Аудиторов обяжут передавать сведения о подозрительных клиентах

Аудиторов обязали сообщать о подозрительных клиентах в росфинмониторинг — юридические советы

Каждый «чих» уйдет в Росфинмониторинг. Чихайте с разрешения!

Добрый день, уважаемые коллеги.

Продолжаю обзор законодательства. Знаете, у меня появилось правило: все документы, которые выходят из недр государственных органов, я называю «замечательными».

В наше время, если вдруг назовешь документ «незамечательным», социальная группа может обидеться.

Все социальные группы, будь то социальная группа Правительства, Госдумы или полиции, выпускают, безусловно, замечательные документы во благо бизнесменам.

Эти документы относятся к любой компании, которая привлекает аудиторов. Неважно, привлекаете вы аудиторов для цели проведения стандартного аудита или в качестве консультанта. Также эти документы относятся к бухгалтерско-аудиторским компаниям, которые оказывают бухгалтерские услуги. В том числе, эти два документа относятся к тем бизнесменам, которые передали свою бухгалтерию на аутсорсинг.

Итак, первый документ: Информационное сообщение Минфина России от 25.04.2018 №ИС-аудит-22 «О требованиях к аудиторам в отношении противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Раньше, если аудитор видел, что компания, по его мнению, подпадает под сотню многочисленных критериев отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористов, «аудитор должен был информировать Росфинмониторинг (в пределах его компетенции) о том, что учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не приняли в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации о ставших известными аудитору случаях нарушений соответствующего законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев)». Т.е. раньше аудитор был обязан направить подобную информацию учредителям, директорам, и в течение 90 дней они должны были предпринять соответствующие меры. Теперь все по-другому.

Если аудитор при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации и отмывания доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, то аудитор обязан уведомить об этом Росфинмониторинг. Причем уведомить, не уведомляя учредителей или директоров аудируемой компании. Крайне интересный документ…

Как все будет происходить – прочитайте в документе. В этом информационном сообщении дана многочисленная нормативная база, которую вы должны изучить.

В частности, аудиторы будут использовать специальную Инструкцию о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г.

№115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденную приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. № 110 (см. Информационное сообщение № ИС-аудит-17).

При этом аудиторы не обязаны разглашать информацию. А передача аудиторами информации в Росфинмониторинг «не является нарушением аудиторской тайны (часть 4 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»)».

На кого распространяется эта инструкция? Цитирую: «на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента определенные операции. К таким лицам относятся, в частности, аудиторы». Т.е. не только к аудиторам, но и к компаниям, которые оказывают бухгалтерские услуги.

Второй документ уже более детально расписывает, что должны делать индивидуальные предприниматели-бухгалтеры, бухгалтерские компании или бухгалтерско-аудиторские компании в отношении своих клиентов.

Документ называется так: Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Процитирую наиболее важные моменты. Пункт 1: «Настоящие рекомендации разработаны в целях повышения эффективности работы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, при исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Давайте посмотрим, при каких обстоятельствах бухгалтерская компания на аутсорсинге будет «стучать» в Росфинмониторинг. Не хочу писать отсебятину, ведь вопрос серьезный. Если бизнесмен передал ведение своей бухгалтерии аутсорсинговой компании, наверняка, он рассчитывает на конфиденциальность, какую-то секретность.

И, наверное, бизнесмен не хочет, чтобы эта информация ушла в Росфинмониторинг, а затем автоматически в банки. Я насчитал 25 служб, которые подключены к системе Росфинмониторинга и имеют право пользоваться этой информацией. Наверное, бизнесмены пока не готовы в онлайн-доступе подключиться к спецслужбам и сливать всю информацию… Нас к этому готовят.

Поэтому важно знать, куда эта информация уйдет.

Цитирую пункт 4: «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций (далее – лица, оказывающие бухгалтерские услуги), обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом положений статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ».

Чем с 4 мая 2018 года для вас опасен аудитор. И почему он даже не расскажет вам о доносе в Росфинмониторинг

На примере общения с банками, многие, если не все, знают о действующем с 2002 года законе № 115-ФЗ. Этим законом, среди прочего, определялась и роль лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, к которым относятся, в частности, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В частности, аудитор должен был информировать Росфинмониторинг о том, что учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не приняли в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации о ставших известными аудитору случаях нарушений соответствующего законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев.

