Установлена ответственность за производство и оборот порошкового алкоголя

Президент России ввел штрафы за производство порошкового алкоголя

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон о введении административной ответственности за производство и оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции. Об этом говорится в документе, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации, на который ссылается РБК.

«Производство и оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции влекут за собой наложение административного штрафа на граждан от 5 до 20 тыс. руб., на должностных лиц — от 20 до 50 тыс. руб., на юридических лиц — от 200 до 500 тыс.», — говорится в документе.

Документ принят Госдумой 15 октября, одобрен Советом Федерации — 23 октября.

В январе официально вступил в силу закон о запрете производства и оборота порошкообразной спиртосодержащей продукции. Внесенные в статью 2 федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» поправки ввели понятие «порошкообразная спиртосодержащая продукция».

К ней относится пищевая или непищевая продукция в виде сухого вещества, которая предназначена для получения продукции в жидком виде с содержанием этилового спирта более 0,5%, за исключением продукции, указанной в правительственном перечне.

Ранее сообщалось о том, что самым популярным алкогольным напитком у жителей России стало пиво.

Кроме того, россияне тратили на алкогольные напитки и табачные изделия в 2018 году 3% от общих потребительских расходов.

Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон о введении административной ответственности за производство и оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции. Об этом говорится в документе, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации, на который ссылается РБК.

«Производство и оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции влекут за собой наложение административного штрафа на граждан от 5 до 20 тыс. руб., на должностных лиц — от 20 до 50 тыс. руб., на юридических лиц — от 200 до 500 тыс.», — говорится в документе.

Документ принят Госдумой 15 октября, одобрен Советом Федерации — 23 октября.

В январе официально вступил в силу закон о запрете производства и оборота порошкообразной спиртосодержащей продукции. Внесенные в статью 2 федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» поправки ввели понятие «порошкообразная спиртосодержащая продукция».

К ней относится пищевая или непищевая продукция в виде сухого вещества, которая предназначена для получения продукции в жидком виде с содержанием этилового спирта более 0,5%, за исключением продукции, указанной в правительственном перечне.

Ранее сообщалось о том, что самым популярным алкогольным напитком у жителей России стало пиво.

Кроме того, россияне тратили на алкогольные напитки и табачные изделия в 2018 году 3% от общих потребительских расходов.

Президент России ввел штрафы за производство порошкового алкоголя Алкоголь, Закон, Покупатели

Какая ответственность предусмотрена законодательством за неисполнение решения ФС РАР по установке приборов учета на основное оборудование при производстве пива?

По всей видимости, речь идет о решении, принятом Росалкогольрегулированием, о недопустимости использования основного технологического оборудования для производства пива без оснащения автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.

В том случае, если указанное решение определяет срок его исполнения (что маловероятно), то ответственность за его несвоевременное исполнение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организации-производителя в размере от 6 тысяч до 12 тысяч рублей; на юридических лиц — от 20 тысяч до 40 тысяч рублей.

Таким образом, в случае, если решение Росалкогольрегулирования не содержит срока его исполнения, использование основного технологического оборудования без оснащения его приборами учета объема готовой продукции может грозить правонарушителю мерами как административного, так и уголовного воздействия, поскольку в этом случае производство пива прямо запрещено законом.

К административной ответственности производитель может быть привлечен за нарушение установленного порядка учета алкогольной продукции при её производстве или обороте — в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 15 тысяч рублей; на юридических лиц — от 150 тысяч до 200 тысяч рублей.

Возможно также привлечение должностных лиц организации-производителя к административной ответственности за самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам – в виде предупреждения или наложения административного штрафа от трехсот до пятисот рублей.

Теоретически нельзя исключать и возможности применения к руководителю организации-нарушителя мер уголовного преследования – также, за самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному законом или иным нормативным правовым актом порядку совершение каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред, которое наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Однако представляется, что такое применение вышеуказанной нормы УК маловероятно, поскольку, во-первых, позволяло бы её чрезмерно широкое толкование, а во-вторых, необходимо наличие квалифицирующих признаков такого преступления – оспаривание самоуправных действий организацией или гражданином и причинение такой деятельностью существенного вреда.

