Установлены порядок и форма уведомления банками ФНС об имеющихся у них банкоматах

Новый приказ ФНС: как сообщать о счетах в иностранных банках

Сообщать налоговой о ваших счетах стало проще. Но если не сообщить или просрочить, за это будут штрафовать.

Что нужно знать владельцам счетов за границей

Самое важное, чтобы спать спокойно:

  1. Вы должны сообщить налоговой о том, что открыли или закрыли счет в другой стране. На это есть месяц, а потом будет штраф.
  2. Сообщать нужно специальным уведомлением — не в произвольной форме.
  3. Проще всего подать уведомление через личный кабинет налогоплательщика.
  4. До 1 июня следующего года нужно сдавать отчет о движении денег по счетам и вкладам за рубежом. Но не всем.
  5. ИП и фирмы отчитываются о движении денег каждый квартал.
  6. Из-за нарушений валютного законодательства можно потерять до 100% дохода. Это кроме штрафа за отчеты и уведомления.

Что это за приказ

Если у человека или компании есть счет в другой стране, об этом нужно сообщить налоговой. О счетах в России рассказывать не нужно, потому что информацию передают банки. А вот о счетах в иностранных банках должен сообщить сам владелец счета. На это у него есть 30 дней. Сообщать нужно о том, что счет открылся, закрылся или у него изменились реквизиты. Так работает закон о валютном контроле. Сообщать о счетах — это обязанность.

Если сообщить о счете позже, то это нарушение, за которое штрафуют: людей — на 1500 рублей, а фирмы — на 100 000. Причем штраф выпишут, даже если сообщить, но не по правилам. А если совсем никак не сообщать, то, когда узнают, оштрафуют на 5000 рублей. Компаниям вообще не поздоровится: им светит 1 000 000 рублей штрафа.

Как правильно сообщать о счетах за границей

Есть четыре способа сообщить налоговой, что вы открыли или закрыли счет в банке за пределами России. Или если у вас изменились реквизиты, причем не только счета, но и любого вклада.

Лично. Уведомление нужно принести в налоговую по месту жительства. Если постоянной прописки нет, тогда по месту временной регистрации. Если и ее нет — то по месту расположения вашей недвижимости. А когда и недвижимости нет, можно сообщить в любую налоговую. Не подходят только те, которые занимаются регистрацией бизнеса.

По почте. Если не хотите приходить лично, можно отправить уведомление почтой даже из другой страны. Датой представления будет считаться день, когда вы отправили заказное письмо. Налоговую выбирают по тому же принципу, как для личного представления.

Через представителя. Допустим, сами вы приехать не можете, тогда уведомление за вас подает кто-то из родственников. Но при условии, что вы заранее сделали ему доверенность. Форма и сроки при этом не меняются.

В личном кабинете на nalog.ru. Теперь уведомления об иностранных счетах можно подать через интернет и вообще никуда не ходить. Заполняете форму, подписываете бесплатной неквалифицированной подписью — и все, ваша обязанность перед страной выполнена.

Формы уведомлений находятся в разделе «Жизненные ситуации»

Отчет о движении денег по счетам за границей

Налоговая хочет знать не только о том, что у вас есть счет в иностранном банке, но и о том, сколько там денег. Для этого есть отдельный отчет — о движении денежных средств.

Начиная с 2015 года резиденты должны сдавать такие отчеты до 1 июня следующего года. Это тоже можно сделать через личный кабинет, лично и почтой. В отчете нет информации о каждой операции, но должно быть написано, сколько денег у вас было в начале года, сколько пришло, ушло и осталось. Отдельно по каждой валюте.

Форму такого отчета устанавливает правительство. И штрафы за него еще выше. В отчете два листа, но вторых должно быть столько, сколько счетов у вас за границей. Если неправильно заполнить или что-то скрыть, налоговая может об этом узнать: у нее есть инструменты для контроля. Тогда она потребует исправить и все равно оштрафует. Суммы штрафов зависят от длительности просрочки и количества нарушений.

штраф за опоздание с отчетом по счетам за границей

Я гражданин РФ, но почти не бываю в России. Мне нужно сообщать что-то в налоговую?

Заметьте, вы можете быть резидентом, но уведомление и отчет при этом не подавать. Достаточно прожить за границей больше 183 дней именно за календарный год. К примеру, если в 2017 году вы больше полугода прожили за рубежом и ничего не подавали о своих счетах, вы не нарушили закон. И если в 2018 году будет так же, спокойно открывайте вклады и не рассказывайте о них налоговой: вам за это ничего не будет. Это федеральный закон, который работает с 2018 года.

Налоговый и валютный резидент — это не одно и то же. Их определяют по-разному. Не перепутайте, когда будете считать дни в загранпаспорте.

Еще не нужно сообщать о счетах, которые были закрыты до конца 2014 года. Это касается всех.

Я ничего не предоставлял. Что теперь делать?

С апреля 2016 года срок давности по таким нарушениям — два года. Вас все еще могут оштрафовать в течение двух лет после того срока, когда вы должны были отчитаться, но не отчитались. Чем больше просрочка, тем выше штраф.

