Снятие наличных с карты иностранного банка попадет под контроль Росфинмониторинга

Чем грозит гражданам контроль над снятием наличных с карт иностранных банков

В начале июня вступают в силу поправки в Федеральный закон от 07.08.2001 № 113-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию доходов), полученных преступным путём, и финансированию терроризма». Они обязывают российские банки отслеживать и передавать в Росфинмониторинг сведения о снятии наличных в их банкоматах с карточек зарубежных банков. Разбираемся, как эти изменения отразятся на российской банковской системе и держателях иностранных банковских карт.

Что уже под контролем, а что будет

В текущей редакции закона № 113-ФЗ контролю со стороны Росфинмониторинга, госструктуры, которая борется с финансированием терроризма и экстремизма, подлежат такие финансовые операции:

  • любые наличные и безналичные расчёты на сумму от 600 тыс. рублей;
  • сделки с недвижимостью и ценными бумагами на сумму от 3 млн рублей.

Например, если вы перевели 600 тыс. рублей и больше на счёт другого человека, внесли такую сумму на свой или чужой счёт или депозит или, наоборот, сняли, купили или продали валюту на такую сумму, обменяли купюры на более крупные или мелкие, купили, продали или сдали в ломбард драгоценности — в том числе на лом, банк или иная организация сообщит об этом куда следует. Аналогично обязана поступить брокерская компания, когда вы купите акции на сумму, которая больше или равна 3 млн рублей, или просто положите её на брокерский счёт.

Эксперт по частным инвестициям Игорь Файнман считает инвестиции в 3–5 млн рублей — минимальным порогом, с которого отдача от них становится ощутимой. Файнман придерживается дивидендной инвестиционной стратегии — предпочитает не спекулировать, играя на колебаниях курсов акций и облигаций, а скупать ценные бумаги с умеренным риском и щедрыми дивидендами и обеспечивать себе пассивный доход за счёт последних. Впрочем, при такой сумме стартовых инвестиций маловероятно, что сделки попадут в поле зрения Росфинмониторинга. Ведь главное правило инвестора — не класть все яйца в одну корзину и распределять капитал между разными активами.

Сам Файнман на инвестициях заработал больше 1 млн долларов.

Сообщать в Росфинмониторинг о таких операциях обязаны не только банки и брокерские компании, но и, например, Почта России. Ведь в набор её услуг входят денежные переводы. А сделки с недвижимостью, например, в Москве, где дешевле 3 млн можно найти разве что комнату на окраине или однокомнатную квартиру в Новой Москве — бывших территориях Московской области, которые несколько лет назад вошли в состав столицы — попадают в поле зрения Росфинмониторинга, именуемого также финразведкой, поголовно.

О снятии денег с иностранной карты через банкомат российские банки будут обязаны сообщать в Росфинмониторинг в течение 3 дней

Сам факт проведения вами финансовой операции или сделки на сумму выше названных порогов ещё не значит, что вам придётся доказывать законность происхождения денег. В большинстве случаев на вас то, что информация поступила в Росфинмониторинг, не отразится — просто ничего не заметите.

Проблемы с Росфинмониторингом обычно начинаются, когда возникают проблемы с законом из-за подозрения в причастности к терроризму или экстремистской деятельности.

Со вступлением в действие поправок в закон обязательным станет информирование Росфинмониторинга о снятии наличных с банковских карт иностранных банков. Правда, не всех, а только расположенных и зарегистрированных на территории государств, включённых в перечень Росфинмониторинга. Какие страны входят в этот перечень, информации нет. Согласно закону, это документ ограниченного доступа, и Росфинмониторинг будет рассылать его в организации, обязанные сообщать о таких операциях, по своим каналам.

Как сообщает «Немецкая волна» со ссылкой на одного из авторов поправок депутата Госдумы Игоря Дивинского, скорее всего, в перечне будут страны, где террористические организации особо активны, в частности, Афганистан и Ирак.

