системе правовых связей он занимает промежуточное место между административным актом, выражающим одностороннее властное волеизъявление компетентного государственного органа власти, и договором частноправового характера, основанным на равноправии сторон. Вышеупомянутые общие принципы договорного права действуют по отношению к административным договорам с определенными ограничениями, обусловленными особенностями административно-правового регулирования. Отдельные элементы соглашений могут присутствовать во “всех управленческих отношениях, в том числе и субординационных. Как правило, в таких случаях законодатель говорит о согласовании, содействии, одобрении, взаимодействии, координации действий субъектов административного права. Но это чаще всего частные случаи использования отдельных договорных элементов.

Заключение договора всегда предполагает определенное равноправное сознательно-волевое согласование субъектами административного права своего поведения, административные договоры опосредуют координационные (горизонтальные) управленческие правоотношения. Они представляют собой «особую форму правового олосредствования регулятивных отношений, используемую в тех случаях, когда субъекты управления какими-то отдельными сторонами своей деятельности оказываются юридически равными и возникает необходимость целенаправленной координации их работы»1.

Административный договор — это соглашение двух или более субъектов административного права, влекущее установление, изменение или прекращение административных (финансовых и др.) прав и обязанностей. Он является юридическим фактом, его заключение означает возникновение административного (финансового) правоотношения. С его помощью нормы административного права воплощаются в жизнь, осуществляется перевод абстрактных юридических предписаний в конкретные правоотношения.

Исполнительная власть активно занимается договорной деятельностью. Правительство РФ, центральные федеральные органы РФ, органы субъектов Федерации готовят многие международные договоры, заключают межправительственные соглашения, соглашения ведомств разных стран (по вопросам связи, железнодорожного сообщения, борьбе с преступностью и др.), договоры

Административный договор (соглашение).

Административный договор – это основанное на нормах административного права соглашение, принимаемое на основе согласования воль сторон между двумя или более субъектами управленческих отношений, одним из которых является орган государственного управления либо его законный представитель.

Признаки административного договора:

• является разновидностью правового договора;

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

• основывается на нормах административного права;

• его правовая база содержится в Конституции и действующем законодательстве;

• заключается между двумя и большим числом субъектов;

• одним из его участников выступает орган государственного управления либо его законный представитель;

• является результатом взаимного согласования мнений его участников;

• рассчитан на определенный срок действия;

• заключается в соответствии с установленной процедурой;

• не допускается в одностороннем порядке отказ от исполнения договорных обязательств одним из его участников;

• несоблюдение его условий влечет наступление негативных юридических последствий;

• целью является реализация публично-правовых интересов его участников;

• обеспечивается при помощи системы правовых средств.

По предметному критерию среди административных договоров выделяют: договор о компетенции (разграничении полномочий и предметов ведения), договор обеспечения государственных нужд (государственный заказ), договоры по управлению объектами государственной собственности, контракты (трудовые соглашения) с государственными служащими, финансовые и налоговые соглашения, договоры о совместной деятельности и сотрудничестве, договоры об оказании некоторых услуг государственных органов и органов местного самоуправления частным лицам (коммунальных услуг, по благоустройству, по обеспечению занятости населения), инвестиционные соглашения, договоры о сотрудничестве (об обмене информацией, о совместной деятельности и т. д.).

Исходя из юридических свойств можно назвать правоустановительные (формируются новые правовые, в том числе административно-правовые, нормы), правоприменительные (разрешают индивидуально-конкретные дела в сфере государственного управления) договоры.

По характеру взаимоотношений субъектов бывают договоры между субъектами, не обладающими контрольными, надзорными или иными полномочиями по отношению друг к другу, и договоры, в которых один из субъектов обладает какими-либо специальными полномочиями в отношении контрагента.

По целенаправленности административные договоры делятся на договоры, регулирующие действия субъектов, подчиненных сторонам соглашения; договоры, регулирующие согласованные управленческие действия самих контрагентов; договоры «смешанного» типа.

В зависимости от круга субъектов договоры могут заключаться между субъектами управленческой деятельности, между субъектами исполнительной власти и иными государственными (муниципальными) органами, между государственными и негосударственными организациями, между государственными (муниципальными) органами и их служащими, между субъектами управления и гражданами.

В зависимости от числа субъектов существуют двусторонние и многосторонние договоры.

Административный договор – это соглашение двух или более субъектов административного права, как минимум один из которых, обладает государственно-властными полномочиями и реализует в договоре управленческие функции, устанавливающее (прекращающее, изменяющее) административные права и обязанности, направленное на удовлетворение общественно значимых интересов и регулируемое административно-правовыми нормами, а также общими положениями о договоре, установленными гражданским законодательством в той части, в которой они не противоречат публично-правовой природе данного соглашения.

В законодательстве этот термин не употребляется.

Сам договор непосредственно не порождает конкретных административных правоотношений, но как бы входит в процесс формирования сложного юридического факта, на основании которого возникнет АПотношение.

Административный договор – вид сделок в которых равноправие сторон так или иначе связано с властными полномочиями одной из них. Конкретный пример – Закон “О воинской обязанности” раздел 5 – заключение контракта. Договор предшествует возникновению административных правоотношений.

1.Административные договоры имеют организационное содержание.

2.Одной из сторон договора всегда является субъект исполнительной власти.

3.Административный договор РФ не обеспечен судебной защитой, т.е. при неисполнении условий договора не влечет имущественных санкций.

4.АД в качестве управленческой формы, связан с административно-правовым актом и в этом плане предшествует принятию акта.

