АО вправе не предоставлять договоры для ознакомления акционерам-владельцам менее 25% голосующих акций

Доступ акционеров и участников хозяйственных обществ к информации о компаниях будет происходить по-новому

В последнее воскресенье июля Президент РФ подписал закон, который изменяет правила предоставления информации акционерам (участникам) акционерных обществ (далее — АО) и обществ с ограниченной ответственностью (далее — ООО и совместно с АО — Общества). Новый закон уточняет перечень предоставления АО и ООО сведений о своей деятельности собственным акционерам и участникам. Закон был официально опубликован 30 июля 2017 г. и с этой даты вступил в силу.

Вопрос об изменении правил доступа акционеров АО к данным о хозяйственной деятельности организаций был поднят еще в 2011 г. в связи с изданием поручения Президента РФ, согласно которому предполагалось установить четкую и однозначную регламентацию права доступа миноритарных акционеров к информации о деятельности публичных компаний и обеспечить совершенствование контроля и надзора в этой сфере. Непосредственным толчком к разработке законопроекта № 558976-5 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и статью 50 Федерального закона „Об обществах с ограниченной ответственностью“», на днях ставшего федеральным законом, послужили направляемые со стороны мажоритарных акционеров крупных компаний письма с предложениями ограничить права миноритарных акционеров на доступ к внутренней информации о деятельности АО в связи с их опасениями, что недобросовестные миноритарные акционеры могут использовать соответствующие данные для корпоративного шантажа и необоснованного вовлечения компаний в судебные разбирательства.

Изменения, которые вносит Федеральный закон от 29.07.2017 № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и статью 50 Федерального закона „Об обществах с ограниченной ответственностью“» (далее — Закон № 233-ФЗ), направлены на:

ограничение прав миноритарных акционеров (в зависимости от принадлежащего им процента голосующих акций) на доступ к части информации об АО;

уточнение порядка предоставления Обществами информации, являющейся конфиденциальной;

урегулирование процедуры отказа Обществами в предоставлении документов акционерам (участникам).

Порядок доступа акционеров к информации об АО дифференцировали в зависимости от количества акций

Закон № 233-ФЗ вводит дифференцированный подход к определению объема предоставляемой акционерам информации. Теперь появится три категории прав на доступ к информации об АО:

для всех акционеров, в том числе и для владеющих менее 1% голосующих акций;

для акционеров, владеющих от 1 до 25% голосующих акций;

для акционеров, владеющих от 25% голосующих акций и более.

Объем информации, доступ к которой акционерное общество обязано предоставить акционерам, зависит от указанных выше порогов и от вида АО — публичное или непубличное (см. таблицу на с. 07).

Очевидно, что права миноритарных акционеров, владеющих менее 25% голосующих акций, на доступ к информации о деятельности АО существенно ограничены. В публичных акционерных обществах иные данные, которые АО обязано хранить, помимо доступных таким акционерам документов по крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью, они получить не смогут, а информация, доступ к которой им предоставляется, в большинстве случаев и так подлежит раскрытию в порядке законодательства о ценных бумагах. Возможность ознакомиться с документами бухгалтерского учета как в публичных, так и в непубличных АО в отношении данной категории акционеров также не предусмотрена.

Таким образом, в результате вступления в силу предусмотренных Законом № 233-ФЗ поправок в выигрышном положении оказываются акционеры, владеющие 25% голосующих акций и более.

Тем не менее ряд описанных в таблице (с. 07) требований может быть изменен и права миноритарных акционеров расширены (или же, наоборот, сужены) путем включения соответствующих положений в устав акционерного общества. Например, уставом может быть предусмотрено:

для АО (как публичных, так и непубличных) — меньшее количество акций, необходимых для доступа к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);

в непубличных АО — иной порядок, связанный с предоставлением доступа акционерам к документам непубличного АО, включая сроки и минимальное количество акций, необходимое для получения той или иной категории документов, в том числе и дополнительные ограничения в отношении акционеров, владеющих не менее чем 1% акций, на доступ к иной информации помимо информации в отношении крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Порядок обмена информацией может быть также дополнительно урегулирован через акционерные соглашения или иные соглашения об обмене информацией.

Запрос документов акционерами, владеющими менее 25% голосующих акций, должен иметь «деловую цель»

Законом № 233-ФЗ предусматривается обязанность акционеров, владеющих менее чем 25% голосующих акций, определять разумную «деловую цель», которую они преследуют при запросе информации и которой объясняется объективная необходимость такого запроса.

Как представляется с учетом описанных выше предпосылок принятия рассматриваемого закона, возложение такой обязанности направлено на пресечение необоснованных излишних запросов со стороны миноритарных акционеров, которые потенциально могут использовать получаемую информацию недобросовестно и тем самым причинить коммерческий вред акционерному обществу и иным его акционерам.

Тем не менее термин «деловая цель» определяется широко, и нельзя исключать риск злоупотреблений — акционерные общества могут трактовать его не в пользу миноритарных акционеров и отказывать в предоставлении им информации на основании того, что указанная цель не является «разумной» или объективно не обосновывает необходимость получения запрашиваемых документов (подробнее об основаниях отказа в доступе к информации будет сказано далее). Представляется, что по мере формирования судебной практики по вопросу толкования указанного термина данная неопределенность сможет так или иначе разрешиться.

Основания для отказа в предоставлении документов со стороны Обществ

Закон № 233-ФЗ предусматривает перечень оснований, при наличии которых хозяйственные общества могут отказать в предоставлении запрашиваемой информации об их деятельности.

Среди таких оснований, применимых как в акционерных обществах, так и в ООО, значится:

наличие на момент предъявления требования соответствующей запрашиваемой информации в открытом доступе (на сайте общества или же в связи с ее раскрытием в порядке, предусмотренном законодательством РФ); повторный в течение трех лет запрос тех же документов, если ранее такой запрос был надлежащим образом исполнен Обществом;

запрос документов, которые относятся к периоду деятельности Общества ранее, чем за три года до момента подачи требования. Законом № 233-ФЗ предусматривается исключение — закрытый перечень документов для ООО и АО, на которые не распространяется данное ограничение по периоду деятельности общества — более трех лет до момента подачи требования.

