Разъяснены нюансы вручения бюллетеней для голосования на общем собрании акционеров

Бюллетень для голосования на собрании акционеров

Весна и начало лета — время проведения годовых общих собраний акционеров. В соответствии с законом голосование по вопросам повестки дня общего собрания акционеров может, а в АО с числом акционеров — владельцев голосующих акций более 100 и в случае проведения общего собрания акционеров в форме заочного голосования должно осуществляться бюллетенями. В этой статье приведен образец заполненной формы бюллетеня для голосования на годовом общем собрании акционеров и авторские пояснения по основным правилам его оформления.

В большинстве случаев общее собрание акционеров проводится в форме совместного присутствия и голосования по всем вопросам повестки дня с использованием бюллетеней. О повестке дня собрания акционеров заранее оповещают путем рассылки специального информационного сообщения с указанием даты, времени и места проведения собрания, повестки дня, а также порядка ознакомления с до­кумен­тами и информацией, которые представляются перед проведением собрания (подробнее об этом, а также о вопросах повестки дня годового общего собрания акционеров см. приложение «Корпоративные стратегии», «ЭЖ», 2015, № 15, с. 02/10).

Подготовка к голосованию

К назначенному времени акцио­неры должны явиться по указанному в сообщении адресу и зарегистрироваться для участия в собрании. Напомним, что общее собрание акцио­неров, повестка дня которого включает некоторые вопросы, не может проводиться в форме заочного голосования. К таким вопросам относятся следующие: об избрании совета директоров, ревизионной комиссии (ревизора), утверждении аудитора общества; а также вопросы, предусмотренные подп. 11 п. 1 ст. 48 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО): утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) общества и распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам I квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года (п. 2 ст. 50 Закона об АО).

При регистрации члены счетной комиссии, созданной в обществе или назначенной регистратором общества (из числа его работников), сверяют до­кумен­ты, удостоверяющие личность акционеров, с данными, содержащимися в списке лиц, имеющих право на участие в собрании. При этом у опоздавших акционеров есть право зарегистрироваться вплоть до момента закрытия собрания, пока не по всем вопросам повестки дня прошло голосование (п. 4.9, 4.10 Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утв. приказом ­ФСФР России от 02.02.2012 № 12-6/пз-н, далее — Положение). Необходимо помнить, что осуществление функций счетной комиссии на общем собрании лицами, не являющимися представителями регистратора и не избранными в состав комиссии на собрании, — основание для привлечения общества к административной ответственности (ч. 7 ст. 15.23.1 КоАП РФ).

Несмотря на то что процедуру регистрации акционеров для допуска к участию в собрании ведут члены счетной комиссии, компании будет не лишним перед началом собрания проверить правильность заполнения журнала регистрации и подсчета количества зарегистрировавшихся лиц, в том числе совокупного объема их голосов, с целью определения кворума. Для участия в собрании он должен составлять более половины от общего количества всех голосов (п. 1 ст. 59 Закона об АО). Общее собрание открывается, только если ко времени начала его проведения имеется кворум хотя бы по одному из вопросов, включенных в повестку дня (п. 4.10 Положения).

На практике встречаются случаи нарушения счетной комиссией регистратора порядка регистрации акционеров для участия в собрании и неверного определения кворума, что является существенным нарушением и основанием для отмены принятых на таком собрании акционеров решений

Закон об АО не преду­сматривает других способов голосования, кроме заполнения бюллетеней. Однако их использование является обязательным не всегда. Так, в Законе об АО сказано, что голосование по вопросам повестки дня общего собрания акцио­неров может осуществ­ляться бюллетенями для голосования. При этом голосование по вопросам повестки дня общего собрания акционеров общества с числом акционеров — владельцев голосующих акций более 100, а также голосование по вопросам повестки дня общего собрания акционеров, проводимое в форме заочного голосования, осуществляется только бюллетенями для голосования. О том, что голосование может проводиться без использования бюллетеней, говорится в п. 4.31 Положения. В таком случае к протоколу об итогах голосования должен прилагаться список лиц, принявших участие в общем собрании, с указанием по каждому вопросу повестки дня общего собрания, по которому имелся кворум, варианта голосования каждого указанного лица либо того, что оно не приняло участия в голосовании.

Несмотря на это, в основном голосование производится бюллетенями. Часто общества сами предусматривают такой порядок голосования в уставе. В таком случае, даже если по закону не обязательно использование бюллетеней при голосовании, принятые на собрании решения суд может признать недействительными (постановление ФАС Уральского округа от 30.05.2007 по делу № А47-18102/2005-10-ГК).

При подготовке и заполнении бюллетеней нужно соблюдать несколько правил

Бюллетень на общем собрании акционеров является одним из значимых до­кумен­тов, при подготовке и заполнении которого необходимо учитывать ряд нюансов.

Первый важный момент — представление (направление) бюллетеней акционерам для голосования на собрании акционеров. Обычно бюллетени под роспись раздаются всем присутствующим на собрании акционерам с разъяснением порядка заполнения. Использование бюллетеней для голосования является обязательным, если количество акционеров в компании превышает 100 человек, либо если собрание проводится в форме заочного голосования. В последнем случае бюллетень для голосования высылается по поч­те заказным письмом не менее чем за 20 дней до даты проведения собрания акционеров каждому акционеру, указанному в спис­ке лиц, имеющих право на учас­тие в собрании.

