Как будет внедряться адвокатская монополия ?

Адвокатская монополия в РФ: все ли так позитивно, как планируют законодатели?

Руководитель коллегии адвокатов
“Комиссаров и партнеры”

специально для ГАРАНТ.РУ

На волне охватившей Россию в последнее время тенденции приобщения к западной культуре грядет реформа законодательства, регулирующего сферу оказания юридических услуг. Для этих целей утверждена государственная программа РФ “Юстиция” (постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 312), в рамках которой разрабатывается “Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи”, Федеральный закон “О квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации” и планируется внесение изменений в ряд действующих нормативно-правовых актов, регулирующих институт представительства в суде и адвокатуры в настоящее время. Изменения ожидаются фундаментальные, два основных направления реформы затронут организационно-правовые формы адвокатских образований и непосредственно адвокатов, которыми обязаны будут стать все желающие продолжать свою юридическую практику юристы, не имеющие адвокатского удостоверения.

После 2017 года профессионально оказывать юридические услуги смогут только юристы, официально допущенные к данному виду деятельности по результатам сдачи экзамена и присвоения статуса адвоката, а также нотариусы, патентные поверенные, кандидаты и доктора юридических наук.

Частнопрактикующие юристы – руководители юридических организаций и их заместители – индивидуальные предприниматели в течение шести месяцев после вступления в силу предусмотренного государственной программой закона о профессиональной юридической помощи, смогут принести присягу адвоката без прохождения квалификационного экзамена.

Предлагается предусмотреть также отдельный экзамен для частнопрактикующих юристов, имеющих стаж работы по юридической специальности более пяти лет. Это упрощенный экзамен, который будет сводиться к проверке знаний кандидатов в адвокаты Закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” и Кодекса профессиональной этики адвоката.

Юридическое образование для будущих адвокатов по-прежнему останется обязательным критерием. При этом соискатель должен иметь уровень образования не ниже специалиста. Бакалаврам надлежит окончить магистратуру по правовой специальности.

Одних знаний будущим адвокатам будет недостаточно. Напомним, что размер единовременного взноса на нужды Адвокатской палаты, уплачиваемый при сдаче квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката, в Санкт-Петербурге, например, составляет 40 тыс. руб., для стажеров адвоката – 15 тыс. руб. Кроме того на адвокатов возложена обязанность по уплате ежемесячных сборов и взносов в Адвокатскую Палату.

Юристы государственных органов и юристы предприятий смогут осуществлять представительство в суде только в отношении доверителя – работодателя.

Существующие юридические фирмы будут реорганизованы в адвокатские партнерства, состоящие из партнеров и ассоциированных членов, отношения между которыми будут выстраиваться на основе трудового договора.

Предлагается разрешить заключать соглашения об оказании правовой помощи не только от имени адвоката, но и от адвокатского образования.

Эти положения нацелены на то, чтобы максимально приблизить новые условия работы в правовом бизнесе к привычным для бывших юрисконсультов.

Одной из целей реформы является превращение работы по оказанию юридической помощи в строго профессиональную и высококвалифицированную услугу. В связи с этим планируется ввести обязательные условие для субъектов юридического бизнеса по систематическому совершенствованию профессионального уровня и повышению квалификации.

Ожидается закрепление социальных гарантий для адвокатов по аналогии с гарантиями, провозглашенными трудовым законодательством. В настоящее время вопрос, касающийся социальных гарантий адвокатов, на законодательном уровне не урегулирован.

В среде профессиональных юристов описанные новеллы воспринимаются скептически. По мнению юридической общественности предлагаемая реформа может привести к нарушению конституционных прав на свободное распоряжение своими способностями к труду, выбор рода деятельности и профессии. Высказывается мнение о порочности идеи, в соответствии с которой разрешено ведение юридической практики юристам организаций, не имеющим статуса адвоката. Указывается на нарушение прав потребителей, лишающихся возможности пользоваться услугами давно представляющего их интересы юриста, в случае если он не получит статус адвоката, а также на нарушение прав предпринимателей, имеющих юридический бизнес, которые рискуют в случае реформы потерять часть сотрудников.

В настоящее время ничто не предвещает отказ законодателя от идеи введения адвокатской монополии на территории Российской Федерации.

Путин одобрил поправки в закон «Об адвокатуре». На очереди адвокатская монополия

Глава государства одобрил принятые в осеннюю сессию парламента поправки в закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Тем самым дан старт реформе российской адвокатуры, у которой есть как ярые сторонники, так и жесткие критики. Среди главных изменений, затронувших как адвокатов, так и их клиентов, введение гонорара успеха. Это условие соглашения, согласно которому размер или выплата доверителем вознаграждения адвокату ставится в зависимость от результата оказания им юридической помощи. Но главный вопрос: что дальше?

Legal.Report внимательно следил за судьбой знакового документа с момента его появления. Напомним, что первоначальный вариант «законопроекта Клишаса» был раскритикован как самим адвокатским сообществом (читайте об этом на Legal.Report здесь и здесь), так и рабочей группой по совершенствованию процессуального законодательства, созданной распоряжением администрации президента РФ (ее возглавляют председатель законодательного комитета Госдумы Павел Крашенинников и секретарь пленума Верховного суда РФ Виктор Момотов).

После многочисленных дискуссий часть наиболее противоречивых поправок была исключена. Например, не нашла поддержки скандальная норма о «закрепощении» адвокатов путем установления 5-летнего запрета на перемену палаты после получения статуса. Остальные новеллы, по словам Крашенинникова, «многократно обсуждались и дорабатывались», и в итоге был достигнут определенный компромисс. В целом же глава думского комитета назвал закон «тяжелым».

В документе действительно осталось очень много «тяжелых» моментов. «Подпункт «б» пункта 4 статьи 1 законопроекта, который вопреки указаниям на его антиконституционность был принят (…), содержит в себе вызвавшую ужас во всем адвокатском сообществе поправку о запрете на судебное представительство тем, кто был лишен статуса “по неблаговидным причинам”, — поделился своим мнением с L.R Дмитрий Гололобов, приглашенный профессор университета Вестминстер, российский адвокат и английский солиситор. «По сути, это является опосредованным извращенным введением «адвокатской монополии» в ее особо невыгодной для адвокатов форме. «Нелицензированные» юристы могу спокойно ходить в суды до того невообразимо далекого момента, когда будет введена нормальная монополия на профессиональное судебное представительство, а изгнанные адвокатской бюрократией из «адвокатского рая» неугодные будут лишены куска хлеба. «Допущенные к столу» адвокатской элиты «кролики», разумеется, заведут свою разбитую шарманку о том, что, дескать, «адвокатское сообщество справедливо и просто так никого не выгоняет», — считает юрист.