Для АО предусмотрен ряд дополнительных оснований отказа как следствие устанавливаемых различий в объеме прав доступа для мажоритарных и миноритарных акционеров. Так, отказ возможен в случае, если лицо (с учетом принадлежащего ему процента голосующих акций и вида АО — публичное или непубличное) не обладает правом доступа к запрашиваемой категории документов.

Особого внимания заслуживают основания отказа в АО в связи с описанной выше обязанностью акционеров категории владения менее 25% акций указывать «деловую цель»: АО может отказать по основаниям отсутствия указания на такую цель в запросе, либо в случае, если такая цель не является «разумной», либо если состав и содержание запрашиваемых документов явно не соответствуют указанной в запросе цели.

Термин «деловая цель», а также ее «разумность», «обоснованность» и иные квалифицирующие объективный интерес миноритарного акционера признаки представляются оценочными, и последствие тому — возможные необоснованные отказы в предоставлении запрашиваемой информации для соответствующей категории акционеров. Таким образом, миноритарные акционеры фактически могут не получить доступ даже к тому ограниченному кругу документов, доступ к которым им гарантируется Законом № 233-ФЗ.

Порядок предоставления Обществами конфиденциальной информации

Закон № 233-ФЗ вводит обязательное подписание между акционером (участником) и Обществом соглашения о конфиденциальности, и только после подписания такого соглашения предоставляются соответствующие документы, содержащие конфиденциальные данные. Условия таких соглашений должны быть едиными для всех акционеров (участников).

Внесение указанных требований направлено на борьбу с необоснованными отказами Обществ в доступе к информации на том лишь основании, что такая информация содержит конфиденциальные данные, в том числе коммерческую тайну. С учетом сложившейся судебной практики подобные отказы признаются необоснованными как нарушающие права акционеров (участников) на доступ к информации об Обществах.

Отдельно хотелось бы отметить, что в понятие «конфиденциальная информация» входят сведения, содержащие не только коммерческую тайну, но и иные сведения, в отношении распространения которых специальным законодательством установлен особый режим, в частности сведения, содержащие государственную, банковскую тайну, а также иные сведения, доступ к которым с учетом требований специального законодательства о защите информации возможно получить с соблюдением установленных в нем процедур и (или) с получением санкции со стороны уполномоченных государственных органов.

Таким образом, как Обществам, так и акционерам (участникам) следует учитывать, что не всякая информация, являющаяся конфиденциальной в широком смысле, может предоставляться при условии заключения описанных выше соглашений о конфиденциальности.

Доступ к документам, содержащим конфиденциальные сведения помимо коммерческой тайны, подлежит регулированию в соответствии с нормами специального законодательства о защите информации, а также с учетом сложившейся судебной практики (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 18.01.2011 № 144): если документы, которые требует предоставить акционер (участник), содержат иную охраняемую законом тайну (государственную, банковскую), Общество предоставляет ему выписки из таких документов, исключив из них соответствующую информацию. Одновременно Общество обязано сообщить акционеру (участнику) об основаниях отнесения информации, содержащейся в этих документах, к охраняемой законом тайне.

Поскольку Закон № 233-ФЗ изначально был нацелен на защиту интересов мажоритарных акционеров, миноритарии были существенно урезаны в правах на доступ к информации. Тем не менее для непубличных АО ключевую роль в возможном поддержании баланса между миноритариями и мажоритариями в вопросах реализации их права на информацию большую роль играет устав, через внесение соответствующих положений в который можно скорректировать установленный Законом № 233-ФЗ порядок. Хотя закон предусматривает и положения, которые в целом имеют положительное влияние на всех акционеров (участников) (в частности, установление перечня оснований, по которым им может быть отказано в доступе; предоставление документов, содержащих конфиденциальную информацию, если будет заключено соответствующее соглашение на равных для всех акционеров (участников) условиях), ряд терминов, используемых в законе, носит скорее оценочный характер и нуждается в уточнении для того, чтобы устанавливаемые законом механизмы защиты работали без злоупотребления со стороны Обществ.

Возможны и иные способы обеспечения прав участников и акционеров на доступ к информации:

для непубличных АО — размещение определенного класса акций, предоставляющих специальные права их держателям;

для ООО — дополнительные права участника (участников);

для Обществ — заключение корпоративных договоров с участниками/акционерами либо заключение иных соглашений об обмене информацией;

введение должностных лиц, представляющих интересы акционеров (такой способ релевантен и для публичных АО);

иные способы, наличие которых требует специального анализа.

Тайна для акционера

Предоставление акционерам документов, предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах», является обязанностью каждого акционерного общества. Но вправе ли акционер требовать документы, которые прямо не указаны в законе? К примеру, договоры, заключаемые акционерным обществом с третьими лицами и содержащие конфиденциальную информацию?

Необоснованный отказ в предоставлении документов акционерам может вылиться не только в административный штраф, но и в затяжные судебные разбирательства. Как защитить интересы компании в суде по вопросам предоставления документов акционерам, разберемся в настоящей статье.

Открытый список

Перечень обязательных к хранению и предоставлению акционерам документов содержится в ст. 89 Федерального закона «Об акционерных обществах», а также в иных правовых актах Российской Федерации (Постановление ФКЦБ РФ от 16.07.2003 № 03-33/пс «Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ», Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утв. Росархивом 06.10.2000).

Так как этот перечень не является исчерпывающим, исполнительные органы АО часто сталкиваются с вопросом: какие еще документы акционеры вправе требовать для ознакомления? Это касается в первую очередь АО, в которых существуют различные как внешние, так и внутренние конфликтные ситуации.

