ЦБ РФ утвердил регламент комиссии по рассмотрению споров с финорганизациями

Обжалование отказа в межведомственную комиссию при Банке России

Дата актуализации материала — 01.052018. Уточнить актуальность информации Вы можете, связавшись с нами.

О межведомственной комиссии

Создание межведомственной комиссии при Центральном банке Российской предусмотрено редакцией Федерального закона 115-ФЗ, вступившей в силу с 30.03.2017.

Комиссия создана как арбитр в споре между финансовой организацией и ее клиентом, которому было отказано в проведении операции или в заключении договора банковского счета (вклада). Комиссия должна определить, достаточны ли сведения и документы, представленные клиентом в финансовую организацию, для устранения обстоятельств, послуживших основанием для отказа клиенту.

Решение межведомственной комиссии не подлежит пересмотру.

В комиссию помимо председателя входят два представителя Росфинмониторинга и четыре представителя Банка России. Состав межведомственной комиссии утверждается Банком России по согласованию с Росфинмониторингом.

Межведомственная комиссия … должна осуществлять рассмотрение обращений заявителей, получивших от финансовой организации отказ от проведения операции или отказ от заключения договора банковского счета (вклада) до 30 марта 2018 года. Пункт 6.2 Указания Банка России от 30.03.2018 N 4760-У

Что необходимо сделать перед обращением в межведомственную комиссию?

В межведомственную комиссию можно обжаловать:

  • решение любой финансовой организации об отказе от проведения операции, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
  • решение кредитной организации об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), предусмотренное абзацем вторым пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Нельзя обжаловать в межведомственную комиссию расторжение кредитной организацией договора банковского счета (вклада) в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Но можно обжаловать сами решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции.

Подать заявление в межведомственную комиссию сразу после получения отказа — нельзя.

Сначала следует попытаться убедить финансовую организацию в отсутствии оснований для отказа, предоставив соответствующие документы и (или) сведения и дождавшись результатов их рассмотрения (10 рабочих дней со дня представления).

Узнать о причинах отказа можно, направив запрос в соответствующую финансовую организацию. К сожалению, действующим законодательством прямо не предусмотрена обязанность финансовых организации раскрывать причину отказа.

Что делать в случае недобросовестного уклонения финансовой организации от раскрытия причин отказа?

Рекомендуем Вам по своему усмотрению направить в данную финансовую организацию (со ссылкой на пункт 13.4 Федерального закона N 115-ФЗ) сведения и документы, поясняющие суть и экономический смысл совершаемой операции и/или осуществляемой деятельности.

И лишь в случае если доводы клиента не убедили финансовую организацию изменить свое решение об отказе, можно обращаться в межведомственную комиссию при Банке России.

Порядок обращения в межведомственную комиссию

Заявление может быть направлено в межведомственную комиссию заявителем либо его представителем:

  • на бумажном носителе посредством почтовой связи;
  • в электронном виде посредством использования раздела «Интернет-приемная Банка России» на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае принятия заявления межведомственной комиссией к рассмотрению его копия направляется в Росфинмониторинг, а у финансовой организации, отказ которой обжалуется заявителем, будут затребованы:

  • мотивированное обоснование принятого решения об отказе;
  • мотивированное обоснование о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми было принято решение об отказе, исходя из документов и (или) сведений, представленных заявителем.

Порядок информирования о решении межведомственной комиссии

Сообщение о решении межведомственной комиссии должно быть направлено Банком России заявителю и финансовой организации в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.

Сообщение о решении межведомственной комиссии направляется заявителю в зависимости от способа подачи заявления в Банк России:

  • по электронной почте
  • по почтовому адресу заявителя.

Сообщение о решении межведомственной комиссии размещается в личном кабинете финансовой организации на официальном сайте Банка России в сети «Интернет».

Подача жалобы в ЦБ относительно проблемы с банком

У моей организации ООО (общий налоговый режим), возникли проблемы со Сбербанком в рамках 115-ФЗ.

Организация с 2014 года

Счет только в Сбербанке так же с 2014 года

Краткая хронология событий (документы прилагаю):

1) Мне пришел запрос документов в рамках 115-ФЗ (29.05.19)

2) Я своевременно предоставил ответ и полный список требуемых документов (06.06.19)

3) 04.07.19 мы провели встречу с менеджером банка по итогам которой подписали протокол с общими рекомендациями банка

4) 05.07.19 Банк мне ограничивает доступ к Интернет банку

5) Я пишу письмо в банк с просьбой предоставить пояснения

6) Получаю очень расплывчатый ответ, который меня не устраивает

Вопрос? Что я могу сделать для восстановления своих прав, так как я выполнил абсолютно все требования банка, но все равно получил блокировку. Могу ли я обратиться с жалобой на действия банка в ЦБ или Росфинмониторинг? Я считаю что не нарушал закон, и банк не привел никаких доводов. Они дали рекомендации, предписания, я с ними согласился, подписал протокол, а на следующий день они заблокировали меня без предупреждения.

Ответы юристов ( 5 )

  • 10,0 рейтинг
  • 9407 отзывов эксперт

Я считаю что не нарушал закон, и банк не привел никаких доводов. Они дали рекомендации, предписания, я с ними согласился, подписал протокол, а на следующий день они заблокировали меня без предупреждения.