Что должны будут делать банки

Со вступлением в силу поправок в закон банки станут обязаны в течение трёх дней сообщать в Росфинмониторинг такие сведения о снятии наличных с карты банка из страны, включённой в перечень:

  1. Дату и место транзакции.
  2. Сумму.
  3. Номер банковской карты.
  4. Сведения о держателе карты, полученные из иностранного банка, который её выпустил.
  5. Сведения, которые нужны для идентификации владельца карты.
  6. Название иностранного банка, который выпустил карту.

Зачем приняли поправки в закон

Официальное издание Правительства РФ «Российская газета» пишет, что цель взятия под контроль снятия наличности с иностранных карт — обеспечение безопасности страны.

Как пояснил «Немецкой волне» анонимный источник в комитете Госдумы, где разработали поправки, снятие наличных с иностранных карточек законодатели расценивают как чреватую максимальными рисками финансирования терроризма и позволяющую снабжать деньгами террористическую сеть хоть по всей стране с помощью её же банковской инфраструктуры.

Директор Банковского института Высшей школы экономики Василий Солодков считает, что террористам необязательно использовать иностранные карты — достаточно технологии блокчейн и множества платёжных систем, которые обеспечивают стопроцентную анонимность, а истинный мотив государства — по примеру закона об иностранных агентах отсечь от возможного финансирования из-за рубежа оппозиционеров.

Всё это вписывается в рамки паранойи, которая заключается в том, что кто-то из-за рубежа пытается спонсировать российскую оппозицию.

Василий Солодков, директор Банковского института Высшей школы экономики

«Немецкая волна», https://www.dw.com/ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%BD%D0%B0%D0%B4-%D1%81%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%D0%BC-%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%81-%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82-%D0%BA%D1%82%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%B4-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC/a-45809951

Есть и другое мнение — дело не в террористах и оппозиционерах, а в теневых доходах россиян. Ведь возможность зарабатывать за границей, например, на международных биржах фрилансеров, выводить деньги на иностранные карты и тратить в России, не попадая в поле зрения налоговиков, у россиян имеется.

[Возможная причина принятия поправок] — желание [властей] усилить контроль над доходами граждан и вариантами сокрытия доходов, с которых не уплачены налоги.

Анна Бодрова, старший аналитик финансовой компании «Альпари»

«Немецкая волна», https://www.dw.com/ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%BD%D0%B0%D0%B4-%D1%81%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%D0%BC-%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%81-%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82-%D0%BA%D1%82%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%B4-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC/a-45809951

Позиция Бодровой вписывается в контекст других изменений в законодательстве, с помощью которых государство рассчитывает вывести доходы россиян из тени. К ним относятся закон о самозанятых, который пока заработал в пилотных регионах, а в перспективе планируется распространить его на всю страну. Людям, которые находятся в тени и налоги не платят, предлагается компромисс — новый налоговый режим. Он позволяет платить налог на профессиональный доход по ставке 4% с поступлений от физических лиц и 6% — от юридических лиц. Бюрократия в вопросах регистрации и отчётности о доходах сведена к минимуму — достаточно подать уведомление, в том числе и онлайн через мобильное приложение, и отражать в этом приложении доходы. А уплата страховых взносов в Пенсионный фонд за себя — только по желанию. В то время как индивидуальные предприниматели регулярно делать фиксированные платежи, даже если фактически не ведут деятельность или несут убытки.
Ранее стало более строгим законодательство в отношении валютных резидентов РФ, у которых есть банковские счета за границей. И прежде они были обязаны уведомлять об открытии или закрытии счёта в иностранном банке налоговую инспекцию по месту жительства в России. А с некоторых пор обязаны каждый год отчитываться перед налоговой о движении денег по таким счетам. Нарушителей этих требований государство грозит выявлять с помощью международной системы обмена информацией между банками и карать.

Налоговый резидент — это человек, который независимо от гражданства проводит на законных основаниях на территории РФ от 183 дней в году. Валютный резидент — это не только гражданин РФ, который живёт в стране, но и, постоянно фактически находясь за границей, приехал в Россию хотя бы на один день в течение 12 месяцев.