От количества принадлежащих акционерам акций зависит объем обязательных для предоставления документов АО. Наибольшую опасность для общества в вопросах утечки коммерческой информации через ознакомление с запрашиваемыми документами представляют акционеры, владеющие не менее 25% голосующих акций, а также миноритарии, объединенные в группы и в совокупности владеющие от 25% голосующих акций. И те и другие могут оказаться как конкурентами, так и структурами, имеющими целью захватить АО или навредить его финансовому благополучию.

Арбитражная практика

Как показывает арбитражная практика, больший интерес для акционеров представляют договоры, заключаемые АО с третьими лицами. Получение текста договора дает возможность ознакомиться с условиями его заключения, денежным эквивалентом, а также проверить договор на соответствие требованиям действующего законодательства и, как следствие, признать его недействительным в судебном порядке.

В пункте 1 ст. 91 Закона об АО указано, что к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества. Очевидно, что любой договор, заключаемый АО с другими лицами, служит документом, на основании которого ведется бухгалтерский учет, но то, что он является документом бухгалтерского учета, ни из одного нормативно-правового документа не следует.

Названная выше статья однозначно показывает, что миноритарные акционеры не вправе требовать предоставления никаких документов бухгалтерского учета, кроме прямо перечисленных в ст. 89 Закона об АО. С правами же акционеров, владеющих пакетом в 25% и более голосующих акций, вопрос остается открытым. Какие именно документы бухучета должны им предоставляться? Прямого ответа нет ни в Законе об АО, ни в иных нормативно-правовых актах. Специалисты также не приходят к единому мнению. Законодательная неурегулированность данной проблемы порождает большое количество судебных разбирательств, но и в арбитражной практике не выработалось четкой позиции.

Так, ФАС ВВО считает, что в п. 1 ст. 89 Закона об АО (где установлена обязанность общества по хранению документов) приведен подробный перечень документов, доступ к которым общество обязано обеспечить акционерам, при этом договоры, заключаемые АО в процессе осуществления им хозяйственной деятельности, в этом перечне прямо не названы. То есть требование акционера о предоставлении договоров, заключенных обществом с другими лицами, является незаконным и неправомерным (постановления ФАС ВВО от 18.06.2009 № А79-7427/2008, от 06.04.2009 № А43-25883/2008-1-335). Мнение суда сводится к тому, что если в законе прямо не поименован документ, запрашиваемый акционером, то общество вправе его не предоставлять независимо от того, какое количество акций принадлежит акционеру.

Читайте также:  Защита прав миноритарных акционеров в АО (нюансы)

Противоположной точки зрения придерживается ФАС ВСО, который полагает, что 25% голосующих акций дают право на требование договоров, заключенных обществом. Основным доводом суда выступает то, что составленные в письменной форме договоры хотя и не являются непосредственно учетными, но содержат сведения, используемые при ведении бухучета, поэтому отнесены судом к первичным документам и, следовательно, должны быть предоставлены акционерам, владеющим 25% голосующих акций, для ознакомления (Постановление ФАС ВСО от 28.04.2006 № А33-15636/05-Ф02-1700/06-С2).

Документы бухучета

Если юрист акционерной компании стремится не допустить предоставления документов, запрашиваемых акционерами (в нашем случае договора, заключенного АО с третьими лицами), в судебном заседании для выстраивания доводов может пригодиться информация, изложенная в нашей статье.

Во-первых, для того чтобы определить, относится ли договор к документам бухгалтерского учета, необходимо разобраться в самом понятии «документы бухгалтерского учета» и в том, какие документы к ним причисляются.

Итак, к документам бухгалтерского учета (см. п. 98 Приказа Минфина России от 29.07.98 № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации») относят:

– первичные учетные документы – документы, которыми оформляются все хозяйственные операции;
– регистры бухгалтерского учета – обобщение информации, полученной в результате обработки первичных учетных документов;
– бухгалтерская отчетность, отражающая в унифицированных формах на определенную дату финансово-хозяй­ственные показатели предприятия.

Если с регистрами бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетностью все более или менее понятно, то какие документы входят в состав первичных учетных документов, в законодательстве определено весьма размыто. Очевидно, что договор нельзя отнести ни к регистрам, ни к отчетности. Остается нерешенным вопрос: является ли он первичным учетным документом и, как следствие, документом бухучета, обязательным для предоставления акционерам, владеющим 25% голосующих акций общества?

Оправдательные документы

Итак, первичные учетные документы (также называемые оправдательными документами) служат основанием для отражения информации о совершенных хозяйственных операциях в регистрах бухгалтерского учета и фиксируют факт совершения хозяйственной операции. Они должны содержать достоверные данные и создаваться своевременно, как правило, в момент совершения операции (п. 2.1 и 2.2 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утв. Приказом Минфина СССР от 29.07.83 № 105). Благодаря такой неконкретной формулировке и невозможности достоверно определить, относится ли договор, заключаемый АО с другими лицами, к первичным учетным документам, можно по-разному строить свою позицию в суде, что способствует удовлетворению противоположных исковых требований. В нашем случае интересно выработать судебную позицию для юриста АО, ведь предоставление запрашиваемого договора выступает фактом, который может повлечь негативные последствия для АО в целом.

В пункте 2 Постановления Министерства финансов РФ от 18.06.98 № 27н «Об утверждении Порядка поэтапного введения в организациях независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, унифицированных форм первичной учетной документации» указано, что начиная с 1 января 1999 г. первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам, утвержденным Госкомстатом России в 1997–1998 гг. по согласованию с Минфином России, Минэкономики России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Если формы первичных учетных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, не предусмотрены и не утверждены названными выше органами, то согласно п. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организация имеет право утвердить в своей учетной политике такие формы самостоятельно.

