Аудиторов обязали зарегистрироваться на сайте Росфинмониторинга

Аудиторов обязали зарегистрироваться на сайте Росфинмониторинга

Дата публикации: 01.06.2017

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30 мая 2017 года «О подключении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов к Личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу»

1. Согласно положениям статьи 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) отдельные требования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма распространяются, в том числе, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

2. В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон №307-ФЗ) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности, постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью. Перечень таких услуг в Федеральном законе № 307-ФЗ является не исчерпывающим.

3. Таким образом, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, осуществляющие деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, являются субъектами Федерального закона № 115-ФЗ в случаях, указанных в пункте 1 настоящего информационного письма, и, соответственно, должны исполнять требования российского “антиотмывочного” законодательства, в частности, требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

4. В соответствии с Правилами определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 (далее – Правила), доступ аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов к информации о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, осуществляется только через личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет (www.fedsfm.ru).

Для регистрации в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга без использования усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – ЭП) аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует;

  • заполнить и отправить соответствующую заявку на подключение к личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга, размещенную по адресу https://portal.fedsfm.ru;
  • направить заявку на подключение к личному кабинету на бумажном носителе, полученную на указанный при заполнении электронной заявки адрес электронной почты, с подписью руководителя аудиторской организации или индивидуального аудитора и печатью (при наличии) по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39 стр. 1.

К заявке на бумажном носителе прилагается скан-копия документа, подтверждающего право осуществлять аудиторскую деятельность, например, сведения из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая аудиторская организация или индивидуальный аудитор являются.

Для регистрации в личном кабинете с использованием ЭП следует с помощью интерактивной формы, размещенной в разделе «Регистрация с использованием электронной подписи» официального сайта Росфинмониторинга заполнить электронную заявку на регистрацию. Электронная заявка на регистрацию подписывается ЭП руководителя аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Одновременно обращаем внимание, что регистрация в личном кабинете аудиторской организации осуществляется в блоке «Регистрация юридических лиц» выбрать «Вид деятельности» – «аудиторская организация (организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг)» (код вида субъекта Федерального закона № 115-ФЗ в целях представления информации в Росфинмониторинг – 156), а индивидуального аудитора – в блоке «Регистрация физических лиц и индивидуальных предпринимателей» выбрать «Вид деятельности» «индивидуальный аудитор (лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг)» (код вида субъекта Федерального закона № 115-ФЗ в целях представления информации в Росфинмониторинг –157).

После успешной первичной авторизации в личном кабинете аудиторской организации и индивидуальному аудитору следует изменить пароль доступа к своему личному кабинету.

Аудиторов обязали зарегистрироваться на сайте Росфинмониторинга

23 апреля 2018 года Президентом РФ подписан Федеральный закон №112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (в части приведения законодательства Российской Федерации, затрагивающего вопросы осуществления аудиторской деятельности, в соответствие с Рекомендацией ФАТФ).

Текст Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и статью 13 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» №112-ФЗ

Данным Федеральным законом внесены следующие изменения, касающиеся обязанностей аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов при оказании аудиторских услуг.

Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»:

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе дополнена следующими положениями:

«личный кабинет – информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет), обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования. Личный кабинет используется:

организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальными предпринимателями, указанными в части второй статьи 5 настоящего Федерального закона, для получения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, решений межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, для реализации иных прав и обязанностей;

в случаях, предусмотренных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами уполномоченного органа, лицами, указанными в статьях 7 1 и 7 1-1 настоящего Федерального закона, хозяйственными обществами и федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями для реализации своих прав и обязанностей, уполномоченным органом, правоохранительными и надзорными органами для реализации своих функций.»

Статья 7.1. Права и обязанности иных лицдополнена следующими положениями:

«2 1 . Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.»;

3. Порядок передачи адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг , информации о сделках или финансовых операциях, указанных в пунктах 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Адвокат и адвокатская палата, нотариус и нотариальная палата, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторская организация, индивидуальный аудитор при оказании аудиторских услуг , не вправе разглашать факт передачи в уполномоченный орган информации, указанной в пунктах 2 и 2.1. настоящей статьи. »

Статья 8. Уполномоченный орган дополнена следующим положением:

«Уполномоченный орган по согласованию с соответствующими надзорными органами определяет объем и порядок представления через личные кабинеты соответствующих надзорных органов информации , необходимой для осуществления ими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроля (надзора) за исполнением требований настоящего Федерального закона.»