Как закон отразится на держателях карт иностранных банков

Анонимный источник «Немецкой волны» в профильном комитете Госдумы заверил, что держатели карт иностранных банков после того, как поправки вступят в силу, на себе их не почувствуют. Как сейчас не чувствует необходимости сообщать в Росфинмониторинг о сделках с недвижимостью от 3 млн рублей большинство их участников. Но не исключил, что в отношении отдельных людей, которые вызовут подозрения, ограничения на банковские операции по иностранным картам в России всё же будут.

Читайте также:  Документы для открытия счета в банке - перечень

Анна Бодрова из «Альпари» прогнозирует: возможно, неудобств и дискомфорта не избежать.

Скорее всего, надзор пойдёт по известной схеме — банк будет замораживать счёт или операцию, показавшуюся ему подозрительной, и требовать от владельца карты пояснений.

Анна Бодрова, старший аналитик компании «Альпари»

«Немецкая волна», https://www.dw.com/ru/%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%BD%D0%B0%D0%B4-%D1%81%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%D0%BC-%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%81-%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82-%D0%BA%D1%82%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D0%B4-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%86%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC/a-45809951

Пока поправки к закону о препятствовании отмыванию криминальных доходов и финансированию терроризма не вступили в силу, доступны лишь прогнозы относительно их последствий для российской банковской системы и держателей иностранных карт на территории РФ. Увидеть, к чему они приведут, получится после того, как они заработают.

Бэнкинг по-русски: Какая информация попадает в Росфинмониторинг от банков ?

Финмониторинг не обменивается данными с в автоматическом режиме ФНС.

— 600 тыс руб вообще не основной критерий для отправки сообщений — это миф, там много иных критериев которые могут сработать и раньше и не работать и свыше 600 тыс.

— С высокой долей вероятности ваше налоговая инспекция никогда не узнает о тех операциях, сведения о которых были направлены банком или брокером в Росфинмониторинг.

Лишь крайне ограниченный список сведений получает ФНС от Росфинмониторинга, ниже приведены эти данные

ИНФОРМАЦИЯ, ПЕРЕДАВАЕМАЯ РОСФИНМОНИТОРИНГОМ В ФНС РОССИИ

N п/пВид информацииПериодичность представления (обновления)Форма обменаУровень взаимодействия
1О выявляемых финансовых схемах, имеющих признаки уклонения от уплаты налогов, незаконного возмещения НДС из бюджета, преднамеренного банкротства и иных неправомерных действий, связанных с банкротством, нарушений валютного законодательства Российской ФедерацииПри выявлении инициативно либо по запросамНа бумажном носителе и/или в электронной формеНа уровне центральных аппаратов Росфинмониторинга и ФНС России и на уровне территориальных органов
2Информацию и материалы, свидетельствующие о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных в результате налоговых преступлений либо преднамеренного банкротства и иных неправомерных действий, связанных с банкротствомПри выявлении инициативно либо по запросамНа бумажном носителе и/или в электронной формеНа уровне центральных аппаратов Росфинмониторинга и ФНС России и на уровне территориальных органов
3Решения о запрете на направление информации в иностранный налоговый орган организацией финансового рынкаПо мере вынесенияВ электронной формеНа уровне центральных аппаратов Росфинмониторинга и ФНС России
4О выявленных признаках номинальной деятельности иностранных юридических лиц, в том числе зарегистрированных на территории оффшорных юрисдикцийПо запросуНа бумажных носителях/в электронной форме без раскрытия банковской тайныНа уровне центральных аппаратов Росфинмониторинга и ФНС России
5О лицах, в отношении которых по материалам Росфинмониторинга постановлены обвинительные приговорыПо запросуНа бумажных носителяхНа уровне центральных аппаратов Росфинмониторинга и ФНС России
6Перечень организаций, которые стоят на учете в Росфинмониторинге в качестве операторов по приему платежейПо запросуНа бумажном носителе и/или в электронной формеНа уровне центральных аппаратов Росфинмониторинга и ФНС России и на уровне территориальных органов
7Информация о признаках нарушений организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, требований законодательства в сфере ПОД/ФТЕжеквартальноВ электронном видеНа уровне, центральных аппаратов Росфинмониторинга и ФНС России и на уровне территориальных органов
8.Сведения о типологиях, схемах и методах легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризмаПо мере выявленияВ электронном виде и/или на бумажном носителеНа уровне центральных аппаратов Росфинмониторинга и ФНС России и на уровне территориальных органов
9,Информация о признаках неэффективности систем внутреннего контроля организаций, поднадзорных ФНС РоссииПо мере выявленияНа бумажном носителеНа уровне центральных аппаратов Росфинмониторинга и ФНС России и на уровне территориальных органов

