Последние изменения в ФЗ об аудиторской деятельности

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ
“Об аудиторской деятельности”

С изменениями и дополнениями от:

1 июля, 13, 28 декабря 2010 г., 4 мая, 1, 11 июля, 21 ноября 2011 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 4 марта, 1 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 1 мая, 31 декабря 2017 г., 23 апреля 2018 г., 26 ноября 2019 г.

Принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года

Одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

30 декабря 2008 года

Принятие нового Федерального закона “Об аудиторской деятельности” обусловлено переходом от лицензирования указанной деятельности к саморегулированию в этой области.

Лицензирование аудиторской деятельности будет отменено с 1 января 2010 года. Одновременно будет введено обязательное членство индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемых аудиторских объединениях. На эти объединения будут возложены функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций, повышению квалификации аудиторов и контролю качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций. Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном будет сведено к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в РФ.

Устанавливаются дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям (в частности, к стажу работы в аудиторской организации, наличию безупречной деловой репутации, уставному капиталу аудиторских организаций), призванные повысить качество аудиторских услуг и обеспечить независимость аудиторов и аудиторских организаций. В целях поддержки малого бизнеса снижены требования к численности аудиторов в аудиторской организации, индивидуальные аудиторы допущены к проведению обязательного аудита.

Вводится единый квалификационный аттестат аудитора, который будет давать аудиторам право проводить аудит в любых отраслях экономики.

Детально регламентирован порядок деятельности саморегулируемых организаций аудиторов.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен более поздний срок вступления в силу.

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ “Об аудиторской деятельности”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2009 г., за исключением частей 1-9 статьи 11, статей 12 и 16 настоящего Федерального закона

Часть 9 статьи 11, статьи 12 и 16 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2010 г.

Части 1 – 8 статьи 11 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2011 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 31 декабря 2008 г. N 267, в “Парламентской газете” от 16 января 2009 г. N 1, в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 января 2009 г. N 1 ст. 15

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 26 ноября 2019 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 112-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением абзаца четвертого пункта 3 статьи 2 изменений, который вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2016 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 января года, следующего за годом признания международных стандартов аудита для применения на территории РФ, и изменений в статью 23, вступающих в силу с 1 августа 2015 г.

Федеральный закон от 4 марта 2014 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ

Действие пункта 2 (в части проведения обязательного аудита государственных внебюджетных фондов) и пункта 3 (в части проведения обязательного аудита организаций, являющихся федеральными государственными учреждениями) части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона должно было быть приостановлено с 1 января 2011 г. до 1 января 2014 г. (Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г.)

Федеральный закон от 1 июля 2010 г. N 136-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 11 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2011 г.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Закон об аудиторской деятельности изложен в новой редакции

27 июля 2019 года опубликован Закон № 229-З. Им изложен в новой редакции Закон от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон).

Рассмотрим основные изменения.

1. Международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров

С принятием новой редакции Закона при проведении аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, обязательным станет соблюдение международных стандартов аудиторской деятельности, принимаемых Международной федерацией бухгалтеров, (абз. 9 ст. 2, абз. 2 п. 2 ст. 23 Закона).

Кроме того, показателем качества работы аудитора будет соблюдение им Кодекса этики профессиональных бухгалтеров МФБ (абз. 9 ст. 2, абз. 1 п. 2 ст. 23 Закона).

Введение в действие международных стандартов аудиторской деятельности и Кодекса этики на территории Республики Беларусь отнесено к компетенции Совета Министров (п. 3 ст. 5, п. 1 ст. 23 Закона).

2. Аудиторский реестр

В Закон вводится понятие «Аудиторский реестр» — систематизированный перечень аудиторов, аудиторов-ИП, аудиторских организаций и сведений о них, который ведется для учета на территории Республики Беларусь физических лиц, имеющих квалификационный аттестат аудитора, выданный Министерством финансов, а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, имеющих право на осуществление аудиторской деятельности (абз. 10 ст. 2, ст. 6 Закона).

Включение аудитора, аудитора-ИП и аудиторской организации в Аудиторский реестр будет обязательным условием осуществления ими деятельности (п. 2, 4 ст. 7, п. 2 ст. 8 Закона).

Порядок ведения Аудиторского реестра, в том числе форму и перечень включаемых в него сведений, порядок включения и исключения сведений, внесения изменений (дополнений) в сведения должен установить Минфин (п. 5 ст. 5 Закона).

Аудиторский реестр будет включать следующие разделы:

реестр аудиторов — индивидуальных предпринимателей;

реестр аудиторских организаций.

Ведение Аудиторского реестра отнесено Законом к совместной компетенции Минфина и Аудиторской палаты (см. разд. 3):

Минфин вносит в Аудиторский реестр информацию об аудиторах ( в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о выдаче квалификационного аттестата аудитора),

Аудиторская палата вносит в Аудиторский реестр информацию об аудиторских организациях и аудиторах-ИП (в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем их включения в члены Аудиторской палаты).

Сведения об аудиторах, аудиторах-ИП и аудиторских организациях, содержащиеся в Аудиторском реестре, будут открытыми и общедоступными — с 1 января 2020 года они будут размещаться на официальном сайте Министерства финансов: регистрационный номер, ФИО (наименование), контактные данные, номер квалификационного аттестата, информация о наличии сертификатов или иных документов, подтверждающих специальную подготовку в области МСФО, и пр.

Основаниями для исключения сведений об аудиторе, аудиторе-ИП, аудиторской организации из аудиторского реестра являются:

a) письменное заявление аудитора-ИП, аудиторской организации об исключении в случае неосуществления аудиторской деятельности;

b) аннулирование квалификационного аттестата аудитора (для аудитора и аудитора-ИП);

c) решение правления Аудиторской палаты об исключении аудитора-ИП, аудиторской организации из членов Аудиторской палаты.

3. Аудиторская палата

Новая редакция Закона вводит единый орган самоуправления аудиторских организаций и аудиторов-ИП — Аудиторскую палату (ст. 9).

Однако функции Аудиторской палаты пока останутся ограниченными по сравнению с класссическими саморегулируемыми организациями: проведение аттестации аудиторов, принятие правил аудиторской деятельности и некоторые иные вопросы сохраняются в компетенции Министерства финансов Республики Беларусь.

