Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Нормативное регулирование аудита представляет собой многоуровневую систему. Каждый уровень включает перечень нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в России. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности представлена в табл. 4.

Первый (верхний) уровень включает Закон об аудите (аудиторской деятельности), который принят 7 августа 2001 г. Закон об аудиторской деятельности в России относится к основным законодательным актам. В нем изложены положения, которые позволяют осуществлять общее правовое регулирование аудиторской деятельности в России.

В дополнение к Закону «Об аудиторской деятельности» принимаются различные дополнительные нормативные документы, регулирующие и уточняющие частные вопросы осуществления аудиторской деятельности. Эти нормативные документы формируют второй уровень системы нормативного регулирования аудита. Это приказы, положения, письма по вопросам лицензирования, аттестации, предоставления информации и отчетов по результатам осуществления аудиторской деятельности.

К документам третьего уровня, регулирующим аудиторскую деятельность в России, относятся федеральные правила (стандарты). Они определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Правила (стандарты) аудиторской деятельности — это единые требования к порядку осуществления аудиторской деяТаблица 4. Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России

Уровни регулирования аудита

Виды и наименования нормативных документов

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 г.

Определение места, цели и задач аудиторской деятельности, порядка осуществления и оформления результатов аудита

Подзаконные акты в области регулирования аудиторской деятельности

Регулирование вопросов лицензирования аудиторской деятельности, проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, предоставление информации и отчетности о деятельности аудиторских фирм и аудиторов

Пересматриваются и дополняются по мере необходимости в соответствии с Законом № 119-ФЗ

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Определение положений регулирования аудиторской деятельности, обязательных для соблюдения всеми аудиторскими фирмами и аудиторами

Осуществляется работа по замене ранее принятых аудиторских стандартов федеральными стандартами, разработанными в соответствии с международными стандартами аудита

Правила (стандарты) аккредитованных аудиторских профессиональных объединений

Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности, в том числе на уровне объединений, министерств

Разрабатываются аккредитованными аудиторскими профессиональными объединениями и министерствами для осуществления отраслевого аудита

Внутрифирменные аудиторские правила (стандарты)

Использование при проведении аудита и оказании сопутствующих аудиту услуг

Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

тельности, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Четвертый уровень включает внутренние стандарты профессиональных аудиторских объединений, а также нормативные акты министерств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права.

Пятый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество аудита и престиж аудиторских фирм.

Важнейшими направлениями развития системы регулирования аудиторской деятельности на ближайшую перспективу являются: завершение формирования основного комплекта федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и поддержание его в актуальном состоянии; совершенствование внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; повышение требований к организации внутреннего контроля качества аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; развитие саморегулирования аудиторской профессии.

Реформирование аудита в РФ связано с внесением изменений в федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Подготовка новой редакции федерального закона «Об аудиторской деятельности» внесет определенные изменения в порядок и организацию аудиторской деятельности. В проект закона внесены положения, предусматривающие существенные изменения в системе регулирования аудиторской деятельности и аудиторской профессии. Основная направленность этих изменений — развитие саморегулирования профессии и обеспечение общественного надзора за ее развитием.

Законопроект предусматривает передачу ряда важнейших функций регулирования аудиторской профессии и аудиторской деятельности от уполномоченных государственных органов само- регулируемым организациям. Среди таких функций — предоставление права заниматься аудиторской деятельностью, разработка федеральных стандартов аудиторской деятельности и кодекса профессиональной этики, внешний контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов, организация системы непрерывного повышения квалификации аудиторов и контроль за соблюдением ими соответствующих требований, принятие мер ответственности к аудиторским организациям и аудиторам.

Для соблюдения нормативных документов в области аудита осуществляется государственный контроль за аудиторской деятельностью. Перечень контролирующих органов и их полномочия установлены Законом «Об аудиторской деятельности».

Общий контроль качества аудита осуществляет уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации.

Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:

  • • издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
  • • организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • • организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;
  • • организация системы надзора за соблюдением лицензионных требований и условий;
  • • контроль за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • • определение объема и разработка порядка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;
  • • ведение государственных реестров аттестованных аудиторов аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров;
  • • аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка

аудиторской деятельности функционирует совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе. Совет в предварительном порядке рассматривает все важнейшие вопросы государственной политики в сфере аудиторской деятельности, уделяет большое внимание вопросам аттестации и повышения квалификации аудиторов и внешнему контролю качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, рассматривает результаты и перспективы рынка аудиторских услуг и деятельности аудиторских объединений.

Деятельность Совета является открытой. Информация о его заседаниях и принятые им решения публикуются на официальном Интернет-сайте Минфина России. Там же публикуются одобренные Советом документы.

В последнее время ведется подготовка к реформированию Совета и постепенному преобразованию его в орган общественного надзора за аудиторской профессией.

В регионах, областях и городах регулирование аудиторской деятельности осуществляют аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение — саморегулируемое объединение аудиторов, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, которое действует на некоммерческой основе. При Минфине России аккредитованы следующие аудиторские объединения: Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБР), Аудиторская палата России (АПР), Московская аудиторская палата (МоАП), Российская коллегия аудиторов (РКА), Институт профессиональных аудиторов России (ИПАР). По экспертной оценке в настоящее время членами аудиторских объединений являются более 70 % аудиторских организаций, фактически ведущих аудиторскую деятельность, и порядка трети аудиторов, фактически занятых в аудиторской деятельности.

Исходя из Федерального закона «Об аудиторской деятельности» основными видами деятельности аудиторских объединений являются:

  • 1) разработка правил (стандартов) профессиональной деятельности и соответствующего методического обеспечения ее;
  • 2) внешний контроль качества работы членов;
  • 3) повышение профессионального мастерства членов;
  • 4) контроль соблюдения аудиторами требований, установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Планомерно, по мере становления и укрепления аудиторских объединений Минфин России передает им потенциально избыточные для государства функции регулирования аудиторской деятельности и аудиторской профессии. На это направлены и рассматриваемые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации поправки в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». Функции аудиторских объединений планируется расширить, в частности:

  • 1) разработка и установление требований к членству аудиторов и аудиторских организаций в саморегулируемом аудиторском объединении;
  • 2) привлечение к ответственности членов саморегулируемого аудиторского объединения за нарушение устава, федеральных стандартов аудиторской деятельности, Кодекса профессиональной этики аудиторов;
  • 3) представление интересов членов саморегулируемого аудиторского объединения в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам, связанным с аудиторской деятельностью, бухгалтерским учетом и бухгалтерской отчетностью;
  • 4) организация повышения квалификации членов саморегулируемого аудиторского объединения;
  • 5) обеспечение информационной открытости деятельности своих членов.

