Унитарное предприятие вправе заключить договор банковского вклада, не выполняя требований 44-ФЗ и 223-ФЗ

Закупки унитарных предприятий: по какому закону?

    On 17.10.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ

С 1 января 2017 года ГУП и МУП стали руководствоваться в своей закупочной деятельности законом 44-ФЗ. Однако очень скоро стало понятно, что это была не самая удачная идея. В итоге для унитарных предприятий сделали послабления, и теперь они снова могут закупаться по 223-ФЗ.

Почему правила закупки ГУП и МУП ужесточили

Унитарные предприятия являются коммерческими, но имеют особенности. У них нет собственного имущества — за ними закрепляется имущество, принадлежащее государству, субъекту РФ либо муниципалитету. До начала 2017 года унитарные предприятия вели закупочную деятельность по закону 223-ФЗ. Далее была предпринята попытка ужесточить правила их закупки.

В ФАС считают, что ГУП и МУП вредят конкуренции на локальных рынках. Посредством структур такого типа государственные и муниципальные заказчики уходят от проведения конкурентных процедур по закону о контрактной системе. Они попросту передают бюджетные средства в виде субсидий подведомственным унитарным предприятиям, и те закупают нужные для заказчика товары, работы и услуги по 223-ФЗ.

Но в условиях закупок по правилам контрактной системы унитарные предприятия столкнулись с серьезными проблемами. Специфика деятельности многих из них такова, что закупки требуется проводить быстро, а заранее предусмотреть потребности невозможно. В особенности это касается предприятий теплоснабжения и аптек. Тогда как процедуры 44-ФЗ рассчитаны на длительные сроки, что сильно осложняет закупочную деятельность ГУП и МУП. Поэтому практически сразу после перехода под закон о контрактной системе они стали обращаться к депутатам Госдумы и просить перевести их обратно.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Кому разрешено закупать по 223-ФЗ

Поправки 2018 года разрешают унитарным предприятиям закупаться по 223-ФЗ в таких случаях:

  1. Если они являются федеральными и имеют существенное значение для обеспечения прав граждан, обороноспособности и безопасности страны. Правительство утверждает перечень таких важных ФГУП. Они могут закупаться по 223-ФЗ, но только не на средства, полученные в виде бюджетных субсидий.
  2. Если закупки унитарных предприятий проводятся за счет любых грантов, полученных от физических и юридических лиц в России либо за ее пределами. В том числе за счет субсидий и грантов из бюджета, которые выдавались на конкурсной основе.
  3. Если унитарное предприятие является исполнителем по госконтракту и привлекает в рамках этого соглашения для поставки товаров, выполнения работ или услуг иных лиц. 223-ФЗ может применяться только в объеме, необходимом для выполнения контракта.
  4. Если закупка производится за счет любых средств, кроме бюджетных.

Что нужно для торговли по 223-ФЗ

Основным документом заказчика по 223-ФЗ является Положение о закупке. Его разработка и утверждение является обязательным условием для применения упомянутого закона для всех заказчиков, в том числе и для унитарных предприятий. У них была возможность утвердить свои Положения до 1 октября 2018 года. Организации, которые успели это сделать, уже сейчас могут не применять 44-ФЗ.

Все прочие должны подготовить Положения до начала 2019 года. Документ нужно принять и разместить в ЕИС. В таком случае с 1 января можно будет проводить закупки по 223-ФЗ. Однако если этого не сделать, придется еще год работать по 44-ФЗ.

Как будет решаться проблема ухода от конкуренции

ФАС не изменила своего мнения по поводу вредности ГУП и МУП для конкуренции на отдельных рынках. Сейчас решается вопрос, который определит их дальнейшую судьбу — внесен законопроект о ликвидации унитарных предприятий. Идея принадлежит Антимонопольной службе, а Правительство с ней согласилось и внесло в Госдуму.

Речь не идет об упразднении организационно-правовой формы — часть унитарных предприятий будет функционировать. А вот те, которые ведут деятельность на конкурентных рынках, будут ликвидированы.

Создавать новые ГУП и МУП запретят уже с 1 января 2019 года. Правило не будет распространяться только на такие случаи:

  1. Когда унитарное предприятие учреждается на основании федерального закона, актов Президента или Правительства.
  2. Когда его учреждает федеральный орган исполнительной власти, в чьем ведении находится государственная политика в сфере безопасности и обороноспособности.
  3. Когда предприятие создается в сфере естественных монополий.

