Заместители начальников полиции получили право рассматривать дела об административных правонарушениях

Рассмотрение полицией дел об административных правонарушениях

Полномочия должностных лиц полиции по рассмотрению дел об административных правонарушениях

В соответствии со cm. 23.3. КоАП РФ органам внутренних дел (полиции) подведомственны дела о нарушениях в сфере:

  • (1) охраны окружающей природной среды (ст. 8.22, 8.23);
  • (2) контроля за охраной посевов, мест хранения и переработки наркотикосодержащих растений (ст. 10.4, 10.5);
  • (3) транспорта (ст. 11.1 (ч. 1, 3-5), 11.9, 11.14, 11.15, 11.17 (ч. 1-3), 11.23);
  • (4) дорожного движения (ст. 12.1 — 12.7, 12.9—12.34, 12.37);
  • (5) связи и информации (ст. 13.24);
  • (6) предпринимательской деятельности (ст. 14.4.1 (ч. 2), 14.16 (ч. 2.1,3), 14.26);
  • (7) порядка управления (ст. 19.2, 19.15, 19.22 (ч. 1) (в части регистрации автотранспортных средств), 19.24);
  • (8) общественного порядка и общественной безопасности (ст. 20.1, 20.8 (ч. 1, 3-5), 20.10-20.12, 20.14, 20.16, 20.17, 20.20 (ч. 1-3), 20.21, 20.23 (ч. 1), 20.24 (в отношении руководителей частных детективных и охранных предприятий)).

Подведомственность административных правонарушений, рассматриваемых должностными лицами ОВД, определяется, прежде всего, кругом их служебных функций, осуществляемых в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Рассмотрим подведомственность дел об административных правонарушениях на примере подразделения ГИБДД, которая является составной частью общей подведомственности дел ОВД (полиции), закрепленной в ст. 23.3 КоАП РФ.

ГИБДД осуществляет административно-юрисдикционную деятельность главным образом по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения, предусмотренных ст. 12.1 — 12.34 гл. 12 КоАП РФ. Рассмотрение дел, предусмотренных ст. 12.35—12.36, находится в исключительной компетенции судей.

Вместе с тем к подведомственности ГИБДД отнесены дела об административных правонарушениях:

  • (1) пользования (ст. 8.22 и 8.23);
  • (2) на транспорте (ст. 11.23);
  • (3) против порядка управления (ст. 19.22).

Рассмотрение дел об административных правонарушениях от имени ОВД осуществляют следующие категории сотрудников ГИБДД:

  • (1) начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель;
  • (2) сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание;
  • (3) государственные инспектора безопасности дорожного движения;
  • (4) государственные инспектора дорожного надзора.

Из числа сотрудников ГИБДД, наделенных административноюрисдикционными полномочиями, наибольшей компетенцией по рассмотрению дел об административных правонарушениях обладают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель. Эти субъекты административной юрисдикции вправе рассматривать дела обо всех административных правонарушениях, подведомственных ГИБДД.

В их компетенции также находится рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность:

  • (1) за выпуск должностными лицами в эксплуатацию автомобиля или другого механического транспортного средства, у которых содержание загрязняющих вешеств в выбросах либо уровень шума, производимых ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации (ст. 8.22);
  • (2) эксплуатацию гражданами транспортных средств с указанными в ст. 8.22 неисправностями (ст. 8.23);
  • (3) нарушение водителем транспортного средства, осуществляющим международную автомобильную перевозку, режима труда и отдыха (ст. 11.23);
  • (4) нарушение правил государственной регистрации транспортных средств, в случае если такая регистрация обязательна (ст. 19.22).

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в отличие от КоАП РСФСР в КоАП РФ широкими административно-юрисдикционными полномочиями наделены все сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание.

В полном объеме они наделены правом рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, в части изменения наказания в виде административного штрафа.

