Предлагается унифицировать использование специальных банковских счетов платёжными агентами (законопроект)

Специальный банковский счет платежного агента

specialnyy_bankovskiy_schet_platezhnogo_agenta.jpg

Похожие публикации

Деятельность по приему платежей в пользу третьих лиц, осуществляемая платежными агентами, возможна только с применением специального банковского счета. Закон строго регламентирует как порядок его использования, так и ответственность за нарушения данного порядка.

Специальный банковский счет платежного агента: назначение и особенности использования

Спецсчет используется платежным агентом для зачисления средств, полученных от физических лиц в пользу поставщика товаров или услуг в рамках исполнения агентского договора. Законодательство предусматривает запрет на использование для этого других счетов, использование же самого счета носит ограниченный характер (ст. 4 закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ).

По спецсчету допускаются следующие операции:

Зачисление средств от физлиц, в счет исполнения их обязанностей перед поставщиком;

Зачисление средств с другого спецсчета агента;

Списание средств на специальный счет другого агента или поставщика;

Списание средств на расчетные счета – в установленных законодательством случаях (например, вознаграждение агента).

Никакие иные операции на данном счете не допускаются. Подобные ограничения введены по нескольким причинам:

Защита интересов поставщика – у агента нет возможности распорядиться средствами по своему усмотрению;

Защита интересов плательщиков-физлиц от действий недобросовестного агента по неперечислению оплаты поставщику;

Контроль за оборотом собираемых платежей и их использованием;

Упрощение учета дохода юрлиц и ИП в части его выделения из всего объема получаемых им денежных средств.

Таким образом, законодательство введением специальных счетов решило множество вопросов как фискального характера, так и экономико-правовой безопасности участников рынка.

Специальный счет платежного агента: порядок открытия

Открыть данный вид счета обязаны юрлица и ИП, как принимающие платежи в пользу третьих лиц – поставщиков, так и сами поставщики. Согласно действующему порядку открытия счетов в кредитных учреждениях, спецсчета имеют отдельное обозначение: 40821 – «Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика», что позволяет идентифицировать их при использовании в расчетах (п. 4.43 «Положения о Плане счетов бухучета для кредитных организаций», утв. ЦБ РФ 27.02.2017 № 579-П).

Данный вид счета может быть открыт в любом банке, но в большинстве случаев действует требование, что открывается он только в том кредитном учреждении, где у агента или поставщика есть действующий расчетный счет.

Для открытия счета в банк необходимо предоставить заявление по установленной форме и приложить к нему копию агентского договора с поставщиком или иным платежным агентом, а также стандартный пакет документов, который используется для открытия простого расчетного счета. После проверки представленных документов счет будет открыт – в среднем на это уходит 2-3 дня.

Договор на специальный счет предусматривает обязанность агента своевременно информировать банк о расторжении договора с поставщиком, либо о заключении новых договоров как с прежними контрагентами по приему платежей, так и с новыми. Кроме того, агент обязан оповестить кредитное учреждение о прекращении деятельности по приему платежей в пользу третьих лиц.

Счета банковским платежным агентам открываются в аналогичном порядке с той лишь разницей, что вместо агентского договора с поставщиком, необходимо представить агентский договор с оператором по переводу денежных средств, либо иным банковским платежным агентом.

Отметим, что в большинстве российских банков открытие счета 40821 платежным агентам предусматривает высокие тарифы. Кредитные учреждения объясняют это тем, что деятельность агентов по приему платежей несет множество рисков для банка и высокие тарифы частично ограждают их возможных мошеннических схем.

Ответственность за спецсчет

За осуществление деятельности платежного агента без открытия специального счета предусмотрена административная ответственность в виде штрафа по п. 2 ст. 15.1 КоАП РФ (40 000 – 50 000 руб. для компаний, 4000-5000 для должностных лиц). Аналогичная санкция может быть применена и при выявлении нарушений в его использовании, например, перечисление на него не всей суммы денежных средств, полученных в пользу поставщика, либо иное нарушение требований по исполнению обязанностей платежного агента, предусмотренных действующим законодательством.