Чтобы зарегистрировать новый МУП или ГУП, нужно будет получить согласие ФАС. Что же касается уже существующих унитарных предприятий, то останутся только те, кто удовлетворяет приведенным выше условиям. Все остальные должны быть ликвидированы учредителями до конца 2020 года. Иначе ФАС будет добиваться этого через суд.

Сравниваем 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица для чайников

44 ФЗ, 223 ФЗ — два закона, которые регулируют большую часть госзакупок. 01.07.2018 вступили в силу сразу несколько Постановлений Правительства, которые сильно изменили не только сами законы по закупкам, но и различия между ними. Эта статья будет полезна тем, кто только разбирается в процессе госзакупок и пытается понять, чем же госзакупки по 44-ФЗ отличаются от запросов по 223-ФЗ.

Что регулируют

Для начала разберем, для кого написаны оба закона. Так сказать, правила госзакупок по 44 ФЗ и 223 ФЗ для чайников.

Как и прежде, 44 закон устанавливает правила приобретения различных благ государственными заказчиками. Эта область носит название «Контрактная система».

223-ФЗ, в свою очередь, содержит нормы для госкорпораций, естественных монополий и т. д. Если раньше он носил рамочный характер, то теперь его новая редакция уточняет многие моменты, которые нельзя игнорировать.

Давайте теперь ответим на вопрос: 44 и 223 ФЗ — в чем разница?

Таблица отличий

В нескольких словах изложить содержание двух федеральных законов — сложная задача. Но мы попытаемся. Вы уже знаете, в каких случаях используются оба Федеральных закона. Теперь рассмотрим, в чем же принципиальная разница между 223 ФЗ и 44 ФЗ, отличия таблица разделяет по этапам проведения процедуры. Так сказать, сравниваем поэтапно.

Кто может быть заказчиком

Органы власти (государственные, муниципальные), Росатом, Роскосмос, орган управления государственным внебюджетным фондом, государственные и муниципальные казенные учреждения.

Унитарные предприятия, если закупка проходит за счет бюджетных средств.

Предприятия с долей государства в уставном капитале более 50 %.

Бюджетные учреждения, унитарные предприятия, приобретающие продукцию:

  • за счет грантов;
  • как субподряд;
  • за счет собственных доходов.

Унитарные предприятия, если тратят собственные средства.

Юрлица с инвестиционными проектами более 500 млн руб. с господдержкой.

Кто может участвовать

Юридические лица (не офшоры).

Индивидуальные предприниматели (ИП).

Заказчик в документации к некоторым закупкам (средства для реабилитации инвалидов, создание произведений литературы и искусства и др.) может установить для себя право заключить контракт сразу с несколькими участниками.

Кому предоставляются преимущества

Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов.

СМП и СОНКО — 15 % годового объема закупок заказчики должны делать только у таких поставщиков.

Субъектам малого и среднего предпринимательства — объем установлен в ПП от № 1352 от 11.12.2014.

Виды тендеров

  • открытый;
  • открытый в электронной форме;
  • с ограниченным участием;
  • с ограниченным участием в электронной форме;
  • двухэтапный;
  • двухэтапный в электронной форме.

Закрытые процедуры (все виды конкурсов, аукционы). Могут быть как офлайн, так и в электронной форме.

Запрос котировок в электронной форме.

Закупка у единственного поставщика.

Конкурентная закупка (конкурс, аукцион, запрос котировок, предложений).

Конкурентная закупка в электронной форме.

Закрытая конкурентная закупка.

Закупка у единственного поставщика.

Другие способы, указанные в Положении.

Площадки (в т. ч. специализированные для закрытых процедур), которые отвечают требованиям, утв. ПП № 656 от 08.06.2018. Список площадок утвержден Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018. Среди них: ЕЭТП, «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», ГУП «Агентство по госзаказу РТ» и «Российский аукционный дом». Дополнительно в этот список включили «ТЭК-Торг» и ЭТП ГПБ («Электронная торговая площадка Газпромбанка»).

Заказчики размещают запросы на аналогичных 44-ФЗ площадках.

Сроки для участияУстановлены в законе.

Закон регламентирует сроки для конкурентных закупок.

Для сделок с единственным поставщиком заказчик устанавливает порядок в Положении.

Подпись для электронных документовУсиленная квалифицированная подпись (статья 4 44-ФЗ). Используется на 8 федеральных площадках.Усиленная квалифицированная подпись (ч.5 ст. 3.3 223 ФЗ). Используется на 8 федеральных площадках + коммерческих (около 170).
Подробности пакета нужно уточнять в удостоверяющем центре при получении.Обеспечение заявок и контракта

Обеспечение заявки необходимо для конкурсов и аукционов при НМЦК более 1 млн руб.