Здравствуйте. Наиболее верным для более быстрого разрешения ситуации был бы следующий порядок: сначала Вы жалуетесь в свой банк, потом — в межведомственную комиссию ЦБ, и только если не помогло — в суд. Что именно необходимо направить в межведомственную комиссию рекомендую посмотреть тут:

В арбитражных судах практика складывается для клиентов банков намного лучше, чем в судах общей юрисдикции. Учитывая, что Вы выполнили требования банка блокировка им счета выглядит крайне странно и нелогично.

Обратите внимание например на решение АС Амурской области от 15 февраля 2017 г. по делу № А04-9692/2016).

В Арбитражный суд обратилось ООО « Амурмехтранс» с исковым заявлением к публичному акционерному обществу Сбербанк России о признании действий ответчика по одностороннему приостановлению оказания услуги дистанционного банковского обслуживания и блокированию (замораживанию) расчетного счета незаконными.

В частности в решении указано:

Пунктом 4.4.8 Условий банка банку предоставлено право оказать клиенту в исполнении платежного документа, приостановить на неограниченный срок, а также полностью прекратить предоставление услуг по договору. Вместе с тем, приостановив дистанционное банковское обслуживание по системе «Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн», банк не приостанавливал и не прекращал расчетно-кассовое обслуживание истца, продолжая в полном объеме исполнять все обязательства по договору банковского счета.

Кроме того, оказание услуг по обслуживанию расчетного счета общества, заключающихся в предоставлении возможности по представлению платежных документов на выполнение операций по расчетному счету в электронном виде, является дополнительным, а не общеобязательным для банка.На основании вышеизложенного, оснований для удовлетворения требований истца не имеется.

Вот еще выжимка из ряда судебных актов, которая может помочь в аргументации обращения в межведомственную комиссию:

Суд установил, что доказательств, подтверждающих наличие оснований, поименованных в пункте 11 статьи 7 Закона N 115-ФЗ и позволяющих банку отказать в исполнении спорных платежных поручений Истца не имеется. Аналогичные выводы суда также подтверждаются и имеющейся судебной практикой по такой категории дел с банками (постановление АС Уральского округа от 01.10.2015 дело N А60-7882/2015, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2016 г. по делу N А62-8157/2015). Исследовав материалы дела и заслушав представителя ответчика, суд пришел к выводу о том, что Банка отказал в совершении операций по платежному поручению не в связи с необычным характером операций, а в связи с не предоставлением истцом документов, запрашиваемых Банком в обоснование иных операций. Проанализировав письмо Банка от 31.08.2016 письмом, суд пришел к выводу о том, что большая часть запрошенной Банком информации непосредственно не связана с операциями по платежным поручениям, а направлена на оценку хозяйственной деятельности общества, ее соответствия налоговому, трудовому законодательству, требованиям законодательства по обращению с ломом и отходами черных и цветных, в период 2015 год, второй квартал 2016 года, что в данном случае к компетенции банка не относится (Решение АС Смоленской области от 31 января 2017 г. по делу № А62-7337/2016).

Что я могу сделать для восстановления своих прав, так как я выполнил абсолютно все требования банка, но все равно получил блокировку. Могу ли я обратиться с жалобой на действия банка в ЦБ или Росфинмониторинг?

в Росфинмониторинг считаю обращаться бессмысленно. А вот обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ РФ можно. Ст. 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ

13.5. В случае получения от кредитной организации, профессионального участника рынка ценных бумаг, страховой организации (за исключением страховой медицинской организации, осуществляющей деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страхового брокера, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитного потребительского кооператива, в том числе сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, микрофинансовой организации, общества взаимного страхования, негосударственного пенсионного фонда, ломбарда (далее для целей настоящего пункта — финансовая организация) сообщения о невозможности устранения оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом в соответствии с пунктом 13.4 настоящей статьи, клиент указанной финансовой организации (далее для целей настоящего пункта — заявитель) вправе обратиться с заявлением и указанными документами и (или) сведениями в межведомственную комиссию, созданную при Центральном банке Российской Федерации.

Ещё 1 вариант обжалования — это конечно через суд. Ст. 7.4 данного ФЗ

3. Решение межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества организации или физического лица, указанных в пункте 1 настоящей статьи, может быть обжаловано данными организацией или физическим лицом в судебном порядке.

так что сначала я бы советовал обратиться в бану, который подтвердит своё решение, скорее всего, уже потом в межведомственную комиссию при ЦБ. И уже дальше если что через суд. При этом к иску в суд надо будет приложить все документы, подтверждающие выполнение Вами требований банка. На самом деле блокировка странная, если Вы всё выполнили и всё предоставили.

Приказ МНС РФ от 17.08.2001 n БГ-3-14/290 “Об утверждении Регламента рассмотрения споров в досудебном порядке”

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
ПРИКАЗ
от 17 августа 2001 г. N БГ-3-14/290
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА
РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ В ДОСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ
В целях повышения эффективности работы с жалобами налогоплательщиков (налоговых агентов) в порядке, предусмотренном главой 19 Налогового кодекса Российской Федерации, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Регламент рассмотрения споров в досудебном порядке.
2. Руководителям структурных подразделений центрального аппарата Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и руководителям управлений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации обеспечить выполнение Регламента рассмотрения споров в досудебном порядке, утвержденного настоящим Приказом.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Министр Российской Федерации
по налогам и сборам
Г.И.БУКАЕВ