Примечание: статьей 14.17 Кодекса об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Однако в диспозитивных нормах указанной статьи предусмотрена ответственность за производство или оборот алкогольной продукции с нарушением лицензионных требований (к числу которых относятся и предоставление в лицензирующий орган схемы оснащения основного технологического оборудования приборами учета и технической документации на него).

Однако, поскольку требования о лицензировании деятельности по производству пива действующее законодательство не содержит (абзац 2 пункта 1 статьи 18 ФЗ № 171-ФЗ), указанная статьей 14.17 КоАП ответственность к производителю пива не применима.

1) пункты 4, 6 статьи 14, абзац второй пункта 1 статьи 18, подпункты 10, 13 пункта 1 статьи 19, абзац четвертый пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции от 06.04.2015 с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.06.2015);

2) статья 14.17, статья 14.19, статья 19.1, пункт 22 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в редакции от 23.05.2015, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 03.06.2015);

3) Постановление Правительства РФ от 19.06.2006 № 380 «Об учете объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учете использования производственных мощностей» (в редакции от 18.03.2014);

4) статья 330 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в редакции от 23.05.2015).

Президент подписал закон об ответственности за продажу порошкового алкоголя

Порошкообразная спиртосодержащая продукция запрещена в России.

Фото: из открытых источников

Президент России Владимир Путин подписал один из законов, ранее принятых Государственной Думой. Один из документов касается ответственности за продажу порошкового алкоголя.

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях устанавливают ответственность за производство или оборот порошкообразной спиртосодержащей продукции. Такая продукция запрещена в России.

За нарушение запрета граждане заплатят от 5 тыс. до 20 тыс. рублей. Должностные лица – от 20 тыс. до 50 тыс. рублей; юридические – от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.

Во всех случаях возможна конфискация предмета административного правонарушения, – иными словами, алкогольной продукции.

Рекомендуемое

Еще новости

Средний срок процедуры кадастрового учёта недвижимости в регионе значительно сократили

В Новгородской области, как и в ещё 16 российских регионах, срок процедуры кадастрового учёта недвижимости сократился до четырёх дней

В Солецком районе трое сирот после вмешательства прокуратуры получили жильё

Прокуратура Солецкого района во время проверки выяснила, что трое сирот, включенных местными властями в список на внеочередное предоставление жилья, так его и не получили

Борису Воронцову продлили срок содержания под стражей до 30 марта

Сегодня, 24 января, в Новгородском районном суде было оглашено обвинительное заключение по делу бывшего заместителя губернатора Бориса Воронцова

Перед судом предстанет бывший сотрудник полиции, ставший виновником ДТП, в котором пострадали несколько человек

Следственный отдел Великого Новгорода завершил расследование уголовного дела в отношении бывшего сотрудника полиции

По решению суда бывший сотрудник ДПС и его жена должны вернуть государству более 900 тыс. рублей

Суд вынес решение по иску прокуратуры, в котором ведомство требовало у экс-сотрудника ГИБДД вернуть в доход государства более 900 тыс. рублей

Новгородка, сбившая пенсионерку на пешеходном переходе, скоро предстанет перед судом

В прокуратуре Новгородской области утвердили обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 51-летней жительницы Великого Новгорода

Редакция

Новгородские Ведомости

Мы в соцсетях:

© 2007–2020 Новгородские Ведомости. Все права защищены.

Информационный портал «Новгородские ведомости» 16+
Зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Номер о регистрации СМИ Эл № ФС77-77322 от 5 декабря 2019 года.

Учредитель: областное государственное автономное учреждение «Агентство информационных коммуникаций»

Главный редактор: И. А. Свинцов
Телефон/факс редакции 8 (8162) 77-32-92
Адрес электронной почты редакции ved@novved.ru

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на Новгородские Ведомости

Газета «Новгородские ведомости» зарегистрирована Управлением Россвязьохранкультуры по Новгородской области. Регистрационный номер: ПИ № ТУ 53-00002 от 25 июня 2008 г.

Производство алкогольных напитков для личного потребления: правила безопасности

По общему правилу действие Федерального закона от 22.11.1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не распространяется на деятельность физических лиц, производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт [1].

