Изменения в законе об обязательном аудите

Статья 5. Обязательный аудит

Статья 5. Обязательный аудит

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 400-ФЗ часть 1 статьи 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2011 г. и применяющейся к отношениям, которые возникнут при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, начиная с указанной отчетности за 2010 г.

1. Обязательный аудит проводится в случаях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

1) если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 26 ноября 2019 г. – Федеральный закон от 26 ноября 2019 г. N 378-ФЗ

3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ “О международных компаниях и международных фондах”), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций (одобрены Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности 6 февраля 2018 г., протокол N 76)

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 262-ФЗ в пункт 5 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных федеральными законами.

ГАРАНТ:

См. Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 г. (согласно законодательству Российской Федерации)

2. Обязательный аудит проводится ежегодно.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2019 г. (приложение к письму Минфина России от 27 декабря 2019 г. N 07-04-09/102563)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ в часть 3 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 мая 2017 г. N 96-ФЗ в часть 4 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 5

5. В открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена частью 6, вступающей в силу с 1 октября 2016 г.

6. Сведения о результатах обязательного аудита подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц заказчиком аудита с указанием в сообщении аудируемого лица, идентифицирующих аудируемое лицо данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), наименования (фамилии, имени, отчества) аудитора, идентифицирующих аудитора данных (идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер для юридических лиц, страховой номер индивидуального лицевого счета при их наличии), перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, периода, за который она составлена, даты заключения, мнения аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием обстоятельств, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, за исключением случаев, если подлежащие раскрытию в соответствии с настоящей частью сведения составляют государственную тайну или коммерческую тайну, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

Появилась новая версия поправок по переустройству аудиторской сферы

Разделяются понятия просто ОЗО и ОЗО на финансовом рынке. Вторых смогут аудировать фирмы из реестра ЦБ. К аудиторам “просто ОЗО” требования мягче, чем для финрынка. “Староаттестатники” будут отлучены от аудита всех ОЗО, а ИА – от обязательного аудита. Для обязательного аудита по критериям осталось ступенчатое повышение этих критериев. СРО будет одна.

Межрегиональный профсоюз аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников разослал новую версию проекта поправок в закон об аудиторской деятельности в связи с введением ЦБ в систему надзора за отраслью аудита. В думской базе этой версии пока нет.

Напомним, летом прошлого года появился первый вариант законопроекта № 273179-7 ко второму чтению. Было предусмотрено ступенчатое повышение критериев для обязательного аудита, руководители аудита ОЗО – только с новыми аттестатами, а для попадания в реестр ЦБ – 7 аудиторов в штате. Полномочия ЦБ дополнялись регулированием, контролем и надзором в сфере оказания профессиональных услуг на финансовом рынке. Планировалось, что для лиц, оказывающи такие профуслуги, совет директоров ЦБ должен утверждать стандарты бухучета, план счетов. Затем рассмотрение законопроекта застопорилось.

Последнее из новой версии убрано – ЦБ не будет вмешиваться в бухучет аудиторских организаций. В целом регулирование профуслуг остается. Также остался прежний поход к независимости в случае аудита ЦБ и его “дочек”. К лицам, оказывающим профуслуги на финрынке, будут относиться аудиторские организации из реестра ЦБ, а не все аудиторы, как планировалось ранее. Еще одно изменение – ЦБ не будет проверять аудиторскую СРО.

Теперь “староаттестатники” будут отлучены не только от руководства аудита ОЗО, но и вообще от аудита ОЗО как такового.

Весь список случаев обязательного аудита остался тем же, который присутствовал в предыдущей версии (еще раз ссылка). В частности, напомним, по критериям: это выручка до 1 января 2021 года более 600 млн рублей, потом – более 800 млн (сейчас – 400 млн); сумма активов бухгалтерского баланса до того же “часа икс” более 200 млн рублей, после – более 400 млн (сейчас – 60 млн). Для фондов вводится ограничение по поступлениям, но есть отличие от другого законопроекта в вопросе, каких именно фондов это касается.

Как ранее уже отмечалось, несмотря на то, что из части 1 статьи 5 будет убран ряд пунктов – АО, кредитные и страховые организации, обязательный аудит останется в случаях, установленных федзаконами. Например, в отношении АО обязательный аудит установлен пунктом 5 статьи 67.1 ГК и пунктом 3 статьи 88 закона об АО, в отношении банков, их групп и холдингов – статьей 41 отраслевого закона. в отношении страховщиков – статьей 29 закона об организации страхового дела в РФ.

Как и в прошлой версии проекта, обязательный аудит смогут проводить только фирмы. Сейчас закон ограничивает это правило определенным списком типов аудируемых лиц, и минфиновский перечень случаев обязательного аудита также допускает кое-где участие индивидуальных аудиторов. Теперь для последних обязательный аудит будет табу.

Также, как раньше, вводится перечень ОЗО. При этом разделяются понятия просто ОЗО и ОЗО на финансовом рынке. Оговаривается, что ОЗО на финрынке могут аудировать лишь фирмы из реестра ЦБ (ранее это относились ко всем ОЗО).

Вводятся отдельные критерии попадания фирм в названный реестр ЦБ и в другой реестр – аудирующих остальные ОЗО. Для второго достаточно будет трех аудиторов в штате (до 2023 года), с 2023 года – пять. Для реестра ЦБ, соответственно, 7 и 12. Не менее трех должны будут иметь новый аттестат (это требование присутствует для обоих реестров). Другие критерии для попадания во второй реестр – те же, что уже озвучивались. Для реестра ЦБ вводятся еще некоторые дополнительные требования.

