Центробанк ввёл новый механизм ликвидности для банков

ЦБ разъяснил новый механизм экстренного предоставления ликвидности банкам

Поддержку в рамках нового механизма ЦБ — экстренного предоставления ликвидности (МЭПЛ) смогут получить не только системно значимые банки. Об этом говорится в пояснении ЦБ, которое пришло в ответ на запрос РБК.

Как следует из объяснений, есть разница между новым механизмом и другим, который существовал ранее, — безотзывной кредитной линией (БКЛ). Ставка у этих механизмов одинаковая — ключевая ставка ЦБ плюс 1,75 процентного пункта (п.п.). БКЛ регулятор открывает только системно значимым банкам, обязанным выполнять норматив краткосрочной ликвидности (НКЛ) по «Базель III».

Перечень системно значимых банков ежегодно с 2015 года утверждает ЦБ, сейчас в него входит десять крупнейших российских банков, на долю которых приходится 60% совокупных активов российского банковского сектора. Такой инструмент, как БКЛ, был внедрен потому, что даже для крупнейших российских банков соблюдать базельский норматив в силу особенностей российского рынка ценных бумаг на постоянной основе затруднительно.

Однако, как следует из разъяснений Банка России, разница между этими двумя инструментами поддержки банков ликвидностью со стороны регулятора все же есть.

«В отличие от безотзывных кредитных линий, открываемых банкам, выполняющим норматив краткосрочной ликвидности, поддержку в рамках МЭПЛ могут получить и банки, не являющиеся системно значимыми», — говорится в разъяснении ЦБ. В то же время изначально в сообщении регулятора круг возможных претендентов на МЭПЛ не был четко определен. Регулятор лишь отметил, что «будет принимать решение о предоставлении банку средств в рамках МЭПЛ с учетом его финансовой устойчивости, а также системной значимости». Сейчас ЦБ уточнил: «Инструмент потенциально доступен широкому кругу банков».

Также, говорится в ответе ЦБ, в отличие от БКЛ Банк России в рамках МЭПЛ не гарантирует предоставление средств банку, заключившему с ним соглашение. В то время как безотзывная кредитная линия именно так и называется, потому что средства по ней от ЦБ в рамках открытого лимита банк может получить в любой момент. Решение о том, выделять или нет средства тому или иному игроку в рамках МЭПЛ, Банк России принимает индивидуально в каждом конкретном случае на основе комплексного анализа ситуации с банком, пояснили в ЦБ.

Кроме того, как пояснили РБК в ЦБ, в рамках МЭПЛ банки смогут использовать более широкий, чем в том числе по БКЛ, круг обеспечения. В обеспечение БКЛ ЦБ принимает векселя или права требования по кредитам, принимаемым ЦБ в залог по обеспеченным кредитам банкам, слитки золота, а также бумаги, включенные в ломбардный список. В рамках МЭПЛ перечень обеспечения шире: «Банк России жестко не ограничивает потенциальный перечень такого обеспечения». Впрочем, возможность заложить в ЦБ бумаги не из ломбардного списка, скорее, теоретическая, следует из разъяснений Банка России. «На первом этапе регулятор будет стремиться принимать от банков, обратившихся за МЭПЛ, те классы активов, процедура приема и оценки которых уже отработана, — пояснили в ЦБ, — что позволит максимально оперативно рассматривать вопрос о предоставлении средств».

В разъяснениях ЦБ приводится и пример типичной ситуации, в которой МЭПЛ может быть предоставлен: «Потребность в привлечении средств в рамках МЭПЛ может возникнуть у банка в результате действия различных внешних негативных факторов, приводящих к резкому оттоку средств, при этом у банка может не быть достаточного объема обеспечения, принимаемого по стандартным операциям денежно-кредитной политики, для покрытия такого оттока».

Интересно, что в ЦБ признают, что сами отчасти спровоцировали потребность в таком механизме. «Ситуация может быть особенно актуальной в условиях ужесточения требований Банка России к обеспечению в рамках стандартных операций», — говорится в ответе регулятора. Так, как ранее сообщал РБК, с 1 октября ЦБ перестанет включать в ломбардный список облигации банков и ряда других типов организаций.

МЭПЛ регулятор ввел с 1 сентября, сообщал РБК. Финансовые организации смогут воспользоваться им, если исчерпают другие источники привлечения средств. ЦБ будет предоставлять ликвидность в рублях на срок не более 90 календарных дней. Ставка по этим средствам будет равна действующей ключевой ставке, увеличенной на 1,75 п.п. При этом если обеспечением выступают ценные бумаги, то сделки будут проводиться в форме РЕПО, по другим видам обеспечения — в форме кредита.

Одним из первых банков, которым ЦБ мог предоставить финансирование по новому механизму, стал банк «ФК Открытие», о санации которого регулятор объявил 29 августа. В случае с «ФК Открытие» ЦБ сообщил о применении мер финансового оздоровления. «Фактически часть рефинансирования, которая была предоставлена банку «Открытие», вписывается в концепцию этого механизма, — пояснял на брифинге по случаю объявления о санации банка первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин.

Как следует из разъяснений ЦБ, МЭПЛ — инструмент универсальный. «Он может быть использован Банком России не только при временных сложностях у банков с ликвидностью, но и как один из инструментов в рамках мер по финансовому оздоровлению», — говорится в ответе ЦБ.

Более того, если с первого раза выделенных ЦБ средств экстренной поддержки не хватило, за ней можно обратиться повторно, уточнили в Банке России. «Хотя пролонгации предоставления средств в рамках МЭПЛ не предполагается, в случае если указанного времени банку оказалось недостаточно для урегулирования проблем с ликвидностью, Банк России может повторно рассмотреть целесообразность предоставления средств в рамках МЭПЛ», — пояснил регулятор.

Раскрыл ЦБ в своих разъяснениях и историю создания нового инструмента поддержки банков, а также примеры из международной практики, на которые ориентировался: «Введение МЭПЛ не связано с текущей ситуацией на денежном рынке, Банк России давно вел работу по подготовке указанного механизма. МЭПЛ в том или ином виде есть в арсенале многих ведущих мировых центральных банков (ЕЦБ, Банка Англии, ФРС США и других). Рекомендации о создании МЭПЛ поступали Банку России в том числе от МВФ в рамках Программы по оценке финансового сектора».

Последний раз эта оценка (Financial Sector Assessment Program), проводимая Всемирным банком и МВФ, прошла в 2016 году.

Участники рынка считают, что расширение перечня получателей прямой поддержки ЦБ за пределы списка системно значимых банков может повысить устойчивость системы в целом. «Банк России в особом порядке поддержал системно значимый банк «ФК Открытие», готовность ЦБ предоставить дополнительный механизм поддержки для банков, не входящих в этот перечень, повышает стабильность банковской системы в целом, — считает первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский. — Даже если такой механизм не будет применяться на практике, его теоретическое наличие будет позитивно воспринято клиентами банков и инвесторами».

По мнению банкиров, решение о предоставлении поддержки может зависеть от значимости банка для системы и его дисциплинированности. «Принимать решение регулятор будет в зависимости от конкретного банка и случая, единой системы, скорее всего, не будет, — считает вице-президент банка «Новопокровский» Виталий Матюшкин. — При этом ЦБ, возможно, будет учитывать размер банка, причины возникновения необходимости привлечения поддержки, отсутствие замечаний, предписаний и ограничений со стороны регулятора, невовлеченность в деятельность по легализации доходов, полученных преступным путем».