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

Статья 13. Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

Часть 2 дополнена следующими обязанностями аудиторской организации, индивидуального аудитора при оказании аудиторских услуг

«3.1) информировать, за исключением случая, указанного в пункте 3 2 настоящей части, учредителей (участников) аудируемого лица или их представителей либо его руководителя о ставших известными аудиторской организации, индивидуальному аудитору случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе случаях подкупа иностранных должностных лиц, случаях иных нарушений законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев. В случае, если учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не принимают надлежащих мер по рассмотрению указанной информации аудиторской организации, индивидуального аудитора, последние обязаны проинформировать об этом соответствующие уполномоченные государственные органы;

Читайте также:  Последние изменения в ФЗ об аудиторской деятельности

«3 2 ) уведомлять о возникновении любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в порядке, установленном Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;».

На основании изложенного, все аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, осуществляющие аудиторскую деятельность, независимо от факта осуществления ими от имени или по поручению своего клиента операций с денежными средствами или иным имуществом в предусмотренных законом случаях:

1) являются пользователями и обязаны зарегистрироваться в личном кабинете Росфинмониторинга;

2) обязаны обеспечить выполнение требований по уведомлению уполномоченных органов о сомнительных сделках и финансовых операциях посредством использования личного кабинета Росфинмониторинга

Дополнительно информируем, что решением Правления СРО ААС от 06 апреля 2018 года (протокол №352) утверждена новая редакция Положения о членстве СРО ААС, согласно п. 7.3. (2) которого аудиторская организация, индивидуальный аудитор при оказании аудиторских, бухгалтерских и юридических услуг, обязаны соблюдать требования по противодействию коррупции, противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусмотренные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также обязаны уведомлять соответствующие уполномоченные государственные органы о ставших известными аудиторской организации, индивидуальному аудитору случаях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, коррупционных правонарушений аудируемого лица, в том числе о случаях подкупа иностранных должностных лиц, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев.

Контроль за соблюдением членом СРО ААС указанных требований будет осуществляться в ходе проведения проверки внешнего контроля качества работы.

В случаях выявления нарушений член СРО ААС может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Аудиторов обязали зарегистрироваться на сайте Росфинмониторинга

Аудиторам нужен личный кабинет на сайте РФМ для доступа к перечню экстремистов.

В информационном письме от 30.05.2017 Росфинмониторинг рассказал о подключении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов к личному кабинету на сайте службы.

Отдельные требования антиотмывочного законодательства распространяются, в том числе, на лиц, которые ведут деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг в случаях, когда они готовят или проводят от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности, постановку, восстановление и ведение бухучета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью. Перечень таких услуг в законе об аудиторской деятельности является не исчерпывающим.

В случае оказания таких услуг аудиторские организации и индивидуальные аудиторы являются субъектами антиотмывочного закона (115-ФЗ) в перечисленных выше случаях, и, соответственно, должны исполнять требования российского антиотмывочного законодательства, в частности, требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 закона 115-ФЗ.

Доступ аудиторов к перечню организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, к информации об изменениях в перечне имеется только через личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru/).

Для регистрации в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга без использования усиленной квалифицированной электронной подписи аудиторам следует:

К заявке на бумажном носителе прилагается скан-копия документа, подтверждающего право вести аудиторскую деятельность, например, сведения из реестра аудиторов и аудиторских организаций СРО.

Для регистрации в личном кабинете с использованием ЭП следует с помощью интерактивной формы, размещенной в разделе “Регистрация с использованием электронной подписи” сайта Росфинмониторинга заполнить электронную заявку на регистрацию и подписать ее ЭП руководителя аудиторской организации или индивидуального аудитора. Служба дала и другие разъяснения относительно авторизации.