К компетенции Аудиторской палаты относятся, в частности (ст. 12 Закона):

представление интересов своих членов;

осуществление внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов-ИП;

разработка рекомендаций по применению национальных правил аудиторской деятельности, международных стандартов аудиторской деятельности;

участие в обучении аудиторов по образовательным программам повышения квалификации.

Аудиторская палата будет создана в форме некоммерческой организации, основанной на обязательном членстве аудиторских организаций и аудиторов-ИП.

Членами Аудиторской палаты также смогут стать:

физические лица, не участвующие в осуществлении аудиторской деятельности,

юридические лица, не осуществляющие аудиторскую деятельность.

Органы Аудиторской палаты:

Общее собрание членов Аудиторской палаты (высший орган) — включает всех членов палаты и проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 года. Решения общего собрания принимаются путем голосования: каждая аудиторская организация, каждый аудитор-ИП и аудитор, являющийся членом палаты, имеют по одному голосу. При этом аудиторские организации и аудиторы-ИП, привлекающие работников по трудовым договорам, получают дополнительное количество голосов, равное количеству аудиторов, для которых эти аудиторские организации и аудиторы-ИП являются основным местом работы.

Правление Аудиторской палаты (коллегиальный исполнительный орган) — в него входят 7 членов палаты, избираемые учредительным собранием, общим собранием сроком на 3 года. Исполнение членами правления своих обязанностей осуществляется на безвозмездной основе.

Председатель и заместитель председателя Аудиторской палаты — избираются членами правления Аудиторской палаты по согласованию с Министерством финансов, в том числе из числа лиц, не являющихся членами Аудиторской палаты, сроком на 3 года и включаются в состав правления Аудиторской палаты.

Имущество Аудиторской палаты будет формироваться за счет взносов ее членов, безвозмездной (спонсорской) помощи и иных источников в соответствии с законодательством.

При включении в члены Аудиторской палаты между Аудиторской палатой и новым членом заключается Соглашение о соблюдении принципов, правил и стандартов аудиторской деятельности.

Аудиторская палата вправе применять к аудиторским организациям, аудиторам-ИП меры воздействия в виде (п. 3 ст. 12 Закона):

a) предупреждения — в случае осуществления аудиторской организацией аудиторской деятельности с нарушением требования о минимальном количестве аудиторов в ее штате;

b) требования об уплате штрафа — основания применения и размеры устанавливаются палатой по согласованию с Минфином;

c) приостановления членства в Аудиторской палате в случаях:

      • оказания аудиторской организацией и аудитором-ИП, не соответствующими требованиям, установленным Совмином, услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (ИП) при их ликвидации;
      • непредставления аудиторской организацией и аудитором-ИП информации в палату о финансово-экономических показателях своей деятельности;
      • оказания аудиторской организацией аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, с нарушением требований, установленных Законом;
      • несвоевременной уплаты членом палаты квартальной суммы членских взносов;

d) исключения из членов Аудиторской палаты в случаях:

      • неустранения аудиторской организацией нарушений, повлекших ранее вынесенное предупреждение;
      • нарушения аудиторской организацией требований к руководителю организации, установленных Законом;
      • повторного совершения аудиторской организацией и аудитором-ИП нарушений, повлекших ранее приостановленное членство в палате;
      • выявления повторного нарушения аудиторской организацией и аудитором-ИП законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
      • неуплаты членом палаты годовой суммы членских взносов за текущий календарный год в полном объеме до его окончания.

4. Наблюдательный совет по аудиторской деятельности

Наблюдательный совет по аудиторской деятельности создается в целях организации создания Аудиторской палаты, координации и оценки ее деятельности, обеспечения реализации ее уставных целей и задач (ст. 13 Закона).

Читайте также:  Аудиторов обязали зарегистрироваться на сайте Росфинмониторинга

В состав Наблюдательного совета включаются представители аудиторских организаций, аудиторов-ИП, Минфина, Нацбанка, иных республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Совмину, ассоциаций (союзов) и учреждений образования, деятельность которых связана с экономическими и финансовыми вопросами, а также Аудиторской палаты.

Утверждение персонального состава Наблюдательного совета и назначение его председателя осуществляются Министерством финансов.

Исполнение членами Наблюдательного совета своих обязанностей осуществляется на безвозмездной основе.

5. Статус аудиторов, аудиторов-ИП, аудиторских организаций

Как было указано выше, аудиторы, аудиторы-ИП и аудиторские организации смогут приступать к осуществлению аудиторской деятельности с даты включения сведений о них в Аудиторский реестр (п. 2,4 ст. 7, п. 2 ст. 8 Закона).

Аудиторы-ИП и аудиторские организации будут обязаны вступать в члены Аудиторской палаты.

Аудиторы по-прежнему будут обязаны проходить аттестацию на право получения квалификационного аттестата (гл. 5 Закона).

Лица, не прошедшие аттестацию, теперь допускаются к ее повторному прохождению по истечение 3 месяцев со дня принятия Минфином решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора (ранее этот срок составлял 6 месяцев).

Законодатель уточнил требования к аудиторской организации, установленные предыдущей редакцией Закона (п. 1 ст. 8 Закона)

В частности, в новой редакции сохранится требования о количественном составе аудиторов — в штате аудиторской организации должно состоять не менее 5 аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы. При этом уточняется, что в случае прекращения с аудиторами трудовых договоров, повлекшего сокращение численности аудиторов до 4 и менее человек, аудиторская организация обязана в течение 2 месяцев со дня прекращения таких договоров обеспечить наличие в штате не менее 5 аудиторов, соответствующих указанным требованиям.

То же касается и руководителя аудиторской организации — в случае прекращения трудового договора с аудитором, осуществлявшим руководство аудиторской организацией, она обязана в течение 2 месяцев со дня прекращения такого договора обеспечить заключение трудового договора с новым руководителем.

Изменились требования к аудиторским организациям, оказывающим услуг по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности в соответствии с МСФО (п. 4 ст. 8 Закона):

теперь в ее штате должно быть не менее 3 аудиторов, имеющих специальную подготовку в области МСФО (ранее — не менее 2 аудиторов);

такая организация будет обязана не реже 1 раза в 3 года проходить внешнюю оценку качества ее работы * .