Заказчик обязан установить обеспечение исполнения контракта, кроме случаев, указанных в ч. 2 ст. 96, где это его право. Способ обеспечения: банковская гарантия или деньги.

Обеспечение заявок не требуется для конкурентных закупок с НМЦК менее 5 млн руб. В иных случаях такое требование — право заказчика, но не более 5 % от НМЦК.

Правила для обеспечения договоров заказчик устанавливает в Положении.

Борьба с демпингомУчастник подтверждает добросовестность либо предоставляет увеличенное обеспечение контракта (ст. 37).Заказчик может установить соответствующие требования в Положении.Обоснование НМЦКТребуется для каждой процедуры (ст. 22).

Необходимость и способы обоснования начальных цен заказчик прописывает в Положении.

Если заказчик вовремя не опубликует Положение в ЕИС, то обосновывать НМЦК он должен будет в соответствии с правилами 44-ФЗ (ст. 22).

Отчеты в ЕИС

О закупках у СМП И СОНКО.

Обоснование закупки у единственного поставщика.

Об исполнении контрактов (отдельного этапа).

Сводный аналитический отчет с результатами мониторинга закупок.

О количестве приобретенной продукции в рамках исполнения специального инвестиционного контракта.

Годовые отчеты о закупках:

  • инновационной, высокотехнологичной продукции;
  • у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • ежемесячные отчеты
Изменения и расторжение контракта

Менять существенные условия нельзя. Исключение — по соглашению сторон в определенных законом случаях (ч. 1 ст. 95).

  1. По соглашению сторон.
  2. По решению суда.
  3. При одностороннем отказе одной из сторон.

Допустимо изменение количества, объема, цены приобретаемых благ, сроков исполнения условий сделки, по сравнению с указанными в итоговом протоколе.

Расторжение — в связи с существенными нарушениями участником по решению суда.Жалобы по 44 ФЗ, по 223 ФЗ

Уполномоченные органы субъектов и местного самоуправления.

Контрольный орган в сфере гособоронзаказа.

Срок рассмотрения — 5 рабочих дней.

Порядок обжалования участником торгов установлен в ст. 18.1 № 135-ФЗ. Обжалуют:

Письмо АРБ Министру финансов Российской Федерации Силуанову А. Г. «О применении Федерального закона от 05.04.2014 № 44-ФЗ»

Исх. А-01/5-769 от 20.11.2014

Министру финансов
Российской Федерации
Силуанову А. Г.

Уважаемый Антон Германович!

Обращаемся к Вам по просьбе банков – членов АРБ, в практической деятельности которых возникают вопросы, связанные с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).

1. О возможности распространения Закона № 44-ФЗ на договоры банковского вклада, заключенные с субъектами, указанными в пункте 3 части 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ.

По нашему мнению, решение этой проблемы должно быть основано не только на нормах Закона № 44-ФЗ, но и Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ указанный закон регулирует отношения по поводу поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг по договорам, заключенным от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом, в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ.

Читайте также:  Порядок открытия валютного счета в банке

Лица, перечисленные в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ, финансируются за счет государственного бюджета. Поэтому порядок открытия счетов в банках, включая депозитные счета, должен регулироваться статьями 155, 156 БК РФ. Этими нормами предусмотрено, что обслуживание счетов бюджетов осуществляет Центральный банк Российской Федерации и его учреждения, а кредитные организации могут выполнять эти функции только в случаях отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Отсюда следует, что по общему правилу, бюджетные средства должны храниться на бюджетных счетах в органах казначейства, а в конечном итоге – в Банке России, и только в исключительных случаях – в кредитных организациях. Средства государственного и муниципального бюджетов имеют строго целевое назначение и не могут отвлекаться в банковские вклады.

Помимо средств бюджетного финансирования бюджетные организации получают платежи от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности. Эти средства также по общему правилу учитываются на счетах в органах казначейства, а, в конечном счете – в составе средств соответствующего бюджета, что исключает их размещение во вклады в кредитных организациях.

Если по каким-либо законным основаниям средства, полученные бюджетными организациями от предпринимательской и иной приносящей доходы деятельности, размещены в кредитных организациях на банковских счетах, то они могут перечисляться в банковские вклады.

