ЦБ создал рекомендации для банков в рамках борьбы с отмыванием доходов

ЦБ указал банкам способы борьбы с новой схемой отмывания денег

ЦБ указал банкам, как противодействовать схемам отмывания средств с помощью судебных решений. Ключевые рекомендации – повышенное внимание к таким операциям и расставание с клиентами, дважды замеченными в их проведении.

Банк России вечером 6 февраля обнародовал рекомендации для банков в связи с активизацией схем отмывания денежных средств при помощи судебных решений и сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП России).

ЦБ рекомендует кредитным организациям обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента, а также реализовывать право на отказ в совершении операций (предусмотренное законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В частности, регулятор рекомендует прерывать отношения с клиентами, которые дважды в течение года пытаются использовать схемы вывода активов и легализации незаконно полученных доходов через судебные схемы.

Как сообщалось ранее, ключевым звеном в мошеннической схеме являются сотрудники Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Они на законных основаниях начинают исполнительное производство после того, как два юридических лица (резидент и нерезидент) договорятся о взыскании долга через третейские суды или путем заключения мировых соглашений. Средства с банковского счета должника списываются на счет службы и перечисляются в пользу взыскателя на его счета, писал «Коммерсантъ». Как указано в рекомендациях ЦБ, используются счета как в России, так и за рубежом. По данным РБК, схема появилась около года назад, ее использование активизировалось в последнее время. При этом, в ней используются решения как третейских, так и обычных судов.

В дополнение к рекомендациям, что делать при выявлении судебных схем, Банк России привел в своем документе и их отличительные особенности. Они состоят в том, что по банковским счетам должников и (или) взыскателей расходные операции, как правило, не осуществляются либо носят нерегулярный характер. В частности, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с банковских счетов не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по таким счетам.

«В итоге реализации указанных схем совершаются операции по обналичиванию денежных средств либо выводу денежных средств за пределы Российской Федерации. Подобная ситуация повышает риск вовлечения кредитных организаций в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем, и финансирование терроризма», — отмечают в Банке России.

Это не первая рекомендация ЦБ по борьбе с разными схемами вывода активов и легализации преступных средств. Однако реализовать ее на практике может оказаться затруднительнее, чем другие аналогичные рекомендации, считает один из банкиров, работающий в сфере борьбы с отмыванием. «Никаких баз для проверки решений судов не существует, вникать в каждое решение физически невозможно, тем более, если это не поддельное, а купленное и грамотное оформлено за заплаченные деньги решение суда. Если подделку, скорее всего, может отследить служба безопасности банка, то купленное решение — скорее всего, будет выглядеть вполне внушительно», — рассуждает он.

В такой ситуации при возникновении претензий от регулятора нужно будет доказать, что реальных оснований для признания решения сомнительным не было. Есть и другая крайность, продолжает собеседник РБК. «Опасаясь претензий регулятора, банк может тотально отказывать в проведении операций по исполнительным листам, но это чревато исками со стороны признанных по ошибке недобросовестными вполне себе добросовестных клиентов», — резюмирует он. В любом случае, банкирам традиционно предписывают заниматься несвойственной для них деятельности, что увеличивает их затраты при том, что эффективность такой борьбы с отмыванием, — под вопросом, добавляет он.

Впрочем эффект от рекомендаций, несмотря на контраргументы банкиров, будет, считают юристы. Партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный отмечает, что рекомендации ЦБ уменьшают возможности недобросовестным участникам рынка утверждать, что они действуют добросовестно и соблюдают закон. «Таким образом увеличиваются риски и издержки схем по выводу денег за рубеж», — говорит он.

ЦБ указал банкам способы борьбы с новой схемой отмывания денег

Банк России вечером 6 февраля обнародовал рекомендации для банков в связи с активизацией схем отмывания денежных средств при помощи судебных решений и сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России.

ЦБ рекомендует кредитным организациям обеспечить повышенное внимание по всем операциям такого клиента, а также реализовывать право на отказ в совершении операций (предусмотренное 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). В частности, регулятор рекомендует прерывать отношения с клиентами, которые дважды в течение года пытаются использовать схемы вывода активов и легализации незаконно полученных доходов через судебные схемы.