СРО будет одна. Ее отчетность будет подлежать обязательному аудиту, который сможет проводить фирма, работающая с ОЗО. Действующие СРО должны будут подать новую заявку на присвоение статуса СРО, и одной из них будет отказано. Статус дадут той СРО, члены которой согласно статданным охватили более половины рынка аудиторских услуг в 2017 году. Компенсационный фонд СРО-“отказника” будет “ответственно” храниться у нотариуса до тех пор, пока заветный статус не получит вторая СРО. Затем ей будет передан фонд и не менее 30% членских взносов, которые засчитают членам “новой” СРО в счет взносов за 2019 год. У членов экс-СРО будет 180 дней для ведения деятельности, пока не вступят в другую СРО.

В целом закон планируют ввести в действие быстро – через 10 дней после официального опубликования, за исключением отдельных положений. Новые нормы по обязательному аудиту начнут действовать с аудита отчетности за 2019 год, по ОЗО – с аудита за 2020 год.

Закон об аудиторской деятельности изложен в новой редакции

27 июля 2019 года опубликован Закон № 229-З. Им изложен в новой редакции Закон от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон).

Рассмотрим основные изменения.

1. Международные стандарты аудиторской деятельности и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров

С принятием новой редакции Закона при проведении аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, обязательным станет соблюдение международных стандартов аудиторской деятельности, принимаемых Международной федерацией бухгалтеров, (абз. 9 ст. 2, абз. 2 п. 2 ст. 23 Закона).

Кроме того, показателем качества работы аудитора будет соблюдение им Кодекса этики профессиональных бухгалтеров МФБ (абз. 9 ст. 2, абз. 1 п. 2 ст. 23 Закона).

Введение в действие международных стандартов аудиторской деятельности и Кодекса этики на территории Республики Беларусь отнесено к компетенции Совета Министров (п. 3 ст. 5, п. 1 ст. 23 Закона).

2. Аудиторский реестр

В Закон вводится понятие «Аудиторский реестр» — систематизированный перечень аудиторов, аудиторов-ИП, аудиторских организаций и сведений о них, который ведется для учета на территории Республики Беларусь физических лиц, имеющих квалификационный аттестат аудитора, выданный Министерством финансов, а также индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, имеющих право на осуществление аудиторской деятельности (абз. 10 ст. 2, ст. 6 Закона).

Включение аудитора, аудитора-ИП и аудиторской организации в Аудиторский реестр будет обязательным условием осуществления ими деятельности (п. 2, 4 ст. 7, п. 2 ст. 8 Закона).

Порядок ведения Аудиторского реестра, в том числе форму и перечень включаемых в него сведений, порядок включения и исключения сведений, внесения изменений (дополнений) в сведения должен установить Минфин (п. 5 ст. 5 Закона).

Аудиторский реестр будет включать следующие разделы:

реестр аудиторов — индивидуальных предпринимателей;

реестр аудиторских организаций.

Ведение Аудиторского реестра отнесено Законом к совместной компетенции Минфина и Аудиторской палаты (см. разд. 3):

Минфин вносит в Аудиторский реестр информацию об аудиторах ( в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем принятия решения о выдаче квалификационного аттестата аудитора),

Аудиторская палата вносит в Аудиторский реестр информацию об аудиторских организациях и аудиторах-ИП (в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем их включения в члены Аудиторской палаты).

Сведения об аудиторах, аудиторах-ИП и аудиторских организациях, содержащиеся в Аудиторском реестре, будут открытыми и общедоступными — с 1 января 2020 года они будут размещаться на официальном сайте Министерства финансов: регистрационный номер, ФИО (наименование), контактные данные, номер квалификационного аттестата, информация о наличии сертификатов или иных документов, подтверждающих специальную подготовку в области МСФО, и пр.

Основаниями для исключения сведений об аудиторе, аудиторе-ИП, аудиторской организации из аудиторского реестра являются:

a) письменное заявление аудитора-ИП, аудиторской организации об исключении в случае неосуществления аудиторской деятельности;

b) аннулирование квалификационного аттестата аудитора (для аудитора и аудитора-ИП);

c) решение правления Аудиторской палаты об исключении аудитора-ИП, аудиторской организации из членов Аудиторской палаты.

3. Аудиторская палата

Новая редакция Закона вводит единый орган самоуправления аудиторских организаций и аудиторов-ИП — Аудиторскую палату (ст. 9).

Однако функции Аудиторской палаты пока останутся ограниченными по сравнению с класссическими саморегулируемыми организациями: проведение аттестации аудиторов, принятие правил аудиторской деятельности и некоторые иные вопросы сохраняются в компетенции Министерства финансов Республики Беларусь.

К компетенции Аудиторской палаты относятся, в частности (ст. 12 Закона):

представление интересов своих членов;

осуществление внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов-ИП;

разработка рекомендаций по применению национальных правил аудиторской деятельности, международных стандартов аудиторской деятельности;

участие в обучении аудиторов по образовательным программам повышения квалификации.

Аудиторская палата будет создана в форме некоммерческой организации, основанной на обязательном членстве аудиторских организаций и аудиторов-ИП.

Членами Аудиторской палаты также смогут стать:

физические лица, не участвующие в осуществлении аудиторской деятельности,

юридические лица, не осуществляющие аудиторскую деятельность.

Органы Аудиторской палаты:

Общее собрание членов Аудиторской палаты (высший орган) — включает всех членов палаты и проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 года. Решения общего собрания принимаются путем голосования: каждая аудиторская организация, каждый аудитор-ИП и аудитор, являющийся членом палаты, имеют по одному голосу. При этом аудиторские организации и аудиторы-ИП, привлекающие работников по трудовым договорам, получают дополнительное количество голосов, равное количеству аудиторов, для которых эти аудиторские организации и аудиторы-ИП являются основным местом работы.

Читайте также:  Аудиторов обяжут передавать сведения о подозрительных клиентах

Правление Аудиторской палаты (коллегиальный исполнительный орган) — в него входят 7 членов палаты, избираемые учредительным собранием, общим собранием сроком на 3 года. Исполнение членами правления своих обязанностей осуществляется на безвозмездной основе.

Председатель и заместитель председателя Аудиторской палаты — избираются членами правления Аудиторской палаты по согласованию с Министерством финансов, в том числе из числа лиц, не являющихся членами Аудиторской палаты, сроком на 3 года и включаются в состав правления Аудиторской палаты.