Для указанного последнего случая должен применяться Закон № 44-ФЗ, статьей 1 которого предусмотрено, что установленным им порядком следует руководствоваться при заключении бюджетными учреждениями гражданско-правового договора, предметом которого является оказание услуги. Из пункта 2 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) следует, что к понятию «услуга» в широком смысле относятся также договор банковского вклада. Полагаем, что требования Закона № 44-ФЗ должны применяться при заключении договора банковского вклада с лицами, поименованными в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.

В связи с изложенным просим Вас высказать официальную позицию Минфина России допустимости применение Закона № 44-ФЗ при заключении договора банковского вклада с лицами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.

2. О необходимости размещения сведений о заключении договора банковского вклада с субъектами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ, если такой договор был заключен путем размещения заказа у единственного поставщика.

В соответствии с частью 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, когда такая закупка разрешена этим законом, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее, чем за пять дней до даты заключения контракта. Полагаем, что в случае заключения бюджетным учреждением договора банковского вклада по результатам закупки путем размещения заказа у единственного поставщика, вкладчику необходимо размещать сведения о такой закупке в единой информационной системе.

На основании изложенного просим высказать официальную позицию Минфина России о необходимости размещения сведений о заключении договора банковского вклада с субъектами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ, если такой договор был заключен путем размещения заказа у единственного поставщика.

3. О необходимости включения в план закупок информации о заключении договора банковского вклада путем размещения заказа у единственного поставщика субъектами, указанными в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 21 Закона № 44-ФЗ в план-график включается информация: наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно).

Полагаем, что в случае заключения субъектом, обозначенным в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ, договора банковского вклада по результатам закупки путем размещения заказа у единственного поставщика, вкладчику необходимо включать информацию о такой закупке в план закупок.

В связи с изложенным просим Вас высказать официальную позицию Минфина России об обязанности вкладчика, относящегося к числу субъектов, указанных в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ, включать в план закупок информацию о заключении договора банковского вклада путем размещения заказа у единственного поставщика.

4. О порядке определения стоимости закупки в случае заключения договора банковского вклада субъектом, указанным в пункте 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.

Из статьи 834 ГК РФ следует вывод, что бюджетное учреждение-вкладчик, внесшее сумму вклада в банк, по окончании срока договора банковского вклада должно получить как сумму вклада, так и проценты на него, согласованные в договоре. Таким образом, затраты в виде уплаты суммы процентов несет не вкладчик, а банк, т.е. услугодатель. Получается, что для вкладчика эта операция не приносит каких-либо расходов, а напротив, дает прибыль. Данный пример показывает, что банковские вклады не в полной мере могут быть отнесены к традиционным услугам, в том числе и для целей применения Закона № 44-ФЗ. В этой связи не понятно, как считать «стоимость услуги» в данном случае.

В связи с изложенным просим Вас ответить на вопросы:

  • что считать «стоимостью закупки» в случае заключения договора банковского вклада бюджетным учреждением;
  • следует ли включать в стоимость закупки сумму вклада и начисленные проценты за весь срок вклада либо в стоимость закупки данной финансовой услуги включается только сумма начисленных процентов за весь срок вклада?

5. О порядке продления срока действия договора банковского вклада, заключенного путем размещения заказа у единственного поставщика

Вопрос о порядке продлении срока договора банковского вклада возник в случае, когда в положении о закупках бюджетного учреждения-заказчика, предусмотрена возможность заключения договора банковского вклада путем размещения заказа у единственного поставщика (без конкурентных процедур).

В связи с изложенным просим Вас ответить на вопросы:

  • вправе ли стороны договора банковского вклада по окончании срока вклада в указанной ситуации пролонгировать этот договор на тех же условиях на новый срок без соблюдения процедуры закупки?
  • необходимо ли включать в Положение о закупках заказчика возможность такой пролонгации договора банковского вклада?

В связи с необходимостью корректного применения Закона № 44-ФЗ банковским сообществом просим Вас ответить на поставленные вопросы.

С уважением,
Президент Г.А.Тосунян

Исп. Митяшова Л.А., тел. (495) 691-50-53, Ефимова Л.Г., тел. (495) 691-50-53

Применение 223-ФЗ вместо 44-ФЗ (или смешанная система)

МУП осуществляет пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам с регулируемыми тарифами (в соответствии с заключенным контрактом в Администрацией города). Из городского бюджета МУП выделяется субсидия на возмещение недополученных доходов при осуществлении муниципальных пассажирских перевозок. Помимо этого, МУП осуществляет коммерческие перевозки (не субсидируются). Может ли МУП осуществлять закупки в рамках 223-ФЗ, если да, то в каком объеме?