Очевидно, что договор не может быть составлен по унифицированной форме, поскольку под каждую сделку и под каждого контрагента, с которым заключается договор, отдельные условия договора прорабатываются индивидуально.

И даже если представить, что обществом была выработана определенная форма договора, которая была утверждена внутренними документами, как требует этого п. 3 ст. 6 Закона о бухгалтерском учете, договор является документом двусторонним, следовательно, его форма должна быть утверждена одинаковой у обеих организаций, которые его подписывают.

На практике согласование формы договора между контрагентами невозможно по следующим причинам:

– утверждение формы договора должно быть произведено до 31 декабря года, предшествующего году заключения договора, так как концом финансового года является последний день формирования учетной политики любого общества на следующий год;
– утверждение формы договора должно быть произведено всеми подписывающими его сторонами.

Бесспорно, предугадать, с кем и когда будет заключен конкретный договор, практически невозможно. Да и утверждение одной и той же формы договора у разных контрагентов, преследующих разные цели, затруднительно.

Таким образом, любой документ по форме, которая не была утверждена ни уполномоченным госорганом, ни самим обществом в своей учетной политике, нельзя считать документом первичной учетной документации, в том числе и договоры, заключаемые обществом в хозяйственной деятельности с третьими лицами.

Для корпоративного юриста каждого общества это может значить лишь одно: требование акционеров, владеющих не менее 25% голосующих акций общества, является незаконным и АО в лице руководства вправе ему в удовлетворении данного требования отказать.

Аналогичный вывод об отсутствии обязанности у общества предоставлять акционерам копии договоров, заключаемых АО с другими лицами, сделан ФАС ДВО, который также разобрался в самом понятии «бухгалтерский учет» и документах, к нему относящихся. Согласно выводам ФАС ДВО со ссылкой на ст. 6 Закона о бухгалтерском учете бухучет в организации осуществляется в соответствии с принятой в данной организации учетной политикой, которая утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухучета. При этом данная норма права содержит лишь общий перечень утверждаемых предприятием документов бухучета, в котором не поименованы первичные учетные документы.

Итак, ни нормами Закона о бухгалтерском учете, ни ст. 89 Закона об АО не определено прямо, какие документы относятся к документам первичной учетной документации. А это приводит к тому, что невозможно установить, причислены ли запрашиваемые документы к таковым. Поэтому вывод суда о наличии у общества обязанности предоставить истцу копии договоров является незаконным (Постановление ФАС ДВО от 16.05.2007, 08.05.2007 № Ф03-А73/07-1/1090).

Валерия Ванина,
юрисконсульт ООО УК «ТРИОН», г. Новосибирск

Вопрос: Должно ли акционерное общество обеспечивать акционеру, владеющему 13 процентами голосующих акций, доступ к договору аренды на нежилое помещение, арендуемое ОАО, если в уставе ОАО данный вопрос не урегулирован? (Консультация эксперта, 2009)

Вопрос: Должно ли акционерное общество обеспечивать акционеру, владеющему 13 процентами голосующих акций, доступ к договору аренды на нежилое помещение, арендуемое ОАО, если в уставе ОАО данный вопрос не урегулирован?
Ответ: Согласно ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Пунктом 3 ст. 607 ГК РФ определено, что в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
В соответствии с п. 1 ст. 89 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее – Закон N 208-ФЗ) общество обязано хранить следующие документы:
договор о создании общества;
устав общества и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества;
документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;
внутренние документы общества;
положение о филиале или представительстве общества;
годовые отчеты;
документы бухгалтерского учета;
документы бухгалтерской отчетности;
протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);
бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров;
отчеты независимых оценщиков;
списки аффилированных лиц общества;
списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и лиц, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями Закона N 208-ФЗ;
заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
проспекты эмиссии, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с Законом N 208-ФЗ и другими федеральными законами;
уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения;
иные документы, предусмотренные Законом N 208-ФЗ, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 67 ГК РФ участники хозяйственного общества вправе получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном учредительными документами порядке.
В силу п. 1 ст. 91 Закона N 208-ФЗ общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 Закона N 208-ФЗ. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
Пунктом 2 ст. 91 Закона N 208-ФЗ установлено, что документы, предусмотренные п. 1 данной статьи, должны быть представлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным п. 1 данной статьи, представить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за представление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Некоторые суды указывают, что договор аренды на имущество, которым пользуется общество, является первичным бухгалтерским документом, а следовательно, доступ к нему не должен обеспечиваться в отношении акционеров (акционера), не имеющих в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
Так, ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 02.05.2007 N Ф08-2330/2007 разъяснил, что составленные в письменной форме договоры аренды хотя и не являются непосредственно учетными, содержат сведения, используемые при ведении бухгалтерского учета, и относятся к первичным документам.
Правомерность указанной позиции подтверждается и Определением ВАС РФ от 30.07.2007 N 9124/07, которым отказано в передаче приведенного Постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора. Суд отметил, что обязанность общества по представлению хозяйственных договоров п. 1 ст. 89 Закона N 208-ФЗ не предусмотрена и такие договоры не являются правоустанавливающими документами, подтверждающими титул собственника имущества.
Позиция, согласно которой договоры являются документами бухгалтерского учета, изложена также в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 05.07.2006 N А05-16632/2005-17, ФАС Центрального округа от 06.05.2004 N А68-ГП-272/3-03 и ФАС Уральского округа от 10.04.2008 N Ф09-1587/08-С4.
Следует отметить, что в судебной практике встречаются решения, в которых суды признают, что хозяйственный договор не может быть отнесен к документам бухгалтерского учета. Так, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 18.05.2006 N А12-23570/2005-С44 пришел к такому выводу в отношении договора поставки. Однако в данном Постановлении суд тем не менее также отказал в удовлетворении иска об обязании акционерного общества представить акционерам, владеющим в совокупности более чем 25 процентами акций, в частности, копии договоров поставки, отметив, что данные документы не подлежат представлению акционерам в соответствии со ст. ст. 89 и 91 Закона N 208-ФЗ.
Выводы о том, что договоры не относятся к документам бухгалтерского учета, изложены также в Постановлении ФАС Московского округа от 19.01.2006, 12.01.2006 N КГ-А40/13411-05.
Однако позиция о том, что хозяйственный договор не может быть отнесен к документам бухгалтерского учета, не влияет на отрицательное решение вопроса об обязанности общества обеспечивать акционеру, владеющему менее чем 25 процентами голосующих акций, доступ к договору аренды на нежилое помещение, арендуемое обществом, поскольку договоры прямо в п. 1 ст. 89 Закона N 208-ФЗ не указаны.
Следует отметить, что в некоторых случаях суды приходят к выводу о том, что действие п. 1 ст. 89 Закона N 208-ФЗ распространяется и на договоры о правах и обязанностях с иными юридическими лицами. Такой позиции, например, придерживался ФАС Поволжского округа в Постановлении от 14.03.2006 N А65-15775/2005-СГ1-10. Суд также указал, что перечень документов, установленный в п. 1 ст. 89 Закона N 208-ФЗ, не является исчерпывающим. Однако следует отметить, что из данного Постановления не представляется возможным установить, сколькими голосующими акциями (более 25 процентов или менее) владел акционер, которому общество, как указал суд, неправомерно отказало в представлении копий договоров (купли-продажи недвижимости, займа и кредита).
ФАС Центрального округа в Постановлении от 25.04.2006 N А62-771/2005 также указал, что перечень документов, установленный в п. 1 ст. 89 Закона N 208-ФЗ, не является исчерпывающим, поскольку согласно этой же норме права акционерное общество обязано хранить и иные документы, предусмотренные Законом N 208-ФЗ, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.
Суд указал, что согласно п. 2.1.20 Положения о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 16.07.2003 N 03-33/пс, акционерное общество обязано хранить иные документы в соответствии с Перечнем типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения, утвержденным руководителем Росархива 06.10.2000.
В указанном Перечне перечислены, помимо иных документов, контракты, договоры и соглашения.
С учетом изложенного, по мнению суда, договоры залога и поручительства относятся к иным документам по смыслу п. 1 ст. 89 Закона N 208-ФЗ, которые акционерное общество обязано хранить, а следовательно, в силу ст. 91 Закона N 208-ФЗ акционерное общество обязано обеспечить к ним доступ акционеров.
Таким образом, учитывая позицию ВАС РФ, акционерное общество не должно в указанной ситуации обеспечивать акционеру, владеющему 13 процентами голосующих акций, доступ к договору аренды на нежилое помещение, арендуемое ОАО. Неправомерность подобной позиции ОАО акционеру в случае возникновения спора, учитывая судебную практику, очевидно, придется доказывать в суде.
Л.Л.Горшкова
Центр методологии бухгалтерского учета
и налогообложения
24.07.2009