Имущество Аудиторской палаты будет формироваться за счет взносов ее членов, безвозмездной (спонсорской) помощи и иных источников в соответствии с законодательством.

При включении в члены Аудиторской палаты между Аудиторской палатой и новым членом заключается Соглашение о соблюдении принципов, правил и стандартов аудиторской деятельности.

Аудиторская палата вправе применять к аудиторским организациям, аудиторам-ИП меры воздействия в виде (п. 3 ст. 12 Закона):

a) предупреждения — в случае осуществления аудиторской организацией аудиторской деятельности с нарушением требования о минимальном количестве аудиторов в ее штате;

b) требования об уплате штрафа — основания применения и размеры устанавливаются палатой по согласованию с Минфином;

c) приостановления членства в Аудиторской палате в случаях:

      • оказания аудиторской организацией и аудитором-ИП, не соответствующими требованиям, установленным Совмином, услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (ИП) при их ликвидации;
      • непредставления аудиторской организацией и аудитором-ИП информации в палату о финансово-экономических показателях своей деятельности;
      • оказания аудиторской организацией аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО, с нарушением требований, установленных Законом;
      • несвоевременной уплаты членом палаты квартальной суммы членских взносов;

d) исключения из членов Аудиторской палаты в случаях:

      • неустранения аудиторской организацией нарушений, повлекших ранее вынесенное предупреждение;
      • нарушения аудиторской организацией требований к руководителю организации, установленных Законом;
      • повторного совершения аудиторской организацией и аудитором-ИП нарушений, повлекших ранее приостановленное членство в палате;
      • выявления повторного нарушения аудиторской организацией и аудитором-ИП законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;
      • неуплаты членом палаты годовой суммы членских взносов за текущий календарный год в полном объеме до его окончания.

4. Наблюдательный совет по аудиторской деятельности

Наблюдательный совет по аудиторской деятельности создается в целях организации создания Аудиторской палаты, координации и оценки ее деятельности, обеспечения реализации ее уставных целей и задач (ст. 13 Закона).

В состав Наблюдательного совета включаются представители аудиторских организаций, аудиторов-ИП, Минфина, Нацбанка, иных республиканских органов государственного управления, государственных организаций, подчиненных Совмину, ассоциаций (союзов) и учреждений образования, деятельность которых связана с экономическими и финансовыми вопросами, а также Аудиторской палаты.

Утверждение персонального состава Наблюдательного совета и назначение его председателя осуществляются Министерством финансов.

Исполнение членами Наблюдательного совета своих обязанностей осуществляется на безвозмездной основе.

5. Статус аудиторов, аудиторов-ИП, аудиторских организаций

Как было указано выше, аудиторы, аудиторы-ИП и аудиторские организации смогут приступать к осуществлению аудиторской деятельности с даты включения сведений о них в Аудиторский реестр (п. 2,4 ст. 7, п. 2 ст. 8 Закона).

Аудиторы-ИП и аудиторские организации будут обязаны вступать в члены Аудиторской палаты.

Аудиторы по-прежнему будут обязаны проходить аттестацию на право получения квалификационного аттестата (гл. 5 Закона).

Лица, не прошедшие аттестацию, теперь допускаются к ее повторному прохождению по истечение 3 месяцев со дня принятия Минфином решения об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора (ранее этот срок составлял 6 месяцев).

Законодатель уточнил требования к аудиторской организации, установленные предыдущей редакцией Закона (п. 1 ст. 8 Закона)

В частности, в новой редакции сохранится требования о количественном составе аудиторов — в штате аудиторской организации должно состоять не менее 5 аудиторов, для которых эта организация является основным местом работы. При этом уточняется, что в случае прекращения с аудиторами трудовых договоров, повлекшего сокращение численности аудиторов до 4 и менее человек, аудиторская организация обязана в течение 2 месяцев со дня прекращения таких договоров обеспечить наличие в штате не менее 5 аудиторов, соответствующих указанным требованиям.

То же касается и руководителя аудиторской организации — в случае прекращения трудового договора с аудитором, осуществлявшим руководство аудиторской организацией, она обязана в течение 2 месяцев со дня прекращения такого договора обеспечить заключение трудового договора с новым руководителем.

Изменились требования к аудиторским организациям, оказывающим услуг по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности в соответствии с МСФО (п. 4 ст. 8 Закона):

теперь в ее штате должно быть не менее 3 аудиторов, имеющих специальную подготовку в области МСФО (ранее — не менее 2 аудиторов);

такая организация будет обязана не реже 1 раза в 3 года проходить внешнюю оценку качества ее работы * .

* До 1 января 2023 года услуги по проведению обязательного аудита годовой финансовой отчетности в соответствии с МСФО можно будет оказывать без прохождения внешней оценки качества.

Перечень оснований для аннулирования квалификационного аттестата аудитора станет закрытым (п. 1 ст. 31 Закона). Ранее основания для аннулирования могли устанавливаться не только Законом, но и актом Совмина.

Перечень пополнился таким основанием как «смерть физического лица, имеющего квалификационный аттестат аудитора, объявления его умершим».

6. Права и обязанности аудируемых лиц, заказчиков аудиторских услуг

В новой редакции Закона закреплено право аудируемых лиц и заказчиков аудиторских услуг требовать при заключении договора оказания аудиторских услуг наличия договора добровольного страхования гражданской ответственности аудиторской организации, аудитора-ИП за причинение вреда в связи с осуществлением профессиональной деятельности. В действующей редакции аналогичная норма отсутствует.

Законодателем конкретизирована обязанность аудиторских организаций и аудиторов-ИП сообщать собственнику имущества, а также учредителям (участникам) аудируемого лица, сведения, свидетельствующие о нарушении законодательства, в результате которого причинен либо может быть причинен ущерб физическому лицу, юридическому лицу, государству в размере, превышающем 1000 базовых величин.