Ответы юристов ( 5 )

  • 10,0 рейтинг
  • 7502 отзыва эксперт

Может ли МУП осуществлять закупки в рамках 223-ФЗ, если да, то в каком объеме?

Андрей, добрый день! Согласно ч. 2.1. ст. 15 44-ФЗ

2.1. Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:

2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

таким образом, МУП при условии размещения в единой системе закупок ДО начала очередного года положения о закупках вправе осуществлять закупки по 223-ФЗ за счет средств, полученных не из бюджета. В остальной части закупки МУП должен осуществлять в рамках 44-ФЗ

Новым законом установлено, что все ГУП и МУП вправе осуществлять закупки по правилам 223 ФЗ уже с 29 июня.

условие — разместить положение о закупках на базе единой информационной системы (ЕИС).

Но не все закупки у ГУП и МУП будут проходить по 223- ФЗ. Есть два исключения.

Это когда финансирование идет за счет средств субсидий, которые выделены из федбюджета: для капитальных вложений в объекты капитального строительства госсобственности; на приобретение объектов недвижимого имущества в госсобственность РФ.

Таким образом, ответ, да МУП может осуществлять закупки, но чтобы проводить их в текущем году з Закону № 223-ФЗ вам необходимо до 1 октября 2018 года изменить или утвердить положение о закупке и разместить его в ЕИС.

Согласно ч. 2 ст. 1 223-фз,

указанный Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

5) государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении закупок:

ч. 3 ст. 2 Закона определяет, что

2) руководителем унитарного предприятия в случае, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона,

1. Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

То есть, при наличии положения о закупках, утвержденном руководителем Вашего предприятия и размещенной в ЕИС до начала текущего года, Вы вправе практически любую закупку осуществлять в рамках 223-фз. Исключения, установленные на этот счет, на приведенную Вами ситуацию не распространяются.

Унитарные предприятия вправе проводить закупки по Закону N 223-ФЗ в следующих случаях (ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ):

— государственное или муниципальное унитарное предприятие проводит закупку без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;

— предприятие осуществляет закупку за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, и субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если грантодатели не определили иные условия;

— в ходе исполнения контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ, предприятию требуется привлечь иных лиц для поставки товара (выполнения работ, оказания услуг), необходимого для исполнения предусмотренных контрактом обязательств (исключением является исполнение предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

— унитарные предприятия, которые включены в Перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 N 2931-р, проводят закупки без использования субсидий из федерального бюджета на осуществление на территории РФ капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ и (или) на приобретение на территории РФ объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ.

Для осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ заказчику нужно до начала года принять и разместить в ЕИС положение о закупке (п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ)

Читайте также:  Что такое накопительные счета в банке - сравнение

Для осуществления закупок без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ в 2018 г. ГУП и МУП вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки до 01.10.2018 (ч. 12 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, ч. 42 ст. 112 Закона N 44-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке утверждается:

— руководителем унитарного предприятия, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие;

Чем отличается 44‑ФЗ от 223‑ФЗ?

Объем 44-ФЗ в 10 раз больше, чем 223-ФЗ. Более строгий 44-ФЗ подробно объясняет участникам правила работы, регламентирует параметры при выборе победителя. Поэтому он подходит начинающим участникам, а 223-ФЗ — более опытным компаниям. Посмотрим подробнее, чем различаются эти два закона.

В чем принципиальное отличие?

44-ФЗ

Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки. Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков.

Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены.

223-ФЗ

Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков. Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.

Кто заказчик?

44-ФЗ

Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения

223-ФЗ

  • государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
  • субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
  • организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  • бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

Кто поставщик?

44-ФЗ и 223-ФЗ

Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели.

У каких участников приоритет?

44-ФЗ

  • субъекты малого предпринимательства,
  • учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  • организации инвалидов,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
  • социально ориентированные некоммерческие организации.

15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

223-ФЗ

  • субъекты малого и среднего предпринимательства,
  • поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),

Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 18% совокупного годового объема договоров.

Способы закупок

44-ФЗ

Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.

  • открытые конкурсы
  • конкурсы с ограничением участия
  • многоэтапные конкурсы
  • закрытые конкурсы
  • закрытые конкурсы с ограничением участия
  • электронные аукционы
  • аукционы в закрытой форме
  • запросы предложений
  • запросы ценовых котировок

Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены.

223-ФЗ

В положении о закупке заказчик прописывает конкурентные и неконкурентные способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика. Конкурентные закупки можно проводить в виде:

  • конкурсов,
  • аукционов,
  • запросов предложений,
  • запросов котировок.

Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению.

Закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше конкурентными закупками.

На каких ЭТП заказчики проводят торги?

44-ФЗ

8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ. А ккредитацию на всех этих площадках автоматически дает р егистрация в Единой информационной системе закупок. Регистрация бесплатна.

223-ФЗ

Больше 150 ЭТП. Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою». На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату.

Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми ЭТП госзакупок.

Какая подпись нужна для участия в электронных процедурах?

44-ФЗ

Квалифицированная электронная подпись (КЭП).

223-ФЗ

Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП).

Сроки подачи заявок

44-ФЗ

Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать.

223-ФЗ

Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку.

Какую отчетность предоставляют заказчики?

44-ФЗ

Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:

  • документы о приемке работ,
  • по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.

223-ФЗ

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  • заключенных договоров,
  • договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  • заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.

До 1 февраля года следующего за отчетным з аказчики размещают:

  • годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),
  • годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442).

Обеспечение исполнения заявки и контракта

44-ФЗ

Обеспечение заявки

Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. Обеспечение заявки будет таким:

  • от 0,5 до 1 %, если НМЦ до 20 млн руб.,
  • от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,
  • 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.

Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на спецсчет . Выбрать банк можно бесплатно в сервисе Контур.Спектр.

Обеспечение контракта и гарантийных обязательств

Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены.

Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта. Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

  • внести денежные средства на счет заказчика,
  • предоставить банковскую гарантию.

Для малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта. Обеспечение не предоставляют те СМП, кто имеет опыт исполнения контрактов.

Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком (перечень банков опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru.

Стоимость участия

Победителю закупки нужно быть готовым отдать:

  • 1% от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей (без учета НДС).
  • 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (включая НДС), если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.

223-ФЗ

Обеспечение заявки

Заказчики не может требовать обеспечение заявки при НМЦ

Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет. В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика.

Обеспечение контракта

Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом (деньгами или банковской гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке.

Стоимость участия

В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП. Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки. В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие.

Возможность изменения, расторжения контракта

44-ФЗ

Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя.

223-ФЗ

Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках.

Можно ли обжаловать действия заказчика?

44-ФЗ

Жаловаться можно, в законе прописан алгоритм действий. Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.

223-ФЗ

М ожно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Новации в закупках у МУП и ГУП в 2019 году

Автор: Чагин К. Г., консультант по социальной политике Института экономики города (Москва)

Как известно, правила осуществления закупок ГУП и МУП в последние годы претерпевали значительные трансформации. До 2017 года эти заказчики проводили свои закупки по Закону № 223-ФЗ, после их в большинстве случаев обязали использовать Закон № 44-ФЗ, затем аптекам, а потом и всем остальным ГУП и МУП разрешили вернуться к Закону № 223-ФЗ – при закупках без привлечения бюджетных средств.

Таким образом, сейчас по общей схеме ГУП и МУП применяют:

Закон № 223-ФЗ – для закупок за счет средств, которые зарабатывают сами;

Закон № 44-ФЗ – для закупок за счет средств, предоставленных им из бюджетов своих учредителей.

Поэтому изменения, которые постоянно вносятся в оба эти закона, являются для таких заказчиков актуальными. В данной статье сделан краткий обзор основных новаций, которые необходимо учитывать при закупках начиная с 2019 года.

Новации в Законе № 223-ФЗ.

Прежде всего, с 01.01.2019 для закупок по Закону № 223-ФЗ стал обязательным ряд норм, введенных в этот закон еще с 01.07.2018. До конца 2018 года можно было осуществлять закупки «по-старому», но до начала 2019 года заказчики были обязаны внести в свои положения о закупке соответствующие изменения и с начала 2019 года уже осуществлять закупки по новым правилам (если какой-то заказчик не успел это сделать, то осуществлять закупки в 2019 году он сможет только в рамках Закона № 44-ФЗ). Рассмотрим, что надо учитывать в этом году.

Единые требования к проведению конкурентных закупок

Теперь в своих положениях о закупке заказчики при установлении правил применения того или иного способа конкурентной закупки должны будут учитывать условия, установленные в самом Законе № 223-ФЗ. К значимым относятся следующие условия.