На это никто из аудиторов особенно внимания не обращал, и все шло своим чередом.

Что изменилось

С 04.05.2018г., аудитор, при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязан уведомить об этом Росфинмониторинг.

По закону № 115-ФЗ порядок уведомления Росфинмониторинга установлен Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82.

В соответствии с действующим законодательством, факт уведомления аудитором Росфинмониторинга:

— не является нарушением аудиторской тайны (часть 4 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);

не подлежит разглашению аудитором (пункт 4 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ).

Выводы и вопросы

Я, конечно, понимаю и абсолютно согласен, что легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, неприемлемо в современном мире, но что такое «сделка или финансовая операция, которая осуществлена в целях легализации (отмывания) доходов».

Где грань между нормальной оптимизацией расходов (в т.ч. и налогов) и легализацией и отмыванием доходов?

Если ты приглашаешь аудитора для оказания услуг по разработке некой вполне себе законной схемы, но в результате у тебя уменьшатся расходы и возможно платежи в бюджет, а твой доход увеличится, что это нормальная операция или она осуществляется с целью легализации?

Пример. В ходе оказания аудиторских услуг, аудитором установлен факт получения предприятием заемных средств от участников общества, которые так же являются работниками предприятия. В договоре займа указано, что предприятие уплачивает проценты на сумму полученного займа. Проценты по договору займа установлены на уровне ставок коммерческих банков. Но сумма заемных средств большая и сумма процентов исчисляется десятками миллионов. Кажется, все сделано на законных основаниях, но, по мнению налоговиков и судей, займы от дружественных юридических или физических лиц — не что иное, как схема.

Ответственность для аудитора очень серьезная, может лучше перестраховаться (как банки) и сообщить в Росфинмониторинг?

Читайте также:  Минфин систематизировал случаи обязательного аудита

Ведь руководитель организации все равно не узнает, а если через некоторое время организация где-то проштрафится, привлекут ли аудитора за компанию?

Также появляется дополнительный рычаг давления на предприятия через «своих» аудиторов в т.ч. и для рейдерских атак.

На сегодняшний день, только фирмы, оказывающие консультационные услуги (не юридические) в сфере бухгалтерского учета и налогообложения, пока еще не в сфере действия 115-ФЗ. Но надолго, вот в чем вопрос.

Аудиторов обяжут передавать сведения о подозрительных клиентах

Аудиторов обязали сообщать о подозрительных клиентах в Росфинмониторинг

Аудиторы будут сообщать в росфинмониторинг обо всех.

Сегодня, 10 апреля, Госдума приняла в третьем чтении закон, обязывающий аудиторские организации и индивидуальных аудиторов уведомлять Росфинмониторинг о том, что их клиенты занимаются отмыванием доходов или финансированием терроризма.

Разработчики закона поясняют, что он направлен на приведение российского законодательства, затрагивающего вопросы осуществления аудиторской деятельности, в соответствие с рекомендацией Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Аудиторов обязали сообщать о подозрительных клиентах в.

Отмечается, что информировать Росфинмониторинг необходимо при наличии любых оснований полагать о противозаконных операциях.

Внесены поправки в «антиотмывочный» закон, согласно которым у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов появилась обязанность информировать Росфинмониторинг о вызывающих подозрение сделках и операциях аудируемого лица.

Аудиторов тоже заставили сообщать о подозрительных клиентах.

  • Источник: Федеральный закон от № 112-ФЗ Под подозрение попадают сделки и финансовые операции, целью которых может оказаться легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма.
  • Кстати, аудиторы, отправившие в Росфинмониторинг сообщение о подозрительной сделке или операции, не обязаны уведомлять о своих подозрениях и связанных с этим действиях учредителей и руководителей аудируемой компании.
  • Соответствующее дополнение внесено в закон об аудиторской деятельности.
  • С года в силу вступает Федеральный закон от 23 апреля 2018 г.
  • № 112-ФЗ с поправками в Федеральный закон № 115-ФЗ и Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» в части уточнения требований, предъявляемых к аудиторам в отношении противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  • В связи с этим Минфин России выпустил информационное письмо от 25 апреля 2018 г.

Аудиторов обязали стучать о сомнительных клиентах.