5.нормативной базой являются нормы административного права.

1.Договора о компетенции (разграничение, делегирование полномочий).

2.Договора о совместной деятельности (между субъектами, один из которых административно-правовой субъект).

3.Договора о выполнении государственных заказов.

По субъектам АП договоры могут быть:

1.между двумя субъектами;

2.между субъектом ИВ и государственными организациями;

3.между государственными и негосударственными организациями;

4.между субъектами управления и гражданами.

По взаимоотношению сторон договора:

1.Договора субъектов, не обладающих властными полномочиями друг к другу.

2.Договор субъектов, один из которых обладает властными полномочиями по отношению к контрагенту (вертикальные договоры). Вертикальные договоры — при договорной практике все-таки у подчиненной стороны есть возможность обосновать свою позицию и требовать финансового равновесия, а также право обосновать свою позицию, закрепить в условиях договора. Вертикальный договор позволяет предать стабильность отношениям и гласность иерархическим отношениям.

Содержание и виды административного договора

Содержание административного договора

Содержание административного договора представляет собой Мелехова А.Ю.О некоторых аспектах содержания административного договора//Административное право и процесс.2011.№4.:

– в узком смысле представляет собой совокупность условий, которые закрепляют права и обязанности сторон либо административно – правовые нормы;

– в широком смысле представляет совокупность элементов договора: его объекта, предмета, целей, участников, формы, условий договора, а также процессуально – правовой режим возникновения, исполнения и прекращения административно – договорных правоотношений.

Объектом же административного договора являются общественные отношения, урегулированные административно-правовыми нормами в процессе заключения и исполнения административного договора.

Существует несколько точек зрения по поводу предмета административного договора. Некоторые авторы полагают, что это различные социальные процессы, так или иначе связанные с деятельностью государственной администрации. Другие же полагают, что предметом административного договора выступают права и обязанности сторон, возникающие в связи с осуществлением административной функции. Третьи же высказывают предположение о том, что предметом управленческого соглашения всегда выступает осуществление органами государственной власти управления обществом. Скорее всего целесообразнее под предметом административного права понимать организационно -управленческие действия органов государственного управления в целях достижения общественно значимого результата, урегулирования управленческих отношений, согласования публичного и частного интереса.

Цель административного договора выражается в том, чтобы достичь общего блага, общественно значимых результатов, осуществление управленческих действий в интересах общества и государства. Иными словами представляет собой регулирование управленческих отношений, реализация либо организация осуществления функций публичного управления и в конечном счете удовлетворение публичного либо государственного интереса.

Состав же административного договора обуславливается его юридической природой: одна из сторон договора выступает государственно – властный субъект. Другой же стороной может выступать любое частное лицо либо иной орган публичной власти. Для отдельных видов договора могут быть установлены конкретные законом участники. В ряде случаев законом может быть установлено ограничения на участие в договоре лиц с определенным статусом. В качестве примера можно привести иностранцев.

Всех субъектов управленческого процесса можно поделить на три группы в соответствии с критерием объема и содержания их прав и обязанностей. Первая группа, куда входят субъекты, наделенные исключительно властными полномочиями – это управляющая сторона. Вторая группа включает субъекты, на которых распространяется властное воздействие – управляемая сторона. Третья группу составляют субъекты, чей административно- правовой статус позволяет выступать в одних административно – правовых отношениях в качестве управляющей, а в других – в качестве управляемой стороны.

Читайте также:  Дополнительное соглашение об изменении реквизитов

В теории административного права в зависимости от сферы общественных отношений и их правового регулирования различают две категории субъектов административного договора:

К коллективным субъектам административно – договорных правоотношений относят организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами вступать в отношения с другими субъектами в качестве единого, целого публично-правового образования. К индивидуальным субъектам относят граждан Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Административно – правовой статус, который включает в себя: наличие у сторон рассматриваемого договора административной правосубъектности – возможности быть участником административно – правовых отношений.

Под правосубъектностью, в общей теории права, традиционно понимается способность иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности. Она включает в себя правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Под административной же правоспособностью понимается вид общей правоспособности субъекта права, который представляет собой потенциальную возможность субъекта воспользоваться установленными для него административно – правовыми нормами права, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия. Административная дееспособность представляет собой практическую способность реализации административной правоспособности в рамках конкретных административно-правовых отношений. Административная деликтоспособность – это возможность субъекта административного права принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т.е. способность претерпевать отрицательные последствия совершенного правонарушения. Ряд авторов полагают, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий административного договора ответственность сторон может носить также и гражданско-правовой характер.

Условия договора административного характера определяют состав подлежащих совершению сторонами действий, требований к порядку и срокам их выполнения. Принято выделять четыре группы условий. Во-первых, условия, присущие административному договору. Во-вторых, условия, формулируемые органами публичной власти, которая другая сторона либо принимает, либо отказывается от участия в договоре. В -третьих, условия, предполагающие необходимость достижения согласия в соответствии с нормами специальных законов. В-четвертых, условия, которые обе стороны считают необходимыми для включения в договор.

Нужно отметить, что очень важно различать примерные условия административного договора и примерные административные договоры от обязательных условий договора, поскольку последние обязательны для сторон и не подлежат изменению. Если примерный административный договор служит для сторон лишь ориентиром, имеет рекомендательный характер, то типовой договор и изложенные в нем условия стороны изменить не вправе, а должны составить договор с их учетом или полностью воспроизвести текст этого типового договора. Примерные условия договора могут быть не только разработаны в виде примерных административных договоров, но и перечислены в пунктах того или иного нормативного акта.