1. Участник конкурентной закупки вправе направить заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, при этом в течение 3 рабочих дней с даты поступления такого запроса заказчик должен разъяснить положения документации о конкурентной закупке и разместить ответ в ЕИС с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил запрос. Но заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение, если запрос поступил позднее чем за 3 рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

2. Заказчик имеет право отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) только до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, причем решение об отмене должно размещаться в ЕИС в день принятия этого решения. По истечении данного срока и до заключения договора заказчик вправе отменить определение поставщика (исполнителя, подрядчика) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством. Отметим, что эта новация призвана положить конец относительной «вольнице» заказчиков в части определения правил отказа от закупки.

Читайте также:  Досрочное расторжение договора банковского вклада

3. Участник конкурентной закупки вправе подать только одну заявку на участие в такой закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения о ее проведении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, при этом участник вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок. Заявка на участие в такой закупке является измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве заявки получено заказчиком до истечения срока подачи заявок на участие в закупке.

4. Договор по результатам конкурентной закупки должен заключаться не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола по результатам закупки.

5. Заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке требование об обеспечении заявок на участие в конкурентных закупках, в том числе порядок, срок и случаи возврата такого обеспечения. В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке должны быть указаны размер обеспечения и иные требования к нему, в том числе условия банковской гарантии (если этот способ обеспечения заявок на участие в закупках предусмотрен положением о закупке заказчика). Более того, согласно рассматриваемым новациям в Законе № 223-ФЗ заказчик не должен устанавливать требование обеспечения заявок на участие в закупке, если НМЦД не превышает 5 млн руб., а при таком превышении вправе требовать обеспечения заявок в размере не более 5 % НМЦД. Случаи, когда обеспечение заявки не возвращается участнику закупки, сейчас тоже определены в самом Законе № 223-ФЗ – это, во-первых, случай, когда победитель уклоняется или отказывается заключить договор, а во-вторых, случай, когда победитель не предоставляет или предоставляет с нарушением установленных условий до заключения договора заказчику обеспечение исполнения договора (если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке установлены требование обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

6. Отдельно определен подробный порядок осуществления конкурентной закупки в электронной форме. Не допускаются переговоры заказчика с оператором электронной площадки и оператора электронной площадки с участником конкурентной закупки в электронной форме в случае, если в результате этих переговоров создаются преимущественные условия для участия в закупке и (или) условия для разглашения конфиденциальной информации; участник конкурентной закупки в электронной форме вправе отозвать свою заявку либо внести в нее изменения не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, направив об этом уведомление оператору электронной площадки; и т. д. Отметим, что любые конкурентные закупки должны будут осуществляться в электронной форме, если иное не предусмотрено положением о закупке (за исключением закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, – см. ниже).

О конкурентных закупках, участниками которых могут быть только субъекты МСП

Конкурентные закупки, участниками которых в соответствии с Законом № 223-ФЗ могут быть только субъекты МСП, будут осуществляться исключительно в электронной форме.

Установлены подробные правила таких закупок. Например, они могут осуществляться только следующими способами: конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме, запрос предложений в электронной форме. В качестве обеспечения заявки в такой закупке могут использоваться не только денежные средства, но и банковская гарантия. Эти закупки должны проводиться только на электронных площадках, функционирующих в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Законом № 44-ФЗ, и рядом дополнительных требований по Закону № 223-ФЗ. Причем такие закупки могут проводиться заказчиками только на электронных площадках, которые включены в утвержденный Правительством РФ перечень8.

Изменены правила продления срока подачи заявок при внесении изменений в извещение или документацию о закупке

При внесении изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в ЕИС указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Новации в Законе № 44-ФЗ.

Проведение закупок в электронной форме

Главной новацией применения Закона № 44-ФЗ является то, что с начала 2019 года все конкурентные закупки должны проводиться в электронной форме, «бумажными» они могли быть только до конца 2018 года. Исключения из этого общего правила, когда все-таки возможна закупка в бумажной форме, касаются лишь нескольких случаев – например, запроса котировок для нормального жизнеобеспечения граждан, закупки на территории иностранного государства (ч. 43 и 44 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). Именно поэтому в данном законе пока еще остаются разделы, которые регламентируют проведение «бумажных» закупок.