Разъяснения ФНС России по вопросу привлечения к административной ответственности за нарушение требований об использовании специальных банковских счетов

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации направляет позицию ФНС России по вопросу привлечения к административной ответственности платежного агента, банковского платежного агента (субагента) и поставщика за нарушение требований об использовании специальных банковских счетов, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Федеральными законами от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ) и № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе» (далее – Федеральный закон № 162-ФЗ) установлена обязанность банковских платежных агентов (субагентов), осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом №161-ФЗ, а также платежных агентов и поставщиков, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ), использовать специальный банковский счет.

Специальный банковский счет должен использоваться платежными агентами, банковскими платежными агентами (субагентами) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств и осуществления расчетов, поставщиком – для зачисления денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, и списания денежных средств на банковские счета.

Законодатель связывает использование специального банковского счета для платежных агентов и поставщиков только при условии осуществления деятельности по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ, а для банковских платежных агентов (субагентов) при осуществлении деятельности в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ.

Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом № 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом № 161-ФЗ, обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут в соответствии с частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, и на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В случае, когда платежный агент или банковский платежный агент (субагент) осуществил прием денежных средств от плательщика (физического лица), такие наличные денежные средства должны быть сданы платежным агентом, банковским платежным агентом или банковским платежным субагентом для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Обязанность осуществления таких действий закреплена для платежного агента частью 15 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ, для банковского платежного агента – пунктом 3 части 3, частью 7 статьи 14 и частью 8 статьи 38 Федерального закона № 161-ФЗ, для банковского платежного субагента – пунктом 4 части 4, частью 7 статьи 14 и частью 8 статьи 38 Федерального закона № 161-ФЗ.

Таким образом, в случае отсутствия (в том числе и по причине неоткрытия) у платежного агента, банковского платежного агента (субагента) специального банковского счета, при получении от физических лиц денежных средств такие денежные средства не могут быть зачислены на специальный банковский счет (счета), в результате чего платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) не будет исполнена обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета). Ответственность за не исполнение такой обязанности установлена частью 2 статьи 15.1 КоАП.

Обязанность поставщика использовать специальный банковский счет при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей установлена частью 18 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ. При этом в соответствии с частями 19 и 20 вышеназванной статьи по специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции по зачислению денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента и списанию денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.

Таким образом, осуществление поставщиком расчетов с платежным агентом при приеме платежей возможно только с использованием специального банковского счета, проведение соответствующих расчетов без использования специальных банковских счетов, в том числе и в случае их отсутствия (неоткрытия), или с использованием банковских счетов, не являющихся специальными, нарушает требования Федерального закона № 103-ФЗ и влечет ответственность согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

платежные агенты

Минфин РФ: Письмо № 03-11-11/28 от 24.01.2013

Налоговым кодексом РФ не предусмотрена уплата налогов и сборов через платежных агентов

Минфин РФ в своем письме № 03-02-07/1-84 от 05.04.2012 приводит разъяснения по вопросам о приеме платежным агентом (оператором по приему платежей) у физических лиц денежных средств в счет уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов, а также о взимании с клиентов оплаты за прием указанных платежей.

Читайте также:  Ключевая ставка с 17.09.2020 повышена до 7,5%

Ведомство напоминает, что согласно НК РФ, банки исполняют поручения налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) на перечисление денежных средств в счет уплаты налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов в бюджетную систему РФ. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

Физические лица – налогоплательщики (плательщики сборов, налоговые агенты) могут уплачивать налоги, сборы, соответствующие пени и штрафы через кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи при отсутствии банка. При этом плата за прием денежных средств также не взимается.

Налоговым кодексом РФ не предусмотрена уплата налогов, сборов, соответствующих пеней и штрафов, через платежных агентов (операторов по приему платежей).

Минфин РФ: Письмо № 03-02-07/1-84 от 05.04.2012

Закон об НПС открывает перед банковскими платежными агентами такие возможности бизнеса, к которым они и сами не готовы

Банковские платежные агенты в России еще не успели осознать, какой спектр возможностей открылся перед ними с принятием закона о национальной платежной системе. Об этом 19 апреля в ходе круглого стола «Успехи и проблемы в регулировании дистанционного оказания банковских услуг: удалось ли повысить доступность банковских услуг», организованного Ассоциацией региональных банков совместно с Российским микрофинансовым центром, заявил вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Принятый в прошлом году закон №161-ФЗ (“О национальной платежной системе”) коренным образом изменил ситуацию в сфере банковского агентского бизнеса. В частности, ст. 14 существенно расширила функционал банковских агентов в части выдачи денежных средств, идентификации и целевого характера принимаемых платежей. В настоящий момент Банк России готовит новую редакцию положения, регулирующего операции с банковскими картами и электронными средствами платежа. Пока что внесены изменения только о предоплаченных картах.