В связи с этим, можно полагать, что действия по заключению, исполнению, изменению и расторжению административного договора целесообразно максимально регламентировать на законодательном уровне. Необходимо использовать общие требования договорного права, установленные гражданским законодательством.

Концепция административно – договорного регулирования в действующем российском законодательстве пока отсутствует. Материальными и процессуальными нормами регулируются отношения по поводу заключения, исполнения и расторжения административного договора. Совокупность указанных норм необходимо рассматривать в качестве отдельного института административного права.

Цели административного договора

Содержание административного договора.

Содержание административного договора представляет собой[5]:

– в узком смысле представляет собой совокупность условий, которые закрепляют права и обязанности сторон либо административно – правовые нормы;

– в широком смысле представляет совокупность элементов договора: его объекта, предмета, целей, участников, формы, условий договора, а также процессуально – правовой режим возникновения, исполнения и прекращения административно – договорных правоотношений.

Объектом же административного договора являются общественные отношения, урегулированные административно-правовыми нормами в процессе заключения и исполнения административного договора.

Существует несколько точек зрения по поводу предмета административного договора. Некоторые авторы полагают, что это различные социальные процессы, так или иначе связанные с деятельностью государственной администрации. Другие же полагают, что предметом административного договора выступают права и обязанности сторон, возникающие в связи с осуществлением административной функции. Третьи же высказывают предположение о том, что предметом управленческого соглашения всегда выступает осуществление органами государственной власти управления обществом. Скорее всего целесообразнее под предметом административного права понимать организационно –управленческие действия органов государственного управления в целях достижения общественно значимого результата, урегулирования управленческих отношений, согласования публичного и частного интереса.

Цель административного договора выражается в том, чтобы достичь общего блага, общественно значимых результатов, осуществление управленческих действий в интересах общества и государства. Иными словами представляет собой регулирование управленческих отношений, реализация либо организация осуществления функций публичного управления и в конечном счете удовлетворение публичного либо государственного интереса.

Состав же административного договора обуславливается его юридической природой: одна из сторон договора выступает государственно – властный субъект. Другой же стороной может выступать любое частное лицо либо иной орган публичной власти. Для отдельных видов договора могут быть установлены конкретные законом участники. В ряде случаев законом может быть установлено ограничения на участие в договоре лиц с определенным статусом. В качестве примера можно привести иностранцев.

Всех субъектов управленческого процесса можно поделить на три группы в соответствии с критерием объема и содержания их прав и обязанностей. Первая группа, куда входят субъекты, наделенные исключительно властными полномочиями – это управляющая сторона. Вторая группа включает субъекты, на которых распространяется властное воздействие – управляемая сторона. Третья группу составляют субъекты, чей административно- правовой статус позволяет выступать в одних административно – правовых отношениях в качестве управляющей, а в других – в качестве управляемой стороны.

В теории административного права в зависимости от сферы общественных отношений и их правового регулирования различают две категории субъектов административного договора:

К коллективным субъектам административно – договорных правоотношений относят организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, которые наделены правами вступать в отношения с другими субъектами в качестве единого, целого публично-правового образования. К индивидуальным субъектам относят граждан Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Административно – правовой статус, который включает в себя: наличие у сторон рассматриваемого договора административной правосубъектности – возможности быть участником административно – правовых отношений.

Под правосубъектностью, в общей теории права, традиционно понимается способность иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности. Она включает в себя правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. Под административной же правоспособностью понимается вид общей правоспособности субъекта права, который представляет собой потенциальную возможность субъекта воспользоваться установленными для него административно – правовыми нормами права, свободами, а также исполнить обязанности, осуществить компетенцию и полномочия. Административная дееспособность представляет собой практическую способность реализации административной правоспособности в рамках конкретных административно-правовых отношений. Административная деликтоспособность – это возможность субъекта административного права принять на себя установленные законом меры административной или дисциплинарной ответственности, т.е. способность претерпевать отрицательные последствия совершенного правонарушения. Ряд авторов полагают , что за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий административного договора ответственность сторон может носить также и гражданско-правовой характер.

Условия договора административного характера определяют состав подлежащих совершению сторонами действий, требований к порядку и срокам их выполнения. Принято выделять четыре группы условий. Во-первых, условия, присущие административному договору. Во-вторых, условия, формулируемые органами публичной власти, которая другая сторона либо принимает, либо отказывается от участия в договоре. В –третьих, условия, предполагающие необходимость достижения согласия в соответствии с нормами специальных законов. В-четвертых, условия, которые обе стороны считают необходимыми для включения в договор.

Нужно отметить, что очень важно различать примерные условия административного договора и примерные административные договоры от обязательных условий договора, поскольку последние обязательны для сторон и не подлежат изменению. Если примерный административный договор служит для сторон лишь ориентиром, имеет рекомендательный характер, то типовой договор и изложенные в нем условия стороны изменить не вправе, а должны составить договор с их учетом или полностью воспроизвести текст этого типового договора. Примерные условия договора могут быть не только разработаны в виде примерных административных договоров, но и перечислены в пунктах того или иного нормативного акта.

В связи с этим, можно полагать, что действия по заключению , исполнению, изменению и расторжению административного договора целесообразно максимально регламентировать на законодательном уровне. Необходимо использовать общие требования договорного права, установленные гражданским законодательством.