№ ИС-аудит-22, в котором сообщил, что уведомление аудитором Росфинмониторинга о наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов производится в порядке, установленном Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу (утверждено постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. Формат представления указанной информации определен Инструкцией, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. При этом факт уведомления аудитором Росфинмониторинга не является нарушением аудиторской тайны и не подлежит разглашению аудитором.

Для взаимодействия с Росфинмониторингом и реализации своих прав и обязанностей аудитор должен использовать личный кабинет.

Он предназначен для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Аудиторов обязали блокировать средства подозрительных.

  1. Госдума рассмотрит законопроект, по которому у аудиторов появится новая обязанность — сообщать о подозрительных клиентах.
  2. Если аудитор заподозрит, что клиент совершает сделки для легализации преступных доходов, то он обязан будет сообщить об этом в Росфинмониторинг (законопроект № 134557-7).
  3. Такая обязанность распространится также на случаи, когда у аудитора появятся основания думать, что сделки или операции клиента связаны с финансированием терроризма.
  4. Нововведение будет распространяться на индивидуальных аудиторов и аудиторские компании.
  5. Чтобы не ошибиться в контрагенте и не поставить под угрозу весь бизнес, проверьте партнера в сервисе «Проверка контрагента».
  6. Сервис проверит организацию по 27 источникам и расскажет о ней все: Сервис проверит контрагента по государственным реестрам – ЕГРЮЛ и ЕГРИП, Росстата, картотеке арбитражных дел, базе исполнительных производств ФССП России, сервисам налоговой службы и другим. Посмотреть 15 новых позиций окружных судов о претензионном порядке.
  7. Сформирует досье компании и выписку из ЕГРЮЛ с подписью ФНС.
  8. Проверить контрагента Главные темы июня – типовые уставы для ООО и выбор надлежащего способа защиты.
  9. Наряду с бухгалтерами аудиторские организации, осуществляющие операции по поручению клиента, начнут замораживать средства при подозрении в отмывании преступных доходов, а также при внесении в список причастных к терроризму и экстремизму Новые требования антиотмывочного законодательства к бухгалтерам о блокировке средств подозрительных клиентов распространились и на аудиторов, следует из письма Минфина, датированного 10 апреля.
  10. Сообщать о подозрительных клиентах в Росфинмониторинг аудиторы наряду с бухгалтерами, нотариусами и юристами были обязаны и ранее.

Аудиторов обяжут сообщать о подозрительных клиентах

Законодательно это требование закрепили в прошлом году.

Такое уведомление не считается нарушением аудиторской тайны.

Аудиторы должны предоставлять только сведения о подозрительных операциях, а не о всех сделках компании. РБК направил запрос в пресс-службу Росфинмониторинга.

В сообщении должны быть указаны сумма, дата, получатель, реквизиты счета и т.д. Теперь требования к аудиторам существенно расширены. Согласно рекомендациям Росфинмониторинга, подозрения в отмывании должны вызывать офшоры, резидентство клиента в юрисдикции с ненадежной антиотмывочной системой и высоким уровнем коррупции, сложная структура собственности компании, интенсивный оборот наличных, значительные трансграничные переводы, многочисленные перепродажи товаров и услуг, завышение или занижение цен, отказ в доступе к документам и т.д.

Что аудиторы должны сообщать в Росфинмониторинг

«Документ и закон достаточно свежие, только начали использоваться, поэтому необходимо проверить на практике, как они будут работать», — прокомментировал РБК руководитель департамента аудиторских услуг КПМГ в России и СНГ Кирилл Алтухов.

4 мая вступил в действие ФЗ N112, обязывающий аудиторов конфиденциально сообщать в Росфинмониторинг обо всех подозрениях в адрес проверяемых.

Декларируемая цель закона – борьба с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.

Как аудиторы будут сообщать в Росфинмониторинг о.

Но, как отмечают эксперты, под него подпадает и такая распространенная практика, как «обнал» – обналичивание финансовых средств с целью ухода от налогов. Аудиторы проверяют, как происходит бухгалтерский учет в компаниях.

Разные его виды (налоговый, международный и так далее) ведутся по разным принципам и у каждого из них свой получатель.

Это могут быть налоговая, российский и зарубежный менеджмент, а также инвесторы, в том числе потенциальные.