Вообще, ситуация меняется очень быстро, подчеркнул Иванов. За последние полгода Банк России принял более 20 НПА в развитие этого закона, а буквально несколько дней назад передал в ассоциацию “Россия” для подготовки отзыва еще 10 их проектов НПА, связанных уже непосредственно с платежными системами. Ожидается, что к концу 2012 года работа по регламентации будет полностью завершена.

“Отныне функционал банковского платежного агента сочетается с функционалом кредитного брокера либо институционального кредитора (МФО, кредитного кооператива или ломбарда), – отметил Олег Иванов. – Если совместить все эти функции, то агенты превращаются в поставщиков всего спектра классических финансовых услуг. А можно добавить сюда и возможность купли-продажи ценных бумаг”.

“Скорость развития бизнес-моделей сегодня не успевает за законотворцами, – считает вице-президент банковской ассоциации. – Участники рынка еще не придумали, как использовать открывшиеся возможности. Между тем банковские агенты теперь могут идти в места, где вся жизнь вращается вокруг почты и сельпо и предлагать местным жителям широкий спектр финансовых возможностей. Они могут продавать кредиты разных банков: там же выдавать и сумму кредита, и принимать платежи в его погашение. А если POS-терминал оснащен GPRS-модулем, то можно вести операции по банковским счетам через карты и, может быть, поменять платежные привычки жителей этого поселка. Пока что банки предпочитают использовать агентские сети (вроде “Связного” или Евросети”) в более оживленных местах. Видимо, на следующем этапе, когда все “живые” места будут переполнены, агенты двинутся дальше”.

Управляющим компаниям могут запретить принимать деньги для оплаты коммунальных услуг

Госдума рассмотрит законопроект № 52455-6, исключающий возможность получения управляющими компаниями денежных средств, предназначенных для оплаты коммунальных услуг.

Законопроект предусматривает помимо возможности оплаты жильцами коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающим организациям, использование услуг платежных агентов. Предлагается на органы местного самоуправления возложить обязанность по организации деятельности хотя бы одного платежного агента, а на управляющие организации – обязанность заключения агентского договора на сбор платежей за жилищно-коммунальные услуги.

Предположительно, указанные изменения позволят снизить задолженность по оплате коммунальных ресурсов перед ресурсоснабжающими организациями, уменьшить риск прекращения подачи коммунальных ресурсов.

Комиссия за услуги банковских агентов за год упала в два раза

Количество банковских агентов в России за последний год выросло почти в два раза, и теперь агенты получили право не только принимать деньги у граждан, но и выдавать им переводы. Об этом 10 апреля на пресс-конференции «Электронные деньги 2011: новый этап, новые возможности» сообщил президент НАУМИР Михаил Мамута. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

“С принятием закона “О национальной платежной системе”, а также изменений в законы о банках и противодействии отмыванию доходов банковские агенты получили беспрецедентно широкие полномочия, – напомнил Мамута. – В частности, они, получив право на идентификацию физических лиц, теперь могут выплачивать им деньги. Раньше у них было право только принимать эти деньги”. Агентская сеть должна обеспечить простоту конвертации электронных денег в обычные и наоборот, пояснил Михаил Мамута. Сегодня быстро расширяется спектр финансовых услуг, предоставляемых через банковских агентов. Растет доля новых услуг – пополнение депозитных счетов, банковских карт, погашение кредитов, оплата услуг ЖКХ.

Как следствие, в 2012 году количество банковских агентов сильно выросло – с 7 822 до 12 479, а вот количество точек обслуживания, наоборот, сократилось с 419 до 319 тысяч. Количество транзакций по сравнению с 2011 годом не изменилось, а вот их средний объем увеличился на 21%.

В структуре сети обслуживания по-прежнему преобладают платежные терминалы, но возрастает роль обслуживания через кассу агентов, WEB-приложений и POS-терминалов на кассах предприятий.