«Возможно, ЦБ откажет в предоставлении поддержки банку, спасение которого сочтет неэффективным, например, если обнаружит в действиях руководства или собственников признаки недобросовестности», — рассуждает директор группы банковских рейтингов АКРА Александр Проклов​. Риски не получить ликвидность есть у тех, продолжает он, кто не располагает «приемлемым» обеспечением. Например, недвижимость под это определение вряд ли подходит, полагает он.

Зато, возможно, ЦБ согласится принимать долговые бумаги за пределами ломбардного списка, например банковские облигации (которые сам же и исключил из ломбардного списка) или акции (которые сейчас не принимаются регулятором в залог в силу консервативного подхода ЦБ к оценке риска).

Судя по всему, для регулятора в рамках этого механизма более принципиальным будет вопрос снижения давления на банковскую систему за счет поддержки того или иного банка, чем вопрос обеспечения, считает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский. Поэтому, возможно, это будут какие-либо неликвидные бумаги, облигации банков, не включаемых в ломбардный список, кредиты невысших категорий качества.

«Фактически ЦБ согласился принимать в обеспечение средств, предоставляемых в рамках МЭП​Л, нерыночные активы, — отмечает старший директор группы по анализу финансовых организаций Fitch Ratings Александр Данилов. — Регулятор расширил перечень инструментов поддержки для банков, не входящих в число системных, не ограничивая его жесткими требованиями к обеспечению, как это было, в частности, в рамках предоставления средств под залог активов из ломбардного списка».​

Поддержка не для всех: ЦБ ввел дополнительный механизм спасения проблемных банков

Банк России объявил в понедельник, 4 сентября, о двух решениях, затрагивающих функционирование банковской системы страны, в особенности кредитные организации, переживающие трудности. Одним решением ЦБ ввел с 1 сентября 2017 года дополнительный механизм предоставления ликвидности для поддержки тех банков, трудности которых признаны временными. Другим — отозвал лицензию на осуществление банковских операций у Русского международного банка (РМБ), зарегистрированного в Москве и по величине активов занимающего 137-е место в банковской системе России.

Дополнительный механизм спасения

«Банки, испытывающие временные проблемы с ликвидностью, смогут обратиться за нею в случае исчерпания других источников привлечения средств, в том числе в рамках стандартных инструментов Банка России», — говорится в сообщении, опубликованном на сайте регулятора.

Новый механизм создан по аналогии с широко распространенным в международной практике механизмом экстренного предоставления ликвидности (МЭПЛ). В сообщении отмечается, что ЦБ будет принимать решение о предоставлении банку средств в рамках МЭПЛ с учетом его финансовой устойчивости и системной значимости.

Чтобы вопрос о предоставлении ликвидности в рамках МЭПЛ был рассмотрен регулятором, испытывающий проблемы банк должен обратиться в подразделение ЦБ, осуществляющее надзор за деятельностью данного банка. К ходатайству должна быть приложена информация о причинах возникновения потребности в МЭПЛ и прогнозный график притоков и оттоков денежных средств в течение предполагаемого срока привлечения ликвидности, подтверждающий способность банка решить возникшие проблемы. Банк также должен предоставить информацию об имеющемся обеспечении, которое он планирует использовать в рамках МЭПЛ. Состав такого обеспечения шире, чем по стандартным инструментам привлечения ликвидности у ЦБ, и включает в себя также ценные бумаги, не входящие в Ломбардный список Банка России, права требования по кредитным договорам, иные виды ценностей и поручительства третьих лиц, за исключением кредитных организаций.

Решение о возможном предоставлении банку ликвидности в рамках МЭПЛ будет приниматься Банком России на основании оценки представленной информации и анализа ситуации, сложившейся в кредитном учреждении. Предоставление денежных средств будет осуществляться в том числе в виде сделки РЕПО и/или обеспеченного кредита.

Денежные средства в рамках МЭПЛ будут предоставляться в рублях, на срок, не превышающий 90 календарных дней. Ставка предоставления средств будет равна действующей в момент проведения операции ключевой ставке ЦБ, увеличенной на 1,75 процентного пункта.

Спасению не подлежит

Решением Банка России с 4 сентября 2017 года отозвана лицензия на осуществление банковских операций у Русского международного банка (РМБ). «Бизнес-модель РМБ в значительной степени была ориентирована на высокорискованное кредитование заемщиков, в том числе нерезидентов, связанных с конечными бенефициарами кредитной организации», — сообщила пресс-служба регулятора. В ЦБ отметили, что из-за неудовлетворительного качества активов, не генерировавших достаточный денежный поток, банк оказался неспособен своевременно исполнять обязательства перед кредиторами.

Кроме того, РМБ не соблюдал требования законодательства и нормативных актов ЦБ в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части своевременного и достоверного представления информации в уполномоченный орган.

ЦБ неоднократно применял в отношении РМБ меры надзорного реагирования: дважды в банке вводились ограничения и один раз запрет на привлечение вкладов населения. Тем не менее руководство и собственники РМБ не предприняли действенных мер по нормализации его деятельности. «В сложившихся обстоятельствах Банк России принял решение о выводе кредитной организации с рынка банковских услуг», — отмечается в сообщении регулятора.

В РМБ назначена временная администрация сроком действия до момента назначения конкурсного управляющего или ликвидатора. Полномочия исполнительных органов кредитной организации в соответствии с федеральными законами приостановлены.

Русский международный банк является участником системы страхования вкладов. Поэтому вкладчикам банка, в том числе индивидуальным предпринимателям, предусмотрена выплата страхового возмещения, не превышающего 1,4 млн рублей в совокупности на одного вкладчика.

О серьезных проблемах в РМБ стало известно летом 2017 года. 12 июля агентство Moody’s отозвало рейтинги РМБ. За месяц до этого долгосрочные депозитные рейтинги банка в национальной и иностранной валютах были снижены до уровня Caa2 с негативным прогнозом из-за ухудшения качества активов и рисков для капитала.

21 августа 2017 года РМБ по требованию ЦБ временно приостановил открытие счетов и привлечение новых депозитов физлиц и индивидуальных предпринимателей. Также была ограничена выдача средств клиентам. «В результате ограничений и возникшего негативного информационного фона в СМИ банк получил от клиентов значительное количество требований на изъятие денежных средств. Это привело к резкому снижению объема ликвидности», — говорилось в сообщении банка.

29 августа банк объявил о закрытии с 1 сентября своих дополнительных офисов «Добрынинский» и «Курский».

Позднее, 1 сентября, банк сообщил, что его инвестором станет зарегистрированный в Южной Осетии Республиканский банк развития (РБР). «Сразу после подписания документы будут направлены на согласование регулятору в соответствии с действующим законодательством», — говорилось в сообщении. В нем отмечалось, что новые владельцы собирались кардинально изменить стратегию РМБ, переориентировав его на работу на высокодоходных, но рискованных международных рынках. Речь шла о создании собственной системы международных расчетов с Сирией и Ираном.