Каждый из них вправе усомниться в том, что учет доходов и расходов производится правильно.

– Аудиторы – это высокопрофессиональные проверяющие, которые должны точно знать все тонкости законодательства. Он может ошибиться, выбрать рискованное решение в неоднозначной ситуации.

Когда нужно получить мнение специалиста со стороны, привлекают аудитора, – объясняет Валентина Зайцева, главный бухгалтер одной из крупных петербургских компаний.

Часто к аудиту прибегают руководители бизнеса, желающие проверить собственную бухгалтерскую службу.

В ходе налоговой проверки заключение аудиторов может стать весомым аргументом в пользу «невиновности» компании.

Некоторые организации должны проходить обязательный аудит – в этом случае частные аудиторские фирмы, по сути, замещают собой надзорные органы.

Аудиторов обязали сообщать о подозрительных операциях

По ее словам, изменения могут привести к сужению рынка аудиторских услуг, однако критических последствий ждать не стоит.

Читайте также:  Аудиторов обязали зарегистрироваться на сайте Росфинмониторинга

Некоторые малые и средние фирмы решат вообще не привлекать аудитора, если он может донести об ошибках, или будут искать «договороспособные» аудиторские конторы.

Однако аудиторская проверка – не всегда добровольный шаг.

Это может быть нужно инвесторам, головному офису за границей или налоговой, а значит – предприниматели никуда не денутся.

В России аудиторов обязали сообщать о клиентах, отмывающих.

  1. Некоторые организации должны проходить обязательный аудит – в этом случае частные аудиторские фирмы, по сути, замещают собой надзорные органы.
  2. – Аудиторская проверка мягче, чем проверка налоговой.
  3. Во время проведения аудита некоторые нарушения могут быть устранены.
  4. Это нечто среднее между внутренним самоконтролем организации и жестким контролем государства.
  5. В самой аудиторской профессии заложена двойственность: тебя нанимает заказчик, но потребитель твоих отчетов не он.
  6. Вся твоя деятельность зиждется на том, что ты должен найти недостатки и непредвзято заявить о них. Что сделают с твоим заключением потом – спрячут в стол или опубликуют на сайте, – другой вопрос.
  7. Конечно, очень соблазнительно нанять аудиторскую компанию, которая тебе напишет, что все отлично. Если пойдет слушок, что аудиторы покрывают нарушения (а налоговая их не любит), к заключениям таких компаний будут относиться предвзято, – объясняет собеседница издания.
  8. Требование «сдавать» Росфинмониторингу своих клиентов ставит аудиторов в щекотливое положение.
  9. С одной стороны, они должны оставаться непредвзятыми, а с другой – клиенты рассчитывают на дружественный настрой.
  10. – По закону, аудиторы должны писать в Росфинмониторинг о своих подозрениях, ни в коем случае не ставя об этом в известность проверяемую организацию.
  11. Тихонько, чтобы Росфинмониторинг успел подкрасться. Это способ руками аудиторов провести то, на что сегодня нет человеческих и денежных ресурсов у Росфинмониторинга и налоговой.
  12. Ситуация совсем как с банками, которые обязали сообщать о подозрительных действиях клиентов.
  13. Это сделает отношения между аудиторами и их клиентами более напряженными, – считает главный бухгалтер.
  14. По ее словам, изменения могут привести к сужению рынка аудиторских услуг, однако критических последствий ждать не стоит.

Некоторые малые и средние фирмы решат вообще не привлекать аудитора, если он может донести об ошибках, или будут искать «договороспособные» аудиторские конторы.

Однако аудиторская проверка – не всегда добровольный шаг.

Это может быть нужно инвесторам, головному офису за границей или налоговой, а значит – предприниматели никуда не денутся.

По мнению Валентины Зайцевой, аудиторские фирмы будут искать гибкую тактику взаимодействия с клиентами.

– Как вообще можно проверить, что аудиторы не донесли?

Допустим, придет налоговая проверка, которой покажется, что компания обналичивала средства.

Теоретически она может спросить аудиторов: «Как же вы недосмотрели? Но формулировка закона: «сообщать обо всех имеющихся подозрениях», – очень расплывчата.

«Подозрение» означает, что, даже если у вас нет доказательств, вы должны о нем сообщить, но что, если вы не обратились, потому что у вас не было доказательств и поэтому не возникло подозрений?