Концепция административно – договорного регулирования в действующем российском законодательстве пока отсутствует. Материальными и процессуальными нормами регулируются отношения по поводу заключения, исполнения и расторжения административного договора. Совокупность указанных норм необходимо рассматривать в качестве отдельного института административного права.

К публичной цели административного договора относят достижение положительного социально значимого результата. Данная цель должна закрепляться независимо от того, общественные отношения в какой управленческой сфере регулирует административный договор.

Публичная цель административного договора должна иметь социально значимую направленность, которую следует четко определять для каждого вида административного договора.

В ряде случаев в отношении целей административных договоров может применяться метод негативного регулирования, который предусматривает запрещение определенных целей и возможных результатов исполнения административных договоров. Так, административные договоры в экономической сфере должны заключаться с соблюдением требований антимонопольного законодательства: “федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления запрещается. заключать договоры и иные соглашения, осуществлять согласованные действия, которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение или устранение конкуренции[6]”

Как и в любом другом договоре, в административном договоре присутствуют две стороны. Каждая сторона административного договора имеет свой интерес: обязательный субъект воплощает публичные интересы, а относительный в большинстве случаев – частные.

Можно сказать, что цели административного договора предопределяются компетенцией властного субъекта – стороны субъекта. Реализуя с помощью административных договоров свои функции, властный субъект действует в установленных целях.

Присутствие в административном договоре различных , но не всегда совпадающих целей сторон ставит вопрос об их соотношении с целью административного договора. На стадии заключения административного договора должны учитываться все интересы сторон, которые указываются в условиях договора. Очень часто публичные и частные интересы не совпадают, однако договорные отношения имеют взаимовыгодный характер, благодаря чему становится возможным определение общей цели административного договора. Так, заключая административный договор на закупку сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, частный субъект рассчитывает на выплату справедливой и эквивалентной цены за товар. Для удовлетворения этих интересов Правительство РФ ежегодно по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации и представителями общественных объединений, выражающих интересы товаропроизводителей и потребителей , устанавливает на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие для государственных нужд гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение материальных затрат и получение дохода товаропроизводителем, достаточного для расширенного воспроизводства[7].

Ни при каких обстоятельствах частные цели сторон административного договора не должны ни противоречить, ни препятствовать цели административного договора. В противном случае следует заключать гражданско-правовой договор, в котором реализуются частные интересы сторон.

Следует отметить, что не во всех случаях совпадают цель административного договора и цель публично-властного субъекта. Так, публично-властный субъект может заключать административный договор в целях реализации федеральной программы, в то время как целью административного договора в данном случае будет выступать достижение того общественного блага, ради которого принималась та или иная федеральная программа.

Возможность совпадения цели административного договора и цели публично-властного субъекта не исключена, поскольку эти цели имеют единую публично-правовую природу.

Соотношение интересов сторон в договоре может быть различным. Интересы могут иметь и общую направленность, если обе стороны преследуют публичные цели. Например, при заключении соглашения государственных органов исполнительной власти о передаче полномочий сторонами договора являются публично-властные субъекты. Их интересы направлены на решение вопросов государственного управления и взаимодействия.

Цель административного договора имеет исключительно публичную направленность, так как с помощью административного договора происходит реализация публичной власти государства. Если при регулировании подобных отношений руководствоваться не общегосударственными, а узковедомственными интересами , это может привести к непоправимым негативным последствиям.

Читайте также:  Какие условия договора называются существенными по ГК РФ?

Таким образом, цель административного договора обладает рядом отличительных признаков: предполагаемый положительный социально значимый результат определяется положениями закона (отвечает требованию законности). Кроме того, следует отличать цель административного договора от целей сторон, его заключивших. Цель административного договора является независимой, самостоятельной и не изменяемой интересами сторон административного договора. Интересы государственных органов и частных субъектов не должны препятствовать реализации публичной цели административного договора[8].

Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1869 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Процессуальный порядок внесения изменений и прекращение действия заключенного административного договора

Статья просмотрена: 1223 раза

Библиографическое описание:

Остапенко И. А. Процессуальный порядок внесения изменений и прекращение действия заключенного административного договора // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.2. — С. 75-78. — URL https://moluch.ru/archive/33/3721/ (дата обращения: 25.01.2020).

Административный договор является одной из правовых форм государственного управления органов исполнительной власти.

Под административным договором в качестве его дефиниции стоит понимать соглашение двух или более субъектов административного права, одним из которых в обязательном порядке является государственно-властный субъект, нормативной базой соответствующего соглашения являются нормы административного права, цель соглашения – удовлетворение публично-правовых интересов. Правовой режим такого договора содержит административно-правовые элементы, которые не свойственны частному праву. Такое соглашение является юридическим фактом, заключение его означает возникновение административного правоотношения, влекущее установление, изменение или прекращение административных прав и обязанностей субъектов административного договора. С его помощью нормы административного права воплощаются в жизнь, осуществляется перевод абстрактных юридических предписаний в конкретные правоотношения [2, c .60].

Само заключение административного договора направлено на применения норм права, их непосредственную практическую реализацию. Исполнение – это процесс претворение в жизнь административно правовых норм, в результате чего могут приниматься как индивидуально-конкретные решения, так и создаваться индивидуализированные нормы права.

Для заключения и исполнения административных договоров целесообразно использовать (разумеется, в конкретных пределах) устанавливаемые гражданским законодательством общие требования договорного права. Речь может идти как о форме договора, случаях его недействительности, сроках устанавливаемых в договоре, участниках договора и их административно – правовом статусе, исполнении договора, обеспечение исполнения обязательств, определенных в договоре, ответственности за нарушение договора, его изменение и расторжение.

