Очередной проект изменений в закон об адвокатуре (законопроект)

Одобрены революционные поправки в закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре”

Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству определился с тем, каким будет обновленный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Среди прочего в нем будет прописан гонорар успеха. Исключаются ограничения для адвокатов на изменение членства в адвокатских палатах. А 5-летний стаж адвокатской деятельности, необходимый для учреждения адвокатского кабинета или коллегии адвокатов, уменьшается до 3 лет.

Законопроект о внесении изменений в закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» уже долгое время вызывает бурные дискуссии в профессиональном сообществе. В первом чтении он был принят Госдумой в начале этого года, после чего началась настоящая «битва» за поправки. По этому поводу Комитет по государственному строительству и законодательству провел парламентские слушания, в которых приняли участие сами адвокаты, представители Минюста, Верховного суда и Генпрокуратуры. Кроме того, поправки многократно обсуждались и дорабатывались межведомственной рабочей группой по совершенствованию законодательства о судоустройстве и процессуального законодательства. Кстати, самые революционные поправки не нашли поддержки в Госдуме (о критике так называемого «законопроекта Клишаса» в адвокатском сообществе читайте на Legal.Report здесь).

В итоге были найдены решения по большинству спорных моментов. 24 октября Комитет по госстроительству и законодательству на своем заседании одобрил согласованные поправки.

Ключевым моментом станет введение гонорара успеха. Это условие соглашения, согласно которому размер или выплата доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи. Уточняется, что гонорары успеха не могут применяться в случаях оказания юридической помощи по делам об административных правонарушениях и уголовным делам.

Председатель комитета Павел Крашенинников напомнил, что гонорары успеха применяются во многих государствах и применялись в России в дореволюционный период. Он отметил, что такой механизм позволяет получить квалифицированную юридическую помощь гражданам, которые на момент заключения соглашения с адвокатом ограничены в денежных средствах, но в случае выигрыша смогут выплатить причитающееся адвокату вознаграждение.

Кроме того, законодательное закрепление гонораров успеха позволит обеспечить прозрачность деятельности адвокатов и пополнить бюджет как самих адвокатов, так и государства, сказал в ходе заседания Павел Крашенинников.

Исключается ограничение для адвокатов на изменение членства в адвокатских палатах субъектов РФ (так называемое «крепостное право»), которое предлагалось законопроектом в редакции первого чтения.

Вышеназванное предложение о введении «крепостного права» обуславливалось недобропорядочной практикой сдачи квалификационных экзаменов для приобретения адвокатского статуса в определенных субъектах РФ. Для исключения таких злоупотреблений предложено ввести в качестве первого этапа квалификационного экзамена единое тестирование, которое будет проводиться с использованием единой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей анонимную проверку результатов. Данное правило позволит сделать условия получения статуса адвоката равными во всех адвокатских палатах.

Устанавливается, что Совет Федеральной палаты адвокатов определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда — с использованием автоматизированной информационной системы. Такое распределение дел между защитниками по назначению исключает влияние любых заинтересованных лиц и направлено на борьбу с так называемыми «карманными адвокатами», снижение коррупционных рисков и более равномерное распределение нагрузки между адвокатами. Данный порядок уже применяется во многих регионах, и представляется целесообразным закрепить его в законе, сообщил на заседании комитета Павел Крашенинников.

Вводится правило о том, что адвокат, лишенный статуса по неблаговидным причинам (неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей перед доверителем, разглашение конфиденциальной информации доверителя, нарушение норм Кодекса профессиональной этики, совершение умышленного преступления), не может быть представителем в суде.

Такое правило позволит оградить граждан от недобросовестных лиц, которые, лишившись статуса адвоката за неприемлемые деяния, продолжают вести противоправную деятельность, но уже в качестве представителя стороны в суде, пояснил Павел Крашенинников.

Предлагается повысить полугодовое ограничение на возобновление статуса адвоката в случае его приостановления по личному заявлению — до 1 года, но не больше 10 лет.

Действующее требование о 5-летнем стаже адвокатской деятельности, необходимом для учреждения адвокатского кабинета или коллегии адвокатов, уменьшает этот срок до 3 лет.

Устанавливается обязанность адвокатских палат субъектов РФ и Федеральной палаты адвокатов вести интернет-сайты с обязательным размещением годовой финансовой отчетности, информации о решениях совета адвокатской палаты и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность членов совета адвокатской палаты.

В части формирования совета палаты адвокатов (региональных и федеральной) предусматриваются следующие новации:

— член совета палаты не может одновременно замещать должность члена квалификационной комиссии;

— на собрании адвокатов при очередной ротации членов совета адвокаты получают право предлагать новые кандидатуры в состав совета палаты адвокатов (сейчас все кандидатуры предлагает президент адвокатской палаты после рассмотрения и утверждения советом).

Закрепляется полномочие совета палаты адвокатов о досрочном прекращении полномочий вице-президентов по представлению президента палаты.

Сохраняется положение законопроекта о возможности избрания президента палаты адвокатов на третий и последующий сроки на собрании (конференции) адвокатов.

Если в редакции первого чтения предусматривалось, что президент адвокатской палаты (в т. ч. федеральной) вправе самостоятельно выдвигаться на третий срок для участия в выборах президента палаты, то поправками предлагается изменить это процедуру, уточнив, что адвокаты, участвующие в собрании (конференции), вправе предложить иных кандидатов на эту должность из числа членов совета.

Предусматривается, что в состав квалификационной комиссии от адвокатской палаты не будет входить президент палаты, а также члены совета палаты. Председатель избирается простым большинством голосов.

В части дисциплинарного надзора предлагается установить, что президент ФПА вправе возбудить дисциплинарное дело в отношении адвоката, занимающего выборную должность в палате субъекта РФ, и передать его в комиссию по этике и стандартам с дальнейшим рассмотрением советом ФПА. В отношении «рядовых» адвокатов сохраняется действующий порядок, при котором президент ФПА возбуждает дело и передает его в соответствующую палату.

Кроме того, предложено дополнить закон об адвокатской деятельности новой статьей 37.2 «Рассмотрение дисциплинарного дела в ФПА», в соответствии с которой:

— лицо, статус которого был прекращен решением совета палаты субъекта РФ, в течение месяца вправе обратиться в ФПА;

— комиссия по этике и стандартам в течение месяца дает мотивированный отказ или принимает жалобу к рассмотрению. При этом комиссия вправе истребовать дело из адвокатской палаты субъекта РФ, рассматривает дело в течение месяца и направляет заключение в совет ФПА;

— по результатам рассмотрения совет ФПА оставляет решение без изменения, либо изменяет решение самостоятельно, либо отменяет решение.