Административно-юрисдикционными полномочиями наделены также государственные инспектора безопасности дорожного движения, которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных пятью статьями КоАП РФ, устанавливающими административную ответственность за нарушения:

  • (1) в области охраны окружающей природной среды и природопользования:
  • (а) выпуск должностными лицами в эксплуатацию автомобиля или другого механического транспортного средства, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах либо уровень шума, производимых ими при работе, превышает нормативы, установленные государственными стандартами Российской Федерации (ст. 8.22);
  • (б) эксплуатация гражданами транспортных средств с указанными в ст. 8.22 неисправностями (ст. 8.23);
  • (2) в области дорожного движения:
  • (а) выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке, не прошедшего государственного технического осмотра, с заведомо подложными государственными регистрационными знаками или имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация (ст. 12.31);
  • (б) допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством (ст. 12.32);
  • (3) против порядка управления: нарушение правил государственной регистрации транспортных средств в случае, если такая регистрация обязательна, в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования (ст. 19.22).

Специфика задач, возложенных на государственных инспекторов дорожного надзора, определила и круг подведомственных им дел об административных правонарушениях, которые предусмотрены:

  • (1) за повреждение дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений (ст. 12.33);
  • (2 нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений (ст. 12.34). Наряду с сотрудниками ГИБДД дела об административных правонарушениях в области дорожного движения вправе рассматривать старшие участковые уполномоченные, участковые уполномоченные. Это дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.1, ч. 1 и 2 ст. 12.2, ст. 12.3 (за исключением случаев управления транспортным средством водителем, не имеющим при себе лицензионной карточки), ст. 12.22, 12.23, 12.28, ч. 1 и 2 ст. 12.29, ч. 1 ст. 12.30. Названные статьи и их части ранее были приведены в перечне статей, рассмотрение дел по которым отнесено к компетенции сотрудников ГИБДД, имеющих специальное звание. Иными словами, старшие участковые уполномоченные, участковые уполномоченные обладают частью компетенции, закрепленной за сотрудниками ГИБДД, имеющими специальное звание, исключительно на закрепленном за ними административном участке.

Статья 23.3. Органы внутренних дел (полиция)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 4-ФЗ в наименование статьи 23.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2011 г.

Статья 23.3. Органы внутренних дел (полиция)

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 23.3 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 27 июля 2020 г. – Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 219-ФЗ

Часть 1 изменена с 29 марта 2019 г. – Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 28-ФЗ

1. Органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьями 11.23, 12.1, частями 1-3 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, частью 3 статьи 12.4 (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), частями 1, 2 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 статьи 12.7, частями 2 – 6 и частью 7 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.9, частями 1 и 2 статьи 12.10, статьями 12.11-12.14, частями 1-4, частью 5 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.15, частями 1 – 3, частью 3.1 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 4, частью 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частями 6 и 7 статьи 12.16, статьями 12.17 – 12.21.2,12.22, 12.23, частями 1 и 2 статьи 12.25, частью 1 статьи 12.27, статьями 12.28 – 12.31, 12.31.1 (за исключением легковых такси), 12.32, 12.33, 12.36.1, 12.37, 13.24, частью 1 статьи 14.3.1 (в части привлечения к административной ответственности за распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков), частью 2 статьи 14.4.1, частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьей 14.26, частью 2 статьи 14.53, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 – 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.2, 19.8.3, 19.15 – 19.18, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), частями 1 и 2 статьи 19.24, статьей 19.27, частями 1 и 2 статьи 20.1, статьей 20.17, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23, статьей 20.24 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 27 июля 2020 г. – Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 219-ФЗ

Пункт 1 изменен с 29 марта 2019 г. – Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 28-ФЗ

1) начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, заместители начальников полиции (по охране общественного порядка), начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), статьей 13.24, частью 1 статьи 14.3.1 (в части привлечения к административной ответственности за распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков), частью 2 статьи 14.4.1, частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьей 14.26, частью 2 статьи 14.53, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 – 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.2, 19.8.3, 19.15 – 19.18, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), частями 1 и 2 статьи 19.24, статьей 19.27, частями 1 и 2 статьи 20.1, статьей 20.17, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23, статьей 20.24 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 2 изменен с 29 марта 2019 г. – Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 28-ФЗ

2) начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьями 13.24, 14.26, частью 2 статьи 14.53, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, частями 1 и 2 статьи 20.1, статьей 20.17, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 29 марта 2019 г. – Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 28-ФЗ

3) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьей 13.24, частью 2 статьи 14.53, частями 1 и 2 статьи 20.1, частью 1 статьи 20.20, статьей 20.21 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 274-ФЗ в пункт 4 части 2 статьи 23.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 15 ноября 2013 г.

4) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил, – об административных правонарушениях, совершенных на железнодорожном транспорте и предусмотренных статьей 6.24 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.14, 11.15, частями 1 и 2 статьи 11.17 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте), частью 2 статьи 14.53 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте) настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 27 июля 2020 г. – Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 219-ФЗ

Пункт 5 изменен с 8 июля 2018 г. – Федеральный закон от 27 июня 2018 г. N 154-ФЗ

5) начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, 11.23, 12.1, частями 1-3 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, частью 3 статьи 12.4 (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), частями 1, 2 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 статьи 12.7, частями 2 – 6 и частью 7 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.9, частями 1 и 2 статьи 12.10, статьями 12.11 – 12.14, частями 1 – 4, частью 5 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.15, частями 1-3, частью 3.1 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 4, частью 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частями 6 и 7 статьи 12.16, статьями 12.17 – 12.21.2,12.22, 12.23, частями 1 и 2 статьи 12.25, частью 1 статьи 12.27, статьями 12.28 – 12.31, 12.31.1 (за исключением легковых такси), 12.32, 12.33, 12.36.1, 12.37, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) настоящего Кодекса;

Читайте также:  Производство по делам об административных правонарушениях

Информация об изменениях:

Пункт 6 изменен с 27 июля 2020 г. – Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 219-ФЗ

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в пункт 6 части 2 статьи 23.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 92-ФЗ в пункт 7 части 2 статьи 23.3 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

7) старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, частями 1 и 2 статьи 12.31, статьями 12.32, 12.32.1, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 марта 2017 г. N 26-ФЗ в пункт 8 части 2 статьи 23.3 настоящего Кодекса внесены изменения

8) старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.33 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 29 марта 2019 г. – Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 28-ФЗ

9) старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 10.4, 10.5, 12.1, частями 1 и 2 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, статьями 19.2, 19.15, 19.15.1, 19.15.2, частями 1 и 2 статьи 19.24, частями 1 и 2 статьи 20.1, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 490-ФЗ в пункт 10 части 2 статьи 23.3 настоящего Кодекса внесены изменения

10) руководитель подразделения центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам миграции, его заместители – об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 – 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.8.3, 19.15 – 19.18, 19.27 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 490-ФЗ в пункт 11 части 2 статьи 23.3 настоящего Кодекса внесены изменения

11) руководители структурных подразделений по вопросам миграции территориальных органов, их заместители – об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 – 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.8.3, 19.15 – 19.18, 19.27 настоящего Кодекса;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ часть 2 статьи 23.3 настоящего Кодекса дополнена пунктом 12

12) руководители структурных подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов, их заместители – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.4, 10.5, частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 декабря 2015 г. N 378-ФЗ в часть 3 статьи 23.3 настоящего Кодекса внесены изменения

3. Должностные лица, указанные в пункте 3 части 2 настоящей статьи, вправе назначать административные наказания гражданам и должностным лицам в виде предупреждения или административного штрафа в размере до пяти тысяч рублей.

>
Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (полиции)

Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое в органах внутренних дел (полиции), является юрисдикционным производством. Это производство опосредствует правоохранительную деятельность органов внутренних дел. Его основная задача – процессуальное обеспечение применения мер государственного принуждения, в данном случае административных наказаний. Особенности производства по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (полиции) зависят от целого ряда факторов (полноты его содержания, временных, территориальных критериев, применения отдельных видов административных наказаний, различных категорий лиц, привлекаемых к административной ответственности и др.).

Производство по делам об административных правонарушениях в органах внутренних дел (полиции) полностью регулируется КоАП РФ (разд. IV) и является особым видом юрисдикционной деятельности органов внутренних дел, отличающимся набором специфических признаков. В своей совокупности признаки производства по делам об административных правонарушениях выражают особую природу и социальное назначение данного вида юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. Эти признаки помогают отграничивать производство по делам об административных правонарушениях от иных административных производств и иных сфер юрисдикционной деятельности органов внутренних дел.