Утвержден
Приказом МНС России
от 17.08.2001 N БГ-3-14/290
РЕГЛАМЕНТ
РАССМОТРЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ В ДОСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ
Вводная часть
Регламент рассмотрения налоговых споров в досудебном порядке устанавливает процедуру рассмотрения налоговыми органами жалоб:
– налогоплательщиков или налоговых агентов на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением возражений, представление которых предусмотрено п. 5 ст. 100 Налогового кодекса РФ);
– организаций и физических лиц при несогласии с привлечением к административной ответственности в связи с нарушениями требований законодательства о применении контрольно – кассовых машин и работы с денежной наличностью;
– налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в связи с применением законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной, слабоалкогольной, безалкогольной и табачной продукции;
– физических лиц, являющихся должностными лицами организации, в связи с привлечением к административной ответственности в результате привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.
1. Сроки подачи жалоб
1.1. Жалобы налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права, подаются в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
1.2. Жалоба на постановление об административном правонарушении может быть подана в течение десяти дней со дня вынесения постановления.
1.3. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок, по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
2. Сроки рассмотрения жалоб
2.1. Жалоба налогоплательщика рассматривается вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом) в срок не позднее одного месяца со дня ее получения налоговым органом.
2.2. Жалоба на постановление об административном правонарушении рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления в налоговый орган.
3. Жалобы, не подлежащие рассмотрению, и порядок повторной подачи жалобы при устранении недостатков, послуживших основанием к отказу
3.1. Жалоба не подлежит рассмотрению в следующих случаях:
а) пропуска срока подачи жалобы, в соответствии со статьей 139 НК РФ;
б) отсутствие указаний на предмет обжалования и обоснования заявляемых требований;
в) подачи жалобы лицом, не имеющим полномочий выступать от имени налогоплательщика (ст. ст. 26, 27, 28 и 29 НК РФ);
г) при наличии документально подтвержденной информации о принятии жалобы к рассмотрению вышестоящим налоговым органом (должностным лицом);
д) получения налоговым органом информации о вступлении в законную силу решения суда по вопросам, изложенным в жалобе.
3.2. Заявителю должно быть сообщено о невозможности рассмотрения его жалобы в десятидневный срок со дня ее получения.
3.3. Отказ налогового органа (должностного лица налогового органа) в рассмотрении жалобы не исключает права заявителя (при внесении им всех необходимых исправлений) повторно подать жалобу в пределах сроков, установленных для подачи жалобы.
4. Документы, которые могут быть приложены к жалобе
– акт ненормативного характера, который, по мнению заявителя, нарушает его права (постановление о привлечении к административной ответственности);
– акт налоговой проверки;
– первичные документы, подтверждающие позицию заявителя;
– иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения жалобы.
5. Подведомственность рассмотрения жалоб
5.1. Жалобы налогоплательщиков рассматриваются:
5.1.1. На акты ненормативного характера, неправомерное действие или бездействие налоговых органов – вышестоящим налоговым органом;
5.1.2. Действия или бездействие должностных лиц налогового органа – вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа;
5.1.3. Действия или бездействие должностных лиц налогового органа путем издания акта ненормативного характера – вышестоящим налоговым органом.
5.2. Жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности:
5.2.1. Вынесенное налоговым органом в отношении организаций рассматриваются вышестоящим налоговым органом;
5.2.2. Вынесенное должностным лицом налогового органа в отношении физического лица рассматриваются вышестоящим должностным лицом данного или вышестоящего налогового органа.
6. Рассмотрение жалоб и подготовка решений
6.1. Все поступающие в соответствующие налоговые органы жалобы направляются в юридические (правовые) подразделения, на которые возлагается обязанность по рассмотрению жалоб и подготовке решений.
6.2. Жалоба подлежит направлению в нижестоящий налоговый орган на заключение. В запросе может содержаться указание на необходимость представления копий документов, необходимых для рассмотрения жалобы.
Срок для представления заключения не может превышать пяти рабочих дней с даты получения жалобы на заключение. Вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе установить более короткий срок для представления заключения.
К запросу могут быть приложены копии следующих документов:
– жалоба;
– акт ненормативного характера, на который подана жалоба;
– акт налоговой проверки;
– иные документы, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для подготовки заключения.
6.3. В процессе рассмотрения и подготовки решений по жалобам налогоплательщиков юридические (правовые) подразделения запрашивают мнение соответствующих методологических подразделений. Запросы направляются с приложением необходимых документов (при их наличии).
Заключения методологических подразделений представляются в юридические (правовые) подразделения в пятидневный срок.
Жалобы налогоплательщиков рассматривается с учетом судебно – арбитражной практики по рассматриваемым вопросам.
7. Последствия подачи жалобы
7.1. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
7.2. Если налоговый орган (должностное лицо), рассматривающий жалобу, имеет достаточные основания полагать, что обжалуемые акт или действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, указанный налоговый орган вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых акта или действия. Решение о приостановлении исполнения акта (действия) принимается руководителем налогового органа, принявшим такой акт, либо вышестоящим налоговым органом в исключительных случаях при наличии достаточных документально подтвержденных оснований.
8. Комиссия по рассмотрению жалоб налогоплательщиков
8.1. Юридическое (правовое) подразделение готовит рассмотрение жалобы на Комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков.
8.2. Комиссия по рассмотрению жалоб налогоплательщиков возглавляется руководителем или заместителем руководителя налогового органа, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением.
Комиссия по рассмотрению жалоб налогоплательщиков включает руководство юридического (правового) подразделения, специалистов, принимающих непосредственное участие в подготовке рассмотрения жалобы, и иных специалистов юридических (правовых) подразделений, обладающих знаниями по вопросу рассматриваемой жалобы.
8.3. При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству Российской Федерации, Комиссия рассматривает жалобы налогоплательщиков в присутствии должностных лиц организации – налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.
О времени и месте рассмотрения указанные лица извещаются заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то жалоба рассматривается в его отсутствие.
В случае если налогоплательщик не может присутствовать при рассмотрении жалобы и обращается с просьбой перенести рассмотрение жалобы, налоговый орган рассматривает возможность такого переноса с учетом сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
8.4. При достаточных основаниях полагать, что обжалуемый акт, действие или бездействие не соответствуют законодательству Российской Федерации, в Комиссию по рассмотрению жалоб налогоплательщиков приглашаются представители методологических подразделений. При тех же основаниях могут приглашаться представители нижестоящих налоговых органов.
8.5. В заседании комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков составляется протокол.
В протоколе заседания комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков указывается:
1) год, месяц, число и место заседания комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков;
2) наименование налогового органа (должностного лица), рассматривающего жалобу налогоплательщика;
3) основания жалобы налогоплательщика, ее реквизиты;
4) сведения о явке лиц, участвующих в заседании комиссии;
5) мнение каждого члена комиссии, а в случае, предусмотренном пп. 8.3 Регламента, – приглашенного специалиста, должностных лиц организации – налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.
8.6. Протокол заседания Комиссии по рассмотрению жалоб налогоплательщиков подписывается всеми лицами, участвующими в заседании, не позднее следующего после заседания дня.
9. По результатам рассмотрения жалобы руководителем налогового органа (заместителем руководителя, осуществляющим оперативное руководство юридическим (правовым) подразделением) принимается решение.
10. Повторное принятие решения тем же налоговым органом по жалобе налогоплательщика по тому же предмету и основанию Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Читайте также:  ЦБ создал рекомендации для банков в рамках борьбы с отмыванием доходов

