Представление аудитором сведений о клиентах в Росфинмониторинг — не нарушение аудиторской тайны

О каких операциях нужно сообщать в Росфинмониторинг в 2018 году?

В статье мы ответим на следующие вопросы: о каких операциях идет речь, куда нужно сообщать о данных операциях, какие лица обязаны представлять указанные сведения, предусмотрена ли ответственность за непредставление сообщений и за представление недостоверных сведений.

Федеральный закон от 7 августа 2001 г. №115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) предусматривает для отдельных лиц обязанность сообщать в Федеральную службу по финансовому мониторингу (далее Росфинмониторинг) информацию об операциях своих клиентов. При этом сообщать нужно не о всех операциях, о только о тех, которые отвечают определённым признакам перечисленным в статье 6 и 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.

За непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) за представление недостоверных сведений об указанных предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от 30000 до 50000 рублей; на юридических лиц – от 200000 до 400000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ).

С первого взгляда может показаться, что нам удалось ответить на все поставленные вопросы. Но на самом деле это лишь «вершина айсберга» продолжим разбираться дальше.

Кто обязан сообщать сведения с Росфинмониторинг?

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, перечисленные в статье 5 Федерального закона №115-ФЗ обязаны представлять в Федеральную службу по финансовому мониторингу сведения об операциях подлежащих обязательному контролю не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ).

Чтобы Вам легче было разобраться разделим указанных лиц на три группы: (1) лица, поднадзорные Росфинмониторингу, Пробирной палате, ФНС и Роскомнадзору; (2) некредитные финансовые организации; (2) кредитные организации.

К первой группе относятся следующие субъекты: лизинговые компании, почта России, ювелирные магазины, тотализаторы и букмекеры, лотереи, агентства недвижимости, операторы по приему платежей, факторинговые компании, операторы мобильной связи, операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных и оказывают услуги связи на основании договоров с абонентами – физическими лицами, индивидуальные предприниматели, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, индивидуальные предприниматели, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, адвокаты, нотариусы, юристы и бухгалтеры.

Ко второй группе относятся так называемые некредитные финансовые организации профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые компании, страховые брокеры, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственные пенсионные фонды, кредитные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, микрокредитные компании и микрофинансовые компании, общества взаимного страхования, ломбарды.

И к третьей группе относятся банки с универсальной лицензией, банки с базовой лицензией, небанковские кредитные организации.

О каких операциях нужно сообщать в Росфинмониторинг?

До 23 июля 2018 года полный перечень рассматриваемых операций был перечислен в статье 6 Федерального закона №115-ФЗ. Но, в связи с вступлением в в силу Федерального закона от 23 апреля 2018 г. №90-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения”, перечень операций, подлежащих обязательному контролю теперь содержится в двух статьях. Это статья 6 и статья 7.5 Федерального закона №115-ФЗ.

Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю

Статья 6 Федерального закона №115-ФЗ

Статья 7.5 Федерального закона №115-ФЗ

Операции с денежными средствами или иным имуществом сумма которых равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее.

Операции с денежными средствами в наличной форме:

снятие со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, если это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности;

покупка или продажа наличной иностранной валюты физическим лицом;

приобретение физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет;

получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом;

обмен банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;

внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме.

Зачисление или перевод на счет денежных средств, предоставление или получение кредита (займа), операции с ценными бумагами в случае, если хотя бы одной из сторон является физическое или юридическое лицо, имеющее соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории). Перечень таких государств (территорий) определяется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом документов, издаваемых Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), и подлежит опубликованию.

Операции по банковским счетам (вкладам):

открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме;

перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца;

зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия.

Иные сделки с движимым имуществом:

помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард;

выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения;

получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга);

переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента;

скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;

получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх;

предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа.

2. Сделка с недвижимым имуществом, результатом совершения которой является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 миллиона рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 миллионам рублей, или превышает ее. В информационном письме от 2 августа 2013 г. №30 Росфинмониторингя разъясняет отдельные вопросы по предоставлению сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю.