Существенно снизилась доля оплаты услуг связи – 86% (годом ранее 95%). Клиенты осваивают новые услуги – более чем двукратный рост по объему среднемесячных транзакций зафиксирован для переводов в адрес физических лиц, пополнения банковского счета и погашения кредитов, оплаты услуг ЖКХ, пополнения платежных карт.

При этом средняя стоимость предоставления финансовых услуг через агентов снижается – 2,4% против 3,9% годом ранее. Этот показатель уже ниже, чем средняя по банковской системе комиссия в 3% от суммы платежа. Наиболее дорогими оказываются платежи в адрес сотовых операторов – массовые по количеству, но мелкие по суммам. Дешевле всего клиентам обходится оплата услуг ЖКХ.

Новое в блогах

СпецСЧЕТ платежного агента и состав правонарушения

Анатолий Дубан разворошил направление – ПЛАТЕЖНАЯ АГЕНТУРА и связанные с ней АВАНТЮРЫ

1. Положения закона об использовании специальных банковских счетов

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг) регулируются Федеральным законом от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей от физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее – 103-ФЗ).

Согласно ст. 2 указанного закона ПОСТАВЩИКОМ являются организации и предприниматели, которые вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ, а ПЛАТЕЖНЫЙ АГЕНТ – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Отметим, что кредитные организации к платежным агентам не относятся.

Законом установлены определенные требования к платежным агентам и поставщикам.

В частности, в силу п.п. 14, 15 ст. 4 Закона платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства, для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Данная обязанность платежного агента корреспондирует с обязанностью поставщика, предусмотренной п.18 ст.4 Закона, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. банковского счета при приеме платежей от физических лиц является обязательным.

Согласно статье 3 закона 103-ФЗ под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖУ РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.

Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов (часть 14 статьи 4 закона 103-ФЗ).

Читайте также:  ФЗ о ЦБ РФ - последняя редакция

Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета) (часть 15 статьи 4).

Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами (часть 18 статьи 4).

А кто у нас муж? Сиречь Поставщик? – Как раз Управляющая организация или ТСЖ. Еще раз пронзим лучом прожектора этот вопрос

Согласно ч. 15 ст. 155 ЖК РФ управляющая организация вправе самостоятельно осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений либо взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов. При этом потребители вправе по своему выбору оплачивать коммунальные услуги путем наличных и безналичных расчетов в любом выбранном ими банке или почтовыми переводами.

Как только на горизонте появляется МУП Расчетный центр, Областной ЕИРЦ, ГУП ВЦ КП, ТРИЦ, то и управляющая организация, и соответственно РЦ, ВЦ, ЕИРЦ должны вести расчеты через СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ СЧЕТА

2.Номер счета 40821

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июля 2012 N 385-П
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРАВИЛАХ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КРЕДИТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Зарегистрировано в Минюсте России 3 сентября 2012 г. N 25350

Счет N 40821 “Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика”
4.45. Назначение счета – специальный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Счет пассивный. Аналитический учет ведется на лицевых счетах, открываемых по каждому договору, заключенному с платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), поставщиком.

3.Последствия нарушения платежными агентами требований об использовании спецсчета

Часть 2 ст. 15.1 КоАП РФ

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов

Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ требований закона в виде неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов

– влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4000 до 5000 руб.; на юридических лиц – от 40 000 до 50 000 руб.

Рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных данной статьей, должностные лица налоговых органов (ст. 23.5). В соответствии с Положением о правилах наличного денежного обращения на территории РФ от 5 января 1998 г. N 14-П на учреждения банков возложена обязанность проверять соблюдение организациями установленных правил работы с денежной наличностью.

Материалы проверок оформляются справкой по установленной форме. При необходимости копии справок направляются в соответствующие органы административной юрисдикции. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (ч. 1 ст. 28.3).

4. Выписка из Определения суда (ОПИСАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ)

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Юг» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к ИФНС России по г.Тюмени №3 (далее – ответчик, инспекция) о признании незаконным предписания от 16.10.2014г.,

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал, по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика требования не признал на основании изложенных в отзыве доводов.

Как следует из материалов дела, на основании поручения от 06.10.2014г. № 14-2/1 инспекцией в отношении общества проведена проверка полноты зачисления денежных средств, полученных от плательщиков при приеме платежей на специальный банковский счет.