Административный договор является одним из видов публичного договора, соответственно он обладает общими признаками присущие всем публичным договорам, но в тоже время обладает специфическими чертами, которые и выделяют его среди других публичных договоров [3].

Как справедливо отмечал в свое время Ю.Н. Старилов, на административный договор следует смотреть не только с точки зрения материальных административно-правовых норм, устанавливающих статутные положения (участники, права, обязанность, ответственность, административно-правовой режим исполнения), но и с позиций административно-процессуального права, поскольку административно-договорной процесс является частью административного процесса. Поэтому административный договор – это один из административно-процессуальных производств, который имеет и свою материальную часть, однако не в меньшей степени как в административно-правовой теории, так и в законодательстве следует развивать именно его процессуальные начала [1].

В содержание административно-договорного производства стоит включать деятельность уполномоченных государственных органов по заключению и исполнению административных договоров, данная процессуальная деятельность регулируется процессуальными нормами, содержащимися в своем большинстве в подзаконных актах.

По своей сути заключение административных договоров – это не что иное, как функция принятия индивидуально-конкретных решений для урегулирования административно-управленческих отношений, объединяющих волю двух или более субъектов заключаемого соглашения. Исполнение административного договора направлено на реализацию уже принятого договорного решения. Поэтому заключение договора направлено на применение права, а исполнение – это процесс его осуществления, именно здесь непосредственно нормы административного права претворяются в жизнь. Результатом заключения и исполнения административного договора является принятие индивидуально-конкретного решения, так и могут создаваться новые нормы права [5, c .120-155].

Процесс заключения и исполнения административного договора состоит из определенного набора процессуальных стадий, две стадии являются основными, а одна – факультативной.

Каждая стадия включает в себя ряд определенных активных действий органов управления, данные действия вовне выражаются в последовательно сменяющих друг друга процессуальных этапов, которые в свою очередь направлены на урегулирование конкретных общественных отношений в сфере государственного управления.

Процесс заключения административных договоров складывается из шести основных взаимосвязанных этапов:


изучение управленческой ситуации каждым из участников будущего соглашения;

выбор и анализ соответствующих норм права;

выбор вида будущего административного договора, который зависит от сферы его применения;

выбор будущего партнера административного договора;

предварительное согласование содержания и условий договора;

подписание договора его участниками.

Процесс исполнения договора также состоит из четырех этапов:


планирование исполнения договора;

проведение ряда практических организационных мероприятий на основе разработанного плана исполнения договора;

создание структурных подразделений в случае большого объема работ по организации исполнения договора и невозможности передать их уже существующим в составе органа структурным единицам;

последний этап процесса исполнения договоров – контроль над исполнением договоров, выполнение сторонами условий договора и его прекращение.

Факультативными (дополнительными) этапами заключения и исполнения административного договора могут являться следующие:


получение одобрения заключенного соглашения вышестоящим органом власти или должностным лицом;

внесение изменений и дополнений в текст договора, возможность заключения дополнительного соглашения к административному договору, вносящего в текст первоначального договора какие-либо изменения и/или дополнения.

Факультативной стадией может являться анализ и обобщение договорной практики [6, c .127-145].

Важным моментом в ходе исполнения условий административного договора сторонами является порядок внесения изменений и дополнений в условия договора. Здесь все зависит от того, в каком порядке – одностороннем или путем достижения взаимного согласия – проводятся изменения и по каким основаниям договор прекращает свое действие.

Сторона, не обладающая властными полномочиями, может повлиять на изменение (дополнение) условий договора двумя способами: в одностороннем порядке путем обращения в суд или путем заключения дополнительного соглашения, предложив внести такие изменения (дополнения) контрагенту, против которых она не будет возражать. Во втором случае процедура внесения изменений (дополнений) не будет отличаться от процедуры заключения договора. Внесение изменений и дополнений посредством судебного решения представляет собой специфическую процедуру, включающую в себя стадии административного судопроизводства. Основанием для обращения в суд может послужить существенное нарушение договора государственно-властным контрагентом. Так в п. 2 ст. 450 ГК РФ признается существенным нарушением условий договора одной стороной, которая влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной части лишается того, на что она была вправе рассчитывать при заключении договора. В административном праве, в случае если одностороннее изменение договора может нанести ущерб общественным интересам, суд вправе обязать сторону выполнить невыгодные для него условия под гарантию восстановления ее финансового равновесия. Действия властного контрагента в данной ситуации не зависят от предварительного решения суда. Прерогативы администрации проявляются в возможности в случае нарушения условий договора контрагентом в одностороннем порядке внести изменения в договор, а также расторгнуть его. В договоре целесообразно указывать, что в случае виновного существенного нарушения условий контрагентом, повлекшим неблагоприятные последствия для общественного блага, орган власти вправе изменить условия или расторгнуть договор, не восстанавливая финансовое равновесие другой стороны (мера ответственности). Невластный участник договора, разумеется, вправе обжаловать такое решение администрации в суде [4, c .218-219].