В России остался 531 банк

Всего с начала года были отозваны лицензии на осуществление банковской деятельности у 40 российских банков, следует из информации на сайте регулятора. По состоянию на 1 августа 2017 года лицензии на осуществление банковской деятельности в России имели 537 банков. С тех пор лицензии были отозваны у шести банков. Все эти банки не входили в число банков, которые, по терминологии первого зампреда ЦБ Дмитрия Тулина, «выполняют общественно значимую функцию финансовых посредников в экономике».

Читайте также:  Будет введена ответственность за навязывание допуслуг при открытии банковского счета

ЦБ разъяснил новый механизм экстренного предоставления ликвидности банкам

ЦБ разъяснил новый механизм экстренного предоставления ликвидности банкам.

Получить прямую поддержку ЦБ теперь сможет банк любой значимости. Причем это возможно будет сделать под любое приемлемое обеспечение, следует из ответа регулятора. Как все будет на практике — покажет время, заявили эксперты

Поддержку в рамках нового механизма ЦБ — экстренного предоставления ликвидности (МЭПЛ) смогут получить не только системно значимые банки. Об этом говорится в пояснении ЦБ, которое пришло в ответ на запрос РБК.

Как следует из объяснений, есть разница между новым механизмом и другим, который существовал ранее, — безотзывной кредитной линией (БКЛ). Ставка у этих механизмов одинаковая — ключевая ставка ЦБ плюс 1,75 процентного пункта (п.п.). БКЛ регулятор открывает только системно значимым банкам, обязанным выполнять норматив краткосрочной ликвидности (НКЛ) по «Базель III».

Перечень системно значимых банков ежегодно с 2015 года утверждает ЦБ, сейчас в него входит десять крупнейших российских банков, на долю которых приходится 60% совокупных активов российского банковского сектора. Такой инструмент, как БКЛ, был внедрен потому, что даже для крупнейших российских банков соблюдать базельский норматив в силу особенностей российского рынка ценных бумаг на постоянной основе затруднительно.

Однако, как следует из разъяснений Банка России, разница между этими двумя инструментами поддержки банков ликвидностью со стороны регулятора все же есть.

«В отличие от безотзывных кредитных линий, открываемых банкам, выполняющим норматив краткосрочной ликвидности, поддержку в рамках МЭПЛ могут получить и банки, не являющиеся системно значимыми», — говорится в разъяснении ЦБ. В то же время изначально в сообщении регулятора круг возможных претендентов на МЭПЛ не был четко определен. Регулятор лишь отметил, что «будет принимать решение о предоставлении банку средств в рамках МЭПЛ с учетом его финансовой устойчивости, а также системной значимости». Сейчас ЦБ уточнил: «Инструмент потенциально доступен широкому кругу банков».

Также, говорится в ответе ЦБ, в отличие от БКЛ Банк России в рамках МЭПЛ не гарантирует предоставление средств банку, заключившему с ним соглашение. В то время как безотзывная кредитная линия именно так и называется, потому что средства по ней от ЦБ в рамках открытого лимита банк может получить в любой момент. Решение о том, выделять или нет средства тому или иному игроку в рамках МЭПЛ, Банк России принимает индивидуально в каждом конкретном случае на основе комплексного анализа ситуации с банком, пояснили в ЦБ.

Кроме того, как пояснили РБК в ЦБ, в рамках МЭПЛ банки смогут использовать более широкий, чем в том числе по БКЛ, круг обеспечения. В обеспечение БКЛ ЦБ принимает векселя или права требования по кредитам, принимаемым ЦБ в залог по обеспеченным кредитам банкам, слитки золота, а также бумаги, включенные в ломбардный список. В рамках МЭПЛ перечень обеспечения шире: «Банк России жестко не ограничивает потенциальный перечень такого обеспечения». Впрочем, возможность заложить в ЦБ бумаги не из ломбардного списка, скорее, теоретическая, следует из разъяснений Банка России. «На первом этапе регулятор будет стремиться принимать от банков, обратившихся за МЭПЛ, те классы активов, процедура приема и оценки которых уже отработана, — пояснили в ЦБ, — что позволит максимально оперативно рассматривать вопрос о предоставлении средств».

В разъяснениях ЦБ приводится и пример типичной ситуации, в которой МЭПЛ может быть предоставлен: «Потребность в привлечении средств в рамках МЭПЛ может возникнуть у банка в результате действия различных внешних негативных факторов, приводящих к резкому оттоку средств, при этом у банка может не быть достаточного объема обеспечения, принимаемого по стандартным операциям денежно-кредитной политики, для покрытия такого оттока».

Интересно, что в ЦБ признают, что сами отчасти спровоцировали потребность в таком механизме. «Ситуация может быть особенно актуальной в условиях ужесточения требований Банка России к обеспечению в рамках стандартных операций», — говорится в ответе регулятора. Так, как ранее сообщал РБК, с 1 октября ЦБ перестанет включать в ломбардный список облигации банков и ряда других типов организаций.

МЭПЛ регулятор ввел с 1 сентября, сообщал РБК. Финансовые организации смогут воспользоваться им, если исчерпают другие источники привлечения средств. ЦБ будет предоставлять ликвидность в рублях на срок не более 90 календарных дней. Ставка по этим средствам будет равна действующей ключевой ставке, увеличенной на 1,75 п.п. При этом если обеспечением выступают ценные бумаги, то сделки будут проводиться в форме РЕПО, по другим видам обеспечения — в форме кредита.

Одним из первых банков, которым ЦБ мог предоставить финансирование по новому механизму, стал банк «ФК Открытие», о санации которого регулятор объявил 29 августа. В случае с «ФК Открытие» ЦБ сообщил о применении мер финансового оздоровления. «Фактически часть рефинансирования, которая была предоставлена банку «Открытие», вписывается в концепцию этого механизма, — пояснял на брифинге по случаю объявления о санации банка первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин.

Как следует из разъяснений ЦБ, МЭПЛ — инструмент универсальный. «Он может быть использован Банком России не только при временных сложностях у банков с ликвидностью, но и как один из инструментов в рамках мер по финансовому оздоровлению», — говорится в ответе ЦБ.

Более того, если с первого раза выделенных ЦБ средств экстренной поддержки не хватило, за ней можно обратиться повторно, уточнили в Банке России. «Хотя пролонгации предоставления средств в рамках МЭПЛ не предполагается, в случае если указанного времени банку оказалось недостаточно для урегулирования проблем с ликвидностью, Банк России может повторно рассмотреть целесообразность предоставления средств в рамках МЭПЛ», — пояснил регулятор.

Раскрыл ЦБ в своих разъяснениях и историю создания нового инструмента поддержки банков, а также примеры из международной практики, на которые ориентировался: «Введение МЭПЛ не связано с текущей ситуацией на денежном рынке, Банк России давно вел работу по подготовке указанного механизма. МЭПЛ в том или ином виде есть в арсенале многих ведущих мировых центральных банков (ЕЦБ, Банка Англии, ФРС США и других). Рекомендации о создании МЭПЛ поступали Банку России в том числе от МВФ в рамках Программы по оценке финансового сектора».

Последний раз эта оценка (Financial Sector Assessment Program), проводимая Всемирным банком и МВФ, прошла в 2016 году.

Участники рынка считают, что расширение перечня получателей прямой поддержки ЦБ за пределы списка системно значимых банков может повысить устойчивость системы в целом. «Банк России в особом порядке поддержал системно значимый банк «ФК Открытие», готовность ЦБ предоставить дополнительный механизм поддержки для банков, не входящих в этот перечень, повышает стабильность банковской системы в целом, — считает первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский. — Даже если такой механизм не будет применяться на практике, его теоретическое наличие будет позитивно воспринято клиентами банков и инвесторами».