Как сообщалось ранее, ключевым звеном в мошеннической схеме выступают сотрудники Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Они на законных основаниях начинают исполнительное производство, после того как два юридических лица получат решение о взыскании не существующего на самом деле долга через третейские суды или путем заключения мировых соглашений. В реальности обязательств, подлежащих урегулированию в суде, нет, споры создаются искусственно. Тем не менее судебное решение о взыскании выносится, средства с банковского счета должника списываются на счет службы и перечисляются в пользу взыскателя на его счета, будучи таким образом легализованными, писал «Коммерсантъ». Как указано в рекомендациях ЦБ, используются счета как в России, так и за рубежом. По данным РБК, схема появилась около года назад и ее использование активизировалось в последнее время. При этом в ней используются решения как третейских, так и обычных судов.

В дополнение к рекомендациям, что делать при выявлении судебных схем, Банк России привел в своем документе и их отличительные особенности. Они состоят в том, что по банковским счетам должников и (или) взыскателей расходные операции, как правило, не осуществляются либо носят нерегулярный характер. В частности, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с банковских счетов не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по таким счетам.

«В итоге реализации указанных схем совершаются операции по обналичиванию денежных средств либо выводу денежных средств за пределы Российской Федерации. Подобная ситуация повышает риск вовлечения кредитных организаций в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма», — отмечают в Банке России.

Это не первая рекомендация ЦБ по борьбе с разными схемами вывода активов и легализации преступных средств. Однако реализовать ее на практике может оказаться затруднительнее, чем другие аналогичные рекомендации, считает один из банкиров, работающих в сфере борьбы с отмыванием. «Никаких баз для проверки решений судов не существует, вникать в каждое решение физически невозможно, тем более если это не поддельное, а купленное и грамотно оформленное за заплаченные деньги решение суда. Если подделку, скорее всего, может отследить служба безопасности банка, то купленное решение, скорее всего, будет выглядеть вполне внушительно», — рассуждает он.

В такой ситуации при возникновении претензий от регулятора нужно будет доказать, что реальных оснований для признания решения сомнительным не было. Есть и другая крайность, продолжает собеседник РБК. «Опасаясь претензий регулятора, банк может тотально отказывать в проведении операций по исполнительным листам, но это чревато исками со стороны признанных по ошибке недобросовестными вполне себе добросовестных клиентов», — резюмирует он. В любом случае банкирам традиционно предписывают заниматься несвойственной для них деятельностью, что увеличивает их затраты, при том что эффективность такой борьбы с отмыванием под вопросом, добавляет он.

Впрочем, эффект от рекомендаций, несмотря на контраргументы банкиров, будет, считают юристы. Партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный отмечает, что рекомендации ЦБ уменьшают возможности недобросовестных участников рынка утверждать, что они действуют добросовестно и соблюдают закон. «Таким образом увеличиваются риски и издержки схем по выводу денег за рубеж», — говорит он.

Чем грозят банкам новые рекомендации по борьбе с отмыванием

Банки должны уделять больше внимания поиску среди клиентов «политически значимых лиц» и людей из их окружения, считает международная организация по борьбе с отмыванием капитала (FATF). Это должно помочь снизить коррупционные риски, но может привести к дополнительным расходам у банков.

Читайте также:  Список банков, лишенных лицензии в 2020 году и ранее

Детали. О новых рекомендациях FATF российским властям пишут Ведомости, ссылаясь на замдиректора Росфинмониторинга Павла Ливадного. Он отмечает, что в связи с высокими коррупционными рисками в России, необходимо лучше следить за PEP-клиентами. Если же банки недостаточно тщательно проверяют таких клиентов и происхождение их капитала, им грозит штраф. Так, Barclays был оштрафован на рекордные $108 млн за недостаточно тщательную проверку PEP-клиентов.