Срок вступления закона в силу предлагается установить с 1 марта 2020 года, за исключением отдельных положений, для реализации которых потребуется более длительный период времени.

Внесен проект поправок в Закон об адвокатуре

Изменения направлены на повышение гарантий реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи

18 мая в Государственную Думу ФС РФ внесен законопроект № 469485-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”», разработанный группой сенаторов и депутатов во главе с председателем Комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Андреем Клишасом. В пояснительной записке к документу отмечается, что поправки не затрагивают концепцию действующего законодательства об адвокатуре и направлены на повышение гарантий реализации предусмотренного ст. 48 Конституции РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Законопроектом, в частности, предлагается закрепить, что адвокаты, статус которых прекращен или приостановлен, обязаны сдать свои адвокатские удостоверения в территориальный орган юстиции.

Также предлагается дополнить порядок изменения членства в региональных адвокатских палатах указанием на то, что адвокат со стажем менее пяти лет вправе изменить членство только на основании решения совета адвокатской палаты, согласованного с Федеральной палатой адвокатов РФ. Необходимость такого изменения объясняется тем, что ежегодно около 1500 адвокатов изменяют членство в палатах, причем большинство из них делает это почти сразу после сдачи квалификационного экзамена. «Данная практика, по сути, представляет собой обход закона и требует законодательного регулирования», – указывают авторы проекта.

Кроме того, может быть расширен перечень оснований приостановления статуса адвоката за счет включения в него такого основания, как подача адвокатом личного заявления об этом, при этом восстановить статус можно будет аналогично по личному заявлению, но не ранее чем через шесть месяцев. Предлагается указать, что на адвоката, статус которого приостановлен, распространяется действие Кодекса профессиональной этики адвоката.

Изменения затронут и требования для учреждения коллегии адвокатов: так, предлагается исключить требование, согласно которому для этого необходимо иметь стаж не менее пяти лет. Как поясняется, такое изменение направлено на привлечение в адвокатуру молодых практикующих юристов.

Уточняется правовое регулирование организации и деятельности адвокатского бюро. В частности, предлагается закрепить возможность установления в партнерском договоре адвокатского бюро иерархии партнеров и дифференциации их прав и обязанностей.

Одним из значимых изменений, предложенных в Закон об адвокатуре, является закрепление права адвокатов включать в соглашение об оказании юридической помощи условие, в соответствии с которым размер и (или) выплата доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи.

В пояснительной записке изменение обосновано тем, что таким образом получить квалифицированную помощь смогут лица, не располагающие на момент подписания соглашения с адвокатом необходимыми средствами для выплаты ему вознаграждения. При этом в законопроекте не говорится, на какие категории дел распространяется это положение, однако имеется оговорка, что такое условие в соглашение может быть внесено в соответствии с правилами, установленными Советом ФПА РФ.

«На право федерального законодателя институционализировать данную разновидность вознаграждения указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23.01.2007 № 1-П», – подчеркнули авторы законопроекта.

Изменения затрагивают и вопрос об избрании президентов региональных адвокатских палат и Федеральной палаты адвокатов на третий срок – в первом случае избирать его будет собрание (конференция) адвокатов, а во втором – Всероссийский съезд адвокатов.

В целях более широкого представительства региональных адвокатских палат и вовлечения в деятельность органов адвокатского самоуправления лиц, пополняющих состав адвокатуры, предлагается увеличить численность Совета Федеральной палаты адвокатов до тридцати трех человек.

Также предлагается закрепить обязанность ФПА обеспечивать соблюдение адвокатскими палатами субъектов РФ законодательства об адвокатуре, в том числе при разбирательстве дисциплинарных дел, возбужденных по представлению президента ФПА. В частности, закрепить право президента Федеральной палаты адвокатов истребовать дисциплинарное дело из адвокатской палаты субъекта РФ, совет которой обязан обеспечить получение им дисциплинарного дела в течение семи календарных дней со дня истребования, и передать это дело в Комиссию ФПА РФ по этике и стандартам, которая обязана рассмотреть его в течение месяца.

«В случае если Комиссия по этике и стандартам придет к выводу о противоречии решения совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации по дисциплинарному делу нормам настоящего Федерального закона и (или) Кодекса профессиональной этики адвоката, она направляет соответствующее заключение и дисциплинарное дело в Совет Федеральной палаты адвокатов, который обязан рассмотреть их в течение месяца», – говорится в проекте закона.

Кроме того, законопроект предлагает закрепить за ФПА обязанность разработать и утвердить порядок прохождения стажировки, а также порядок работы в качестве помощника адвоката. «Это предложение обусловлено недостаточным развитием правового регулирования статуса стажеров и помощников адвоката. Ряд вопросов, связанных со стажировкой и работой в качестве помощника адвоката, законодательно не урегулирован. На практике вызывает вопросы само оформление отношений со стажером и помощником адвоката», – отмечается в пояснительной записке.

Госдума приняла в третьем чтении проект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Государственная Дума приняла в окончательном третьем чтении проект федерального закона № 469485-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, сопредседатель АЮР Павел Крашенинников сообщил, что принятым законом вносится ряд важных изменений в законодательство об адвокатуре, направленных на повышение гарантий реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Павел Крашенинников сообщил, что работа над законом велась больше года. Предлагаемые изменения обсуждались с профессиональным сообществом и экспертами, в том числе в рамках Парламентских слушаний, которые провел Комитет и в которых приняли участие представители адвокатского сообщества, Министерства юстиции, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры. Поправки многократно обсуждались и дорабатывались межведомственной Рабочей группой по совершенствованию законодательства о судоустройстве и процессуального законодательства, созданной по распоряжению Администрации Президента.

По итогам многочисленных обсуждений были приняты следующие изменения в законодательство об адвокатуре:

1. Вводятся «гонорары успеха» – условие соглашения, согласно которому размер или выплата доверителем вознаграждения адвокату ставится в зависимость от результата оказания им юридической помощи. Уточняется, что «гонорары успеха» не могут применяться в случаях оказания юридической помощи по делам об административных правонарушениях и уголовным делам.

Павел Крашенинников напомнил, что «гонорары успеха» применяются во многих государствах и применялись в России в дореволюционный период. Он отметил, что такой механизм позволяет получить квалифицированную юридическую помощь гражданам, которые на момент заключения соглашения с адвокатом ограничены в денежных средствах, но в случае выигрыша смогут выплатить причитающееся адвокату вознаграждение.

Читайте также:  Разъяснение о соблюдении норм адвокатской этики в нерабочее время

«Кроме того, законодательное закрепление «гонораров успеха» позволит обеспечить прозрачность деятельности адвокатов и пополнить бюджет, как самих адвокатов, так и государства», – сказал Павел Крашенинников.