В соответствии с проектом закона «Об аудиторской деятельности» саморегулируемое аудиторское объединение вправе устанавливать в отношении аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, которые являются членами этого саморегулируемого аудиторского объединения, обязательные требования обеспечения их ответственности, в том числе посредством страхования, при осуществлении аудиторской деятельности.

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации

Правовое регулирование

В соответствующих правовых и законодательных документах сосредоточены положения по организации аудиторской деятельности, проведению аттестации и повышению квалификации аудиторов. К основным документам, обеспечивающим нормативное регулирование и функционирование системы аудиторской деятельности в Российской Федерации, относятся: ГК; НК; Закон о бухгалтерском учете; Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” от 30.12.2008 № 307-ΦЗ; Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”; Положение о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утв. приказом Минфина России от 17.11.2010 № 153н; Порядок создания единой аттестационной комиссии, утв. приказом Минфина России от 27.05.2010 № 51н; Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опыта, сложившегося в мировой практике, в которой можно выделить две различные концепции регулирования аудиторской деятельности.

Первая получила распространение в таких европейских странах, как Австрия, Испания, Франция, Германия. Здесь аудиторская деятельность строго регламентируется административными органами. На них фактически возлагаются функции государственного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция характерна для англоязычных стран (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в определенном смысле саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется преимущественно общественными аудиторскими объединениями.

В России система нормативного регулирования аудиторской деятельности находится в стадии становления. Среди представленных концепций и систем регулирования наиболее целесообразной представляется многоуровневая система нормативного регулирования аудиторской деятельности. Эта система включает в себя четыре основных уровня (табл. 1.3.1). На схеме эти уровни расположены сверху вниз и показывают виды документов, область регулирования и степень их разработанности.

Уровень I включает в себя Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ΦЗ, который является одним из основных законодательных актов и определяет место аудита в финансово-хозяйственной деятельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государственный финансовый контроль превалировал над другими видами контроля. Принятие Закона позволяет считать, что становление аудита в России состоялось.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации

Уровни регулирования

Виды и наименования нормативных документов

Область регулирования и использования

Степень разработанности

Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” от 30.12.2008 № 307-ΦЗ

Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг

Федеральные стандарты (разработано и утверждено 34 правила (стандарта))

Законодательные и подзаконные нормативные акты

Устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Разработаны в соответствии с федеральным законодательством нормативные документы в области аттестации и лицензирования аудиторской деятельности и др.

Внутренние правила (стандарты) саморегулируемых аудиторских организаций

Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне саморегулируемых аудиторских организаций

Разрабатываются саморегулируемыми аудиторскими организациями

Нормативные документы министерств и федеральных служб

Регулирование специфических особенностей аудита по видам: общий, страховой, инвестиционных институтов, банковский

Министерствами и федеральными службами принят и разрабатывается ряд документов по видам аудита

Внутренние регламенты (аудиторские стандарты)

При проведении осязательного аудита и сопутствующих аудиту и прочих услуг

Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

К документам уровня II, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации, относятся те, которые определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для исполнения субъектами рынка. Сюда включаются и федеральные стандарты. В настоящее время разработано и утверждено 33 федеральных стандарта.

Уровень III системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен внутренними стандартами саморегулируемых аудиторских организаций. Основное назначение стандартов – установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности и прежде всего арбитражным судом. К уровню III относятся нормативные акты министерств и федеральных служб, устанавливающие правила аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам налогообложения, финансов, бухгалтерского учета, хозяйственного права и др.

Уровень IV включает в себя внутренние (внутрифирменные) регламенты (стандарты) аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных стандартов и практики аудита. Содержание и форма таких документов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.

В связи с принятием Закона о СРО в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ серьезное внимание уделено СРО аудиторов и связанным с этим организационными вопросам, ведению реестров аудиторов и СРО аудиторов и др.).

Остановимся на некоторых положениям данного Закона.

Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в Российской Федерации. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: ГК, НК, Закона о бухгалтерском учете, Закона о СРО и др.

Закон включает 26 статей, в которых отражены основные понятия: аудиторская деятельность, сопутствующие аудиту услуги, прочие аудиторские услуги, аудитор, аудиторская организация, саморегулируемая аудиторская организация и др.

В Законе установлены:

  • – права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг;
  • – критерии проведения обязательного аудита;
  • – понятие аудиторской тайны;
  • – сущность стандартов аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное;
  • – понятие Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Кроме того, в Законе разъяснено, что следует понимать под независимостью аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, как осуществляется контроль за работой аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, что такое квалификационный аттестат аудитора, каковы основания и порядок его аннулирования.

Семь статьей Закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая сущность государственного регулирования аудиторской деятельностью, Совета по аудиторской деятельности, СРО аудиторов, требований к членству в такой организации, ведению реестров аудиторов и др.

Отметим некоторые принципиальные отличия нового Федерального закона “Об аудиторской деятельности” от прежнего.

  • 1. Проведение обязательного аудита. Согласно Федеральному закону от 30.12.2008 № 307-ΦЗ обязательный аудит может проводится и индивидуальными аудиторами – кроме организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торговых фондовых биржах и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности. Для этих организаций обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями (ч. 3 ст. 5).
  • 2. Численность аудиторской организации. Теперь численность аудиторов, являющихся работниками такой организации, должна быть не менее трех (ч. 2 ст. 18).
  • 3. Общественные организации аудиторов. Такие организации создаются в виде саморегулируемых некоммерческих организаций аудиторов. Квота для создания такой организации включает не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций (ч. 3 ст. 17).
  • 4. Обязательность членства аудиторов и аудиторских организациях в саморегулируемой некоммерческой организации аудиторов. По существу такое членство заменяет собой лицензирование аудиторской деятельности (ст. 3,4, 17, 18). При этом членами СРО должны быть как физические лица (аудиторы), так и юридические лица (индивидуальные аудиторы и аудиторские организации).
  • 5. Состав услуг, оказываемых аудиторами и аудиторскими организациями. Теперь они подразделяются на аудит, сопутствующие аудиту услуги и прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги. Аудит (имеется в виду внешний аудит) подразделяется на обязательный, инициативный и аудит по специальным заданиям. Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности (ч. 4 ст. 1).
  • 6. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ΦЗ утверждаются уполномоченным федеральным органом. В соответствие Федеральным законом от 07.08.2001 № 119-ФЗ такие стандарты утверждались Правительством РФ.
Читайте также:  Представление аудитором сведений о клиентах в Росфинмониторинг — не нарушение аудиторской тайны

До утверждения уполномоченным федеральным органом федеральных стандартов аудиторской деятельности, предусмотренных федеральным законом, обязательными для аудиторских организаций, аудиторов являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные до дня вступления в силу федерального закона, т.е. федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696. Кроме того, при осуществлении аудиторской деятельности применяются правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Комиссией при Президенте РФ по аудиторской деятельности (с учетом решения Совета по аудиторской деятельности при Минфине России от 25.09.2008).