Читайте также:  ЦБ РФ разработал проект положения о проведении общих собраний акционеров

О новом порядке регулирования информационных прав участников хозяйственных обществ

Право на получение информации о деятельности общества является одним из важнейших прав акционеров или участников, позволяющих принять взвешенные решения относительно своего участия в обществе. Одним из аспектов, позволяющим реализовать право на получение информации, является возможность запрашивать и получать от общества документы. Как показывает анализ судебной практики, нередко требования истцов по спорам, вытекающим из непредоставления обществом документов, удовлетворяются в связи с неоднозначностью правовых норм и возможностью их расширительного толкования.

Заметным событием в части регулирования информационных прав акционеров и участников следует считать вступление в силу 30.07.2017 Федерального закона от 29.07.2017 № 233-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и статью 50 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», которым были внесены изменения, более детально регулирующие порядок реализации акционерами и участниками права на получение информации о деятельности общества.

В качестве новшеств следует отметить следующее.

Так, теперь более детально определен перечень документов, которые общество обязано предоставить своим акционерам или участникам.

При этом в отношении АО разграничены документы, которые вправе запрашивать акционеры, владеющие тем или иным пакетом акций.

Владельцы 25% и более голосующих акций, исходя из содержания ст. 91 Закона об АО, вправе запрашивать любые документы, относящиеся к деятельности общества.

Владельцы 1% и более голосующих акций публичного АО вправе запрашивать расширенный перечень документов, включающие как документы, предусмотренные п. 1 ст. 91 Закона об АО для всех акционеров, так и документы, связанные с совершением крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

Акционеры непубличных АО, владеющие не менее 1% голосующих акций данного общества, вправе запрашивать любые документы, которые общество обязано хранить, за исключение протоколов коллегиальных исполнительных органов общества и документов бухгалтерского учета, если такое право предусмотрено уставом или акционерным соглашением.

При этом в обращениях акционеров, владеющих от 1% до 25% голосующих акций данного общества как публичных, так и непубличных АО должна быть указана деловая цель, в соответствии с которой запрашиваются данные документы.

Что касается акционеров АО, владеющих менее 1% голосующих акций, то они вправе запрашивать только документы из перечня, предусмотренного п. 1 ст. 91 Закона об АО, который является закрытым.

Для публичных АО данные нововведения являются довольно позитивными, поскольку теперь установлен закрытый перечень документов, которые они обязаны предоставить запрашивающему их лицу, при этом соответствующие положения не нужно вносить в учредительные документы. Позитивное отношение обусловлено тем, что на практике возникали ситуации, когда акционеры запрашивали различные документы, которые общество должно обязательно хранить в силу закона и, соответственно, предоставить их акционеру, но при этом было относительно ясно, что какой-либо особой деловой или правомерной цели в использовании данного документа у акционера нет.

Что касается непубличных АО, то, чтобы воспользоваться данной опцией, обществу придется внести соответствующие изменения в учредительные документы или заключить акционерное соглашение. При этом, следует отметить, что данные положения могут быть не реализованы из-за возражений акционеров относительно указанных изменений.