Если вы производите алкогольную продукцию в домашних условиях для личного потребления, то важно знать правила, соблюдение которых будет гарантией того, что вы не будите привлечены ни к административной ни к уголовной ответственности. Мы рассмотрим и те нормы закона, которые вступят в силу с 01.01.2018 года. Итак…

Производство

Правило №1. Запрещено хранить и использовать при производстве алкогольной продукции основное технологическое оборудование (ОТО) мощностью более 200 декалитров не зарегистрированное в установленном законом порядке.

Что такое ОТО? ОТО это оборудование используемое для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. ОТО, в зависимости от его функционального назначения разделено на два вида:

  • оборудование для производства (перегонные установки (аппараты); аппараты, установки и колонны для очистки и ректификации этилового спирта; комплектные установки для производства спирта и ликеро-водочной продукции; аппараты для гидролиза растительного сырья; ферментационное оборудование (аппараты дрожжерастительные, бродильные); гидротаторы этилена; угольно-очистительные батареи; угольные колонки; песочные фильтры (фор-фильтры); машины (автоматы); агрегаты для разваривания сырья; котлы колеровочные и сахарозаварные); установки для фильтрования с тканевыми перегородками, намывные, пластинчатые, патронные, сепараторы и центрифуги, а также установки с функциями фильтрования и сепарирования; теплообменники оросительные, погружные, рубашечные, кожухотрубные, пластинчатые, много- и однокорпусные; оборудование для исправления и умягчения воды; емкости для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции);
  • оборудование для оборота (мерники; емкости для хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) [2].

Основное технологическое оборудование для производства этилового спирта с производственной мощностью более 200 декалитров (до 01.01.2018 года — более 4000 декалитров) подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ [3]. К оборудованию, подлежащему регистрации относятся: 1) перегонные установки (аппараты); 2) аппараты, установки и колонны для очистки и ректификации этилового спирта; 3) комплектные установки для производства этилового спирта [4].

Порядок расчёта мощности ОТО используемого для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, а также для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи определяется законодателем [5]. Производственная мощность ОТО рассчитывается по определенной формуле (см. формулу и порядок расчета Приказ РАР №328, Приказ РАР №162) [6].

Читайте также:  Лишение права управления транспортными средствами

Такой порядок действий установлен для субъектов алкогольного рынка, для производителей.

Теперь давайте попробуем разобраться как в соответствии с законом следует с 01.01.2018 года поступать тем, кто производит алкоголь для личного потребления.

Дело в том, что в июле 2017 года в КоАП РФ были внесены изменения. П. 5. ст. 14.17 КоАП РФ теперь предусмотрена административная ответственность для граждан за использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном законодательством РФ порядке (установлен штраф в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования) [7].

Обращаем внимание, что речь здесь идет только об оборудовании для производства этилового спирта (этиловый спирт – это спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый) [8].

Практическая реализация новых правил вызывает ряд вопросов, на которые, как это часто бывает, ответов ни законодатель ни судебная практика пока не дают.

30 мая 2017 года было принято новое Постановление Правительства РФ №666, а 30 октября 2017 года был издан Приказ Минфина России №167н [9]. В соотвествии с документами регистрировать ОТО теперь могут не только юридические, но и физические лица [10]. Получается, что теперь физические лица могут и обязаны зарегистрировать ОТО в установленном законом порядке, т.е. должны подать соответствующее заявление в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (РАР). Однако до настоящего времени не понятно как в отношении физических лиц будут применяться правила регистрации ОТО [11]. Не ясен и еще один вопрос: а смогут ли физические лица использовать зарегистрированное в установленном законе ОТО для производства алкогольной продукции для своих нужд? Остается только ждать разъяснений РАР.

Правило №2. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта немаркированной алкогольной продукции запрещены.

Уголовным законом установлено наказание за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта алкогольной продукции, подлежащей обязательной маркировке акцизными марками либо федеральными специальными марками, совершенные в крупном размере [12]. Крупным размером признается стоимость немаркированной алкогольной продукции, превышающая сто тысяч рублей, а особо крупным — один миллион рублей [13].

Перевозка

Правило №3. Перевозить можно не более 10 литров на одного человека произведенных алкогольных напитков.