3. Операция по получению некоммерческой организацией денежных средств и (или) иного имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, а равно по расходованию денежных средств и (или) иного имущества указанной организацией, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 100 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 100 000 рублей, или превышает ее.

Обязательному контролю по основанию, указанному в пункте 1.2 статьи 6 Федерального закона N 115-ФЗ, подлежат операции любых некоммерческих организаций по расходованию денежных средств, совершаемые на сумму, равную или превышающую 100 000 рублей, либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, в частности, переводы денежных средств некоммерческих организаций в пользу третьих лиц, операции по снятию некоммерческими организациями наличных денежных средств со счетов. При этом контроль за операциями по расходованию некоммерческими организациями денежных средств или иного имущества в установленном размере следует осуществлять вне зависимости от направления расходования денежных средств (заработная плата сотрудникам, уплата налогов в бюджеты различных уровней, погашение кредита и т.п.).

4. Операция по зачислению денежных средств на счет (вклад), покрытый (депонированный) аккредитив или списанию денежных средств со счета (вклада), покрытого (депонированного) аккредитива хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в статье 1Федерального закона от 21 июля 2014 года №213-ФЗ “Об открытии банковских счетов и аккредитивов, о заключении договоров банковского вклада, договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, и хозяйственных обществ, находящихся под их прямым или косвенным контролем, которые указаны в Федеральном законе от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, государственных корпораций, государственных компаний и публично-правовых компаний, если сумма, на которую совершается такая операция, равна 10 миллионам рублей или превышает эту сумму либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 10 миллионам рублей, или превышает эту сумму.

Читайте также:  Изменения в законе об обязательном аудите

5. Операции по зачислению денежных средств на отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителю, участвующему в поставках продукции по государственному оборонному заказу, для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”, с любых иных счетов, операции по списанию денежных средств с указанных отдельных счетов на любые иные счета, операции по первому зачислению денежных средств на указанные отдельные счета с иных отдельных счетов, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее.

Операции по второму и последующим зачислениям денежных средств на отдельные счета, указанные в абзаце первом настоящего пункта, с иных отдельных счетов или по списанию денежных средств с этих отдельных счетов на иные отдельные счета подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую совершается соответствующая операция, равна или превышает 50 миллионов рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 50 миллионам рублей, или превышает ее.

6 Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Список лиц причастных к экстремистской деятельности или терроризму размещается в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу (п. 21 Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Правительства РФ от 6 августа 2015 г. №804).

7. Операция с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одна из сторон является организацией или физическим лицом, включенными в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, либо юридическим лицом, прямо или косвенно находящимся в собственности или под контролем таких организации или физического лица, либо физическим лицом или юридическим лицом, действующими от имени или по указанию таких организации или физического лица.

Перечень лиц причастных к распространению оружия массового уничтожения публикуется в личном кабинете на портале Федеральной службы по финансовому мониторингу (п. 13 Правил формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, и использования связанной с таким перечнем информации, утв. постановлением Правительства РФ от 26.10.2018 г. №1277).

Какая ответственность установлена за непредставление сведений об операциях подлежащих обязательному контролю?

За нарушение порядка и сроков предоставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, установлена ответственность статьей 15.27 Кодекса об административных правонарушениях.

Важно отметить, что согласно действующей в настоящее время позиции надзорных органов, направление в Росфинмониторинг запроса замены записи в составе формализованного электронного сообщения по операциям, подлежащим обязательному контролю, квалифицируется по части 2 статьи 15.27 КоАП РФ независимо от того, выявила недостоверные сведения сама организация, либо они были выявлены в ходе проверки.

Есть и иная позиция, изложенная в письме Банка России от 17 января 2013 № 2-Т. Согласно которой если вместо ранее направленных сведений организация представила в уполномоченный орган достоверные сведения, соответствующие фактическим данным об операции (сделке), подтвержденным имеющимися в кредитной организации документами, до возбуждения дела об административном правонарушении, но с нарушением установленного Федеральным законом №115-ФЗ срока, то совершенное организацией (должностным лицом организации) деяние следует квалифицировать по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ как представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, с нарушением установленного срока.

Подробнее об операциях подлежащих обязательному контролю и о правилах составления формализованных электронных сообщений Вы можете узнать на наших вебинарах по программе ПОД/ФТ.

