ФЗ о ЦБ РФ – последняя редакция

ФЗ №86 «О Центральном Банке РФ»: основные положения

Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86 «О Банке России» — это ключевой документ, регламентирующий деятельность ЦБ РФ. Действующая редакция от 23.04.2018 г. внесла изменения касательно влияния Банка России на страховой сектор: теперь предусмотрена возможность выдачи кредита без обеспечения Управляющей компании на срок до 5 лет в качестве предупредительных мер против банкротства в отношении активов страховых компаний. Согласно этой же редакции Банк России имеет право отозвать лицензию у страховой компании, если последняя инвестирует свыше 20% собственного капитала и страховых резервов в активы, не соответствующие требованиям регулятора.

Правовое положение ЦБ РФ

Правовое положение о ЦБ РФ прописано Конституцией РФ. Ст. 75 определяет особый статус Банка России как главного банка первого уровня. Он наделен исключительным правом эмиссии денежных знаков, защищает и обеспечивает устойчивость российского рубля. Являясь органом экономического управления, он координирует и регулирует всю кредитную систему страны, наделен правом лицензировать кредитные организации и лишать их права осуществлять банковские услуги населению.

Федеральный закон «О Банке России» определяет последний, как юридическое лицо. Все имущество и уставной капитал является федеральной собственностью. При этом ЦБ РФ вправе распоряжаться ими на свое усмотрение в порядке и целях, установленных в рамках государственной кредитно-денежной политикой. Последняя разрабатывается и реализуется БР совместно с Правительством РФ.

Помимо вышеперечисленных, на ЦБ РФ возложена функция выплат средств по вкладам физических лиц – клиентов банков, признанных банкротами.

Содержание закона

На сайте Консультант Плюс публикуется полный текст закона с внесенными изменениями согласно последней редакции. ФЗ №86 состоит из 16 глав. Краткое содержание каждой из них описано ниже.

Глава 1. Общие положения

Определены понятия о статусе ЦБ РФ как самостоятельного юридического лица. Прописаны цели создания главного финансового института страны – обеспечение бесперебойной работы платежной и банковской систем, защита и упрочнение позиций национальной валюты.

Здесь же прописаны основные функции БР, перечисленные выше. Являясь основным регулятором банковской системы в целом и каждого банка по отдельности, а также управляя валютными резервами страны и осуществляя валютный контроль, на БР возложены полномочия предоставления банковских услуг для бюджета РФ и бюджетных организаций.

Несмотря на то, что уставный капитал Банка России – федеральная собственность, Банк не несет ответственности по долгам государства.

Глава 2. Капитал Банка России

В уставе определен размер капитала Банка – 3 млрд. рублей. В ней также содержится определение понятия прибыли, которую может получить БР в результате своей деятельности.

Глава 3. Национальный финансовый совет и органы управления Банком России

Коллегиальным органом управления является Национальный финансовый совет. Помимо Председателя Банка в него входит 12 человек, представители которых направляются Советом Федерации, Государственной Думой, Президентом РФ, Правительством РФ. Из их числа в ходе общего голосования определяется Председатель Национального финансового совета. В функционал коллегиального органа входит:

  • Рассмотрение и утверждение общих расходов на содержание служащего состава Банка, другие административно-хозяйственные расходы, размер капитальных вложений;
  • Анализ годового отчета по результатам деятельности банка;
  • Вопросы по совершенствованию финансового рынка, направлению денежно-кредитной политики и т.д.

Глава 4. Взаимоотношения БР с органами государственной власти и органами местного самоуправления

Прописывается участие Банка в разработке единой экономической политики в рамках своей компетенции. Подтверждает право БР финансировать дефицит федерального бюджета в размерах, и способами, предусмотренными законодательством.

Глава 5. Отчетность БР

Отчетный год БР приравнен к календарному году. Ежегодно не позднее 15 мая он обязан предоставлять годовой отчет о результатах своей деятельности, включающий:

  • мероприятия, проводимые в рамках денежно-кредитной политики;
  • экономический анализ РФ, состоящий из данных денежного обращения, кредита, финансового рынка и платежного баланса;
  • финансовую отчетность;
  • аудиторское заключение по результатам финансовой деятельности.