С 01.01.2018 года вступит в силу новая статья 14.17.2. КоАП РФ, положения которой ограничивают перевозку алкогольной продукции, произведенную для личного потребления [14].

Так, перемещение по территории РФ алкогольной продукции, немаркированной в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, в том числе продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза, за исключением перемещения указанной алкогольной продукции по территории РФ физическими лицами в объеме не более 10 литров на одного человека, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения [15].

В свою очередь, незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза алкогольной продукции стоимость которой превышает двести пятьдесят тысяч рублей признается контрабандой (ст. 200.2 УК РФ) [16].

Продажа

Правило №4. Запрещено продавать алкогольную продукцию, произведенную для личного потребления.

Еще одним нововведением этого года стала ст. 14.17.1. КоАП РФ (Незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическими лицами) [17].

Розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции физическим лицом (за исключением физического лица, состоящего в трудовых отношениях с организацией, имеющей лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, либо с организацией, не имеющей лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, либо с лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, либо с сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» и осуществляющим розничную продажу произведенных им вина, игристого вина (шампанского), и непосредственно осуществляющего реализацию алкогольной и спиртосодержащей продукции по договору розничной купли-продажи), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции [18].

Следует отметить, что в данном случае административная ответственность наступает не зависимо от того была продана одна бутылка или ящик алкогольной продукции [19].

Что касается уголовно ответственности, то в соответствии со ст. 171.4 УК РФ (эта статья тоже новая, введена в УК в 2017 году) незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, если это деяние совершено неоднократно, за исключением случаев, предусмотренных статьей 151.1 настоящего Кодекса, наказывается штрафом в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года [20].

Под незаконной розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции понимается розничная продажа такой продукции физическим лицом либо продажа алкогольной продукции (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи) лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, за исключением розничной продажи вина, игристого вина, осуществляемой сельскохозяйственными товаропроизводителями (индивидуальными предпринимателями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами), признаваемыми таковыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» [21].

Под незаконной розничной продажей алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, совершенной неоднократно, понимается продажа такой продукции лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию [22].

Маркировка

Правило №5. (на всякий случай). Разумеется физическое лицо не имеет права изготавливать в целях сбыта или сбывать поддельные акцизные марки либо федеральных специальные марки для маркировки алкогольной продукции [23].

Ст. 327.1 УК РФ за нарушение запрета установлено наказание: штраф: от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет; либо принудительные работы: до пяти лет; либо лишение свободы: до восьми лет со штрафом в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет, либо без такового [24].

Пронина Наталья Владимировна
Старший преподаватель Факультета права НИУ «Высшая школа экономики»
Специализация:
Административное право
Государственное регулирование производства и оборота алкоголя
Корпоративное право

[1]. П 1. Ст.1. Федерального закона от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (в редакции Федеральный закон от 29.07.2017 N 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной»). [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/compare/57427107/10105489/tab/0/paragraph/375536:1

[2]. См.: Перечень видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (утв. распоряжением Правительства РФ от 13 января 2006 №17-р). [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/5220578/

[3]. См.: П. 1. Ст. 14.1 ФЗ от 22.11.1995 №171-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/compare/57427107/10105489/tab/0/paragraph/2798497:1

[4]. См.: Пп. 1.1. П. 1. Ст. 14.1. Там же.

[5]. См.: Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 22 октября 2014 г. №328 «О порядке и форме расчёта мощности основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи». [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/70825980/; Приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 2 июня 2014 г. №162 «О порядке и форме расчёта мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта». [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/70712442/

[7]. См.: П.5. ст. 14.17 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в редакции Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 N 278-ФЗ (последняя редакция)). [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/compare/57414538/12125267/tab/0/paragraph/736970393:5

[8]. См.: П. 1. Ст. 2 ФЗ от 22.11.1995 №171-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/compare/57427107/10105489/tab/0/paragraph/200:1

[9]. См.: Постановление Правительства России от 30 мая 2017 г. №666 «О государственной регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта». [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71689748/paragraph/1:3; Приказ Минфина России от 30 октября 2017 г. №167н «Об утверждении формы заявления о государственной регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 ноября 2017 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71819234/paragraph/1:2

[11]. См.: Постановление Правительства России от 30 мая 2017 г. №666. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/71689748/paragraph/1:3

[12]. См.: Ч.5. Ст. 171.1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (в редакции Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» от 29.07.2017 №250-ФЗ). [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10108000/paragraph/21691872:1

[13]. См.: Примечание. Ст. 171.1. Там же.