Приведенный перечень изменений касается преимущественно общих положений. Отметим также, что по ряду статей Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ должны быть дополнительно приняты новые законодательные документы и проведены определенные мероприятия.

В связи с этим нам представляется, что Минфин России как уполномоченный федеральный орган совместно с создаваемыми СРО (очевидно, в первую очередь получают возможность перейти в СРО действующие профессиональные аудиторские объединения) должны направлять свои усилия на решение следующих первоочередных задач:

  • – определить порядок “пересдачи” квалификационных экзаменов на квалификационный аттестат аудитора в упрощенном порядке;
  • – решить вопросы для осуществления профессиональной аудиторской деятельности ранее аттестованными аудиторами в соответствии с ранее выданными (до 1 января 2011 г.) квалификационными аттестатами аудиторов;
  • – определить формирование, наполнение и сохранность компенсационного фонда СРО, а также правила и условия осуществления выплат из него, гарантии возврата выплаченных средств;
  • – установить возможность действительного, а не формального волеизлияния членов СРО (недопущение манипуляции их голосами);
  • – более четко определить перспективы создания и регистрации СРО аудиторов;
  • – дать рекомендации по установлению размеров “сборов” с аудиторов и аудиторских организаций (взносы в СРО и компенсационный фонд СРО, оплата стоимости контроля качества и т.п.).

Нормативная поддержка Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ обеспечивается в основном действующими федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, приказами Минфина России и другими документами (см. табл. 1.3.2).

Нормативная правовая поддержка Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ

Номер, наименование статьи Закона

Нормативные и законодательные акты в поддержку данной статьи

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

Налог на прибыль

НДС

Налоги

НДФЛ

Налог на имущество юрлиц

Налог на имущество физлиц

Налог на землю

Транспортный налог

Акцизы, НДПИ

Страховые взносы

Авансовые отчеты

Готовая продукция и товары

Пособие по временной нетрудоспособности

Затраты на производство

Капитал

Основные средства

Нематериальные активы

Денежные средства

Финансовые вложения, кредиты, займы, расчеты

Расходы будущих периодов

Производственные запасы

Учетная политика

Внутренний контроль

ВЭД

Кадровый учет

Финансовые результаты

Помощь в решении бухгалтерских задач

Виды экономических преступлений в области таможенного дела

Участники производства по делу о нарушении таможенных правил

Производство по делам о нарушениях таможенных правил

Виды административных правонарушений в области таможенного дела

Понятие и состав нарушения таможенных правил

Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц

Изучаем налогообложение

Форум ответов

О главном

Вечно нужное

Заметок в базе: 3033
Комментариев: 157

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России

Автор: Методический материал

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в России

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России находится на этапе становления, что обусловлено проведением организационно-правовой структуры аудиторской деятельности в соответствии с ФЗ.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности включает 5 уровней:

1 уровень Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119 ФЗ. ФЗ является основным законодательным актом, регулирующим аудиторскую деятельность.

Он определил место аудита как равноправного и необходимого элемента финансово-хозяйственной деятельности.

В законе установлено понятие аудита, аудиторской деятельности, определена цель, задачи, сформулированы требования, предъявляемые к аудиторам и аудиторским организациям, их права и обязанности, а также права и обязанности аудируемых лиц.

В законе дано определение обязательного аудита и установлены критерии его проведения.

Закон определил понятие конфиденциальности, аудиторской тайны и установил ответственность за ее несоблюдение.

Законом установлен порядок регулирования аудита в РФ.

2 уровень Документы, которые разрабатываются на основе Федерального Закона:

постановления, приказы Президента, Правительства, Министерства финансов, которые дополняют и разъясняют отдельные вопросы аудиторской деятельности.

3 уровень Федеральные стандарты (правила) аудиторской деятельности, основное назначение которых заключается в установлении единых норм аудиторской деятельности, которые должны быть однозначно приняты всеми сторонами финансово-хозяйственной отношений, включая Арбитражный суд.

В стандартах содержатся основные правила проведения проверки и составления аудиторского заключения.

С их помощью аудитор может определить порядок проведения, методику исходя из конкретных ситуаций.

В настоящее время наравне с федеральными стандартами аудиторской деятельности работают правила (стандарты) аудиторской деятельности, принятые до принятия ФЗ.

4 уровень Внутренние стандарты (правила) Профессиональных аудиторских объединений, которые обязательны для своих членов.

Требования этих стандартов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и не должны им противоречить.

К этому уровню также относятся отраслевые нормативные документы, регламентирующие порядок аудиторских проверок в соответствующих отраслях (направлениях).

5 уровень Внутрифирменные аудиторские стандарты, которые разрабатываются аудиторскими организациями и аудиторами самостоятельно. Они необходимы для технической реализации требований федеральных стандартов.

Внутрифирменные стандарты призваны обеспечить единый контроль в проведении аудиторской проверки в данной аудиторской форме.

Внутрифирменные стандарты, как правило, носят конфиденциальный характер, т.к. содержат прогрессивную методику и рациональные способы организации аудиторской деятельности.

Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ

Регулирование правовых аспектов

В существующих государственных административных документах находятся правила и нормы, регулирующие аудиторскую деятельность, переподготовку, дополнительные курсы и также оценку работы аудиторов. К главным протоколам, регулирующим нормативно-правовые аспекты аудиторской деятельности в России, относятся:

  • ГК;
  • НК;
  • Закон о бухгалтерском учете;
  • Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” от 30.12.2008 № 307-ΦЗ;
  • Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”;
  • Положение о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утвержденный приказом Минфина России от 17.11.2010 № 153н;
  • Порядок создания единой аттестационной комиссии, утвержденный приказом Министерства финансов России от 27.05.2010 № 51н;
  • Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в России

Организация деятельности аудиторов в Российской Федерации происходит на основе опыта мировой практики и международных отношений. В ней выделяется две основные концепции ведения и управления аудиторской деятельностью.

Первая концепция получила широкое распространение в таких странах Европы, как Австрия, Испания, Германия и Франция, где деятельность аудиторов строго подконтрольна административной власти. Они на государственном уровне осуществляют контроль за функционированием аудиторских компаний.

Вторую концепцию чаще всего используют в США и Великобритания, где характерно в большей мере самостоятельное регулирование аудиторской деятельности, которая в основном ориентирована на требования инвесторов, кредиторов и акционеров. Она регулируется с помощью общественных аудиторских объединений.