Глава 6. Организация наличного денежного обращения

Прописана монопольное право ЦБ РФ на эмиссию наличности. Здесь же прописаны права БР в части организации, контроля и регулирования кассовых операций.

Глава 7. Денежно-кредитная политика

Описывается роль БР в денежно-кредитной политике. В качестве регулятора БР:

  • устанавливает уровень процентной ставки по операциям;
  • определяет размер нормативов обязательных резервов;
  • осуществляет операции на открытом рынке;
  • рефинансирует коммерческие банки и другие кредитные организации;
  • проводит валютные интервенции;
  • определяет цель роста денежной массы.

Глава 8. Банковские операции, сделки и услуги БР

Описывается право ЦБ РФ оказывать банковские услуги по кредитованию, покупке и продаже ценных бумаг, драгоценных металлов и валюты, РКО, выдаче банковских гарантий и поручительств. Роль банка, главный финансовый институт, осуществляет исключительно для банковских организаций с действующей лицензией и государственных органов.

Глава 9. Международная и внешнеэкономическая деятельность

Прописаны полномочия БР выступать от имени государства во взаимоотношениях с центральными банками других государств. Описаны функции и обязанности регулятора, отвечающие за валютный контроль.

Глава 10. Банковское регулирование и банковский контроль

Определены права Банка, как регулятора финансовой системы страны, в том числе в части регистрации кредитных организаций и дальнейшего контролю за их деятельностью. Описаны мероприятия и права по отношению к нарушителям действующего законодательства.

Глава 11. Взаимоотношения с кредитными организациями

Ключевым моментом является норма, согласно которой, БР не отвечает по долгам коммерческих банков, а те, в свою очередь, по долгам ЦБ РФ.

Глава 12. Организация безналичных расчетов

Прописывает полномочия Банка по выдаче лицензии коммерческим организациям на осуществление безналичных расчетов и контролю за ними.

Глава 13. Принципы организации

Описана структура ЦБ, состоящая из центрального аппарата, территориальных учреждений, расчетно-кассовых центров, полевых учреждений, вычислительных центров, и других организаций, в том числе Российского объединения инкассации.

Глава 14. Служащие Банка

Определение их статуса, а также запрет на работу в иных кредитных организациях или совместительство, способное привести к конфликту интересов.

Глава 15. Аудит отчетности

Прописаны обязанности Банка проходить аудиторскую проверку на ежегодной основе.

Глава 16. Заключительные положения

Глава определяет ключевую роль ФЗ№86 «О Банке России» и необходимость приведения иных законодательных актов к действующей редакции. Прописаны полномочия Счетной палаты на проверку деятельности только в случае о вынесении решения Национальным банковским комитетом. Здесь же прописывают законы и нормативные акты, утратившие силу.

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» – основной документ, регулирующий деятельность ЦБ РФ.

Глава 1 закона определяет статус Центрального банка. В ней говорится, что Центробанк – самостоятельное юридическое лицо, его уставный капитал является федеральной собственностью, при этом он не отвечает по долгам государства. Цель создания Банка России – защита и сохранение устойчивости рубля, развитие, укрепление, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной и банковской систем, развитие и обеспечение стабильности финансового рынка РФ.

В этой же главе описаны функции Банка России по эмиссии денег, организации денежного обращения. ЦБ контролирует банковскую систему и сам выполняет функции банка по отношению к бюджету РФ и бюджетным организациям. Кроме того, регулятор управляет валютными резервами страны, осуществляет валютный контроль, а также участвует в международных организациях и проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации.

За свою деятельность Банк России отчитывается перед Федеральным собранием Государственной думы, которая принимает решение о проведении проверки деятельности Банка России Счетной палатой РФ.

В главе 2 определен уставный капитал Центрального банка в размере 3 млрд рублей.

Глава 3 – об органах управления Банка России – Национальном финансовом совете, председателе банка, совете директоров – и их функциях.

Глава 4 – о взаимоотношениях Центрального банка и государства. В ней, в частности, говорится о том, что банк участвует в рамках своей компетенции в разработке государственной политики. При этом вводятся юридические ограничения на финансирование банком федерального правительства.

Глава 5 обязывает Банк России ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Государственной думой и перечислять 75% полученной прибыли в федеральный бюджет.