* До 1 января 2023 года услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности в соответствии с МСФО можно будет оказывать без прохождения внешней оценки качества.

Перечень оснований для аннулирования квалификационного аттестата аудитора станет закрытым (п. 1 ст. 31 Закона). Ранее основания для аннулирования могли устанавливаться не только Законом, но и актом Совмина.

Перечень пополнился таким основанием как «смерть физического лица, имеющего квалификационный аттестат аудитора, объявления его умершим».

6. Права и обязанности аудируемых лиц, заказчиков аудиторских услуг

В новой редакции Закона закреплено право аудируемых лиц и заказчиков аудиторских услуг требовать при заключении договора оказания аудиторских услуг наличия договора добровольного страхования гражданской ответственности аудиторской организации, аудитора-ИП за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности. В действующей редакции аналогичная норма отсутствует.

Законодателем конкретизирована обязанность аудиторских организаций и аудиторов-ИП сообщать собственнику имущества, а также учредителям (участникам) аудируемого лица, сведения, свидетельствующие о нарушении законодательства, в результате которого причинен либо может быть причинен ущерб физическому лицу, юридическому лицу, государству в размере, превышающем 1000 базовых величин.

В действующей редакции указанную информацию имеют право получить любые учредители / участники аудируемого лица (абз. 10 ст. 10). После вступления в силу новой редакции данное право смогут реализовывать только учредители / участники, которым принадлежит не менее 20 % акций (долей в уставном фонде) аудируемого лица (абз. 10 ст. 15 Закона).

Претерпела изменения и норма Закона, определяющая объем права аудируемых лиц и заказчиков аудиторских услуг на получение возмещения за убытки, причиненные в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных договором оказания аудиторских услуг. Так, в действующей редакции Закона сказано, что указанные лица вправе получить возмещение убытков, в том числе в случае последующего выявления контролирующими (надзорными) органами нарушений финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не выявленных в ходе оказания аудиторских услуг. Из новой редакции Закона данная норма исключена.

Изменился и перечень обязанностей аудируемых лиц. В частности, в новой редакции Закона получила закрепление их обязанность до заключения договора оказания аудиторских услуг предоставлять аудиторской организации, аудитору-ИП письменную информацию, необходимую для оценки возможности соблюдения принципа независимости (абз. 2 п. 2 ст. 18).

Отметим также, что из текста Закона исключен срок устранения нарушений, выявленных аудиторской организацией, аудитором-ИП и срок внесения соответствующих изменений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность и (или) налоговые декларации (расчеты). В действующей редакции установлен конкретный срок совершения указанных действий — 30 календарных дней с даты получения аудируемым лицом аудиторского заключения (абз. 4 ч. 2 ст. 13).

7. Осуществление аудиторской деятельности

Как и в действующей редакции, новая версия Закона включает в понятие «аудиторская деятельность» аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, а также иные аудиторские услуги. Однако если сейчас перечень таких иных аудиторских услуг устанавливается национальными правилами аудиторской деятельности, то теперь он будет закреплен в тексте Закона (ч. 2 п. 1 ст. 21).

Помимо осуществления аудиторской деятельности аудиторские организации и аудиторы-ИП могут оказывать профессиональные услуги. К уже существующему перечню профессиональных услуг в новой редакции закона добавилось проведение судебных экспертиз на основании специального разрешения (лицензии) на осуществление судебно-экспертной деятельности.

В перечень хозяйствующих субъектов, которые обязаны ежегодно проходить аудит годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской и (или) финансовой отчетности включены специальные финансовые организации. В настоящее время они также проходят ежегодный обязательный аудит в силу прямого указания п. 9 Положения о финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований) за счет средств, привлеченных путем эмиссии облигаций, либо с последующей эмиссией облигаций, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 11.05.2017 № 154 «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)». Однако прямого указания на это в тексте Закона не было.

Изменилась формулировка Закона, определяющая объем выручки юридического лица, при достижении которого оно обязано проводить аудит. Если ранее он составлял 5 000 000 евро в эквиваленте, то новая редакция Закона привязывает объем выручки к базовым величинам — обязательный аудит проводится при объеме выручки, превышающем 500 000 базовых величин на 31 декабря предыдущего отчетного года (п. 3 ст. 22) * .

* Применяется в отношении годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности начиная с отчетности за 2020 год.

Расширен перечень субъектов, не подпадающих под проведение обязательного аудита, — в него внесены организации потребительской кооперации (абз. 2 п. 5 ст. 22 Закона).

Изменения коснулись и такого принципа аудиторской деятельности, как принцип независимости.

Ранее аудитор-ИП не мог оказывать аудиторские услуги, если он либо его работник состоит в браке, близком родстве или свойстве с собственником имущества (учредителем, участником) аудируемого лица, его руководителем, бухгалтером или иным лицом, несущим ответственность за организацию и (или) ведение бухгалтерского, налогового и (или) иного учета, составление бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и (или) налоговых деклараций (расчетов) аудируемого лица (в том числе его филиала, представительства или иного обособленного подразделения). Аналогичный запрет был установлен и для аудиторских организаций, руководитель, аудитор либо иное должностное которого состоит в указанных отношениях.

Теперь запрет коснется не только родственников и свояков, но также лиц, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство с собственником имущества (учредителем, участником) аудируемого лица, его руководителем, бухгалтером или иным лицом, несущим ответственность за организацию и (или) ведение бухгалтерского, налогового и (или) иного учета, составление бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и (или) налоговых деклараций (расчетов) аудируемого лица (абз. 3, 5 п.3 ст. 27 Закона).

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 2019 года (N 307-ФЗ (редакция 2018-2019))

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» – N 307-ФЗ – рассматривает подробно такие темы, как квалификационный аттестат аудитора, аудиторское заключение и тайна, обязательный аудит, контроль качества работы аудиторских организаций, кодекс профессиональной этики аудиторов, независимость аудиторских учреждений и др. Определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в нашем государстве. Регламентирует особенности госконтроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов. Устанавливает основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора, права и обязанности индивидуального аудитора и аудиторской организации.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ был принят 24.12.2008 г.