В Российской Федерации система нормативно-правового регулирования деятельности аудиторов только начинает развиваться и формироваться. Из двух существующих концепций и механизмов управления самой подходящей является система нормативного регулирования деятельности аудиторов, состоящая из четырех уровней (таблица 1.3.1). В таблице эти самые уровни располагаются по порядку, и иллюстрируют уровни госрегулирования, виды и наименования нормативных документов, область регулирования и использования и, также, степень их разработанности.

Первый уровень состоит из Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ, одного из основных нормативно-правовых актов, определяющий роль аудиторской деятельности в финансово-хозяйственной отрасли, и являющаяся её необходимым равноправным элементом. В этой стране это считается очень важным, ведь исторически сложилось так, что контроль государства всегда имел верх над другими видами контроля и принятие такого закона дало шанс аудиторской деятельности на существование и функционирование на законных основаниях.

Таблица 1. Система нормативно-правового регулирования аудита в России

Уровни регулирования

Виды и наименования нормативных документов

Область регулирования и использования

Степень разработанности

Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” от 30.12.2008 № 307-ΦЗ

Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системе

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

Определяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услуг

Федеральные стандарты (разработано и утверждено 34 правила (стандарта))

Законодательные и подзаконные нормативные акты

Устанавливают общие положения по регулированию аудиторской деятельности для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Разработаны в соответствии с федеральным законодательством нормативные документы в области аттестации и лицензирования аудиторской деятельности и др.

Внутренние правила (стандарты) саморегулируемых аудиторских организаций

Регулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне саморегулируемых аудиторских организаций

Разрабатываются саморегулируемыми аудиторскими организациями

Нормативные документы министерств и федеральных служб

Регулирование специфических особенностей аудита по видам: общий, страховой, инвестиционных институтов, банковский

Министерствами и федеральными службами принят и разрабатывается ряд документов по видам аудита

Внутренние регламенты (аудиторские стандарты)

При проведении осязательного аудита и сопутствующих аудиту и прочих услуг

Разрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

Ко второму уровню документации, которая регулирует деятельность аудиторов в России относится та, которая освещает основные вопросы по регуляции аудиторской деятельности, необходимые для реализации аудиторами. Сюда также включены 33, разработанные и утвержденные на сегодняшний день, федеральных стандарта.

Третий уровень системы нормативно-правового регулирования деятельности аудиторов представляет собой внутренние стандарты саморегулируемых организаций с деятельностью аудиторской направленности. Главной задачей этих стандартов является закрепление норм аудиторской деятельности, которые однозначно трактуются как субъектами финансово-хозяйственной отрасли, так и арбитражными судами. Также к этому уровню относятся нормативно-правовые акты всех министерств и федеральных организаций, которые регулируют аудиторскую деятельность в определенных отраслях, организациях и также касаемо конкретных вопросов налогообложения, финансов, бухгалтерского учета и других отраслей.

Четвертый уровень состоит из внутренних регламентов и внутрифирменных стандартов деятельности аудиторов, которые разрабатываются аудиторскими компаниями и индивидуальными аудиторами основываясь на федеральных стандартах и практике аудиторской деятельности. Суть и шаблон документации такого рода является индивидуальной разработкой каждой из организаций, и на их основе можно определить уровень и репутацию аудиторской фирмы.

Закон о Саморегулируемых организациях (СРО)

Принятие Закона о Саморегулируемых организациях в Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-ФЗ обратило внимание на такие аспекты, как СРО аудиторов и связанные с этим организационные вопросы, ведению реестра аудиторов и СРО аудиторов и другие.

Обратим внимание на некоторые аспекты Закона о СРО. Он является концептуальным документом, в котором собраны нормативно-правовые положения деятельности аудиторов в России. Вместе с ним следует также рассматривать и другие правовые документы, относящиеся к узкому виду деятельности, например ГК, НК, Закон о бухгалтерском учете, Закон о СРО и другие.

Закон состоит из 26 статей, которые отражают основные определения: аудиторская деятельность, прилагающиеся к аудиту услуги, дополнительные услуги аудиторов, аудитор, аудиторская фирма, СРО (саморегулируемая организация) и другие.

Основными положениями закона регулируются:

Права и обязанности аудиторских фирм и их клиентов, с которым был заключен договор на предоставление аудиторских услуг.

Факторы, которые необходимо учитывать при проведении аудита.

Суть различных стандартов деятельности аудиторов, заключения аудиторского процесса, и также заведомо ложное заключение.

Сущность Кодекса профессиональной этики аудиторов.

Помимо этого, Закон поясняет, что именно стоит понимать как аудиторскую независимость, аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы, осуществление контроля деятельности аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов, квалификационный аттестат аудитора, и также существую ли основания для его аннулирования и каков порядок этого процесса.

В Законе о СРО есть 7 статей, которые освещают вопросы управления аудитом, и также акцентируется внимание на государственном регулировании, участие Совета по аудиторской деятельности, саморегулируемых организаций аудиторов, требованиям, предъявляемых участникам данной организации и ведения специальных реестров аудиторов.

Также существуют некоторые существенные отличия недавно принятого Федерального закона “Об аудиторской деятельности” от предыдущего.

Проведение обязательного аудита. В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ΦЗ обязательный аудит имеют право проводить не только аудиторские фирмы, но и индивидуальные аудиторы. Но не считая те организации, которые пустили свои ценные бумаги в оборот на торговых фондовых биржах и в других организациях, которые занимаются торговлей на рынке ценных бумаг, и также в кредитных и страховых организациях, пенсионных фондах, которые не имеют отношения к государству, организациях, у которых уставной капитал на государственную собственность составляет минимум 25%, различных государственных корпорациях и компаниях и консолидированных отчетах. Таким организациям обязательный аудит проводится только аудиторскими фирмами (часть 3, статья 5).

Количество работников в аудиторской фирме. На данный момент компания должна состоять минимум из 3 человек (часть 2, статья 18).

Общественные организации аудиторов. Организации такого типа учреждаются в виде саморегулируемых некоммерческих организаций аудиторов. Количество членов такой организации: минимум 700 физических лиц, и, минимум 500 коммерческих компаний (часть 3, статья 17).

Обязательное наличие членства в саморегулируемой некоммерческой организации, как для индивидуальных аудиторов, так и для аудиторских фирм. Данное членство является заменой лицензирования аудиторской деятельности (статьи 3, 4, 17, 18). При этом существует условие, что членами таких организаций должны быть как физические, так и юридические лица.

Компоненты услуг, которые оказывают аудиторы. В данном законе появилось распределение на аудит, дополняющие аудит, услуги и другие услуги, связанные с данной деятельностью. Внешний аудит делится на обязательный, инициативный и аудит по специальным задачам. Список услуг регламентируется федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности утверждаются специальным федеральным органом в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ΦЗ. По предыдущему Федеральному закону от 07.08.2001 № 119-ФЗ они утверждались Правительством Российской Федерации.