Кто такие PEP-клиенты? PEP-клиенты (politically exposed person) — это политически уязвимые лица, в первую очередь политики и чиновники, а также члены их семей. Однако FATF также относит к ним партнеров по бизнесу, друзей и даже юристов должностных лиц, говорит Ведомостям заместитель гендиректора «Трансперенси интернешнл» Илья Шуманов.

Что означают рекомендации FATF для банков? По мнению зампреда правления банка «Ренессанс Кредит» Сергея Королева, новые рекомендации FATF не должны повлиять на расходы банков, потому что они и так занимаются поиском “политически значимых лиц”. Механизм прост: клиент сам указывает в анкете, что он относится к особой категории, а банк проверяет его через специальные базы по спискам.

Ежедневный дайджест основных новостей

Банковские и финансовые новости дня из деловых и специализированных медиа.

› “Чтобы можно было в полной мере следовать рекомендациям FATF, базу должен вести ЦБ, а банки — использовать именно ее. Догадываться, кто чей друг или партнер – это не задача банка. Задача банка – проверять, есть клиент в списке или нет”, — добавляет он.

Директор департамента правового обеспечения банка Хоум Кредит Александр Гонтаренко рассказывает, что сейчас банки используют самодекларирование клиентов. С помощью специальных анкет клиенты сами сообщают, относятся они к “политически значимым лицам” или нет. Любые дополнительные действия в этой области приводят к дополнительным расходам, считает Гонтаренко.

“Если придется расширять анкеты и самостоятельно проверять информацию о клиентах, это существенно усложнит и удорожит бизнес-процессы,”- поясняет он.

Ужесточение требований должно соответствовать здравому смыслу и не тормозить бизнес-процессы, передают Ведомости слова первого зампреда правления Совкомбанка Сергея Хотимского.

Зачем вам об этом знать? Сейчас банки берут информацию из анкет, мало используя публичные и коммерческие источники информации, несмотря на то что ЦБ рекомендовал проверять информацию в платных ресурсах в России и за рубежом, отмечает замруководителя НСФР Александр Наумов. Если рекомендации FATF усилят контроль за банками, то им придется больше времени и средств тратить на проверку клиентов. Кроме того, увеличивается риск попасть на крупные штрафы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сбербанк отдал Яндексу «золотую акцию»: что это значит?

  • Банк передаст Яндексу «золотую акцию», которая давала ему ряд полномочий по контролю в компании
  • Герман Греф остается в совете директоров Яндекса
  • Банк и интернет-компания продолжают развивать совместные проекты

Фото: pxhere

Сбербанк продаст «золотую акцию» Яндекса, сообщила пресс-служба госбанка. Акция будет продана обратно интернет-компании по цене приобретения — €1.

Детали. Сбербанк распространил пресс-релиз, в котором сказано, что «в связи с созданием новой структуры корпоративного управления в Группе Яндекс 18 ноября 2019 г. компания Yandex N.V. обратилась к ПАО Сбербанк c просьбой заключить договор купли-продажи принадлежащей Сбербанку т. н. Золотой акции компании (с целью ее последующей передачи специально создаваемому некоммерческому международному фонду)».

Правление Сбербанка приняло решение одобрить сделку по продаже «золотой акции».

Что такое «золотая акция». Сбербанк владел «золотой акцией» Яндекса с 2009 года. Тогда Яндекс выпустила приоритетную акцию для того, чтобы обезопасить себя при изменении состава акционеров в рамках подготовки к IPO. Сбербанк получил акцию по итогам проведенного конкурса.

У держателя акции есть полномочия: он может заблокировать продажу ключевых активов компании, а также принятие поправок в устав, изменяющих права владельца «золотой акции».

Кроме того, любой акционер, скупивший более 25% от уставного капитала или голосов компании, должен через совет директоров запросить у Сбербанка разрешение на владение такой долей. В случае отрицательного ответа совет директоров примет решение о продаже доли акций (той, которая превышает 25%) инвесторам на фондовой бирже.