Понравилась статья? Добавьте к себе:

😢 МРОТ с 1 января 2020 года составит 12 130 рублей(+850 руб). С 1 января 2019 года 11 280 рублей(+1,05%).

😢 С октября всем работодателям необходимо подать новую отчетность в Центр Занятости. Но потом ее отменили.

😊 С 1 июня 2018 года ФНС запустил сервис “Прозрачный бизнес”. Там будет раскрыта информация о штрафах, среднесписочной, налоговом режиме.

😢 В 2018, 2019, 2020 году платеж ИП (см.калькулятор) составит – 32 385, 36 238, 40 874 рублей.

😊 ИП на ЕНВД и ПСН отсрочили обязательное применение онлайн-ККМ до 1 июля 2019 года. Но не всем: см. таблицу. Стоимость патента и ЕНВД можно будет уменьшить на сумму покупки онлайн-ККМ. Но есть ограничение – возвратят не более 18 000 рублей за один ККМ.

В 2018 году с 39 до 61 увеличили количество видов деятельности (20% вместо 30% зарплатных налогов). См. полный список льготных видов деятельности. Но с 2019 года льготу отменяют.

Просим подписать петицию за сокращение отчетов для работодателей с 25 до 4 в год, на сайтах РОИ и change.org.

С 2017 года минимальный тариф в бухгалтерии Эльба 325 р/мес., есть также нулевой тариф и целый бесплатный год на новый год.

С 17 сентября 2018 года ставку рефинансирования (по ней считают пени) снизили с 7,25% до 7,5% – посчитать пени бесплатно можно тут.

Населенным пунктам с населением менее 10 000 разрешили использовать обычные ККМ вместо онлайн-касс. С 31 марта 2017 года продавцы пива и др.алкогольной продукции обязаны применять ККМ.

Программа расчета УСН Калькулятор-онлайн налога УСН: На сайте производится полный расчет всех показателей декларации УСН БЕСПЛАТНО.

Бухгалтерия онлайн(сейчас для новых 3 месяца в подарок) c возможностью отчетов через интернет, в электронном виде.

Программа расчета ЕНВД Калькулятор-онлайн налога ЕНВД: Расчет показателей декларации ЕНВД по базовой доходности и коэффициентам БЕСПЛАТНО.

Калькулятор зарплаты расчет зарплаты (и налога НДФЛ), больничного и пенсионных за определенный период.

Отчетность через Интернет от Контур для ИП на УСН и ЕНВД 167 р./месяц(30 дней бесплатно). При переходе с этого сайта и первой оплате – три месяца в подарок.

Адреса налоговых инспекций ИФНС Москвы, Петербурга и других городов России(налог.ру). Место регистрации ИП и регистрации ООО
в Москве в № 46 налоговой по адресу: 125373, г. Москва, Походный проезд, владение 3, корп.1, 5 этаж тел: +7(495) 400-32-78
в Петербурге в 15 налоговой: 197376, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, литер “О” (вход с Синопской набережной) тел: +7(812) 335-14-03

Адреса отделений пенсионного фонда Москвы, Петербурга и других городов России(pfrf.ru). Вы должны встать на учет в пенсионный в течении пяти дней после регистрации ИП или ООО

Консультант Плюс Самый полный и актуальный сборник документов(кодексы, законы, письма и пр.). База частично открыта, больше в нерабочее время.

праздники/выходные сокращенные отчеты/платежи

2019 год (IV кв.)
октябрь

пнвтсрчтптсбвс
123456
78910111213
14
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
    • Заплатить налог НДФЛ 13% за ИП *за третий квартал*
      Платежки и квитанции
    • Сдать новый расчет в Центр занятости о предпенсионерах
      Образец нового отчета в ЦЗ
16171819
  • 20
    • Подать декларацию ЕНВД *за III квартал*
      Декларация ЕНВД калькулятор+бланк
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(бумажный) за работников.
      Образец 4 ФСС
21222324
  • 25
    • Заплатить УСН *за 9 месяцев*
      Платежки и квитанции
    • Заплатить ЕНВД *за III квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию НДС *за III квартал*
      Образец декларации
    • Заплатить налог НДС *за III квартал*
      Платежки и квитанции
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(электронный) за работников.
      Образец 4 ФСС
2627
  • 28
    • Заплатить налог Налог на прибыль *за III квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию по Налогу на прибыль *за III квартал*
      Налог на прибыль для ООО.xls
29
  • 30
    • Ежеквартально: Подать расчет Единого социального страхового сбора(ЕССС) в ИФНС
      Образец отчета, штрафы
  • 31
    • Сдать декларацию 6-НДФЛ за работников в налоговую *за 9 месяцев*
      Образец 6-НДФЛ
ноябрь

пнвтсрчтптсбвс
123
45678910
11121314
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
1617
18192021222324
252627282930
декабрь

пнвтсрчтптсбвс
1
2345678
91011121314
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
16171819202122
23242526272829
30
  • 31
    • Заплатить ОПС ПФР за самого ИП (фиксированную часть) *за год*
      Платежки, квитанции и калькулятор
2020 год (I кв.)
январь

пнвтсрчтптсбвс
12345
6789101112
1314
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
    • Заплатить налог НДФЛ 13% за ИП *за четвёртый квартал*
      Платежки и квитанции
16171819
  • 20
    • Для всех налоговых режимов *годовая*
      Бланк(50 кб.) Сведения СРЕДНЕСПИСОЧНОЙ численности работников
    • Подать декларацию ЕНВД *за IV квартал*
      Декларация ЕНВД калькулятор+бланк
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(бумажный) за работников.
      Образец 4 ФСС
21222324
  • 25
    • Заплатить ЕНВД *за IV квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию НДС *за IV квартал*
      Образец декларации
    • Заплатить налог НДС *за IV квартал*
      Платежки и квитанции
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(электронный) за работников.
      Образец 4 ФСС
26
272829
  • 30
    • Ежеквартально: Подать расчет Единого социального страхового сбора(ЕССС) в ИФНС
      Образец отчета, штрафы
31
февраль

пнвтсрчтптсбвс
12
3456789
1011121314
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
16
17181920212223
242526272829
март