В ходе проверки было выявлено, что обществом, оказывающим услуги по управлению многоквартирными домами и получающим плату за жилые и коммунальные услуги, при получении денежных средств, принятых платежным агентом за жилищные и коммунальные услуги, не исполнена обязанность по использованию специального банковского счета за период с 01.04.2014г. по 06.10.2014г.

Выявленное нарушение зафиксировано в акте проверки от 10.10.2014г. № 14-2/1.

Уполномоченным лицом инспекции составлен протокол от 10.10.2014г. №14-2/3 об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении инспекцией вынесено постановление № 14-2/3 от 15.10.2014г. о привлечении общества к административной ответственности и назначении административного наказания по ч.2 ст.15.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

16.10.2014г. Инспекцией на основании ст. 29.13 КоАП РФ в отношении ООО «УК«Юг» вынесено предписание об устранении установленных нарушений ч.18 ст.4 Федерального закона от 03.06.2009г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», со сроком исполнения до 10.11.2014г.

Полагая, что предписание от 16.10.2014г. вынесено незаконно, общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, арбитражный суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

ФНС России от 19.04.2012 N АС-4-2/6601@ “Об использовании специальных банковских счетов”

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 19 апреля 2012 г. N АС-4-2/6601@

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ

Федеральная налоговая служба в связи с поступающими запросами управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации направляет позицию ФНС России по вопросу привлечения к административной ответственности платежного агента, банковского платежного агента (субагента) и поставщика за нарушение требований об использовании специальных банковских счетов, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Федеральными законами от 27.06.2011 N 161-ФЗ “О национальной платежной системе” (далее – Федеральный закон N 161-ФЗ) и N 162-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О национальной платежной системе” (далее – Федеральный закон N 162-ФЗ) установлена обязанность банковских платежных агентов (субагентов), осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ, а также платежных агентов и поставщиков, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ “О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами” (далее – Федеральный закон N 103-ФЗ), использовать специальный банковский счет.

Специальный банковский счет должен использоваться платежными агентами, банковскими платежными агентами (субагентами) для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств и осуществления расчетов, поставщиком – для зачисления денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, и списания денежных средств на банковские счета.

Законодатель связывает использование специального банковского счета для платежных агентов и поставщиков только при условии осуществления деятельности по приему платежей физических лиц в соответствии с Федеральным законом N 103-ФЗ, а для банковских платежных агентов (субагентов) – при осуществлении деятельности в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ.

Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом N 103-ФЗ, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ, обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов влекут в соответствии с частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей, и на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В случае, когда платежный агент или банковский платежный агент (субагент) осуществил прием денежных средств от плательщика (физического лица), такие наличные денежные средства должны быть сданы платежным агентом, банковским платежным агентом или банковским платежным субагентом для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Обязанность осуществления таких действий закреплена для платежного агента частью 15 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ, для банковского платежного агента – пунктом 3 части 3, частью 7 статьи 14 и частью 8 статьи 38 Федерального закона N 161-ФЗ, для банковского платежного субагента – пунктом 4 части 4, частью 7 статьи 14 и частью 8 статьи 38 Федерального закона N 161-ФЗ.

Таким образом, в случае отсутствия (в том числе и по причине неоткрытия) у платежного агента, банковского платежного агента (субагента) специального банковского счета при получении от физических лиц денежных средств такие денежные средства не могут быть зачислены на специальный банковский счет (счета), в результате чего платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом) не будет исполнена обязанность по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета). Ответственность за неисполнение такой обязанности установлена частью 2 статьи 15.1 КоАП.

Читайте также:  Второй раз за лето ЦБ РФ меняет ключевую ставку

Обязанность поставщика использовать специальный банковский счет при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей установлена частью 18 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ. При этом в соответствии с частями 19 и 20 вышеназванной статьи по специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции по зачислению денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента, и списанию денежных средств на банковские счета. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.