В действующей редакции указанную информацию имеют право получить любые учредители / участники аудируемого лица (абз. 10 ст. 10). После вступления в силу новой редакции данное право смогут реализовывать только учредители / участники, которым принадлежит не менее 20 % акций (долей в уставном фонде) аудируемого лица (абз. 10 ст. 15 Закона).

Претерпела изменения и норма Закона, определяющая объем права аудируемых лиц и заказчиков аудиторских услуг на получение возмещения за убытки, причиненные в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных договором оказания аудиторских услуг. Так, в действующей редакции Закона сказано, что указанные лица вправе получить возмещение убытков, в том числе в случае последующего выявления контролирующими (надзорными) органами нарушений финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не выявленных в ходе оказания аудиторских услуг. Из новой редакции Закона данная норма исключена.

Изменился и перечень обязанностей аудируемых лиц. В частности, в новой редакции Закона получила закрепление их обязанность до заключения договора оказания аудиторских услуг предоставлять аудиторской организации, аудитору-ИП письменную информацию, необходимую для оценки возможности соблюдения принципа независимости (абз. 2 п. 2 ст. 18).

Отметим также, что из текста Закона исключен срок устранения нарушений, выявленных аудиторской организацией, аудитором-ИП и срок внесения соответствующих изменений в бухгалтерскую (финансовую) отчетность и (или) налоговые декларации (расчеты). В действующей редакции установлен конкретный срок совершения указанных действий — 30 календарных дней с даты получения аудируемым лицом аудиторского заключения (абз. 4 ч. 2 ст. 13).

7. Осуществление аудиторской деятельности

Как и в действующей редакции, новая версия Закона включает в понятие «аудиторская деятельность» аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, а также иные аудиторские услуги. Однако если сейчас перечень таких иных аудиторских услуг устанавливается национальными правилами аудиторской деятельности, то теперь он будет закреплен в тексте Закона (ч. 2 п. 1 ст. 21).

Помимо осуществления аудиторской деятельности аудиторские организации и аудиторы-ИП могут оказывать профессиональные услуги. К уже существующему перечню профессиональных услуг в новой редакции закона добавилось проведение судебных экспертиз на основании специального разрешения (лицензии) на осуществление судебно-экспертной деятельности.

В перечень хозяйствующих субъектов, которые обязаны ежегодно проходить аудит годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской и (или) финансовой отчетности включены специальные финансовые организации. В настоящее время они также проходят ежегодный обязательный аудит в силу прямого указания п. 9 Положения о финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований) за счет средств, привлеченных путем эмиссии облигаций, либо с последующей эмиссией облигаций, утв. Указом Президента Республики Беларусь от 11.05.2017 № 154 «О финансировании коммерческих организаций под уступку прав (требований)». Однако прямого указания на это в тексте Закона не было.

Изменилась формулировка Закона, определяющая объем выручки юридического лица, при достижении которого оно обязано проводить аудит. Если ранее он составлял 5 000 000 евро в эквиваленте, то новая редакция Закона привязывает объем выручки к базовым величинам — обязательный аудит проводится при объеме выручки, превышающем 500 000 базовых величин на 31 декабря предыдущего отчетного года (п. 3 ст. 22) * .

* Применяется в отношении годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности начиная с отчетности за 2020 год.

Расширен перечень субъектов, не подпадающих под проведение обязательного аудита, — в него внесены организации потребительской кооперации (абз. 2 п. 5 ст. 22 Закона).

Изменения коснулись и такого принципа аудиторской деятельности, как принцип независимости.

Ранее аудитор-ИП не мог оказывать аудиторские услуги, если он либо его работник состоит в браке, близком родстве или свойстве с собственником имущества (учредителем, участником) аудируемого лица, его руководителем, бухгалтером или иным лицом, несущим ответственность за организацию и (или) ведение бухгалтерского, налогового и (или) иного учета, составление бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и (или) налоговых деклараций (расчетов) аудируемого лица (в том числе его филиала, представительства или иного обособленного подразделения). Аналогичный запрет был установлен и для аудиторских организаций, руководитель, аудитор либо иное должностное которого состоит в указанных отношениях.

Теперь запрет коснется не только родственников и свояков, но также лиц, совместно проживающих и ведущих общее хозяйство с собственником имущества (учредителем, участником) аудируемого лица, его руководителем, бухгалтером или иным лицом, несущим ответственность за организацию и (или) ведение бухгалтерского, налогового и (или) иного учета, составление бухгалтерской и (или) финансовой отчетности и (или) налоговых деклараций (расчетов) аудируемого лица (абз. 3, 5 п.3 ст. 27 Закона).

Кто подпадает под обязательный аудит

Какие организации обязаны проводить обязательный аудит отчетности: 6 случаев по закону № 307-ФЗ

Какие организации обязаны проводить аудит? В ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ перечислены случаи проведения обязательного аудита. Закон описывает критерии подпадающих под обязательный аудит организаций, а также иные условия, учитываемые при решении вопроса о том, когда нужно проводить обязательный аудит:

Фактически перечень случаев проведения обязательного аудита открыт. Это означает, что не перечисленные в нем компании также могут подпасть под обязательный аудит, если такое требование будет установлено другими федеральными законами.

Далее рассмотрим основные случаи обязательного аудита по закону № 307-ФЗ (на рисунке это случаи 1-5). Случай 6 специальной расшифровки не требует, так как в законе перечислены конкретные организации. Они обязаны проводить аудиторскую проверку ежегодно вне зависимости от выполнения/невыполнения других критериев обязательного аудита.

ПАО или АО: кому требуется аудировать отчетность

Законодатели выделили в отдельный случай обязательность проведения аудита акционерными обществами. Как только в юридическом названии компании появляется словосочетание «акционерное общество», автоматически у нее возникает обязанность по проведению аудита. При этом не имеет значения, выбрана такая форма собственниками при учреждении компании или этот статус она приобрела после преобразования или смены организационно-правовой формы. Не играет роли и форма: ПАО или АО.