пнвтсрчтптсбвс
  • 1
    • Подать новую годовую отчетность в ПФР – СЗВ-Стаж и ОДВ-1
      Образец СЗВ-Стаж
    • Сдать декларацию 2-НДФЛ за работников в налоговую *годовая*
      Образец 2-НДФЛ
    • Сдать декларацию 6-НДФЛ за работников в налоговую *за год*
      Образец 6-НДФЛ
    • Сдать отчет в ПФР *за год*
      Отчет РСВ-2 крестьянских хоз.(ИП не нужно)
2345678
91011121314
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
16171819202122
2324252627
  • 28
    • Заплатить налог Налог на прибыль *за год*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию по Налогу на прибыль *за год*
      Налог на прибыль для ООО.xls
29
  • 30
    • Подать бухгалтерскую отчетность: Форма №1 Баланс *за год*. Бланк: Бухгалтерский баланс.XLS
    • Подать бухгалтерскую отчетность: Форма №2 Отчета о прибылях и убытках *за год*. Бланк: Отчет о прибылях и убытках.XLS
  • 31
    • Для Организаций(не ИП): Заплатить УСН *за год*
      Платежки и квитанции
    • Для Организаций(не ИП): Подать декларацию УСН *за год*
      Декларация УСН калькулятор+бланк
2020 год (II кв.)
апрель

пнвтсрчтптсбвс
12345
6789101112
1314
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
    • Подтверждение вида в ФСС
16171819
  • 20
    • Подать декларацию ЕНВД *за I квартал*
      Декларация ЕНВД калькулятор+бланк
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(бумажный) за работников.
      Образец 4 ФСС
21222324
  • 25
    • Заплатить УСН *за I квартал*
      Платежки и квитанции
    • Заплатить ЕНВД *за I квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию НДС *за I квартал*
      Образец декларации
    • Заплатить налог НДС *за I квартал*
      Платежки и квитанции
    • Ежеквартально: Отчет 4-ФСС НС и ПЗ(электронный) за работников.
      Образец 4 ФСС
26
27
  • 28
    • Заплатить налог Налог на прибыль *за I квартал*
      Платежки и квитанции
    • Подать декларацию по Налогу на прибыль *за I квартал*
      Налог на прибыль для ООО.xls
29
  • 30
    • Для ИП: Заплатить УСН *за год*
      Платежки и квитанции
    • Для ИП: Подать декларацию УСН *за год*
      Декларация УСН калькулятор+бланк
    • Сдать декларацию 3-НДФЛ ИП *годовую*
      Платежки и квитанции
    • Ежеквартально: Подать расчет Единого социального страхового сбора(ЕССС) в ИФНС
      Образец отчета, штрафы
    • Сдать декларацию 6-НДФЛ за работников за 3 месяца в налоговую.
      Образец 6-НДФЛ
май

пнвтсрчтптсбвс
123
45678910
11121314
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
1617
18192021222324
25262728293031
июнь

пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
  • 15
    • Ежемесячно: Заплатить НДФЛ 13% за работников(в день выдачи зарплаты).
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: подать СЗВ-М отчетность в ПФР.
      Образец отчета, штрафы
    • Ежемесячно: Заплатить в ЕССС(ПФР и ФСС) за работников.
      Платежки и квитанции
    • Ежемесячно: Заплатить в ФСС от НС за работников.
      Платежки и квитанции
161718192021
22232425262728
2930
Читайте также:  ВС РФ высказался об астренте и добросовестности суда

Сегодня: 25 января, 20 г. суббота – 14:28:49 МСК

Калькулятор зарплаты
НДФЛ, ПФР, ФСС и пр
Расчет платежа ИП
За любой день и год
ИП или ООО? Что лучше?
Цветная таблица отличий
Базы организаций
Проверить контрагентов
Калькулятор декретных
По дням и по зарплате
Расчет ЕНВД
Расчет и вывод декларации
ПСН для ИП
Всё о Патенте для ИП
Контур.Норматив
Самый большой справочник
Калькулятор отпускных
По дням и по зарплате
Расчёт налогов
Расчет всех налогов онлайн
Налоговый календарь
Когда подавать отчеты
Отчётность через интернет
Сервис экономящий время
Все ссылки для бизнеса

ИП Забелин Леонид Викторович

Адрес: 344038, г.Ростов-на-Дону, пр-т. Ленина, д. 48

Федеральный закон №307-ФЗ от 30.12.2008
“Об аудиторской деятельности” Актуальная редакция закона 307-ФЗ от 26.11.2019 с изменениями, вступившими в силу с 26.11.2019

2. Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее – реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является. “,”uri”:”/zakon/fz-307/st3.html”,”uid”:”b14d8b8c-edd4-11e6-b146-001e8c1a846c”,”is_complete”:false>”>

2. Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций. “,”uri”:”/zakon/fz-307/st4.html”,”uid”:”b14d8b8d-edd4-11e6-b146-001e8c1a846c”,”is_complete”:false>”>

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам; “,”uri”:”/zakon/fz-307/st5.html”,”uid”:”b14d8b8e-edd4-11e6-b146-001e8c1a846c”,”is_complete”:false>”>

2. Аудиторское заключение должно содержать:

1) наименование “Аудиторское заключение”; “,”uri”:”/zakon/fz-307/st6.html”,”uid”:”b14d8b8f-edd4-11e6-b146-001e8c1a846c”,”is_complete”:false>”>

1) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемого лица, его руководителем, главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, в том числе составление бухгалтерской (финансовой) отчетности; “,”uri”:”/zakon/fz-307/st8.html”,”uid”:”b14d8b91-edd4-11e6-b146-001e8c1a846c”,”is_complete”:false>”>

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия; “,”uri”:”/zakon/fz-307/st9.html”,”uid”:”b14d8b92-edd4-11e6-b146-001e8c1a846c”,”is_complete”:false>”>

2. Аудиторская организация, аудитор обязаны: “,”uri”:”/zakon/fz-307/st10.html”,”uid”:”b14d8b93-edd4-11e6-b146-001e8c1a846c”,”is_complete”:false>”>

1) сдало квалификационный экзамен; “,”uri”:”/zakon/fz-307/st11.html”,”uid”:”b14d8b94-edd4-11e6-b146-001e8c1a846c”,”is_complete”:false>”>