Аудиторов обязали зарегистрироваться на сайте Росфинмониторинга

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Информационное письмо Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30 мая 2017 г. «О подключении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов к Личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу»

1. Согласно положениям статьи 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) отдельные требования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма распространяются, в том числе, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

– сделки с недвижимым имуществом;

– управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

– управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

– привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

– создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

2. В соответствии с частью 7 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон № 307-ФЗ) аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности, постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью. Перечень таких услуг в Федеральном законе № 307-ФЗ является не исчерпывающим.

3. Таким образом, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, осуществляющие деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, являются субъектами Федерального закона № 115-ФЗ в случаях, указанных в пункте 1 настоящего информационного письма, и, соответственно, должны исполнять требования российского антиотмывочного законодательства, в частности, требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

4. В соответствии с Правилами определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 (далее – Правила), доступ аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов к информации о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, осуществляется только через личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга в сети Интернет (www.fedsfm.ru).

Для регистрации в личном кабинете на официальном сайте Росфинмониторинга без использования усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – ЭП) аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам следует;

– заполнить и отправить соответствующую заявку на подключение к личному кабинету на официальном сайте Росфинмониторинга, размещенную по адресу https://portal.fedsfm.ru;

– направить заявку на подключение к личному кабинету на бумажном носителе, полученную на указанный при заполнении электронной заявки адрес электронной почты, с подписью руководителя аудиторской организации или индивидуального аудитора и печатью (при наличии) по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39 стр. 1.

К заявке на бумажном носителе прилагается скан-копия документа, подтверждающего право осуществлять аудиторскую деятельность, например, сведения из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая аудиторская организация или индивидуальный аудитор являются.

Для регистрации в личном кабинете с использованием ЭП следует с помощью интерактивной формы, размещенной в разделе «Регистрация с использованием электронной подписи» официального сайта Росфинмониторинга заполнить электронную заявку на регистрацию. Электронная заявка на регистрацию подписывается ЭП руководителя аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Одновременно обращаем внимание, что регистрация в личном кабинете аудиторской организации осуществляется в блоке «Регистрация юридических лиц» выбрать «Вид деятельности» – «аудиторская организация (организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг)» (код вида субъекта Федерального закона № 115-ФЗ в целях представления информации в Росфинмониторинг – 156), а индивидуального аудитора – в блоке «Регистрация физических лиц и индивидуальных предпринимателей» выбрать «Вид деятельности» «индивидуальный аудитор (лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг)» (код вида субъекта Федерального закона № 115-ФЗ в целях представления информации в Росфинмониторинг – 157).

Читайте также:  ВС РФ высказался об астренте и добросовестности суда

После успешной первичной авторизации в личном кабинете аудиторской организации и индивидуальному аудитору следует изменить пароль доступа к своему личному кабинету.

Дополнительно информируем, что в целях оказания консультационной помощи по вопросам подключения и работы с Личным кабинетом в Росфинмониторинге с понедельника по четверг с 9.00 до 18.00, в пятницу с 9.00 до 16.45 (по московскому времени) работает телефон технической поддержки: 8 (495) 627-32-99, а также круглосуточно можно оставить заявку на техническую поддержку через специализированную форму, размещенную на официальном сайте Росфинмониторинга по адресу: https://portal.fedsfm.ru/account/support-post.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
И.В. Трунин

Обзор документа

Отдельные требования законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма распространяются на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Речь идет о случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции: сделки с недвижимостью; управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента; управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг; привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими; создание организаций, обеспечение их деятельности или управление ими, а также купля-продажа организаций.

В частности, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, осуществляющие деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в указанных случаях должны исполнять требования законодательства в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации.

Информация и информатизация

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, оказывающие отдельные юридические или бухгалтерские услуги, должны зарегистрироваться в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга

05 июня

Информационное письмо Росфинмониторинга от 30.05.2017

«О подключении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов к Личному кабинету на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу»

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, оказывающие отдельные юридические или бухгалтерские услуги, должны зарегистрироваться в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга.