2. В качестве первого этапа квалификационного экзамена на получение статуса адвоката вводится единое тестирование, которое будет проводиться с использованием единой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей анонимную проверку результатов. Данное правило позволит сделать условия получения статуса адвоката равными во всех адвокатских палатах.

3. Устанавливается, что совет Федеральной палаты адвокатов определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда – с использованием автоматизированной информационной системы. Такое автоматизированное распределение дел между защитниками по назначению исключает влияние любых заинтересованных лиц и направлено на борьбу с т.н. «карманными адвокатами», снижение коррупционных рисков и более равномерное распределение нагрузки между адвокатами. «Данный порядок уже применяется во многих регионах и представляется целесообразным закрепить его в законе», – сообщил Павел Крашенинников.

4. В случае лишения статуса адвоката решением совета адвокатской палаты субъекта РФ по отдельным основаниям (вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления, неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, нарушении адвокатом норм Кодекса профессиональной этики адвоката, незаконном использовании и (или) разглашении информации, связанной с оказанием адвокатом юридической помощи), данные лица не смогут осуществлять представительство в судах, за исключением случаев законного представительства.

5. Конкретизируются положения о возможности приостановления статуса адвоката на основании личного заявления. Предусматривается, что на адвоката, статус которого приостановлен, распространяется действие Кодекса профессиональной этики адвоката. В случае приостановления статуса на основании заявления, статус возобновляется по решению совета на основании личного заявления адвоката – не ранее чем через 1 год и не позднее чем через 10 лет после приостановлении.

6. Уточняются процедуры формирований адвокатских образований (адвокатское бюро, коллегия адвокатов).

Так, действующее требование о 5-летнем стаже адвокатской деятельности, необходимом для учреждения коллегии адвокатов или адвокатского кабинета, уменьшается до 3-х лет.

Уточняются положения о договоре об учреждении коллегии адвокатов, среди обязательных условий появляются новые: порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов и выхода учредителей (членов) из ее состава, а также порядок распределения имущества, оставшегося после ее ликвидации.

Уточняются требования к учреждению адвокатского бюро. Уставом адвокатского бюро может быть предусмотрено образование постоянно действующего коллегиального органа бюро, контролирующего деятельность его исполнительных органов, а также выполняющего другие функции, возложенные на него уставом. Среди обязательных условий партнерского договора появляются новые: порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов и выхода из нее учредителей (членов), а также порядок распределения имущества, оставшегося после ее ликвидации.

9. Устанавливается обязанность адвокатских палат субъектов РФ и Федеральной палаты адвокатов вести интернет-сайты с обязательным размещением годовой финансовой отчетности, информации о решениях совета адвокатской палаты и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность членов совета адвокатской палаты.

10. Предусматриваются новации в части формирования совета Федеральной палаты адвокатов. Так, численность совета увеличена с 30 до 33 человек. На Всероссийском съезде адвокатов при очередной ротации членов совета ФПА адвокаты получают право предлагать новые кандидатуры (сейчас все кандидатуры в состав совета ФПА предлагает президент адвокатской палаты после рассмотрения и утверждения советом). При ротации членов совета адвокатской палаты субъектов РФ также предусматривается право адвокатов, участвующих в собрании (конференции), предлагать новые кандидатуры в состав совета.

11. Закрепляется полномочие совета палаты адвокатов о досрочном прекращении полномочий вице-президентов по представлению президента палаты.

12. Закрепляется положение о возможности избрания президента палаты адвокатов (Федеральной и региональной) на третий и последующий сроки путем голосования на собрании (конференции) адвокатов. Лицо выдвигается решением совета. При этом адвокаты, участвующие в собрании, вправе предложить иных кандидатов на эту должность из числа членов совета.

13. Изменена процедура формирования квалификационных комиссий, создаваемых для приема квалификационных экзаменов. Предусматривается, что в состав квалификационной комиссии от адвокатской палаты не будут входить: президент палаты, а также члены совета палаты. Председатель избирается простым большинством голосов.

14. В части «дисциплинарного надзора» предлагается установить, что президент ФПА вправе возбудить дисциплинарное дело в отношении адвоката, занимающего выборную должность в палате субъекта РФ, и передать его в Комиссию по этике и стандартам с дальнейшим рассмотрением Советом ФПА. В отношении «рядовых» адвокатов сохраняется действующий порядок, при котором президент ФПА возбуждает дело и передает его в соответствующую палату.

Кроме того, закон об адвокатской деятельности дополняется новой статьей 37.2 «Рассмотрение дисциплинарного дела в ФПА», в соответствии с которой вводится возможность лица, статус адвоката которого прекращен решением совета адвокатской палаты субъекта РФ, обжаловать указанные решения в ФПА.

Комиссия по этике и стандартам в течение месяца дает мотивированный отказ или принимает жалобу к рассмотрению. При этом Комиссия вправе истребовать дело из адвокатской палаты субъекта РФ, затем рассматривает дело в течение месяца и направляет заключение в совет ФПА. По результатам рассмотрения Совет ФПА оставляет решение без изменения, либо изменяет решение самостоятельно, либо отменяет решение.

15. Срок вступления закона в силу устанавливается с 1 марта 2020 года, за исключением отдельных положений, для реализации которых потребуется более длительный период времени:

– использование автоматизированной информационной системы для определения адвокатов – защитников по назначению, а также ограничение адвокатов, статус которых прекращен, осуществлять представительство предлагается вводить с 1 марта 2021 года;

– использование единой автоматизированной информационной системы в рамках квалификационного экзамена – с 1 марта 2022 года.

Гонорары успеха и другие изменения в адвокатскую деятельность приняты во 2 чтении

Сегодня Государственная Дума приняла во втором чтении доработанный законопроект № 469485-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Законопроектом предлагается внести ряд изменений в закон об адвокатуре, направленных на повышение гарантий реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что работа над поправками к законопроекту велась около года, предлагаемые изменения обсуждались с профессиональным сообществом и экспертами. Комитет провел по законопроекту Парламентские слушания, в которых приняли участие представители адвокатского сообщества, Министерства юстиции, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры. Поправки многократно обсуждались и дорабатывались межведомственной Рабочей группой по совершенствованию законодательства о судоустройстве и процессуального законодательства.

По итогам многочисленных обсуждений были предложены следующие изменения в законодательство об адвокатуре :

  1. Поддержано предложение ввести «гонорары успеха» – условие соглашения, согласно которому размер или выплата доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи. Уточняется, что «гонорары успеха» не могут применяться в случаях оказания юридической помощи по делам об административных правонарушениях и уголовным делам.