Глава 6 посвящена наличному денежному обращению на территории России и определяет роль ЦБ как эмиссионного банка, имеющего исключительное право на выпуск наличных денег. На основании этой части закона Банк России организует, контролирует и регулирует правила кассовых операций.

Глава 7 рассказывает о роли Банка России в кредитно-денежной политике. ЦБ устанавливает процентные ставки по своим операциям, нормативы обязательных резервов, депонируемых банками, а также проводит операции на открытом рынке и рефинансирует кредитные организации. Кроме того, регулятору предоставлено право проводить валютные интервенции, устанавливать ориентиры роста денежной массы, вводить прямые количественные ограничения и эмитировать облигации от своего имени. При этом он ежегодно представляет в Государственную думу основные направления единой государственной денежно-кредитной политики – сначала в виде проекта, а потом в форме окончательного документа.

Читайте также:  Организационная структура ЦБ РФ и статус по Конституции

Согласно главе 8, ЦБ имеет право сам осуществлять банковские операции как кредитное учреждение, в том числе предоставлять кредиты, покупать и продавать ценные бумаги, облигации, драгоценные металлы, валюту, проводить расчетно-кассовое обслуживание, выдавать поручительства и банковские гарантии. При этом ЦБ выступает банком только по отношению к организациям, имеющим банковскую лицензию, или к государственным органам.

Глава 9 регулирует международную и внешнеэкономическую деятельность Банка России. Он уполномочен представлять интересы России во взаимоотношениях с центральными банками других стран. Здесь же определена его роль как организации, отвечающей за валютный контроль.

Глава 10 наделяет Банк России правом осуществления банковского регулирования и надзора с целью поддержания стабильности финансовой системы страны, в том числе правом регистрации кредитных организаций, установления нормативов и последующего контроля за их соблюдением. Здесь же предусмотрены санкции за нарушения банковского законодательства, процедура отзыва лицензии.

В главе 11 говорится о взаимоотношениях Центробанка с финансовыми учреждениями, их ассоциациями и союзами. В ней также закреплена норма, согласно которой Банк России не отвечает по долгам других банков, а другие кредитные организации – по задолженности Банка России.

Глава 12 возлагает на ЦБ обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.

Глава 13 определяет систему управления и структуру Центрального банка, куда входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации.

В главе 14 говорится о статусе служащих Банка России, которым запрещено совместительство, работа в других кредитных учреждениях, а также совершение иных действий, которые могли бы привести к конфликту интересов.

Глава 15 обязывает Центробанк ежегодно проходить аудиторскую проверку.

Глава 16 – заключительная. В ней указано о необходимости приведения других законов в соответствие с данным. Кроме того, в этом разделе отменяется ряд законов и нормативных актов как утративших силу.

86 ФЗ о Центральном Банке РФ с последними изменениями

ФЗ о ЦБ РФ регулирует и контролирует главную финансовую и кредитную организацию страны, регламентирует все полномочия, права и обязанности сотрудников органов, Банка России и других организаций. При помощи него осуществляются законные правоотношения между сотрудниками финансовых организаций и гражданами.

Общие положения 86 ФЗ

Закон о Центральном Банке РФ был принят Государственной Думой 27 июня 2002 года. Последние изменения в него были внесены 18 июля 2017 года. ФЗ о ЦБР имеет 16 глав и 99 статей. Цель закона — описание и контроль деятельности ЦБ Российской Федерации, регулирование правоотношений между банком, сотрудниками, гражданами и государством. Отчет за свою деятельность Центральный Банк предоставляет Государственной Думе ФС РФ. Согласно описываемому Федеральному закону, Банку России предоставляются полномочия на решение определенных вопросов, при помощи издания и оформления инструкций, актов, нормативов и положений.