Какие компании признаются акционерными обществами и какие их виды существуют, показано на рисунке:

Допустили к организованным торгам? Готовьтесь к аудиту!

Если компания-эмитент желает включить свои ценные бумаги в котировочный список, ей необходимо подать организатору торгов заявку определенной формы и сообщить о себе детализированную информацию. Нормы допуска ценных бумаг к публичному размещению, обращению и листингу приведены в ст. 14 закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ и в Положении о допуске ценных бумаг к организованным торгам (утв. Банком России от 24.02.2016 № 534-П).

Факт допуска ценных бумаг компании-эмитента к организованным торгам переводит ее в разряд лиц, обязанных проводить аудит бухгалтерской отчетности.

Тонкости учета и налогообложения операций с ценными бумагами раскроют материалы:

Как вид составляемой отчетности влияет на обязательность аудита

Если компания представляет и/или публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность, она автоматически подпадает под обязательный аудит (п. 5 ст. 5 закона № 307-ФЗ).

Требования к консолидированной отчетности (ее составлению, представлению и раскрытию) установлены законом «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 № 208-ФЗ. Основные положения этого закона, помогающие разобраться с нюансами консолидированной отчетности, представлены на рисунке:

Представление и раскрытие консолидированной отчетности — процесс, за выполнением которого следит Центробанк РФ (за исключением отдельных категорий отчитывающихся компаний).

Об особенностях составления консолидированной отчетности узнайте здесь.

Превысили выручку на 1 рубль от критерия в 400 миллионов — аудит неизбежен

В число лиц, обязанных проводить аудит, могут попасть компании, которые никогда не сталкивались с аудиторскими проверками. Для этого достаточно превысить пограничный уровень по одному или обоим финансовым показателям, указанным в п. 4 ст. 5 закона № 307-ФЗ.

Конкретные стоимостные критерии, о которых идет речь, показаны на рисунке:

Кто должен проводить обязательный аудит, если превышены указанные финансовые показатели? Имеет ли значение организационно-правовая форма компании или виды ее деятельности? В данном случае превышение одного или обоих финансовых показателей — это отдельный критерий, по которому назначается обязательный аудит.

Производственная структура ООО «ТехноСтройПроект» в течение последних 10 лет занимается проектированием и производством специализированных электроустановок. Благодаря крупному контракту в 2019 году выручка от реализации составила 401 331 120 руб. Сумма активов на конец этого периода — 20 678 455 руб.

Из двух критериев превышен только один, тем не менее ООО «ТехноСтройПроект» обязано провести аудит за 2019 год и представить аудиторское заключение.

При этом неважно, что выручка превысила пограничный уровень всего на 0,3%. При любом превышении установленного критерия (даже величиной в 1 рубль) закон требует проведения аудита.

Рассмотренные случаи проведения обязательного аудита по требованиям закона № 307-ФЗ — это далеко не полный перечень. Кто еще обязан проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, расскажем далее.

Читайте также:  Последние изменения в ФЗ об аудиторской деятельности

Компании, попадающие под обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности по другим федеральным законам

Какие еще компании должны пройти обязательный аудит? Если вы изучили ст. 5 закона № 307-ФЗ и пришли к выводу, что проводить обязательную аудиторскую проверку по нормам этого закона не нужно, успокаиваться рано. Возможно, что с текстом федерального закона, по которому вам требуется проходить обязательный аудит, вы не знакомы.

Насколько разнообразны федеральные законы и виды компаний, для которых предусмотрен обязательный аудит, смотрите в таблице:

Полный перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2019 год в таблице от Минфина России вы можете скачать здесь.

Куда и когда нужно представить аудиторское заключение по отчетности за 2019 год

Правила представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения закреплены нормативно. С 2020 года (т. е. с отчетности за 2019 год) они существенно изменились.

Подробнее о новом информресурсе бухотчетности читайте здесь.

Новый порядок сократил вдвое количество инстанций для представления бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения. Единственным их получателем стала налоговая инспекция (за редким исключением). Сроки представления отчетности и аудиторского заключения не менялись.

Начиная с отчетности за 2019 год представлять аудиторское заключение в налоговые органы необходимо всем организациям, подпадающим под обязательный аудит.

Детальнее о нововведениях в процедуре сдачи бухгалтерской отчетности рассказываем в этой публикации.

Для справки приведем также порядок сдачи отчетности за 2018 год и более ранние периоды.

Таким образом, отчетность за 2018 и прежние годы нужно было представлять в органы статистики и в налоговую инспекцию в одни и те же сроки. Аудиторское заключение достаточно было передать только в органы статистики. За неисполнение этой обязанности компанию могли оштрафовать.

Размеры штрафов при непредставлении аудиторского заключения в статистику, узнайте здесь.

В налоговую инспекцию представлять аудиторское заключение до 2019 года закон не требовал (письмо Минфина от 30.01.2013 № 03-02-07/1/1724). Если компания не обязана была по закону проводить аудит, но провела его, аудиторское заключение никуда не подавалось.

Итоги

Случаи, когда нужен обязательный аудит, описаны в законе № 307-ФЗ и множестве других федеральных законов. В эту категорию попадают акционерные общества, организации с определенными объемами выручки и суммой активов, а также множество других хозяйствующих субъектов (чьи ценные бумаги допущены к организованным торгам, публикующие консолидированную отчетность и т. д.).

Обязательный аудит: критерии и порядок проведения в 2020 году

Проведение обязательного аудита строго регламентировано законодательством, а несоблюдение сроков и требований грозит штрафами.

Проведение обязательного аудита позволяет оценить бизнес и разработать стратегию дальнейшего развития.

При выборе организации для проведения обязательного аудита стоит обратить внимание на репутацию компании, срок ее деятельности на рынке, наличие лицензий на осуществление аудиторской деятельности, а также на опыт специалистов.