Основанием к изменению или расторжению договора может послужить также существенное изменение обстоятельств, которые существовали в момент заключения административного договора. Для государственного органа существенным изменением обстоятельств, дающим ему право в одностороннем порядке вносить обязательные для исполнения контрагентом изменения или в одностороннем порядке расторгнуть договор, будет в первую очередь утрата цели договора. Имеется в виду, что в силу изменившихся обстоятельств, которые стороны не могли предвидеть и предотвратить, выполнение первоначальных условий договора не будет содействовать удовлетворению публичных интересов полностью или частично. Если изменение обстоятельств приводит к нанесению ущерба только невластной стороне по договору, администрация (и суд в случае обращения заинтересованной стороны в данный государственный орган), исходя из публичных интересов, вправе обязать ее выполнить обязательства на невыгодных условиях (естественно, с соблюдением принципа финансового равновесия). Односторонне изменение или дополнение условий договора или расторжение договора государственно-властным участником представляет собой административный акт, который целесообразно оформлять в виде письменного решения. Нет нужды говорить, что право органа власти на такие односторонние действия должны быть ограниченны законом. Вероятнее всего, что и обжаловать данные решения другая сторона будет в порядке, предусмотренном для обжалования иных административных актов [4, c .219].

Внесение изменений или дополнений в условия договора или расторжение договора по соглашению сторон оформляется письменным договором и имеет те же стадии, что и заключение договора. В тех случаях, когда действиям администрации по заключению договора требуется одобрение вышестоящего органа, такое одобрение обязательно и при внесение изменений, дополнений в договор, как и согласие на расторжение договора. Если одобрение дается уже подписанному сторонами соглашению, то именно с этого момента оно считается заключенным. Правоотношения по договору прекращаются, кроме случаев одностороннего отказа от участия в договоре органа власти, решения суда о расторжении договора (по иску стороны, по протесту или заявлению прокурора), еще и в случае ненадлежащего исполнения договора, невозможности выполнения обязательств по договору.

Прекращение административного договора бывает двух видов: обычное и досрочное.

Обычное прекращение действия административного договора означает окончательное выполнение сторонами взятых на себя обязательств по данному договору надлежащим образом и в полном объеме, а также в случае истечение определенного срока, на который был заключен соответствующий договор.

Досрочное прекращение действия договора имеет место тогда, когда договор аннулируется до момента его окончательного исполнения. Такое прекращение действия договора не вызывает особых проблем, если вытекает из обоюдной воли сторон или является юридически неизбежным, например, в случае исчезновения предмета договора или смерти партнера – физического лица, в случае форс-мажорных обстоятельств которые объективно делают невозможным исполнение сторонами условий административного договора. Своеобразие административного договора проявляется в процедурах его аннулирования по решению либо органа управления – участника административного договора, либо по решению суда.

Аннулирование договора по решению органа управления – участника такого договора, выступает важным исключительным полномочием публичного органа управления, поскольку последний, даже если это право не предполагается законодательными нормами и положениями договора вправе в одностороннем порядке прекратить действие договора. Более того, административный орган обязан прибегать к своему праву в следующих случаях:

– в качестве санкции в отношении своего партнера за нарушения, допущенные им в своих действиях, если предварительно ему было направлено требование о неукоснительном выполнении своих обязательств, не возымевшее действия;

– по причинам, связанным с невозможностью непрерывного функционирования действий контрагента, неспособности его к постоянным приспособлением к меняющимся условиям, которые не по своей вине партнер не может более осуществлять. Такое односторонне аннулирование контракта, не связанное с какими-либо недостатками в действиях партнера, является прерогативой государственного органа, что соответствует его публичной природе и сопровождается полным возмещением ущерба, понесенного партнером.

Аннулирование договора по решению суда возможно в следующих случаях:

– орган управления обращается в суд, если, несмотря на наличие недостатков в действиях партнера, оно не вправе самостоятельно вынести решение об аннулировании соответствующего договора.

– партнер органа управления по договору обращается в суд с соответствующим ходатайством, основанным на наличии серьезных недостатков в действиях органа управления – участника договора, основанным на одностороннем решении последнего возложить на своего партнера новые крупные расходы, на возникновении форс-мажорных обстоятельств или, наконец, на факте окончательного нарушения финансового баланса договора.

Обязанность исполнения договора исчезает в связи с форс-мажорными обстоятельствами, что предполагает наличие факта, характеризующегося тремя условиями:

– факт не должен зависеть от воли партнера, органа государственного управления;

Читайте также:  Отличие агентского договора от договора оказания услуг

– факт должен быть непредвиденным и должен являться таковым в момент заключения договора (речь, как правило, идет о стихийных бедствиях);

– факт должен привести к реальной невозможности исполнения договора и быть непреодолимым.

При наличии данных условий партнер освобождается от обязанности исполнения договора.

Возможные дальнейшие действия сторон зависят от сложившейся ситуации: если форс-мажор делает окончательно невозможным исполнение административного договора, то партнер получает право расторгнуть договор, если форс-мажор приводит лишь к временной невозможности исполнения договора, то обязанность по исполнению договора вновь вступает в действие при его устранении, разумеется, если договор не был аннулирован. Представляется возможным при наличии форс-мажорных обстоятельств не только расторгнуть договор, но и внести в него изменения при наличии такой возможности и согласии сторон.

Таким образом, форс-мажорное обстоятельство представляет собой законное основание для неисполнения партнером его обязанностей по договору, если такое обстоятельство не порождено неправомерными действиями сторон [4, c .219].