Кстати, и полноценная «адвокатская монополия», возможно, не за горами. Казалось бы, похороненную тему недавно реанимировал премьер Дмитрий Медведев в ходе встречи с представителями адвокатского сообщества. Решение по концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи обещают принять к середине будущего года.

В итоге в окончательной редакции предусмотрены следующие изменения:

— Вводятся гонорары успеха. Это условие соглашения, согласно которому размер или выплата доверителем вознаграждения адвокату ставится в зависимость от результата оказания им юридической помощи. Уточняется, что гонорары успеха не могут применяться в случаях оказания юридической помощи по делам об административных правонарушениях и уголовным делам.

— В качестве первого этапа квалификационного экзамена на получение статуса адвоката вводится единое тестирование, которое будет проводиться с использованием единой автоматизированной информационной системы, обеспечивающей анонимную проверку результатов.

— Устанавливается, что совет Федеральной палаты адвокатов (ФПА) определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению с использованием автоматизированной информационной системы. По мнению авторов поправок, такое распределение дел направлено на борьбу с так называемыми карманными адвокатами, снижение коррупционных рисков и более равномерное распределение нагрузки.

— В случае лишения статуса адвоката решением совета адвокатской палаты субъекта РФ по отдельным «неблаговидным основаниям» данные лица не смогут осуществлять представительство в судах, за исключением случаев законного представительства. Всего таких оснований четыре: вступление в законную силу приговора суда о признании адвоката виновным в совершении умышленного преступления, неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом своих профессиональных обязанностей перед доверителем, нарушение адвокатом норм Кодекса профессиональной этики адвоката, а также незаконное использование и (или) разглашение информации, связанной с оказанием адвокатом юридической помощи.

Отметим, что это изменение было предложено ко второму чтению Крашенинниковым. Оно вызвало возмущение в адвокатском сообществе. По предложению депутата Валерия Гартунга («Справедливая Россия») поправка была вынесена на отдельное голосование. Гартунг пояснил, что новелла нарушает несколько статей Конституции, и назвал ее фактическим запретом на профессию. «Эту поправку принимать ни в коем случае нельзя», — возмутился парламентарий. Однако коллеги его не поддержали.

Спорная норма вызвала вопросы и в ходе обсуждения поправок в Совфеде. «Запрет на судебное представительство — это пожизненное?» — поинтересовался Вячеслав Мархаев, сенатор от Иркутской области. Клишас пояснил, что пожизненный запрет не соответствовал бы Конституции.

Конкретизируются положения о возможности приостановления статуса адвоката на основании личного заявления. Предусматривается, что на адвоката, статус которого приостановлен, распространяется действие Кодекса профессиональной этики адвоката. В случае приостановления статуса на основании заявления статус возобновляется по решению совета на основании личного заявления адвоката — не ранее чем через 1 год и не позднее чем через 10 лет после приостановления.

Уточняются процедуры формирования адвокатских образований (адвокатское бюро, коллегия адвокатов). Так, действующее требование о 5-летнем стаже адвокатской деятельности, необходимом для учреждения коллегии адвокатов или адвокатского кабинета, уменьшается до 3 лет.

Уточняются положения о договоре об учреждении коллегии адвокатов, среди обязательных условий появляются новые: порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов и выхода учредителей (членов) из ее состава, а также порядок распределения имущества, оставшегося после ее ликвидации.

Уточняются требования к учреждению адвокатского бюро. Уставом адвокатского бюро может быть предусмотрено образование постоянно действующего коллегиального органа бюро, контролирующего деятельность его исполнительных органов, а также выполняющего другие функции, возложенные на него уставом. Среди обязательных условий партнерского договора появляются новые: порядок и условия приема в коллегию адвокатов новых членов и выхода из нее учредителей (членов), а также порядок распределения имущества, оставшегося после ее ликвидации.

Устанавливается обязанность адвокатских палат субъектов РФ и Федеральной палаты адвокатов вести интернет-сайты с обязательным размещением годовой финансовой отчетности, информации о решениях совета адвокатской палаты и сделках, в совершении которых имеется заинтересованность членов совета адвокатской палаты.

Предусматриваются новации в части формирования совета ФПА. Так, численность совета увеличена с 30 до 33 человек. На Всероссийском съезде адвокатов при очередной ротации членов совета ФПА адвокаты получают право предлагать новые кандидатуры (сейчас все кандидатуры в состав совета ФПА предлагает президент адвокатской палаты после рассмотрения и утверждения советом). При ротации членов совета адвокатской палаты субъектов РФ также предусматривается право адвокатов, участвующих в собрании (конференции), предлагать новые кандидатуры в состав совета.

Закрепляется полномочие совета палаты адвокатов о досрочном прекращении полномочий вице-президентов по представлению президента палаты.

Закрепляется положение о возможности избрания президента палаты адвокатов (Федеральной и региональной) на третий и последующий сроки путем голосования на собрании (конференции) адвокатов. Лицо выдвигается решением совета. При этом адвокаты, участвующие в собрании, вправе предложить иных кандидатов на эту должность из числа членов совета.

Изменена процедура формирования квалификационных комиссий, создаваемых для приема квалификационных экзаменов. Предусматривается, что в состав квалификационной комиссии от адвокатской палаты не будет входить президент палаты, а также члены совета палаты. Председатель избирается простым большинством голосов.

В части дисциплинарного надзора устанавливается, что президент ФПА вправе возбудить дисциплинарное дело в отношении адвоката, занимающего выборную должность в палате субъекта РФ, и передать его в Комиссию по этике и стандартам с дальнейшим рассмотрением советом ФПА. В отношении «рядовых» адвокатов сохраняется действующий порядок, при котором президент ФПА возбуждает дело и передает его в соответствующую палату.

Кроме того, закон об адвокатской деятельности дополняется новой статьей 37.2 «Рассмотрение дисциплинарного дела в ФПА», в соответствии с которой вводится возможность лица, статус адвоката которого прекращен решением совета адвокатской палаты субъекта РФ, обжаловать указанные решения в ФПА. Комиссия по этике и стандартам в течение месяца дает мотивированный отказ или принимает жалобу к рассмотрению. При этом комиссия вправе истребовать дело из адвокатской палаты субъекта РФ, затем рассматривает дело в течение месяца и направляет заключение в совет ФПА. По результатам рассмотрения совет ФПА оставляет решение без изменения, либо изменяет решение самостоятельно, либо отменяет решение.

Срок вступления закона в силу устанавливается с 1 марта 2020 года, за исключением отдельных положений, для реализации которых потребуется более длительный период:

— использование автоматизированной информационной системы для определения адвокатов — защитников по назначению, а также ограничение адвокатов, статус которых прекращен, в праве осуществлять представительство предлагается вводить с 1 марта 2021 года;

— использование единой автоматизированной информационной системы в рамках квалификационного экзамена — с 1 марта 2022 года.