Зачем Яндексу «золотая акция». Депутат Антон Горелкин подготовил законопроект, ограничивающий долю иностранцев в российских интернет-компаниях 20% капитала. Сейчас иностранцам принадлежит 42% голосующих акций Яндекса – материнская компания — Yandex N.V. — зарегистрирована в Нидерландах, что, по мнению депутата, создает угрозу национальной безопасности.

Ежедневный дайджест основных новостей

Банковские и финансовые новости дня из деловых и специализированных медиа.

› Однако Яндекс нашел способ не попасть под ограничения законопроекта – для этого компания меняет структуру управления.

Государство получит возможность контролировать решения компании, связанные с национальной безопасностью. С этой целью Яндекс забирает у Сбербанка «золотую акцию» и передает ее в специальный фонд, куда войдут представители пяти университетов, школы управления Сколково и РСПП. По новым правилам, фонд, владеющий «золотой акцией», сможет блокировать любые сделки с более чем 10% акций Яндекса, а также выдвигать кандидатуры двух членов в совет директоров Яндекса.

Сразу после сообщения Яндекса о смене структуры управления, депутат Горелкин отозвал законопроект.

Что меняется для Сбербанка. После продажи акции Сбербанк теряет свои полномочия – акционеру, желающему приобрести крупный пакет компании, больше не нужно согласовывать это с банком, также банк не может блокировать продажу активов компании.

При этом глава Сбербанка Герман Греф остается в совете директоров Яндекса, куда он входит с мая 2014. Представитель Яндекса тогда заявляла, что опыт Грефа будет полезен компании в связи с начавшимся в последние годы процессом «регулирования интернета»: в этой связи «команда «Яндекса» и интернет-индустрия в целом все чаще сталкиваются с лоббистскими задачами.

Какие проекты есть у Сбербанка и Яндекса. Сбербанк и Яндекс продолжают активно сотрудничать: в частности, Сбербанку с 2013 года принадлежит 75%-1 рубль (банк вложил $60 млн) в компании Яндекс.Деньги. Банк совместно с компанией развивает финансовые сервисы Яндекс.Денег (кошелек, эмиссия карт, сервисы для краудфандинга и прочие) и Яндекс.Кассу. В 2017 году банк инвестировал 30 млрд рублей в совместное предприятие с Яндекс.Маркетом. Банк и компания создали маркетплейсы Беру и Bringly.

Оборот маркетплейса Беру в октябре 2019 года превысил 2 млрд рублей в месяц, ежедневно клиентам доставляются 10 тысяч товаров, сообщала компания. Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын говорил Frank Media, что партнерство с Яндексом дает Сбербанку возможность заработать на быстрорастущем рынке электронной торговли.

О других компаниях, входящих в экосистему Сбербанка, читайте здесь.

Зачем вам об этом знать. Сбербанк стал владельцем «золотой акции», чтобы защитить компанию от передачи крупного пакета одному акционеру. Переход «золотой акции» новому владельцу не должен повлиять на проекты госбанка с Яндексом.

FATF посчитала подход ЦБ РФ по борьбе с отмыванием излишне либеральным – Росфинмониторинг

“Подход Центрального банка был признан излишне либеральным в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма. Так что, если будете критиковать ЦБ за жесткий надзор, имейте в виду, что с точки зрения международных экспертов надзор излишне либерален, слишком мягок, и может быть, даже недопустим с точки зрения международных стандартов”, – сказал Ливадный.

Он пояснил, что речь идет о надзоре ЦБ как за банками, так и за другими финансовыми организациями.

“В частности, мы были покритикованы за отход от выездных проверок и переход в основном к камеральным. И, кроме того, было рекомендовано выделить в качестве отдельного кластера проверочной деятельности анализ обеспечения финансовыми организациями соответствие нормативам в сфере ПОД/ФТ”, – сообщил замглавы Росфинмониторинга.