Межведомственная комиссия при ЦБ РФ

В апреле в РФ начал работу новый механизм выхода из черного списка банков – в межведомственную комиссию при Банке России. Портал «Финансист» попробовал разобраться в том, как работает этот самый механизм. Не без помощи экспертов, конечно.

Напомним, в случае принятия банком решения об отказе от проведения операции, решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), клиент сначала должен понять – а что собственно случилось? (кроме тех случаев, конечно, когда клиент чётко понимает, почему прилетели «санкции»). Узнать о причинах отказа можно, направив запрос в соответствующую финансовую организацию. К сожалению, действующим законодательством прямо не предусмотрена обязанность финансовых организации раскрывать причину отказа.

С учетом полученной от указанной организации, информации о причинах принятия соответствующего решения вправе представить в эту организацию документы и сведения об отсутствии оснований для принятия такого решения. Если банк уклоняется от сообщения оснований, юристы рекомендуют, направить ему (со ссылкой на пункт 13.4 Федерального закона N 115-ФЗ) всё тоже самое, что предположительно имеет отношение к заблокированной операции.

Банк обязан рассмотреть представленные клиентом документы и (или) сведения и в срок не позднее 10 рабочих дней со дня их представления сообщить клиенту об устранении оснований, в соответствии с которыми ранее было принято решение. Либо о невозможности устранения соответствующих оснований, и только тогда клиент банка имеет право перейти ко второму акту «Марлезонского балета», ой, может обратиться в межведомственную комиссию.

В межведомственную комиссию ЦБ можно обжаловать:

  • решение банка об отказе от проведения операции, предусмотренное пунктом 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ;
  • решение банка об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), предусмотренное абзацем вторым пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Нельзя обжаловать с помощью этого механизма расторжение кредитной организацией договора банковского счета (вклада) в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ.

Но можно обжаловать сами решения об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции. Клиенты банков, которым было отказано в открытии счета или проведении операции, могут обжаловать это решение независимо от срока давности. Механизм реабилитации распространяется на решения, принятые с 30 июня 2013 года, то есть с дня вступления в силу закона, обязавшего банки отказывать в обслуживании при подозрении на отмывание денежных средств.

Решение комиссии при ЦБ о реабилитации по одному случаю отказа в одном банке не распространяется на другие случаи, касающиеся одного и того же клиента.

Банк, который после двукратного в течение года отказа в проведении операции расторг договор банковского счета с клиентом, обязан заключить его вновь, если этому клиенту удалось заручиться решением комиссии о реабилитации в отношении одной из этих операций.

Татьяна Ходенкова, управляющий красноярским филиалом АКБ «Ланта-Банк» (АО), рассказывает: «Для начала нужно получить письменный отказ банка в реабилитации. После этого надо обратиться с заявлением в Центробанк. Сделать это можно через интернет – посредством сервиса «Интернет-приемная Банка России». Заявление также получится подать на бумажном носителе почтовым отправлением.

В ЦБ нужно предоставить следующие сведения и документы:

– Сведения о решениях, принятых финансовой организацией в отношении заявителя;
– Информация о самой финансовой организации – ОГРН, ИНН, БИК и пр.;
– Информация о заявителе – ФИО, дата и место рождения, гражданство, СНИЛС и ИНН и пр.
– Копия документа, удостоверяющего личность;
– Копии документов, предоставленных в финансовую организацию для проведения операции или открытия счета;
– Копии документов, предоставленных в банк с заявлением об исключении из черного списка;
– Письменный отказ банка;
– Иные документы на усмотрение заявителя. Дополнительные сведения.