См. также материалы судебной практики:

Решение по делу № 1-344/2017 от 11 апреля 2017 года. Свердловский районный суд г. Иркутска. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.sud-praktika.ru/precedent/296330.html

Решение по делу № 1-418/2015 от 5 августа 2015 года. Черногорский городской суд Республики Хакасия. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://sudact.ru/regular/doc/bgvPCvtfOImr/

Решение по делу 1-161/2016 от 11 марта 2016 года. Калужский районный суд. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://rospravosudie.com/court-kaluzhskij-rajonnyj-sud-kaluzhskaya-oblast-s/act-517964900/

[14]. См.: Ст. 14.17.2. КоАП РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/compare/57414538/12125267/tab/0/paragraph/935134568:5

[16]. См.: Ч.1. Ст. 200.2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (в редакции Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» от 29.07.2017 №250-ФЗ). [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10108000/paragraph/1224096313:1

[17]. См.: Ст. 14.17.1. КоАП РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/12125267/14/#block_14171

[18]. См.: П.1. Ст. 14.17.1. Там же. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/12125267/14/#block_14171

[19]. См.: Решение по делу 5-651/2017. Красноусольский Мировой суд. Судебный участок № 1 по Гафурийскому району Республики Башкортостан. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-1-po-gafurijskomu-rajonu-respubliki-bashkortostan-s/act-239423733/; Решение по делу 5-652/2017. Красноусольский Мировой суд. Судебный участок № 1 по Гафурийскому району Республики Башкортостан. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-1-po-gafurijskomu-rajonu-respubliki-bashkortostan-s/act-239423734/

[20]. См.: Ст. 171.4. УК РФ. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10108000/paragraph/161321588:1

[21]. См.: Ч.1. Примечание. Там же.

[22]. См.: Ч.2. Примечание. Там же.

[23]. Ч. 3. Ст. 327.1. УК РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://ivo.garant.ru/#/document/10108000/paragraph/161321604:1

См. также ответственность по Ч. 5. Ст. 327.1. УК РФ

Обзор законодательных инициатив

Обзор законодательных инициатив в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

  1. Инициатива по отсрочке начала обязательного применения онлайн касс субъектами малого бизнеса до 1 июля 2019 года
  2. Предложение по введению с 1 января 2018 года государственной монополии на производство и оборот этилового спирта.
  3. Инициатива по введению штрафов для продавцов предприятий общепита за продажу алкоголя без вскрытия тары
  4. Законопроект, позволяющий органам местного самоуправления устанавливать границы мест, где будет запрещена розничная продажа алкоголя во время проведения публичных мероприятий
  5. Регулирование вопросов, связанных с запретом производства и оборота порошкового алкоголя
  6. Ответственность за пьяное вождение может наступить по данным анализа крови нарушителя, а не только по показаниям алкотестера
  7. Регулирование производства и оборота алкогольной продукции в ПЭТ-таре
  8. Инициатива по введению маркировки стеклянной тары
  9. Либерализация лицензионных требований и процесса получения и продления лицензий на розничную торговлю
  10. Законопроект о запрете рекламы безалкогольного пива
  11. Ведется обсуждение законопроекта, регулирующего продажу алкоголя через интернет
Читайте также:  Восстановление срока уплаты 50% штрафа по КоАП

Госдума вышла с каникул, и отдохнувшие депутаты занялись законотворческой работой.

Инициатива по отсрочке начала обязательного применения онлайн касс субъектами малого бизнеса до 1 июля 2019 года

Депутаты предлагают еще на год (до 1 июля 2019 года) отсрочить вступление в силу требования об обязательном применении контрольно-кассовой техники нового образца (онлайн кассами) предпринимателями на ЕНВД и патенте. Авторы законопроекта в пояснительной записке подчеркивают, что малый бизнес не готов нести дополнительные непроизводственные расходы на установку, обслуживание кассовой техники и обучение персонала. Если законопроект будет принят, то ИП на патенте и ЕНВД смогут еще год продавать пиво без применения касс при условии выдачи по требованию покупателя товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств.