До ратификации федеральных аудиторских стандартов, предусмотренных федеральным законом, соответствующим федеральным органом, обязательными для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов являются федеральные правила, утвержденные до дня, когда в силу вступает федеральный закон, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 № 696. Помимо этого, при аудите применяются стандарты, утвержденные Комиссией при Президенте Российской Федерации по аудиторской деятельности (с учетом решения Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов России от 25.09.2008).

Данный список изменений относится в основном к общим положениям. Также важно, что по ряду статей Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ в скором времени должны быть утверждены дополнительные законодательные документы.

В соответствии с этим, Министерство финансов России, как федеральный орган, руководящий сферой аудиторской деятельности, в сотрудничестве с СРО должны направить все свое внимание на следующие аспекты:

Определение порядка сдачи квалификационных экзаменов для получения и подтверждения аттестата аудитора в более упрощенном порядке.

Решение вопросов, связанных с осуществлением законной аудиторской деятельности аудиторами, которые ранее проходили аттестацию (до 1 января 2011 года) и получили квалификационные аудиторские аттестаты.

Определение формирования, наполнения и сохранности компенсационного фонда СРО, и также правил и условий осуществления выплат из этого фонда и гарантий возврата выплаченных средств.

Установление возможностей фактического, а не только формального голосования членов СРО (отсутствие возможности манипуляций голосами).

Четкое определение перспектив оформления и регистрации СРО аудиторов.

Наличие рекомендаций по учреждению суммы “сборов” с аудиторов и аудиторских фирм (взносы в СРО и компенсационный фонд СРО, оплата стоимости контроля качества и другие).

Читайте также:  Аудиторов обяжут передавать сведения о подозрительных клиентах

Нормативная поддержка Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ обеспечивается действующими федеральными стандартами аудиторской деятельности, приказами Министерства финансов России и другими документами (таблица 1.3.2).

Знание Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ΦЗ необходимо индивидуальным аудиторам, руководителям аудиторских фирм, бухгалтерам предприятий, юристам, экономистам и другим специалистам, которым адресованы его нормы, сотрудникам государственного аппарата, финансовых и налоговых органов.

Таблица 2. Нормативная правовая поддержка Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ

Номер, наименование статьи Закона

Нормативные и законодательные акты в поддержку данной статьи

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 24 “Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами”

№ 30 “Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации”;

№ 31 “Компиляция финансовой информации”;

№ 33 “Обзорная проверка финансовой (бухгалтерской) отчетности” Международный стандарт финансовой отчетности № 1

ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации”, утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н

Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, которые регулируют аудиторскую деятельность

Законы о СРО, о бухгалтерском учете, Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” и др.

указы Президента РФ постановления Правительства РФ нормативные акты федеральных органов исполнительной власти нормативные акты субъектов РФ федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности

ст. 1, 5, 8, 10, 13, 18, 19, 20 Закона

Временное положение о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации

Кодекс этики аудиторов России ст. 8, 10, 11, 12, 13, 20 Закона № 307-ΦЗ

Федеральные законы “О бухгалтерском учете”, “О банках и банковской деятельности”, “Об организации страхового дела в Российской Федерации”, “О негосударственных пенсионных фондах”, “О потребительской кооперации”, “Об акционерных обществах” ст. 1,6 Закона федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 2 “Документирование аудита”; № 3 “Планирование аудита”; № 5 “Аудиторские доказательства”; № 10 “События после отчетной даты”; № 22 “Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника”

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 10; № 22 Российское правило (стандарт) аудиторской деятельности “Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям”

Стандарты аудиторской деятельности и Кодекс профессиональной этики аудиторов

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности Международные стандарты аудита Кодекс этики аудиторов России Кодекс этики профессиональных бухгалтеров – членов ИПБ России, утв. решением Президентского совета Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, протокол от 26.09.2007 № 09/-07)

Независимость аудиторской организации, аудиторов

ст. 13, 17, 18, 20 Закона

федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 22 Кодекс этики аудиторов России

Контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности № 7; № 34 “Контроль качества услуг в аудиторских организациях” ст. 17, 19, 20, 23 Закона приказ Росстата от 06.09.2010 № 306 “Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере торговли, услуг, туризма, транспорта и связи, правонарушений”

Квалификационный аттестат аудитора

Положение о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, утв. приказом Минфина России от 17.11.2010 № 153н; Порядок создания единой аттестационной комиссии, утв. приказом Минфина России т 27.05.2010 № 51н; Российское правило (стандарт) аудиторской деятельности “Образование аудитора”

Основания и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора

Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

ст. 4, 8, 18, 20, 23 Закона

Права и обязанности аудируемого лица и лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг

ст. 13, 5, 6, 9 Закона

Государственное регулирование аудиторской деятельности

ст. 16-18, 21-23 Закона приказ Минфина России от 07.03.2002 № 47 “Об утверждении Положения о Департаменте организации аудиторской деятельности Министерства финансов Российской Федерации”

Совет по аудиторской деятельности

ст. 15, 23 Закона

Положение о Совете по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации

Саморегулируемый организации аудиторов

ст. 2-4, 7, 10, 11, 15, 18, 19-23 Закона

Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов

Ведение реестра аудиторов и аудиторских организации

ст. 3, 4, 17 Закона

Меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов

ст. 3, 4 Закона Закон о СРО КоАП

Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ

План лекций

Тема 2 Нормативное регулирование аудиторской деятельности

1 Система нормативного регулирования аудиторской деятельности

2 Федеральный закон РФ “Об аудиторской деятельности”

3 Аудиторские стандарты

4 Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности

5 Лицензирование аудиторской деятельности

6 Права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных

7 Права и обязанности аудируемых экономических субъектов

8 Аудиторская тайна

9 Ответственность аудиторов и аудиторских организаций

В системе нормативного регулирования аудиторской деятельности происходит процесс определения прав и обязанностей органов, регулирующих аудиторскую деятельность, определение роли и функций государственных и общественных аудиторских организаций.

В настоящее время в РФ сформировалась многоуров­невая система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

Эта система включает 4 уровня (табл.2.1).

Уровни регулиро-ванияВиды и наименования нормативных документовОбласть регулированияСтепень разработанности
IФедеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001Определяет место, цель и задачи аудита в финансово-экономической системеЗакон принят
IIФедеральные правила (стандарты) аудиторской деятельностиОпределяют общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, обязательные для всех объектов, устанавливают нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудиторских услугФедеральные стандарты разрабатываются (вместо них пока действую 38 российских правил (стандартов))
Законодательные и подзаконные нормативные актыРазрабатываются и приводятся в соответствие с ФЗ нормативные документы в области аттестации аудиторской деятельности
IIIПравила (стандарты )аудиторских аккредитованных профессиональных объединенийРегулирование специфических вопросов аудиторской деятельности на уровне объединений, министерств и ведомствРазрабатываются аккредитованными аудиторскими объединениями
Министерствами и ведомствами принят ряд документов по специфическим видам аудита
IVВнутрифирменные аудиторские стандартыИспользуются аудиторами при проведении аудита и сопутствующих аудиту услугРазрабатываются аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами

Первый уровень представлен Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 07.08.2001 (к ред. от 30.12.2004 г.).