1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным статьей 11 настоящего Федерального закона; “,”uri”:”/zakon/fz-307/st12.html”,”uid”:”b14d8b95-edd4-11e6-b146-001e8c1a846c”,”is_complete”:false>”>

1) самостоятельно определять формы и методы оказания аудиторских услуг на основе стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, оказывающей аудиторские услуги; “,”uri”:”/zakon/fz-307/st13.html”,”uid”:”b14d8b96-edd4-11e6-b146-001e8c1a846c”,”is_complete”:false>”>

1) требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов; “,”uri”:”/zakon/fz-307/st14.html”,”uid”:”b14d8b97-edd4-11e6-b146-001e8c1a846c”,”is_complete”:false>”>

2. Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются:

1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

2) принятие нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность и (или) предусмотренных настоящим Федеральным законом; “,”uri”:”/zakon/fz-307/st15.html”,”uid”:”b14d8b98-edd4-11e6-b146-001e8c1a846c”,”is_complete”:false>”>

2. Совет по аудиторской деятельности осуществляет следующие функции:

1) рассматривает вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности; “,”uri”:”/zakon/fz-307/st16.html”,”uid”:”b14d8b99-edd4-11e6-b146-001e8c1a846c”,”is_complete”:false>”>

2. Предметом государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов является соблюдение саморегулируемыми организациями аудиторов требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов. “,”uri”:”/zakon/fz-307/st22.html”,”uid”:”b14d8b9f-edd4-11e6-b146-001e8c1a846c”,”is_complete”:false>”>

1) аудиторские организации, аудиторы обязаны выполнить установленные настоящим Федеральным законом требования к членству в саморегулируемых организациях аудиторов, кроме того, аудиторские организации должны также привести свои учредительные документы в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона; “,”uri”:”/zakon/fz-307/st23.html”,”uid”:”b14d8ba0-edd4-11e6-b146-001e8c1a846c”,”is_complete”:false>”>

Федеральный закон 307 об аудиторской деятельности

Развитие аудиторского рынка РФ на принципах добросовестной конкуренции, систематическое повышение уровня аудита, создание условий для повышения конкурентоспособности всех профильных организаций — это важные задачи, которые обязана обеспечить Российская Федерация, для чего Дума приняла Федеральный закон №307 об аудиторской деятельности (с этой же целью был принят 275 ФЗ «О государственном оборонном заказе» в 2018 году).

ФЗ 307 об аудиторской деятельности — последняя редакция с изменениями 2018

307 федеральный закон об аудиторской деятельности выполняет эффективное регулирование деятельности профильных организаций, предпринимателей-аудиторов (вроде появления налоговых каникул для ИП). Данный нормативный правовой акт определил, что аудиторская деятельность — это выполнение аудита, то есть проверка бухгалтерской отчетности для выражения объективного стороннего мнения о ней, также сюда входит любая сопутствующая услуга, комплекс таких услуг (а для борьбы со взятками в этой сфере и был разработан и доработан ФЗ 273, подробнее описанный здесь).

Отдельная статья ФЗ 307 об аудиторской деятельности отменила обязательное в прошлом лицензирование, ему на смену пришло саморегулирование, то есть каждая коммерческая аудиторская организация сможет работать только получив членство в какой-либо саморегулирующейся организации, поэтому так приходится делать обязательно (подобные правила были внесены и в процедуру оценки труда, описанную в соответствующем федеральном законе под номером 426: детали тут). Также есть обязательный принцип для организаций, которым нужна проверка: настоящий закон требует, чтобы аудитор был независим от заказчика — аудировать с невысокой степенью независимости нельзя, это снижает риск того, что аудитор будет принимать неправильные решения, давать не правдивые пояснения выполняя анализ бухучета, другие задачи (это, частично, рассматривается и ФЗ 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который можно найти здесь).

Повышают стандарт качества жесткие требования к уставному капиталу таких организаций, есть правило, которое говорит, что быть аудитором можно только с безупречной репутацией, должен быть соответствующий стаж работы в сфере у желающего работать самостоятельно. Регламентирован порядок деятельности, который должны выполнять каждая саморегулируемая организация.

О последних изменениях в УК РФ ст 159 можно прочесть тут:

Когда принят закон 307 ФЗ об аудиторской деятельности

Данный российский закон принят в конце декабря 2008 г, дата вступления в силу — тот же декабрь. В новой редакции действует уже достаточное время — с мая 2017 г., тогда ФЗ №403 об внесении изменений в отдельные законодательные акты изменил ст. 1, а именно ее часть 2, 4, 7, внес уточнения в другие пункты.

Комментарии к 307 федеральному закону

Если текст этого документа окажется непонятным, то для уточнения нужных моментов лучше использовать комментарии и разъяснения, которые бесплатно можно посмотреть нажав по ссылке ниже или использовать навыки онлайн-консультанта, который владеет всей свежей информацией, поэтому разъяснит тонкости, которые имеет Федеральный закон 307 ФЗ об аудиторской деятельности.

Читайте также:  Порядок заключения договора на проведение аудита (нюансы)

О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ

Последние новшества в данный закон внес ФЗ от декабря 2014 года, номер его 403. Поскольку он вносил изменения в разные документы, то его озаглавили так: Федеральный Закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты.

Краткое содержание изменений федерального закона об аудиторской деятельности

Новый закон требует по-новому определять:

  1. Какие есть случаи для проведения обязательного аудита;
  2. Порядок проведения аудита организации, которая заработала за год менее 1 млрд рублей, теперь такое юр. лицо должны обязательно проверять представители малого, среднего бизнеса.

Также определен список лиц, которые могут вносить в суд вопрос о признании аудита заведомо ложным.

О бухгалтерском учете

Нужно знать, что объем отчетности, которую надо проверять определяет другой документ — о бухгалтерском учете, он также является ФЗ. Согласно него бухгалтерский учет — это совокупность:

  1. Бух. баланса;
  2. Отчета, подтверждающего прибыль, убыток;
  3. Приложений (если они есть у каких-либо основных разделов);
  4. Пояснительной записки;
  5. Аудита, если он обязателен для учета.