Читайте также:  Центробанк создал сервис "Телефон доверия"

По словам чиновника, руководство Центрального банка и Росфинмониторинг убеждали представителей FATF в том, что “надзор как раз эффективен”. “Он позволяет нам, с одной стороны, обеспечить должное соблюдение антиотмывочного законодательства, достигнуть практических результатов, а с другой стороны, не слишком “кошмарить” бизнес”, – сказал Ливадный. Он отметил, что рекомендации по этому вопросу все равно были сформированы в отчете FATF. “А каким образом мы будем их реализовывать – это задача следующего года, поскольку по итогам официального опубликования отчета мы должны будем коллективно, государственные субъекты и частный сектор в качестве консультанта, выработать “дорожную карту” по устранению недостатков”, – рассказал чиновник.

Он пояснил, что FATF оценивала страну по 11 результатам, два из которых касались финансовых институтов. “К сожалению, по 3-му и 4-му непосредственным результатам нам выставлены оценки средние – тройки, так скажем. Так называемая “частичная эффективность”. Надо отметить, что в мире практически нет государств, за исключением Армении и Албании, которым поставлены более высокие оценки”, – сказал Ливадный.

По его словам, были сформированы конкретные замечания по факторам, “которые привели к этим не самым блестящим результатам”, даны рекомендации по устранению недостатков. “Прежде всего следует отметить, что было сконцентрировано внимание на необходимости усиления со стороны кредитных организаций работы по выявлению среди своих клиентов так называемых политически значимых лиц, их окружения, а так же бенефициарных владельцев, клиентов, прежде всего, юридических лиц”, – пояснил чиновник.

Замечание, по его словам, касалось буквального определения бенефициарных владельцев со стороны финансовых институтов. Они, по мнению FATF, слишком полагаются на ЕГРЮЛ при определении бенефициаров.

“Рекомендовано специально, как я уже отметил, усилить работу по управлению рисками обслуживания публичных должностных лиц с учетом высоких рисков коррупционных правонарушений по Российской Федерации в целом, что признается и руководством нашей страны, и, соответственно, международными структурами, и в рамках чего мы осуществляем профильную точечную работу по усилению антикоррупционного законодательства”, – сказал Ливадный.

В октябре сообщалось, что FATF высоко оценила российскую систему противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, об этом сообщал Росфинмониторинг. Россия поставлена на процедуру стандартного мониторинга, предусматривающую представление регулярных отчетов, отмечалось в сообщении ведомства.

Введение процедуры стандартного мониторинга считается положительным результатом оценки. Когда FATF выявляет серьезные недочеты противоотмывочной системы той или иной юрисдикции, она применяет меры, начиная от усиленного мониторинга и кончая включением в “черный список”. Следующий отчет об эффективности российской системы ПОД/ФТ будет представлен в феврале 2023 года.

Визит миссии FATF в Россию для оценки национальной системы ПОД/ФТ состоялся в марте этого года. Был составлен предварительный отчет, который прошел несколько раундов комментирования, в августе состоялась серия встреч face to face с экспертами на площадке FATF. После этого была сформирована и разослана для комментариев в страны и международные структуры, действующие на площадке FATF, итоговая версия отчета. Начиная с понедельника страновая оценка РФ обсуждалась на пленарном заседании FATF.

ЦБ и Росфинмониторинг ужесточат закон об отмывании

Как выяснили «Известия», Банк России и Росфинмониторинг разрабатывают поправки в закон о борьбе с отмыванием денег (115-ФЗ), которые обяжут банки отказаться от обслуживания высокорискованных клиентов. Сейчас у банков нет обязанности отказывать подозрительным клиентам в совершении операции, открытии счета или вклада — есть право (исключение составляют террористы и террористические организации, по ним есть обязанность).

О том, что право банков планируется сменить законопроектом на их обязанность, говорится в пояснениях ЦБ по итогам встречи с топ-менеджерами банков в пансионате «Бор» в феврале 2015 года (материалы регулятора есть у «Известий»). Близкий к ЦБ источник говорит, что для физических и юридических лиц будет определен перечень конкретных характеристик, которые будут однозначно, по мнению регулятора, свидетельствовать о том, что клиент так или иначе задействован в схемах отмывания денег. Для юрлиц обсуждаются параметры, которые, как ожидается, будут применяться по совокупности (точные сочетания этих признаков еще не ясны), среди них — отсутствие главного бухгалтера, минимальный уставный капитал (10 тыс. рублей), совершение транзитных операций, зачисление на счет компании средств от различных контрагентов, обналичивание средств, выведение денег за рубеж.