Второй уровень составляют постановления Правительства, указы Президента, приказы, распоряжения и письма федерального органа, уполномоченного регулировать аудиторскую деятельность, принятые на основании и во исполнение федерального закона. Данные документы регулируют вопросы лицензирования и аттестации аудиторской деятельности, а также правила работы профессиональных различных аудиторских объединений и совета по аудиторской деятельности при уполномоченном органе.

Также второй уровень представлен Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 696 от 23.09.2002 г. Данные стандарты являются общеобязательными для всех субъектов аудиторской деятельности (аудиторов), так как устанавливают единые нормы проведения аудита.

Третий уровень – это стандарты профессиональ­ных аудиторских объединений, которые являются обязательными для их членов, а также требования различ­ных министерств и ведомств при проведении аудита предприятий конкретных отраслей.

Четвертый уровень включает в себя внутрифирменные стандарты, которые разрабатываются аудиторскими орга­низациями самостоятельно. Содержание и форма этих документов являются прерогативой аудиторской фирмы и направлены на повышение качества и престижа на рынке аудиторских услуг.

В соответствии с Федеральным законом «Об ауди­торской деятельности» регулирование аудиторской дея­тельности в РФ осуществляется следующими органами:

• уполномоченным федеральным органом государ­ственного регулирования аудиторской деятельности;

• советом по аудиторской деятельности при уполно­моченном федеральном органе;

• аккредитованными профессиональными объедине­ниями.

Уполномоченным федеральным органом государствен­ного регулирования аудиторской деятельности, в соответ­ствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 г. № 80, является Министерство финансов РФ.

Основные функции уполномоченного органа определены ст. 18 Закона «Об аудиторской деятельности»:

• издание в пределах своей компетенции норматив­ных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

• организация разработки и представление на утвер­ждение Правительства РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

• организация в установленном законодательством порядке системы аттестации, обучения, повышения квалификации аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;

• организация системы надзора за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

• контроль над соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

• определение объема и порядка представления упол­номоченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных ауди­торов;

• ведение государственных реестров аттестованных аудиторов, аудиторских организаций, индивидуаль­ных аудиторов, профессиональных аудиторских объединений, учебно-методических центров, предо­ставление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

• аккредитация профессиональных аудиторских объ­единений.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности создан совет по аудиторской деятельности при Минфине РФ. Положение о Совете утверждено приказом Минфина России от 03.06.2002 № 47н.

Совет по аудиторской деятельности согласно ст. 19 Закона «О6 аудиторской деятельности»:

• принимает участие в подготовке и предваритель­ном рассмотрении основных документов аудитор­ской деятельности и проектов решений уполномо­ченного федерального органа;

• разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пере­сматривает и выносит на рассмотрение уполномо­ченным федеральным органом;

• рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объедине­ний и вносит соответствующие рекомендации на рас­смотрение уполномоченного федерального органа;

• осуществляет иные функции в соответствии с по­ложением о совете по аудиторской деятельности.

Члены совета по аудиторской деятельности утверждаются руководителем Минфина по представлению аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, федеральных органов исполнительной власти, научных организаций и высших учебных заведений. В со­став совета по аудиторской деятельности включаются представители федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональ­ной деятельности организаций, подлежащих обязатель­ному аудиту.

Представительство аккредитованных про­фессиональных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51% от общего состава совета. В состав совета по ауди­торской деятельности должны входить представители государственных органов, Центрального банка Российс­кой Федерации (Банка России) и пользователей ауди­торских услуг.

Согласно При­каза Минфина РФ от 29.04.2002 г. № 38н «Об утверж­дении Временного положения о порядке аккредитации профессиональных аудиторских объединений при Ми­нистерстве финансов Российской Федерации»: Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение – это саморегулируемое объединение аудито­ров, индивидуальных аудиторов, аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации в целях обеспечения условий ауди­торской деятельности своих членов и защиты их интересов, действующее на некоммерческой основе, ус­танавливающее обязательные для своих членов внутрен­ние правила (стандарты) аудиторской деятельности и профессиональной этики, осуществляющее систематиче­ский контроль за их соблюдением, получившее аккреди­тацию в уполномоченном федеральном органе

Профес­сиональное аудиторское объединение, членами которого являются не менее 1000 аттестованных аудиторов и/или не менее 100 аудиторских организаций, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление о своей аккредитации.

Под аккредитацией в уполномоченном федеральном органе понимаются официальное призна­ние и регистрация этим органом профессиональных ауди­торских объединений.

Любая аудиторская организация и любой индивидуальный аудитор могут являться членами, по крайней мере, одного аккредитованного профессионального аудиторского объединения.

Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения имеют право:

• участвовать в аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, проводимой уполномо­ченным федеральным органом;

• в соответствии с квалификационными требования­ми уполномоченного федерального органа разра­батывать учебные программы и планы, осуществ­лять профессиональную подготовку аудиторов;

• самостоятельно или по поручению уполномоченно­го федерального органа проводить проверки каче­ства работы аудиторских организаций или инди­видуальных аудиторов, являющихся их членами; по итогам проведенных проверок применять меры воздействия к виновным лицам и/или обращаться в уполномоченный федеральный орган с мотиви­рованным ходатайством о наложении взыскания на таких лиц;

• ходатайствовать перед уполномоченным федераль­ным органом о выдаче претендентам квалифика­ционных аттестатов аудитора;

• ходатайствовать перед уполномоченным федераль­ным органом о приостановлении действия и анну­лировании квалификационного аттестата аудитора в отношении своих членов;

• ходатайствовать перед уполномоченным федераль­ным органом о выдаче, приостановлении действия и аннулировании лицензии в отношении своих чле­нов;

• обращаться в совет по аудиторской деятельности с предложениями по регулированию аудиторской деятельности;

• содействовать развитию профессии аудитора и по­вышению эффективности аудиторской деятельно­сти в Российской Федерации;

• защищать профессиональные интересы аудиторе! в органах государственной власти Российской Фе­дерации и субъектов Российской Федерации, су­дах и правоохранительных органах;

• разрабатывать и издавать литературу и периоди­ческие издания по аудиту и сопутствующим ему услугам;

• представлять интересы аудиторов в профессиональных международных организациях аудиторов;

• осуществлять иные функции, определенные упол­номоченным федеральным органом.