Вам будет интересно: ФЗ №173 в новой редакции. подробности по ссылке:

Краткое содержание закона о Банке России в действующей редакции:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Действия ЦБ РФ контролируются не только настоящим законом, но и Конституцией Российской Федерации. В этой главе описаны функции, полномочия, права и обязанности, нормы создания положений и актов, доли и уставной капитал Банка;
  • Во второй главе написано, что Банк России имеет уставной капитал в размере трех миллиардов рублей. Оформлена информация о доходах и расходах;
  • В главе номер три описан Национальный финансовый совет, дан список его членов и полномочий. Оформлены права и обязанности Председателя Центрального Банка, который назначается Государственной Думой. Дано описание полномочий и список членов Совета директоров. Сроки заседаний и вопросы, обсуждающиеся на заседаниях. Описание деятельности Совета директоров, запреты и предписания, полномочия и функции Председателя ЦБ РФ;
  • В четвертой гл. описаны правоотношения между Банком России и другими органами государственной власти. Банк участвует в проектах других организаций для эффективной реализации своих функций. Существуют определенные ограничения, как запрет на выдачу кредитов Правительству РФ. Написано также, что в Банке хранятся денежные средства из федерального бюджета;
  • В гл. пять описаны сроки периода отчета, способы и реализация отчетности и куда предоставляется информация. Ее гласность, открытость и проценты перечислений;
  • В шестой описана национальная валюта Российской Федерации. Официальная валюта России — рубль;
  • В седьмой дан список принципов политики Банка. Он обязан регулировать количество выдаваемых кредитов. Совет директоров устанавливает нормы и количества, а также обязательства по резервам. В этой главе описаны принципы создания и использования этих финансовых резервов;
  • В восьмой главе дан список причин и задач Центрального Банка во время осуществления сделок с Правительством, государственными органами и международными организациями. Существуют определенные операции или действия, которые проводить Банк не имеет права, в этой главе дан их список;
  • В главе девять оформлена политика ЦБ Российской Федерации во внешней экономике;
  • В главе номер десять оформлена информация об осуществляемом надзоре и регулировании организаций, проводимом ЦБ, а также система и способы регулирования и контроля самого Банка;
  • В 11 гл. описаны правоотношения между Банком России и другими кредитными организациями всех категорий;
  • 12 гл. утратила свою силу 27 июня 2011 года;
  • В 13 описана система и основные принципы работы ЦБ РФ;
  • В 14 дан список категорий служащих, их должности, полномочия, права и обязанности;
  • Согласно 15 главе, Национальный финансовый совет каждый год проводит аудит отчетности Банка России;
  • В главе 16 описаны и оформлены заключительные и дополнительные положения закона.

Все обязательства, принципы работы, цели и задачи Центрального Банка Российской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом, другими ФЗ и Конституцией РФ.

Последние изменения в законе о ЦБ РФ

Последние изменения в 86 федеральном законе произошли 18 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 176. Согласно этим изменениям, в первой части 18 статьи был добавлен пункт 17.5. Была добавлена еще одна функция работы Совета Директоров, они планируют и устанавливают категории и списки рейтинговых агентств, регулируют уровни рейтингов и особенности их применения.

Ознакомьтесь с основными положениями ФЗ №161 по ссылке:

В статье 3 описаны цели и задачи Банка России. Среди них:

  • Защита национальной денежной валюты, обеспечение ее устойчивости;
  • Реализация всех возможных мер для стабильности рынка Российской Федерации;
  • Планирование и организация способов развития всей банковской системы России и ее укрепления;
  • Планирование и организация способов развития финансового рынка;
  • Обеспечение роста и развития национальной платежной системы;
  • Обеспечение экономической стабильности.

Функции ЦБ РФ перечислены в ст. 4 ФЗ о Центральном Банке. Среди этих функций:

  • Сотрудничество с Правительством РФ для создания единой гос. денежной политики;
  • Проведение анализа и статистики экономического рынка России, а затем опубликование информации в открытом доступе;
  • Совершает эмиссию денежных средств и наличное денежное обращение;
  • Совместно с государством разрабатывает прогнозы балансов Российской Федерации;
  • Рефинансирует кредитные организации;
  • Разрабатывает официальные курсы валют по отношению к национальной валюте и публикует информацию открыто для всех;
  • Планирует и реализует правила расчетов по всей территории РФ;
  • Устанавливает отраслевые стандарты для всех финансовых организаций;
  • Устанавливает систему и процедуру банковских операций;
  • Планирует способы и процедуры расчета Российской Федерации с другими странами;
  • Обслуживает все уровни бюджетной системы России;
  • Регулирует и организует валютный контроль;
  • Управляет и контролирует фонды золота;
  • Выполняет все обязательные операции и сделки;
  • Выдает финансовым организациям лицензии, регистрирует их, приостанавливает их работу;
  • Регистрирует эмиссионные бумаги и контролирует их выпуск.