Анализ КоАП РФ (гл. 23 “Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях”) показывает, что среди субъектов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, органы внутренних дел (полиция) занимают особое место. Это обусловлено тем, что они несут основную нагрузку в сфере правоохранительной деятельности государства. Органы внутренних дел, как и большинство других органов исполнительной власти, осуществляют производство по делам об административных правонарушениях наряду с иными задачами и функциями. Производство по делам об административных правонарушениях нс является главным, хотя, безусловно, занимает значительное место в административной деятельности органов внутренних дел.

Органам внутренних дел (полиции) подведомственен широкий круг дел об административных правонарушениях. Подведомственность служит основанием практической реализации административной юрисдикции органов внутренних дел, поскольку для того, чтобы разрешать конкретные дела об административных правонарушениях и применять по ним санкции (административные наказания), необходимо предварительно определить в законе сферу тех дел, которые подведомственны данному субъекту административной юрисдикции.

Анализ действующего административного законодательства (ст. 23.3 КоАП РФ) дает возможность определить, что административно-юрисдикционные полномочия органов внутренних дел осуществляются по следующим основным направлениям:

  • • административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6 КоАП РФ);
  • • административные правонарушения в сфере охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8 КоАП РФ);
  • • административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10 КоАП РФ);
  • • административные правонарушения на транспорте (гл. 11 КоАП РФ);
  • • административные правонарушения в области дорожного движения (гл. 12 КоАП РФ);
  • • административные правонарушения в области связи и информации (гл. 13 КоАП РФ);
  • • административные правонарушения в области защиты государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ (гл. 18 КоАП РФ);
  • • административные правонарушения против порядка управления (гл. 19 КоАП РФ);
  • • административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 20 КоАП РФ).

В рамках этих функциональных направлений и действуют охранительные, юрисдикционные полномочия органов внутренних дел.

Дела об административных правонарушениях от имени органов внутренних дел рассматривают:

  • • начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители; начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители;
  • • начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители;
  • • начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте; начальники линейных отделений (пунктов) полиции; другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил;
  • • начальник ГИБДД, его заместитель; начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения ГИБДД, его заместитель; командир полка (батальона, роты) ДПС, его заместитель;
  • • сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание (младшего и среднего начальствующего состава);
  • • старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции.

Такое распределение компетенции должностных лиц органов внутренних дел (полиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях обусловлено специализацией определенных категорий сотрудников органов внутренних дел по предупреждению и пресечению административных правонарушений. Специализация способствует не только более быстрому и эффективному рассмотрению дел об административных правонарушениях, но и более квалифицированному выяснению всех обстоятельств дела и исполнению административных наказаний.

Объем полномочий перечисленных должностных лиц органов внутренних дел определяется их должностным положением. Наибольшими полномочиями обладают начальники органов внутренних дел. Им подведомственна большая часть дел об административных правонарушениях, входящих в предмет административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел.

Административные органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП, рассматриваются в пределах полномочий, установленных КоАП:

– судьями (мировыми судьями);

– комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

– федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо н.п.а Президента или Правительства

-органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;

-государственными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, портового контроля, надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

– комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

– уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Компетенция судей определяется ф.к.з. от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», а мировых судей – также ф.з. от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации».

Судьями рассматриваются самые серьезные дела об административных правонарушениях, влекущие возможность применения, в частности, таких административных наказаний, как административное выдворение, административный арест, административный штраф и др.

Так, судьями рассматривается большинство административных правонарушений, посягающих на права граждан (гл. 5 КоАП), например, нарушение установленного законом порядка подсчета голосов (ст. 5.24), отказ в предоставлении отпуска для участия в выборах, референдуме (5.7.), также ряд других.