Что касается граждан, то для них обсуждаются такие критерии: чрезмерно активное обналичивание средств, выведение денег за рубеж, поступления на счет физлица средств от юрлиц и физлиц по непонятным основаниям, внесение денег на счет и снятие их на следующий день — и так по кругу, при совершении валютообменных операций — оперирование большими суммами сомнительного происхождения.

Источник подчеркивает, что у ЦБ есть Положение 262-П о клиентских операциях повышенного уровня риска, также ведомство регулярно выпускает письма под грифом «Т», в котором описывает схемы незаконного отмывания денег и меры по борьбе с этими нарушениями. С 2003 года ЦБ издал по меньшей мере 22 таких письма, в прошлом году, например, особое внимание регулятора уделялось транзитным схемам вывода денег за рубеж и фиктивному импорту (/news/581969). С учетом этой несколько разрозненной нормативной базы ЦБ банки применяют рискоориентированный подход — присваивают клиентам как минимум три категории риска: низкий, средний, высокий. Некоторые банки ввели дополнительные классификации внутри этих групп, в целом правила внутреннего контроля противодействия легализации преступных доходов разрабатывает каждый банк индивидуально — в зависимости от своей специфики, стратегии, клиентского сегмента. При высоких значениях риска клиенты получают отказ, при промежуточных — от клиента могут потребовать дополнительные документы, подтверждающие законность операций.

По словам источника, ЦБ в отдельном едином нормативном акте сведет набор критериев, при выявлении которых банки однозначно должны будут отказать клиенту в обслуживании. Банки, которые не будут исполнять требования ЦБ, могут лишиться лицензий — за нарушение 115-ФЗ. «Но цель ЦБ — не массовый отзыв лицензий у банков, а пресечение возможности недобросовестным клиентам использовать банки как прачечные», — говорит источник.

В последнее время вовлеченность банков в сомнительные операции — основная причина отзывов лицензий. Всего за 2015 год ЦБ отозвал лицензии у 7 банков, за 2014-й — у 79 банков, за 2013-й — у 29, за 2012-й — у 19. В прошлом году ужесточен критерий «высокой вовлеченности банков в проведение сомнительных операций» — снижены порог сомнительных сделок с 5 млрд до 3 млрд рублей, а также доля сомнительных наличных операций с 5 до 4% дебетового оборота по счетам клиентов (письмо 92-Т от 21 мая 2014 года).

В пресс-службе Центробанка «Известиям» сообщили, что позиция регулятора по поводу высокорискованных клиентов изложена в статье зампреда Банка России Дмитрия Скобелкина «Актуальные вопросы деятельности Банка России в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ПОД/ФТ), опубликованной в 2015 году в ведомственном журнале «Деньги и кредит».

«С 30 июня 2013 года (когда банки получили это право) по середину ноября 2014 года банки направили в Росфинмониторинг около 38 тыс. сообщений об отказе в заключении договора банковского счета и около 27 тыс. сообщений — об отказе в выполнении распоряжений клиентов, — пишет Скобелкин. — Значительное количество договоров банковского вклада было расторгнуто. Учитывая большой превентивный потенциал данных мер, их развитие будет продолжаться. Предполагается законодательно закрепить обязанность банков прекратить деловые отношения с недобросовестными клиентами с высокой степенью риска отмывания доходов, полученных преступным путем».

Как отмечает Скобелкин, характеристики таких клиентов будут закреплены в нормативном акте регулятора, документ будет согласован с Росфинмониторингом.