По мнению банкиров, решение о предоставлении поддержки может зависеть от значимости банка для системы и его дисциплинированности. «Принимать решение регулятор будет в зависимости от конкретного банка и случая, единой системы, скорее всего, не будет, — считает вице-президент банка «Новопокровский» Виталий Матюшкин. — При этом ЦБ, возможно, будет учитывать размер банка, причины возникновения необходимости привлечения поддержки, отсутствие замечаний, предписаний и ограничений со стороны регулятора, невовлеченность в деятельность по легализации доходов, полученных преступным путем».

«Возможно, ЦБ откажет в предоставлении поддержки банку, спасение которого сочтет неэффективным, например, если обнаружит в действиях руководства или собственников признаки недобросовестности», — рассуждает директор группы банковских рейтингов АКРА Александр Проклов?. Риски не получить ликвидность есть у тех, продолжает он, кто не располагает «приемлемым» обеспечением. Например, недвижимость под это определение вряд ли подходит, полагает он.

Зато, возможно, ЦБ согласится принимать долговые бумаги за пределами ломбардного списка, например банковские облигации (которые сам же и исключил из ломбардного списка) или акции (которые сейчас не принимаются регулятором в залог в силу консервативного подхода ЦБ к оценке риска).

Судя по всему, для регулятора в рамках этого механизма более принципиальным будет вопрос снижения давления на банковскую систему за счет поддержки того или иного банка, чем вопрос обеспечения, считает младший директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Вячеслав Путиловский. Поэтому, возможно, это будут какие-либо неликвидные бумаги, облигации банков, не включаемых в ломбардный список, кредиты невысших категорий качества.

«Фактически ЦБ согласился принимать в обеспечение средств, предоставляемых в рамках МЭП?Л, нерыночные активы, — отмечает старший директор группы по анализу финансовых организаций Fitch Ratings Александр Данилов. — Регулятор расширил перечень инструментов поддержки для банков, не входящих в число системных, не ограничивая его жесткими требованиями к обеспечению, как это было, в частности, в рамках предоставления средств под залог активов из ломбардного списка».?

Зачем ЦБ начинает предоставлять экстренную ликвидность банкам

Недавно Банк России анонсировал новый инструмент экстренного предоставления ликвидности банкам — МЭПЛ. Банки «горячо приветствовали» это нововведение. Но что оно означает для российского банковского сектора на самом деле?

«С учетом устойчивости…»

Напомним сначала, о чем идет речь. Банк России с 1 сентября 2017 года ввел дополнительный механизм экстренного предоставления ликвидности — МЭПЛ. Банки, испытывающие временные проблемы с ликвидностью, теперь смогут обратиться за ним в случае исчерпания других источников привлечения средств, в том числе в рамках стандартных инструментов Банка России. «Банк России будет принимать решение о предоставлении банку средств в рамках МЭПЛ с учетом его финансовой устойчивости, а также системной значимости», — сообщалось в пресс-релизе регулятора.

Почему ЦБ анонсировал этот инструмент именно сейчас? И зачем он нужен?

Хороший МЭПЛ при плохой игре

«Задача Центробанка — быть кредитором последней инстанции. Но та ликвидация гэпа в ликвидности, из-за которой ЦБ вводит новый инструмент, — это функция межбанка, — говорит директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков. — То есть ЦБ берет на себя функцию рынка. Почему? Потому что межбанка, по сути, больше нет. У банков нет лимитов друг на друга. И это непосредственный результат зачистки банковской системы. Политика ЦБ привела не к росту доверия к банкам, а, наоборот, к росту недоверия. Никто не знает, у кого отберут лицензию завтра: ты дашь ему денег, а он их тебе уже никогда не сможет вернуть. В текущих условиях проще и безопаснее вообще ни с кем не работать».

Кстати, такую же причину, но с другой оценкой приводит и глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков в своей колонке для газеты «Известия». «Похожий механизм действовал в 2008—2009 годах, когда из-за сложного экономического положения банки закрывали лимиты кредитования друг друга из-за кризиса доверия, — пишет Анатолий Аксаков. — Многие кредитные организации в середине июля вновь закрыли лимиты, когда обострилась ситуация вокруг банка «Открытие». Объявление регулятором о включении дополнительного механизма поддержки не означает, что ЦБ с завтрашнего дня начнет раздавать деньги направо и налево. Это сделано с тем, чтобы успокоить рынок, дав банкам уверенность».

Но если смотреть не на причины, приведшие к необходимости вводить МЭПЛ, а уже на сам свершившийся факт, то банковское сообщество восприняло эту новость в целом весьма позитивно.

Лучше, чем ничего

Официальная реакция банков чем-то напоминает лозунги на первомайской демонстрации в советские годы. «Мы приветствуем появление на рынке нового механизма экстренного предоставления ликвидности», — присылает ответ ВТБ. «Центральный банк отреагировал, как всегда, четко и, главное, вовремя. Это самый правильный ход Центробанка, повышающий доверие к российской банковской системе и способствующий снижению рисков для крупных частных банков», — убеждает Промсвязьбанк. Ну и дальше примерно в том же духе.

Если же убрать этот восторг, то инструмент все же оказывается неплохим, у него есть объективные достоинства. Как, впрочем, и очевидные недостатки, которые не могут не бросаться в глаза.

«Преимущество МЭПЛ — в расширении перечня инструментов, принимаемых Банком России в обеспечение задолженности обратившегося за кредитом банка, — говорит руководитель практики управления рисками ФБК Grant Thornton Роман Кенигсберг. — Также заявляется, что процедуры по данному инструменту должны быть «оперативными», но критерии оперативности, к сожалению, не заданы».

«Если прежде существовала только безотзывная кредитная линия и предоставлялась она только системообразующим банкам, то сейчас МЭПЛ может быть предоставлен всем банкам, вне зависимости от их размера, — отмечает руководитель управления торговых стратегий Dukascopy Bank SA Даниил Егоров. — Правда, малые и средние банки как раз не нуждаются в поддержке ликвидности в настоящее время. Тем не менее этот механизм может быть очень востребован при снижении ключевой ставки — если раньше банки решали свои вопросы при помощи сделок РЕПО, то теперь они могут получить помощь через МЭПЛ».

Вообще, банки, которые не имеют проблем с надзорными органами, характеризует избыточная ликвидность. Об этом, в частности, заявил и министр экономического развития РФ Максим Орешкин на минувшей неделе. «У нас в целом банковская система имеет избыточную ликвидность», — сказал министр. Но конкретным банкам, у которых ликвидности недостаточно, от этого точно не легче.

«Тем не менее, так как малые и средние банки достаточно активно инвестируют в различные проекты, иногда срочная ликвидность необходима», — объясняет Даниил Егоров актуальность МЭПЛ. «Ряд инструментов, таких как РЕПО или рефинансирование под залог нерыночных активов по положению 312-П, используется многими банками регулярно и на общих основаниях, — пояснили Банки.ру в Сбербанке. — Новый механизм скорее относится к антикризисным инструментам индивидуальной настройки, которая осуществляется Банком России в зависимости от типа кризисной ситуации, в которой оказался конкретный банк, и особенностей его баланса».