Согласно Закону о противодействии легализации преступных доходов, отдельные требования законодательства в данной сфере распространяются, в том числе, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, осуществляющие указанную деятельность, должны исполнять требования российского законодательства о противодействии легализации преступных доходов, в частности, требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации.

Указанным лицам необходимо зарегистрироваться в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru) для доступа к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Для этого необходимо отправить соответствующую заявку через сайт или на бумажном носителе. Для регистрации в личном кабинете с использованием электронной подписи следует с помощью интерактивной формы в разделе «Регистрация с использованием электронной подписи» заполнить электронную заявку на регистрацию.

Обзор подготовлен специалистами компании «Консультант Плюс» и предоставлен компанией «КонсультантПлюс Свердловская область» — информационным центром Сети КонсультантПлюс в г. Екатеринбурге и Свердловской области

Чем с 4 мая 2018 года для вас опасен аудитор. И почему он даже не расскажет вам о доносе в Росфинмониторинг

На примере общения с банками, многие, если не все, знают о действующем с 2002 года законе № 115-ФЗ. Этим законом, среди прочего, определялась и роль лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, к которым относятся, в частности, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В частности, аудитор должен был информировать Росфинмониторинг о том, что учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не приняли в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации о ставших известными аудитору случаях нарушений соответствующего законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев.

На это никто из аудиторов особенно внимания не обращал, и все шло своим чередом.

Что изменилось

С 04.05.2018г., аудитор, при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязан уведомить об этом Росфинмониторинг.

По закону № 115-ФЗ порядок уведомления Росфинмониторинга установлен Положением о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82.

В соответствии с действующим законодательством, факт уведомления аудитором Росфинмониторинга:

— не является нарушением аудиторской тайны (часть 4 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»);

не подлежит разглашению аудитором (пункт 4 статьи 7.1 Федерального закона N 115-ФЗ).

Выводы и вопросы

Я, конечно, понимаю и абсолютно согласен, что легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма, неприемлемо в современном мире, но что такое «сделка или финансовая операция, которая осуществлена в целях легализации (отмывания) доходов».

Где грань между нормальной оптимизацией расходов (в т.ч. и налогов) и легализацией и отмыванием доходов?

Если ты приглашаешь аудитора для оказания услуг по разработке некой вполне себе законной схемы, но в результате у тебя уменьшатся расходы и возможно платежи в бюджет, а твой доход увеличится, что это нормальная операция или она осуществляется с целью легализации?

Пример. В ходе оказания аудиторских услуг, аудитором установлен факт получения предприятием заемных средств от участников общества, которые так же являются работниками предприятия. В договоре займа указано, что предприятие уплачивает проценты на сумму полученного займа. Проценты по договору займа установлены на уровне ставок коммерческих банков. Но сумма заемных средств большая и сумма процентов исчисляется десятками миллионов. Кажется, все сделано на законных основаниях, но, по мнению налоговиков и судей, займы от дружественных юридических или физических лиц — не что иное, как схема.

Ответственность для аудитора очень серьезная, может лучше перестраховаться (как банки) и сообщить в Росфинмониторинг?

Ведь руководитель организации все равно не узнает, а если через некоторое время организация где-то проштрафится, привлекут ли аудитора за компанию?

Также появляется дополнительный рычаг давления на предприятия через «своих» аудиторов в т.ч. и для рейдерских атак.

На сегодняшний день, только фирмы, оказывающие консультационные услуги (не юридические) в сфере бухгалтерского учета и налогообложения, пока еще не в сфере действия 115-ФЗ. Но надолго, вот в чем вопрос.

Регистрация на сайте Росфинмониторинга не нарушает Закон об адвокатуре

На сайте Федеральной палаты адвокатов РФ опубликовано принятое 4 декабря Решение Совета ФПА РФ по вопросу исполнения адвокатами требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Согласно ст. 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ установленные им требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации распространяются на адвокатов в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:
– сделки с недвижимым имуществом;
– управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
– управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
– привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
– создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

При этом дано предписание, что в случае, если у адвоката имеются любые основания полагать, что указанные сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, он обязан уведомить об этом уполномоченный орган. Адвокат вправе передать такую информацию как самостоятельно, так и через адвокатскую палату при наличии у нее соглашения о взаимодействии с уполномоченным органом.