По движениям средств за 2018 год нужно отчитаться до 1 июня 2019 года.

Зачем налоговой эта информация

Налоговая хочет знать о ваших счетах и доходе, который вы получаете. Так она сможет проверить, все ли налоги вы заплатили. Может быть, вы сдаете недвижимость за границей, а в российский бюджет ничего не платите. Или у вас вклад в швейцарском банке, а налогов нет. А может, вы продаете ценные бумаги или вообще совершаете операции, которые запрещены.

Все это налоговая хочет разузнать, чтобы что-нибудь вам доначислить. Штрафы за непредставление уведомлений — это еще цветочки. Иногда в российский бюджет придется заплатить 100% дохода, который вы получили в иностранном банке.

С валютным законодательством все строго. Прежде чем открывать счет за границей или заключать договор в долларах, лучше проконсультироваться с экспертом или хотя бы в отделе валютного контроля своего банка.

Через месяц налоговая будет знать все о банковских счетах и вкладах каждого из нас

C 1 июля в России фактически перестанет существовать понятие банковская тайна – в том значении, в котором мы привыкли, а именно как сохранение банком сведений об операциях, счетах и вкладах своих клиентов. С этого дня банки будут автоматически направлять в налоговые органы информацию об открытии и закрытии каждого счета или вклада физическим лицом. Кроме того, по запросу налоговиков, без санкции суда, банки будут обязаны предоставить выписку со счета или данные о движении средств в налоговые органы по месту регистрации клиента. О том, как банки готовятся к вводу новой нормы и к чему это может привести, – в материале Znak.com.

Постепенное ужесточение законодательства подвело банковскую сферу к новой эре, в которой понятие банковской тайны в том её значении, что мы привыкли – как сохранение банком сведений об операциях, счетах и вкладах своих клиентов, – существовать больше не будет. Сначала российские банки обязали сообщать в налоговую информацию об открытии и закрытии счетов юридических лиц – эта норма законодательства уже действует. А с 1 июля банки будут обязаны сообщать в налоговые органы информацию об открытии и закрытии счетов (в том числе вкладов) физическими лицами и их реквизиты.

Более того, банки будут обязаны по запросу выдавать налоговым органам справки о совершенных по этим счетам операциям. Как пояснили Znak.com в пресс-центре Уральского банка Сбербанка, запросить эту информацию налоговая служба имеет право при проведении мероприятий налогового контроля и для вынесения решения о взыскании налога, а банк обязан ответить в течение трех дней с момента поступления мотивированного запроса. Консультант по налогам и сборам Елена Пришвицина уточнила, что такие справки и выписки налоговые органы смогут получать на основании письменного запроса за подписью руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (его заместителей) ФНС России без обращения в суд. В пресс-службе ВТБ24 в УрФО добавили, что информация будет направляться по месту постановки гражданина на налоговый учет.

Раньше налоговые органы могли делать запросы в банки, но не всегда это было успешно, поскольку для получения необходимой информации надо было каким-то образом выяснить, в каком банке интересующее их лицо может держать счет. Теперь искать счета по банкам налоговикам не придётся. Кредитные структуры будут сами предоставлять им такие сведения. После этого по запросу налоговая сможет получить выписки о движении средств по счету любого из их клиентов.

Банки пока по-разному оценивают подготовку к исполнению революционных поправок. В Сбербанке отмечают, что Центральный банк России и ФНС на сегодняшний день не определили порядок, формы и форматы направления сведений в налоговый орган. Поэтому нет возможности в полной мере подготовить программы к передаче информации. О нехватке конкретики в вопросе реализации новой нормы говорят и в Уральском банке реконструкции и развития (УБРиР). «Это нововведение затрагивает розничный бизнес, отличительной чертой которого является большое количество счетов. Форматы передаваемых сведений будут установлены 1 июля 2014, до 1 января 2015 будет действовать временный порядок. Такая ситуация увеличивает трудозатраты банка на реализацию предоставления необходимых данных», – комментирует начальник управления пассивных операций УБРиР Ольга Аксенова. В ВТБ24 трудностей не ожидают, так как информация о физических лицах будет передаваться в электронной форме, по тем же каналам, по которым сейчас передаются данные о юридических лицах. «Поэтому, несмотря на большой объем информации, проблем не должно возникнуть», – резюмируют в кредитных структурах.

Один из самых важных и интересных аспектов – последствия изменений для клиентов – физических лиц. «Становится опасно получать на свои счета денежные средства, источник выплаты которых вы подтвердить не можете. Если вы не легализуете свои доходы самостоятельно (с подачей налоговой декларации), то как налогоплательщики будете нести налоговую ответственность, которая выражается в виде наложения штрафов», – предупреждает Елена Пришвицина. Эксперт предупреждает тех, кто ведет незаконную предпринимательскую деятельность без регистрации (за это, кстати, предусмотрена и административная, и уголовная ответственность).

«Учитывая большой объем информации, можно предположить, что налоговые органы будут запрашивать сведения в таких случаях, как, например, получение имущественного вычета по НДФЛ, неуплата налогов в крупных суммах, подозрение на участие физлица в схеме, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды, и т.п.», – добавляют в Сбербанке.