Читайте также:  Начался переход к многоуровневой банковской системе

Некоторые животные «равнее»

Но, несмотря на своевременность МЭПЛ, новость о его появлении вызвала у участников рынка много вопросов. Самый первый и самый важный — кому Банк России будет предоставлять этот инструмент. «Да, мы прочитали в пресс-релизе ЦБ, что он будет спасать финансово устойчивые банки. Но на данный момент не опубликованы критерии, по которым ЦБ будет определять, является этот банк финансово устойчивым или нет, — говорит Василий Солодков. — Может быть, эти критерии появятся позже».

«Право банка на получение кредита в рамках МЭПЛ достаточно условно, — рассуждает Роман Кенигсберг. — Банк России ничего не гарантирует, он готов рассмотреть заявку банка и принять решение на основе своего субъективного мнения». Каким оно окажется? «ЦБ будет спасать того, кого посчитает нужным спасать, — убежден Василий Солодков. — Как у Оруэлла, «некоторые животные равнее».

Или, наоборот, МЭПЛ окажется своеобразным троянским конем? «Главное, что настораживает, скажем, меня, — это условия, по которым банк может получить финансовую помощь, — комментирует Даниил Егоров. — Не является ли это своего рода ловушкой: банк признается в своей несостоятельности, получает дополнительную ликвидность и через неделю временную администрацию».

Ну а остальные «белые пятна» — это уже досадные мелочи. Механизм не проработан: какие средства будут выделяться, насколько оперативно, с какой регулярностью — задаются вопросами наши эксперты. «К недостаткам можно отнести достаточно высокую стоимость — ключевая ставка плюс 1,75 процентного пункта», — говорит Кенигсберг. В Сбербанке тоже обратили внимание на высокую стоимость инструмента. Но отмечают, что она «вполне соответствует ситуации, в которой Банк России собирается предоставлять ликвидность».

«Горшочек, не вари», или Что будет с эмиссией

В связи с новостью о готовности Банка России раздавать деньги на спасение кредитных организаций неизбежно возникает вопрос о дополнительной эмиссии, ее масштабах и возможном влиянии на инфляцию. Однако, хотя, как говорит Роман Кенигсберг, любой кредит со стороны Банка России является эмиссией денежных средств, пугаться этого не стоит.

«Не думаю, что ЦБ готов делать открытый вброс средств в экономику сейчас. Основная проблема публичной эмиссии — это реакция на нее со стороны рынка. Разгона инфляции не избежать, — объясняет Даниил Егоров. — Поэтому если эмиссия и будет, то в очень небольших размерах, и она должна быть обязательно нивелирована ростом ставки. Полагаю, у ЦБ достаточно резервов для того, чтобы прокормить потерявшие нужный уровень ликвидности добропорядочные банки».

Эксперт обращает внимание, что МЭПЛ не понадобится крупнейшим государственным банкам, чьему финансовому положению сегодня можно только позавидовать. А для того, чтобы поддержать средние и малые банки, эмиссия не нужна.

В некоторой степени о дополнительной ликвидности и связанных с ней рисках рассказал заместитель председателя Банка России Василий Поздышев в интервью агентству Reuters, описывая пополнение ликвидности банку «ФК Открытие». «Те средства, которые мы предоставляем банку «ФК Открытие» и в дальнейшем готовы будем предоставлять другим банкам в случае необходимости, будут компенсированы стандартными операциями Банка России по абсорбированию ликвидности — это депозитные аукционы, выпуски ОБР», — сообщил Поздышев.

По словам зампреда ЦБ, вливания в «Открытие» (вероятно, тут можно провести параллель с использованием МЭПЛ и в дальнейшем) не повлияют на инфляцию. «Финансовое оздоровление «Открытия» и средства, используемые Банком России на эти цели, никаким образом не повлияют на достижение таргета и на саму инфляцию, — говорит Поздышев в интервью. — Во-первых, масштабы финансового оздоровления одного банка не сопоставимы с финансовым рынком. Активы банковской системы — более 80 триллионов рублей, и в масштабах сектора это не такие значимые вложения. Во-вторых, средства финансовой поддержки будут предоставлены постепенно, не разово. В-третьих, ликвидность на финансовом рынке будет абсорбирована Центробанком».

Что немцу хорошо, то русскому смерть

«Введение МЭПЛ не связано с текущей ситуацией на денежном рынке, Банк России давно вел работу по подготовке указанного механизма, — ответил Центробанк на запрос Банки.ру. — МЭПЛ в том или ином виде есть в арсенале многих ведущих мировых центральных банков (ЕЦБ, Банка Англии, ФРС США и других). Рекомендации о создании МЭПЛ поступали Банку России в том числе от МВФ в рамках Программы по оценке финансового сектора».

Но насколько распространена эта практика за рубежом?

«Как таковых аналогов МЭПЛ я не припомню, — говорит Егоров. — Есть у него некоторая параллель со стимулирующими платежами центробанков Германии, Великобритании и Италии, но и она вызывает массу вопросов. Стимулирующие выплаты для банков этих стран были целевыми — так или иначе, они должны были пойти на кредитование реальных секторов экономики. В положении ЦБ о МЭПЛ об этом ничего не сказано. В Италии подобная система сейчас разрабатывается для банков со слабой финансовой устойчивостью, вызванной плохой конъюнктурой рынка. Однако в полной мере она еще не отстроена».

Подобный инструмент использовался Европейским центральным банком в период 2008—2011 годов, обращает внимание директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков. Тогда межбанк также практически сошел на нет из-за проблем в банковских системах конкретных стран еврозоны. «Серьезные проблемы были у итальянских банков, французских, испанских, — перечисляет Солодков, — но такого безудержного отзыва лицензий не было ни в одной стране. В тех условиях ЕЦБ взял на себя функцию межбанка, но это была временная мера. Сейчас межбанк восстановлен, и потребности в этом инструменте больше нет. У нас же есть риск, что МЭПЛ станет постоянным инструментом — по крайней мере, до тех пор, пока в России не останется пара-тройка самых надежных банков».

Будет ли толк?

Принесет ли новый инструмент ЦБ долгожданное спокойствие в банковский сектор? «Увеличение разнообразия инструментов рефинансирования и предоставления ликвидности, в том числе в кризисной ситуации, — это всегда позитивная новость для рынка», — ответили Банки.ру в Сбербанке.

«Чтобы инструмент действительно сработал с точки зрения психологии банкиров, необходимо несколько удачных примеров, — полагает Даниил Егоров. — Ну и необходимо убедить рынок в скором снижении требований по кредитам и смягчении кредитно-денежной политики. При этих условиях такой инструмент действительно сдвинет ситуацию в финансовой сфере с мертвой точки».

Однако, по мнению Солодкова, момент упущен. «Уже давно перезрел вопрос о страховании вкладов юрлиц, — поясняет эксперт. — Об этом говорили много лет: защищая только средства физлиц, мы нарушаем условия конкуренции в банковском секторе. Мы все последние годы наблюдаем переток средств юрлиц из частных банков в государственные. Но заниматься этим вопросом надо было до начала расчистки банковской системы. Сейчас уже поздно, уже нет на это денег».

В текущей ситуации уже не очень понятно, говорит Солодков, что может сделать ЦБ для стабилизации банковской системы.