Для проведения налогового аудита стоит привлекать зарекомендовавших себя профессионалов. От этого зависят сроки проведения процедуры.

С января 2017 года обязательный аудит выполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Что это за стандарты, как они отразились на самой процедуре аудита и какая ответственность грозит за невыполнение требований?

Зачем, кем и когда проводится обязательный аудит

Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

На заметку

С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

Критерии проведения обязательного аудита в 2020 году

Статья 5 307-ФЗ определяет предприятия, которые подлежат обязательному аудиту.

  • Акционерные общества.
  • Государственные компании, корпорации и ФГУП, находящиеся в списке распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р.
  • Публично-правовые компании.
  • Организации, осуществляющие определенный вид деятельности:
  • кредитные организации и бюро кредитных историй;
  • страховые и клиринговые организации;
  • микрофинансовые компании;
  • негосударственные пенсионные и иные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли;
  • управляющие компании акционерного инвестиционного фонда;
  • политические партии (в отдельных случаях).

Обязательный аудит проводится в организациях независимо от организационно-правовой формы и сферы деятельности, в том числе в ООО:

  • если ценные бумаги компании допущены к организованным торгам;
  • если стоимость активов компании за предшествующий период составила 60 млн рублей, а балансовый объем выручки — 400 млн рублей и выше;
  • если организация представляет и (или) раскрывает сводную (консолидированную) бухгалтерскую отчетность.

В некоторых случаях обязательный аудит может быть проведен и в отношении предприятий, которые не определены в законе. К ним, в частности, относятся организации, ведущие высокорисковую налоговую политику. Критерии, по которым компания может быть отнесена к высокорисковым, изложены в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». Например, одним из признаков является привлечение к сотрудничеству фирм-однодневок или отсутствие информации о фактическом местоположении компании. Соответствие организации хотя бы нескольким критериям из списка, содержащегося в Концепции, может стать причиной назначения обязательного аудита.

Перечень случаев обязательного аудита отчетности ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минфина России. Так, в 2019 году он претерпел некоторые изменения — были добавлены два новых случая обязательного аудита:

  • объединение туроператоров в сфере выездного туризма;
  • АО «Почта России».

Этапы проведения

Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

  • Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
  • Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
  • Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
  • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
  • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
  • Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

На заметку

На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4% [1] .

В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

Стандарты МСА в проведении обязательного аудита

Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

  • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
  • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки [2] . Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

Ответственность за непредставление вовремя аудиторского заключения или непроведение обязательного аудита

Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

  • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
  • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
  • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
  • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

Как выбрать надежную аудиторскую компанию?

Чтобы получить ответ на этот важный вопрос, мы обратились к Виктории Языковой, руководителю практики «Консалтинг. Экспертиза. Аудит» консалтинговой компании «КСК групп»:

«Поскольку обязательная аудиторская проверка — это очень важная и ответственная процедура, то и подходить к выбору компании-аудитора нужно столь же ответственно. Ведь от того, насколько профессионально будет проведен аудит и составлено заключение по его итогам, зависит будущая деятельность компании. Образно выражаясь, аудитор подписывает что-то вроде приговора, и ему, так же как судье, нужно быть компетентным и беспристрастным.

Я могу посоветовать составить минимальный список вопросов, на которые обязательно нужно получить ответы. Такой подход поможет не ошибиться с выбором.

Во-первых, узнайте, сколько лет компания работает на рынке и занимается аудиторской деятельностью. Чем больше срок ее существования, тем больший опыт работы в данной сфере она имеет (соответственно, тем больше проектов ею выполнено) и тем выше уровень квалификации ее специалистов.

Во-вторых, удостоверьтесь, что компания имеет свидетельство о членстве в СРО аудиторов. Без этого проведение обязательного аудита незаконно.

В-третьих, выясните отдельно насчет опыта работы именно в вашей отрасли или хотя бы в смежной.

В-четвертых, найдите компании, с которыми работал ваш потенциальный аудитор, изучите рекомендательные письма или отзывы клиентов.

В-пятых, уточните, сколько аттестованных аудиторов постоянно работают в штате, какое количество и каких именно специалистов компания может привлечь со стороны для проведения проверки.

В-шестых, внимательно изучите информацию в прессе, в Интернете, различные рейтинги. Как правило, солидные компании занимают в них не последние места, а сотрудники нередко выступают с публикациями в серьезных профильных изданиях.

Что касается «КСК групп», то мы присутствуем на рынке аудита уже более 22 лет. За это время нашими клиентами стали более 1000 компаний из разных сфер реального бизнеса, завершено около 4000 проектов. При проведении обязательной проверки финансовой отчетности наши аудиторы используют системный подход, учитывают особенности управления. По итогам аудита мы формируем рекомендации для руководства по принятию бизнес-решений».

P. S. «КСК групп» — один из лидеров рынка аудиторско-консалтинговых услуг. В 2019 году (по итогам 2018 года) в списке крупнейших российских аудиторских компаний (субъектов аудиторской деятельности), по версии агентства «Эксперт РА», компания заняла 14-е место.

Читайте также:  Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

Изменения в законе об обязательном аудите 2020 год

«Аудиторский» законопроект готов ко второму чтению

Подготовленный ко второму чтению текст «аудиторского» законопроекта ставит точки в отношении будущих параметров деятельности как аудиторских организаций, так и аудиторов.

В частности, предусмотрены следующие изменения:

Аудиторские организации и реестр ЦБ

  • Аудиторская организация сможет попасть в реестр ЦБ, если имеет в штате по основному месту работы от 7 аудиторов (до 1 января 2023 года), после этой даты — от 12.
  • При этом не менее трех штатных сотрудников должны удовлетворять требованиям, аналогичным требованиям к руководителю аудита общественно значимых организаций (ОЗО).
  • Станет нельзя иметь среди работников «плохих» аудиторов.
  • Вводится и ряд других требований: опыт аудиторской деятельности фирмы не менее трех последних лет; отсутствие в тот же срок нарушений правил независимости;
  • Также устанавливаются случаи, когда аудиторская фирма может быть исключена из реестра, например, неоднократное в течение пяти лет нарушение правил независимости.
  • Будет установлено, что аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, разглашать эти сведения без предварительного согласия в письменной форме Банка России и аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законами.