В настоящее время в Российской Федерации созданы профессиональные аудиторские объединения: Аудиторская палата России (АПР), Институт профессиональных аудиторов (ИПА), Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ), аудиторские палаты Москвы, Санкт-Петербурга и др.

Организационно-правовая структура аудиторской деятельности в Российской Федерации представлена на рис. 2.

2 Федеральный закон РФ “Об аудиторской деятельности”

Развитие и становление аудита в России прошло несколько этапов.

Первый этап (1987-1993 гг.) характеризовался, с одной стороны, директивным характером создания аудиторских организаций (1987 – создание первой аудиторской организации “Интераудит”), с другой – стихийным характером зарождения аудиторской деятельности (подготовка кадров, неупорядоченная выдача первых сертификатов и лицензий в период 1990-1993 гг.).

Второй этап (декабрь 1993 г. до принятия Федерального закона “Об аудиторской деятельности” – август 2001 г.) – период становления российского аудита, в процессе которого большую роль сыграли Временные правила аудиторской деятельности, утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г., постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 482 “Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности” и ряд других документов.

Была начата и проводилась работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, созданы аудиторские общественные объединения и аудиторские фирмы, начата работа по проведению обязательных аудиторских проверок и оказанию сопутствующих аудиту услуг.

Принятие Федерального закона “Об аудиторской деятельности” (№ 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.) знаменует новый (третий) этап аудиторской деятельности в РФ. Значение закона состоит, прежде всего в том, что он подтвердил окончательное становление системы российского аудита и создал перспективы его дальнейшего развития. Аудит занял свое место среди других видов финансового контроля, и, наконец, Россия может считаться страной, имеющей непременный атрибут рыночной экономики – аудит.

Закон был подготовлен рабочей группой с участием представителей МФ РФ, профессиональных аудиторских объединений, их региональных структур, работников научных учреждений и вузов и аудиторов-практиков.

Закон представляет собой концептуальный документ, в котором сосредоточены правовые и нормативные положения аудиторской деятельности в РФ. Он должен рассматриваться в контексте других важнейших правовых документов: Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, Федерального закона “О бухгалтерском учете”, Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” (в ред. от 12.05.2000 г.) и др.

Федеральный закон включает 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующих аудиту услуг, аудитора и аудиторской организации. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и/или лиц, заключивших договор оказания аудиторских услуг.

В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понятие аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определен порядок осуществления контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, аттестации аудиторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

Три статьи закона посвящены вопросам управления аудиторской деятельностью, включая описание уполномоченного федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

В законе определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите. В соответствии с Федеральным законом должны быть приведены в соответствие все нормативные акты по аудиторской деятельности (по аттестации, лицензированию и др.) в РФ.

Читайте также:  Последние изменения в ФЗ об аудиторской деятельности

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АУДИТОРСКОЙ

2.1. Нормативное регулирован ие ау диторской деятельности

Поскольку результаты аудиторской проверки являются основой множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В некоторых из них ( например во Франции) в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью. В других странах (США, Англия) этот процесс регулируется общественными профессиональными аудиторскими организациями. На международном уровне профессиональные организац ии ау диторов сотрудничают с помощью Международной федерации бухгалтеров, которая вырабатывает рекомендации, касающиеся различных аспектов аудиторской деятельности.

Организация и методика аудиторской деятельности в России формируется на основе опыта, сложившегося в мировой практике. Система нормативного регулирования в Российской Федерации в целом и по аудиторской деятельности в частности состоит из четырех уровней документов (таблица № 2).

Нормативные документы, регулирующие аудиторскую

деятельность в Российской Федерации

Виды и наименования

Федеральный закон РФ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001г. № 119-ФЗ, иные федеральные законы, указы Президента РФ.

Регулируют отношения, возникающие при осуществлен ии ау диторской деятельности.

Постановления Правительства РФ, нормативные документы уполномоченного федерального органа, осуществляющего государственное регулирован ие ау диторской деятельности.

Содержат нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности.

Правила (стандарты) аудиторских аккредитованных профессиональных объединений.

Регулируют специфические вопросы аудиторской деятельности на уровне объединений.

Внутренн ие ау диторские стандарты.

Используются аудиторами при проведен ии ау дита и сопутствующих аудиту услуг.

Документами первого уровня являются федеральные законы, указы Президента РФ, содержащие нормы законодательства об аудиторской деятельности. Федеральный закон – нормативный правовой акт, принятый Государственной Думой, одобренный Советом Федерации, подписанный Президентом России и обнародованный в установленном порядке.

К таким документам относятся: закон РФ «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001г. № 119-ФЗ, «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ, а так же это такие нормативные документы как Налоговый Кодекс Российской Федерации, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, законодательство о бухгалтерском учете и другие документы, используемые в ходе аудиторских проверок.

Закон об аудиторской деятельности в Российской Федерации относится к основным законодательным актам. В нем отражаются основные понятия и аспекты аудиторской деятельности, сопутствующ ие ау диту услуги, аудитора и аудиторских организаций. Приведены права и обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также права и обязанности аудируемых лиц и лиц, заключивших договор на оказан ие ау диторских услуг.

В законе дано определение обязательного аудита и приведены критерии его проведения, определено понят ие ау диторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского заключения, включая заведомо ложное. Рассмотрено понятие независимости аудиторов и аудиторских организаций. Определен порядок осуществления контроля работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, аттестац ии ау диторов и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности. Определена ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об аудите.

К иным федеральным законам, регулирующим аудиторскую деятельность в Российской Федерации относится закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Этот закон определяет участников процесса лицензирования и детализирует полномочия лицензирующих органов.

Документами второго уровня, регулирующими аудиторскую деятельность в Российской Федерации, являются постановления Правительства РФ, в которых содержатся нормы законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, касающихся таких аспектов:

· порядка проведения открытых конкурсов на заключение договора оказания аудиторских услуг организациям, уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%;

· федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

· положения о федеральном органе, уполномоченном осуществлять государственное регулирован ие ау диторской деятельности;

· правила обмена квалификационных аттестатов аудитора;

· лицензирован ие ау диторской деятельности.

Документами второго уровня системы нормативного регулирования являются федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности. Основное назначение документов этого уровня состоит в установлении норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, и прежде всего арбитражем.

Все аспекты аудиторской деятельности, права и обязанности аудиторов и предприятий, пользующихся их услугами, должны пониматься однозначно, стандарты аудита регулируют взаимоотношен ия ау диторских фирм, предприятий, налоговых и других служб, проверяющих законность деятельности предприятий, а также учитываться в арбитражном процессе.