В сфере посягательств на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6), судьям подведомственны такие правонарушения, как потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.9), занятие проституцией (ст. 6.11)

И другие. (правонарушения в области охраны собственности, в области промышленности, строительства и энергетики, в области связи и информации и т.д)

Судьями районных судов рассматриваются дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации. Районный суд так же выступает в роли второй инстанции (рассматривает жалобы на постановления о назначении административного наказания мировыми судьями). В остальных случаях дела рассматриваются мировыми судьями.

Дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, рассматриваются судьями гарнизонных военных судов.

· Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Установлены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» . Комиссии образуются органами местного самоуправления

Районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают:

– дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними;

– дела о неисполнении родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст. 5.35); о нарушении порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот.. (ст. 5.36), а также других административных правонарушениях, посягающих на права несовершеннолетних

· Органы внутренних дел (полиция)

правонарушения в области дорожного движения , некоторые правонарушения против порядка управления (например, Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина и др.), правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (мелкое хулиганство, Незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия) и проч.

Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях и назначению административных наказаний согласно КоАП наделены должностные лица органов внутренних дел:

· начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции и их заместители;

· начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители

· начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции

· начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель

· сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание

· старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения

· старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора

· старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции

В пределах установленной компетенции дела об административных правонарушениях также рассматривают органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (федеральный и субъектов), таможенные органы, органы экспортного контроля, пограничные органы, военные комиссариаты, органы, осуществляющие государственный земельный надзор и др.

Читайте также:  Порядок обжалования постановления об административном правонарушении

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10054 – | 7823 – или читать все.

194.79.23.4 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Статья 23.3. Органы внутренних дел (полиция)

СТ 23.3 КоАП РФ

1. Органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьями 11.23, 12.1, частями 1-3 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, частью 3 статьи 12.4 (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), частями 1, 2 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 статьи 12.7, частями 2 – 6 и частью 7 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.9, частями 1 и 2 статьи 12.10, статьями 12.11-12.14, частями 1-4, частью 5 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.15, частями 1 – 3, частью 3.1 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 4, частью 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частями 6 и 7 статьи 12.16, статьями 12.17 – 12.21.2, статьей 12.21.3 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), статьями 12.22, 12.23, частями 1 и 2 статьи 12.25, частью 1 статьи 12.27, статьями 12.28 – 12.31, 12.31.1 (за исключением легковых такси), 12.32, 12.33, 12.36.1, 12.37, 13.24, частью 1 статьи 14.3.1 (в части привлечения к административной ответственности за распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков), частью 2 статьи 14.4.1, частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьей 14.26, частью 2 статьи 14.53, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 – 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.2, 19.8.3, 19.15 – 19.18, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), частями 1 и 2 статьи 19.24, статьей 19.27, частями 1 и 2 статьи 20.1, статьей 20.17, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23, статьей 20.24 настоящего Кодекса.

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

1) начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, заместители начальников полиции (по охране общественного порядка), начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), статьей 13.24, частью 1 статьи 14.3.1 (в части привлечения к административной ответственности за распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков), частью 2 статьи 14.4.1, частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьей 14.26, частью 2 статьи 14.53, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 – 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.2, 19.8.3, 19.15 – 19.18, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), частями 1 и 2 статьи 19.24, статьей 19.27, частями 1 и 2 статьи 20.1, статьей 20.17, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23, статьей 20.24 настоящего Кодекса;

2) начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьями 13.24, 14.26, частью 2 статьи 14.53, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, частями 1 и 2 статьи 20.1, статьей 20.17, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23 настоящего Кодекса;

3) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьей 13.24, частью 2 статьи 14.53, частями 1 и 2 статьи 20.1, частью 1 статьи 20.20, статьей 20.21 настоящего Кодекса;

4) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил, – об административных правонарушениях, совершенных на железнодорожном транспорте и предусмотренных статьей 6.24 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.14, 11.15, частями 1 и 2 статьи 11.17 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте), частью 2 статьи 14.53 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте) настоящего Кодекса;

5) начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, 11.23, 12.1, частями 1-3 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, частью 3 статьи 12.4 (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), частями 1, 2 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 статьи 12.7, частями 2 – 6 и частью 7 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.9, частями 1 и 2 статьи 12.10, статьями 12.11 – 12.14, частями 1 – 4, частью 5 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.15, частями 1-3, частью 3.1 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 4, частью 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частями 6 и 7 статьи 12.16, статьями 12.17 – 12.21.2,12.22, 12.23, частями 1 и 2 статьи 12.25, частью 1 статьи 12.27, статьями 12.28 – 12.31, 12.31.1 (за исключением легковых такси), 12.32, 12.33, 12.36.1, 12.37, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) настоящего Кодекса;

6) сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание, – об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.1, частью 1 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, частями 1 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 2, 3 и 6 статьи 12.9, частью 2 статьи 12.10, статьей 12.11, частями 1 и 2 статьи 12.12, статьями 12.13, 12.14, частями 1 – 3 статьи 12.15, частями 1, 2, 4, частью 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частями 6 и 7 статьи 12.16, частями 1-1.2 статьи 12.17, статьями 12.18 – 12.20, частью 1 статьи 12.21, статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, статьями 12.36.1, 12.37 настоящего Кодекса;

7) старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, частями 1 и 2 статьи 12.31, статьями 12.32, 12.32.1, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) настоящего Кодекса;

8) старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.33 настоящего Кодекса;

9) старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 10.4, 10.5, 12.1, частями 1 и 2 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, статьями 19.2, 19.15, 19.15.1, 19.15.2, частями 1 и 2 статьи 19.24, частями 1 и 2 статьи 20.1, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21 настоящего Кодекса;

10) руководитель подразделения центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам миграции, его заместители – об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 – 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.8.3, 19.15 – 19.18, 19.27 настоящего Кодекса;

11) руководители структурных подразделений по вопросам миграции территориальных органов, их заместители – об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 – 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.8.3, 19.15 – 19.18, 19.27 настоящего Кодекса;

12) руководители структурных подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов, их заместители – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.4, 10.5, частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса.

3. Должностные лица, указанные в пункте 3 части 2 настоящей статьи, вправе назначать административные наказания гражданам и должностным лицам в виде предупреждения или административного штрафа в размере до пяти тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 23.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает компетенцию органов внутренних дел (полиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 4 Закона о полиции полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел является МВД России.

Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 01.03.2011 N 248, МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел и органы управления внутренними войсками. Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ.

2. Часть 2 комментируемой статьи 23.3 КоАП РФ определяет категории должностных лиц органов внутренних дел (полиции), которые вправе рассматривать дела об административных правонарушениях. К ним относятся: начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители; начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители; начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции; начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил; начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель; сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание; старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения; старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора; старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции.

Однако начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания гражданам и должностным лицам в виде предупреждения или административного штрафа в размере до 2 тыс. руб. Учитывая данные ограничения, они вправе выносить определения о передаче соответствующих дел на рассмотрение другим должностным лицам, уполномоченным назначать административный штраф в большем размере, если он предусмотрен в санкции соответствующей статьи.

Статья 23.3. КоАП РФ. Органы внутренних дел (полиция)

Ст 23.3 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

1. Органы внутренних дел (полиция) рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьями 11.23, 12.1, частями 1 – 3 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, частью 3 статьи 12.4 (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), частями 1, 2 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 статьи 12.7, частями 2 – 6 и частью 7 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.9, частями 1 и 2 статьи 12.10, статьями 12.11 – 12.14, частями 1 – 4, частью 5 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.15, частями 1 – 3, частью 3.1 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 4, частью 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частями 6 и 7 статьи 12.16, статьями 12.17 – 12.21.2, 12.22, 12.23, частями 1 и 2 статьи 12.25, частью 1 статьи 12.27, статьями 12.28 – 12.31, 12.31.1 (за исключением легковых такси), 12.32, 12.33, 12.36.1, 12.37, 13.24, частью 1 статьи 14.3.1 (в части привлечения к административной ответственности за распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков), частью 2 статьи 14.4.1, частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьей 14.26, частью 2 статьи 14.53, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 – 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.2, 19.8.3, 19.15 – 19.18, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), частями 1 и 2 статьи 19.24, статьями 19.27, 20.1, 20.17, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23, статьей 20.24 настоящего Кодекса.