Эксперты рассуждают о том, что могут столкнуться с неприятными последствиями те, кто получает «серые» доходы, или работники, участвующие в «серых» схемах, даже если они инициированы работодателем и реализуются с помощью зарплатных карт. Также легко можно будет проследить счета и доходы тех, кто уходит не только от уплаты налогов, но и алиментов.

«Отказ от банковской тайны – процесс глобальный, но в России движение в этом направлении происходит более активно», – считает независимый аналитик Константин Селянин. То, что с 1 июля банки будут сообщать в налоговую данные о счетах физических лиц, понравится не всем. И некоторые клиенты, на уровне среднего бизнеса, вероятно, будут уходить в другие юрисдикции. Так что возможен отток капитала, хотя вряд ли он будет сильным.

Читайте также:  Центробанк ввёл новый механизм ликвидности для банков

Понятие банковской тайны не исчезает из законодательства, но сейчас оно имеет новое толкование, уточняет Елена Пришвицина. Режим банковской тайны будет работать только для капиталов, полученных из законных источников, которые не являются производными от преступных доходов, находятся во владении и под контролем фактического собственника (в законодательстве – «бенефициарного владельца»). «Согласно новому законодательству, институт банковской тайны теперь не должен являться способом злоупотребления правом и препятствием для надлежащего осуществления органами государственной власти своих обычных функций, например по сбору налогов», – говорит эксперт.

В происходящем изменении норм некоторые участники рынка видят стремление государства держать под контролем все процессы, происходящие в стране. И ограничение независимых действий населения в части выхода на уличные акции, и постепенная ликвидация банковской тайны – звенья одной цепи, считают они. Чтобы ликвидировать серые финансовые схемы в бизнесе, надо бороться не с их последствиями, а с причинами – улучшать бизнес-климат, упрощать налоговые правила и снижать налоговую нагрузку на малый и средний бизнес, отмечает Константин Селянин.

Об утверждении Порядка представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи

Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.08.2012 № 25311

В соответствии с пунктом 4 статьи 31, пунктом 4.2 статьи 60, пунктом 3 статьи 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст. 31; 2010, № 31, ст. 4198), пунктом 21 статьи 176.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2009, № 51, ст. 6155), частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 27, ст. 3872), частью 6 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 23, ст. 2758; 2011, № 27, ст. 3873) приказываю:

1. Утвердить Порядок представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы от 15.03.2011 № ММВ-7-2/203@ “Об утверждении Порядка представления в банки документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи”(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 31.05.2011, регистрационный номер 20900; “Российская газета”, 2011, № 125).

3. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, курирующего вопросы контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.

Приложение
к приказу Федеральной налоговой службы
от 25.07.2012 № ММВ-7-2/520@

Порядок представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 4 статьи 31, пунктом 4.2 статьи 60, пунктом 3 статьи 86 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2006, № 31, ст. 3436; 2007, № 1, ст. 31; 2010, № 31, ст. 4198), пунктом 21 статьи 176.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2009, № 51, ст. 6155), далее – Кодекс, частью 9 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ “О национальной платежной системе”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 27, ст. 3872), далее – Федеральный закон № 161-ФЗ, частью 6 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 23, ст. 2758; 2011, № 27, ст. 3873).

2. Настоящий Порядок применяется в отношении:

1) открытых в банках счетов организаций, индивидуальных предпринимателей, счетов, открытых для осуществления профессиональной деятельности нотариусам, занимающимся частной практикой, и адвокатам, учредившим адвокатские кабинеты, а также корпоративных электронных средств платежа указанных лиц, используемых для переводов электронных денежных средств;

2) счетов инвестиционного товарищества, открытых участником договора инвестиционного товарищества – управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, для осуществления операций, связанных с ведением общих дел товарищей по договору инвестиционного товарищества, корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств по указанным операциям.

3. Положения, предусмотренные настоящим Порядком в отношении банков, распространяются на:

1) Центральный банк Российской Федерации и государственную корпорацию “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)”;

2) операторов по переводу денежных средств, обязанность которых выдавать налоговым органам справки о наличии у них специальных банковских счетов и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами), на основании мотивированного запроса установлена частью 8 статьи 14 Федерального закона № 161-ФЗ.

Положения, предусмотренные настоящим Порядком в отношении счетов, определенных пунктом 2 статьи 11 Кодекса, распространяются на специальные банковские счета, определенные статьей 14 Федерального закона № 161-ФЗ.

4. Настоящий Порядок применяется при представлении в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи следующих документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах (далее – Документы налоговых органов):

1) требований о перечислении налогов, сборов, пеней, штрафов;

2) требований об уплате денежных сумм по банковским гарантиям;

3) запросов о представлении справок о наличии счетов (специальных банковских счетов);

4) запросов о представлении справок об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах);

5) запросов о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах);

6) запросов о представлении справок об остатках электронных денежных средств;

7) запросов о представлении справок о переводах электронных денежных средств.