Положение Федерального закона 307 изменяющее сроки оплаты услуг ЖКХ

Этот документ принят для существенного усиления платежной дисциплины при расчете за все потребленные ресурсы. Ним предусмотрены пени, штрафы, причем для всех плательщиков. Для людей они смягчены, например, за первый месяц долга пени не будет. Затем до 90-го дня будет начисляться 1/300 ставки рефинансирования, далее 1/130. Увеличено наказание за самовольное подключение организаций, людей к сетям. Также указаны другие основы сферы, чтобы граждане не считали, что это тайна, например, есть положение, изменяющее сроки оплаты.

Данный закон об укреплении дисциплины базируется на нормах других нормативных актов, например, всей правовой базе о предоставлении коммунальных услуг ЖКХ, также на профильных законах о ресурсах (об электроэнергетике, других), на актах о платежной дисциплине, даже на ФЗ о ветеранах. Поэтому он не противоречит законодательству.

Принят 307 ФЗ об аудиторской деятельности в начале ноября 2015 г.

ФЗ 307 об аудиторской деятельности с последними изменениями

В настоящее время — время бурно развивающейся рыночной экономики — трудно представить более-менее крупную компанию, которая может вести свою деятельность без услуг аудиторских экспертов. Работа аудиторов включает в себя проверку отчетности бухгалтеров, налоговых деклараций, платежной документации и других видов финансовых документов.

Основываясь на рекомендациях и заключениях аудита, предприниматели обеспечивают своему бизнесу большую безопасность и стабильность, поскольку аудит позволяет выявить слабые места в финансовой деятельности фирмы и своевременно их устранить.

Что представляет собой 307 ФЗ?

Федеральный закон N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в декабре 2008 года.

Закон N 307-ФЗ об аудиторской деятельности является основным нормативным актом, регулирующим аудит в России. Закон содержит все базовые понятия, существующие в сфере аудиторской деятельности, такие как: аудит, аудитор, аудиторская организация и др., обозначает права, обязанности и ответственность сторон, раскрывает требования по аттестации и так далее.

Структурно закон о деятельности в сфере аудита представлен 26-ю статьями. Рассмотрим краткое содержание, перечислив его основные аспекты:

  • Понятие аудиторской деятельности;
  • Законодательная база;
  • Аудитор, аудиторская организация;
  • Обязательный аудит;
  • Аудиторское заключение;
  • Стандарты аудиторской деятельности и профессиональный кодекс;
  • Независимость специалистов и организаций в сфере аудиторской деятельности;
  • Аудиторская тайна;
  • Контроль качества работы, в том числе внешний, осуществляемый уполномоченным федеральным контрольным органом;
  • Квалификационный аттестат. Основания и порядок его аннулирования;
  • Права и обязанности индивидуальных аудиторов и профильных организаций;
  • Права и обязанности заказчика аудита и лица, в отношении которого он проводится;
  • Государственное регулирование;
  • Совет по аудиторской деятельности, профильные саморегулируемые организации, требования к членству в СРО;
  • Ведение реестра исполнителей в сфере аудиторской деятельности и государственного реестра саморегулируемых организаций;
  • Дисциплинарные и иные меры, применяемые в отношении аудиторов;
  • Государственный надзор за СРО в сфере аудиторской деятельности.

За время своего существования, закон о деятельности в сфере аудита претерпевал многократные изменения (более 15 изменяющих документов). Действующая ныне редакция закона датируется маем 2017 года. Рассмотрим подробнее.

Также прочтите последние изменения в ФЗ 61. Ссылка здесь:

Новые поправки

С выходом в мае 2017 года Федерального закона N 96-ФЗ «О внесении изменений…», в закон об аудиторской деятельности были введены очередные поправки, коснувшиеся сразу восьми статей в той или иной мере.

В части 4 статьи 5 ФЗ-307 было прописано, что договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской отчетности большинства государственных учреждений и предприятий (полный список см. в тексте закона об аудите, ссылка на скачивание дана в последнем подзаголовке статьи) заключается по результатам открытого конкурса, который проводится не реже, чем один раз в пять лет.

Часть 7 статьи 10 ФЗ-307 была сокращена. Второе предложение, гласившее о том, что порядок назначения и проведения проверки аудиторской фирмы, оформление ее результатов и перечень типовых вопросов устанавливает уполномоченный федеральный орган, — было исключено.

Часть 8 статьи 10 о плановой внешней проверке качества работы аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов была изложена в другой редакции, пополнившись пунктами 1 и 2. Такая проверка осуществляется саморегулируемой организацией начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об исполнителе в сфере аудиторской деятельности в реестр:

  1. В отношении аудиторских фирм, которые проводят обязательный аудит бухотчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 закона — не чаще раза в год и не реже одного раза в три года;
  2. Проверка индивидуальных аудиторов и профильных компаний — также не чаще раза в год и не реже одного раза в 5 лет.

Части 9 и 11 статьи 10 ФЗ-307 были признаны утратившими силу. В части 10 той же статьи закона были исключены слова «или уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору».

Закон 307-ФЗ об аудите и аудиторской деятельности также был дополнен статьей 10.1 о внешнем контроле качества работы аудиторских организаций, проводимом государственным контрольным органом. В статье дается ссылка на ч. 3 ст. 5, очерчивающую круг организаций, входящих в эту категорию. Также в статье прописан порядок уведомления о начале оказания услуг по проведению обязательного аудита, периодичность плановых проверок аудиторских фирм, основания для внеплановой проверки, максимальный срок проведения плановой и внеплановой проверок, основания для его продления и обязательство контролирующего органа информировать о результатах проверки соответствующую саморегулируемую организацию. Подробнее читайте в тексте закона об аудиторской деятельности.

Пункт 6 части 1 статьи 12 об основаниях и порядке аннулирования квалификационного аттестата аудитора был дополнен пунктом «б.1». Аттестат может быть аннулирован по причине неосуществления аудитором своей профильной деятельности в течение 3 лет подряд. К числу исключений из данного правила отнесли должностных лиц уполномоченного федерального органа по контролю и надзору и его территориальных органов, осуществляющих внешний контроль качества работы аудиторских фирм, проводящих обязательный аудит бухотчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 настоящего закона.

Пункт 3 части 5 статьи 16 после слов «в сфере развития предпринимательской деятельности,» был дополнен словами «уполномоченного федерального органа по контролю и надзору».