Думаю, аудиторы смогут избежать ответственности за недоносительство.

Но, с другой стороны, некоторые аудиторские компании не захотят себе репутационных издержек.

Обычно они будут стараться сообщать своим заказчикам: «Вот это – очень плохо, исправьте».

Но если будут видеть, что их услугами хотят воспользоваться, чтобы прикрыть откровенные нарушения, то сообщат, кому следует. Для некоторых компаний выход сию секунду в белое поле – смерти подобно.

Никто из крупных аудиторских компаний не будет сознательно покрывать очевидные огрехи. Все их цены установлены, исходя из того, что какая-то часть доходов находится в тени.

Основа их репутации – неподкупность, – говорит главбух. Каждый вид аудируемых компаний будет подстраиваться под новую ситуацию.

Аудиторов обяжут писать доносы на клиентов

Минфин опубликован на едином портале для размещения проектов нормативных актов поправки
в Федеральный закон “О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” и Федеральный закон “Об аудиторской деятельности”. Чиновники собираются обязать аудиторов доносить на своих клиентов в Росфинмониторинг.

Контроль прежде всего

Законопроектом закрепляется обязанность аудиторских организаций следить за подозрительными сделками своих клиентов и докладывать обо всех возможных рисках в профильное ведомство. Предложенные Минфином изменения в законодательство являются очень важными для аудиторов. Ведь если предложение чиновников будет принято, им придется информировать Росфинмониторинг о любой активности своих клиентов. Ведь никаких реальных признаков сомнительности сделок в предложенном проекте не предусмотрено.Согласно текста документа, аудиторы должны обращаться в фискальную службу:

Очевидно, что в современных условиях ведения хозяйственной деятельности и субъективном взгляде проверяющих, под эту формулировку можно подвести большое число операций. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что он разработан в целях приведения законодательства, регулирующего аудит, в соответствие рекомендациям Международных стандартов по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Минфин ранее согласовал эти стандарты.

Действующее законодательство

В настоящее время аудиторские компании избавлены от необходимости оперативно сообщать о чем-либо в Росфинмониторинг. В их “Методических рекомендациях по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг”, одобренных советом по аудиторской деятельности при Минфине, нет указаний на законодательство против отмывания денег.

В Федеральных аудиторских стандартах ФСАД 6/2010 и 5/2010 регламентировано требование к аудиторам изучать риски искажения отчетности организаций из-за несоблюдения антиотмывочных требований, но также нет обязанности информировать об этом уполномоченные государственные органы. Обо всех выявленных нарушениях аудитор обязан сообщить учредителям проверяемой организации. Если нарушения оказались существенными, а владельцы компании не предприняли действий к их устранению, аудитор должен обратится в уполномоченный орган. При этом в качестве такого органа фигурирует налоговая служба, а не Росфинмониторинг. Кстати, информировать налоговую службу о результатах проведенного аудита проверяющих также собираются обязать.
Минфин намерен внести соответствующие изменения в статью 82 и статью 93.1 НК РФ, которые касаются налоговых проверок.

Мнения экспертов

Эксперты считают, что в существующем виде законопроект не сможет полноценно работать на практике. Поскольку предлагаемая чиновниками норма станет обязательной для исполнения аудиторами, к ней придется принимать дополнительные нормативные акты, вводящие ответственность за неисполнение новых требований. Действующая редакция статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает, что за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля предусмотрен на должностных лиц может быть наложен штраф в размере до 30 тысяч рублей, а на организацию — до 200 тысяч рублей. Однако, штрафовать никого за новую норму не получится, поскольку в законопроекте Минфина нет четких указаний как именно аудиторы должны передавать информацию. Журналисты выяснили,
что министерство собирается восполнить этот пробел и разрабатывает отдельный нормативный документ с указаниями на этот счет.

Сами аудиторы серьезно опасаются, что новые требования окажут негативное влияние на рынок в целом. Ведь клиенты будут больше заинтересованы обращаться к тем проверяющим, которые не будут докладывать в ФНС или Росфинмониторинг о возможном невыполнении требований налогового или антиотмывочного законодательства. Белым аудиторам останется довольствоваться клиентами, для которых аудит является обязательным, а это примерно половина организаций, которые сейчас обращаются за такими услугами и ждут не просто проверки, а рекомендаций о том, как правильно оформить, в том числе и сомнительные операции.