5. Настоящий Порядок применяется при представлении банками (филиалами банков) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи следующих документов по мотивированным запросам налоговых органов (далее – Документы банков):

1) справок о наличии счетов (специальных банковских счетов);

2) справок об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах);

3) выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах);

4) справок об остатках электронных денежных средств;

5) справок о переводах электронных денежных средств.

6. Представление электронных сообщений, содержащих Документы налоговых органов, в банки (филиалы банков) и представление в налоговые органы электронных сообщений, содержащих Документы банков (филиалов банков), в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через Центральный банк Российской Федерации осуществляется в сроки, предусмотренные Кодексом, и в соответствии с порядком установленным Положением Центрального банка Российской Федерации от 29.12.2010 № 365-П “О порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде”(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27.01.2011, регистрационный номер 19602, “Вестник Банка России”, 2011, № 8) (с изменениями, внесенными Указанием Центрального банка Российской Федерации от 27.09.2011 № 2707-У “О внесении изменений в преамбулу Положения Центрального банка Российской Федерации от 29.12.2010 № 365-П “О порядке направления в банк поручения налогового органа, решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде”(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 25.10.2011, регистрационный номер 22117, “Вестник Банка России”, 2011, № 59) (далее – Положение Центрального банка Российской Федерации № 365-П).

7. Электронные сообщения, содержащие Документы налоговых органов (Документы банков), получают (представляют) по телекоммуникационным каналам связи через Центральный банк Российской Федерации банки (филиалы банков), которые заключили с Центральным банком Российской Федерации (в лице территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации) соглашения (далее – соглашения), содержащие условия о получении электронных сообщений, содержащих Документы налоговых органов (представлении электронных сообщений, содержащих Документы банков).

В случае заключения (расторжения) соглашений с банками (филиалами банков) Центральный банк Российской Федерации сообщает об этом факте Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по централизованной обработке данных в соответствии с порядком, установленным Положением Центрального банка Российской Федерации № 365-П.

В случае начала, возобновления, прекращения или временного приостановления обмена электронными сообщениями банк (филиал банка) сообщает об этом факте Центральному банку Российской Федерации (в лице территориального учреждения Центрального банка Российской Федерации) в соответствии с порядком, установленным Положением Центрального банка Российской Федерации № 365-П.

8. Форматы электронных сообщений, используемых при обмене документами, направляются Федеральной налоговой службой Центральному банку Российской Федерации для дальнейшего доведения Центральным банком Российской Федерации до банков (филиалов банков).

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Уведомление налоговых органов об открытии (закрытии) банковского счета

Открытие банковского счета является необходимым условием для создания нового юридического лица и регистрации индивидуального предпринимателя. Поэтому все бизнесмены, которые столкнулись с проблемой открытия собственного дела, знают, что даже такое, на первый взгляд, несущественное мероприятие, как открытие счета в банке может обернуться для организации целой чередой неприятностей. К слову сказать, не только открытие, но и закрытие банковского счета является основанием для предъявления соответствующих документов в налоговые органы. Несоблюдение этой законодательной «повинности» влечет за собой наступление внушительных штрафных санкций. Поэтому если вы хотите, чтобы деятельность вашей организации осуществлялась в рамках закона, не стоит пренебрегать установленными правилами.

Порядок и процедура предоставления подотчетных документов в налоговые органы регламентируется целым рядом нормативно-правовых актов. Штудирование законодательной базы является наиболее правильным, однако далеко не самым рациональным вариантом. Ведь для изучения нормативно-правовых актов, а также их тщательной проработки необходимо время. А время, как известно, имеет огромную ценность для бизнесменов и индивидуальных предпринимателей. Поэтому, если вы хотите, чтобы открытие банковского счета прошло без сучка и задоринки, мы предлагаем вам ознакомиться с настоящим правовым «экстрактом» – информацией, собранной из нескольких нормативных источников и объединенной в рамках одной статьи. Надеемся, что приведенные разъяснения помогут вам сориентироваться в порядке предоставления сведений об открытии и закрытии счетов в банке и станут надежным подспорьем для развития вашего бизнеса. Однако обо всем по порядку.

Читайте также:  Предлагается унифицировать использование специальных банковских счетов платёжными агентами (законопроект)

Подпункт 1 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса РФ гласит, что все налогоплательщики должны подавать в налоговые органы сведения об открытии либо закрытии расчетного счета в банке на протяжении семи дней с момента совершения указанной операции.

Спешим обратить ваше внимание на тот факт, что, в соответствие с п. 3 ст. 23 НК РФ, указанную информацию должны подавать не только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории РФ, но и лица, занимающиеся частной практикой. Поэтому если вы являетесь нотариусом или адвокатом, помните о том, что требования закона едины в отношении юридических и физических лиц. Еще одним документальным подтверждением данного факта служит письмо МНС России от 04.10.2004 № 24-1-10/700@, в котором детально расписываются юридические нюансы рассматриваемого вопроса.