Автор: Харисов Игорь Фанзилович, руководитель Центра финансового мониторинга компании Ю-Питер Консалтинг, e-mail: info@law115.ru

Документы

Новое в аудиторском законодательстве: факты и комментарии (№ ИС-аудит-22) Отправить по электронной почте

Дата публикации: 26.04.2018

Дата изменения: 26.04.2018

Прикрепленный файл: docx, 47.11 кБ

НОВОЕ В АУДИТОРСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ:

факты и комментарии

Информационное сообщение

25 апреля 2018 г. № ИС-аудит-22

Действующий с 1 февраля 2002 г. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ), среди прочего, определяет роль лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, к которым относятся, в частности, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы[1], в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ уточнены и конкретизированы требования, предъявляемые непосредственно к аудиторам в отношении ПОД/ФТ. С этой целью данным Федеральным законом внесены изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ вступает в силу 4 мая 2018 г.

Обязанности аудитора по ПОД/ФТ при оказании аудиторских услуг

Аудитор при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязан уведомить об этом Росфинмониторинг (ранее – аудитор должен был информировать Росфинмониторинг (в пределах его компетенции) о том, что учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не приняли в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации о ставших известными аудитору случаях нарушений соответствующего законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев).

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» аудиторские услуги – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторами. Перечень сопутствующих аудиту услуг установлен приказом Минфина России от 9 марта 2017 г. № 33н (см. Информационное сообщение от 14 июля 2015 г.).

В соответствии с Международными стандартами аудита 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности» и 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности», введенными в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 24 октября 2016 г. № 192н, аудитор обязан выявить недобросовестные действия аудируемого лица, которые приводят к существенному искажению бухгалтерской (финансовой) отчетности последнего, а также рассмотреть законодательные и иные нормативные акты, оказывающее влияние на эту бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Порядок уведомления аудитором Росфинмониторинга

Уведомление аудитором Росфинмониторинга о наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 115-ФЗ (ранее – в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»: аудитор должен был информировать учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя и лишь в случае, если указанные лица не принимали в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации аудитора, – Росфинмониторинг).

В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ порядок уведомления Росфинмониторинга установлен Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 82. Формат представления информации в Росфинмониторинг определен Инструкцией о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. № 110 (см. Информационное сообщение № ИС-аудит-17).

Факт уведомления аудитором Росфинмониторинга:

  • не является нарушением аудиторской тайны (часть 4 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);
  • не подлежит разглашению аудитором (пункт 4 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ).

Обязанности аудитора по ПОД/ФТ при оказании иных услуг

Согласно пункту 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 данного Федерального закона, распространяются на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента определенные операции. К таким лицам относятся, в частности, аудиторы.

Читайте также:  Минфин и ФАС разъяснили порядок закупки услуг по обязательному аудиту

В связи с Федеральным законом от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ указанные требования не претерпели никаких изменений.

Использование личного кабинета

на Интернет-сайте Росфинмониторинга

Для взаимодействия с Росфинмониторингом, а также реализации своих прав и обязанностей аудитор должен использовать информационный ресурс – личный кабинет на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга. Личный кабинет предназначен, в частности, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма.

Порядок ведения личного кабинета, доступа к нему и его использования устанавливается Росфинмониторингом (см., например, Информационные письма Росфинмониторинга от 30 мая 2017 г. и 26 января 2018 г.).

Департамент регулирования бухгалтерского учета,

финансовой отчетности и аудиторской деятельности

[1] Далее аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вместе «аудиторы».

Аудиторов тоже заставили сообщать о подозрительных клиентах

4 мая заработали поправки в уже наш любимый 115- ФЗ об отмывании грязных бандитских денег. Это тот эпический закон, из-за которого банки блокируют счета, а ЦБ ведет так называемый черный список.

Теперь сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных клиентах должны еще и все аудиторы. Раньше они в законе в таком контексте не упоминались. Сообщать должны были бухгалтеры, юристы, адвокаты и нотариусы, а аудиторы нет. Теперь и они тоже. АХАХАХА, как говорится.