В 74 ст. 86 ФЗ дан список нарушений для финансовых или кредитных организаций, которые понесут ответственность в виде штрафа, лишения лицензии и т. д. Согласно Федеральному закону о ЦБ РФ, Банк России предоставляет нарушителям определенный срок для устранения нарушений. В случае, если нарушения за этот срок не были устранены, организация или ее руководители понесут ответственность. ЦБ РФ может взыскать штраф с организации, но денежная сумма не должна превышать одного процента от минимальной суммы уставного капитала. Кроме этого Банк России может снизить или ограничить процентную ставку на операции организации-нарушителя. ЦБ имеет право на требование замены участников, введение временной администрации, запрет на реорганизацию, запрет на проведение определенных банковских сделок, потребовать осуществить определенные мероприятия для нормализации финансовой стороны.

Скачать текст действующей редакции закона

Закон РФ «О центральном банке» принят государством для контроля и регулирования деятельности главной финансовой организации страны. При помощи этого закона граждане могут понять и определить границы полномочий сотрудников банка, юридические лица и индивидуальные предприниматели могут проверить нюансы и подробности кредитных отношений и т. д. Для изучения особенностей и подробностей, во избежание ошибок, рекомендуется прочесть этот закон.

Читайте также:  Список банков, лишенных лицензии в 2020 году и ранее

Скачать Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» можно по ссылке.

Федеральный закон № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» – основной документ, регулирующий деятельность ЦБ РФ.

Глава 1 закона определяет статус Центрального банка. В ней говорится, что Центробанк – самостоятельное юридическое лицо, его уставный капитал является федеральной собственностью, при этом он не отвечает по долгам государства. Цель создания Банка России – защита и сохранение устойчивости рубля, развитие, укрепление, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной и банковской систем.

В этой же главе описаны функции Банка России по эмиссии денег, организации денежного обращения. ЦБ контролирует банковскую систему и сам выполняет функции банка по отношению к бюджету РФ и бюджетным организациям. Кроме того, регулятор управляет валютными резервами страны, осуществляет валютный контроль, а также участвует в международных организациях и проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации.

За свою деятельность Банк России отчитывается перед Федеральным собранием Государственной думы.

В главе 2 определен уставный капитал Центрального банка в размере 3 млрд рублей.

Глава 3 – об органах управления Банка России – Национальном банковском совете, председателе банка, совете директоров – и их функциях.

Глава 4 – о взаимоотношениях Центрального банка и государства. В ней, в частности, говорится о том, что банк участвует в рамках своей компетенции в разработке государственной политики. При этом вводятся юридические ограничения на финансирование банком федерального правительства.

Глава 5 обязывает Банк России ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Государственной думой и перечислять 50% полученной прибыли в федеральный бюджет.

Глава 6 посвящена наличному денежному обращению на территории России и определяет роль ЦБ как эмиссионного банка, имеющего исключительное право на выпуск наличных денег. На основании этой части закона Банк России организует, контролирует и регулирует правила кассовых операций.

Глава 7 рассказывает о роли Банка России в кредитно-денежной политике. ЦБ устанавливает процентные ставки по своим операциям, нормативы обязательных резервов, депонируемых банками, а также проводит операции на открытом рынке и рефинансирует кредитные организации. Кроме того, регулятору предоставлено право проводить валютные интервенции, устанавливать ориентиры роста денежной массы, вводить прямые количественные ограничения и эмитировать облигации от своего имени. При этом он ежегодно представляет в Государственную думу основные направления единой государственной денежно-кредитной политики – сначала в виде проекта, а потом в форме окончательного документа.

Согласно главе 8, ЦБ имеет право сам осуществлять банковские операции как кредитное учреждение, в том числе предоставлять кредиты, покупать и продавать ценные бумаги, драгоценные металлы, валюту, проводить расчетно-кассовое обслуживание, выдавать поручительства и банковские гарантии. При этом ЦБ выступает банком только по отношению к организациям, имеющим банковскую лицензию, или к государственным органам.

Глава 9 регулирует международную и внешнеэкономическую деятельность Банка России. Он уполномочен представлять интересы России во взаимоотношениях с центральными банками других стран. Здесь же определена его роль как организации, отвечающей за валютный контроль.