Пункт 4 части 5 статьи 16 ФЗ-307 был изменен. Таким образом, представители от саморегулируемых организаций аудиторов, входящие в состав совета по аудиторской деятельности, подлежат ротации один раз в три года.

Часть 9 статьи 19 ФЗ-307 была дополнена словами «если иное не предусмотрено настоящим законом».

Пункт 5 части 6 статьи 20 о мерах дисциплинарного воздействия был дополнен. К списку нарушений, способных повлечь за собой последствия в виде предписания, направленного СРО аудиторов, членом которой является исполнитель, допустивший нарушение, с требованием об исключении сведений о данной аудиторской организации из реестра, добавилось нарушение требований части 2 статьи 10.1. Чтобы понять всю суть, советуем ознакомиться с полным текстом статьи.

Также статья 20 закона была дополнена частями 6.1 и 6.2. Саморегулируемые организации, работающие в сфере аудиторской деятельности, при получении предписаний, предусмотренных пунктами 3 — 5 ч. 6 ст. 20, обязаны внести соответствующую запись в реестр в течение 7 рабочих дней с момента получения. Данные предписания отправляются уполномоченным федеральным контрольным органом письмом с уведомлением о вручении либо иным путем, позволяющим зафиксировать факт и дату их вручения.

Часть 9.2 статьи 23 также была признана утратившей силу.

Рассмотрим подробнее отдельные статьи настоящего федерального закона.

Статья 5 закона 307-ФЗ об обязательном аудите.

Часть 1 статьи 5 закона обозначает круг компаний и обстоятельств, при которых те подпадают под обязательный аудит:

  • Акционерное общество;
  • Ценные бумаги участвуют в организованных торгах;
  • Кредитные, страховые, клиринговые компании, профессиональные участники рынка ценных бумаг, общества взаимного страхования, организаторы торговли, негосударственные пенсионные и иные фонды, управляющие компании акционерных инвестиционных фондов (кроме государственных внебюджетных);
  • Компании, выручка которых от продажи продукции, выполнения работ или оказания услуг за предыдущий год превысила 400 млн. руб. либо сумма активов бухгалтерского баланса на конец года составила более 60 млн. руб. Исключением являются органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и унитарные предприятия, а также сельскохозяйственные кооперативы и их союзы;
  • Если компания представляет (раскрывает) годовую сводную бухгалтерскую отчетность. Исключениями также являются органы госвласти и местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, государственные и муниципальные учреждения;
  • Иные организации. Подробнее в справочной информации по обязательному аудиту (ст. 5 307 ФЗ).

Часть 2 статьи предписывает, что обязательный аудит должен проводиться каждый год.

Часть 3 5-ой статьи настоящего закона ограничивает круг компаний, аудит бухгалтерской отчетности которых вправе осуществлять только аудиторские организации. Это компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, кредитные и страховые учреждения, негосударственные пенсионные фонды и компании с долей государственной собственности в уставном фонде не менее 25%. Также лишь аудиторские фирмы вправе осуществлять аудит финансовой отчетности, включенной в проспект ценных бумаг, и консолидированной отчетности.

Часть 4 статьи 5 закона об аудите гласит о том, что договор на проведение обязательной аудиторской проверки финансовой отчетности определенных компаний заключается на основе результата открытого конкурса в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере госзакупок, не реже одного раза в пять лет. К числу таких относятся организации, в уставном капитале которых доля госсобственности — не менее 25 %, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Часть 5 статьи 5-ой рассматриваемого закона обозначает, что если объем выручки от продажи компании, которая подлежит аудиторской проверке, не превысил за предыдущий год одного млрд. руб., то в открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита обязательно должны участвовать аудиторские организации, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

Часть 6 статьи 5 ФЗ-307 прописывает обязательность внесения результатов обязательного аудита в Единый реестр сведений о фактах деятельности юрлиц. Это обязательство ложится на заказчика аудита.

В сообщении должны быть указаны сведения об аудируемом лице и аудиторе:

  • Наименования, ФИО;
  • Идентифицирующие данные (ИНН, ОГРН для юрлиц, СНИЛС при их наличии);
  • Перечень бухгалтерской отчетности, по которой проводился аудит и период, за который она была составлена;
  • Мнение исполнителя аудита о достоверности финансовой отчетности с указанием существенных обстоятельств, если таким образом не будут раскрыты государственные или коммерческие тайны.

В качестве ремарки следует также затронуть такое понятие, как инициативный аудит аудит, проводимый по заказу руководства. Проводится по той же методике, что и обязательный. Его целью является выражение мнения независимого проверяющего о достоверности финансовой отчётности. Основное отличие инициативного аудита в том, что проверка проводится по желанию заказчика услуг аудитора.

Собственно закон об аудит. деятельности не содержит такого понятия как «инициативный аудит». Как инициативный, так и обязательный аудиты должны соответствовать федеральным стандартам. Если инициативный аудит необходим исключительно для внутреннего пользования (проводится по заказу управления или собственников), и нет необходимости в аудиторском заключении, такую проверку целесообразнее провести в ином формате, например, как контроль соблюдения налогового законодательства и правил бухгалтерского учета.

В статье 8 закона 307-ФЗ о независимости аудиторских организаций и аудиторов затрагиваются следующие вопросы:

  • При каких обстоятельствах не может проводиться аудит;
  • Каким образом определяются порядок выплаты и размер денежного вознаграждения за проведение аудита (в т. ч. обязательного);
  • Прописана функция СРО аудиторов по принятию одобренных советом правил независимости аудиторов, а также право включать при этом собственные дополнительные требования;
  • Запрет на действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов или создающие потенциальный риск такой ситуации. Говоря кратко, у аудитора не должно существовать заинтересованности, которая способна повлиять на мнение и заключение.

Скачать последнюю редакцию закона

В этой статье мы постарались раскрыть основные положения закона, наиболее важные аспекты, такие как обязательный аудит и независимость аудиторской деятельности, а также рассмотрели последние поправки, внесенные в мае текущего года.

Однако чтобы разобраться в основных нормативно-правовых нюансах данной сферы, предлагаем скачать Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «Об аудиторской деятельности».

Ссылка на основную публикацию