ЦБ разъяснил новый механизм экстренного предоставления ликвидности банкам

Получить прямую поддержку ЦБ теперь сможет банк любой значимости. Причем это возможно будет сделать под любое приемлемое обеспечение, следует из ответа регулятора. Как все будет на практике — покажет время, заявили эксперты.

Поддержку в рамках нового механизма ЦБ — экстренного предоставления ликвидности (МЭПЛ) смогут получить не только системно значимые банки. Об этом говорится в пояснении ЦБ, которое пришло в ответ на запрос РБК.

Как следует из объяснений, есть разница между новым механизмом и другим, который существовал ранее, — безотзывной кредитной линией (БКЛ). Ставка у этих механизмов одинаковая — ключевая ставка ЦБ плюс 1,75 процентного пункта (п.п.). БКЛ регулятор открывает только системно значимым банкам, обязанным выполнять норматив краткосрочной ликвидности (НКЛ) по “Базель III”.

Перечень системно значимых банков ежегодно с 2015 года утверждает ЦБ, сейчас в него входит десять крупнейших российских банков, на долю которых приходится 60% совокупных активов российского банковского сектора. Такой инструмент, как БКЛ, был внедрен потому, что даже для крупнейших российских банков соблюдать базельский норматив в силу особенностей российского рынка ценных бумаг на постоянной основе затруднительно.

“В отличие от безотзывных кредитных линий, открываемых банкам, выполняющим норматив краткосрочной ликвидности, поддержку в рамках МЭПЛ могут получить и банки, не являющиеся системно значимыми”, — говорится в разъяснении ЦБ. В то же время изначально в сообщении регулятора круг возможных претендентов на МЭПЛ не был четко определен. Регулятор лишь отметил, что “будет принимать решение о предоставлении банку средств в рамках МЭПЛ с учетом его финансовой устойчивости, а также системной значимости”. Сейчас ЦБ уточнил: “Инструмент потенциально доступен широкому кругу банков”.

Также, говорится в ответе ЦБ, в отличие от БКЛ Банк России в рамках МЭПЛ не гарантирует предоставление средств банку, заключившему с ним соглашение. В то время как безотзывная кредитная линия именно так и называется, потому что средства по ней от ЦБ в рамках открытого лимита банк может получить в любой момент. Решение о том, выделять или нет средства тому или иному игроку в рамках МЭПЛ, Банк России принимает индивидуально в каждом конкретном случае на основе комплексного анализа ситуации с банком, пояснили в ЦБ.

Кроме того, как пояснили РБК в ЦБ, в рамках МЭПЛ банки смогут использовать более широкий, чем в том числе по БКЛ, круг обеспечения. В обеспечение БКЛ ЦБ принимает векселя или права требования по кредитам, принимаемым ЦБ в залог по обеспеченным кредитам банкам, слитки золота, а также бумаги, включенные в ломбардный список. В рамках МЭПЛ перечень обеспечения шире: “Банк России жестко не ограничивает потенциальный перечень такого обеспечения”. Впрочем, возможность заложить в ЦБ бумаги не из ломбардного списка, скорее, теоретическая, следует из разъяснений Банка России. “На первом этапе регулятор будет стремиться принимать от банков, обратившихся за МЭПЛ, те классы активов, процедура приема и оценки которых уже отработана, — пояснили в ЦБ, — что позволит максимально оперативно рассматривать вопрос о предоставлении средств”.

В разъяснениях ЦБ приводится и пример типичной ситуации, в которой МЭПЛ может быть предоставлен: “Потребность в привлечении средств в рамках МЭПЛ может возникнуть у банка в результате действия различных внешних негативных факторов, приводящих к резкому оттоку средств, при этом у банка может не быть достаточного объема обеспечения, принимаемого по стандартным операциям денежно-кредитной политики, для покрытия такого оттока”.

Интересно, что в ЦБ признают, что сами отчасти спровоцировали потребность в таком механизме. “Ситуация может быть особенно актуальной в условиях ужесточения требований Банка России к обеспечению в рамках стандартных операций”, — говорится в ответе регулятора. Так, как ранее сообщал РБК, с 1 октября ЦБ перестанет включать в ломбардный список облигации банков и ряда других типов организаций.

МЭПЛ регулятор ввел с 1 сентября, сообщал РБК. Финансовые организации смогут воспользоваться им, если исчерпают другие источники привлечения средств. ЦБ будет предоставлять ликвидность в рублях на срок не более 90 календарных дней. Ставка по этим средствам будет равна действующей ключевой ставке, увеличенной на 1,75 п.п. При этом если обеспечением выступают ценные бумаги, то сделки будут проводиться в форме РЕПО, по другим видам обеспечения — в форме кредита. Одним из первых банков, которым ЦБ мог предоставить финансирование по новому механизму, стал банк “ФК Открытие”, о санации которого регулятор объявил 29 августа. В случае с “ФК Открытие” ЦБ сообщил о применении мер финансового оздоровления. “Фактически часть рефинансирования, которая была предоставлена банку “Открытие”, вписывается в концепцию этого механизма, — пояснял на брифинге по случаю объявления о санации банка первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин.

Как следует из разъяснений ЦБ, МЭПЛ — инструмент универсальный. “Он может быть использован Банком России не только при временных сложностях у банков с ликвидностью, но и как один из инструментов в рамках мер по финансовому оздоровлению”, — говорится в ответе ЦБ.

Более того, если с первого раза выделенных ЦБ средств экстренной поддержки не хватило, за ней можно обратиться повторно, уточнили в Банке России. “Хотя пролонгации предоставления средств в рамках МЭПЛ не предполагается, в случае если указанного времени банку оказалось недостаточно для урегулирования проблем с ликвидностью, Банк России может повторно рассмотреть целесообразность предоставления средств в рамках МЭПЛ”, — пояснил регулятор.

История вопросаРаскрыл ЦБ в своих разъяснениях и историю создания нового инструмента поддержки банков, а также примеры из международной практики, на которые ориентировался: “Введение МЭПЛ не связано с текущей ситуацией на денежном рынке, Банк России давно вел работу по подготовке указанного механизма. МЭПЛ в том или ином виде есть в арсенале многих ведущих мировых центральных банков (ЕЦБ, Банка Англии, ФРС США и других). Рекомендации о создании МЭПЛ поступали Банку России в том числе от МВФ в рамках Программы по оценке финансового сектора”.

Последний раз эта оценка (Financial Sector Assessment Program), проводимая Всемирным банком и МВФ, прошла в 2016 году.

Участники рынка считают, что расширение перечня получателей прямой поддержки ЦБ за пределы списка системно значимых банков может повысить устойчивость системы в целом. “Банк России в особом порядке поддержал системно значимый банк “ФК Открытие”, готовность ЦБ предоставить дополнительный механизм поддержки для банков, не входящих в этот перечень, повышает стабильность банковской системы в целом, — считает первый зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский. — Даже если такой механизм не будет применяться на практике, его теоретическое наличие будет позитивно воспринято клиентами банков и инвесторами”.