Павел Крашенинников напомнил, что «гонорары успеха» применяются во многих государствах и применялись в России в дореволюционный период. Он отметил, что такой механизм позволяет получить квалифицированную юридическую помощь гражданам, которые на момент заключения соглашения с адвокатом ограничены в денежных средствах, но в случае выигрыша смогут выплатить причитающееся адвокату вознаграждение.

Кроме того, законодательное закрепление «гонораров успеха» позволит обеспечить прозрачность деятельности адвокатов и пополнить бюджет, как самих адвокатов, так и государства, – сказал Павел Крашенинников.

  1. Исключается ограничение для адвокатов на изменение членства в адвокатских палатах субъектов РФ (т.н. «крепостное право»), которое предлагалось законопроектом в редакции первого чтения. Такая норма могла существенно ограничить конституционные права граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, – подчеркнул Павел Крашенинников.
  2. Вышеназванное предложение о введении «крепостного права» обусловливалось недобропорядочной практикой сдачи квалификационных экзаменов для приобретения адвокатского статуса в определённых субъектах РФ. Для исключения таких злоупотреблений предложено ввести в качестве первого этапа квалификационного экзамена – единое тестирование , которое будет проводиться с использованием единой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей анонимную проверку результатов. Данное правило позволит сделать условия получения статуса адвоката равными во всех адвокатских палатах.
  3. Устанавливается, что совет Федеральной палаты адвокатов определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда – с использованием автоматизированной информационной системы . Такое распределение дел между защитниками по назначению исключает влияние любых заинтересованных лиц и направлено на борьбу с т.н. «карманными адвокатами», снижение коррупционных рисков и более равномерное распределение нагрузки между адвокатами. Данный порядок уже применяется во многих регионах и представляется целесообразным закрепить его в законе, – сообщил Павел Крашенинников.
  4. В случае лишения статуса адвоката решением совета адвокатской палаты субъекта РФ по отдельным основаниям (вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления, неисполнении или ненадлежащем исполнении адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, нарушении адвокатом норм Кодекса профессиональной этики адвоката, незаконном использовании и (или) разглашении информации, связанной с оказанием адвокатом юридической помощи), данные лица не смогут осуществлять представительство в судах , за исключением случаев законного представительства.
  5. Конкретизируются положения о возможности приостановления статуса адвоката на основании личного заявления . Предусматривается, что на адвоката, статус которого приостановлен, распространяется действие Кодекса профессиональной этики адвоката. В случае приостановления статуса на основании заявления, статус возобновляется по решению совета на основании личного заявления адвоката не ранее чем через 1 год и не позднее чем через 10 лет после приостановлении.
  6. Действующее требование о 5-летнем стаже адвокатской деятельности , необходимом для учреждения адвокатского кабинета или коллегии адвокатов, уменьшается до 3-х лет.

При этом уточняются положения о договоре об учреждении коллегии адвокатов, среди обязательных условий появляются новые: порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов и выхода учредителей (членов) из ее состава, а также порядок распределения имущества, оставшегося после ее ликвидации.

Уточняются требования к учреждению адвокатского бюро . Уставом адвокатского бюро может быть предусмотрено образование постоянно действующего коллегиального органа бюро, контролирующего деятельность исполнительных органов бюро и выполняющего иные функции, возложенные на него уставом. Среди обязательных условий партнерского договора появляются новые: порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов и выхода учредителей (членов) из ее состава, а также порядок распределения имущества, оставшегося после ее ликвидации.

  1. Устанавливается обязанность адвокатских палат субъектов РФ и Федеральной палаты адвокатов вести интернет-сайты с обязательным размещением годовой финансовой отчетности, информации о решениях совета адвокатской палаты и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность членов совета адвокатской палаты.
  2. В части формирования совета Федеральной палаты адвокатов предусматриваются следующие новации: численность совета увеличена с 30 до 33 человек. На Всероссийском съезде адвокатов при очередной ротации членов совета ФПА адвокаты получают право предлагать новые кандидатуры в состав совета ФПА ( сейчас все кандидатуры предлагает президент адвокатской палаты после рассмотрения и утверждения советом ).

При ротации членов совета палаты адвокатов субъектов РФ также предусматривается право адвокатов, участвующих в собрании (конференции), предлагать новые кандидатуры в состав совета ( помимо предложенных президентом после утверждения советом).

  1. З акрепляется полномочие совета палаты адвокатов о досрочном прекращении полномочий вице-президентов по представлению президента палаты.
  2. Сохраняется положение законопроекта о возможности избрания президента палаты адвокатов (Федеральной и региональной) на третий и последующий сроки путем голосования на собрании (конференции) адвокатов. Лицо выдвигается решением совета. При этом адвокаты, участвующие в собрании (конференции), вправе предложить иных кандидатов на эту должность из числа членов совета.
  3. Предусматривается, что в состав квалификационной комиссии от адвокатской палаты не будут входить: президент палаты, а также члены совета палаты. Председатель избирается простым большинством голосов.
  4. В части «дисциплинарного надзора» предлагается установить, что президент ФПА вправе возбудить дисциплинарное дело в отношении адвоката, занимающего выборную должность в палате субъекта РФ, и передать его в Комиссию по этике и стандартам с дальнейшим рассмотрением Советом ФПА. В отношении «рядовых» адвокатов сохраняется действующий порядок, при котором президент ФПА возбуждает дело и передает его в соответствующую палату.

Кроме того, предложено дополнить закон об адвокатской деятельности новой статьей 37.2 «Рассмотрение дисциплинарного дела в ФПА», в соответствии с которой:

– лицо, статус которого был прекращен решением Совета адвокатской палаты субъекта РФ, в течение месяца вправе обратиться в ФПА;

– Комиссия по этике и стандартам в течение месяца дает мотивированный отказ или принимает жалобу к рассмотрению. При этом Комиссия вправе истребовать дело из адвокатской палаты субъекта РФ, рассматривает дело в течение месяца и направляется заключение в совет ФПА;

– по результатам рассмотрения Совет ФПА оставляется решение без изменения, либо изменяет решение самостоятельно, либо отменяет решение.

  1. Срок вступления закона в силу предлагается установить с 1 марта 2020 года, за исключением отдельных положений, для реализации которых потребуется более длительный период времени:

– использование автоматизированной информационной системы для определения адвокатов – защитников по назначению, а также ограничение адвокатов, статус которых прекращен, осуществлять представительство предлагается вводить с 1 марта 2021 года;

Читайте также:  Особенности оплаты труда адвоката по назначению

– использование единой автоматизированной информационной системы в рамках квалификационного экзамена – с 1 марта 2022 года.