Вместе с тем, отмечается в Решении Совета ФПА РФ, Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», а также Кодекс профессиональной этики адвоката в качестве фундаментальной основы адвокатской профессии устанавливают режим адвокатской тайны, обязывая адвоката обеспечить его соблюдение.

Читайте также:  Минфин систематизировал случаи обязательного аудита

В качестве адвокатской тайны признаются любые сведения, связанные с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю. В качестве гарантий обеспечения адвокатской тайны ст. 8 Закона об адвокатуре указывает на невозможность вызова адвоката и его допроса в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием.

Аналогичной позиции, изложенной в п. 2, придерживается и Конституционный Суд РФ. Так, в Определении от 6 июля 2000 г. № 128-О КС РФ отметил, что информация, полученная адвокатом в процессе профессиональной деятельности в рамках отношений с клиентом по оказанию ему квалифицированной юридической помощи, является конфиденциальной и не подлежит разглашению независимо от времени и обстоятельств ее получения.

Аналогичную позицию в части режима адвокатской тайны КС РФ высказал в Постановлении от 17 декабря 2015 г. № 33-П, указав, что необходимая составляющая права пользоваться помощью адвоката – обеспечение конфиденциальности сведений, сообщаемых адвокату его доверителем, которая является не привилегией адвоката, а гарантией законных интересов его доверителя, подлежащих защите в силу Конституции РФ.

Положения, направленные на защиту конфиденциальности сведений, сообщаемых адвокату его доверителем, содержатся во всех международных правовых актах, касающихся адвокатской деятельности.

Совет ФПА РФ подчеркнул, что оценка сделок в качестве осуществляемых в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, производится адвокатом по своему внутреннему убеждению на основе нахождения разумного баланса конституционно защищаемых ценностей, конкурирующих прав и законных интересов (в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

«В случае если у адвоката возникают сомнения в части соблюдения законодательства об адвокатуре и профессиональных этических норм о том, что сделка или финансовая операция осуществляются в целях отмывания (денежных) средств или финансирования терроризма, в порядке реализации полномочий совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, указанных в подп. 19 п. 3 ст. 31 Закона об адвокатуре, адвокату следует обратиться в совет региональной адвокатской палаты для разъяснения по поводу возможных действий адвоката в сложной ситуации, касающейся соблюдения этических норм, на основании Кодекса профессиональной этики адвоката», – говорится в Решении Совета ФПА РФ.

Росфинмониторинг в качестве одного из показателей соблюдения законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма рассматривает открытие и регулярное посещение адвокатами личных кабинетов на информационных ресурсах ведомства. В связи с этим Совет ФПА РФ заверил, что сам факт открытия адвокатами личных кабинетов не является нарушением законодательства об адвокатуре и норм профессиональной этики адвоката.

Более того, получение информации (базы данных, реестры и проч. сведения), которая становится доступной адвокату посредством открытия личного кабинета на сайте Росфинмониторинга, позволяет обеспечить надлежащее качество и полноту юридической помощи, оказываемой доверителю, в целях защиты его прав и законных интересов.

На основании этого Совет Федеральной палаты адвокатов РФ рекомендовал всем адвокатам, а при этом адвокатам, оказывающим юридическую помощь или представительство по сделкам и видам деятельности, указанным в п. 7.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» – в обязательном порядке, произвести регистрацию личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга.

Кроме того рекомендовано через личный кабинет регулярно производить ознакомление с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения о причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и иной информацией на данном ресурсе и учитывать ее при осуществлении адвокатской деятельности и оказании квалифицированной юридической помощи. Подробнее со всеми рекомендациями для адвокатов можно ознакомиться по ссылке.

В то же время адвокатским палатам субъектов РФ дано указание осуществлять методическое руководство участия адвокатов в системе противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, при строгом соблюдении норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и норм профессиональной этики адвоката, а советам адвокатских палат субъектов РФ – своевременно давать адвокатам соответствующие разъяснения на их обращения по данному вопросу.