Предложение по введению с 1 января 2018 года государственной монополии на производство и оборот этилового спирта

Группа депутатов, в которую вошли Сергей Миронов и Олег Нилов, предлагают ввести с 1 января 2018 года государственную монополию на производство и оборот этилового спирта — доля РФ в уставном капитале предприятий должна будет составлять не менее 50%. Как говорится в сопроводительных документах к законопроекту, его принятие не повлечет дополнительных расходов бюджетных средств, а напротив, позволит казне зарабатывать 400-500 млрд. рублей в год. Убытки, причиненные в результате установления госмонополии лицам, чье имущество подлежит изъятию, будут компенсированы из бюджета за счет дополнительных доходов от производства спирта.

Инициатива по введению штрафов для продавцов предприятий общепита за продажу алкоголя без вскрытия тары

Депутаты Карельского заксобрания предлагают внести поправку в нормы, касающиеся штрафа за продажу в общепите алкоголя без вскрытия тары. Согласно действующей редакции КоАП, за нарушение особых требований к розничной продаже алкогольной продукции должностным лицам грозит штраф в 20-40 тысяч рублей, а юридическим — в 100-300 тысяч. Однако продавцы, которые и должны непосредственно вскрывать тару при отпуске продукции, не являются должностными лицами. Поэтому депутаты предлагают установить штраф для граждан в размере 3-5 тысяч рублей и уточнить, что в данной статье под гражданами понимаются именно продавцы.

Законопроект, позволяющий органам местного самоуправления устанавливать границы мест, где будет запрещена розничная продажа алкоголя во время проведения публичных мероприятий

Заксобрание Еврейской автономной области внесло законопроект, позволяющий органам местного самоуправления устанавливать границы мест, где будет запрещена розничная продажа алкоголя во время проведения публичных мероприятий. Сейчас продажа алкоголя запрещается в местах массового скопления граждан в период проведения публичных мероприятий и на прилегающих к таким местам территориях, границы которых устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ при согласовании проведения таких мероприятий. Однако согласовывать массовые мероприятия может не только орган исполнительной власти субъекта РФ, но и орган местного самоуправления, а значит, установление запрета на продажу алкоголя становится невыполнимым. Законопроект предлагает предоставить органам местного самоуправления устанавливать границы территорий, где будет запрещена продажа алкоголя во время массовых мероприятий.

Регулирование вопросов, связанных с запретом производства и оборота порошкового алкоголя

Правительство внесло два проекта, касающиеся порошкового алкоголя.

Первым документом в закон предлагается ввести определение порошкообразной спиртосодержащей продукции (это «пищевая или непищевая продукция в виде сухого вещества, предназначенная для получения продукции в жидком виде, содержащей в своем составе этиловый спирт») и запретить ее производство и оборот. Подчеркивается, что в мире не проводились исследования по безопасности продукции, она запрещена в ЕС и многих штатах США. Трудно контролировать потребление порошкового алкоголя и исключить его пронос и применение в неположенных местах – школах, больницах и т. п.

Второй проект касается административных штрафов за производство и оборот порошкового алкоголя: 5-20 тысяч для граждан, 20-50 тысяч для должностных лиц, 200-500 тысяч для юр.лиц. На текущий момент из-за некорректной формулировки текста законопроекта под раздачу могут попасть, в частности, солодовые концентраты или, например, дрожжи, хмелевая пыльца и многое другое.

Ответственность за пьяное вождение может наступить по данным анализа крови нарушителя, а не только по показаниям алкотестера

Еще один косвенно касающийся алкоголя законопроект внесло правительство. Сейчас ответственность за пьяное вождение наступает при выявлении более 0,16 мг абсолютного этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха. Если водитель не может дунуть в алкотестер (например, находится в бессознательном состоянии после ДТП), то определить наличие опьянения можно путем анализа крови — однако в таком случае ответственность за пьяное вождение не наступает. Поэтому предлагается дополнить закон: ответственность за пьяное вождение будет наступать при выявлении более 0,16 мг спирта на литр выдыхаемого воздуха или более 0,3 г на литр крови.