ПРОЕКТ Федерального закона № 469485-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Документ предоставлен КонсультантПлюс

Проект
N 469485-7

Внесен членами
Совета Федерации
А.А. Клишасом, Л.Н. Боковой,
депутатами Государственной Думы
А.Б. Выборным, Д.Ф. Вяткиным

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«ОБ АДВОКАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И АДВОКАТУРЕ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Внести в Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2102; 2004, N 52, ст. 5267; 2007, N 31, ст. 4011; 2011, N 48, ст. 6727; 2016, N 23, ст. 3284) следующие изменения:
1) В статье 15:
а) абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:
«Лицо, статус адвоката которого прекращен, и адвокат, статус которого приостановлен, после принятия соответствующего решения советом адвокатской палаты обязаны сдать свои удостоверения в территориальный орган юстиции, который выдал данные удостоверения.»;
б) абзацы первый и второй пункта 5 изложить в следующей редакции:
«5. Адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности не менее пяти лет и принявший решение об изменении членства в адвокатской палате одного субъекта Российской Федерации на членство в адвокатской палате другого субъекта Российской Федерации, уведомляет об этом заказным письмом совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее также — совет адвокатской палаты, совет), членом которой он является. Адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности менее пяти лет, вправе изменить членство в адвокатской палате на основании решения совета адвокатской палаты, членом которой он является, предварительно согласованного с Федеральной палатой адвокатов в порядке, установленном советом Федеральной палаты адвокатов.
Об указанных в настоящем пункте решениях совет уведомляет территориальный орган юстиции в десятидневный срок со дня получения уведомления адвоката или принятия решения советом соответственно. В случае наличия у адвоката задолженности по отчислениям перед адвокатской палатой совет вправе не направлять указанное уведомление до полного погашения адвокатом суммы задолженности.»;
2) статью 16 изложить в следующей редакции:

«Статья 16. Приостановление статуса адвоката

1. Статус адвоката приостанавливается по следующим основаниям:
1) избрание (назначение) адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе;
2) неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности;
3) призыв адвоката на военную службу;
4) признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном федеральным законом порядке;
5) подача адвокатом личного заявления о приостановлении статуса адвоката в совет адвокатской палаты.
2. В случае принятия судом решения о применении к адвокату принудительных мер медицинского характера суд может рассмотреть вопрос о приостановлении статуса данного адвоката.
3. Приостановление статуса адвоката влечет за собой приостановление действия в отношении данного адвоката гарантий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением гарантий, предусмотренных пунктом 2 статьи 18 настоящего Федерального закона.
На адвоката, статус которого приостановлен, распространяется действие кодекса профессиональной этики адвоката.
3.1. Адвокат, статус которого приостановлен, не вправе осуществлять адвокатскую деятельность, а также занимать выборные должности в органах адвокатской палаты или Федеральной палаты адвокатов. Нарушение положений настоящего пункта влечет за собой прекращение статуса адвоката.
4. Решение о приостановлении статуса адвоката принимает совет адвокатской палаты того субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом адвокате.
5. После прекращения действия оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, статус адвоката возобновляется по решению совета, принявшего решение о приостановлении статуса адвоката, на основании личного заявления адвоката, статус которого был приостановлен.
Статус адвоката, приостановленный по основанию, предусмотренному подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи, возобновляется по решению совета на основании личного заявления адвоката не ранее чем через шесть месяцев после принятия указанным советом решения о приостановлении статуса адвоката.
5.1. Решение совета адвокатской палаты о приостановлении статуса адвоката или об отказе в возобновлении статуса адвоката может быть обжаловано в суд.
6. Совет адвокатской палаты в десятидневный срок со дня принятия им решения о приостановлении либо возобновлении статуса адвоката уведомляет об этом в письменной форме территориальный орган юстиции для внесения соответствующих сведений в региональный реестр, а также адвоката, статус которого приостановлен или возобновлен, за исключением случая приостановления статуса адвоката по основанию, предусмотренному подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, и адвокатское образование, в котором данное лицо осуществляло адвокатскую деятельность.
Территориальный орган юстиции в 10-дневный срок со дня получения указанного уведомления вносит сведения о приостановлении либо возобновлении статуса адвоката в региональный реестр.»;

3) второе предложение пункта 1 статьи 22 исключить;
4) статью 23 изложить в следующей редакции:

«Статья 23. Адвокатское бюро

1. Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро.
Адвокаты — участники адвокатского бюро совместно осуществляют адвокатскую деятельность.
2. К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила статьи 22 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Основной целью деятельности адвокатского бюро является обеспечение адвокатской деятельности его участников.
2.1. Уставом может быть предусмотрено образование коллегиального органа бюро, контролирующего деятельность исполнительных органов бюро и выполняющего иные функции, возложенные на него уставом, а также порядок распределения имущества бюро в случае его ликвидации.
3. Адвокаты, перед тем как учредить адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор, определяющий порядок и условия соединения адвокатами своих усилий для оказания юридической помощи от имени всех партнеров. Все адвокаты, заключившие партнерский договор и присоединившиеся к нему впоследствии, являются участниками адвокатского бюро.
Партнерский договор не предоставляется для государственной регистрации адвокатского бюро.
4. В партнерском договоре указываются:
1) срок действия партнерского договора;
2) порядок принятия партнерами решений;
2.1) компетенция и порядок принятия решений общего собрания партнеров как высшего органа партнерства. Партнерским договором может быть предусмотрена принадлежность каждому из партнеров равного либо различного количества голосов при принятии решений общего собрания партнеров;
2.2) порядок формирования, состав, компетенция и порядок принятия решений иных органов адвокатского бюро;
3) порядок избрания управляющего партнера и его компетенция;
3.1) порядок приема, приостановления участия в адвокатском бюро и исключения из числа партнеров;
3.2) порядок распределения вознаграждения, полученного партнерами в связи с оказанием ими юридической помощи, который в зависимости от условий партнерского договора может быть установлен в твердой сумме, либо определен в соответствии с условиями, предусмотренными договором;
4) иные существенные условия.
5. Ведение общих дел адвокатского бюро осуществляется управляющим партнером, если иное не установлено партнерским договором. Соглашение об оказании юридической помощи с доверителем заключается управляющим партнером или иным партнером от имени всех партнеров на основании выданных ими доверенностей. В доверенностях указываются все ограничения компетенции партнера в отношении заключения соглашений с доверителями и иных сделок с третьими лицами. Указанные ограничения доводятся до сведения доверителей и третьих лиц.
6. Партнерский договор прекращается по следующим основаниям:
1) истечение срока действия партнерского договора;
2) прекращение или приостановление статуса адвоката, являющегося одним из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами;
3) расторжение партнерского договора по требованию одного из партнеров, если партнерским договором не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными партнерами.
7. С момента прекращения партнерского договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении доверителей и третьих лиц, если иной характер ответственности не определен уставом адвокатского бюро.
8. При выходе из партнерского договора одного из партнеров он обязан передать управляющему партнеру производства по всем делам, по которым оказывал юридическую помощь.
9. Адвокат, вышедший из партнерского договора, отвечает перед доверителями и третьими лицами по общим обязательствам, возникшим в период его участия в партнерском договоре.
10. Ничто в положениях настоящей статьи не может рассматриваться как ограничение независимости адвоката при исполнении им поручения доверителя, а также его личной профессиональной ответственности перед последним.
11. Адвокатское бюро не может быть преобразовано в коммерческую организацию или любую иную некоммерческую организацию, за исключением случаев преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов.
12. После прекращения партнерского договора адвокаты вправе заключить новый партнерский договор. Если новый партнерский договор не заключен в течение месяца со дня прекращения действия прежнего партнерского договора, то адвокатское бюро подлежит преобразованию в коллегию адвокатов либо ликвидации.
С момента прекращения партнерского договора и до момента преобразования адвокатского бюро в коллегию адвокатов либо заключения нового партнерского договора адвокаты не вправе заключать соглашения об оказании юридической помощи.»;