«Мы рассчитываем на то, что это позволит оперативно корректировать виды так называемых сомнительных операций и порядок оценки степени риска клиента в целях ПОД/ФТ, а также создать равные конкурентные условия для всех банков по выполнению установленных 115-ФЗ обязанностей. Это соответствует обязательствам РФ в рамках выполнения «рекомендаций ФАТФ [FATF, Financial Action Task Force on Money Laundering — Международная группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег]. Нами исследуются признаки разного рода схем проведения сомнительных операций, которые могут использоваться клиентами для вывода денежных средств за пределы территории страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также других противозаконных целей. Общим свойством высокорискованных сомнительных операций по-прежнему являются участие в них компаний с признаками фиктивной деятельности, а также наличие сложных многоступенчатых цепочек транзитных платежей по счетам фирм-однодневок».

Читайте также:  ФЗ о ЦБ РФ - последняя редакция

В пресс-службе Росфинмониторинга подтвердили участие в разработке поправок в 115-ФЗ, но отказались обсуждать детали до окончательного согласования законопроекта.

По словам начальника службы финансового мониторинга Бинбанка Дины Багатовой, критерии сомнительных клиентов, установленные в документах ЦБ, активно применяются банками при оценке рисков.

– Единая четкая система оценки конкретных характеристик клиента-отмывальщика облегчит жизнь сотрудникам подразделений финмониторинга банков — правда, если установленные характеристики будут действительно конкретными и с их применением можно будет сделать однозначный вывод об участии клиента в отмывании, – говорит Багатова. – Но введение для банков обязанности отказа по специальным критериям на законодательном уровне – это излишне жесткая мера.

По словам Елены Люшиной, начальника департамента контроля рисков Локо-банка, в число фирм-отказников могут попасть вновь созданные компании малого и среднего бизнеса: нет главбуха, минимальный уставный капитал; повышенное внимание такой клиент может привлечь, если, например, будет проводить через банк сделку с недвижимым имуществом — такие операции считаются высокорискованными. Также, по словам Люшиной, могут пострадать от новации клиенты холдинговых компаний, для которых характерно разделение бизнеса, или люди, которым на счета перечисляют средства в качестве помощи — если, скажем, у них проблемы со здоровьем.

Сергей Мешалкин, директор департамента компаенса (соблюдения законодательства, в данном случае — банковского) Росбанка, считает целесообразным наряду с введением обязанности отказа сохранить и право банка на отказ по основаниям, самостоятельно разработанным банком и закрепленным в правилах внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ.

Управляющий директор аналитического агентства «Инвесткафе» Иван Кабулаев приветствует новацию.

— Банки фактически признавали некоторые сомнительные операции, но занимали позицию в стиле «нас используют втемную, а мы не можем отказать клиенту в обслуживании», — поясняет Кабулаев. — Теперь банки будут обязаны отказывать в обслуживании, это логично и своевременно. На самом деле российские кредитные организации пока находятся в достаточно раннем становлении антиотмывочных процедур в отношении операций внутри страны — до сих пор скорее экзотикой является подтверждение бенефициара компании-клиента, мало кто спрашивает (хотя бы для формы) о происхождении крупных сумм наличных средств у клиентов-физлиц, редки запросы подтверждающих документов по сделкам. На фоне массового отзыва лицензий по основаниям ПОД/ФТ усиление работы по борьбе с сомнительными операциями — задача банков, которую они, понятное дело, будут пытаться тихо (или громко) саботировать, ведь на это направление необходимо будет тратиться.

По словам банкиров, некоторые банки тратят на направление ПОД/ФТ миллионы рублей в год, иные — не более 500 тыс. рублей. Противолегализационное направление не приносит банку дохода, его основная задача — защита собственного бизнеса в целом.

— Новые меры не приведут к проблемам у крупных банков, они и так держат значительное количество персонала для обеспечения деятельности подразделений ПОД/ФТ, — уверен президент Гильдии инвестиционных и финансовых аналитиков Михаил Васильев. — А вот для мелких игроков нововведения будут проблемой — в силу небольшой клиентской базы и необходимости отказывать подозрительным физлицам и юрлицам.

Тарифы на борьбу с подозрительными операциями привлекли внимание ФАС

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) получила письмо с просьбой проверить ЦБ и банки на предмет соблюдения ими антимонопольного законодательства. Его направил в ведомство депутат Госдумы Владислав Резник, который решил бороться с банками, выставляющими повышенные комиссии на перевод и выдачу средств под предлогом борьбы с отмыванием. ФАС уже обещает изучить вопрос и в случае необходимости инициировать законодательные изменения.