Открытие или закрытие расчетного счета налагает определенные обязательства не только на самих предпринимателей, но и на сотрудников банковских учреждений. Так, в соответствие с абз. 2 п. 1 ст. 86 НК РФ, на протяжении 5 дней с момента совершения одной из указанных операций банк обязан предоставить в налоговые органы информацию об открытии (закрытии) расчетного счета.

Подача всех необходимых сведений в налоговые органы осуществляется в порядке, установленном действующими нормативно-правовыми актами РФ. Так, налогоплательщики обязаны предоставить все необходимые сведения в налоговый орган непосредственно по месту своей регистрации. В свою очередь, банковские учреждения подотчетны налоговой службе по месту регистрации самого банка. Что касается филиалов банковских учреждений, то здесь дело обстоит несколько иначе. В соответствие с письмом Минфина России № 03-02-07/1-124 от 14 марта 2007 года, все филиалы банковских учреждений должны направлять сведения об открытии (закрытии) счетов юридических и физических лиц в налоговый орган по месту регистрации, указанному в учредительных документах банка.

К слову сказать, говоря о строгих терминах подачи отчетной документации, мы имеем в виду рабочие дни. Так как в ст. 6.1 НК РФ четко сказано о том, что в расчет для предоставления указанных сведений берутся не календарные, а рабочие дни. В соответствие с действующим законодательством, рабочим днем считается тот день, который не является праздничным или выходным. Разумеется, подобное уточнение имеет для предпринимателей больше преимуществ, нежели недостатков, поскольку в данном случае сроки носят более лояльный характер. В то же время не стоит забывать о том, что утвержденные термины подачи материалов в налоговую службу носят обязательный характер, поэтому их нарушение чревато наступлением штрафных санкций. Так, в соответствие со ст. 118 НК РФ, нарушение сроков подачи указанной документации является основанием для привлечения к административной ответственности виновных должностных лиц (ст. 15.4 КоАП РФ). Кроме того, в соответствие со ст. 118 НК РФ, подобное правонарушение влечет за собой уплату штрафа в размере 5 тысяч рублей. Учитывая тот факт, что многие организации являются малыми коммерческими структурами, величина штрафа за несоблюдение сроков подачи документации в налоговую службу имеет не только показательное значение. Что касается размеров штрафных санкций для должностных лиц, то их размер составляет порядка 1000-2000 рублей (ст. 15.4 КоАП РФ).

Необходимо отметить, что далеко не во всех случаях организации и индивидуальные предприниматели, не предоставившие все необходимые документы в налоговую службу, могут быть привлечены к ответственности. Так, в соответствие с письмом ФНС России от № ЧД-6-24/998@ 28 ноября 2005 года, в случае, если договор о банковском обслуживании был расторгнут в одностороннем порядке, непредставление сведений о закрытии расчетного счета не является основанием для наступления штрафных санкций в отношении юридических и физических лиц.

Напомним, что договор о банковском обслуживании может быть расторгнут в одностороннем порядке по целому ряду причин. Все они оговариваются в ст. 859 ГК РФ. Как правило, основной причиной закрытия банковского счета служит отсутствие финансовых операций или денежных средств на счету клиента на протяжении двух лет. Если в течение указанного периода времени расчетный счет «бездействовал» или пустовал, банк вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке. При этом в адрес владельца счета должно быть направлено письменное уведомление. В случае если с момента отправки уведомления клиенту прошло более 2-х месяцев, а денежные средства так и не поступили на указанный расчетный счет, договор автоматически аннулируется.

Что касается ответственности банков за невыполнение возложенных на них обязательств, то на финансовые учреждения могут быть наложены внушительные штрафные санкции в размере 20 тысяч рублей. Основанием для привлечения банков к ответственности является п. 2 ст. 132 Налогового кодекса РФ. Необходимо отметить, что в данном случае речь идет как об умышленном, так и о непреднамеренном сокрытии сведений от налоговых служб о закрытии расчетного счета организации или изменении его реквизитов. К слову сказать, за несвоевременное предоставление указанных материалов не предусматривается какая-либо ответственность. Наглядным подтверждением вышесказанного является судебная практика (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № Ф04-1852/2006 (20929-А45-26) от 27 марта 2006 года по делу № А45-18766/05). За подобные правонарушения также не предусматривается ответственность должностных лиц.

Тем не менее, несмотря на наличии многочисленных «лазеек» в действующем законодательстве далеко не всем правонарушителям удается избежать наказания. Поэтому не предоставление сведений в налоговую службу может послужить основанием для привлечения банковских учреждений, а также физических и юридических лиц к административной ответственности.

На практике нередко встречаются случаи, когда необходимые материалы об открытии/закрытии расчетного счета поступают в налоговую позже установленного срока. Если при этом действия налогоплательщиков или банковских учреждений не противоречат ст. 23 и ст. 86 НК РФ, то вполне вероятно, что предприниматели и банки смогут отстоять свою правоту в суде.