5) дополнить статью 25 пунктом 4.1 следующего содержания:
«4.1. Адвокат вправе в соответствии с правилами, установленными советом Федеральной палаты адвокатов, включать в соглашение об оказании юридической помощи условие, в соответствии с которым размер и (или) выплата доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи.»;
6) в статье 31:
а) подпункт 1 пункта 3 изложить в следующей редакции:
«1) избирает из своего состава президента адвокатской палаты, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6.1 настоящей статьи, сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов. Лицо, занимавшее должность президента адвокатской палаты в течение двух сроков, может вновь занять указанную должность исключительно путем избрания его президентом на собрании (конференции) адвокатов в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящей статьи;»;
б) подпункт 8 пункта 3 изложить в следующей редакции:
«8) содействует повышению профессионального уровня адвокатов, в том числе утверждает программы профессионального обучения адвокатов, помощников адвокатов и стажеров адвокатов по направлениям, определяемым Федеральной палатой адвокатов, организует профессиональное обучение по этим программам в соответствии с порядком, определяемым Федеральной палатой адвокатов;»;
в) в пункте 4.1 слова «вопроса о досрочном прекращении полномочий совета адвокатской палаты» заменить словами «вопросов о досрочном прекращении полномочий совета адвокатской палаты и об избрании нового состава совета адвокатской палаты»;
г) в пункте 4.2 слова «вопроса о досрочном прекращении полномочий совета адвокатской палаты» заменить словами «вопросов о досрочном прекращении полномочий совета адвокатской палаты и об избрании нового состава совета адвокатской палаты»;
д) дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:
«6.1. Избрание президента адвокатской палаты осуществляется собранием (конференцией) адвокатов, если на указанную должность выдвигается член совета адвокатской палаты, занимавший ее в течение не менее двух сроков. Указанное собрание (конференция) адвокатов созывается советом не позднее трех месяцев со дня истечения срока полномочий президента адвокатской палаты. До избрания президента адвокатской палаты указанное лицо исполняет его обязанности.
Президент адвокатской палаты избирается из числа членов совета тайным голосованием сроком на четыре года. Избранным президентом адвокатской палаты является член совета, за кандидатуру которого проголосовало простое большинство адвокатов, участвующих в собрании (делегатов конференции).
В случае если указанное число адвокатов (делегатов конференции) не проголосовало ни за одну из кандидатур членов совета, выдвигавшихся на должность президента адвокатской палаты, избрание президента адвокатской палаты осуществляется в тот же день в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 3 настоящей статьи, из числа членов совета, не выдвигавшихся на должность президента адвокатской палаты на указанном собрании (конференции) адвокатов.»;
7) в подпункте 2.1 пункта 2 статьи 36 слово «деятельности» заменить словом «профессии»;
8) в статье 37:
а) в абзаце первом пункта 2 число «30» заменить числом «33»;
б) подпункт 1 пункта 3 изложить в следующей редакции:
«1) избирает из своего состава президента Федеральной палаты адвокатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 6.1 настоящей статьи, сроком на четыре года и по его представлению одного или нескольких вице-президентов Федеральной палаты адвокатов сроком на два года, определяет полномочия президента и вице-президентов. Лицо, занимавшее должность президента Федеральной палаты адвокатов в течение двух сроков, может вновь занять указанную должность исключительно путем избрания его президентом на Всероссийском съезде адвокатов в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящей статьи;»;
в) подпункт 4 пункта 3 дополнить следующими словами: «, а также обеспечивает соблюдение адвокатскими палатами настоящего Федерального закона, кодекса профессиональной этики адвоката и исполнение адвокатскими палатами решений Федеральной палаты адвокатов и ее органов»;
г) подпункт 5 пункта 3 изложить в следующей редакции:
«5) разрабатывает и утверждает единые методики соблюдения стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и других стандартов адвокатской профессии;»;
д) дополнить пункт 3 подпунктами 5.1 и 5.2 следующего содержания:
«5.1) утверждает порядок прохождения стажировки;
5.2) утверждает порядок работы в качестве помощника адвоката;»;
е) дополнить пунктом 6.1 следующего содержания:
«6.1. Избрание президента Федеральной палаты адвокатов осуществляется Всероссийским съездом адвокатов, если на указанную должность выдвигается член совета Федеральной палаты адвокатов, занимавший ее в течение не менее двух сроков. Указанный Съезд созывается советом Федеральной палаты адвокатов не позднее шести месяцев со дня истечения срока полномочий президента Федеральной палаты адвокатов. До избрания президента Федеральной палаты адвокатов указанное лицо исполняет его обязанности.
Президент Федеральной палаты адвокатов избирается из числа членов совета Федеральной палаты адвокатов тайным голосованием сроком на четыре года. Избранным президентом Федеральной палаты адвокатов является член совета Федеральной палаты адвокатов, за кандидатуру которого проголосовало простое большинство представителей, принимающих участие в работе Съезда.
В случае если указанное число представителей не проголосовало ни за одну из кандидатур членов совета Федеральной палаты адвокатов, выдвигавшихся на должность президента Федеральной палаты адвокатов, избрание президента Федеральной палаты адвокатов осуществляется в тот же день в порядке, предусмотренном подпунктом 1 пункта 3 настоящей статьи, из числа членов совета Федеральной палаты адвокатов, не выдвигавшихся на должность президента Федеральной палаты адвокатов на указанном Съезде.»;
ж) дополнить пункт 7 словами «, реализует права и обязанности представителя на Всероссийском съезде адвокатов по должности»;
з) дополнить пункт 7.1 следующими предложениями: «Квалификационная комиссия и совет обязаны в течение трех месяцев со дня возбуждения дисциплинарного производства рассмотреть указанное дисциплинарное дело и уведомить Федеральную палату адвокатов о принятом решении.
Президент Федеральной палаты адвокатов вправе истребовать дисциплинарное дело из адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, совет которой обязан обеспечить получение президентом Федеральной палаты адвокатов дисциплинарного дела в течение семи календарных дней со дня истребования, и передать дисциплинарное дело в комиссию по этике и стандартам, которая обязана рассмотреть его в течение месяца.
В случае если комиссия по этике и стандартам придет к выводу о противоречии решения совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации по дисциплинарному делу нормам настоящего Федерального закона и (или) кодекса профессиональной этики адвоката, она направляет соответствующее заключение и дисциплинарное дело в совет Федеральной палаты адвокатов, который обязан рассмотреть их в течение месяца.
По результатам рассмотрения дисциплинарного дела совет Федеральной палаты адвокатов вправе:
1) оставить решение по дисциплинарному делу без изменения;
2) отменить решение по дисциплинарному делу и направить дело на новое рассмотрение в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации, органы которой рассматривали дело, или в иную адвокатскую палату субъекта Российской Федерации с обязательными для исполнения адвокатскими палатами указаниями, в том числе в части толкования подлежащих применению норм права, оценки как ранее установленных, так и вновь выявленных фактических обстоятельств, применения мер дисциплинарной ответственности в случае установления при новом рассмотрении оснований их применения, указания срока принятия нового решения и уведомления Федеральной палаты адвокатов о принятом решении.
Дисциплинарное дело считается разрешенным в день принятия советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации решения, соответствующего решению совета Федеральной палаты адвокатов.
При новом рассмотрении дисциплинарного дела течение сроков применения к адвокату мер дисциплинарной ответственности начинается заново со дня отмены решения по дисциплинарному делу советом Федеральной палаты адвокатов.
В случае если принятое при новом рассмотрении дисциплинарного дела решение совета адвокатской палаты субъекта Российской Федерации противоречит указаниям, содержащимся в решении совета Федеральной палаты адвокатов о направлении дисциплинарного дела на новое рассмотрение, совет Федеральной палаты адвокатов вправе реализовать полномочия, предусмотренные пунктами 4 — 4.3 статьи 31 настоящего Федерального закона.»;
9) в статье 37.1:
а) в пункте 1 слово «деятельности» заменить словом «профессии»;
б) в подпункте 1 пункта 5 слово «деятельности» заменить словом «профессии».