КОДОВ ВИДОВ ОПЕРАЦИЙ, ИНФОРМАЦИЯ О КОТОРЫХ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказа Росфинмониторинга от 15.06.2018 N 181)

Карты иностранных банков сдадут в Росфинмониторинг

Вскоре в России может быть введен контроль за операциями по снятию наличных с карт иностранных банков. Поправки, согласно которым кредитные организации должны будут информировать о таких операциях Росфинмониторинг, вносятся в антиотмывочный закон (115-ФЗ). Эксперты отмечают, что новелла потребует от банков дополнительной работы, начиная от информирования клиентов, заканчивая весьма трудоемким процессом сбора данных, и предлагают на старте упростить процесс.

Вчера комитет по финансовому рынку Госдумы одобрил к принятию в первом чтении законопроект, по которому операции по получению наличных денежных средств в России с карточек, выпущенных иностранными банками, будут подлежать обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга. Сейчас к таким относятся операции с наличными на сумму от 600 тыс. руб., вклады в пользу третьих лиц с внесением сумм наличными, выплаты по выигрышам в лотереях, сделки с недвижимостью на сумму от 3 млн руб. и т. д. Данные о снятии наличных с карт иностранных банков будут собирать те, в чьих банкоматах происходит снятие, и передавать их в Росфинмониторинг. Перечень стран, банковские карты которых попадут под особый контроль, будет закрытым. Информация о подозрительных странах будет доводиться до банков через их личные кабинеты в порядке, определенном Росфинмониторингом по согласованию с ЦБ.

Заместитель директора Росфинмониторнинга Павел Ливадный заверил “Ъ”, что данная новелла не коснется клиентов дочерних структур иностранных банков в России. «Законопроект имеет жесткую антитеррористическую направленность,— отметил он.— Отдельные группировки, как показала практика, могут взять под контроль большие территории с банковской инфраструктурой, практически занять все государство. Именно такие государства и будут включаться в перечень». При этом сам по себе механизм ограничений для владельцев карт не предусматривает. По итогам анализа данных могут быть приняты решения, которые повлекут за собой ограничения в рамках закона 115-ФЗ для отдельных лиц. Господин Ливадный подчеркнул, что норма будет одинакова для иностранных граждан и россиян, главное — банк-эмитент карты.

Хотя проект имеет весьма узкую направленность, он создаст кредитным организациям немало проблем. «Люди часто не понимают, что такое иностранный банк, законопроект может породить излишние волнения на рынке со стороны клиентов,— отмечает руководитель проекта “За права заемщиков” Виктор Климов.— Необходима подробная разъяснительная работа, в том числе и со стороны банков». Им придется взять эту нагрузку на себя. «Мы понимаем важность информирования наших клиентов,— говорит начальник управления сберегательных, расчетных и комиссионных продуктов ОТП банка Павел Нуждов.— Но важно подчеркнуть, что поправки не затронут держателей карт, эмитируемых российскими банками, включая “дочек” иностранных групп». Кроме того, по словам заместителя главы Национального совета финансового рынка (НСФР) Александра Наумова, проект требует от банка определять место совершения операции, возможно двоякое толкование этого определения в случае POS-терминала или передвижного офиса. Смущает эксперта и закрытый перечень стран, который сложно сделать секретным. По словам главы комитета АРБ по ПОД/ФТ Инны Родригес, банкам придется по факту собирать довольно много информации из банкоматов, что весьма непросто. Кроме того, банкам потребуются для отчетности в Росфинмониторинг персональные данные владельца карты, получить которые неоткуда.