Далее при поступлении заявления Центробанк предварительно проверит его на соответствие всем требованиям. После этого его рассмотрит межведомственная комиссия, состоящая из представителей Центробанка и Росфинмониторинга. Отмечается, что межведомственная комиссия имеет право принимать решение либо заочно, либо очно – например, в случае, когда ситуация вызывает разногласие Росфинмониторинга и ЦБ.

Читайте также:  Центробанк предоставит личные кабинеты кредитным организациям на своём сайте

Заявление должно быть рассмотрено в течение 20 рабочих дней со дня обращения – это прямо указано в новой редакции «антиотмывочного» закона (п. 13.5 ст. 7 ФЗ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). Затем в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения ЦБ должен уведомить о нем заявителя. Способ уведомления будет зависеть от того, как заявитель направил заявление – через интернет или по почте».

Обратите внимание, по результатам рассмотрения заявления и документов и (или) сведений, представленных клиентом, а также мотивированных обоснований соответствующей финансовой организации межведомственная комиссия вправе принимать одно из двух решений:
• об отсутствии оснований, в соответствии с которыми указанной финансовой организацией ранее было принято решение об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада);
• об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого финансовой организацией, исходя из документов и (или) сведений, представленных клиентом.

Далее, при устранении оснований отказа в выполнения распоряжения о проведении операции, в соответствии с которыми ранее было принято решение об отказе от проведения операции, сведения о котором были представлены в Росфинмониторинг, банк обязан представить в Росфинмониторинг сведения о таком устранении в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а кредитные организации и некредитные финансовые организации в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Росфинмониторингом.

В случае, если в связи с решением об отказе от проведения операции, в отношении которого впоследствии были устранены основания его принятия, кредитной организацией был расторгнут договор банковского счета (вклада) с клиентом в соответствии с абзацем третьим пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, такая кредитная организация одновременно обязана представить в Росфинмониторинг сведения об отсутствии оснований для расторжения указанного договора банковского счета (вклада) в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с Росфинмониторингом. Аналогичной обязанностью кредитных организаций дополняется пункт 13.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в отношении отказов от заключения договора банковского счета (вклада).

Но не всё так позитивно – пока по статистике 97% заявок на реабилитацию бизнеса отклоняются.

  • Предприниматели путают отказ банка в дистанционном обслуживании с отказом в проведении операций. В первом случае всё решается визитом в офис банка.
  • Предприниматели обращаются в межведомственную комиссию, не попытавшись решить проблему непосредственно с банком.
  • Неполный или неправильный пакет поданных документов.

Но вы же уже прочитали наш текст и таких ошибок не допустите?

Но и правильно поданная заявка не гарантирует положительного решения – печально, но факт. В этом случае предпринимателю, уверенному в своей правоте, остаётся идти в суд и надеяться, что в этом затяжном противостоянии, дело его сможет выжить.

А у вас уже были попытки пройти реабилитацию по 115-ФЗ? Если да – присылайте ваши истории нам.

Письмо в ЦБ РФ с замечаниями к порядку проверок деятельности некредитных финансовых организаций, 15 апреля 2014, №194

Председателю Банка России

Уважаемая Эльвира Сахипзадовна!

В связи с опубликованием на сайте Банка России в сети Интернет проекта инструкции Банка России “О порядке проведения проверок деятельности некредитных финансовых организаций и саморегулируемых организаций уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации (Банка России)” (далее – Проект инструкции) направляем следующие предложения.

1. Проект инструкции предусматривает возможность проведения только выездных проверок деятельности некредитных финансовых организаций (далее – НФО) (п. 2.4, 3.3.3 и другие), предусматривая исключение только для случая невозможности предоставления рабочей группе отдельного служебного помещения в проверяемой организации (п. 3.4.3) и оставляя неясным, возможно ли проведение камеральных, в том числе плановых, проверок.

Этот подход, на наш взгляд, не учитывает специфику индустрии НФО, большая часть которых (в особенности дилеры, брокеры и управляющие ценными бумагами) могут иметь очень небольшой штат сотрудников и занимать небольшие помещения, по сравнению с кредитными организациями, при этом количество таких НФО может быть значительно. Стоит заметить также, что НФО могут вести деятельность, которая будет очень незначительна по своим масштабам, например, оказывать услуги единицам клиентов, что делает нерациональным проведение выездной проверки как с точки зрения использования надзорных ресурсов и правоприменительных перспектив, так и с точки зрения сохранения возможности небольших НФО осуществлять свою деятельность во время проверки.

Полагаем, что Проект инструкции должен предусматривать, что выбор формы проверки (плановой или внеплановой) – выездная или камеральная должен определяться в зависимости от предмета проверки и масштабов деятельности проверяемой организации. Данный подход соответствует используемому на зарубежных финансовых рынках, в частности в США и Великобритании.

2. Проект инструкции устанавливает периодичность проведения плановых проверок страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов и некоторых других видов НФО (пункт 1.4.). Вместе с тем периодичность проведения плановых проверок профессиональных участников рынка ценных бумаг не установлена.

На наш взгляд, учитывая разный масштаб деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, издержки, связанные с проверками, рациональность использования надзорных ресурсов и правоприменительные перспективы, может быть установлен срок проведения плановых проверок не реже одного раза в пять лет. При этом план проверок НФО может предусматривать более частое проведение проверок крупных компаний, например раз в три года, чем небольших компаний, которые будут проверяться раз в пять лет.