Глава 10 наделяет Банк России правом осуществления банковского регулирования и надзора с целью поддержания стабильности финансовой системы страны, в том числе правом регистрации кредитных организаций, установления нормативов и последующего контроля за их соблюдением. Здесь же предусмотрены санкции за нарушения банковского законодательства, процедура отзыва лицензии.

В главе 11 говорится о взаимоотношениях Центробанка с финансовыми учреждениями, их ассоциациями и союзами. В ней также закреплена норма, согласно которой Банк России не отвечает по долгам других банков, а другие кредитные организации – по задолженности Банка России.

Глава 12 возлагает на ЦБ функции организации и контроля безналичных расчетов и наделяет его правом лицензирования этого вида деятельности.

Глава 13 определяет структуру Центрального банка, куда входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации.

В главе 14 говорится о статусе служащих Банка России, которым запрещено совместительство, работа в других кредитных учреждениях, а также совершение иных действий, которые могли бы привести к конфликту интересов.

Глава 15 обязывает Центробанк ежегодно проходить аудиторскую проверку.

Глава 16 – заключительная. В ней указано о необходимости приведения других законов в соответствие с данным. Определено, что Счетная палата РФ может проверять деятельность ЦБ исключительно в случае принятия решения о такой проверке Национальным банковским комитетом. Кроме того, в этом разделе отменяется ряд законов и нормативных актов как утративших силу.

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

Закон о Центральном банке Российской Федерации — изменения на 2016 год

Основным документом, характеризующим деятельность Центрального Банка России, его цели, функции и полномочия, является государственный Федеральный Закон № 86, утвержденный 10 июня 2002 и принятый Государственной Думой 27 июня того же года. Настоящий документ с изменениями по-прежнему призван устанавливать порядок проведения всех финансовых операций кредитного учреждения и осуществлять контроль за соблюдением законности этих сделок.

ФЗ №86 о Центральном Банке состоит из 16 основных глав, содержание которых подробнее рассмотрим в данной статье, а также разберем основные положения Закона и последние внесенные в него изменения.

Закон о центральном банке Российской Федерации в последней редакции – общие положения

Последние изменения в ФЗ о ЦБ были внесены 2 июня 2016. В соответствии с ними, было сформулировано основное положение главной финансовой организации страны, а именно – Центральный Банк имеет независимый статус, действует как самостоятельный юридический субъект и не связан с государством никакими обязательствами.

Однако, деятельность Центрального банка, как юридического лица, не должна противоречить Конституции России и Гражданскому Кодексу РФ.

Отвечать за денежные обязательства страны ЦБ также не обязан, поскольку существует исключительно за счет своего собственного капитала и владеет своим имуществом. За финансовый долг России ЦБ также не несет ответственности.

С текстом закона в последней редакции текущего года с внесенными в него изменениями и комментариями можно ознакомиться на официальном сайте данной финансовой организации либо скачать бесплатно по адресу:

Изменения в законе о Центральном Банке на 2016

Последние изменения, внесенные в июне этого года, коснулись порядка лицензирования кредитных структур, определения их полномочий и возможностей, правил лишения лицензий и выполнения внутренней эмиссии денежных средств.

Полномочия по закону

По согласно действующему закону, центральный финансовый орган России обладает такими полномочиями:

  • определяет прибыльные ставки по своим операциям;
  • осуществляет денежные инвестиции по своему усмотрению;
  • самостоятельно устанавливает кредитные ставки;
  • выпускает именные облигации и другие ценные бумаги;
  • предоставлять поручительства и банковские обязательства;
  • заключать выгодные соглашения;
  • организовывать обслуживание клиентов;
  • принимать самостоятельные решения в отношении своего капитала;
  • определяться со стратегией своей финансовой деятельности.

Глава 8-я ФЗ № 86 содержит положения, которые предоставляют ЦБ право реализовывать банковские действия в качестве кредитной структуры, продавать и покупать ценные бумаги.