Выполнение данной процеду­ры является обязательной стадией проведения собрания акционеров, поскольку в противном случае общество рис­кует столкнуться с поданным против него иском о признании недействительным решения общего собрания акционеров по мотиву несвоевременного предоставления бюллетеней для голосования.

Однако суд с большей вероятностью отклонит такой иск, если установит, что голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинения убытков акционеру в соответствии с п. 7 ст. 49 Закона об АО (абз. 2 п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона „Об акционерных обществах“»). Однако для этого указанные обстоятельства должны присутствовать в совокупности (Определение ВС РФ от 10.04.2015 № 47-ПЭК15 по делу № А25-304/2013), поэтому лучше не рисковать.

Второй момент — нужно учитывать, что в бюллетене должны быть указаны те же самые вопросы, что и в сообщении о проведении общего собрания акционеров в виде повестки дня. Поскольку акционеров приглашают для участия в собрании с определенной повесткой, они рассчитывают на голосование по ней, знакомятся с определенным составом до­кумен­тов для участия в собрании. Если же непосредственно на собрании появляются новые вопросы, которые изначально не оговаривались, акционеры вправе потребовать предоставления им дополнительной информации и до­кумен­тов для принятия взвешенного решения.

В соответствии с п. 10 ст. 49 Закона об АО решения общего собрания акционеров, принятые по вопросам, не включенным в повестку дня общего собрания акционеров (за исключением случая, если в нем приняли участие все акционеры общества), либо с нарушением компетенции общего собрания акцио­неров, при отсутствии кворума для проведения общего собрания акционеров или без необходимого для принятия решения большинства голосов акционеров, не имеют силы независимо от обжалования их в судебном порядке.

Кроме того, п. 4 ст. 60 Закона об АО содержит ряд обязательных требований к информации, которая должна содержаться в бюллетене. Так, в нем должны быть указаны:

  • полное фирменное наименование общества и место нахождения общества;
  • форма проведения общего собрания акционеров (собрание или заочное голосование);
  • дата, место, время проведения общего собрания акционеров и, в случае когда в соответствии с п. 3 ст. 60 Закона об АО заполненные бюллетени могут быть направлены в общество, почтовый адрес, по которому могут направляться заполненные бюллетени, либо, в случае проведения общего собрания акционеров в форме заочного голосования, дата окончания приема бюллетеней для голосования и почтовый адрес, по которому должны направляться заполненные бюллетени;
  • формулировки решений по каждому вопросу (имя каждого кандидата), голосование по которому осуществляется данным бюллетенем;
  • варианты голосования по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками «за», «против» или «воздержался»;
  • упоминание о том, что бюллетень для голосования должен быть подписан акционером.

В случае кумулятивного голосования бюллетень для голосования должен содержать указание на это и разъяснение существа кумулятивного голосования.

После речи председательствующего на собрании об итогах завершенного финансового года акционеры задают свои уточняющие вопросы, высказывают возможные претензии и благодарности. После этого они приступают к голосованию по всем вопросам повестки дня.

От правильного заполнения бюллетеня зависит действительность решений собрания

Третий момент состоит в том, что акционерам необходимо пояснить правила заполнения бюллетеня. Так, при голосовании по большинству вопросов нужно оставить только один вариант голосования, а сам до­кумен­т обязательно подписать с указанием даты проведения собрания. В противном случае бюллетень будет признан недействительным (постановление ФАС Дальневосточного округа от 30.04.2013 по делу № А59-2483/2012), и голоса по нему подсчитываться не будут, кроме случая, когда нарушения касаются не всех вопросов повестки дня.

В такой ситуации бюллетень будет считаться действительным в части тех вопросов, вариант голосования по которым выбран правильно, при условии подписания до­кумен­та (ст. 61 Закона об АО). Отметим, что недействительный полностью или в части бюллетень не исключается при подсчете общего числа голосов для определения кворума (п. 4.23 Положения).

При заполнении бюллетеня акционер может при желании поставить свою подпись не только внизу до­кумен­та, где для нее предусмотрена соответствующая графа, но и под каждым вариантом голосования по отдельному вопросу (в отношении нескольких вопросов), который он выбрал, или рядом с ним. При этом если, например, по вопросу утверждения годового отчета общества акционер проголосовал «за», вычеркнув все остальные варианты и поставив под выбранным вариантом подпись, он не обязан ставить ее под другими вариантами, которые вычеркнул, поскольку закон такого требования не содержит (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.07.2012 по делу № А45-16998/2011).

Графы «за», «против» и «воздержался» не обязательно должны быть проставлены в бюллетене для голосования по вопросам, связанным с избранием членов совета директоров общества, поскольку по нему голосование происходит кумулятивным путем. Кумулятивный способ голосования для выбора совета директоров императивно определен законом (п. 4 ст. 66 Закона об АО). Его использование позволяет защитить интересы владельцев небольших пакетов акций, которые обладают небольшим количеством голосов, но этот способ голосования позволяет им повлиять на прохождение независимых кандидатов в совет директоров.