В верхней палате парламента прозвучало сразу несколько заявлений о готовящихся законодательных поправках.

Регулирование производства и оборота алкогольной продукции в ПЭТ-таре

Одна из них касается многострадальной ПЭТ-тары: сенаторы Михаил Щетинин и Ирина Гехт считают, что в законе есть лазейка, позволяющая продавать в России пиво и алкоголь в ПЭТ-таре объемом свыше 1,5 л. Сенаторы апеллируют к тому, что формулировка закона гласит: «С 1 января 2017 года не допускаются производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров».

По их мнению, если производство пива в больших ПЭТах будет разрешено для экспорта, оно хлынет в российскую розницу. Поэтому нужно убрать из закона слова «за исключением розничной продажи». Впрочем, в п. 15. ст. 16 171-ФЗ уже содержится указание о том, что не допускается продажа алкоголя в ПЭТ объемом свыше 1,5 л. Текст 171-го закона усложнился настолько, что в нем не всегда могут сориентироваться и сами законотворцы.

Еще одно подтверждение неоднозначности ограничения ПЭТ подкинуло РАР: ранее правовое управление РАР в письме от 30 марта 2017 года разъясняло, что разливать в тару потребителя вообще нельзя — в соответствии с Техрегламентом Таможенного союза, упаковка, контактирующая с пищевой продукцией, должна соответствовать санитарно-гигиеническим показателям, а продавец не может проверить предоставляемую покупателем тару на соответствие требованиям Техрегламента.

Теперь Росалкогольрегулирование изменило свою позицию – с учетом позиции Минфина – и в письме от 20 сентября пишет, что, в соответствии с санитарными правилами, неупакованные пищевые продукты можно отпускать в чистую тару потребителя, и законодательством РФ не предусмотрены ограничения, касающиеся собственной тары потребителя. Следовательно, розлив в ПЭТ-тару потребителя объемом более 1,5 л не противоречит закону.

Инициатива по введению маркировки стеклянной тары

Еще одна «тарная» поправка касается стеклянных бутылок: предлагается обязать производителей стеклотары маркировать продукцию своим клеймом и отпускать водочные бутылки только тем, у кого есть лицензия на производство алкоголя. И, наконец, предлагается дать региональным лицензирующим органам право проводить внезапные проверки магазинов, которые продают алкоголь, чтобы точки, где алкоголь продают с нарушениями, не успели подготовиться к визиту контролеров.

Либерализация лицензионных требований и процесса получения и продления лицензий на розничную торговлю

Минпромторг разрабатывает проект смягчения требований к получению лицензии на продажу алкоголя. По мнению министерства, любому добросовестному продавцу алкоголя должно быть просто, дешево и удобно получить лицензию. Сейчас же предприниматели часто получают отказ при недоборе в пару квадратных метров по площади магазина, при налоговом долге в одну копейку или расхождении адресных данных государственного реестра и заявления на выдачу лицензии. При этом уплаченная пошлина в размере 65 тыс. рублей за каждый год действия лицензии заявителю не возвращается, а уходит в бюджет безвозвратно, и при новом обращении для получения лицензии ситуация может повториться.

Законопроект о запрете рекламы безалкогольного пива

Активно обсуждали в сентябре вопрос безалкогольного пива. Все началось с того, что некие активисты собрались внести в Госдуму законопроект о запрете рекламы безалкогольного пива – по мнению законотворцев, она даже вреднее, чем реклама пива алкогольного. Позднее на эту тему громко высказалась глава Роспотребнадзора Анна Попова. По ее мнению, безалкогольное пиво пивом не является, так как «пиво — это результат брожения, брожения безалкогольного быть не должно». Простим главному санитарному врачу незнание технологии: на самом деле отсутствие алкоголя в пиве говорит не об отсутствии брожения, а о том, что продукт брожения – этанол – был тем или иным способом удален из пива.