В адвокаты в три этапа: Минюст показал новую концепцию регулирования юррынка

Минюст опубликовал новый вариант концепции регулирования рынка профессиональной юрпомощи. Обновленная программа предусматривает введение адвокатской монополии в России с 1 января 2023 года. В документе подробно расписано, как можно будет получить адвокатский статус в упрощенном порядке и какие требования будут предъявляться к иностранным юристам. За внедрение большей части нововведений будут отвечать Минюст и ФПА.

Читайте также:  Полномочия адвоката в админпроцессе определяются…

Первый этап: новые законы

Из опубликованного документа следует, что концепция будет реализовываться в три этапа. На первом из них в 2018 году собираются разработать нормативные акты по нескольким направлениям:

1) Создать возможности для выбора адвокатами существующих организационно-правовых форм коммерческих организаций, чтобы вести адвокатскую деятельность.

2) Обеспечить адвокатам возможность работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями.

3) Детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от той организационной формы, которую они выберут.

4) Обеспечить адвокатским образованиям возможность использовать средства индивидуализаци и участвовать в госзакупках.

5) Ввести правило о том, что иностранные юристы и защитники смогут оказывать в России юрпомощь только после регистрации в специальном реестре, который будет вести Минюст. Иностранцы смогут консультировать в нашей стране только по вопросам права своего зарубежного государства, если там власти дают аналогичную возможность для российских адвокатов (принцип взаимности).

6) Ввести правило о том, что иностранцы смогут получить статус адвоката в РФ, если они имеют высшее юридическое образование вуза России, СССР или иностранного университета той страны, где действует принцип взаимности с Россией.

7) Ввести требование к адвокатским образованиям, которое запретит прямой или косвенный контроль иностранных лиц над ними.

В документе указано, что для достижения перечисленных целей потребуется внести изменения в целый ряд актов: Закон об адвокатуре, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, в процессуальное законодательство и законодательство о госзакупках. На первом этапе реализации Концепции для укрепления статуса адвоката планируется при участии ФПА разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения работы адвокатов по назначению.

Второй этап: упрощенный экзамен не для всех

В 2019 году должен пройти второй этап реализации концепции, в рамках которого планируется разработать законы, регулирующие временный упрощенный порядок перехода юристов в адвокатуру. Чтобы получить адвокатский статус по облегченному механизму, надо будет успешно пройти тест на знания только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. Упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 года для тех специалистов, кто соответствует общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечает ряду дополнительных критериев.

Всем остальным юристам придется сдавать квалификационный экзамен на получение статуса адвоката в общем порядке. Авторы концепции указывают на то, что сдачу экзамена надо сделать удобной и технологичной с использованием интернета. Разработкой такой системы займется ФПА. Правила предоставления статуса адвоката как в упрощенном порядке, так и в общем предстоит унифицировать, сделать максимально прозрачными и публичными. Их должны будут совместно утвердить ФПА и Минюст. Вопрос с уплатой взносов при вступлении в адвокатуру тоже предстоит упростить. Разработчики документа предлагают установить единый необременительный размер таких сумм.

В перспективе планируется предусмотреть преференции для адвокатских образований, которые оказывают помощь pro bono. В частности, наличие такой практики у адвокатов могут сделать обязательным условием для участия в гостендерах на оказание юруслуг. Число адвокатов будет стремительно расти, поэтому ФПА в 2019 году придется создать все условия для эффективной и системной работы квалификационных комиссий адвокатских палат субъектов РФ.

Финальный аккорд: сроки могут продлить

Последний этап реализации Концепции собираются провести за 3 года – с 2020 по 2022 год. За это время собираются принять в адвокатуру в упрощенном порядке всех желающих, которые отвечают заявленным требованиям. С 1 января 2023 года представительство во всех судах вправе будут осуществлять только адвокаты, а также госслужащие, муниципальные служащие, инхаусы в интересах своих компаний, законные представители, руководители организаций и НКО.

Кроме того, с этой же даты только адвокаты и адвокатские образования смогут оказывать юридическую помощь в РФ на возмездной основе. Всем юркомпаниям придется до этого времени привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами Закона об адвокатуре, и получить статус адвокатских образований.

Во время третьего этапа ФПА и Минюст будут вести мониторинг тех результатов, которые удалось достичь с 2018 по 2020 год в процессе реализации поставленных задач:

  • Установить число лиц, которые получили статус адвоката в упрощенном порядке, уточнить динамику увеличения численности адвокатского сообщества;
  • Оценить доступность адвокатских услуг для всех категорий граждан в денежном эквиваленте;
  • Подсчитать число вновь зарегистрированных адвокатских образований
    и их организационно-правовые формы;
  • Узнать число адвокатов, которые заключили трудовые договоры с адвокатскими образованиями;
  • Выявить проблемы правоприменения, которые возникли при реализации Концепции.

Если в ходе мониторинга выяснится, что к 1 января 2023 года численность адвокатов не обеспечивает потребностей граждан и организаций в получении квалифицированной юрпомощи либо имеются иные проблемные аспекты, то срок третьего этапа реализации концепции могут увеличить.

Тем временем сегодня Законодательный комитет Госдумы по итогам своего заседания рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который предлагает альтернативные правила представительства для юристов в российских судах (см. “Представителей в судах обяжут иметь высшее юридическое образование”). Его автором является депутат Госдумы, председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

О законопроекте

Его идея состоит в том, чтобы прописать в законе требования о наличии специального образования у тех, кто хочет представлять чьи-либо интересы в суде. При этом представитель гражданина или организации должен иметь присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности или получить образование по программе с государственной аккредитацией. К иностранным гражданам законопроект предъявляет точно такие же требования.

Если проект примут, то в АПК вместо слов «иные лица» появится такое уточнение: «дееспособные граждане, имеющие высшее юридическое образование, полученное по имеющей российскую государственную аккредитацию образовательной программе, либо присвоенную в Российской Федерации ученую степень по юридической специальности, либо имеющие юридическое образование, полученное за рубежом, и сдавшие профессиональный экзамен по юридической специальности в общероссийской общественной организации граждан, которые имеют юридическое образование». Такую же норму пропишут в ГПК и КАС.

Что касается компаний, то представителями смогут быть как российские организации, так и иностранные. Последние при этом будут обязаны иметь специальную аккредитацию от «общероссийской общественной организации, определяемой Правительством».

С текстом законопроекта № 273154-7 “Об осуществлении представительства сторон в судах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты” можно ознакомиться здесь.