Читайте также:  ПАО (публичное акционерное общество) - что это такое

При кумулятивном голосовании общее количество голосов акционера умножается на общее количество членов совета директоров, а затем они распределяются между ними или отдаются кому-то одному по усмотрению акционера. При кумулятивном голосовании должна быть выражена воля акционера при распределении принадлежащего ему общего числа голосов между всеми кандидатами или кем-то из них. Количество акций, которыми голосовали против кандидата в члены совета директоров или против всех кандидатов, не учитывается при подсчете голосов.

При кумулятивном голосовании акционер может поставить свои голоса рядом с выбранными кандидатами, в связи с чем отсутствие в бюллетене граф «за», «против» и «воздержался» не является нарушением ст. 60 Закона об АО, определяющей требования к бюллетеню. На это суды обратили внимание еще в 2006 г. (см. постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.02.2006 по делу № А32-14321/2005-24/88).

При выборе коллегиальных органов управления — ревизионной комиссии и совета директоров число кандидатур не обязательно должно превышать общее количество членов таких органов. Все зависит от активности самих акционеров, которые предлагают «своих» кандидатов. Однако если кандидатов в списке больше, чем членов коллегиального органа, может возникнуть проблема, связанная с тем, что все акционеры распределят свои голоса и проголосуют за большее количество кандидатов: например, вакансий всего пять, а голосуют за всех семерых предложенных кандидатов. Поэтому если количество кандидатов превышает количество вакансий, желательно включить в бюллетень такое примечание: «Согласно уставу общества ревизионная комиссия избирается в количестве пяти человек. Вы можете оставить вариант голосования «за» не более чем у пяти кандидатов. Оставьте по каждому кандидату только один вариант голосования. Ненужные варианты голосования зачерк­ните». При кумулятивном голосовании бюллетень для голосования должен содержать указание на это и разъяснение существа кумулятивного голосования.

Определенной спецификой отличается заполнение бюллетеня для голосования в ситуации, когда акции были отчуждены после составления списка лиц, имеющих право на учас­тие в собрании. В таком случае новый акционер в данном спис­ке не указан. Поэтому он либо голосует по доверенности от прежнего акционера, либо просит его, чтобы тот проголосовал в соответствии с его указаниями.

Неявка на собрание не лишает акционера возможности проголосовать

Акционеры, которые по каким-либо причинам не смогли явиться на общее собрание акционеров лично или не смогли направить своих представителей, вправе написать заявление об этом в общество и направить заполненный бюллетень, поскольку, исходя из положений п. 3 ст. 60 Закона об АО, при проведении общего собрания акционеров лица, включенные в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров (их представители), вправе принять участие в таком собрании либо направить заполненные бюллетени в общество.

Акционер может не беспокоиться по поводу того, будут ли учтены его голоса при подведении итогов. Однако для этого необходимо представить обществу (направить) бюллетень заранее. При определении кворума и подведении итогов голосования учитываются голоса по тем бюллетеням для голосования, которые общество получило не позднее, чем за два дня до даты проведения общего собрания акционеров (постановление ФАС Уральского округа от 28.07.2014 по делу № А76-14657/2013).

Заполненные акционерами бюллетени для голосования необходимо хранить вплоть до прекращения деятельности общества (информационное письмо ­ФКЦБ России от 28.11.2000 № ИК-07/6364 «О сроках хранения бюллетеней для голосования на общих собраниях акционеров акционерных обществ»).

Банк России разъяснил некоторые вопросы порядка подготовки общего собрания акционеров

Банк России издал Информационное письмо от 08.06.2017 г. №ИН-06-28/27 о некоторых вопросах порядка подготовки общего собрания акционеров (далее – письмо). В Письме даются разъяснения по вопросам, касающимся порядка вручения бюллетеней для голосования (далее – бюллетеней) на общем собрании акционеров акционерам и направления номинальным держателям, зарегистрированным в реестре акционеров общества, в целях дальнейшей передачи депонентам.

О МЕСТЕ ВРУЧЕНИЯ БЮЛЛЕТЕНЕЙ АКЦИОНЕРАМ

Пунктом 2 статьи 60 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон об акционерных обществах) предусматриваются случаи обязательного направления или вручения бюллетеней до проведения общего собрания акционеров:

– при проведении общего собрания акционеров в форме заочного голосования;

– при проведении общего собрания акционеров публичного общества или непубличного общества с числом акционеров – владельцев голосующих акций 50 и более;

– в случае, если устав общества предусматривает обязательное направление или вручение бюллетеней до проведения общего собрания акционеров.

Бюллетень должен быть направлен или вручен под роспись каждому лицу, зарегистрированному в реестре акционеров общества и имеющему право на участие в общем собрании акционеров, не позднее чем за 20 дней до проведения общего собрания акционеров.

Закон об акционерных обществах не определяет место, в котором должно осуществляться вручение под роспись бюллетеней, так же как не устанавливает обязанность общества по их вручению по месту нахождения акционера. Соответственно, место, в котором осуществляется вручение под роспись бюллетеней (в том числе по адресу исполнительного органа общества, по адресу акционера или по иному адресу), может быть определено уставом акционерного общества.