3. Проект инструкции не устанавливает ограничений на максимальное количество плановых проверок НФО.

Плановая проверка связана со значительными издержками для компаний и может препятствовать нормальной работе небольших НФО. Полагаем, что в отношении профессиональных участников рынка ценных бумаг по аналогии с нормами законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) нужно установить периодичность проведения плановых проверок не чаще одного раза в три года. Это сохранит возможность проведения внеплановой проверки, например, на основании жалобы, в отношении обстоятельств, ставших основаниями для такой проверки.

4. Проект инструкции не устанавливает период деятельности организации, который может быть охвачен проверкой, и не предусматривает запрет на повторные плановые проверки уже проверенного периода деятельности НФО по одному и тому же вопросу.

Предлагаем предусмотреть, что в ходе плановых проверок проверяющие вправе проверить только тот период деятельности организации, который прошел с момента предыдущей плановой проверки, но не более 3 лет.

Действующий Административный регламент исполнения государственной функции проведения проверок организаций, осуществление полномочий по контролю и надзору за которыми возложено на ФСФР России, утвержденный приказом ФСФР России от 21 мая 2013 г. № 13-44/пз-н (далее – Административный регламент) также ограничивает проверяемый период тремя годами в обратном отсчете от даты окончания проведения выездной плановой проверки (п. 2.3.1).

5. Согласно Проекту инструкции проверки могут осуществляться без предварительного уведомления поднадзорной организации (пункт 4.2). При этом Проект инструкции не различает плановые и внеплановые проверки. Плановая проверка, в отличие от внеплановой, которая может проводиться без предварительного уведомления, обычно носит комплексный характер и должна быть направлена на выявление существенных нарушений, препятствующих долгосрочной стабильной деятельности проверяемой организации. Проведение такой проверки без предварительного уведомления может не только дестабилизировать нормальную деятельность проверяемой организации, но и помешать достижению целей проведения проверки – из-за непроизвольных ошибок или отсутствия компетентных специалистов проверяемой организации, а также затянуть срок ее проведения.

На зарубежных рынках компании предупреждаются о назначенных проверках заранее, и до их начала обычно организуются предварительные встречи инспекторов с руководством компаний и сотрудниками соответствующих подразделений. Например, в США инспекторы SEC и FINRA примерно за месяц до начала проверки организуют такие встречи для разъяснения порядка проверки, предполагаемых к проверке конкретных аспектов деятельности компании, что позволяет сотрудникам заранее подготовить необходимые пояснения и документы, а значит сократить сроки и повысить эффективность проверки. Причем в большинстве случаев уже на стадии подобных предварительных встреч контролеры (комплаенс офицеры) компании сообщают инспекторам о нарушениях, имевших место в течение проверяемого периода времени.

Как показывает практика проверок, для подготовки организацией необходимых документов, представляемых в день начала проверки, и для обеспечения участия в подготовке к проверке и в самой проверке соответствующих специалистов (они могут находиться вне организации – в отпуске, командировке, на учебе и т п.) оптимальным является месячный срок уведомления.

Действующий в настоящее время Административный регламент предусматривает необходимость уведомления поднадзорной организации о проведении плановой проверки не позднее, чем за 10 рабочих дней до даты начала проверки (п. 3.3.4).

С учетом изложенного, предлагаем предусмотреть в Проекте инструкции, что плановые проверки НФО осуществляются только с предварительным уведомлением организаций.

6. Проект инструкции исключает участие саморегулируемых организаций, обладающих соответствующим статусом на основании Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ “О рынке ценных бумаг”, Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ “Об инвестиционных фондах”, из процесса проведения инспекционных проверок НФО Банком России. В настоящее время Административный регламент предусматривает активное участие уполномоченных сотрудников саморегулируемых организаций в проверках организаций, которые являются членами соответствующей СРО (п. 1.2). Уполномоченным сотрудникам СРО предоставлено право совместно с инспекторами находиться на территории поднадзорной организации, рекомендовать инспекторам истребовать необходимые для достижения целей проверки документы и устные разъяснения по существу проверяемых вопросов, изучать полученные в ходе проведения проверки документы, давать инспекторам устные и письменные разъяснения и/или заключения по существу проверяемых вопросов (п. 1.5.5), а также приложить к акту выездной проверки письменные возражения и/или дополнения (п. 3.9.1.5).

Проект инструкции (1.3) предусматривает, что при проведении проверки Банк России проверяет соблюдение не только нормативных актов, но и соблюдение стандартов СРО. С учетом этого, участие СРО в проверках Банка России организаций – членов соответствующей СРО является целесообразным для оценки соблюдения проверяемой организацией ее стандартов.

В связи с вышеизложенным предлагаем сохранить действующий в настоящее время подход и включать в состав группы инспекторов представителей саморегулируемой организации, членом которой является проверяемая НФО.

7. Проект инструкции (п. 2.5.3) предусматривает право инспекторов требовать от проверяемой организации объяснительные записки, справки, письменные разъяснения руководителя и работников проверяемой организации. При этом Проект не предусматривает минимальный срок для подготовки таких документов, допуская продление установленного инспекторами срока по мотивированному ходатайству проверяемой организации (п. 2.6). На практике подготовка документов, составление которых не предусмотрено нормативными актами и которые не создаются в ходе обычной деятельности проверяемой организации (требуют специального обобщения иных документов таблицы, справки и проч.), связано со значительными издержками, отвлечением специалистов и порой требует значительного времени. Кроме того, что очень важно, составление таких документов часто приводит к ошибкам, которые впоследствии могут быть оценены как препятствование проведению проверки или предоставление недостоверной информации.