Для ООО подобных разграничений в правовом статусе участников общества не установлено. Следует отметить, что по факту обязанность ООО предоставлять любой документ, запрашиваемый его участником, осталась неизменной, в связи с чем риски злоупотреблений со стороны миноритарных участников, которые не имеют заинтересованности в деятельности общества, не снижаются.

Данный вывод обусловлен наличием в п. 2 ст. 50 Закона об ООО положения о том, что ООО по требованию участника общества обязано обеспечить ему доступ к иным документам, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и исполнительных органов общества.

Следует отметить, что понятие «иные документы» является довольно широким по своему содержанию и может охватывать любой документ, образующийся в деятельности общества, что прямо следует из приказа Минкультуры России от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения».

Следующим новшеством является наличие деловой цели, в соответствии с которой запрашиваются документы акционерами общества. Пунктом 4 ст. 91 Закона об АО предусмотрено, что при обращении акционера, владеющего менее 25% голосующих акций общества, о предоставлении отдельных документов и информации должна быть указана деловая цель, с которой запрашиваются документы. Кроме того, в п. 7 ст. 91 Закона об АО определено понятие деловой цели и критерии в соответствии с которыми деловая цель не может быть признана разумной, к которым относится следующее:

1) Общество обладает сведениями о фактических обстоятельствах, свидетельствующих о недобросовестности акционера;

2) Имеет место необоснованный интерес в получении акционером документов или информации;

3) Акционер является конкурентом общества либо аффилированным лицом конкурента и запрашиваемый им документ содержит конфиденциальную информацию, относящуюся к конкурентной сфере, и ее распространение может причинить вред коммерческим интересам общества.

Полагаю, что критерий неразумности деловой цели «…необоснованный интерес в получении акционером документов или информации», являющийся одним из оснований для отказа в предоставлении документов, в ближайшее время может вызвать ряд споров в связи с отказом общества предоставить запрашиваемые акционером документы по данному основанию, поскольку данный критерий является оценочным понятием, в связи с чем на уровне судебной практики придется вырабатывать позицию, в чем же заключается необоснованный интерес и его признаки.

Участникам ООО в запросе о предоставлении документов, касающихся деятельности общества, не требуется указывать деловую цель, что, на мой взгляд, является существенным минусом, поскольку не позволяет в полной мере защитить интересы общества от действий недобросовестных участников.

В качестве третьего новшества следует отметить наличие оснований для отказа в предоставлении документов акционерам или участникам общества. При этом, перечень для отказа в предоставлении документов акционерам АО, является более широким по сравнению с перечнем оснований для отказа участникам ООО.

В качестве общих оснований для отказа в предоставлении документов о деятельности общества и акционерам, и участникам можно выделить следующие:

1) Электронная версия запрашиваемого документа на момент предъявления акционером (акционерами) требования размещена на сайте общества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в свободном доступе либо раскрыта в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации;

2) Документ запрашивается повторно в течение трех лет при условии, что первое требование о его предоставлении было надлежащим образом исполнено обществом;

3) Документ относится к прошлым периодам деятельности общества (более трех лет до момента обращения с требованием).

При этом для АО в качестве исключения из указанного пункта предусмотрена информация о сделках, исполнение по которым осуществляется на момент обращения акционера с требованием, а для ООО – документы, перечисленные в подп. 1 – 9 п. 2 ст. 50 Закона об ООО.

Дополнительными основаниями для отказа акционерам АО в предоставлении документов являются:

1) В требовании акционера (акционеров) о предоставлении документов не указана деловая цель, с которой запрашивается документ, если указание такой цели требуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо указанная цель не является разумной, либо состав и содержание запрошенных документов явно не соответствуют указанной в запросе цели;

2) Лицо, обратившееся с требованием о предоставлении доступа к документам не обладает правом доступа к соответствующей категории документов в соответствии с условиями, определенными в пунктах 1 – 6 ст. 91 Закона об АО;

3) Документ относится к периодам, не относящимся к периоду владения акционером акциями общества, подтвержденному этим акционером соответствующей справкой по его лицевому счету, открытому в реестре акционеров общества, или счету депо, открытому в депозитарии, за исключением информации о сделках, исполнение по которым осуществляется в период владения акционером акциями общества.

Также благодаря внесенным изменениям более детально регулируется порядок предоставления документов, который условно можно представить в таблице ниже:

7 дней со дня предъявления соответствующего требования

5 дней со дня предъявления соответствующего требования

В помещении исполнительного органа общества, если иное место не определено уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества и опубликованным на его сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

в помещении исполнительного органа общества, если иное место не определено уставом общества либо внутренним документом, утвержденным общим собранием или советом директоров (наблюдательным советом) общества и опубликованным на его сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Предварительная оплата расходов на предоставление копий документов

Уставом либо внутренним документом, утвержденным ОСА или СД (НС) общества, может быть установлена необходимость предварительной оплаты акционером данных расходов.

При наличии в уставе общества либо во внутреннем документе указанных положений, общество обязано в течение 7 рабочих дней с момента обращения акционера с требованием о предоставлении копий документов сообщить ему стоимость их изготовления и в соответствующих случаях размер расходов на пересылку.

ПАО обязано разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» стоимость изготовления копий документов.

Уставом либо внутренним документом, утвержденным ОСУ или СД (НС) общества, может быть установлена необходимость предварительной оплаты

В этом случае срок исполнения обязанности по предоставлению документов, начинает исчисляться с момента представления участником общества документов об оплате.

При наличии в уставе общества либо во внутреннем документе, указанных положений общество обязано в течение 3 рабочих дней с момента обращения участника с требованием о предоставлении копий документов сообщить ему стоимость их изготовления и в соответствующих случаях размер расходов на пересылку.