Вместе с тем следует учитывать, что предусмотренный уставом акционерного общества порядок вручения под роспись бюллетеней, вне зависимости от места, в котором осуществляется вручение, не должен ограничивать возможность получения бюллетеней каждым лицом, зарегистрированным в реестре акционеров общества и имеющим право на участие в общем собрании акционеров. Недопустимо установление такого способа вручения бюллетеней, когда фактически на акционера перейдет обязанность по совершению действий по их самостоятельному получению.

Включение таких условий будет противоречить нормам Закона об акционерных обществах, которые возлагают на акционерное общество безусловную обязанность по направлению (вручению под роспись) акционерам бюллетеней и не предполагают возможность установления уставом или решением уполномоченного органа обязанности по совершению лицами, имеющими право на участие в общем собрании акционеров, дополнительных действий для получения ими бюллетеней.

Возможность установления такого порядка получения бюллетеней привела бы к ограничению возможности реализации акционерами права на участие в управлении обществом и созданию потенциальных условий для нарушения их прав.

О СОСТАВЕ ИНФОРМАЦИИ, НАПРАВЛЯЕМОЙ НОМИНАЛЬНЫМ ДЕРЖАТЕЛЯМ

В целях обеспечения получения бюллетеней акционерами, права которых на акции учитываются номинальными держателями, Банк России рекомендует акционерным обществам осуществлять направление бюллетеней номинальным держателям вместе с информацией (материалами), подлежащей (подлежащими) предоставлению в соответствии со статьей 52 Закона об акционерных обществах.

Также регулятор обращает внимание, что направление бюллетеней номинальным держателям предусмотрено пунктом 3.9 Положения Банка России от 09.03.2017 г. № 581-П «О дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров», которое в настоящее время находится на государственной регистрации в Минюсте России (предусмотренная Положением дата его вступления в силу – 01.08.2017).

О РЕКОМЕНДУЕМОЙ ФОРМЕ БЮЛЛЕТЕНЯ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ ЛИЦОМ, ПРАВА НА АКЦИИ КОТОРОГО УЧИТЫВАЮТСЯ НОМИНАЛЬНЫМ ДЕРЖАТЕЛЕМ

Акционер, права на акции которого учитываются номинальным держателем, может реализовать свое право на участие в общем собрании акционеров путем направления заполненного бюллетеня в общество. При этом общество должно идентифицировать такого акционера, основываясь на информации, предоставленной номинальным держателем.

В этой связи Банк России рекомендует при утверждении формы бюллетеня для голосования предусматривать в нем графу для указания информации, позволяющей идентифицировать акционера, указывая при этом, что заполнение данной графы не является обязательным. При этом Банк России рекомендует акционерам, права на акции которых учитываются номинальными держателями, заполнять указанную графу в случае самостоятельного направления бюллетеня.

Для публичных акционерных обществ регулятор напомнил о необходимости принимать во внимание положения Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению Письмом Банка России от 10.04.2014 г. 06-52/2463, предусматривающего создание для акционеров максимально благоприятных возможностей для участия в общем собрании, условий для выработки обоснованной позиции по вопросам повестки дня общего собрания, координации своих действий, а также возможности высказать свое мнение по рассматриваемым вопросам. Кроме того, каждый акционер должен иметь возможность беспрепятственно реализовать право голоса самым простым и удобным для него способом.

Новое положение по проведению общих собраний акционеров

С 25.01.2019 г. вступило в силу новое Положение об общих собраниях акционеров, утвержденное Банком России 16.11.2018 г. (далее – Положение).

Данный документ обновляет и приводит в соответствие Гражданскому кодексу Российской Федерации (от 30.11.1994 № 51-ФЗ), Федеральному закону “Об акционерных обществах” (от 26.12.1995 № 208-ФЗ) требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров.

Изменения касаются особенностей публичных и непубличных акционерных обществ, и требований к ним, исключения понятия «ревизор», согласия на совершение сделки, в которой имеется заинтересованность, возможности дистанционного голосования на общем собрании акционеров.

1. Непубличное акционерное общество имеет право предусмотреть собственные положения о порядке подготовки, созыва и проведении общего собрания, отличные от требований, установленных Положением:

  • в уставе, принятом единогласно всеми акционерами;
  • в акционерном соглашении, в котором участвуют все акционеры.

При условии: что данные положения не лишают лиц, имеющих право на участие в общем собрании, права на участие в нем, и на получение информации о нем, а также если сведения об указанных положениях акционерного соглашения известны самому непубличному обществу.

2. Новый порядок внесения предложения в повестку дня общего собрания и требования о проведении внеочередного общего собрания:

Уточнен индивидуальный порядок внесения предложения в повестку дня общего собрания и требования о проведении внеочередного общего собрания:

  • для акционера, права на акции которого учитываются на лицевом счете акционера в реестре акционеров общества;
  • для акционера, права на акции которого учитываются номинальным держателем;
  • для акционера, права на акции которого учитываются на лицевом счете акционера в реестре акционеров общества и номинальными держателями;
  • несколькими акционерами, действующими совместно.