В настоящее время разработаны и постоянно дополняются Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые позволяют более подробно детализировать технолог ию ау диторских проверок в рамках нормативно-правовой базы. Все федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, разработаны с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском.

Первые шесть федеральных правил (стандартов) утверждены постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г . № 696. До настоящего времени разработаны и действуют 23 правила (стандарта) аудиторской деятельности.

Федеральные правила (стандарты) утверждаются Правительством РФ и являются обязательными как для аудиторов, так и для аудируемых лиц.

Внутренние правила (стандарты) действуют в профессиональных аудиторских объединениях и организациях и их требования не могут быть ниже или противоречить требованиям федеральных правил (стандартов).

Документы третьего уровня включают стандарты профессиональных аудиторских объединений, устанавливающие правила организац ии ау диторской деятельности и проведения аудита для членов таких объединений.

Четвертый уровень включает внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы на базе федеральных правил (стандартов) и практики аудита. Как правило, такие документы разрабатываются аудиторами с учетом отраслевой принадлежности их клиентов/ аудируемых лиц. Содержание и форма таких документов является прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау, которые определяют качество и престиж аудиторских фирм.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются по видам на :

федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности.

2.2. Лицензирован ие ау диторской деятельности.
Аудиторская организация

К лицензируемым видам деятельности относятся те виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. К такому виду деятельности относится в частности аудиторская деятельность.

В соответствии с условиями статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г . N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” (с изменениями от 13, 21 марта, 9 декабря 2002 г ., 10 января, 27 февраля, 11, 26 марта, 23 декабря 2003 г ., 2 ноября 2004 г ., 21 марта 2005 г .) аудиторская деятельность включена в п еречень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

По определению лицензияэто специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

В настоящее время разработано и действует Положение о лицензирован ии ау диторской деятельности (Постановление Правительства РФ от 29 марта 2002 г . N 190 “О лицензировании аудиторской деятельности), которое определяет порядок лицензирован ия аудиторской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

В соответствии с условиями этого Положения лицензия на осуществлен ие ау диторской деятельности выдается сроком на пять лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на пять лет неограниченное количество раз.

Лицензирован ие ау диторской деятельности осуществляет Министерство Финансов Российской Федерации как единый орган, уполномоченный проводить лицензирование аудиторской деятельности в целом, без деления её на те или иные формы и виды.

В соответствии с условиями закона РФ «Об аудиторской деятельности» (статья 4) аудиторская организациякоммерческая организация, осуществляющ ая ау диторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторская организация осуществляет свою деятельность по проведен ию ау дита при выполнении следующих обязательных условий:

– аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества;

– не менее 50 процентов кадрового состава аудиторской организации должны составлять граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, а в случае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, – не менее 75 процентов;

– в штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов;

– наличие лицензии на условиях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2001 г . N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”.

Кроме того, существуют определенные условия по выдаче лицензий для специализированных аудиторских проверок, таких например, как аудит кредитных учреждений. К таким условиям и требованиям относятся:

– участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора на право осуществлен ия ау дита кредитных организаций;

– налич ие у ау диторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее 2-х лет;

– налич ие у ау диторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее 2-х лет.

В лицензирующий орган аудиторская организация представляет необходимые документы, к которым относятся: заявление на предоставление лицензии, учредительные документы о государственной регистрации, о постановке на учет в налоговом органе, об уплате лицензионного сбора, сведения о кадровом составе, квалификационные аттестаты аудиторов и другие необходимые документы.

Для наглядности схематически процедуру лицензирования можно представить в виде таблицы № 3.

2.3. Аудитор и его аттестация

В соответствии с условиями статьи 3 закона РФ «Об аудиторской деятельности» аудитором может быть любое физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Аттестация на право осуществлен ия ау диторской деятельностипро верка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Проходит аттестация в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

Существует два обязательных требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора:

1. Наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. В том случае, если документ о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, получен в образовательном учреждении иностранного государства, необходимо иметь свидетельство об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании;

2. Наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет.

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также порядок проведения аттестации на право осуществлен ия ау диторской деятельности, перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, количество и типы аттестатов, программы квалификационных экзаменов и порядок их сдачи определяются уполномоченным федеральным органом.

В соответствии с условиями Временного Положения «О системе аттестации, обучения и повышения квалификац ии ау диторов в Российской Федерации”, утвержденного Приказом Минфина РФ от 12 сентября 2002 г . N93н по итогам квалификационного экзамена выдаются квалификационные аттестаты аудиторов следующих типов:

а) в области общего аудита;

б) в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

в) в области аудита страховых организаций и обще ств вз аимного страхования (аудита страховщиков);

г) в области аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Каждому аудитору, имеющему квалификационный аттестат, необходимо в обязательном порядке ежегодно проходить обучение по программам повышения квалификац ии ау диторов, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации. Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационный аттестат одного типа, осуществляется в объеме не менее 40 академических часов в год. Повышение квалификации для аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты двух и более типов, осуществляется в объеме не менее 10 академических часов в год по каждому направлен ию ау дита, которому соответствует тип квалификационного аттестата, но не менее 40 академических часов в общем объеме.

2.4. Права, обязанности и ответственность аудиторов и аудиторских организаций

Для того , чтобы осуществить цель аудиторской проверки и компетентно выразить мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ перед аудитором стоят определенные задачи, которые регулируются правами и обязанностями. Права и обязанности аудиторских организаций и аудиторов оговорены в статье 5 закона РФ «Об аудиторской деятельности»

В ходе проведен ия ау диторской проверки аудиторы вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведен ия ау дита;

2) проверять любую документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие имущества, учтенного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

4) отказаться от проведен ия ау диторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях когда:

– аудируемым лицом не представлена вся необходимая документация;

– в ходе аудиторской проверки выявлены обстоятельства, оказывающие (либо могущие оказать) существенное влияние на мнен ие ау дитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказан ия ау диторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При проведен ии ау диторской проверки аудиторы обязаны:

1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведен ия ау диторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудитора;

3) в срок, установленный договором оказан ия ау диторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказан ия ау диторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Права и обязанности аудитора схематически можно представить в таком виде таблицы № 5.

Ответственность аудитора может быть моральной и уголовной. Например, за заведомо ложн ое ау диторское заключение аудитора могут лишить (отозвать) квалификационного аттестата.

В случае ненадлежащего проведен ие ау диторских проверок или ненадлежащего исполнения других аудиторских услуг, аудитор теряет не только свою репутацию и репутацию аудиторской фирмы, в которой он трудится, но может понести и более серьезные наказания. Кроме того, при действиях аудитора, повлекших к существенным убыткам аудируемого лица, аудитора могут привлечь к материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.

Ссылка на основную публикацию