Читайте также:  Правительство представило Концепцию нового КоАП РФ

2. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе:

  • 1) начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, заместители начальников полиции (по охране общественного порядка), начальники территориальных отделов (отделений, пунктов) полиции, их заместители – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), статьей 13.24, частью 1 статьи 14.3.1 (в части привлечения к административной ответственности за распространение табачной продукции или табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков), частью 2 статьи 14.4.1, частями 2.1 и 3 статьи 14.16, статьей 14.26, частью 2 статьи 14.53, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 – 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.2, 19.8.3, 19.15 – 19.18, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования), частями 1 и 2 статьи 19.24, статьями 19.27, 20.1, 20.17, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23, статьей 20.24 настоящего Кодекса;
  • 2) начальники линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, их заместители – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьями 13.24, 14.26, частью 2 статьи 14.53, частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьями 20.1, 20.17, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21, частью 1 статьи 20.23 настоящего Кодекса;
  • 3) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.9, 11.14, 11.15, частью 1 статьи 11.15.1 (в части неисполнения гражданами требований по соблюдению транспортной безопасности), частями 1 и 2 статьи 11.17, статьей 13.24, частью 2 статьи 14.53, статьей 20.1, частью 1 статьи 20.20, статьей 20.21 настоящего Кодекса;
  • 4) начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил, – об административных правонарушениях, совершенных на железнодорожном транспорте и предусмотренных статьей 6.24 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте), частями 1, 3, 4 и 5 статьи 11.1, статьями 11.14, 11.15, частями 1 и 2 статьи 11.17 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте), частью 2 статьи 14.53 (за совершение нарушений на железнодорожном транспорте) настоящего Кодекса;
  • 5) начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, 11.23, 12.1, частями 1 – 3 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, частью 3 статьи 12.4 (за исключением случаев незаконного нанесения цветографической схемы легкового такси), частями 1, 2 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 1 и 3 статьи 12.7, частями 2 – 6 и частью 7 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.9, частями 1 и 2 статьи 12.10, статьями 12.11 – 12.14, частями 1 – 4, частью 5 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) статьи 12.15, частями 1 – 3, частью 3.1 (в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи), частью 4, частью 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частями 6 и 7 статьи 12.16, статьями 12.17 – 12.21.2, 12.22, 12.23, частями 1 и 2 статьи 12.25, частью 1 статьи 12.27, статьями 12.28 – 12.31, 12.31.1 (за исключением легковых такси), 12.32, 12.33, 12.36.1, 12.37, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) настоящего Кодекса;
  • 6) сотрудники государственной инспекции безопасности дорожного движения, имеющие специальное звание, – об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 12.1, частью 1 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, частями 1 и 3.1 статьи 12.5, статьей 12.6, частями 2, 3 и 6 статьи 12.9, частью 2 статьи 12.10, статьей 12.11, частями 1 и 2 статьи 12.12, статьями 12.13, 12.14, частями 1 – 3 статьи 12.15, частями 1, 2, 4, частью 5 (за исключением случаев, когда эти полномочия переданы в соответствии с частью 1 статьи 23.79 настоящего Кодекса), частями 6 и 7 статьи 12.16, частями 1 – 1.2 статьи 12.17, статьями 12.18 – 12.20, частью 1 статьи 12.21, статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, статьями 12.36.1, 12.37 настоящего Кодекса;
  • 7) старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.22, 8.23, частями 1 и 2 статьи 12.31, статьями 12.32, 12.32.1, частью 1 статьи 19.22 (в части регистрации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя более пятидесяти кубических сантиметров, имеющих максимальную конструктивную скорость более пятидесяти километров в час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования) настоящего Кодекса;
  • 8) старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.33 настоящего Кодекса;
  • 9) старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции – об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.24 (в части административных правонарушений, совершенных в общественных местах), статьями 10.4, 10.5, 12.1, частями 1 и 2 статьи 12.2, частями 1, 2, 3 статьи 12.3, статьями 12.22, 12.23, 12.28, частями 1 и 2 статьи 12.29, частью 1 статьи 12.30, статьями 19.2, 19.15, 19.15.1, 19.15.2, частями 1 и 2 статьи 19.24, статьей 20.1, частями 1 и 2 статьи 20.20, статьей 20.21 настоящего Кодекса;
  • 10) руководитель подразделения центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам миграции, его заместители – об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 – 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.8.3, 19.15 – 19.18, 19.27 настоящего Кодекса;
  • 11) руководители структурных подразделений по вопросам миграции территориальных органов, их заместители – об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2 и 3 статьи 18.8, статьей 18.9, частями 1 и 4 статьи 18.10, статьями 18.15 – 18.18, частью 1 статьи 18.19, статьями 18.20, 19.8.3, 19.15 – 19.18, 19.27 настоящего Кодекса;
  • 12) руководители структурных подразделений по контролю за оборотом наркотиков территориальных органов, их заместители – об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 10.4, 10.5, частью 2 статьи 20.20 настоящего Кодекса.