Положение предусматривает новый способ внесения предложения в повестку дня общего собрания и требования о проведении внеочередного общего собрания: путем указания (инструкции) клиентскому номинальному держателю, и направления клиентским номинальным держателем сообщения о волеизъявлении акционера в соответствии с полученным от него указанием (инструкцией).

Конкретизирован адрес направления предложения в повестку дня общего собрания и требования о проведении внеочередного общего собрания, а именно предложения в повестку дня общего собрания и требования о проведении внеочередного общего собрания могут быть направлены по адресу общества, указанному в ЕГРЮЛ или иному адресу, указанному в уставе общества или внутреннем документе.

3. Расширен список лиц, имеющих право на участие в общем собрании:

  • акционеры–владельцы привилегированных акций при решении определенных вопросов повестки дня; а также в случае, если решение по вопросу повестки дня принимается единогласно всеми акционерами общества в соответствии с ФЗ об акционерных обществах;
  • лицо, которому открыт счет депо депозитарных программ;
  • управляющие компании паевых инвестиционных фондов;
  • доверительный управляющий или учредитель управления;
  • залогодержатель акций.
Читайте также:  Вознаграждение членам совета директоров может выплачиваться не из прибыли АО

4. Новые правила содержания бюллетеней для голосования:

  • новые разъяснения, которые требуется к обязательному указанию, с учетом изменений в законодательстве;
  • появилась возможность указания ссылки на проекты устава общества в новой редакции, внутреннего документа общества, годового отчета общества, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности общества или иного документа общества, без обязательного включения в бюллетень указанных документов.

Конкретизированы сайты, на которых, уставом общества может быть предусмотрено заполнение электронной формы бюллетеней: сайт Общества, сайт регистратора общества, сайт центрального депозитария.

При этом регистрация лиц, принимающих участие в общем собрании указанным способом, осуществляется на сайте, на котором заполняется электронная форма бюллетеня.

5. Установлен порядок (сроки, способ) предоставления обществом формулировок решений по вопросам повестки дня общего собрания, бюллетеней (текстов бюллетеней) для голосования:

  • не позднее чем за 20 дней до даты проведения общего собрания (либо не позднее направления бюллетеней, либо до даты опубликования бланков бюллетеней);
  • путем передачи регистратору общества для направления номинальным держателям.

6. Новые возможности акционеров:

  • акционеры могут сами выбирать способ доведения сообщения о проведении общих собраний, из указанных в уставе общества.

7. Определены перечни информации (материалов), подлежащей (подлежащих) представлению лицам, имеющим право участия в общем собрании, в зависимости от вопросов повестки дня.

Уставом общества или внутренним документом может быть предусмотрено предоставление информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания, на сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Изменился срок предоставления копий информации (материалов), подлежащей (подлежащих) предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании, при подготовке к проведению общего собрания: указанные документы предоставляются в течение 7 рабочих дней.

8. Установлен порядок предоставления обществом копии списка лиц, имеющим право на участие в общем собрании, по требованию лица, имеющего 1 %, в обязательной форме. Копия указанного списка должна быть представлена в течение семи рабочих дней с даты поступления в общество соответствующего требования (с даты составления указанного списка, если такое требование поступило в общество до даты его составления).

9. В непубличном обществе с числом акционеров-владельцев голосующих акций сто и менее счетная комиссия может не создаваться.

Функции счетной комиссии выполняет лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) обществом, в том числе регистратор общества.

При этом лицами (лицом), уполномоченными (уполномоченным) обществом, не могут являться:

  • члены совета директоров (наблюдательного совета) общества,
  • члены ревизионной комиссии общества,
  • члены коллегиального исполнительного органа общества,
  • единоличный исполнительный орган общества, а равно управляющая организация или управляющий,
  • лица, выдвинутые кандидатами на эти должности.

10. Установлен порядок идентификации, авторизации, регистрация лиц, участвующих в общем собрании без присутствия в месте проведения общего собрания:

  • с использованием информации из государственных информационных систем;
  • с использованием единой системы идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи;
  • с использованием квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи;
  • с использованием оригиналов документов и (или) их копий.

11. У точнены правила определения кворума общего собрания (кворума по вопросам, включенным в повестку дня общего собрания) исходя из количества размещенных голосующих акций общества на дату определения (фиксации) лиц, имеющих право на участие в общем собрании.

  • правила определения кворума с учетом особенностей публичного и непубличного общества;
  • больше не исключаются акции, принадлежащие заинтересованным лицам при одобрении сделки с заинтересованностью.

Список акций общества на дату определения (фиксации) лиц, имеющих право на участие в общем собрании, которые не учитываются при определении кворума, больше не является закрытым, и может быть определен иными документами.

Кворум определяется с учетом событий (действий), наступивших (совершенных) после даты, на которую определяются (фиксируются) лица, имеющие право на участие в общем собрании, и до даты проведения общего собрания.

12. Изменились требования к составлению и содержанию Протокола об итогах голосования, Протокола общего собрания и отчета об итогах голосования:

Протокол об итогах голосования составляет регистратор, выполняющий функции счетной комиссией или счетная комиссия.