Аудиторов тоже заставили сообщать о подозрительных клиентах

4 мая заработали поправки в уже наш любимый 115- ФЗ об отмывании грязных бандитских денег. Это тот эпический закон, из-за которого банки блокируют счета, а ЦБ ведет так называемый черный список.

Читайте также:  Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ

Теперь сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных клиентах должны еще и все аудиторы. Раньше они в законе в таком контексте не упоминались. Сообщать должны были бухгалтеры, юристы, адвокаты и нотариусы, а аудиторы нет. Теперь и они тоже. АХАХАХА, как говорится.

Почему аудиторы должны что-то сообщать о клиентах?

Они могли сообщать и раньше, но только если нашлись конкретные нарушения, о них сообщили руководству компании, а в ответ тишина. Тогда аудитор ждал три месяца и писал в Росфинмониторинг.

Теперь аудиторы упоминаются в статье 7.1 закона № 115- ФЗ . Там перечислено, кто обязан сообщать о любых подозрениях по поводу клиентов и их сделок в надзорный орган. Это именно обязанность, а не право или возможность.

Что это за закон?

Есть закон, с помощью которого государство борется с обналом. Его должны соблюдать банки и разные компании и специалисты. Например, если банк видит, что клиент снимает много денег и не платит налоги, проводит транзитные операции или не может объяснить, за что получил доход. Или нотариус заметил, что десять компаний сразу оформляют доверенность на одного человека и делают его директором.

О таких подозрительных делах нужно сообщать государству — эта обязанность лежит на банках, нотариусах, адвокатах, бухгалтерских компаниях, а теперь еще и на аудиторах. Причем нотариусы, адвокаты и бухгалтеры делают это при любых подозрениях. Даже если ус отклеился.

Рассказывать клиентам о таких сообщениях прямо запрещено законом. Если нотариусу что-то покажется подозрительным, он должен сообщить об этом через личный кабинет, а клиенту обязан не говорить. Так же должны поступить остальные. Может, какой-то бухгалтер и предупредит, но тогда он нарушит закон.

Короче: если у вас есть бизнес и вы обращаетесь к любым аудиторам, имейте в виду, что у них есть такая обязанность и вам о ее исполнении никто говорить не должен.

А можно не обращаться к аудиторам?

Можно, но не всегда. Есть случаи, когда обращаться к аудитору обязательно по закону.

Например, обязательный аудит должна заказать фирма с выручкой больше 400 млн рублей в год. Это чуть больше 30 млн рублей в месяц — не прибыль, а именно выручка. Это не звезды с неба. Если не обратиться к аудиторам, может быть штраф до 10 тысяч рублей и все равно потребуют заключение.

Если аудит необязательный, тогда сообщать о подозрениях не будут?

Хе-хе. Будут. Аудитор обязан сообщать о любых подозрениях и при оказании любых услуг. Если это не обязательный, а инициативный аудит и обнаружатся странные операции, о них все равно придется рассказать государству. От аудиторов этого требовали и раньше, но основания были косвенные.

К аудитору обращаются, чтобы получить кредит в банке, привлечь инвестиции или продать компанию, хотя формально закон не требует. И это повод рассказать о ваших подозрительных сделках. Даже если сами сделки законные, но аудитору что-то показалось.

А еще аудитор может оказывать бухгалтерские услуги. Например, брать на аутсорс небольшие компании или ИП . Таким специалистам больше доверяют из-за лицензии. И тогда они тоже должны сообщать о подозрениях, уже как обычные бухгалтеры.

Как аудиторы сообщают о своих подозрениях?

Аудиторы, бухгалтеры, нотариусы и адвокаты будут сообщать все через личный кабинет. Раньше об этом в своих разъяснениях говорил Росфинмониторинг, но теперь про личный кабинет написали прямо в законе. Это еще одно нововведение.

Чтобы пожаловаться, аудитору не нужно никуда ходить: он сделает все через интернет.

А как же аудиторская тайна?

Сообщение о подозрительных клиентах и их операциях не нарушает аудиторскую тайну. Такая же ситуация с адвокатами и нотариусами. Нет у нас тайн от государства.