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по административному договору невластной стороной договорных отношений орган исполнительной власти вправе расторгнуть его в одностороннем порядке и применить к виновной стороне предусмотренные договором санкции. Санкции, которые органы управления вправе применять в отношении своего партнера по договору, сводятся к следующим мерам:

– финансовые санкции – в случае задержки исполнения договора орган управления может наложить на другую сторону, заранее предусмотренный в договоре, либо возложить на своего контрагента возмещение нанесенного административному органу ущерба с выплатой процентов;

– лишение специальных налоговых льгот также можно засматривать как санкцию за неисполнение или ненадлежащие исполнение условий административного договора;

– дисциплинарная ответственность также может быть предусмотрена в договоре;

– расторжение договора – аннулирование договора возможно лишь в случае серьезных недостатков или правонарушений в действиях партнера.

Если орган исполнительной власти расторгает договор по собственной инициативе, а не из – за виновных действий другой стороны, другая сторона имеет право только на определенное «финансовое равновесие», то есть на возмещение своих прямых убытков.

Именно такой на наш взгляд процессуальный порядок внесения изменений и прекращение действия для сторон заключенного и исполняемого административного договора.

Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учеб. для вузов. – М. 2004.

Остапенко И.А. Теория административного договора: монография / И.А. Остапенко. – Волгоград: Издательство Волгоградского института экономики, социологии и права, 2011.

Остапенко И.А. Административный договор в системе договорного права // Вестник евразийской академии административных наук. Москва – 2009 № 2 (7).

Курчевская, С.В. Административно-договорные правоотношения // Правовая наука и реформа юридического образования: Сб. науч. тр. – Б.м. – 2002 .- Вып. 14.

Юсупов В.А. Государственное управление социалистической собственностью (Административно-правовой аспект проблемы). – М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1983.

Остапенко И.А. Административный акт и административный договор как правовые формы государственного управления / И. А. Остапенко. – Волгоград: Изд-во Волгоградского института экономики, социологии и права, 2010.

Административно-правовые договоры как форма деятельности субъектов государственной администрации

В данном разделе рассматривается порядок заключения административно правовых соглашений между субъектами госадминистрации разного и одного иерархического уровня, а также служебные контракты.

Административно правовые договоры и соглашения в качестве формы деятельности субъектов госадминистрации

В содержании действующего законодательства не применяются понятия административно-правового договора или административно-правового соглашения. Но авторы специальной литературы подобные договоры/соглашения рассматривают, как одну из форм деятельности субъектов системы правовых норм. Данные договоры/соглашения закрепляются в федеральном и региональном законодательствах. Они применимы для субъектов госадминистрации разного иерархического уровня, исполнительных органов госвласти субъектов России и органов местного управления муниципальных образований, а также государственных органов – нанимателей на госслужбу и граждан.

В российском законодательстве допускается возможность заключать договора/соглашения между органами госвласти России и ее субъектов.

В Конституции России предусмотрено то, что федеральные органы исполнительной ветви власти по согласованию с органами исполнительной вести власти субъектов России вправе передавать им исполнение части своих функций, если они не противоречат Конституции России и федеральному законодательству. Органы исполнительной ветви власти субъектов России по согласованию с федеральными органами исполнительной ветви власти вправе передавать им осуществление части своих функций (части 2 и 3 статьи 78).

Указанные конституционные нормы рассматриваются и развиваются в Федеральном конституционном законе «О Правительстве России». В данном правовом документе устанавливается, что Правительство России по согласованию с органами исполнительной ветви власти субъектов РФ вправе передавать им осуществление части собственных функций и реализовывать функции, переданные ему от органов исполнительной ветви власти субъектов России на базе соглашений.

Исключительно лишь на заседаниях Правительства России принимают решения по вопросам подписания соглашений с органами исполнительной ветви власти субъектов России (части 2 и 3 статьи 13, часть 11 статьи 28).

Соглашения между субъектами госадминистрации разного и одного иерархического уровня

В Федеральном законе, посвященном общим принципам организации законодательных/представительных и исполнительных органов госвласти субъектов России содержится самостоятельная глава об общих принципах разграничения функций между федеральными органами госвласти и органами госвласти субъекта России. Здесь устанавливается, что функции органов госвласти субъекта России по вопросам совместного ведения определены в Конституции государства, федеральных законах, законах субъектов России и договорах о разграничении полномочий и соглашениях. Функции органов госвласти субъекта России по вопросам ведения страной определены в федеральных законах, издаваемых согласно им нормативно-правовыми актами Президента России и Правительства России и соглашениями.

Нормативно-правовое регулирование на основании перечисленных договоров и соглашений является дополнением применительно к действующему регулированию на базе нормативно-правовых актов: постановлений, законов, указов. Оно применимо в ситуациях, когда невозможно или же нецелесообразно по каким-то обстоятельствам решать дилемму уточнения, перераспределения, делегирования функций при помощи федерального закона и иных нормативно-правовых актов.

Порядок заключения и вступления в юридическую силу соглашений между федеральными органами исполнительной ветви власти и исполнительными органами госвласти субъектов России по поводу передачи ими друг другу части собственных функций регулируется Правительством России.

Подготовку проекта соглашения осуществляет федеральный орган исполнительной ветви власти либо исполнительный орган госвласти субъекта России, являющимся инициатором соглашения.

Проект договора/соглашения инициатор направляет второй стороне. Согласование проекта соглашения осуществляется в течение 2-х недель. Однако он может быть продлен по договоренности между сторонами на 1 месяц. В случае если проект договора не будет согласован обеими сторонами в указанный срок, инициатор имеет право обратиться в Правительственную комиссию, занимающуюся административной реформой, для рассмотрения разногласий.