В протоколе об итогах голосования теперь необходимо указывать:

  • адрес общества;
  • вид собрания из нового списка видов собрания;
  • адрес регистратора;
  • формулировки решений по каждому вопросу повестки дня.

Протокол общего собрания и отчет об итогах голосования составляет председательствующий, секретарь или уполномоченное лицо.

В протоколе общего собрания теперь необходимо указывать:

  • адрес общества;
  • вид собрания из нового списка видов собрания;
  • адрес электронной почты для направления бюллетеней;
  • адрес сайта, на котором заполняются электронные формы бюллетеней;
  • лицо, подтвердившее принятие решений общим собранием и состав лиц, присутствовавших при их принятии.

В отчет об итогах голосования теперь необходимо указывать:

  • адрес общества;
  • вид собрания из нового списка видов собрания;
  • адрес регистратора.

Если в повестку дня включен вопрос о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, в указанных выше документах больше не нужно указывать:

  • число голосов, которыми по указанному вопросу обладали все лица, включенные в список лиц, имеющих право на участие в общем собрании, не заинтересованные в совершении обществом сделки;
  • число голосов, приходившихся на голосующие акции общества, владельцами которых являлись лица, не заинтересованные в совершении обществом сделки.

Выписки из протоколов теперь могут быть подписаны председательствующим, секретарем, единоличным исполнительным органом. Ранее правила оформления выписок отсутствовали.

Необходимо ли направлять бюллетени для голосования всем акционерам непубличного акционерного общества, имеющим право на участие в общем собрании акционеров?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: в данном случае обществу следует направлять бюллетени всем без исключения акционерам. Неисполнение указанной обязанности является основанием для привлечения общества к ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 15.23.1 КоАП РФ. Кроме того, общество может быть привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ.

Обоснование позиции

Согласно п. 1 ст. 60 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон № 208-ФЗ) голосование по вопросам повестки дня общего собрания акционеров непубличного общества с числом акционеров – владельцев голосующих акций 50 и более должно осуществляться бюллетенями для голосования.

Пунктом 2 ст. 60 Закона № 208-ФЗ установлено, что бюллетень для голосования должен быть вручен под подпись каждому лицу, указанному в списке лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров (его представителю), и зарегистрировавшемуся для участия в общем собрании акционеров, за исключением случаев, предусмотренных указанной нормой. В число таких исключений, в частности, входят ситуации, когда общее собрание акционеров проводится в непубличном обществе с числом акционеров – владельцев голосующих акций 50 и более, в этих случаях бюллетень для голосования должен быть направлен или вручен под подпись каждому лицу, зарегистрированному в реестре акционеров общества и имеющему право на участие в общем собрании акционеров, не позднее чем за 20 дней до проведения собрания. Направление бюллетеней для голосования осуществляется заказным письмом, если иной способ их направления, в том числе в виде электронного сообщения по адресу электронной почты соответствующего лица, указанному в реестре акционеров общества, не предусмотрен уставом общества.

В силу ст. 52 Закона № 208-ФЗ сообщение о проведении общего собрания акционеров доводится до сведения лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров и зарегистрированных в реестре акционеров общества, путем направления заказных писем или вручением под подпись, если иные способы направления (опубликования) такого сообщения не предусмотрены уставом общества (п. 1.1 ст. 52 Закона № 208-ФЗ). Иными способами являются опубликование сообщения в определенном уставом общества печатном издании и размещение его на определенном уставом сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети Интернет либо только размещение сообщения на определенном уставом общества сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подп. 3 п. 1.2 ст. 52 Закона № 208-ФЗ). Обратите внимание, что только опубликования сообщения в печатном издании (без дублирования указанной информации на сайте) недостаточно, такой способ извещения акционеров не может быть признан соответствующим требованиям Закона № 208-ФЗ.

На основании вышеизложенного в рассматриваемой ситуации общество может быть привлечено к ответственности, предусмотренной ч. 2, 4 ст. 15.23.1 КоАП РФ (см., например, постановления Арбитражного суда Центрального округа от 02.12.2016 № Ф10-5147/16 по делу № А08-2807/2016, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31.08.2016 № Ф01-3553/16 по делу № А82-18419/2015, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2016 № 17АП-2053/16).

Согласно п. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания считается недействительным по основаниям, установленным ГК РФ или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Согласно п. 7 ст. 49 Закона № 208-ФЗ акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием акционеров с нарушением требований Закона № 208-ФЗ, иных нормативных правовых актов РФ, устава общества, в случае, если он не принимал участия в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и таким решением нарушены его права и (или) законные интересы. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло за собой причинение убытков данному акционеру.