«Адвокатская монополия» анонсирована

Опубликован проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи

24 октября на официальном сайте Министерства юстиции РФ размещен проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, разработка которого велась в течение нескольких лет. Как отмечает Минюст России, проект носит предварительный характер и может быть доработан с учетом предложений, высказанных в ходе его обсуждения. Документ предусматривает, что с 2023 г. оказанием юридической помощи, в том числе осуществлением представительства в суде, на возмездной основе смогут заниматься только адвокаты и адвокатские образования.

Проблемы, требующие решения

Как указано в документе, принятие Концепции обусловлено необходимостью повышения качества предоставления квалифицированной юридической помощи и надлежащего обеспечения конституционного права граждан на получение такой помощи.

Это предполагается сделать, устранив фрагментацию рынка профессиональной юридической помощи в России, которая привела к тому, что «правом предоставления юридических услуг обладает неограниченный круг лиц, к одной части которых применяется ряд специальных требований, а другие находятся в условиях минимального правового регулирования».

Сфера юридических услуг в России, как указывается в документе, представлена двумя основными группами участников, разделенных по регуляторному критерию: адвокаты, оказывающие квалифицированную юридическую помощь в порядке, предусмотренном Законом об адвокатуре, и иные участники рынка, не обладающие адвокатским статусом и предоставляющие юридические услуги неограниченному кругу лиц. В качестве отдельной категории выделяются корпоративные юристы, патентные поверенные, нотариусы, аудиторы и государственные служащие.

При этом подчеркивается, что только к адвокатской деятельности предъявляются установленные Законом об адвокатуре и Кодексом профессиональной этики адвоката требования к ее осуществлению. Правила допуска к предоставлению юридических услуг и квалификационные требования для второй группы участников не установлены.

«Отсутствие специального нормативного правового регулирования деятельности лиц, предоставляющих юридические услуги вне установленных требований к качеству таких услуг и правил их предоставления, лишает государство возможности предпринимать какие-либо меры, направленные на санацию рынка путем исключения из него недобросовестных участников в целях предупреждения нарушения конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи», – отмечается в документе.

Другой проблемой, требующей разрешения, отмечается в документе, является отсутствие должного регулирования адвокатской деятельности. «Конфигурация действующего Закона об адвокатуре, разработанного в начале 2000-х годов, не полностью синхронизирована с современными потребностями рынка юридических услуг и не создает оптимальных условий для пополнения адвокатского сообщества высокопрофессиональными юристами, практикующими в нерегулируемой части рынка, даже несмотря на такие дополнительные преференции статуса, как адвокатская тайна и право на адвокатский запрос», – отмечает Минюст.

Основной задачей Концепции, по мнению Минюста, является формирование единой правовой основы предоставления юридических услуг, предполагающей: повышение уровня правовой защиты получателей юридических услуг; совершенствование института адвокатуры, в том числе путем устранения ограничений, затрудняющих организацию эффективной адвокатской деятельности; создание условий для недопущения низкоквалифицированных юристов к оказанию юридических услуг, условий исключения из профессии недобросовестных консультантов; создание системы профессиональной правовой помощи, отвечающей общепризнанным международным стандартам, и формирование условий для интеграции институциональной среды адвокатуры в мировое правовое пространство.

В тексте Концепции отражен краткий правовой анализ международного опыта регулирования профессиональной юридической помощи. В подавляющем большинстве стран с развитыми правовыми системами оказывать профессиональную юридическую помощь вправе лица, обладающие специальным правовым статусом (адвоката, барристера, солиситора и иных); предъявляются строгие требования к претендентам на получение статуса адвоката; установлены требования к адвокатам, связанные с регулярным повышением и подтверждением квалификации; применяются меры дисциплинарной ответственности по отношению к адвокатам, нарушающим обязательства перед клиентами и не соблюдающим законодательство об адвокатской деятельности, профессиональные и этические стандарты; во многих случаях законодательством об адвокатуре предусмотрено обязательное страхование профессиональной деятельности адвокатов; применяется гибкий подход к вопросу выбора форм ведения совместной деятельности; существует возможность заключения адвокатами трудовых договоров при одновременном установлении специальных норм, гарантирующих такие общие принципы организации и деятельности адвокатуры, как независимость, самоуправление и корпоративность.

При выработке возможных вариантов упорядочения системы оказания профессиональной юридической помощи рассматривались два основных сценария: введение института саморегулирования части рынка, для которой правила предоставления юридических услуг не установлены, или объединение всех участников рынка на площадке модернизированной адвокатуры.

Однако анализ показал, что первый вариант для достижения целей Концепции является преждевременным. В частности, к возможным отрицательным последствиям первой модели отнесены создание двойных профессиональных и этических стандартов однородной по своему содержанию деятельности, неэффективное исполнение своих функций саморегулируемыми организациями и, как следствие, допуск на рынок участников, только формально отвечающих установленным требованиям.

«На сегодняшний день только адвокатская деятельность обладает установленными Законом об адвокатуре и Кодексом едиными требованиями к претендентам на допуск к оказанию квалифицированной юридической помощи, нормами и этическими правилами осуществления такой деятельности, механизмами дисциплинарной ответственности. Одновременно в целях обеспечения исполнения адвокатом возложенных на него обязанностей и реализации предоставленных ему полномочий законом установлен ряд гарантий адвокатской деятельности», – подчеркивается в Концепции.

Принимая во внимание, что ведение дел в судах требует наивысшей квалификации юристов, в том числе с точки зрения рисков наступления для получателей юридических услуг процессуально оформленных негативных последствий деятельности их представителей, Минюст считает, что следует установить правило, в соответствии с которым правом судебного представительства будут наделены только лица, обладающие статусом адвоката. Правом предоставления юридических услуг на возмездной основе в целом в перспективе следует наделить только адвокатов и адвокатские образования.

В Концепции подчеркивается, что положения проектируемых в ее рамках нормативных правовых актов не будут распространяться на юристов, осуществляющих профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических подразделений организаций. Также будет рассмотрен вопрос о сохранении права судебного представительства для лиц, являющихся близкими родственниками представляемого. Судебное представительство также продолжат осуществлять лица, являющиеся законными представителями граждан, руководителями организаций. Право оказания юридической помощи сохранят и участники государственной системы бесплатной юридической помощи, а также некоммерческие организации, оказывающие юридическую помощь на безвозмездной основе.

Механизмы реализации Концепции

В связи с вышесказанным предлагается внести ряд значимых изменений в законодательство об адвокатуре, результатом которых с учетом предоставления исключительного права судебного представительства адвокатам (с изъятиями, предусмотренными Концепцией) должен стать переход значительной части практикующих юристов в модернизированную адвокатуру.

Концепция предусматривает создание возможности работы адвоката по трудовому договору с адвокатским образованием и найма адвокатом адвоката при общем соблюдении гарантий независимости и самостоятельности деятельности адвокатов.