Аудиторов обязали сообщать о подозрительных клиентах в росфинмониторинг — юридические советы

Каждый «чих» уйдет в Росфинмониторинг. Чихайте с разрешения!

Добрый день, уважаемые коллеги.

Продолжаю обзор законодательства. Знаете, у меня появилось правило: все документы, которые выходят из недр государственных органов, я называю «замечательными».

В наше время, если вдруг назовешь документ «незамечательным», социальная группа может обидеться.

Все социальные группы, будь то социальная группа Правительства, Госдумы или полиции, выпускают, безусловно, замечательные документы во благо бизнесменам.

Эти документы относятся к любой компании, которая привлекает аудиторов. Неважно, привлекаете вы аудиторов для цели проведения стандартного аудита или в качестве консультанта. Также эти документы относятся к бухгалтерско-аудиторским компаниям, которые оказывают бухгалтерские услуги. В том числе, эти два документа относятся к тем бизнесменам, которые передали свою бухгалтерию на аутсорсинг.

Итак, первый документ: Информационное сообщение Минфина России от 25.04.2018 №ИС-аудит-22 «О требованиях к аудиторам в отношении противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Раньше, если аудитор видел, что компания, по его мнению, подпадает под сотню многочисленных критериев отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористов, «аудитор должен был информировать Росфинмониторинг (в пределах его компетенции) о том, что учредители (участники) аудируемого лица или их представители либо его руководитель не приняли в течение 90 календарных дней надлежащих мер по рассмотрению информации о ставших известными аудитору случаях нарушений соответствующего законодательства Российской Федерации, либо признаках таких случаев, либо риске возникновения таких случаев)». Т.е. раньше аудитор был обязан направить подобную информацию учредителям, директорам, и в течение 90 дней они должны были предпринять соответствующие меры. Теперь все по-другому.

Если аудитор при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации и отмывания доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, то аудитор обязан уведомить об этом Росфинмониторинг. Причем уведомить, не уведомляя учредителей или директоров аудируемой компании. Крайне интересный документ…

Как все будет происходить – прочитайте в документе. В этом информационном сообщении дана многочисленная нормативная база, которую вы должны изучить.

В частности, аудиторы будут использовать специальную Инструкцию о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г.

№115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденную приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. № 110 (см. Информационное сообщение № ИС-аудит-17).

При этом аудиторы не обязаны разглашать информацию. А передача аудиторами информации в Росфинмониторинг «не является нарушением аудиторской тайны (часть 4 статьи 9 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»)».

На кого распространяется эта инструкция? Цитирую: «на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента определенные операции. К таким лицам относятся, в частности, аудиторы». Т.е. не только к аудиторам, но и к компаниям, которые оказывают бухгалтерские услуги.

Второй документ уже более детально расписывает, что должны делать индивидуальные предприниматели-бухгалтеры, бухгалтерские компании или бухгалтерско-аудиторские компании в отношении своих клиентов.

Документ называется так: Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Процитирую наиболее важные моменты. Пункт 1: «Настоящие рекомендации разработаны в целях повышения эффективности работы лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, при исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Давайте посмотрим, при каких обстоятельствах бухгалтерская компания на аутсорсинге будет «стучать» в Росфинмониторинг. Не хочу писать отсебятину, ведь вопрос серьезный. Если бизнесмен передал ведение своей бухгалтерии аутсорсинговой компании, наверняка, он рассчитывает на конфиденциальность, какую-то секретность.

И, наверное, бизнесмен не хочет, чтобы эта информация ушла в Росфинмониторинг, а затем автоматически в банки. Я насчитал 25 служб, которые подключены к системе Росфинмониторинга и имеют право пользоваться этой информацией. Наверное, бизнесмены пока не готовы в онлайн-доступе подключиться к спецслужбам и сливать всю информацию… Нас к этому готовят.

Поэтому важно знать, куда эта информация уйдет.

Цитирую пункт 4: «Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций (далее – лица, оказывающие бухгалтерские услуги), обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом положений статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ».

Ссылка на основную публикацию