Владислав Резник на прошлой неделе направил руководителю ФАС Игорю Артемьеву письмо, копия которого имеется в распоряжении “Ъ”. В нем депутат обращает внимание антимонопольного ведомства на проблему «установления дискриминационных условий обслуживания» клиентов банков в рамках борьбы с отмыванием. По его словам, банки действуют в рамках закона 115-ФЗ, по которому они имеют право в одностороннем порядке отказывать клиентам в проведении операций. А также опираются на многочисленные письма и методические рекомендации ЦБ, которые не являются нормативно-правовыми актами. Причем, по словам господина Резника, эти рекомендации банки применяют на практике произвольно.

В качестве показательных примеров произвольного применения рекомендаций ЦБ депутат приводит практику установления повышенных тарифов для денежных переводов предпринимателей в пользу физлиц. Они могут составлять от 1% до 12% от суммы перевода. При этом комиссии по переводам между юрлицами у банков составляют от нескольких рублей до нескольких десятков рублей за перевод, вне зависимости от характеристик получателя, суммы или назначения платежа.

Размер таких комиссий составляет 10–30% от суммы остатка по счету, что «уже породило обширную и противоречивую судебную практику». Депутат при этом отмечает, что ни 115-ФЗ, ни иные законодательные акты не предусматривают действий экономического характера в отношении клиентов банков для борьбы с отмыванием. В связи с этим он просит ФАС провести проверку «соблюдения антимонопольного законодательства кредитными организациями и Банком России».

Как Верховный суд оценил доходы банков от сомнительных клиентов

Затронутая депутатом проблема не является новой. Предприниматели массово сталкиваются с проблемами из-за борьбы ЦБ и банков с отмыванием. Так, согласно опросу Magram Market Research, в 2017 году с блокировкой счетов сталкивались 17% компаний. Опрос, проведенный ОНФ, показал, что в 2018 году — начале 2019-го с блокировкой сталкивались 29% предпринимателей. Споры между кредитными организациями и предпринимателями по поводу высоких комиссий за проведение операций, которые банки считают сомнительными, дошли до Верховного суда. Но тот пришел к неоднозначным выводам (см “Ъ” от 18 марта).

Партнер FMG Group Николай Коленчук считает взимание комиссий за вывод средств с закрытого счета в большинстве случаев «полностью незаконными» действиями. Юрист компании BMS Law Firm Владимир Шалаев считает, что банкам необходимо запретить устанавливать заградительные тарифы, поскольку банки либо должны блокировать операции, либо, если для этого нет достаточных оснований, обслуживать клиента дальше. По его мнению, нужны изменения в законодательстве, и лучше, если они будут исходить от ЦБ.

Как было вынесено решение против блокировки дистанционного банковского обслуживания компании

В ЦБ заявили “Ъ”, что не вмешиваются в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Пресс-служба ФАС отметила, что в 2017 году в службу уже поступала похожая жалоба, но тогда ведомство не выявило нарушений антимонопольного законодательства. Впрочем, в ФАС отмечают, что банки объясняют высокие тарифы за переводы в пользу физлиц своими правами и обязанностями по борьбе с легализаций доходов. Вместе с тем, по мнению антимонопольщиков, такая прогрессивная тарификация «приводит к значительному удорожанию соответствующих банковских услуг для всех участников рынка». «В том числе добросовестных, что вызывает не только недовольство у потребителей, но и серьезную озабоченность ФАС в части экономической обоснованности, правомерности и эффективности применения так называемых антиотмывочных тарифов»,— заявили в ФАС.

Антимонопольное ведомство инициировало работу с профильными органами власти и с ЦБ для выработки единой позиции по этому вопросу, уточнили в пресс-службе. ФАС также обещает провести повторную проверку и не исключила возможности внесения изменений в законодательство в случае выявления такой необходимости.

Ссылка на основную публикацию