Аудиторы

  • Аудитором будет считаться лицо, получившее аттестат как в соответствии с действующим законом, так и в соответствии со старым законом об аудиторской деятельности — от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ.
  • Будет оговорено, что аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат старого образца, вправе участвовать в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям (ОЗО).
  • Вводится понятие «руководитель аудита».

Стандарты и отчетность

  • Под стандартами аудиторской деятельности будут пониматься МСА, признанные в России.
  • К бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, помимо того, что относится к ней сейчас, будет относиться консолидированная отчетность, а также сформированная согласно нормативным актам ЦБ (изданным в соответствии с законом о бухучете).

Организации, попадающие под обязательный аудит

Новый перечень случаев обязательного аудита выглядит следующим образом:

  • случаи, установленные федеральными законами;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • фонды (кроме государственных внебюджетных), поступление имущества и денежных средств которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному, превышает 3 млн рублей;
  • организации (за исключением органов госвласти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, организаций потребкооперации), соответствующие хотя бы одному из следующих условий:

1. объем выручки за год, непосредственно предшествовавший отчетному, составляет до 1 января 2021 года более 600 млн рублей, начиная с этой даты — более 800 млн (сейчас этот показатель — 400 млн);

2. сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному, составляет до 1 января 2021 года более 200 млн рублей, далее — более 400 млн (сейчас критерий по активам — 60 млн).

Таким образом, остались актуальными критерии, обсуждавшиеся весной.

Несмотря на то, что из ч. 1 ст. 5 будет убран ряд пунктов — АО, кредитные и страховые организации — этот обязательный аудит останется как проводимый в случаях, установленных федеральными законами. Например, в отношении АО обязательный аудит установлен п. 5 ст. 67.1 ГК и п. 3 ст. 88 закона об АО, в отношении банков, их групп и холдингов — ст. 41 отраслевого закона, в отношении страховщиков — ст. 29 закона об организации страхового дела в РФ.

Обязательный аудит смогут проводить только аудиторские организации. Сейчас закон ограничивает это правило определенным списком типов аудируемых лиц, и разрабатываемый ежегодно Минфином перечень случаев обязательного аудита также допускает ряд случаев проведения таких проверок индивидуальными аудиторами. Теперь для последних обязательный аудит будет табу.

Аудит ОЗО

Закон дополняется новыми статьями об оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям. Это достаточно широкий перечень, включающий ПАО, кредитные, страховые организации, структуры с госдолей от 25%, тех, кто обязан формировать консолидированную отчетность и так далее. Оказывать им услуги аудита смогут только организации из реестра ЦБ.

Руководитель аудита ОЗО должен будет иметь новый аттестат, быть в штате соответствующей аудиторской фирмы, иметь опыт участия в аудите ОЗО от трех лет, непосредственно предшествующих году, отчетность за который проверяется.

Вводятся дополнительные требования к руководителю аудита некоторых типов ОЗО, а также ряд условий, при которых аудитор теряет право на руководство аудитом ОЗО.

Аудиторское заключение

  • Упраздняется п. 2 ст. 6 об обязательном содержимом аудиторского заключения (АЗ).
  • Остается п. 3, согласно которому требования к форме, содержанию, порядку представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности (сейчас это касается также и требований к порядку подписания).
  • Добавляется, что Банком России могут быть установлены требования к полноте раскрытия информации в АЗ (его разделе, отдельном отчете) об отчетности ОЗО на финансовом рынке, к форме такого АЗ.
  • В АЗ по отчетности ОЗО согласно новой редакции закона раскрываются обстоятельства, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, события и (или) условия, которые могут поставить под сомнение способность аудируемого лица непрерывно продолжать свою деятельность.
  • Вводятся правила подписания АЗ — если аудит проводила фирма, то АЗ подписывается руководителем аудита с указанием его ФИО и номера в реестре аудиторов и аудиторских организаций. В случае проведения аудита индивидуальным аудитором он же и подписывает АЗ. Таким образом, обсуждавшийся вариант проставления на АЗ двух подписей не прошел.

Саморегулируемые организации (СРО)

  • СРО смогут устанавливать требования к аудиторским процедурам, дополнительные к установленным стандартами аудиторской деятельности, если это обусловлено особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих услуг.
  • Плановые проверки СРО будут проводить не реже раза в 5 лет и не чаще раза в год.

Сфера влияния Банка России

  • Периодичность контрольно-надзорных мероприятий со стороны ЦБ в отношении тех, кто аудирует ОЗО, определит ЦБ с использованием риск-ориентированного подхода, при этом по закону плановые проверки со стороны ЦБ грозят не чаще раза в год.
  • Вместе с тем, ЦБ сможет проводить и внеплановые проверки при обнаружении признаков нарушений на основании отчетности аудиторской организации, различных жалоб и сведений из СМИ и иных источников.
  • ЦБ проникнет также и в сферу проведения квалификационных экзаменов, в частности, будет устанавливать порядок их проведения по согласованию с уполномоченным органом

Вносится еще и огромное количество других поправок.

Изменения в законе об обязательном аудите

Обязательный аудит: новеллы законодательства

О порядке, видах, принципах и методах проведения аудита читайте в нашей статье Аудиторская деятельность — это. С 2017 года при обязательном (да и проводимом по собственной инициативе тоже) аудите применяются Международные стандарты аудита (МСА).

  • Федеральные правила и стандарты аудиторской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ (34 правила).
  • Федеральные стандарты аудиторской деятельности, утв. Минфином России (9 правил).
  • Правила-стандарты аудиторской деятельности, утв. комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

Все эти правила утратили силу с 2017 года, вместо них теперь действуют МСА. Основанием этого на сегодняшний день является приказ Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н.