Следует отметить, что при наличии в уставе или внутренних документов АО положений о предварительной оплате расходов, связанных с изготовлением копий документов и расходов на пересылку, довольно спорным остается вопрос о том, с какого момента следует считать срок исполнения обязанности обществом по предоставлению документов акционеру. Например, в Законе об ООО данный вопрос четко урегулирован.

Последним позитивного нововведения является возможность заключения с акционером или участником общества договора о нераспространении информации (соглашения о конфиденциальности). При этом срок исполнения обязанности по предоставлению документов, содержащих конфиденциальную информацию исчисляется не ранее заключения с акционером или участником общества указанного соглашения.

Следует отметить, что для ООО предусмотрено более гибкое правовое регулирование при заключении договоров о нераспространении информации (соглашений о конфиденциальности).

Так, в Законе об АО предусмотрено, что в случае группового обращения акционеров данный договор должен быть подписан каждым из них, а при предоставлении доступа к документам представителю акционера по доверенности как самим акционером, так и его представителем. Аналогичных положений в Законе об ООО не предусмотрено, в связи с чем можно вывод о том, что ООО будет самостоятельно определять круг лиц, с которыми оно будет заключать договоры о нераспространении информации (соглашения о конфиденциальности).

Кроме того, в отношении АО предусмотрено, что условия договора о нераспространении информации (соглашения о конфиденциальности) могут определяться обществом в формуляре или в иной стандартной форме и должны быть едиными для всех акционеров общества. Публичное общество обязано разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» условия данного договора. В ООО данные договоры (соглашения) заключаются по форме, принятой в обществе, но при этом можно отметить, что в отношении ООО отсутствуют императивные требования, как в АО, о необходимости единых условий для всех участников. Но, следует полагать, что такое правовое регулирование может породить ряд споров в связи с заключением договоров о нераспространении информации (соглашений о конфиденциальности) на отличающихся условиях для различных участников общества.

И напоследок хотелось бы отметить, что правовое регулирование предоставления документов в непубличном АО может отличаться от законодательного регулирования, путем включения иных положений в устав общества по решению, принятому общим собранием акционеров единогласно всеми акционерами общества.

Права владельца 2% акций ЗАО

Добрый день! Подскажите пожалуйста какими еще полномочиями обладает дает данный акционер (2%), кроме направления вопросов для обсуждения на общем собрании АО?

Ответы юристов ( 2 )

  • 7,1 рейтинг
  • 988 отзывов

Права владельцев обыкновенных акций закрытого акционерного общества:

В соответствии со ст. 53 ФЗ “Об АО” акционеры (акционер), являющиеся в совокупности владельцами не менее чем 2 процентов голосующих акций общества, вправе внести вопросы в повестку дня годового общего собрания акционеров и выдвинуть кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) общества, коллегиальный исполнительный орган, ревизионную комиссию (ревизоры) и счетную комиссию общества, число которых не может превышать количественный состав соответствующего органа, а также кандидата на должность единоличного исполнительного органа.

В соответствии с п. 5 ст. 71 ФЗ “Об АО” общество или акционер (акционеры), владеющие в совокупности не менее чем 1 процентом размещенных обыкновенных акций общества, вправе обратиться в суд с иском к члену совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличному исполнительному органу общества (директору, генеральному директору), временному единоличному исполнительному органу общества (директору, генеральному директору), члену коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и к управляющей организации (управляющему) о возмещении причиненных обществу убытков в случае, предусмотренном абзацем первым пункта 2 настоящей статьи (п. 2. Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и управляющая организация или управляющий, несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания ответственности не установлены федеральными законами.)

Читайте также:  Какой срок внесения уставного капитала в ООО в 2020 году

В соответствии с п. 1 ст. 91 ФЗ “Об АО” общество обязано обеспечить акционерам (независимо от количества акций) доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона.

За исключением этого требования: к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.
П. 1 ст. 89:

  • договор о создании общества;
  • устав общества и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества;
  • документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;
  • внутренние документы общества;
  • положение о филиале или представительстве общества;
  • годовые отчеты;
  • документы бухгалтерского учета;
  • документы бухгалтерской отчетности;
  • протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);
  • бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров;
  • отчеты независимых оценщиков;
  • списки аффилированных лиц общества;
  • списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и лиц, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
  • заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;
  • проспекты ценных бумаг, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
  • уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения;
  • судебные акты по спорам, связанным с созданием общества, управлением им или участием в нем;
  • иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

Также права, предоставленные всем акционерам-владельцам обыкновенных акций, предусмотренные ст. 31 ФЗ “Об АО”: акционеры – владельцы обыкновенных акций общества могут в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом общества участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества – право на получение части его имущества.

В соответствии со ст. 7 ФЗ “Об АО” акционеры закрытого общества пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них.

В соответствии с п. 4 ст. 51 ФЗ “Об АО” список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, предоставляется обществом для ознакомления по требованию лиц, включенных в этот список и обладающих не менее чем 1 процентом голосов. При этом данные документов и почтовый адрес физических лиц, включенных в этот список, предоставляются только с согласия этих лиц.
————————————-

Если владеете привилегированными акциями, то они предоставляют и другие права.
————————————

АО. Право акционера на доступ к документам.

Согласно ст.91 Закона об АО:

1. Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.

2. Документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, предоставить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.

1. Общество обязано хранить следующие документы:

договор о создании общества;

устав общества и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества;

документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;

внутренние документы общества;

положение о филиале или представительстве общества;

документы бухгалтерского учета;

документы бухгалтерской отчетности;

протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);

бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров;

отчеты независимых оценщиков;

списки аффилированных лиц общества;

списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и лиц, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;

проспекты эмиссии, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения;

иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п..3 ст.52 Закона, при подготовке общего собрания, акционер имеет право на получение следующей информации:

К информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества, относятся годовая бухгалтерская отчетность, в том числе заключение аудитора, заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности, сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества, ревизионную комиссию (ревизоры) общества, счетную комиссию общества, проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции, проекты внутренних документов общества, проекты решений общего собрания акционеров, предусмотренная пунктом 5 статьи 32.1 настоящего Федерального закона информация об акционерных соглашениях, заключенных в течение года до даты проведения общего собрания акционеров, а также информация (материалы), предусмотренная уставом общества.