Почему аудиторы должны что-то сообщать о клиентах?

Они могли сообщать и раньше, но только если нашлись конкретные нарушения, о них сообщили руководству компании, а в ответ тишина. Тогда аудитор ждал три месяца и писал в Росфинмониторинг.

Теперь аудиторы упоминаются в статье 7.1 закона № 115- ФЗ . Там перечислено, кто обязан сообщать о любых подозрениях по поводу клиентов и их сделок в надзорный орган. Это именно обязанность, а не право или возможность.

Что это за закон?

Есть закон, с помощью которого государство борется с обналом. Его должны соблюдать банки и разные компании и специалисты. Например, если банк видит, что клиент снимает много денег и не платит налоги, проводит транзитные операции или не может объяснить, за что получил доход. Или нотариус заметил, что десять компаний сразу оформляют доверенность на одного человека и делают его директором.

О таких подозрительных делах нужно сообщать государству — эта обязанность лежит на банках, нотариусах, адвокатах, бухгалтерских компаниях, а теперь еще и на аудиторах. Причем нотариусы, адвокаты и бухгалтеры делают это при любых подозрениях. Даже если ус отклеился.

Рассказывать клиентам о таких сообщениях прямо запрещено законом. Если нотариусу что-то покажется подозрительным, он должен сообщить об этом через личный кабинет, а клиенту обязан не говорить. Так же должны поступить остальные. Может, какой-то бухгалтер и предупредит, но тогда он нарушит закон.

Короче: если у вас есть бизнес и вы обращаетесь к любым аудиторам, имейте в виду, что у них есть такая обязанность и вам о ее исполнении никто говорить не должен.

А можно не обращаться к аудиторам?

Можно, но не всегда. Есть случаи, когда обращаться к аудитору обязательно по закону.

Например, обязательный аудит должна заказать фирма с выручкой больше 400 млн рублей в год. Это чуть больше 30 млн рублей в месяц — не прибыль, а именно выручка. Это не звезды с неба. Если не обратиться к аудиторам, может быть штраф до 10 тысяч рублей и все равно потребуют заключение.

Если аудит необязательный, тогда сообщать о подозрениях не будут?

Хе-хе. Будут. Аудитор обязан сообщать о любых подозрениях и при оказании любых услуг. Если это не обязательный, а инициативный аудит и обнаружатся странные операции, о них все равно придется рассказать государству. От аудиторов этого требовали и раньше, но основания были косвенные.

К аудитору обращаются, чтобы получить кредит в банке, привлечь инвестиции или продать компанию, хотя формально закон не требует. И это повод рассказать о ваших подозрительных сделках. Даже если сами сделки законные, но аудитору что-то показалось.

А еще аудитор может оказывать бухгалтерские услуги. Например, брать на аутсорс небольшие компании или ИП . Таким специалистам больше доверяют из-за лицензии. И тогда они тоже должны сообщать о подозрениях, уже как обычные бухгалтеры.

Как аудиторы сообщают о своих подозрениях?

Аудиторы, бухгалтеры, нотариусы и адвокаты будут сообщать все через личный кабинет. Раньше об этом в своих разъяснениях говорил Росфинмониторинг, но теперь про личный кабинет написали прямо в законе. Это еще одно нововведение.

Чтобы пожаловаться, аудитору не нужно никуда ходить: он сделает все через интернет.

А как же аудиторская тайна?

Сообщение о подозрительных клиентах и их операциях не нарушает аудиторскую тайну. Такая же ситуация с адвокатами и нотариусами. Нет у нас тайн от государства.

Представление аудитором сведений о клиентах в Росфинмониторинг — не нарушение аудиторской тайны

Дата публикации: 01.06.2017

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30 мая 2017 года «О подключении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов к Личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу»

1. Согласно положениям статьи 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) отдельные требования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма распространяются, в том числе, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

2. В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон №307-ФЗ) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности, постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью. Перечень таких услуг в Федеральном законе № 307-ФЗ является не исчерпывающим.