Читайте также:  Полномочия адвоката в арбитражном процессе

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
Подпункты «а» и «д» пункта 6 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2019 года.

Назад в будущее: ожившие спустя 11 лет поправки в Закон об адвокатуре. Архив

Публикуем архивные документы Адвокатской палаты города Москвы, связанные с поправками в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», предложенные в 2008 году на рассмотрение в ГД РФ Президентом РФ. В частности, поправками вводился бессрочный запрет на профессию для адвоката, статус которого был прекращен за совершение дисциплинарного нарушения, а также предлагалось наделить территориальный орган государственной регистрации (сейчас – Минюст. – Прим. ред.) правом требовать прекращения по суду статуса адвоката за совершение им дисциплинарного проступка. После внесения законопроекта в ГД РФ президентом Адвокатской палаты города Москвы Генри Резником (по состоянию на 2008 год. – Прим. ред.) было немедленно подготовлено заключение. Впоследствии на его основе Московская городская дума и мэр г. Москвы Ю. М. Лужков дали также отрицательный отзыв на данный законопроект.

Первый вице-президент Генри Резник в комментарии пресс-службе Адвокатской палаты города Москвы отметил, что в 2008 году неправовые новации удалось отбить, но, как мы сегодня можем наблюдать, казалось бы, раз и навсегда отвергнутые предложения могут оживать.

«Надо было срочно реагировать на данный законопроект, поскольку он противоречил самой природе адвокатуры, как независимого от государства института гражданского общества. Тогда эти неправовые новации удалось отбить, но можно увидеть из недавних поправок к ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», принятые Госдумой во втором чтении, что, казалось бы, уже раз и навсегда отвергнутые предложения могут оживать. Из заключения видно, что вопрос о введении бессрочного запрета на профессию адвоката, статус которого прекращен за совершение дисциплинарного нарушения, был отработан 11 лет назад в данном заключении. И вот опять», – сказал Генри Резник. «Важно также напомнить, что единственный орган, который может прекращать статус адвоката – исполнительный орган регионального сообщества, с которым адвокат связан членскими отношениями. А обжаловать решение Совета может только адвокат, поскольку только у него в дисциплинарном разбирательстве имеется материально-правовой интерес. Но никак не заявитель. В суде заявитель может оспаривать не меру дисциплинарного взыскания, а ставить вопрос о возмещении материального вреда, причиненного недобросовестными действиями адвоката. Смешивать профессионально-этические и гражданско-правовые аспекты недопустимо», – отметил первый вице-президент Адвокатской палаты Москвы.

Ниже вы можете ознакомиться с заключением на поправки 2008 года в Закон об адвокатуре.

Адвокатской палаты г. Москвы

10 июня 2008 года

на проект Федерального закона № 55357-5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

Принятие закона будет означать фактическую ликвидацию адвокатуры как самоуправляемого, независимого от государства института гражданского общества.

Государственный контроль в сфере адвокатской деятельности станет тотальным, а то, что законопроект преследует именно такую цель, ярче всего обнаруживает поправка, вводящая бессрочный запрет на профессию для адвоката, статус которого был прекращен за совершение дисциплинарного нарушения. Введение бессрочного запрета на занятие профессиональной деятельностью, осуществляемой по гражданско-правовому договору, является откровенным попранием Конституции РФ, нарушением прав и свобод человека и гражданина. Абсолютно неприемлема поправка, наделяющая территориальный орган государственной регистрации правом требовать прекращения по суду статуса адвоката за совершение им дисциплинарного проступка.

Исключительное право самого адвокатского сообщества решать вопрос о дисциплинарной ответственности своих членов освящено вековыми традициями и закреплено международно-правовыми нормами и стандартами независимости адвокатской профессии (пп.27-29 «Основных положений о роли адвокатов» (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке); принцип шестой Рекомендаций Комитета Министров Совета Европы государствам — членам Совета Европы «О свободе осуществления профессии адвоката» от 25 октября 2000 года).