3. Должностные лица, указанные в пункте 3 части 2 настоящей статьи, вправе назначать административные наказания гражданам и должностным лицам в виде предупреждения или административного штрафа в размере до пяти тысяч рублей.

Комментарий к статье 23.3. КоАП РФ:

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает предметную компетенцию органов внутренних дел (полиции) по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

2. Федеральным законодательством понятие “орган внутренних дел” не определено.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ “О полиции” полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на нее обязанностей (далее – подразделения). Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (Министерства внутренних дел РФ), руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции.

3. Часть 2 комментируемой статьи определяет категории должностных лиц органов внутренних дел (полиции), правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, и одновременно устанавливает их административно-юрисдикционные полномочия.

Среди указанных должностных лиц важное место занимают руководители органов и подразделений внутренних дел (полиции), к ведению которых отнесено рассмотрение дел о правонарушениях, предусмотренных целым рядом статей Особенной части Кодекса (п. п. 1 и 2).

В данной статье используются следующие формулировки: “территориальные управления (отделов) внутренних дел и приравненные к ним органы внутренних дел”, “территориальные отделы (отделения) полиции”, “линейные отделы (управления) полиции на транспорте”. В этой связи необходимо обратить внимание на содержание п. 4 Указа Президента РФ от 1 марта 2011 года N 248 “Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации”, в котором установлено, что территориальными органами МВД России на региональном уровне являются министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации; на районном уровне – управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. В соответствии с п. 5 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 1 марта 2011 года N 249, территориальные органы МВД России на региональном уровне осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, а также подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности вышеуказанных территориальных органов.

В целях обеспечения оперативного рассмотрения некоторых категорий дел об административных правонарушениях административно-юрисдикционными полномочиями наделяются начальники дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальники линейных отделений (пунктов) полиции и другие сотрудники полиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил (п. п. 3 и 4).

В связи со специфическими особенностями рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения административно-юрисдикционную деятельность уполномочены осуществлять руководители и соответствующие сотрудники различных подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения (п. п. 5 – 8), а по некоторым категориям дел – также участковые уполномоченные полиции (с учетом сельской местности) (п. 9).

4. Следует иметь в виду, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных рядом статей Особенной части Кодекса, должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены передавать соответствующие дела на рассмотрение иным субъектам (судьям, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав), правомочным применять иные виды административных наказаний, а также другие меры воздействия (см. комментарии к ст. ст. 23.1, 23.2 и 29.9).

5. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи полномочия определенных должностных лиц (начальников дежурных смен дежурных частей линейных отделов (управлений) полиции на транспорте, начальников линейных отделений (пунктов) полиции) ограничены назначением административных наказаний в виде предупреждения или административного штрафа в размере до двух тысяч рублей. Поэтому они вправе выносить определения о передаче соответствующих дел на рассмотрение другим должностным лицам, уполномоченным назначать административный штраф в большем размере, если он предусмотрен в санкции соответствующей статьи.

Ссылка на основную публикацию