3. Таким образом, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, осуществляющие деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, являются субъектами Федерального закона № 115-ФЗ в случаях, указанных в пункте 1 настоящего информационного письма, и, соответственно, должны исполнять требования российского “антиотмывочного” законодательства, в частности, требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

4. В соответствии с Правилами определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 (далее – Правила), доступ аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов к информации о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, осуществляется только через личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет (www.fedsfm.ru).

Для регистрации в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга без использования усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – ЭП) аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует;

  • заполнить и отправить соответствующую заявку на подключение к личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга, размещенную по адресу https://portal.fedsfm.ru;
  • направить заявку на подключение к личному кабинету на бумажном носителе, полученную на указанный при заполнении электронной заявки адрес электронной почты, с подписью руководителя аудиторской организации или индивидуального аудитора и печатью (при наличии) по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39 стр. 1.

К заявке на бумажном носителе прилагается скан-копия документа, подтверждающего право осуществлять аудиторскую деятельность, например, сведения из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая аудиторская организация или индивидуальный аудитор являются.

Для регистрации в личном кабинете с использованием ЭП следует с помощью интерактивной формы, размещенной в разделе «Регистрация с использованием электронной подписи» официального сайта Росфинмониторинга заполнить электронную заявку на регистрацию. Электронная заявка на регистрацию подписывается ЭП руководителя аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Читайте также:  Порядок заключения договора на проведение аудита (нюансы)

Одновременно обращаем внимание, что регистрация в личном кабинете аудиторской организации осуществляется в блоке «Регистрация юридических лиц» выбрать «Вид деятельности» – «аудиторская организация (организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг)» (код вида субъекта Федерального закона № 115-ФЗ в целях представления информации в Росфинмониторинг – 156), а индивидуального аудитора – в блоке «Регистрация физических лиц и индивидуальных предпринимателей» выбрать «Вид деятельности» «индивидуальный аудитор (лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг)» (код вида субъекта Федерального закона № 115-ФЗ в целях представления информации в Росфинмониторинг –157).

После успешной первичной авторизации в личном кабинете аудиторской организации и индивидуальному аудитору следует изменить пароль доступа к своему личному кабинету.

Чем с 4 мая 2018 года для вас опасен аудитор. И почему он даже не расскажет вам о доносе в Росфинмониторинг

На примере общения с банками, многие, если не все, знают о действующем с 2002 года законе № 115-ФЗ. Этим законом, среди прочего, определялась и роль лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, к которым относятся, в частности, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В частности, аудитор должен был информировать Росфинмониторинг о том, что учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не приняли в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации о ставших известными аудитору случаях нарушений соответствующего законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев.

На это никто из аудиторов особенно внимания не обращал, и все шло своим чередом.

Что изменилось

С 04.05.2018г., аудитор, при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязан уведомить об этом Росфинмониторинг.

По закону № 115-ФЗ порядок уведомления Росфинмониторинга установлен Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82.

В соответствии с действующим законодательством, факт уведомления аудитором Росфинмониторинга:

— не является нарушением аудиторской тайны (часть 4 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);

не подлежит разглашению аудитором (пункт 4 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ).

Выводы и вопросы

Я, конечно, понимаю и абсолютно согласен, что легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, неприемлемо в современном мире, но что такое «сделка или финансовая операция, которая осуществлена в целях легализации (отмывания) доходов».

Где грань между нормальной оптимизацией расходов (в т.ч. и налогов) и легализацией и отмыванием доходов?

Если ты приглашаешь аудитора для оказания услуг по разработке некой вполне себе законной схемы, но в результате у тебя уменьшатся расходы и возможно платежи в бюджет, а твой доход увеличится, что это нормальная операция или она осуществляется с целью легализации?

Пример. В ходе оказания аудиторских услуг, аудитором установлен факт получения предприятием заемных средств от участников общества, которые так же являются работниками предприятия. В договоре займа указано, что предприятие уплачивает проценты на сумму полученного займа. Проценты по договору займа установлены на уровне ставок коммерческих банков. Но сумма заемных средств большая и сумма процентов исчисляется десятками миллионов. Кажется, все сделано на законных основаниях, но, по мнению налоговиков и судей, займы от дружественных юридических или физических лиц — не что иное, как схема.