Реализация Концепции предполагает расширение организационно-правовых форм адвокатских образований путем создания коммерческих корпоративных форм ведения адвокатской деятельности. «Это позволит, с одной стороны, обеспечить реализацию адвокатом публично-правового компонента в качестве особого субъекта, осуществляющего функцию по защите прав, свобод и интересов физических и юридических лиц, и, с другой стороны, предоставит оптимальные возможности для ведения деятельности с использованием организационно-правовых форм, отражающих современные реалии и запросы разных категорий потенциальных клиентов», – поясняется в документе.

Читайте также:  Квалификационный экзамен на статус адвоката

В целях обеспечения высокого качества оказываемой юридической помощи предполагается в законодательстве об адвокатуре и адвокатской деятельности в дополнение к норме об обязанности адвоката повышать свою квалификацию установить ответственность за ее неисполнение. В качестве механизма такой ответственности предлагается предусмотреть возможность адвокатской палаты субъекта приостановить статус адвоката, а в случае неоднократного нарушения – прекратить его.

Также предлагается введение специализации в адвокатской деятельности. Это обусловлено, в частности, потребностью многих юристов в избрании определенной отрасли права в качестве основной или единственной профессиональной практики. Предполагается, что адвокат, получивший звание специализированного, будет получать соответствующий сертификат от адвокатской палаты, при этом он сохранит право практиковать в качестве адвоката общего профиля.

Минюст назвал вызывающими критику и требующими обсуждения положения Закона об адвокатуре, в соответствии с которыми статус адвоката могут приобрести лица, ранее судимые за совершение умышленных преступлений.

В Концепции также отмечено, что при подготовке изменений следует обеспечить условия и установить сроки для разработки и утверждения стандартов оказания квалифицированной юридической помощи и других стандартов адвокатской деятельности. «Введение стандартов должно быть обеспечено нормами, обязывающими адвокатов к их соблюдению, и синхронизацией таких норм с инструментами дисциплинарной ответственности адвокатов за их нарушение», – подчеркнуто в документе.

Кроме того, Минюст отметил, что необходимо возобновить работу, связанную с рассмотрением вопроса о введении обязательного страхования рисков профессиональной ответственности адвокатов и адвокатских образований, в целях защиты интересов самих адвокатов (адвокатских образований) и их доверителей.

Помимо изменения положений Закона об адвокатской деятельности и ТК РФ, реализация Концепции предполагает и иные поправки в законодательство. Предусматриваются корректировки в НК РФ, связанные с уточнением налогообложения коммерческих форм адвокатских образований и адвокатов.

В связи с введением в 2023 г. исключительного права адвокатов на судебное представительство необходимо внесение изменений в ГПК РФ, АПК РФ, КАС РФ и КоАП РФ. Одновременно необходимо внесение изменений в процессуальное законодательство по вопросу допуска к судебному представительству корпоративных юристов и иных категорий лиц, на которых не распространяется планируемое реформирование.

«Законодательное закрепление правила, в соответствии с которым правом предоставления юридических услуг будут наделены только адвокаты (с учетом изъятий, предусмотренных Концепцией), потребует разработки норм, устанавливающих ответственность за его нарушение. При этом санкционные механизмы должны предусматривать ответственность как физических, так и юридических лиц», – уточняется в документе.

Отдельно в Концепции поднимается тема деятельности в России международных юридических фирм и иностранных юристов и адвокатов.

Отмечается, что при создании новых стандартов регулирования юридической профессии не предлагается запрещать или ограничивать право российских клиентов заключить договор с иностранной юридической фирмой об оказании юридических услуг за границей для целей получения юридической помощи по иностранному праву: «Речь идет лишь об упорядочении их деятельности в России – о создании единого профессионального стандарта для оказания юридической помощи, причем на принципах взаимности и без нарушения обязательств Российской Федерации перед Всемирной торговой организацией».

Предполагается, что осуществление адвокатской и иной деятельности по оказанию юридической помощи лицами, являющимися адвокатами или юристами иностранных государств, будет допускаться только при условии их регистрации в специальном реестре, который ведется Минюстом, и лишь по вопросам права данного иностранного государства, при соблюдении принципа взаимности. Предоставление возможности иностранному гражданину получить статус адвоката в России не исключается.

При этом в Концепции указано, что с определенного момента юридические услуги по вопросам российского права на территории Российской Федерации смогут предоставлять только те организации, которые зарегистрированы в соответствии с российским законодательством в качестве юридических лиц, являющихся адвокатскими образованиями. Причем прямая или косвенная подконтрольность таких адвокатских образований иностранным лицам должна быть исключена, в частности путем установления ограничений по субъектному составу участников адвокатских образований.

Этапы реализации Концепции

Учитывая масштабность реформы, предполагается, что реализация Концепции будет проходить поэтапно, причем таким образом, чтобы была обеспечена «непрерывность оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям».

Первый этап рассчитан на 2018 г., в течение которого должны быть разработаны нормативные правовые акты о новых формах адвокатских образований и возможности работы адвокатов по трудовому договору, детализирован режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований; обеспечены возможность использования адвокатскими образованиями средств индивидуализации и возможность участия в государственных закупках.

Также должны быть введены правила относительно деятельности юристов и адвокатов иностранных государств на территории России и порядка получения ими адвокатского статуса в Российской Федерации. Должен быть введен запрет на прямой или косвенный контроль иностранных лиц над адвокатскими образованиями.

Также на первом этапе реализации Концепции в целях укрепления статуса адвоката предполагается при участии Федеральной палаты адвокатов РФ разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения оказания адвокатами бесплатной юридической помощи в целях оплаты их труда в рамках Закона о бесплатной юридической помощи.

На втором этапе, намеченном на 2019 г., предусматривается разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру, а также осуществление оценки реализации первого этапа Концепции в целях прогнозирования готовности перехода к третьему этапу. При этом упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 г. для лиц, соответствующих общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечающих ряду дополнительных критериев.

В тексте проекта указано, что на лиц, получивших статус адвоката в упрощенном порядке, в переходный период не должно распространяться требование, предусмотренное п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 22 Закона об адвокатуре, о необходимости наличия стажа адвокатской деятельности не менее пяти лет у адвоката, учреждающего адвокатский кабинет, либо не менее чем у двух адвокатов, учреждающих коллегию адвокатов. Кроме того, при предоставлении статуса адвоката в упрощенном порядке должны быть отменены взносы (или установлен их необременительный единый размер), уплачиваемые претендентами целевым образом при вступлении в адвокатуру, поскольку сохранение существующего порядка определения размера взносов создаст значительные препятствия при реализации Концепции.