Ст. 11 НК РФ трактует банковский счет как счет, открытый на основании договора банковского счета. На указанный расчетный (текущий) счет могут зачисляться денежные средства компаний, некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей (ИП), а также юристов и нотариусов, занимающихся ведением частной практики. Поэтому если банковский счет организации или ИП соответствует указанному определению, то сведения об его открытии или ликвидации должны быть направлены в налоговую службу по месту государственной регистрации юридического лица. Если в качестве налогоплательщика выступает ИП, то все необходимые документы должны быть предоставлены в налоговый орган по месту жительства физического лица. Это относится как к самим субъектам предпринимательской деятельности, так и к банковским учреждениям, которые занимаются их обслуживанием.

Согласно письму МНС России № 14-3-04/218-Г530 от 1 февраля 2002 года «Об ответственности за непредставление информации об открытии или закрытии валютных счетов» под определение банковского счета подпадают текущие и транзитные валютные счета, а также специальные транзитные валютные счета. Поэтому сведения об открытии или закрытии данных счетов, а также изменении их реквизитов должны подаваться в налоговые органы в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

Обращаем внимание на тот факт, что депозитные вклады юридических лиц не являются счетами в традиционном представлении этого слова. В соответствие со ст. 834 ГК РФ они трактуются как депозитные вклады, поэтому не подпадают под положения ст. 11 НК РФ.

На сегодняшний день позиция налогового законодательства в отношении бюджетных организаций довольно двусмысленна. С одной стороны, в отечественной практике бюджетные учреждения долгое время обладали своеобразным привилегированным статусом, поэтому освобождались от необходимости сообщать сведения об открытии или закрытии счетов в налоговые службы. Подобное явление объяснялось довольно просто: понятие лицевого счета бюджетных организаций на тот момент не соответствовало определению, установленному НК РФ. Так продолжалось вплоть до 1 января 2007 года, когда в юридическую силу вступил Федеральный закон от 27.07.2006 № 137–ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». Новый закон внес целый ряд поправок в статьи НК РФ. Преобразования затронули и святая святых – ст. 11 Налогового кодекса. Поэтому сегодня бюджетные организации, равно как и коммерческие предприятия, обязаны предоставлять в налоговую службу сведения об открытии, закрытии счетов, а также изменении их реквизитов.

Отдельного внимания заслуживает вопрос об оповещении налоговых служб о закрытии (открытии) банковских счетов за рубежом. В настоящее время порядок уведомления налоговых органов о совершении подобных действий регламентируется информационным сообщение ФНС РФ от 25 января 2005 года. Напомним, что в соответствие со ст. 12 Федерального закона № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле», не только юридические, но и физические лица вправе открывать валютные счета в иностранных банках, находящихся на территории зарубежных государств. В данном случае речь идет о банковских учреждениях, которые являются членами международных финансовых организаций, таких как Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

П. 2 ст. 12 указанного федерального закона гласит, что все субъекты предпринимательской деятельности должны в обязательном порядке уведомить налоговый орган в случае, если имело место открытие, закрытие расчетного счета или изменение его реквизитов. Под формулировкой «налоговый орган» подразумевается территориальное подразделение государственной налоговой службы по месту регистрации юридического лица. Предприниматели обязаны оповестить налоговые органы о внесении соответствующих корректив в течение одного месяца с момента открытия (закрытия) банковского счета или изменения его реквизитов. Все необходимые сведения должны подаваться в письменном виде.

К слову сказать, до недавнего времени, а именно до 1 января 2007 года, открытие счета в иностранном банке требовало предварительной регистрации компании в налоговых органах по месту учета. Впоследствии это требование было упразднено, поэтому предприниматели получили возможность беспрепятственно открывать счета в банках, находящихся за пределами РФ, без соблюдения каких-либо регистрационных формальностей.

В настоящее время все сведения, касающиеся вопросов открытия, закрытия счетов и изменения их реквизитов, должны подаваться в налоговые органы в письменном виде и по установленной форме. Так, все документы, подлежащие предъявлению в налоговые органы банковскими и кредитными учреждениями, имеющими лицензию Банка России, должны быть оформлены в соответствие с требованиями действующего законодательства. Форма предоставления указанных данных определяется Приказом ФНС России № САЭ-3-09/861@ от 13 декабря 2006 года «Об утверждении форм сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета».

Письмо Минфина РФ № 03-02-07/1-153 от 18 апреля 2008 года раскрывает некоторые моменты, касающиеся установленных форм. Так, в частности, в указанном документе уточняется, что правила заполнения форм устанавливаются письмом ФНС РФ № ЧД-6-09/75@ от 05 мая 2007 года «О направлении Разъяснений по заполнению форм сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета». В п.п. 2 и п.п. 5 Разъяснений указан перечень реквизитов, изменение которых является основанием для направления соответствующих сведений в налоговые органы. В соответствие с п. 1 ст. 86 НК РФ, для этих целей банк вправе использовать как бумажные носители информации, так и электронные средства передачи данных. Порядок передачи материалов в налоговую службу регламентируется отдельным нормативно-правовым документом – положением Банка России № 311-П от 07.09.2007 года «О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета».