Основываясь на этих общепризнанных принципах и нормах международного права, ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» закрепил право применять меры дисциплинарной ответственности, включая самую строгую — прекращение статуса адвоката, за выборным органом адвокатского самоуправления — советом адвокатской палаты, а возможность обжалования такого решения в суд только за самим адвокатом единственным субъектом, чьи материально-правовые интересы затрагивает прекращение статуса.

Предложение прекращать статус адвоката за совершение им дисциплинарного проступка одним государственным органом по заявлению другого государственного органа помимо адвокатского сообщества не только посягает на независимость и самоуправление адвокатуры, но и противоречит материально-правовой природе дисциплинарной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности — уголовной, гражданской, административной — в том, что она никак не предусматривает возмещение причиненного неправомерным деянием вреда, а является в чистом виде средством реагирования на нарушение правил профессионального поведения или служебной (трудовой) дисциплины. Базовые принципы дисциплинарной ответственности по сути едины для всех работников — как наемных, так и самозанятых. Ни Закон о статусе судей, ни Закон об основах государственной службы, ни Трудовой кодекс РФ не предусматривают право заявителей обжаловать решения квалификационных коллегий судей, администрации госучреждений, предприятий и организаций всех форм собственности об отказе в прекращении полномочий судьи или увольнении госслужащего (работника по трудовому найму).

Совет адвокатской палаты основывает свое решение об удовлетворении либо отказе в удовлетворении представления органа государственной власти, уполномоченного в области адвокатуры, о прекращении статуса адвоката на заключении межведомственной квалификационной комиссии, включающей в себя, кроме адвокатов, представителей всех трех ветвей государственной власти субъекта Российской Федерации: исполнительной, представительной (законодательной) и судебной. При этом в соответствии с Кодексом профессиональной этики адвоката, регламентирующим основания и порядок привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности, совет не вправе пересматривать факты, установленные квалификационной комиссией, а меру дисциплинарного взыскания определяет не только по тяжести проступка, но и с учетом личности нарушителя, его предшествовавшего поведения и отношения к содеянному, совокупности обстоятельств, повлиявших на совершение дисциплинарного нарушения — при одинаковой тяжести проступка разные адвокаты могут подвергаться различным взысканиям.

Именно принцип индивидуализации ответственности учитывался законодателем при принятии нынешней редакции статьи 17 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». В пояснительной записке к Федеральному закону от 20.12.2004 №163-Ф3 обращалось внимание на то, что с уточнением текста пункта 6 статьи 17 «устраняется неточность в законе, в соответствии с которой единственной мерой ответственности адвоката за совершение дисциплинарных проступков являлось прекращение статуса». Вот почему наделение государственных органов полномочиями пересматривать заключение квалификационной комиссии и совета адвокатской палаты об отказе в удовлетворении представления о прекращении статуса адвоката за совершение дисциплинарного проступка явилось бы очевидным юридическим нонсенсом.

Предложение о сокращении сроков дисциплинарного производства по представлению органа госрегистрации о прекращении статуса адвоката с трех до одного месяца также является ревизией поправок к Закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 20.12.2004 №163-Ф3. Нынешний трехмесячный срок рассмотрения таких представлений установлен в связи с тем, что месячный срок, первоначально введенный в 2002 году, оказался абсолютно нереалистичным, заведомо невыполнимым. Процедура дисциплинарного производства предусматривает рассмотрение представлений об отлучении от профессии в трех инстанциях: президентом, квалификационной комиссией и советом адвокатской палаты. Президенту законом отводится десять дней для принятия решения о возбуждении дисциплинарного производства — срок, который никак нельзя считать чрезмерным. Что касается квалификационной комиссии — органа, на который падает основная нагрузка в дисциплинарном производстве — то ее работа строится по регламенту, практически аналогичному судебной процедуре: нужно заблаговременно оповестить о дате заседания как членов комиссии, так и участников дисциплинарного производства, отвести необходимое время на подготовку, нередко направить по ходатайствам сторон запросы о получении письменных доказательств или документов. Комиссия правомочна принимать заключения при участии в ее заседании не менее двух третей от списочного состава. Обеспечить кворум для принятия легитимных решений комиссии, половину членов которой составляют весьма плотно загруженные по своей основной работе представители судейского корпуса, местной думы, органов росрегистрации — дело нелегкое. Норма заседаний квалификационной комиссии, установленная законом, четыре раза в год.

Предложение о заведомо нереальном сроке дисциплинарного производства не может быть расценено иначе, как проявление неуважения к адвокатскому сообществу и демонстрация некоего устрашающего действия — показательно ускоренного лишения статуса адвокатов, ведущих себя, по мнению чиновников, неправильно.

Предложение наделить территориальный орган государственной регистрации правом получать объяснения от адвокатов не согласуется с основой основ адвокатской деятельности — профессиональной тайной. Соблюдение профессиональной тайны является неотъемлемым условием деятельности адвоката. Никто не вправе требовать от адвоката разглашать сведения, полученные им при оказании юридической помощи.

Регламентировать в Законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» право территориального органа государственной регистрации запрашивать у судов, правоохранительных и иных государственных и муниципальных органов сведения об адвокатах необходимости нет, поскольку никаких препятствий для получения такой неконфиденциальной информации действующее законодательство не содержит.

Отсутствуют какие-либо объективные, социально обусловленные причины для наделения федерального органа государственной регистрации правом требовать созыва внеочередного Всероссийского съезда адвокатов. Всероссийский съезд адвокатов созывается один раз в два года. Внеочередной съезд может созываться только в силу чрезвычайных обстоятельств при серьезных противоречиях в адвокатском сообществе по требованию одной трети адвокатских палат субъектов Российской Федерации. Распространение такого исключительного полномочия на госорган является очевидным посягательством на принцип самоуправления адвокатуры.

Вывод: законопроект подлежит отклонению, поскольку предлагаемые поправки посягают на принципы независимости и самоуправления адвокатуры, нарушают права и свободы человека и гражданина, вступают в противоречие с институтом профессиональной тайны, искажают правовую природу дисциплинарной ответственности, содержат непродуманные, заведомо неисполнимые нормы.

Президент Адвокатской палаты г. Москвы Г. М. РЕЗНИК

От редакции: На основе заключения Совета Адвокатской палаты г. Москвы Московская городская дума и мэр г. Москвы Ю. М. Лужков дали также отрицательный отзыв на данный законопроект.

Ссылка на основную публикацию