НСФР уже обратился в Госдуму с предложением ввести обязательный контроль в отношении снятия наличных с карт, эмитированных любым иностранным банком, чтобы Росфинмониторинг самостоятельно отбирал страны, которые его интересуют. Тем более что расходы по выявлению банков по закрытому списку выше, чем по признаку «иностранный банк». Профильный комитет Госдумы и Росфинмониторинг пока не дали оценку данному предложению. Однако юристы жестко против. «Предложенная банковским сообществом альтернатива, пусть и удобная рынку, весьма опасна: она может обострить и без того высокую напряженность в отношении России, характеризуя ее как полицейское государство, что может привести к весьма серьезным последствиям»,— отмечает глава коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгений Корчаго.

Читайте также:  Реквизиты банковского счета - как их узнать

Контроль над снятием наличных с иностранных карт: кто под прицелом

Новый законопроект, одобренный Госдумой в первом чтении, предусматривает контроль над операциями по платежным картам, выпущенным за границей. DW выяснила, что изменят новые поправки.

Депутаты Государственной думы во вторник, 9 октября, приняли в первом чтении правительственный законопроект, предусматривающий, что операции по получению наличных денежных средств в России с карточек, выпущенных иностранными банками, будут подлежать обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга. Ранее документ одобрил Комитет по финансовому рынку Госдумы. Как сообщил DW зампред комитета Госдумы по финансовому рынку Игорь Дивинский, инициатором законопроекта является Росфинмониторинг, который опирался, в частности, на рекомендации ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег)

Что уже содержится в законе и что меняют поправки

Федеральный закон (ФЗ-115) “О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” был принят в России в 2001 году. В статье 6 закона говорится о том, что обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами на сумму, равную или превышающую 600 тысяч рублей. Также отслеживаются приобретение ценных бумаг, купля-продажа недвижимости (на сумму свыше 3 млн рублей) и другого имущества, банковские переводы, размещение средств на депозитах и другие операции.

Поправки, внесенные в Госдуму летом этого года, предполагают расширение числа этих операций за счет введения “контроля над получением наличных с использованием платежных карт, эмитированных иностранными банками, расположенными в иностранном государстве”. Перечень стран будет определяться “уполномоченным органом” (Росфинмониторингом) и относиться к числу секретных. Как выяснила DW, для данного вида операций никаких ограничений по суммам не предполагается. Более того, в Комитете предлагают пойти еще дальше и установить лимит снятия наличных при помощи таких платежных средств.

Разъяснение законотворцев: для чего это делается и кого коснется

Одной из целей законопроекта названа борьба с терроризмом

Необходимость ввести контроль над снятием средств с иностранных карт была подтверждена анализом, который показал, что этот вид операций входит в число “наиболее высокорисковых с точки зрения их использования в целях финансирования преступной деятельности”, – сообщили DW в профильном думском комитете. Регуляторы выяснили, что к подобным схемам могут прибегнуть лица, планирующие теракты. “Как показала практика, отдельные группировки могут взять под контроль большие территории с банковской инфраструктурой, практически занять все государство”, – пояснили в комитете.

Игорь Дивинский отметил, что “в список с высокой вероятностью попадут в первую очередь страны, где террористические организации наиболее активны, – например, Ирак или Афганистан”. Дальнейшие действия, если они будут необходимы, в случае выявления операций по финансированию терроризма будут предприниматься Росфинмониторингом в рамках его компетенции и полномочий, добавил он.

В комитете заверили, что “сам по себе механизм ограничений для владельцев карт не предусматривает”, и при этом добавили, что “по итогам анализа данных могут быть приняты решения, которые повлекут за собой ограничения в рамках закона 115-ФЗ для отдельных лиц”. Норма будет одинакова для иностранных граждан и россиян.

Лишние хлопоты для банков и никаких для террористов

Депутат Дивинский признал, что “опасения по поводу излишнего регулирования” высказали некоторые крупные банки, которым уготованы новые издержки, – ведь это с их банкоматов или в их отделениях будут сниматься средства. А они , согласно инструкции, должны будут уведомлять об этом в трехдневный срок Росфинмониторинг (указывать сумму, дату и место совершения операции, номер карты, информацию о ее владельце, наименование иностранной кредитной организации). Объем работы, судя по всему, предстоит немалый – всего, по данным ЦБ, в первом полугодии 2018 года держатели иностранных карт потратили в России более 144 млрд рублей.