Читайте также:  Налоговая инспекция не может приостановить операции по счетам в банке при непредставлении вовремя расчётов по страховым взносам

Представляется, что выводы рабочей группы, проводящей проверку, должны основываться на документах, предусмотренных нормативными актами для ведения соответствующей профессиональной деятельности, а также составляемых самой организацией в ходе обычной деятельности. С учетом изложенного предлагаем:

1) исключить возможность предъявления требований к проверяемой организации о предоставлении иных документов;

2) установить минимальный срок для представления остальных документов, например не ранее следующего дня, который может зависеть от места нахождения такого документа (например, при проверке филиала организации, запрашиваемый документ может быть в головном офисе);

3) исключить возможность предъявления требований к проверяемой организации о предоставлении документов, срок хранения которых, предусмотренный нормативными актами, истек.

8. Проект инструкции не содержит сроков, в которые должны быть совершены определенные действия Банка России, его должностных лиц и уполномоченных сотрудников (например, в какие сроки должен составляться акт по итогам проверки, в какие сроки может быть составлен акт о противодействии, в какой срок до начала проверки направляется уведомление о проведении проверки, сроки продления проверки и т.п.). Отсутствие установленных сроков совершения конкретных процедур и действий и способов их совершения делает такие процедуры и действия неопределенными для проверяемой организации.

Предлагаем дополнить Проект инструкции, установив соответствующие сроки, а также ограничив срок проведения самой проверки одним месяцем, с возможностью его пролонгации в необходимых случаях.

9. Проект инструкции возлагает на проверяемую организацию обязанность обеспечить беспрепятственный доступ инспекторов в помещения других организаций, привлеченных проверяемой организацией для исполнения ее договорных обязательств или организаций, в которых находятся программно-аппаратные средства поднадзорной организации (пункт 3.3.2).

Спецификой работы некредитных финансовых организаций является размещение большого числа программно-аппаратных средств вне помещений самой организации, что обусловлено в большинстве случаев технической необходимостью – например, для доступа клиентов НФО к зарубежным торговым площадкам оборудование должно находиться в технических центрах указанных торговых площадок. Помещения, в которых располагаются программно-аппаратные средства НФО, зачастую используются их собственниками для ведения иной деятельности, в том числе связанной с использованием информации ограниченного доступа (например, средств шифрования и иной защиты информации). Доступ инспекторов в указанные помещения зачастую зависит не только от желания организации или ее контрагента, но и от решения органов государственной власти, регулирующих отношения, связанные с использованием информации ограниченного доступа. Таким образом, в ряде случаев требование обеспечить беспрепятственный доступ инспекторов в помещения других организаций является в принципе неисполнимым.

В связи с этим считаем необходимым исключить из Проекта инструкции обязанность проверяемой организации обеспечить беспрепятственный доступ инспекторов в помещения других организаций, предусмотрев вместо нее обязанность предоставить инспекторам в разумные сроки необходимые им документы и базы данных, которые находятся у контрагентов поднадзорной организации и используются ею для ведения деятельности на финансовом рынке.

10. Проект инструкции содержит открытый перечень обстоятельств, которые могут быть признаны противодействием проверке (пункт 6.1). Принимая во внимание широкую степень усмотрения инспекторов при проведении проверки и оценке ее результатов, а также значительный размер штрафных санкций за противодействие проверке (1 миллион рублей – п. 9 ст. 15.29 Кодекса об административных правонарушениях РФ), считаем необходимым исчерпывающим образом определить перечень действий, совершения которых рабочая группа может требовать от руководителя и работников проверяемой организации.

11. Проект инструкции предусматривает право, но не обязанность руководителя группы инспекторов знакомить руководителя проверяемой организации с мотивированными суждениями инспекторов, которые являются основанием для установления существенности выявленных нарушений и недостатков в деятельности поднадзорной организации (пункты 7.8, 7.9).

Между тем, поскольку мотивированные суждения выражают субъективное мнение инспекторов о фактах деятельности организации и могут, как и выводы, сделанные в акте проверки, влиять на правоприменительные решения в отношении организации, считаем необходимым в обязательном порядке знакомить организацию со всеми выводами проверки, в том числе с мотивированными суждениями инспекторов, а также предоставить проверяемой организации право в случае несогласия с мотивированными суждениями представлять свои возражения.

12. Проект инструкции предусматривает вступление ее в силу по истечении

10 дней после дня ее официального опубликования (п. 10.1). Однако, принимая во внимание существенное изменение подхода к порядку проведения проверок в поднадзорных организациях по сравнению с ранее действовавшим подходом, а также значительное число внутренних документов и договоров с контрагентами, в которые поднадзорным организациям потребуется внести изменения в связи с принятием новой инструкции, просим предусмотреть переходный период и предоставить некредитным финансовым организациям не менее 6 месяцев с даты утверждения инструкции для приведения своей деятельности в соответствие с ее требованиями.

«Об образованиии в Российской Федерации»

Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций

Вы здесь

Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

Модель локального нормативного акта

Утверждено приказом директора
(наименование образовательной организации)
от ________ № ____

ПОЛОЖЕНИЕ
о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений

1. Настоящее положение устанавливает порядок создания, организации работы, принятия и исполнения решений Комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (наименование образовательной организации – далее Организация) (далее – Комиссия).