При этом из п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 следует, что при рассмотрении исков о признании недействительным решения общего собрания акционеров необходимо учитывать, что к нарушениям, которые могут служить основаниями для удовлетворения таких исков, относятся: несвоевременное извещение (неизвещение) акционера о дате проведения общего собрания, непредоставление акционеру возможности ознакомиться с необходимой информацией (материалами) по вопросам, включенным в повестку дня собрания; несвоевременное предоставление бюллетеней для голосования и др. Арбитражные суды нередко исходят из того обстоятельства, что нарушение порядка созыва и проведения общего собрания акционеров общества, даже если оно допущено владельцами контрольного пакета акций, является существенным, препятствует остальным акционерам в реализации их прав на участие в работе общих собраний и в принятии решений, связанных с распределением прибыли и управлением обществом, а также непосредственно влияет на объем полномочий органов управления. Названные права принадлежат всем акционерам общества независимо от того, каким количеством акций они владеют (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 28.07.2009 № 4016/09, Арбитражного суда Московского округа от 07.02.2017 № Ф05-22164/16 по делу № А41-11867/2016, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.12.2016 № Ф08-9313/16 по делу № А53-8650/2016 и от 17.12.2015 № Ф08-8040/15 по делу № А32-35402/2014).

Акционеров нельзя обязать приезжать за бюллетенями для голосования в компанию

В Банк России поступают запросы, касающиеся порядка вручения бюллетеней для голосования на общем собрании акционеров акционерам и направления номинальным держателям, зарегистрированным в реестре акционеров общества, и дальнейшей передачи их депонентам, Центробанк разъясняет следующее.

Читайте также:  ЦБ РФ разработал проект положения о проведении общих собраний акционеров

1. Нельзя заставлять акционеров приезжать за бюллетенями в общество

Пунктом 2 ст. 60 Закона об акционерных обществах предусмотрено, что при проведении общего собрания акционеров в форме заочного голосования, притом что устав общества предусматривает обязательное направление или вручение бюллетеней до проведения общего собрания акционеров, бюллетень для голосования должен быть направлен или вручен под подпись каждому лицу, зарегистрированному в реестре акционеров и имеющему право на участие в общем собрании, не позднее чем за 20 дней.

Изложенное означает следующее:

1.1. На акционерное общество возложена безусловная обязанность по направлению (вручению под подпись) акционерам бюллетеней для голосования на общем собрании.

1.2. Не предусмотрена возможность установления уставом или решением уполномоченного органа обязанности по совершению лицами, имеющими право на участие в общем собрании акционеров, дополнительных действий для получения ими бюллетеней.

1.3. Не определено место, в котором бюллетени для голосования должны вручаться под подпись, равно как не установлена обязанность общества по их вручению по месту нахождения акционера. Следовательно, данное место может быть определено уставом акционерного общества. Вместе с тем оно не должно ограничивать возможность получения бюллетеней каждым, кто имеет право на участие в общем собрании.

Например, такой способ вручения бюллетеней, который предусматривает исключительно предоставление возможности самостоятельного получения бюллетеней под подпись по адресу, определенному уставом общества, фактически перекладывает на акционеров обязанность общества по совершению действий, направленных на вручение им бюллетеней. Он не обеспечивает достижение заложенной в Закон об АО цели – получение бюллетеней каждым акционером. Поэтому данный способ ограничивает возможность реализации акционерами права на участие в управлении обществом и создает потенциальные условия для нарушения их прав.

2. Бюллетени следует направлять номинальным держателям акций

Для получения бюллетеней для голосования акционерами, права которых на акции учитываются номинальными держателями, Центробанк рекомендует направлять бюллетени держателям вместе с информацией, подлежащей предоставлению в соответствии со ст. 52 Закона об АО.

Такой порядок действий предусмотрен п. 3.9 Положения ЦБ РФ от 09.03.2017 № 581-П «О дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».

3. В бюллетене стоит сделать графу сведений, идентифицирующих акционера

Акционер, права на акции которого учитываются номинальным держателем, может реализовать свое право на участие в общем собрании путем направления заполненного бюллетеня в общество. При этом оно должно идентифицировать такого акционера, основываясь на информации, предоставленной номинальным держателем.
В этой связи Банк России рекомендует:

  • обществам – при утверждении формы бюллетеня для голосования предусматривать в нем графу для указания информации, позволяющей идентифицировать акционера, указывая при этом, что заполнение данной графы не является обязательным;
  • акционерам – заполнять указанную графу в случае самостоятельного направления бюллетеня для голосования.

Дополнительно ЦБ РФ обращает внимание, что ПАО в своей деятельности следует принимать во внимание положения Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению письмом Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463. Он предусматривает создание для акционеров максимально благоприятных возможностей для участия в общем собрании.

Документ включен в СПС “КонсультантПлюс”

«Вестник Банка России»
№ 52, 15.06.2017

Обязано ли АО по запросу акционера бюллетеней прикладывать к бюллетеням полномочия подписантов бюллетеней?

Акционер запросил у АО бюллетени заочного собрания акционеров. Однако, акционеру предоставлены бюллетени, подписанные представителями акционеров.Обязано ли АО предоставить бюллетени с документами, подтверждающими полномочия подписантов бюллетеней? как определить акционеру, что бюллетень подписан уполномоченным лицом?