Изменения в законе об аудиторской деятельности в 2018 – 2020 году

В 2018 году приняты, а начали действовать с 01.01.2019 новые правила ведения аудиторской деятельности.

Суть изменений состоит в увеличении круга лиц, имеющих доступ к аудиторской тайне.

Согласно закону «О внесении изменений…» от 29.07.2018 № 231-ФЗ, вступившему в силу с 01.01.2019:

  1. П. 4 ст. 82 Налогового кодекса РФ дополнен новым абзацем, позволяющим в целях налогового контроля собирать информацию у аудитов, а также ее хранить и использовать. Т. е. с 01.01.2019 налоговые органы могут при осуществлении налогового контроля требовать от аудиторов информацию, относящуюся к аудиторской тайне.
  2. НК РФ дополнился ст. 93.2, содержание которой закрепляет вышеуказанное право должностного лица ФНС истребовать «секретную» информацию у аудиторов.

Отметим, что запрашиваемые у аудиторов документы должны быть основанием для исчисления и уплаты организацией установленных НК РФ налогов.

Таким образом, с 01.01.2019 у аудиторов появилась обязанность представлять налоговым инспекторам по их требованию документы, связанные с деятельностью частного лица, если таковые являются основанием для начисления налогов.

В сам закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ изменения не вносятся, поскольку ч. 4 ст. 9 предусматривает случаи передачи информации третьим лицам без нарушения аудиторской тайны, если такая передача обусловлена законом.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Изменения в законе об обязательном аудите

Участниками рынка аудиторских услуг активно обсуждаются планирующиеся поправки в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ, связанные с наделением Банка России полномочиями по контролю и надзору в сфере аудиторской деятельности. В данный момент законопроект только предполагается внести в Госдуму, однако аудиторское сообщество уже бурлит. Среди многочисленных поправок — предлагается внести изменения в статью 5 Закона № 307-ФЗ, где установлены критерии для обязательного аудита годовой отчетности, начиная с 2018 года.

Критерии обязательного аудита в 2018 году

В соответствии с действующей редакцией статьи 5, обязательному аудиту годовой отчетности подлежат все акционерные общества, а также компании с выручкой от продаж более 400 миллионов рублей за предшествовавший отчетному год или активами баланса более 60 миллионов рублей за тот же период.

  • Согласно же законопроекту, компании будут проводить обязательный аудит при одновременном наличии хотя бы двух из условий:
  • объем выручки от продаж за каждый из предшествовавших отчетному году двух последовательных лет превышает 800 миллионов рублей;
  • сумма активов баланса по состоянию на конец каждого из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет превышает 400 миллионов рублей;
  • среднесписочная численность работников за каждый из двух предшествовавших отчетному году последовательных лет превышает 100 человек.

Кроме того, под обязательный аудит будут попадать не все акционерные общества, а только публичные, относящиеся к общественно значимым организациям.

Таким образом, предлагается освободить малый бизнес от обязательного аудита путем приведения годовой выручки и численности работников в соответствие с критериями, предусмотренными в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ».

Законопроект о передаче аудита под крыло ЦБ прошел первое чтение в Госдуме

В законе о ЦБ предусматривается его новая функция – осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере аудиторской деятельности в соответствии с законодательством РФ». ЦБ будет вправе проводить проверки деятельности аудиторских организаций, сведения о которых внесены в реестр аудиторских фирм, оказывающих аудиторские услуги организациям, указанным в части 1 статьи 5.1 закона об аудиторской деятельности, а также проверки СРО аудиторов.

Указанная новая статья 5.1 вводится в аудиторский закон данным законопроектом, в ней появится определение общественно-значимых организаций (ОЗО). С ними смогут работать только аудиторские фирмы, внесенные в специальный реестр и отвечающие ряду критериев. Среди ОЗО упомянуты ПАО, а также многие из организаций, ныне названных в статье 5 и убираемых оттуда. Реестр будет вести ЦБ.

Аудиторская организация сможет попасть в реестр ЦБ, только если соответствует всем перечисленным ниже условиям:

  • численность аудиторов, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы, составляет до 1 января 2023 года не менее семи, с 1 января 2023 года – не менее 12;
  • наличие в числе указанных аудиторов не менее трех аудиторов, каждый их которых:
    • имеет квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с настоящим Федеральным законом;
    • имеет опыт участия в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций в течение трех предшествовавших дате подачи заявления последовательных лет;
  • опыт аудиторской деятельности этой аудиторской организацией составляет не менее трех последовательных лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления;
  • ведение аудиторской организацией своего сайта;
  • информация о деятельности аудиторской организации по перечню, установленному Банком России, раскрыта этой аудиторской организацией на ее сайте не менее, чем за три последовательных года, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления.

Исключается контроль и надзор в сфере аудиторской деятельности из-под действия закона 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В перечене случаев обязательного аудита изменится подход к аудиту по критериям: для того, чтобы попасть под обязательный аудит, организация должна будет соответствовать двум критериям из трех: выручка свыше 800 млн рублей, сумма активов бухгалтерского баланса выше 400 млн, среднесписочная численность работников от 100 человек. Эти критерии должны соблюдаться подряд два года, предшествовавших отчетному.

Из части 1 статьи 5 будет убран ряд пунктов, например, АО, кредитные и страховые организации, а также прямое указание на ряд других участников финансового рынка, однако останется оговорка, что обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами. Например, в отношении АО обязательный аудит установлен пунктом 5 статьи 67.1 ГК и пунктом 3 статьи 88 закона об АО, в отношении банков, их групп и холдингов – статьей 41 отраслевого закона. в отношении страховщиков – статьей 29 закона об организации страхового дела в РФ.

Вносится также множество других поправок.

Поправки к законопроекту думские функционеры предлагают внести до 12 января. В частности, напомним, власти должны были найти способ избежать конфликта интересов при регулировании ЦБ аудиторской сферы.

Ссылка на основную публикацию