Минфин предписал аудиторам блокировать средства подозрительных клиентов

Новые требования антиотмывочного законодательства к бухгалтерам о блокировке средств подозрительных клиентов распространились и на аудиторские организации, следует из письма Минфина, датированного 10 апреля.

Сообщать о подозрительных клиентах в Росфинмониторинг аудиторы, как и бухгалтеры, нотариусы и юристы, были обязаны и ранее. Законодательно это требование закрепили в прошлом году. Такое уведомление не считается нарушением аудиторской тайны.

В России действуют свыше 4 тыс. аудиторских организаций и 19,5 тыс. индивидуальных аудиторов. РБК направил запрос в пресс-службу Росфинмониторинга.

В статистике Росфинмониторинга (есть у РБК), в декабре предоставленной Группе разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF), нет данных о количестве сообщений об отмывании средств от аудиторов. При этом в рамках обязательного контроля от юристов поступило 69 сигналов за пять лет, с 2013-го по 2017 год, от адвокатов — всего восемь сигналов, все в 2015 году, от ломбардов — свыше 277 тыс. Кредитные организации передали 61,3 млн сообщений о подозрении в отмывании средств за пять лет. Треть, или 21,4 млн сигналов, поступили в 2017 году.

Блокировки с санкции Росфинмониторинга

Новый закон, накладывающий на аудиторов и бухгалтеров дополнительные обязанности, принят 18 марта. В это время в России проходила масштабная проверка FATF. Итоги оценки антиотмывочной системы станут известны в октябре.

Согласно поправкам, аудиторы должны:

  • разработать правила внутреннего контроля и назначать ответственных должностных лиц;
  • идентифицировать бенефициарных владельцев компании-клиента;
  • фиксировать и хранить информацию.

Аудиторские организации могут предоставлять бухгалтерские услуги, совершать операции по поручению клиента, управлять его активами и т.д. В этом случае они обязаны заморозить средства или иное имущество клиента не позднее одного дня с даты его включения в перечень лиц, причастных к экстремизму и терроризму. Но блокировки коснутся и «не дотягивающих» до включения в этот список лиц, но признанных подозрительными межведомственной комиссией.

Заморозка средств возможна только с разрешения Росфинмониторинга, подчеркивает партнер компании НАФКО Павел Иккерт. «Компания может нести важные обязательства по оплате, и блокировка причинит бизнесу существенные убытки вплоть до расторжения договора», — отметил он.

Контроль за чиновниками

Еще одно новое требование — выявлять среди клиентов публичных должностных лиц: чиновников, функционеров Центробанка, федеральных служб, госкорпораций, иностранных публичных должностных лиц и представителей международных организаций.

При высокой степени риска коррупции и хищения бюджетных средств аудитор должен принять такого клиента на обслуживание только с письменного разрешения руководителя обособленного подразделения по контролю и обязан определить источник происхождения средств, уделить повышенное внимание к операциям таких клиентов и их родственников.

«Поправки добавят работы небольшим компаниям — в крупных организациях это уже давно стало частью внутренних процедур», — пояснил РБК руководитель департамента аудиторских услуг КПМГ в России и СНГ Кирилл Алтухов.

Однако у банков больше полномочий при проверке потенциальных клиентов: в отличие от аудиторов они могут запрашивать документальные подтверждения, подчеркивает партнер EY Игорь Буян.

Ответственность — запрет на профессию

Несоблюдение предписаний может обернуться для аудитора претензиями при проверке со стороны Казначейства, предписаниями и штрафами, а в тяжелых случаях дисквалификацией. «Последствия могут быть жесткими вплоть до исключения из саморегулируемой организации и отлучения от профессии», — предупредил Буян.

Изменения аудиторы восприняли без энтузиазма. «Мы надеемся, что новые требования и рекомендации будут в рамках стандартов проверки финансовой отчетности», — добавил Буян.

«Что касается перекладывания государственных функций, на мой взгляд, в борьбе с терроризмом и коррупцией должны участвовать все, и аудиторы должны знать своих клиентов и ограничивать работу с теми, кто вовлечен в криминальную деятельность», — считает Алтухов.

Подробнее о новых обязанностях аудиторов — в материале «РБК Pro».

Ссылка на основную публикацию