2. Настоящее Положения утверждено с учетом мнения совета обучающихся (протокол от _____ № ___), совета родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Организации (протокол от _____ № ___) и представительным органом работников (наименование образовательной организации) (протокол от _____ № ___).

3. Комиссия создается в соответствии со статьей 45 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, вопросам применения локальных нормативных актов Организации, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

4. Комиссия создается в составе (…) членов из равного числа представителей родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и представителей работников организации.

Делегирование представителей участников образовательных отношений в состав Комиссии осуществляется советом родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Организации и представительным органом работников Организации.

В случае создания и деятельности в Организации нескольких представительных органов работников делегирование в состав Комиссии осуществляется органом, уполномоченным на заключение коллективного договора Организации.

Сформированный состав Комиссии объявляется приказом директора Организации.

5. Срок полномочий Комиссии составляет два года (возможен другой срок).

6. Члены Комиссии осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

7. Досрочное прекращение полномочий члена Комиссии осуществляется:

7.1. на основании личного заявления члена Комиссии об исключении из его состава;

7.2. по требованию не менее 2/3 членов Комиссии, выраженному в письменной форме;

7.3. в случае отчисления из Организации обучающегося, родителем (законным представителем) которого является член Комиссии, или увольнения работника – члена Комиссии.

8. В случае досрочного прекращения полномочий члена Комиссии в ее состав избирается новый представитель от соответствующей категории участников образовательного процесса в соответствии с п. 3 настоящего Положения.

9. В целях организации работы Комиссия избирает из своего состава председателя и секретаря.

10. Комиссия собирается по мере необходимости. Решение о проведении заседания Комиссии принимается ее председателем на основании обращения (жалобы, заявления, предложения) участника образовательных отношений не позднее 5 (примерный срок) учебных дней с момента поступления такого обращения.

11. Обращение подается в письменной форме. В жалобе указываются конкретные факты или признаки нарушений прав участников образовательных отношений, лица, допустившие нарушения, обстоятельства.

12. Комиссия принимает решения не позднее 10 учебных дней с момента начала его рассмотрения. Заседание Комиссии считается правомочным, если на нем присутствовало не менее 3/4 членов Комиссии.

Лицо, направившее в Комиссию обращение, вправе присутствовать при рассмотрении этого обращения на заседании Комиссии. Лица, чьи действия обжалуются в обращении, также вправе присутствовать на заседании Комиссии и давать пояснения.

Для объективного и всестороннего рассмотрения обращений Комиссия вправе приглашать на заседания и заслушивать иных участников образовательных отношений. Неявка данных лиц на заседание Комиссии либо немотивированный отказ от показаний не являются препятствием для рассмотрения обращения по существу.

13. Комиссия принимает решение простым большинством голосов членов, присутствующих на заседании Комиссии.

14. В случае установления фактов нарушения прав участников образовательных отношений Комиссия принимает решение, направленное на восстановление нарушенных прав. На лиц, допустивших нарушение прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, а также работников организации, Комиссия возлагает обязанности по устранению выявленных нарушений и (или) недопущению нарушений в будущем.

Если нарушения прав участников образовательных отношений возникли вследствие принятия решения образовательной организацией, в том числе вследствие издания локального нормативного акта, Комиссия принимает решение об отмене данного решения образовательной организации (локального нормативного акта) и указывает срок исполнения решения.

Комиссия отказывает в удовлетворении жалобой на нарушение прав заявителя, если посчитает жалобу необоснованной, не выявит факты указанных нарушений, не установит причинно-следственную связь между поведением лица, действия которого обжалуются, и нарушением прав лица, подавшего жалобу или его законного представителя.

15. Решение Комиссии оформляется протоколом.

Решение Комиссии обязательно для исполнения всеми участниками образовательных отношений и подлежит исполнению в указанный срок.

Комментарий. Приведенный вариант положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее – Комиссия) фиксирует цели ее деятельности, указанные в Федеральном законе № 273-ФЗ, и раскрывает механизм работы.

Положение разработано применительно к образовательным организациям, в которых обучаются несовершеннолетние обучающиеся (например, общеобразовательные организации).

В Комиссию могут входить четное число членов – поровну от работников и законных представителей обучающихся. Делегирование работников осуществляется по решению представительного органа работников (см. , а родителей (законных представителей) обучающихся – по решению их представительного органа (совета родителей (законных представителей) обучающихся).

В Комиссию вправе обращаться сами обучающиеся, их родители (законные представители), в том числе, от собственного имени, педагоги, руководящие работники образовательной организации.

Данное положение не детализирует вопросы процедуры организации работы Комиссии и вопросы принятия решений. Это может быть уточнено в положении о Комиссии конкретной образовательной организации. Возможно, следует указать, что документы, поступившие в Комиссию, и протоколы решений (и заседаний) входят в общую систему делопроизводства организации.

Предлагаемая модель предполагает утверждение данного положения как локального нормативного акта образовательной организации приказом руководителя образовательной организации, однако в соответствии с уставом возможно отнесении полномочий по утверждении данного положения к компетенции того или иного коллегиального органа образовательной организации, например, попечительского или управляющего совета. Принятие данного положения как локального нормативного акта с учетом с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии) предусмотрено ч. 6 ст. 45 Федерального закона № 273-ФЗ и должно быть отражено в самом положении (см. п. 2 положения). При этом данный факт не означает, что комиссия является подконтрольной органу, который утвердил данное положение.

Ссылка на основную публикацию