Читайте также:  ЦБ создал рекомендации для банков в рамках борьбы с отмыванием доходов

Для самих налогоплательщиков разработана и утверждена отдельная форма предоставления сведений об открытии (закрытии) расчетных счетов. До недавнего времени заполнение сведений осуществлялось на основании формы № С-09-1 «Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)», утвержденной Приказом ФНС России № ММ-3-09/11@ от 17 января 2008 года. Однако несколько месяцев назад ФНС утвердило новый нормативный документ, согласно которому приказ ФНС России № ММ-3-09/11@ от 17.01.2008 г. утратил свою юридическую силу. На смену прежнему документу пришел новый Приказ ФНС России № ММ-7-6/252@ от 21.04.2009 года «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации». В список новых форм вошли форма № С-09-2, форма № С-09-3, а также форма № С-09-4, определяющая основные требования к сообщению о реорганизации или ликвидации компаний.

Подводя итоги всего вышесказанного, отметим, что соблюдение всех установленных правил в отношении подачи сообщений об открытии (закрытии) банковских счетов является основой для успеха и процветания вашего бизнеса. Поэтому не стоит забывать о таких «мелочах», как своевременное уведомление налоговых служб о внесении изменений в реквизиты банковского счета. В противном случае не исключено, что ваша халатность будет расценена налоговиками как правонарушение, что повлечет за собой наступление малоприятных финансовых последствий.

сообщение об открытии банковского счета

Банки будут по новой форме оповещать ФСС об открытии клиентами счетов

ФСС разработал новые формы бланков, которые должны будут заполнять банки, чтобы оповестить фонд об открытии/закрытии счетов юрлиц и ИП.

Соответствующий проект Приказа ФСС опубликован накануне на федеральном портале проектов НПА.

Валютный контроль для проживающих за рубежом граждан упрощен

Закон разрешает физическим лицам – резидентам зачислять на свои счета в зарубежных банках средства от продажи транспортных средств, а также недвижимости, зарегистрированной на территории государства, которое присоединилось к соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией.

Кроме того, физические лица-резиденты, которые более 183 дней в году проживают за пределами России, больше не должны представлять в налоговые органы уведомления об открытии зарубежных счетов (вкладов), а также отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам). Это относится и к тем гражданам, которые в 2017 году проживали за пределами России более полугода.

Российские граждане, преимущественно проживающие за границей, смогут свободно осуществлять валютные операции через свои зарубежные счета.

Обязанности граждан РФ, связанные с наличием зарубежных счетов

В соответствии с п/п «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона РФ от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” резидентами признаются, в частности, физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранн

Началась кампания по представлению физическими лицами сведений об открытых счетах в зарубежных банках

Управление Федеральной налоговой службы по Владимирской области сообщает о начале кампании по представлению физическими лицами сообщений о счетах, открытых в кредитных учреждениях за пределами территории Российской Федерации.

В рамках кампании проводимой в предыдущем году физическими лицами, зарегистрированными на территории области, представлены сведения о движении средств по 149 счетам (вкладам). При этом по результатам проведенных контрольных мероприятий во Владимирской области 32 физических лица привлечены к административной ответственности за нарушение сроков представления уведомлений об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета в иностранном банке и отчетов о движении средств по этим счетам.

Если физическое лицо является валютным резидентом (в течение года проживает на территории России, а также иностранные граждане и лица без гражданства, также постоянно проживающие в нашей стране) и обладает счетом в банке за пределами Российской Федерации, то у него возникает обязанность по представлению в налоговый орган по месту учета следующих документов:

– уведомление об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в иностранных банках;
– отчет о движении средств по таким счетам.
УФНС напоминает, что уведомление об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счета (вклада) представляется в налоговый орган не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов такого счета (вклада).

Срок представления отчета о движении средств по этим счетам за 2016 год – до 1 июня 2017 года. Форма отчета предельно проста: помимо личных данных налогоплательщика, реквизитов банка и счета в нем указываются лишь состояние счета на начало и конец периода, а также суммы зачисленных и списанных по счету средств за год. Если счетов несколько, на каждый заполняется отдельный лист отчета. Подать отчет можно лично, через представителя, заказным письмом с уведомлением, через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России. Форму отчета о зарубежных счетах нужно искать в разделе «Документы налогоплательщика» (в подразделе «Обратиться в налоговый орган» последняя строка – «счета в иностранных банках»). Этим сервисом для представления отчета могут воспользоваться и граждане, находящиеся за границей.

Налоговики предупреждают, что в рамках проводимой государством политики по деофшоризации экономики, с 2018 года налоговые органы будут получать всю информацию о счетах в банках за пределами территории Российской Федерации компаний и граждан от иностранных государств в автоматическом режиме (Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах и их владельцах).

Представление информации об имеющихся у Вас иностранных счетах в налоговые органы в кратчайшие сроки позволит вам избежать административной ответственности в виде штрафа до пяти тысяч рублей и до двадцати тысяч рублей за повторное непредставление отчета о движении средств по таким счетам. Кроме того, сокрытая информация будет являться поводом для проведения в отношении ваших заграничных активов мероприятий налогового и валютного контроля.

Ответ ФНС РФ на письмо АРБ «О Порядке уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии»

Исх № ПА-4-6/23315 от 07.12.2016г.
На № А-01/2-434 от 05.09.2016 г.