Третий этап реализации Концепции рассчитан на 2020–2023 гг. В это время будет осуществляться прием в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь, в том числе в упрощенном порядке. К моменту окончания этапа должен быть обеспечен переход в адвокатуру всех заинтересованных представителей юридического сообщества.

С 1 января 2023 г. представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять только адвокаты (а также лица, указанные в разделе IV Концепции). Одновременно предусматривается, что с 1 января 2023 г. юридическую помощь в Российской Федерации на возмездной основе вправе будут оказывать только адвокаты и адвокатские образования.

Адвокатская монополия: за и против Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — В. В. Слепова, Р. А. Шарапова

В данной работе рассмотрен вопрос о необходимости введения адвокатской монополии в России, анализируется нормативно-правовая база, которая регулирует институт представительства . Выделяются положительные и отрицательные характеристики монополизации адвокатуры и даются рекомендации по её совершенствованию.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — В. В. Слепова, Р. А. Шарапова

ATTORNEY’S MONOPOLY: FOR AND AGAINST

This paper discusses the need for the introduction of legal monopoly in Russia, analyzes the legal framework that regulates the institution of representation . Positive and negative characteristics of the monopolization of the bar are highlighted and recommendations for its improvement are given.

Текст научной работы на тему «Адвокатская монополия: за и против»

АДВОКАТСКАЯ МОНОПОЛИЯ: ЗА И ПРОТИВ

В.В. Слепова, студент Р.А. Шарапова, студент

Научный руководитель: А.В. Фадеев, преподаватель Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

Аннотация. В данной работе рассмотрен вопрос о необходимости введения адвокатской монополии в России, анализируется нормативно-правовая база, которая регулирует институт представительства. Выделяются положительные и отрицательные характеристики монополизации адвокатуры и даются рекомендации по её совершенствованию.

Ключевые слова: адвокат, адвокатская монополия, представитель, представительство, право на юридическую помощь.

Институт адвокатуры является одним из важнейших институтов современного общества и до настоящего времени продолжает свое развитие и совершенствование. Ориентируясь на западную культуру в России, внедряется реформа законодательства, которая регулирует сферу оказания квалифицированной юридической помощи. Предлагается создать «адвокатскую монополию». Что же такое «адвокатская монополия» и нуждается ли Россия в ней?

Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 312 была утверждена Государственная программа «Юстиция» в связи с тем, что возник актуальный вопрос о качестве оказываемой юридической помощи, так как не всегда представителю доверителя в судебном процессе предъявляются требования к наличию высшего образования в сфере юриспруденции, а также наличия практического опыта [1]. Проблема адвокатской монополии в настоящее время не разрешена, несмотря на то, что прошло уже 4 года.

Предлагается, что данная реформа будет реализовываться в три этапа:

1. В 2018 году подразумевается внесение значительных изменений в ряд отдельных нормативно-правовых актов, которые регулируют институты представительства и адвокатуры. Для укрепления статуса адвоката с участием ФПА РФ разрабатываются предложения, обеспечи-

вающие эффективность адвокатской деятельности, а именно защита адвокатской тайны, развитие института адвокатского запроса.

2. В 2019 году планируется введение упрощённой процедуры перехода практикующих юристов в адвокатуру. Для этого им необходимо будет сдать экзамен на получение статуса адвоката по наиболее удобной процедуре, с наименьшей уплатой взноса.

3. С 1 января 2023 года начнется третий этап, в котором будет введена адвокатская монополия на предоставление платных услуг и представительство в судах.

Возможно, что переход к новому регулированию состоится позднее вышеуказанной даты. Так, по мнению эксперта, адвокатская монополия будет иметь своё существование при наличии трёх составляющих:

1. Во внимание будет приниматься численность адвокатов, необходим анализ возможности перехода юристов в адвокатуру в соответствии с новыми правилами.

2. Будет учитываться доступность для граждан адвокатских услуг. Возможно обязанностью по обобщению сведений о тарифах займутся адвокатские палаты.

3. Планируется выяснить мнение граждан о необходимости введения данного института путём социологического опроса.

Главной особенностью нововведения должно стать доверие к реформе, потому что преимущества реформы коснутся доверителей, которые ожидают получения квалифицированной юридической помощи. В первую очередь данная программа важна для государства и общества, нежели адвокатуры.

По мнению советник ФПА РФ Василия Раудина: «Реформу можно назвать ограниченной адвокатской монополией, так как таких лиц, как государственных и муниципальных служащих, участников государственной системы бесплатной юридической помощи, законных представителей граждан, нотариусов, руководителей организаций, юристов-инхаусов, а также некоммерческих организаций, которые зарегистрированы в установленном законом порядке и оказывают безвозмездную юридическую помощь в соответствии с целями создания, данная программа не затронет».

Реализация концепции должна основываться на следующих принципах:

– непрерывное оказание адвокатских услуг;

– комфортный переход юристов, не обладающие статусом адвоката, а также для перехода юридических организаций в адвокатское образование;

– создание правовых и организационных условий для утверждения и разработки единых стандартов предоставления квалифицированных юридических услуг.

Под адвокатской монополией понимается объединение профессионалов для оказания квалифицированной юридической помощи по единому стандарту [2]. Её введение совсем не преследует цели ограничение круга лиц, которые имеют право оказывать юридическую помощь. Наиболее значимыми задачами данного института является обеспечение равного доступа к юридическим услугам высокого качества, повышение уровня правовой культуры граждан, а также повышение эффективности деятельности судов и правоохранительных органов.

Главным различием представительства и адвокатуры является то, что представительство в суде вправе осуществлять лю-

бые лица независимо от образования, моральных качеств и практического опыта, а адвокаты призваны участвовать в отправлении правосудия и оказывать профессиональную квалифицированную правовую помощь, и обязательным условием которой является наличие высшего юридического образования.

Если обратиться к нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), то в ст. 48 установлено, что граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Требования к представителю, указанные в ст. 48-53 ГПК РФ, заключаются в том, что он должен быть дееспособным лицом, имеющим надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела [3]. Таким образом, в гражданском процессе представителями могут быть юристы, не получившие статус адвоката, лица без высшего юридического образования, а также лица без какого-либо образования [4].

Приступая к выявлению положительных и отрицательных сторон, можно выделить следующие преимущества адвокатской монополии:

– осуществление функций защиты и представительства, предоставление правовой помощи адвокатами;

– осуществление адвокатской деятельности на основании правил и стандартов, которые установлены законодательством РФ;

– наличие гарантий адвокатской деятельности;

– предоставление бесплатной квалифицированной юридической помощи [5].