Члены правительственной комиссии принимают согласованное сторонами решение по поводу подписания соглашения или же о прекращении процесса его заключения. Правительственная комиссия вправе также принять решение, чтобы направить материалы, связанные с заключением соглашения, с целью рассмотрения на заседании Правительства России, в случае если к ней поступит обращение высшего должностного лица субъекта России (руководителя высшего исполнительного органа госвласти субъекта России). Правительство России принимает по предоставленным материалам заключительное решение в течение 1 месяца.

Подписанное участниками соглашение утверждается по распоряжению Правительства России. Проект данного распоряжения вносится в Правительство России федеральным органом исполнительной ветви власти, который является стороной соглашения, в течение 1 недели с момента подписания соглашения.

Соглашение официально вступает в юридическую силу с момента вступления в силу распоряжения Правительства России об его утверждении. Копию соглашения федеральный орган исполнительной власти (сторона соглашения) направляет в Министерство регионального развития государства.

Немного другой порядок предусмотрен для соглашений, для которых учитывается передача функций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте объектов капитального строительства, которые находятся в федеральной собственности (в том числе реализация функций строительной компании, учитываемых в федеральном законодательстве о градостроительной деятельности). Перечисленные соглашения вступают в юридическую силу с учетом некоторых особенностей:

  • в случае несогласования проекта договора/соглашения в установленные 2 недели с возможностью продления на 1 месяц процесс заключения соглашения прекращается;
  • договор/соглашение вступает в юридическую силу с даты, определенной данным соглашением;
  • в случае если одним из участников указанного соглашения выступает федеральная служба(агентство), которая(-ое) находится в ведении федерального министерства, тогда соглашение поступает на подтверждение федеральным министерством и признается заключенным с момента данного утверждения и вступает в юридическую силу с момента вступления в юридическую силу нормативно-правового акта федерального министерства об его утверждении.

По договоренности разделяются функции органов исполнительной ветви власти краев и областей, которые имеют в составе автономные округа, и органов исполнительной ветви власти автономных округов. Субъекты России и их государственные органы исполнительной ветви используют договорную форму регулирования в целях координации совместной исполнительной деятельности, а также взаимодействия при реализации общего административного управления и административно правового регулирования. Она применима также в правовых отношениях между органами исполнительной ветви власти субъектов России и органами местного управления муниципальных образований.

Служебные контракты при поступлении на гражданскую службу, контракты при поступлении на военную и правоохранительную службу, как разновидность административно правовых договоров

Другой вид административных договоров – это служебный контракт (касаемо прохождения военной службы).

Административный договор является соглашением на добровольной основе между представителем нанимателя на прохождение гражданской службы либо федеральным органом исполнительной ветви власти, в котором подразумевается военная служба, и гражданином, отправляющимся на государственную гражданскую или же военную службу.

Административно-правовой договор/соглашение/контракт представляет собой форму деятельности субъектов госадминистрации, предусмотренной в административном праве, выражающаяся в официальной письменной форме; добровольное публичное волеизъявление равноправных сторон административного правового отношения, причем минимум один участник имеет статус исполнительного органа либо должностного лица госвласти, но использует в этом отношении собственные властные права.

Предметом договора/соглашения выступает передача сторонами друг другу реализации части своих функций, ответственности, организация общей исполнительной деятельности, административного управления и правового регулирования, зачисление на государственную гражданскую, военную либо правоохранительную службу.

Обычно заключение административно правового договора/соглашения сопровождается последующим принятием нормативного либо индивидуального административно правового акта с целью осуществления достигнутых договоренностей в ходе дальнейшей исполнительной деятельности, административного управления и правового регулирования. Фактически властные полномочия – это одни из самых очевидных признаков компетенции органов госвласти, а наделение их полномочиями либо изменение их объемов происходит по единому правилу лишь через издание правовых актов. Потому признается, что самого по себе договора/соглашения, рассматриваемого без сопровождающего правового акта, недостаточно для приобретения полномочий исполнительным органом госвласти, которому данные полномочия переданы. С юридической точки зрения, в этом случае чтоб получить властные полномочия, необходим сложный состав в форме 2-х документов для их передачи: договор/соглашение и правовой акт. Служебный контракт тоже действителен совместно с правоприменительным актом, посвященном назначению гражданина на государственную должность гражданской службы.

При рассмотрении вопросов участия исполнительных органов госвласти в договорном регулировании следует уделить внимание особенностям заключения гражданско-правовых договоров, где указанные органы пользуются собственными специфическим властным воздействием.

В Федеральном законе, посвященном поставкам продукции для федеральных государственных нужд предусмотрена контрактная (договорная) основа заказов на поставку товаров (статьи 3, 5).

В Федеральном законе касаемо закупок и поставок сельхозпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, тоже установлена договорная форма заказов на закупку и поставку (статьи 1, 3, 5, 6 и 8).

Данные отношения в ГК РФ регулируются, как договорные и гражданско-правовые (статьи 525-534).

Одновременно с этим, в договорах подобного плана есть некоторые административно правовые элементы. Так, для них характерен государственный заказчик в лице органов госвласти и госконтроль, обеспечение госнужд за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов России. К отношениям, не регулируемым ГК РФ, применяют законы, посвященные поставкам товаров для госнужд. Конечно, от присутствия перечисленных элементов данные договоры не теряют гражданско-правовой природы и не являются административно правовыми, хоть и могут выступать предметом административно правового исследования, учитывая то, что они удовлетворяют публичные интересы.

Ссылка на основную публикацию