Уважаемый Гарегин Ашотович!

Рассмотрев письмо Ассоциации Российских банков от 05.09.2016 № А-01/2-434 по вопросам применения Порядка уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии (далее — Порядок) сообщаю следующее.

По вопросам 1, 11.

В соответствии с таблицей 4.6 формата уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии (далее — Формат), утвержденного ФНС России 03.08.2011, предусмотрена подпись только одного ответственного лица, являющегося либо руководителем банка, либо ответственным исполнителем.

В соответствии с пунктом 4 Порядка при заполнении Уведомления о факте выдаче банковских гарантий далее — Уведомление) необходимо указывать ФИО руководителя банка (филиала банка) и ФИО ответственного исполнителя банка (филиала банка). В настоящее время ФНС России рассматривается вопрос о приведении в соответствие Формата и Порядка.

В целях исключения фактов направления поддельных банковских гарантий, налоговые органы в рамках статей 31, 93.1 (в т. ч. в рамках истребования информации по конкретной сделке) Налогового кодекса Российской Федерации вправе удостовериться в реальности наделения должностных лиц банка соответствующими полномочиями, а также соответствию полномочий структурных подразделений в части направления уведомлений в налоговый орган их функционалам. При этом требование о нотариальном заверении доверенности для юридических лиц в целях налогообложения не предусмотрено.

По вопросам 3, 8 и 15.

В соответствии с пунктом 13 Порядка датой представления Уведомления банком считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки, при наличии соответствующей квитанции о приеме, полученной от налогового органа.

По всем случаям задержки получения документов необходимо обращаться в службу технической поддержки оператора электронного документооборота (ЭДО). Регламентируемое время получения документов определено в Приказе ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@.

Для каждого конкретного случая есть свои причины задержек у участников электронного документооборота (программное обеспечение Организации, почтовый сервер оператора ЭДО, Приемный комплекс инспекций ФНС России, само программное обеспечение ЭОД). Кроме того, в случае своевременного обращения в службу технической поддержки, проблема решается совместно со специалистами технической поддержки. В противном случае вопросы решаются конфликтной комиссией.

Так как ни Порядок, ни Формат не устанавливают жестких ограничений по использованию КПП, в случае наличия более одного, то при направлении Банком Уведомления в налоговый орган, Банку в качестве обязательных реквизитов правомерно указывать КПП Банка, присвоенного налогоплательщику определенному в качестве крупнейшего.

Налоговые органы при принятии Уведомлений обязаны руководствоваться:

– приказом ФНС России от 25.10.2010 № ММВ-7-3/515@ (в редакции от 14.12.2015) “Об утверждении Порядка уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии”;
– приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@ “Об утверждении Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи”;
– форматом уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии от 03.08.2011 (Письмо ФНС России от 08.12.2011 № 6-3-04/0081@ “О направлении формата уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии”).

Банкам для получения информации о реквизитах налоговых органов необходимо пользоваться интернет-сайтом ФНС России (https://service.nalog.ru/addrno.do). Информация о реквизитах налоговых органов обновляется на регулярной основе. Для более детального анализа ситуации необходимо предоставление информации о выявленных случаях несоответствия реквизитов налоговых органов.

Реквизит БИК Банка относится к реквизитам, поименованным в пункте 4 Порядка и является обязательным реквизитом. При его отсутствии, в соответствии с пунктом 5 Порядка, налоговым органом может быть направлено уведомление об отказе в приеме.

При направлении Уведомлений в отношении налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших в Межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам. в которых они состоят на учете, выявлены случаи ошибок при заполнения реквизитов ИНН/КПП налогоплательщика. Для более детального анализа ситуации необходимо предоставление информации о выявленных случаях отказа налоговых органов в приеме Уведомлений.

В качестве способа решения проблемы часовых поясов. возможно использование оператора электронного документооборота (ЭДО), территориально расположенного между филиалом банка и налоговым органом. В таком случае отметка о времени получения электронных документов будет соответствовать часовому поясу оператора электронного документооборота (ЭДО).

В соответствии с письмом Минфина России от 27.12.2011 № 03-07-15/132 и согласно подпункту 4 пункта 6 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательств по возврату в бюджет суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в полном объеме, и принимая во внимание, что налоговый орган согласно пункту 8 статьи 176.1 Налогового кодекса Российской Федерации принимает одно решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению в заявительном порядке, налогоплательщик может реализовать право на применение заявительного порядка возмещения налога при представлении в налоговый орган одной банковской гарантии, выданной на заявленную к возмещению сумму налога в полном размере.

По вопросам 13 и 14.

Вопрос о доработке программного обеспечения в части автоматизации использования реквизитов налогового органа при формировании Уведомления и об объединении программного обеспечения для формирования уведомлений и программного обеспечения для отправки уведомления в налоговый орган будет рассмотрен после внесения изменений в форматы уведомления банком налогового органа о факте выдачи банковской гарантии от 03.08.2011.

С уважением,
Заместитель Руководителя ФНС России,
Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса

Ссылка на основную публикацию