Задачи Центрального банка

ЦБ РФ имеет в своем распоряжении наличный капитал, необходимый для внутреннего обращения. Основные задачи структуры определены в главах 9 – 12 Федерального акта № 86, а именно:

  • ЦБ уполномочен представлять интересы РФ в отношениях с основными банками различных государств;
  • Имеет право осуществлять надзор над кредитными и иными финансовыми организациями с целью контроля за соблюдением ими норм действующего законодательства;
  • ЦБ наделен полномочиями контроля безналичных расчетов и правом лицензировать данный вид деятельности.

Что регулирует закон о ЦБ в России?

Центробанк РФ – это главный финансовый орган страны, который регулирует внутреннюю и внешнеэкономическую политику банка России, а также осуществляет контроль за финансовым движением в экономической сфере Российского государства.

Основой данного банковского регулирования и наблюдения считается сохранение устойчивости банковской концепции Российской Федерации и охрана интересов вкладчиков и заемщиков. При этом ЦБ РФ никоим образом не вмешивается в работу кредитных структур. Стабилизирующие функции ЦБ определенны законодательством РФ и исполняются посредством Совета банковского наблюдения, который ратифицируется Советом директоров.

ФЗ о ЦБ РФ

Скачать бесплатно текст Закона о Центральном банке РФ в последней редакции с комментариями и дополнениями к нему можно, перейдя по ссылке:

По любым вопросам обращайтесь к нашим юристам через данную форму!

Статья 75 Конституции России

Текст Ст. 75 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

Читайте также:  Вступил в силу закон о противодействии хищению денежных средств с банковских счетов

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.

Комментарий к Ст. 75 Конституции Российской Федерации

1. Комментируемая статья посвящена определению основ финансовой политики Российской Федерации. При этом помещение ее в гл. 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» не случайно, поскольку она определяет принципы единой финансовой политики России, осуществляемой на всей ее территории.

Часть первая комментируемой статьи устанавливает в качестве суверенной денежной единицы Российской Федерации рубль. Наличие собственной денежной единицы, возможность осуществлять ее эмиссию в требуемых объемах, определяющим образом влиять на курс такой единицы составляют основу денежной политики государства, которая, в свою очередь, представляет собой важную часть общей экономической политики. Размер эмиссии серьезно влияет на экономическую ситуацию, в частности на уровень банковского процента и темпы инфляции. Отметим, что Конституция РФ установила только денежную единицу (валюту) России, установление же расчетных единиц (копеек) определено в Федеральном законе от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»*(386).

Каждое государство имеет единую денежную единицу, и наличие нескольких денежных единиц способно разрушить экономику. Поэтому Конституция России запретила введение иных денежных единиц, помимо рубля. Кроме того, законодательство России запрещает введение денежных суррогатов (денежные единицы, эмитируемые иными субъектами, помимо государства).

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает, что защиту и обеспечение устойчивости национальной валюты в России осуществляет Центральный банк РФ (Банк России). Это означает, что к ведению Банка России отнесено осуществление денежно-кредитной политики. Защита рубля представляет собой комплекс мер по регулированию денежного обращения — организация обращения наличных денег и изъятия их из обращения на территории России, обеспечение обязательности приема банкнот и монеты Банка России и т.д. Обеспечение устойчивости рубля предполагает проведение валютной политики через участие Банка России в определении курса рубля к иностранным валютам, регулирование ставки банковского процента (рефинансирования) и иные меры.

Конституция РФ указывает на то, что функцию защиты и обеспечения устойчивости рубля Центральный банк РФ осуществляет независимо от других органов власти. Прежде всего, обращает на себя внимание сама формулировка конституционной нормы: провозглашена не независимость Центрального Банка вообще, а независимость его только при осуществлении одной (хотя и основной) конкретной функции. Между тем роль Центрального банка РФ в экономике весьма велика. Помимо эмиссии денег, защиты и обеспечения устойчивости рубля, он осуществляет и иные функции, в частности:

является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования, устанавливает ставку рефинансирования;

устанавливает правила проведения банковских операций в России;

осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

регулирует функционирование банковской системы в РФ: принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их, осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп.