Ответственность для аудитора очень серьезная, может лучше перестраховаться (как банки) и сообщить в Росфинмониторинг?

Ведь руководитель организации все равно не узнает, а если через некоторое время организация где-то проштрафится, привлекут ли аудитора за компанию?

Также появляется дополнительный рычаг давления на предприятия через «своих» аудиторов в т.ч. и для рейдерских атак.

На сегодняшний день, только фирмы, оказывающие консультационные услуги (не юридические) в сфере бухгалтерского учета и налогообложения, пока еще не в сфере действия 115-ФЗ. Но надолго, вот в чем вопрос.

Росфинмониторинг

Финмониторинг – это наблюдение со стороны государственных структур за экономической деятельностью компаний и бизнесменов, их денежными потоками, контроль и надзор за проведением определенных финансовых операций.

Проводится финмониторинг для того, чтобы противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Контроль за тем, как компании и предприниматели соблюдают законодательство в этой сфере, осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу – Росфинмониторинг (п. п. 1 и 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808).

Функции Росфинмониторинга

Росфинмониторинг осуществляет следующие функции:

Осуществляет контроль над деятельностью граждан и организаций в части соблюдения законов РФ о противодействии операций по отмыванию доходов, полученных нелегальным способом и финансированию террористических течений.

Привлекает данных лиц к ответственности, при обнаружении таковых правонарушений в соответствии с законодательством России.

Собирает, обрабатывает и анализирует данные об операциях и сделках, которые подлежат контролю.

Выявляет операции, свидетельствующие о незаконности осуществления сделок с имуществом или операций с денежными средствами, связанных с террористической деятельностью и отмыванием доходов.

Ведет учет организаций, реализующих сделки с имуществом или операции с денежными средствами в сфере деятельности которых нет органов надзора.

Разрабатывает и осуществляет разнообразные меры по предотвращению нарушений законов РФ о противодействии легализации доходов, которые получены противозаконным способом.

Взаимодействует и производит обмен информацией с международными организациями, компетентными службами иностранных государств.

Направляет полученные данные в правоохранительные органы по их запросам части противодействия легализации доходов и финансированию террористической деятельности.

Поддерживает в рабочем состоянии единую информационную базу.

Хранит в режиме повышенной секретности информацию, составляющую банковскую, государственную, коммерческую тайну и другие конфиденциальные сведения.

Осуществлять иные мероприятия.

Полномочия Росфинмониторинга

В своей работе Федеральная служба по финмониторингу имеет право:

Пресекать деятельность граждан и юридических лиц по нарушению законодательства РФ в указанной области.

Вносить предложения руководителям уполномоченных органов власти о привлечении к ответственности виновных лиц.

Запрашивать информацию и документы, необходимые для принятия окончательного решения, у уполномоченных органов и организаций.

Проводить исследования и экспертизы при помощи сторонних организаций.

Организовывать рабочие группы и комиссии.

Проводить расследования и проверки.

Пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

При осуществлении каких видов деятельности необходимо встать на учет в подразделения Росфинмониторинга

Встать на учет в подразделения Росфинмониторинга нужно отдельным организациям и предпринимателям, которые осуществляют операции с деньгами или иным ценным имуществом и деятельность которых не контролирует конкретная надзорная служба (ст. 5 и п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”).

Конкретно речь идет о лизинговых компаниях, операторах по приему платежей.

Кроме того, Росфинмониторинг контролирует организации и предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по купле-продаже недвижимого имущества, а также коммерческие фирмы, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Для организаций и бизнесменов, в сфере действия которых имеется надзорный орган, постановки на учет в Росфинмониторинг не требуется.

Какие сведения о сделках необходимо представить в Росфинмониторинг

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более.

Например, если покупатель – физическое или юридическое лицо приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан представить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Например, сведения об этом подает фирма, оказывающая посреднические услуги по купле-продаже недвижимости, попросту говоря, риелторская компания.

Обязанность банков предоставлять сведения в Росфинмониторинг

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Ответственность за непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю

За непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, положен административный штраф.

Для должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., для юрлиц – от 200 000 до 400 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (п. 2 ст. 15.27 КоАП РФ).

Ссылка на основную публикацию