Читайте также:  Налоговая инспекция не может приостановить операции по счетам в банке при непредставлении вовремя расчётов по страховым взносам

По мнению банкиров, решение о предоставлении поддержки может зависеть от значимости банка для системы и его дисциплинированности. “Принимать решение регулятор будет в зависимости от конкретного банка и случая, единой системы, скорее всего, не будет, — считает вице-президент банка “Новопокровский” Виталий Матюшкин. — При этом ЦБ, возможно, будет учитывать размер банка, причины возникновения необходимости привлечения поддержки, отсутствие замечаний, предписаний и ограничений со стороны регулятора, невовлеченность в деятельность по легализации доходов, полученных преступным путем”.

“Возможно, ЦБ откажет в предоставлении поддержки банку, спасение которого сочтет неэффективным, например, если обнаружит в действиях руководства или собственников признаки недобросовестности”, — рассуждает директор группы банковских рейтингов АКРА Александр Проклов. Риски не получить ликвидность есть у тех, продолжает он, кто не располагает “приемлемым” обеспечением. Например, недвижимость под это определение вряд ли подходит, полагает он.

Зато, возможно, ЦБ согласится принимать долговые бумаги за пределами ломбардного списка, например банковские облигации (которые сам же и исключил из ломбардного списка) или акции (которые сейчас не принимаются регулятором в залог в силу консервативного подхода ЦБ к оценке риска).

Судя по всему, для регулятора в рамках этого механизма более принципиальным будет вопрос снижения давления на банковскую систему за счет поддержки того или иного банка, чем вопрос обеспечения, считает младший директор по банковским рейтингам “Эксперт РА” Вячеслав Путиловский. Поэтому, возможно, это будут какие-либо неликвидные бумаги, облигации банков, не включаемых в ломбардный список, кредиты невысших категорий качества.

“Фактически ЦБ согласился принимать в обеспечение средств, предоставляемых в рамках МЭПЛ, нерыночные активы, — отмечает старший директор группы по анализу финансовых организаций Fitch Ratings Александр Данилов. — Регулятор расширил перечень инструментов поддержки для банков, не входящих в число системных, не ограничивая его жесткими требованиями к обеспечению, как это было, в частности, в рамках предоставления средств под залог активов из ломбардного списка”.

Банк России изымает избыточную ликвидность у банковского сектора

30 августа в ходе недельного депозитного аукциона ЦБ банки разместили 220,8 млрд руб. избыточной ликвидности под 10,41% годовых при установленном лимите 280 млрд руб. В аукционе приняли участие 76 кредитных организаций из 35 регионов страны. Предыдущий аукцион состоялся 9 августа. В его рамках ЦБ привлек у банков 100 млрд руб. Средневзвешенная ставка по привлечению составила 10,22%. В аукционе участвовало 62 банка, а предложения с их стороны превысили лимит ЦБ (100 млрд руб.) почти в два раза, составив 187 млрд руб.

Восемь заблуждений Кудрина

Необходимость проведения депозитных аукционов, согласно пресс-релизу Банка России, обусловлена притоком ликвидности в банковский сектор по бюджетному каналу и потребностью поддержать краткосрочные ставки денежного рынка вблизи ключевой ставки Банка России.

ЦБ в течение года ожидает перехода от дефицита ликвидности банковской системы к ее устойчивому профициту. По оценкам ЦБ, структурный профицит ликвидности в банковском секторе РФ может наступить уже в ноябре — декабре 2016 года, а объем профицита, по предварительным оценкам, на конец года может составить около 1 трлн руб. Таким образом, этот триллион не пойдет в экономику, а будет тем или иным способом абсорбирован Банком России.

Регулятор в качестве основной причины, приводящей к возникновению профицита ликвидности, называет использование Минфином средств Резервного фонда для финансирования дефицита федерального бюджета.

В текущем году, по оценке Минфина, ожидается дефицит федерального бюджета в размере более 3% ВВП, а Резервный фонд, средства которого используются на покрытие дефицита, может быть исчерпан к концу этого года (на 1 августа в нем находилось 2,56 трлн руб., или $38,18 млрд).

Однако очевидно, что при адекватной денежно-кредитной и регуляторной политике профицит ликвидности возникать не должен — «лишние» деньги трансформируются в кредиты населению и бизнесу. И в данном случае проблема в том, что банковская система перестала удовлетворять потребностям экономики.

В частности, основные причины профицита ликвидности заключаются в следующем. Во-первых, это чрезмерно высокий уровень реальных процентных ставок в экономике вследствие завышенности ключевой ставки Банка России (сейчас она составляет 10,5%). С учетом прогноза Банка России по инфляции (менее 5% в июле 2017 года), реальная процентная ставка, закладываемая только в ключевую ставку Банка России, составляет порядка 6–7% (по кредитам для бизнеса — еще выше), что является крайне высоким уровнем по любым критериям как для России, так и для других стран. Выставляя такой уровень реальной процентной ставки, Банк России делает крайне невыгодным привлечение кредитов для заемщиков.

Во-вторых, ставки по кредитам не соответствуют показателям рентабельности во многих отраслях экономики, особенно в обрабатывающей промышленности. В частности, в целом по экономике уровень рентабельности проданных товаров, работ, услуг по итогам 2015 года составил 9,3%, в производстве машин и оборудования — 8,2%, строительстве — 5,4%. Для сравнения, средневзвешенный уровень процентных ставок по кредитам нефинансовым организациям на срок свыше одного года составляет порядка 14% годовых.

В-третьих, ЦБ проводит постоянное ужесточение банковского регулирования, в том числе переход к стандартам «Базель III». Это приводит к повышению требований банков к обеспечению кредитов со стороны заемщиков. Вместе с тем в условиях кризиса размер и качество обеспечения объективно снижаются.

Рубль прислушался к Путину

Таким образом, профицит ликвидности формируется в условиях крайне низкой доступности кредитных ресурсов для бизнеса. В текущих условиях (отягощенных еще и падением внутреннего спроса, в том числе по тем же причинам) бизнес предпочитает отказываться от реализации инвестиционных проектов, а экономика теряет потенциальные драйверы роста.

В результате складывается ситуация, когда именно бизнес становится нетто-кредитором банковской системы, а не наоборот. Так, во втором квартале 2016 года наблюдалась ситуация, когда рост объема депозитов юридических лиц в банках происходил на фоне значительного сокращения их задолженности перед банками. Депозиты выросли за квартал на 84 млрд руб., а объем задолженности снизился на 1149 млрд руб., то есть чистая задолженность нефинансовых организаций перед банками сократилась более чем на 1,2 трлн руб. Соответственно, профицит ликвидности так и формируется — за счет вывода средств из бизнеса в банковскую систему. А размещение этих средств в ЦБ завершит процесс их изъятия из оборота.

Но восстановление экономики требует поиска новых драйверов роста с опорой на внутренние источники.

При этом требуется преодоление таких структурных ограничений, как высокая степень износа основных фондов, низкий коэффициент их обновления, дефицит инфраструктуры. Однако проведение модернизации требует расширения инвестиций, которое возможно только при наличии доступных кредитных ресурсов.

Жесткая денежно-кредитная и регуляторная политика ЦБ ведет к обратному эффекту. Достижение низкой инфляции ничего не даст, если ответом на любые инфляционные риски будет «удушение» инвестиционной активности. Провал в инвестициях будет лишь обеспечивать рост разрыва в уровне производительности труда и конкурентоспособности продукции с ведущими странами.

Соответственно, ожидание профицита ликвидности должно заставлять ЦБ не внедрять инструменты по ее абсорбированию, а, наоборот, использовать все имеющиеся средства для того, чтобы устойчивого профицита ликвидности не допускать. Ключевая ставка должна быть существенно снижена — до уровня, соответствующего потребностям экономики и обеспечивающего реализацию инвестиционных проектов и развитие производств.