В России будут отслеживать финансовые операции по банковским картам

Россия намерена жёстче контролировать финансовые операции и отслеживать снятие наличных средств по банковским картам, выпущенных эмитентами иностранных банков. Законопроект был разработан правительством России и в первом чтении принят нижней палатой парламента..

Платёжные карты под «прицелом» Росфинмониторинга

Таким образом правительство Российской Федерации хочет внести изменения в ст. 6 Закона №115, направленного на борьбу с легализацией доходов, полученных преступным способом. Не все банковские карты попадут под проверку. Особое внимание будет уделяться снятию наличных средств в банкоматах по платёжным картам, выданным отдельными филиалами зарубежных банков в России.

В перечень таких иностранных банков, которые попадут под контроль Росфинмониторинга, войдут страны с «повышенной степенью риска». Список этих стран находится в разработке и скорее всего будет закрытым. Как ожидается в него войдут государства, которые уже состоят в «чёрном списке» FATF, и давно находятся под пристальным вниманием международного сообщества. Тем не менее каждый российский банк так или иначе имеет свои «чёрные списки» стран, которые составлены на основе своей банковской политики.

В настоящее время в России действует законодательство, которое обязывает банковские учреждения сообщать в Росфинмониторинг информацию о проведении финансовых операций на сумму более 600 000 рублей. В том числе российские банки должны сообщать о сделках с недвижимостью, превышающими 3 млн. рублей, а также уведомлять о различных других платежах, среди которых и лотерейные выигрыши.

Концепция по наполнению сведеньями единой информационной системы Росфинмониторинга направлена на повышение эффективности борьбы с «отмыванием денег» и финансированием терроризма. Введение поправок по мнению правительства России будет способствовать лучшему определению рисков и выявлению незаконных финансовых схем. На первом этапе рассмотрения проекта закона в нижней палате парламента, он был поддержан законотворцами в первом чтении.

В то же время парламентарии обнаружили некоторые юридические моменты, требующие уточнения. Замечания были высказаны относительно определения банковского «личного кабинета» клиента и норм по снятию наличных денег, которые будут предписаны банкам. Также требуют уточнения формулировки «банк, расположенный в иностранном государстве» и «место проведения операции по обналичиванию денег». То есть члены Комитета парламента настаивают, чтобы были конкретизированы следующие данные:

  • Точный адрес кредитной организации или банка,
  • Адрес месторасположения банкомата
  • Или в крайнем случае название населённого пункта, в котором он расположен.

Если говорить об окончательном вступлении в силу данного проекта закона, то для этого он должен пройти рассмотрение и утверждение во втором и третьем чтении в нижней палате российского парламента. Затем подготовленный закон должен принять Совет Федерации и подписать президент России, а уже после публикации документа в официальных изданиях закон станет обязательным к выполнению. Таким образом Россия хочет показать, что она планомерно вводит в своё законодательство меры контроля по «отмыванию денег и финансированию терроризма, на основе рекомендаций FATF.

Статьи закона УК России об «отмывании денег» в 2019 году могут быть ужесточены

Очередной мониторинг Группы FATF и консультации по вопросам соблюдения Россией мер по противодействию «отмыванию денег» и борьбе с финансированием терроризма должен состояться летом 2019 года. Нужно отметить, что несмотря на то что ещё в 2012 году, Росфинмониторингом была создана Межведомственная Рабочая Группа (МРГ) для реализации пакета мер по противодействию «отмыванию денег» в России, эффективность данной группы была практически нулевая.

В настоящее время уровень ответственности по статьям, наказывающими за правонарушения в области «отмывания денег» довольно размыты. Преступление в особо крупных размерах в этой сфере квалифицируется, если выявленная сумма превышает 6 млн. рублей, в случае доказательств вины подозреваемого, законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 7 лет (статья 174 и 174.1 УКРФ). Эти статьи также внедрены в статью 104.1, которая регулирует судопроизводство в отношении «Конфискации имущества» при правонарушении за «отмывание денег».