Таким образом, осуществление поставщиком расчетов с платежным агентом при приеме платежей возможно только с использованием специального банковского счета, проведение соответствующих расчетов без использования специальных банковских счетов, в том числе и в случае их отсутствия (неоткрытия), или с использованием банковских счетов, не являющихся специальными, нарушает требования Федерального закона N 103-ФЗ и влечет ответственность согласно части 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

Предлагается унифицировать использование специальных банковских счетов платёжными агентами (законопроект)

В российское законодательство впервые планируется ввести понятие платежного агрегатора — специализированной компании, которая обеспечивает проведение в интернете разнообразных платежей для онлайн-магазинов. Такие агрегаторы появились на платежном рынке сравнительно недавно, но уже сейчас обеспечивают платежи россиян более чем на 80 тыс. сайтов, следует из данных исследовательской компании MARC. Крупнейший игрок на этом рынке — «Яндекс.Касса» с долей 31%.

Платежные агрегаторы предполагается контролировать через банки и небанковские кредитные организации (НКО) в целях соблюдения законодательства о предотвращении отмывания доходов и финансирования терроризма, следует из поправок к закону «О национальной платежной системе», внесенных в Госдуму главой думского комитета по финрынку Анатолием Аксаковым, первым зампредом комитета Совета Федерации по бюджетам и финрынкам Николаем Журавлевым и еще двумя депутатами.

«Деятельность платежных агрегаторов в соответствии с законопроектом отнесена к деятельности банковских платежных агентов в сфере эквайринга в электронной коммерции», — прокомментировали РБК поправки в пресс-службе ЦБ.

Согласно поправкам, платежные агрегаторы в статусе банковского платежного агента должны будут заключать договоры с интернет-магазинами и интернет-сервисами на оказание услуг от имени кредитной организации — банка или НКО. При этом они должны будут:

  • проверять своих контрагентов;
  • участвовать в урегулировании спорных операций;
  • соблюдать требования безопасности при переводе денежных средств, ​
  • а также открыть специальный банковский счет для работы со средствами плательщиков.

Банки смогут контролировать работу своих агентов и передавать сведения об их деятельности в ЦБ.

Без счета в банке и собственной НКО

Предлагаемые поправки могут затронуть не все платежные агрегаторы. На рынке существуют две модели их работы: одни аккумулируют на своем счете платежи физических лиц за товары и услуги, а потом перечисляют их интернет-магазинам, оставляя себе комиссию, а вторые предоставляют только технологическую платформу, а все платежи идут через банки, минуя сами агрегаторы. Как считает председатель ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров, у второй категории есть возможность не подпасть под действие нового законодательства, так как они являются аутсорсерами банков, не осуществляют непосредственное взаимодействие с клиентами, а все расчеты проводит банк. Платежный сервис Payture использует именно такую бизнес-модель. Все клиенты компании проходят строгую проверку банковскими службами безопасности и имеют прямые договорные отношения с банками-эквайерами, сказал РБК его глава Андрей Гончаров.

В настоящее время только около половины платежных агрегаторов осуществляют свою деятельность в формате банка или НКО, говорит Роман Прохоров. Платежным агрегаторам с кредитной организацией статус банковского платежного агента будет не нужен, поясняет эксперт.

Лидеры рынка платежных агрегаторов

По данным международного исследовательского центра MARC, в 2017 году онлайн-платежи в России принимали 124 тыс. интернет-площадок, 66% из которых использовали для этих целей платежные агрегаторы. Самый популярный агрегатор по итогам 2017 года — «Яндекс.Касса», который используют 31,7% сайтов. На втором месте Robokassa: в конце прошлого года платежи через нее принимали 9,2% площадок. Еще 4,8% сайтов работают с Payeer, 4,3% — с UnitPay. Примерно по 3% — у PayAnyWay, Wallet One и Interkassa. По 2% — у RBK Money, PayMaster и Platron. Около 11% площадок работают с другими агрегаторами, среди которых PayU, Uniteller, PayOnline, Assist и ECommPay. На долю каждого из них приходится 0,9–1,3% сайтов.

В 2017 году объем российского рынка онлайн-ретейла преодолел уровень 1 трлн руб., увеличившись за год на 13%, оценивали в Ассоциации компаний интернет-торговли. Онлайн-торговля занимает около 3% объема всей торговли в России (35 трлн руб.).

Против нечистоплотных игроков

Ужесточение регулирования платежных агрегаторов вводится для более эффективного применения антиотмывочного законодательства к деятельности платежных агрегаторов, считает юрист «Ильяшев и партнеры» Дмитрий Константинов. «Агрегаторы должны стать частью платежной системы и нести обязанности по обеспечению антиотмывочного законодательства», — уверен он.