Проблема независимости центральных банков актуальна для многих государств. Взаимоотношения центрального банка и правительства могут строиться по разным моделям: либо центральный банк независим от правительства, либо он подчинен правительству и зависит от его политики. Первый вариант считается более прогрессивным. Именно его (правда, в несколько ограниченном виде) и избрали авторы Конституции РФ,

Независимость Центрального банка означает, что ни один из органов государственной власти как Российской Федерации, так и субъектов РФ не вправе давать обязательные для Банка России указания. Независимость Банка России проявляется также в его праве издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Отметим, что в предшествующем законе, регламентировавшем статус Центрального банка РФ, нормы о его независимости были сформулированы более четко*(387). Так, ст. 5 предусматривала, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий, принимать решения, противоречащие закону. В случае вмешательства в его деятельность Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ. Банку России было предоставлено право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

3. Федеративный характер России обусловливает существование многоуровневой системы налогов: в России взимаются федеральные, региональные и местные налоги*(388). В силу этого важное значение приобретает разграничение полномочий между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями в части нормативно-правового регулирования налогов.

Такое разграничение установлено ч. 3 комментируемой статьи. Согласно данной норме к ведению федерального законодателя отнесено установление системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет и общих принципов налогообложения и обложения сборами в РФ. Соответственно нормативно-правовое регулирование перечня федеральных налогов и сборов и всех их элементов осуществляется исключительно федеральными законами и не может быть предметом законов региональных.

В части же региональных и местных налогов федеральный законодатель закрепляет только общие принципы, что включается в общие принципы, и, как далеко может простираться усмотрение федерального законодателя, разъяснил Конституционный Суд РФ. В соответствии с правовыми позициями, выраженными Конституционным Судом РФ:

исчерпывающий перечень региональных налогов устанавливается только федеральным законом, что предполагает ограничение для субъектов РФ по введению дополнительных налогов, а также по повышению ставок налогов*(389);

субъекты РФ не вправе определять налоговые изъятия (в том числе, вводить налоги, не предусмотренные федеральным законом) произвольно, в нарушение принципов, закрепленных Конституцией РФ и федеральным законом*(390);

право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку они связаны общими принципами, установленными федеральным законодателем. Установление налога субъектом Российской Федерации означает его право самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог. Кроме того, оно означает также конкретизацию общих правовых положений, в том числе детальное определение субъектов и объектов налогообложения, порядка и сроков уплаты налогов, правил предоставления льгот, способы исчисления конкретных ставок (дифференцированные, прогрессивные или регрессивные)*(391). А поскольку установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, п. «и» Конституции РФ), то субъекты РФ устанавливают элементы региональных налогов и сборов лишь в пределах, определенных федеральными законами.

Впоследствии эта позиция была существенно ужесточена. Конституционный Суд РФ указал, что перечень региональных налогов, внесение в него изменений и дополнений, круг налогоплательщиков, а также существенные элементы каждого регионального налога (в том числе объект налогообложения, налоговая база, предельная ставка налога) должны регулироваться только федеральным законом с тем, чтобы не допускать излишнего обременения налогоплательщиков обязанностями по уплате налогов, устанавливаемыми законами субъектов РФ о региональных налогах, формирования доходной части бюджетов одних субъектов РФ за счет других, нарушения конституционных положений о единстве экономического пространства, равенстве прав человека и гражданина, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств (ст. 8, ч. 1; ст. 19, ч. 1; ст. 74 Конституции РФ)*(392). Эти же тезисы относятся и к местным налогам.

4. Довольно много на первый взгляд излишних норм появилось в Конституции России в силу необходимости создать препятствия для повторения отдельных ситуаций предшествующего этапа истории России. Это относится и к ч. 4 комментируемой статьи.

Государственные займы являются одним из главных источников погашения бюджетного дефицита. При этом такие займы могут привлекаться как от иностранных государств, так и путем выпуска долговых обязательств, распространяемых среди населения России. Государственный заем представляет собой передачу денежных средств в собственность государству, при этом государство обязуется возвратить эти средства в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.

Говоря о государственных займах, Конституция РФ не ограничивает их только заимствованиями самой Российской Федерации. Согласно Конституции РФ и Бюджетному кодексу РФ государственные заимствования могут осуществлять не только Российская Федерация, но и ее субъекты.

Конституция России не регламентирует порядка привлечения государственных займов, отсылая к специальному федеральному закону (в настоящее время таким федеральным законом является Бюджетный кодекс РФ*(393)). Однако она устанавливает важную гарантию: займы (как федеральные, так и субъектов РФ) могут размещаться только на добровольной основе.

Ссылка на основную публикацию