В электронной форме (как электронные процедуры) должны будут проводиться любые открытые конкурентные закупки, а закрытые – только в случаях, определенных Правительством РФ. Закупки должны осуществляться через электронные площадки, в связи с чем вводится их разделение на обычные и специализированные. На первых проводятся открытые закупки, на вторых – закрытые. И в первом, и во втором случае перечни площадок утверждены Правительством РФ – в первый перечень сейчас включено восемь площадок, во второй – только одна. Кроме этого, подробно регламентирован порядок проведения электронных закупочных процедур, в том числе в разрезе отдельных способов закупки. Например, установлены право операторов электронных площадок взимать плату за участие в электронной процедуре с ее участника, а также порядок ее взимания и ее предельные размеры. В случае отмены заказчиком закупки оператор электронной площадки должен будет возвратить заявки участникам закупки в течение часа с момента размещения в ЕИС извещения об отмене электронной процедуры с одновременным уведомлением в форме электронного документа участника процедуры об ее отмене; при любых закупках в электронной форме участнику закупки, который вносит в качестве обеспечения денежные средства, достаточно будет представить документ (например, платежное поручение), подтверждающий это внесение. Отметим, что большинство площадок ввело такую плату – например, популярная площадка «Сбербанк-АСТ» (http://www.sberbank-ast.ru) взимает 1 % НМЦК, но не более 2 тыс. руб. в отношении закупок, в которых участвуют только субъекты СМП и СОНКО, и 5 тыс. руб. в отношении других закупок.

Единый реестр участников закупок в ЕИС

С 01.01.2019 вступила в силу новая норма закона, согласно которой вводится единый реестр участников закупок в ЕИС. В целях формирования такого реестра осуществляется бесплатная регистрация участников закупок в ЕИС в порядке, который установлен Правительством РФ. С 01.01.2019 по 31.12.2019 включительно аккредитованные ранее на электронных площадках участники закупок для участия в электронных процедурах обязаны пройти регистрацию в ЕИС. При этом операторы электронных площадок не позднее рабочего дня, следующего после дня регистрации участника закупки в ЕИС, осуществляют аккредитацию такого участника на электронной площадке. При аккредитации оператор не вправе требовать от участника закупки какие-либо документы и (или) информацию. Участник закупки, зарегистрированный в ЕИС и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на ней. Регистрация участника закупки в ЕИС и его аккредитация на электронной площадке осуществляются сроком на 3 года.

Уменьшение суммы банковской гарантии

Сумма банковской гарантии может быть уменьшена по мере поступления платы по контракту, в обеспечение которого она выдана. Если заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика в случае отзыва у банка, предоставившего банковскую гарантию, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта в течение месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в установленном порядке. За каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства начисляется пеня. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов. Размер обеспечения исполнения контракта уменьшается пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, предусмотренные контрактом.

Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия не исполненных поставщиком требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан. Размер обеспечения исполнения контракта, предоставленного в виде банковской гарантии, заказчик уменьшает путем отказа от части своих прав по этой гарантии. При предоставлении нового обеспечения исполнения контракта возврат банковской гарантии заказчиком гаранту, предоставившему указанную гарантию, не осуществляется, взыскание по ней не производится.

(Соответствующие изменения Законом № 502-ФЗ внесены в ч. 30 ст. 34, ч. 3.1 и 12 ст. 45, ч. 7 – 7.3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ. Указанные нормы в новой редакции применяются к отношениям, связанным с закупками, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после 01.07.2019.)

Изменение цены контракта в пределах увеличения ставки НДС

До 01.10.2019 в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 01.01.2019 контракта в пределах увеличения ставки НДС в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 01.01.2019, если увеличенный размер ставки НДС не предусмотрен условиями контракта.

(Статья 112 Закона № 44-ФЗ дополнена ч. 54. Изменение действует с 27.12.2018.)

Требование об обеспечении заявки на участие в определении поставщика

Нельзя требовать обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) от участников закупки, которые являются государственными или муниципальными учреждениями любого типа (ранее это правило относилось только к казенным учреждениям). (Изменение внесено в ч. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ. Действует с 27.12.2018.)

Установление ответственности за ложную внешнюю экспертизу

Наконец, еще одной новацией является установление конкретных мер ответственности за ложную внешнюю экспертизу.

Согласно поправкам к УК РФ за заведомо ложное заключение, которое привело к причинению крупного ущерба (от 2,25 млн руб.), грозит штраф до 300 тыс. руб. Наказание будет строже, если по неосторожности преступление повлечет тяжкий вред здоровью или смерть человека, осужденного также могут лишить права занимать определенные должности и вести определенные виды деятельности.

Согласно поправкам в КоАП РФ административную ответственность установили в виде штрафа от 30 тыс. до 50 тыс. руб. для физических лиц и от 100 тыс. до 150 тыс. руб. для юридических лиц; экспертов также могут отстранить от проведения экспертиз в отношении закупок на срок от 6 месяцев до 1 года.

Ссылка на основную публикацию