Позиция противников «адвокатской монополии» основывается на следующих доводах:

Читайте также:  Гонорары успеха, борьба с карманными адвокатами и иные изменения законодательства об адвокатуре

– нарушение прав человека на защиту в ограничении права на выбор себе представителя, предусмотренных Конституцией РФ;

– недостаточность количества адвокатов в России для удовлетворения потребностей граждан, которым необходима квалифицированная юридическая помощь;

– высокий уровень налогов и сборов, которые должны уплачивать адвокаты;

– высокая оплачиваемость юридических услуг;

– значительное количество случаев оказания некачественной юридической помощи;

– размер взноса при сдаче экзамена на получение статуса адвоката слишком велик.

Существует такая точка зрения противников адвокатской монополи, что введение адвокатской монополии не решит тех проблем, которые сейчас актуальны, а именно адвокатская монополия не станет способом обеспечения высокого уровня юридической помощи [6]. Она лишь может привести к монополизации рынка, повысить стоимость правовых услуг и снизить уровень доступности, тем самым понизив качество работ. Юристы, не имеющие статус адвоката, не смогут быть представителями в судебном процессе, то есть

ституции РФ, право на получение квалифицированной юридической помощи. Таким образом, законодатель должен обратить внимание на иные способы повышения уровня защиты интересов граждан. В данный момент Россия не готова для такой полномасштабной реформы.

Таким образом, монополизация адвокатской деятельности может повысить качество юридической помощи, так как речь идёт не о тотальной монополии, а лишь об ограничениях в некоторой её форме. Необходимо более тщательно проработать внедряемую программу, в составлении которой должны участвовать практикующие адвокаты, члены судейского сообщества, представители Министерства юстиции с привлечением зарубежного опыта, что приведёт к достижению консенсуса в дискуссии о введении адвокатской монополии и поспособствует принятию рационального, эффективного, хорошо проработанного итогового решения по данной проблеме.

нарушается, гарантированное ст. 48 Кон-

1. Панченко В.Ю. О стратегии развития системы юридической помощи в государственной программе «Юстиция» // Юридическая техника. 2015. № 9. С. 533-538.

2. Берсенева Т. Вместо адвокатской монополии – адвокатская справедливость // Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2015. № 2. С. 256-260.

3. Казиханова С.С. Некоторые вопросы применения статьи 50 ГПК РФ о представителях, назначаемых судом // Актуальные проблемы российского права. 2015. №1. С. 100106.

4. Шапран Н.В., Панченко В.Ю. Ещё раз об адвокатской монополии // Проблемы обеспечения, реализации, защиты конституционных прав и свобод человека. 2015. №4. С. 414419.

5. Бакаянова Н.М. О перспективах адвокатской монополии // Вопросы современной юриспруденции. 2015. №54-55. С. 134-140.

6. Вайнермен Ф.В. К вопросу о понятии адвокатской монополии и о праве на её существование в российском законодательстве // Юридический вестник Самарского университета. 2017. С. 99-105.

ATTORNEY’S MONOPOLY: FOR AND AGAINST

V.V. Slepova, student R.A. Sharapova, student Supervisor: A.V. Fadeev, lecturer Samara state university of economics (Russia, Samara)

Abstract. This paper discusses the needfor the introduction of legal monopoly in Russia, analyzes the legal framework that regulates the institution of representation. Positive and negative characteristics of the monopolization of the bar are highlighted and recommendations for its improvement are given.

Keywords: lawyer, lawyer monopoly, representative, representation, right to legal assistance.

АДВОКАТСКАЯ МОНОПОЛИЯ

магистрант, кафедра уголовного права, процесса и криминалистики НЮИ (ф) ТГУ,

РФ, г. Новосибирск

доцент кафедры уголовного права, процесса и криминалистики НЮИ (ф) ТГУ,

РФ, г. Новосибирск

24 октября 2017 года на официальном сайте Министерства юстиции РФ был размещен проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи (далее – Концепция), разработка которого велась в течение нескольких лет. Впервые об этом заговорили еще в 2000х годах. Как отмечает Минюст России, проект носит предварительный характер и может быть доработан с учетом предложений, высказанных в ходе его обсуждения. Документ предусматривает, что с 2023 г. оказанием юридической помощи, в том числе осуществлением представительства в суде, на возмездной основе смогут заниматься только адвокаты и адвокатские образования. Также разрабатывается проект Федерального закона «О квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации». Ранее уточнялось, что данные нововведения могут вступить в силу уже с 2017 года. Однако пока так называемая «адвокатская монополия» остается на уровне проекта [6].

Суть указанных выше изменений сводится к следующему: после вступления в силу Концепции профессионально оказывать юридические услуги смогут только юристы, официально допущенные к данному виду деятельности по результатам сдачи экзамена и присвоения статуса адвоката, а также нотариусы, патентные поверенные, кандидаты и доктора юридических наук.

Частнопрактикующие юристы – руководители юридических организаций и их заместители – индивидуальные предприниматели в течение шести месяцев после вступления в силу предусмотренного государственной программой закона о профессиональной юридической помощи, смогут принести присягу адвоката без прохождения квалификационного экзамена.

Предлагается предусмотреть также отдельный экзамен для частнопрактикующих юристов, имеющих стаж работы по юридической специальности более пяти лет. Это упрощенный экзамен, который будет сводиться к проверке знаний кандидатов в адвокаты Закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” и Кодекса профессиональной этики адвоката.

Юридическое образование для будущих адвокатов по-прежнему останется обязательным критерием. При этом соискатель должен иметь уровень образования не ниже специалиста. Бакалаврам надлежит окончить магистратуру по правовой специальности (это интересный момент, т. к. сейчас бакалавриат считается законченным высшим юридическим образованием, но с введением Концепции фактически имея диплом бакалавра работа по юридической специальности станет невозможной).

Юристы государственных органов и юристы предприятий смогут осуществлять представительство в суде только в отношении доверителя – работодателя.

Существующие юридические фирмы будут реорганизованы в адвокатские партнерства, состоящие из партнеров и ассоциированных членов, отношения между которыми будут выстраиваться на основе трудового договора.

Предлагается разрешить заключать соглашения об оказании правовой помощи не только от имени адвоката, но и от адвокатского образования.

Эти положения нацелены на то, чтобы максимально приблизить новые условия работы в правовом бизнесе к привычным для бывших юрисконсультов.

Что касается целей, которые преследует законодатель, то здесь все достаточно прозрачно: государство хочет превратить работу по оказанию юридической помощи в высококвалифицированную услугу. Необходимость этого, с одной стороны, очевидна, т. к. в настоящее время представлять интересы доверителя в суде может кто угодно, даже тот, у кого нет юридического образования. Таким образом, престиж юридической деятельности падает. Ведь никто не доверит свое здоровье якобы врачу, но без медицинского образования, в то время как некоторые доверяют «юристу», не имеющему специальных знаний, защищать свои интересы в суде.