Ответы юристов ( 5 )

Обязано ли АО предоставить бюллетени с документами, подтверждающими полномочия подписантов бюллетеней? как определить акционеру, что бюллетень подписан уполномоченным лицом?
Маргарита

В случае если бюллетень подписан представителем акционера, и в запросе акционера содержится такое требование о предоставлении дополнительно к бюллетеням также документов, удостоверяющих полномочия подписантов, то обязано предоставить.

Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)

Статья 89. Хранение документов общества
1. Общество обязано хранить следующие документы:
протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);
бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров;

В свою очередь, согласно нижеуказанной норме:

Статья 91. Предоставление обществом информации акционерам
1. Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
2. Документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи рабочих дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, предоставить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление. Дополнительные требования к порядку предоставления документов, указанных в настоящем пункте, а также к порядку предоставления копий таких документов устанавливаются нормативными актами Банка России.

как определить акционеру, что бюллетень подписан уполномоченным лицом?
Маргарита

Полагаю, достоверно это можно определить лишь в рамках спора о признании недействительным решения, принятого общим собранием акционеров, в т.ч. путем проведения почерковедческой экспертизы на предмет принадлежности подписи в указанных бюллетенях тому или иному представителю.

Но для этого (оспаривание решения) нужны соответствующие основания.

  • 10,0 рейтинг
  • 9407 отзывов эксперт

Статья 91 Закона «Об акционерных обществах» предусматривает обязанность АО обеспечить акционерам доступ к документам общества, включая списки акционеров, имеющих право участвовать в общем собрании акционеров и получать дивиденды, а также бюллетени для голосования.

Из смысла указанной нормы на мой взгляд, следует, что документы, на основании которых тот или иной представитель акционера голосует, также должны быть предоставлены. Дело в том. что отсутствие информации о лицах, подписавших бюллетени вместо акционеров, делает сам факт предоставления бюллетеней бессмысленным.

При этом здесь нет раскрытия персональных данных, поскольку акционеры изначально знают о своем праве получить копии таких же документов или информацию о других акционерах.

Разумеется АО должно выполнить требование если оно содержится в самом запросе акционера. Если такого требования нет — этот вопрос остается на усмотрении АО.

Да, общество обязано ознакомить вас не только с бюллетенями, но и с доверенностями на их подписание

ФЗ «Об акционерных обществах»
Статья 89. Хранение документов общества
1. Общество обязано хранить следующие документы:
договор о создании общества;
устав общества и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества;
документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;
внутренние документы общества;
положение о филиале или представительстве общества;
годовые отчеты;
документы бухгалтерского учета;
документы бухгалтерской (финансовой) отчетности;
протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);
бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров;

Статья 91. Предоставление обществом информации акционерам
1. Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.

Таким образом по вашему запросу вы можете также ознакомиться и с интересующими вас доверенностями — требование абсолютно законное.

Счетная комиссия или регистратор ст 56 Закона проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в общем собрании акционеров и АО обязано представить ФИО данных представителей без раскрытия остальной персональной информации о них ( Указание Банка России от 22 сентября 2014 г. N 3388-У)

Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)Статья 91. Предоставление обществом информации акционерам

1.Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.

Указание Банка России от 22 сентября 2014 г. N 3388-У «О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона „Об акционерных обществах“, и порядку предоставления копий таких документов»

Указание Банка России от 22 сентября 2014 г. N 3388-У«О дополнительных требованиях к порядку предоставления документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 89 Федерального закона „Об акционерных обществах“, и порядку предоставления копий таких документов»

20. В случае если запрошенные правомочным лицом документы акционерного общества содержат персональные данные и отсутствует согласие субъекта персональных данных на их предоставление третьим лицам, акционерное общество обязано предоставить правомочному лицу запрошенные документы акционерного общества, скрыв в них соответствующие персональные данные за исключением фамилии, имени и отчества субъекта персональных данных.
21. Документы акционерного общества, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, предоставляются правомочному лицу в случае получения от него расписки, подтверждающей, что такое лицо предупреждено о конфиденциальности получаемой информации и об обязанности ее сохранять. В случае если такая расписка не была приложена к Требованию, акционерное общество в течение семи рабочих дней с даты предъявления Требования направляет правомочному лицу, подписавшему Требование, запрос в целях получения указанной расписки с указанием на то, что запрошенные документы акционерного общества содержат информацию, составляющую коммерческую тайну. При этом течение срока, указанного в пункте 3 настоящего Указания, начинается с момента получения указанной расписки акционерным обществом (дата получения расписки определяется в соответствии с пунктом 10 настоящего Указания). В случае если в Требовании указана такая форма предоставления документов, как ознакомление с документами акционерного общества, соответствующая расписка может быть предоставлена акционерному обществу правомочным лицом в день ознакомления с документами. В этом случае ознакомление правомочного лица с соответствующими документами акционерного общества осуществляется в сроки, указанные в пункте 11 настоящего Указания.
22. Документы, содержащие государственную, банковскую или иную охраняемую законом тайну, за исключением указанной в пунктах 20 и 21 настоящего Указания, представляются без информации, которая является охраняемой законом тайной.
При предоставлении таких документов акционерное общество обязано представить правомочному лицу объяснения, содержащие перечень исключенной информации и основания отнесения такой информации к охраняемой законом тайне.

Ссылка на основную публикацию