У нечистоплотных агрегаторов , которые в настоящее время полностью не идентифицируют перед банками- эквайерами всех своих клиентов, а используют один банковский терминал для обслуживания многих клиентов, есть возможность скрывать в своем трафике транзакции нелегальных в России видов деятельности, таких как, например, азартные игры и незаконные финансовые сервисы, объясняет Андрей Гончаров. Это влечет за собой последствия в виде материального и репутационного ущерба для банков, ставит под угрозу деятельность добропорядочных торгово-сервисных предприятий и дестабилизирует рынок в целом, говорит он.

«Национальный платежный совет обращался с письмом в Банк России с просьбой отрегулировать деятельность этих платежных агрегаторов, потому что объемы денежных операций, которые они обрабатывают, носят критичный характер», — отмечает председатель правления Национального платежного совета Алма Обаева, подчеркивая, что у регулятора нет доступа к данным об этих транзакциях. «Те поправки, которые вносятся сейчас в Госдуму, — это предложение от рынка, и Банк России разделяет эту позицию», — подчеркнула она.​

Поправки в законопроект направлены и на защиту денежных средств клиентов, которые нельзя будет арестовать в случае возникновения проблем у платежного агрегатора, например при наложении штрафов или его банкротства, указывает Обаева. В настоящее время на счете платежного агрегатора аккумулируются как денежные средства, полученные от его деятельности, так и деньги клиентов, объясняет Роман Прохоров. Создание специального банковского счета позволит развести поток денежных средств, благодаря чему деньги плательщиков будут защищены, говорит он.

«Известны случаи, когда нерациональная хозяйственная деятельность агрегаторов приводила к тому, что средства юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, с которыми были заключены договоры о приеме денежных средств, перечислялись с большими задержками либо агрегаторы вообще не могли выполнить свои обязательства», — напоминает Андрей Гончаров. Требование использовать спецсчет для зачисления средств поможет решить эту проблему и защитить добросовестные торговые компании от мошенничества, пояснил он.

Требуют доработки и допрасходов

В случае вступления поправок в силу кредитным организациям и их партнерам придется понести дополнительные расходы, считают в крупнейшем игроке рынка платежных агрегаторов — «Яндекс.Касса» (действует через НКО «Яндекс.Деньги»). «Им придется пересмотреть свои отношения и переформатировать их под новые условия», — отметили в пресс-службе агрегатора. «Законопроект вызывает у компании вопросы в части реализации некоторых требований, но в «Яндекс.Касса» рассчитывают, что он еще будет неоднократно обсуждаться и конкретизироваться в период прохождения им стадий законотворческого процесса», — добавили там.

Внесенные поправки к законопроекту требуют детальной проработки, в том числе и в рамках рабочих групп, считает Татьяна Глазачева, исполнительный директор Robokassa (второго по величине платежного агрегатора, работает без НКО). По ее словам, такая работа нужна, чтобы «понять, пытается ли законодательство вменить агрегаторам получение данного статуса (банковского платежного агента. — РБК) независимо от того, как проходят расчеты и устроена юридическая модель бизнеса». Расчеты в сервисе Robokassa проводят привлеченные расчетные банки, которые ведут всю необходимую документацию и отчитываются перед проверяющими органами, а также проводят всю необходимую идентификацию как интернет-магазинов, так и плательщиков, в случае если сумма платежа превышает лимиты, объяснила она.

Некоторые положения законопроекта, вероятно, будут еще обсуждаться в рамках диалога между участниками рынка и регулятором, так как требуют более детального рассмотрения, согласна председатель правления QIWI Банка Мария Панферова. После введения новых требований многим агрегаторам будет необходимо пересмотреть договорную модель взаимодействия с банками и поставщиками, отмечает она. Агрегатор должен будет выступать в отношениях с поставщиками не самостоятельно, а от имени кредитной организации. «Эти изменения будут связаны с некоторыми затратами со стороны платежных агрегаторов, так как законопроект предусматривает необходимость открытия специального счета для расчетов с поставщиками. Вероятно, затрат потребует и перезаключение сделок с кредитными организациями и поставщиками», — подчеркнула Панферова.

Ссылка на основную публикацию