Не смотря на эти факты, принятие нормативно-правовых актов, регулирующих юридическую деятельность, подвергается критике со стороны юридического сообщества. Юридическая общественность считает, что с введением адвокатской монополии перед обычным юрисконсультом встает выбор: либо продолжать свою деятельность в качестве адвоката, либо уходить из профессии.

В настоящий момент адвокатская монополия существует в уголовном судопроизводстве. При введении повсеместной обязанности юристам становится адвокатами, рынок адвокатских услуг будет перенасыщен, т. к. на одного клиента будет приходится около десяти адвокатов, а это неизбежно приведет к демпингу и сокращению адвокатских гонораров.

Помимо этого, Концепция предполагает наличие коммерческих моделей адвокатских образований (по аналогии с ООО и АО). Заместитель министра юстиции РФ Д. Новак прямо упоминает о том, что коммерческие формы адвокатских образований могут быть объектом инвестиций со стороны лиц, не являющихся адвокатами [5]. То есть со стороны чистого бизнеса. То есть фактически, рынок адвокатских услуг сам рискует стать бизнесом. Идее использования в адвокатуре коммерческих организационных форм присущи существенное увеличение цен на услуги для населения и одновременно уменьшение гонорара адвоката. Гонорар адвоката, привлекаемого к работе в коммерческой фирме по трудовому договору (а трудовой договор с адвокатом – это важнейший, едва ли не основной элемент Концепции), будет включать в себя изначально закладываемую прибыль коммерческого субъекта, на которого он работает. А значит, цена юридической услуги для гражданина будет иметь тенденцию к росту, а «очищенный от прибыли» гонорар адвоката – к падению.

Возникает еще одна проблема. Если сейчас адвокат, лишенный адвокатского статуса по каким-либо причинам, может потом работать в профессии в качестве обычного юриста, то с введением адвокатской монополии ему придется переквалифицироваться в другую профессию.

Регулирование сферы юридических услуг может проходить двумя путями – либо через расширение адвокатской монополии (т. е. ее введение во всех формах судопроизводства, а не только в уголовном), либо через создание альтернативной формы, например, когда всех судебных представителей обяжут иметь диплом о высшем юридическом образовании. Безусловно, сфера юридических услуг должна каким-то образом регулироваться, но каким именно – зависит от политического капитала заинтересованных лиц. На сегодняшний момент «победил» первый вариант, и именно его взял за основу Минюст, но второй вариант, строго говоря, не является невозможным.

Можно вспомнить неудачную попытку введения адвокатской монополии в арбитражном процессе в 2000-х гг. Соответствующие положения были закреплены в начальной редакции Арбитражного процессуального кодекса, но отменены после решения Конституционного суда, который указал, что такое ограничение нарушает конституционное право на юридическую помощь [4]. С другой стороны, есть пример недавних изменений в административном судопроизводстве. С принятием в 2015 г. Кодекса административного судопроизводства юрист для участия в административном процессе теперь обязан предъявить диплом о высшем юридическом образовании [2]. Аналогичную ситуацию можно представить и в отношении других форм судопроизводства. Правда, проблема с этим вариантом развития событий состоит в качестве юридического образования во многих вузах, которое не всегда будет гарантировать достойный уровень представителя. Фактически, наличие диплома — это не гарантия успешного разрешения дела.

Обсуждаемая концепция достаточно радикальна. Однако, исходя из того, что реформа достаточно масштабна, ее воплощение в жизнь предполагается несколькими этапами. Также предполагается, что введение в действие Концепции не должно препятствовать «непрерывности оказания квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям».

Первый этап рассчитан на 2018 г., в течение которого должны быть разработаны нормативные правовые акты о новых формах адвокатских образований и возможности работы адвокатов по трудовому договору, детализирован режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований; обеспечены возможность использования адвокатскими образованиями средств индивидуализации и возможность участия в государственных закупках.

Также на первом этапе реализации Концепции в целях укрепления статуса адвоката предполагается при участии Федеральной палаты адвокатов РФ разработать предложения, которые будут обеспечивать повышение эффективности адвокатской деятельности: дальнейшее развитие института адвокатского запроса, защиты адвокатской тайны, упрощение процедур подтверждения оказания адвокатами бесплатной юридической помощи в целях оплаты их труда в рамках Закона о бесплатной юридической помощи.

На втором этапе, намеченном на 2019 г., предусматривается разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру, а также осуществление оценки реализации первого этапа Концепции в целях прогнозирования готовности перехода к третьему этапу. При этом упрощенный порядок будет действовать в переходный период до 1 января 2023 г. для лиц, соответствующих общим требованиям Закона об адвокатуре и одновременно отвечающих ряду дополнительных критериев.

В тексте проекта указано, что на лиц, получивших статус адвоката в упрощенном порядке, в переходный период не должно распространяться требование, предусмотренное п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 22 Закона об адвокатуре, о необходимости наличия стажа адвокатской деятельности не менее пяти лет у адвоката, учреждающего адвокатский кабинет, либо не менее чем у двух адвокатов, учреждающих коллегию адвокатов. Кроме того, при предоставлении статуса адвоката в упрощенном порядке должны быть отменены взносы (или установлен их необременительный единый размер), уплачиваемые претендентами целевым образом при вступлении в адвокатуру, поскольку сохранение существующего порядка определения размера взносов создаст значительные препятствия при реализации Концепции.

Третий этап реализации Концепции рассчитан на 2020–2023 гг. В это время будет осуществляться прием в адвокатуру лиц, оказывающих юридическую помощь, в том числе в упрощенном порядке. К моменту окончания этапа должен быть обеспечен переход в адвокатуру всех заинтересованных представителей юридического сообщества.

С 1 января 2023 г. представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять только адвокаты. Одновременно предусматривается, что с 1 января 2023 г. юридическую помощь в Российской Федерации на возмездной основе вправе будут оказывать только адвокаты и адвокатские образования [7].

Таким образом, в РФ планируется плавный переход на адвокатскую монополию. То есть сделаны некоторые послабления для тех, кто в настоящий момент занимается юридической деятельностью, но не имеет статуса адвоката. Сама по себе идея хорошая, т. к. рынок оказания юридических услуг должен быть квалифицированным, однако, законодателям стоит задуматься, почему, имея благие намерения при внесении такой законодательной инициативы, юристы и даже сами адвокаты подвергают жесткой критике такие нововведения.

Не так давно на информационном портале «Право.Ru» были проведено голосование по вопросам введения Концепции в действие, в котором приняли участие около 24 тысячи человек, что позволяет говорить о неплохой репрезентативности нового закона. Однако, за введение адвокатской монополии высказались лишь 4 % от числа опрошенных [10]… Таким образом, эти результаты говорят о том, что Концепция требует тщательных доработок.

Ссылка на основную публикацию