Банк России чрезмерно сфокусирован на достижении им самим же поставленной цели по инфляции и готов приносить в жертву другие показатели развития экономики. Так, в пресс-релизах Банка России часто используются формулировки о том, что замедлению роста потребительских цен будут способствовать слабый спрос, в том числе под влиянием «умеренно жесткой денежно-кредитной политики».

Более того, в мае 2016 года в одном из материалов Банка России четко заявляется: «Для достижения заявленной Банком России цели по инфляции необходимо замедление темпов роста широкого круга внутриэкономических показателей». Таким образом, фактически Банк России не только признает свою роль в сокращении российской экономики, но и показывает свою заинтересованность в низких показателях развития.

По итогам июльского заседания совета директоров, на котором принято решение оставить ключевую ставку на уровне 10,5% годовых, ЦБ заявил, что «реальные процентные ставки в экономике (с учетом инфляционных ожиданий) останутся на уровне, который обеспечит спрос на кредит, не приводящий к повышению инфляционного давления, а также сохранит стимулы к сбережениям».

Иными словами, ставки останутся высокими, чтобы не «разгонять» потребительское кредитование и кредитование реального сектора. Сейчас кредит промышленное предприятие может взять под 10–15%, процент по потребкредитам составляет 16–33% годовых, тогда как текущая инфляция 7,2%, ожидаемая инфляция на конец года — 5–6%.

Ранее в одном из материалов ЦБ было прямо заявлено: «Для достижения заявленной Банком России цели по инфляции необходимо замедление темпов роста широкого круга внутриэкономических показателей».

В последнем отчете ЦБ «Финансовое обозрение: условия проведения денежно-кредитной политики» говорится, что регулятор ждет перехода банковской системы к «структурному профициту ликвидности» в начале 2017 года из-за финансирования дефицита бюджета за счет средств Резервного фонда. Поэтому пресс-релиз ЦБ был озаглавлен весьма красноречиво: «Ожидаемый переход к структурному профициту ликвидности не будет способствовать смягчению денежно-кредитных условий».

Как уже подчеркивалось, ЦБ сознательно не собирается предпринимать какие-либо шаги по стимулированию кредитования. Напротив, образующуюся ликвидность он абсорбирует с помощью разных инструментов — продажи банкам гособлигаций, размещения «лишних» средств у себя на депозитах и пр.

Не планирует Банк России развивать и специальные механизмы рефинансирования банков, кредитующих инвестпроекты. В качестве аргумента регулятор ссылается на то, что текущие лимиты по специализированным инструментам рефинансирования не выбраны. Но это неудивительно, учитывая уровень процентной ставки по данным инструментам.

Ставка с конца 2014 года остается неизменной и, несмотря на происходящие в экономике процессы, зафиксирована на уровне 9% годовых. Вместе с тем привлечение финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов на срок до трех лет при ожидаемой инфляции через год в 4–5% делает эти инструменты непривлекательными. Предприниматели предпочтут взять инвестиционную паузу (которая уже затянулась), ожидая, когда процентные ставки начнут соответствовать макроэкономической ситуации.

В противоположность инструментам Банка России, программы финансовой поддержки правительства, предполагающие более низкую стоимость финансовых ресурсов, не имеют проблем с заявками. Например, Фонд развития промышленности, программы которого предусматривают предоставление займов по ставке 5% годовых, в 2015 году получил 1282 заявки на предоставление финансирования на общую сумму 449 млрд руб.

Набиуллина спешит на подстраховку

Из них были одобрены 74 проекта с общей суммой заемных средств 24,6 млрд руб. По данным фонда, общий бюджет данных проектов (с учетом ранее вложенных средств и иных источников финансирования) составляет более 90 млрд руб. Аналогичная ситуация со значительным числом заявок на получение финансовой и гарантийной поддержки наблюдается и в рамках других институтов и программ развития федерального и регионального уровня.

Высокая востребованность программ институтов развития обуславливает необходимость их докапитализации за счет бюджета. Так, на 2016 год запланировано увеличение капитала Фонда развития промышленности в объеме 20 млрд руб.

Вообще политика Банка России во многом торпедирует усилия по выходу из рецессии, которые предпринимает правительство России. В частности, принят антикризисный план действий. Он предусматривает расширение деятельности институтов развития (Фонда развития промышленности, Росэксимбанка, Российского экспортного центра, Корпорации МСП и др.), оказывающих финансовую и иную поддержку перспективным проектам с экспортным потенциалом, инновационной составляющей, потенциалом создания высокопроизводительных рабочих мест.

Наряду с этим планом предусмотрена реализация ряда «отраслевых» программ, направленных на смягчение последствий масштабного падения внутреннего спроса и дефицита доступных заемных средств. В числе этих программ — программа поддержки автомобильной промышленности, сельхозмашиностроения, легкой промышленности, программа поддержки ипотечного кредитования.

Кроме того, власти субсидируют затраты на уплату процентов по кредитам в рамках госпрограмм поддержки важнейших отраслей экономики (программа поддержки сельского хозяйства, программа развития автомобилестроения, программа «Жилище» и т.д.). В 2016 году за счет средств федерального бюджета запланировано предоставление около 95 млрд руб. субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам.

На отдельных рынках государственные программы субсидирования кредитования вносят решающий вклад в поддержку спроса. В прошлом году на долю кредитов с господдержкой пришлось около трети объема выданных ипотечных кредитов, на которые было приобретено более 10 млн кв. м жилья.

По оценкам участников рынка, в 2016 году значительная часть покупок жилой недвижимости (50–80% по разным проектам) на первичном рынке также осуществляется в рамках данной программы. На рынке автокредитования в 2015 году доля кредитов в рамках программы господдержки составляла около 35%.

Россия на пороге нового застоя

Но надо признать, что возможности бюджетной поддержки промышленности весьма ограничены.

Власти вынуждены отказываться от индексации на уровень инфляции пенсий, зарплат бюджетникам и соцвыплат, что крайне негативно влияет на доходы населения и потребительский спрос.

Например, второй индексации пенсий в этом году не будет, вместо нее в начале следующего года всем пенсионерам выплатят единовременно по 5 тыс. руб.

Многочисленные эксперты (Столыпинский клуб, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН, Финансовый университет при правительстве и пр.) полагают, что в условиях рецессии и бюджетных ограничений Банк России должен смягчить свою денежно-кредитную политику, а также разработать и предложить экономике (прежде всего реальному сектору) специализированные механизмы финансирования инвестиционного процесса.

Между тем ЦБ занимает непримиримую позицию, практически в каждом своем официальном сообщении де-факто подчеркивая, что он готов пожертвовать экономическим ростом ради снижения инфляции к концу 2017 года до 4%.

Ближайшее заседание совета директоров ЦБ по ключевой ставке и денежно-кредитной политике состоится 16 сентября. Вероятнее всего, регулятор сохранит ставку на прежнем уровне или символически снизит ее (до 10%). При этом все прочие параметры политики ЦБ останутся без изменения, прогнозируют аналитики. Тем самым переход к началу активной фазы восстановления экономики России будет вновь отложен на неопределенный срок.

Ссылка на основную публикацию