Однако в России в последние годы количество конфискаций ничтожно мало, а число возбуждаемых дел по статьям, касающихся «отмывания денег» составляет всего 20-30 дел в год. В большинстве случаев причиной «отмывания денег» является коррупция и превышение полномочий государственными чиновниками. В России давно так сложилось, что правоохранительные органы страны не особо хотят возбуждать дела, где фигурируют чиновники и их финансовые интересы.

Читайте также:  Банк вправе выдать овердрафт при отсутствии денежных средств на счёте клиента для оплаты исполнительного листа

Правоохранительные структуры России настолько «пропитаны» коррупционными связями, что если вдруг появляется информация о легализации незаконно полученных денег, а фигурантами выступают чиновники из сферы государственных финансов, то такие дела редко открывают. Как говорят практикующие российские адвокаты, что чаще возбуждаются дела против бизнеса и предпринимателей, и делается это с большим рвением и настойчивостью. А что касается наказаний чиновников в государственной сфере, то пока – это отдельная каста неприкасаемых, которые повязаны между собой.

Чтобы не оказаться потенциальной жертвой коррупционных властей российскому бизнесу необходимо подумать о защите своих активов, которые могут оказаться результатом ужесточения, так называемых мер контроля над незаконно полученными доходами. Открытие банковского счёта в иностранном банке – это надёжный способ хранения денежных средств, который снижает вероятность попадания под международные ограничения или замораживания счетов. Однако к этому вопросу необходимо подходить взвешенно и только с помощью квалифицированных специалистов, которые смогут просчитать все риски и оградят от неприятностей. Если Вы обратитесь к нам по электронному адресу: info@offshore-pro.info, мы свяжемся с Вами и поможем в этом вопросе.

Ещё одно из звеньев, позволяющих защитить активы – это регистрация оффшорной компании, законодательство которой будет стоять на защите частных интересов, независимо от принадлежности к гражданству другого государства. Помимо этого, наличие иностранной компании открывает выход бизнеса на мировой уровень и доступ к международным финансам.

И конечно же самая важная составляющая защиты активов – это налоговое резидентство, от которого зависит ставка подоходного налога. В случае наличия дискриминационного налогообложения в Вашей стране, Вы можете выбрать, подходящую для Вашего бизнеса юрисдикцию и стать налоговым резидентом другого государства.

Начиная с 2014 года в России в области борьбы с «отмыванием денег» и финансированием терроризма эффективных действий практически не наблюдалось. В следующем 2019 году правительство Российской Федерации может ужесточить вышеупомянутые статьи уголовного кодекса 174 и 174.1, чтобы показать сдвиги в проведении реформ в сфере борьбы с «отмыванием денег» в России накануне консультаций с FATF. Намеченные реформы в российском законодательстве и конкретизация положений некоторых статей уголовного кодекса позволят властям оперативно реагировать на риски, связанные с «отмыванием» незаконно полученных средств и вывод их за рубеж.

offshore_wealth

Лучшие услуги в оффшоре

Правительство России поддержало законопроект, который позволит Росфинмониторингу контролировать карты, выпушенные иностранными банками. Перечень стран, чьи карты будут контролировать, составит Росфинмониторинг.

Государственные органы улучшат контроль за финансами физических лиц. Их интересует поступления средств из иностранных банков, которые проводят банки российские. Новый законопроект предлагает наделить Росфинмониторинг правом составлять список стран, за транзакциями по банковским картам которых стоит следить. Цель в том, чтобы оперативно вносить карты таких государств в зону повышенного внимания.

Таким образом власти стремятся контролировать финансовые потоки, анализировать их и выявлять схемы финансирования террористической, экстремисткой деятельности.

Предложение внёс сам Росфинмониторинг. Изменения коснутся закона «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».

Предполагается, что в первую очередь органы будет интересовать снятие наличности с иностранных карт.

На данный момент служба контролирует операции, сумма которых превышает 600 000 рублей, операции с наличными средствами, страховые возмещения, продажу ценных металлов и камней в ломбард и т.п.

Теперь предлагается следить за некоторыми картами иностранных банков. Российские банки обяжут уведомлять Росфинмониторинг в течение 3 рабочих дней и предоставлять данные о дате, месте проведения операции, а также о сумме перевода и номере платёжной карты. Также потребуется предоставить название иностранного банка, который выпустил платёжную карту.