Перечень дополнительной информации (материалов), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров, может быть установлен федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Таким образом, «Мелкий» акционер не имеет права на получение документов бух. Учета и документов коллегиального исполнительного органа., в том числе по каждой конкретной сделке.

В соответствии со ст.69 Закона

1. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.

Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции).

По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Таким образом, теоретически возможны схемы:

1. реальные полномочия от единоличного органа передаются ( распределяются) коллективному исполнительному органу, который принимает решения через протоколы заседаний отчитывается по ним только перед акционером с 25% акций.

В этом случае, вся решения по исполнительно-распорядительной деятельности становятся для миноритария закрытыми.

2. Функции единоличного органа в виде ограниченного блефа передаются управляюшей компании, а реальные полномочия находятся у коллегиального исполнительного органа ( правлении, дирекции) с теми же последствиями.

В этом случае, продекларированные права акционера, вся документация, оформленная в виде ПРОТОКОЛОВ ЗАСЕДАНИЙ, утвержденная дирекцией или правлением, будет для маленьких акционеров закрыта.

Формально, если не будут прописываться отдельными документами РЕШЕНИЯ, а они будут фактически будут прописаны внутри протокола, то можно будет просто издеваться.

Но это все не спасает от предоставления иной документации.

Согласно ст.91 Закона об АО:

1. Общество обязано обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным пунктом 1 статьи 89 настоящего Федерального закона. К документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25 процентов голосующих акций общества.

2. Документы, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, должны быть предоставлены обществом в течение семи дней со дня предъявления соответствующего требования для ознакомления в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию лиц, имеющих право доступа к документам, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, предоставить им копии указанных документов. Плата, взимаемая обществом за предоставление данных копий, не может превышать затраты на их изготовление.

1. Общество обязано хранить следующие документы:

договор о создании общества;

устав общества и внесенные в него изменения и дополнения, которые зарегистрированы в установленном порядке, решение о создании общества, документ о государственной регистрации общества;

документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе;

внутренние документы общества;

положение о филиале или представительстве общества;

документы бухгалтерского учета;

документы бухгалтерской отчетности;

протоколы общих собраний акционеров (решения акционера, являющегося владельцем всех голосующих акций общества), заседаний совета директоров (наблюдательного совета) общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции);

бюллетени для голосования, а также доверенности (копии доверенностей) на участие в общем собрании акционеров;

отчеты независимых оценщиков;

списки аффилированных лиц общества;

списки лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и лиц, имеющих право на получение дивидендов, а также иные списки, составляемые обществом для осуществления акционерами своих прав в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;

заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества, аудитора общества, государственных и муниципальных органов финансового контроля;

проспекты эмиссии, ежеквартальные отчеты эмитента и иные документы, содержащие информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;

уведомления о заключении акционерных соглашений, направленные обществу, а также списки лиц, заключивших такие соглашения;

иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, уставом общества, внутренними документами общества, решениями общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества, органов управления общества, а также документы, предусмотренные правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п..3 ст.52 Закона, при подготовке общего собрания, акционер имеет право на получение следующей информации:

К информации (материалам), подлежащей предоставлению лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества, относятся годовая бухгалтерская отчетность, в том числе заключение аудитора, заключение ревизионной комиссии (ревизора) общества по результатам проверки годовой бухгалтерской отчетности, сведения о кандидате (кандидатах) в исполнительные органы общества, совет директоров (наблюдательный совет) общества, ревизионную комиссию (ревизоры) общества, счетную комиссию общества, проект изменений и дополнений, вносимых в устав общества, или проект устава общества в новой редакции, проекты внутренних документов общества, проекты решений общего собрания акционеров, предусмотренная пунктом 5 статьи 32.1 настоящего Федерального закона информация об акционерных соглашениях, заключенных в течение года до даты проведения общего собрания акционеров, а также информация (материалы), предусмотренная уставом общества.

Перечень дополнительной информации (материалов), обязательной для предоставления лицам, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, при подготовке к проведению общего собрания акционеров, может быть установлен федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Таким образом, «Мелкий» акционер не имеет права на получение документов бух. Учета и документов коллегиального исполнительного органа., в том числе по каждой конкретной сделке.

В соответствии со ст.69 Закона

1. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.

Уставом общества, предусматривающим наличие одновременно единоличного и коллегиального исполнительных органов, должна быть определена компетенция коллегиального органа. В этом случае лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества (директора, генерального директора), осуществляет также функции председателя коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции).

По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Таким образом, теоретически возможны схемы:

1. реальные полномочия от единоличного органа передаются ( распределяются) коллективному исполнительному органу, который принимает решения через протоколы заседаний отчитывается по ним только перед акционером с 25% акций.

В этом случае, вся решения по исполнительно-распорядительной деятельности становятся для миноритария закрытыми.

2. Функции единоличного органа в виде ограниченного блефа передаются управляюшей компании, а реальные полномочия находятся у коллегиального исполнительного органа ( правлении, дирекции) с теми же последствиями.

В этом случае, продекларированные права акционера, вся документация, оформленная в виде ПРОТОКОЛОВ ЗАСЕДАНИЙ, утвержденная дирекцией или правлением, будет для маленьких акционеров закрыта.

Формально, если не будут прописываться отдельными документами РЕШЕНИЯ, а они будут фактически будут прописаны внутри протокола, то можно будет просто издеваться.

Но это все не спасает от предоставления иной документации.

Ссылка на основную публикацию