В целом банки получат дополнительную бюрократическую работу, а клиенты дополнительную головную боль. Разумеется, большей части страны данное изменение не коснётся, ведь не у всех есть карты иностранных банков. Однако те, кто ими пользуются, почувствуют всевидящий глаз большего брата.

Такая мера позволит задать некоторым лицам дополнительные вопросы, например: почему вы снимаете деньги с иностранной карты, а банковский счет, привязанный к этой карте, не задекларирован? Официальная версия в том, чтобы бороться с финансированием терроризма, но на практике чаще контролировать станут тех, у кого есть средства за рубежом.

Как сказано в пояснительной записке, Росфинмониторинг сможет «оперативно вносить страны» в чёрный список и проверять операции пользователей карт из этих стран. Что мешает внести в список европейские страны или США? Ограничений нет, поэтому под ударом может оказаться любой человек.

Есть ли способ обойти ограничения и не попасть под пристальное внимание Росфинмониторинга? Пока законопроект не принят и Контролер не составил первого списка, сказать однозначно сложно. Скорее всего дела будут обстоять так: те страны, которые попадут в список станут неудобными для тех, кто прячет деньги. Те же государства, которые вне списка, продолжат пользоваться популярностью у клиентов банков.

Какие страны попадут в чёрный список? И снова предположение: скорее всего те, которые не обмениваются данными по банковским счетам с Россией и те, которые при этом популярны у россиян.

Автоматический обмен для России начнётся с сентябре 2018 года и информация придёт из 70+ стран. Если россиянин-резидент не задекларировал тот или иной счет, то скорее всего о нём узнают.

Если же страна не обменивается данными с Россией, например, США, то контроль за картами позволит отследить лиц с незадекларированными счетами.

Сразу возникает вопрос: как контролирующие органы будут относится к случаям, когда гражданин России переехал за границу и оставил родственникам (пожилой маме с нищенской пенсией) свою карту, на которую из-за границы постоянно зачисляет деньги? Посчитают ли бабушку террористом, агентом пропаганды или попросят заплатить налоги с дохода? В некоторых европейских странах подобные переводы от родственников уже воспринимают как доход и облагают налогами. Может и в России додумаются?

Данное предложение в очередной раз говорит нам о том, что власти закручивают гайки, особенно в вопросах финансов. В некотором смысле, создаётся некий котёл, куда сгоняются все возможные ресурсы и которые затем будут использованы. Учитывая то, что экономическое и политическое давление на Россию продолжается, скорее всего власти страны используют внутренние ресурсы, чтобы удержать позиции на внешнеполитической арене.

Иными словами, вашими деньгами расплатятся за чужие решения и ошибки.

Как защитить активы? С помощью иностранных банковских счетов, иностранных компаний и продуманного налогового резидентства.

Иностранные банковские счета снижают риски заморозки денег, ограничений по транзакциям, ликвидации банка (ЦБ чистит рынок, в то время как банкиры-злоумышленники обирают население). У иностранных счетов есть свои нюансы и их необходимо учитывать, но если вы открываете счет с профессионалом, шанс нарваться на неприятности снижается в разы: info@offshore-pro.info.

Иностранные компании помогают защитить активы, выйти на новые рынки. Многие из таких компаний можно открыть полностью дистанционно. Подробнее у консультантов портала: info@offshore-pro.info.

Налоговое резидентство – важнейший пункт для современного бизнесмена и путешественника. Налоговое резидентство – это то, где вы платите налоги. Чаще всего определяется как место, где вы проводите больше всего времени (более полугода). Правильно подобрав налоговое резидентство вы сможете снизить размер уплачиваемых налогов, убрать часть требований по раскрытию информации, проще открывать банковские счета и эффективнее защищать активы.

Как получить налоговое резидентство в другой стране? Читайте подробнее на портале или спрашивайте у консультантов: info@offshore-pro.info.

Подпишитесь на наш телеграм канал и расскажите о нем знакомым в бизнесе.

Ссылка на основную публикацию