Ведется обсуждение законопроекта, регулирующего продажу алкоголя через интернет

Минфин начал публичное обсуждение законопроекта, регулирующего продажу алкоголя через интернет. Предполагается, что пиво, пивные напитки, сидр, пуаре и медовуху можно будет продавать через интернет без лицензии, при условии включения продавца – организации или ИП – в специальный реестр, который будет вести Росалкогольрегулирование. Кроме того, от онлайн-торговли до 2021 года будут отстранены одни из инициаторов реформы — ретейлеры. Право на интернет-торговлю алкоголем в первые четыре года будет только у производителей алкоголя и оптовиков.

Меры ответственности за нарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции

“Финансовая газета. Региональный выпуск”, N 43, 1999

Федеральным законом от 08.07.1999 N 143-ФЗ “Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” (далее – Закон N 143-ФЗ) внесены изменения в систему обеспечения правоохранительными и другими контролирующими органами легальности производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Речь идет о кардинальном изменении порядка привлечения к ответственности организаций и индивидуальных предпринимателей, допускающих нарушения в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

До вступления в силу данного Закона органы налоговой полиции, налоговой инспекции, внутренних дел, выявляющие значительную часть правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, не имели права самостоятельно выносить решения по делам об административных правонарушениях в этой сфере, установленных в ходе проводимых ими рейдов и проверок. Так, по фактам реализации в торговле алкогольной продукции без маркировки акцизными или специальными марками, с поддельными марками, без надлежащим образом оформленных сопроводительных документов, по ценам ниже минимальных эти органы могли только составить протокол об административном правонарушении, который затем вместе с другими материалами проверки необходимо было направлять для принятия имеющего законную силу решения в органы народного суда или административные комиссии города, района, иного муниципального образования или в территориальные органы госкомитета по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей. Эти органы в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях были полномочны вынести постановления о привлечении к административной ответственности за перечисленные выше нарушения. Разумеется, все это резко снижало эффективность проводимых рейдов, значительно затрудняло возможность своевременного привлечения к ответственности нарушителей в сфере производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Статья 156.2 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, установившая ответственность за необеспечение маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров, согласно которой постановления о привлечении к административной ответственности могли выносить налоговые органы, регулировала правоотношения лишь по конкретному вопросу и только в сфере производства алкогольной продукции, не затрагивая сферу реализации подакцизной продукции.

Теперь же в соответствии со ст.13 Закона N 143-ФЗ решения по делам об административных правонарушениях, связанных с отсутствием у продавца алкогольной продукции соответствующей лицензии либо с нарушением условий этой лицензии (ст.2), могут принимать руководители налоговых органов; решения по делам, касающимся оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции без аккредитации или без установленных документов, – руководители органов внутренних дел и органов налоговой полиции; решения по делам о купле – продаже алкогольной продукции без маркировки – руководители налоговых органов, налоговой полиции и органов внутренних дел.

Читайте также:  Административное правонарушение - состав и виды

Согласно ст.27 Закона N 143-ФЗ он вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования. Закон был опубликован в “Российской газете” 13 июля 1999 г. Соответственно все правонарушения, совершенные до вступления в силу Закона, должны быть квалифицированы в порядке, действовавшем до этого, т.е. по нормам Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. В соответствии со ст.26 Закона он утрачивает силу с момента вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако данный Закон не отменяет ст.146.7 ныне действующего Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, касающуюся мер ответственности за продажу подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов, как и уже упомянутую ст.156.2, касающуюся необеспечения маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров. Это связано главным образом с тем, что помимо алкогольной продукции обязательной маркировке подлежит и подакцизная табачная продукция, а на нее Закон N 143-ФЗ не распространяется. Вместе с тем в действующем законодательстве не сказано, что после выхода нового Закона нормы ст.ст.146.7 и 156.2 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях могут применяться только в отношении табачной подакцизной продукции. Это создает интересную коллизию, поскольку в настоящее время действует и ст.10 вновь принятого Закона, определяющая меру ответственности за выпуск юридическим лицом (организацией) – производителем алкогольной продукции без маркировки, если такая маркировка обязательна, а также за куплю – продажу юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем алкогольной продукции без маркировки, за хранение и перевозку такой продукции в размере административного штрафа от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной продукции, и ст.156.2 Кодекса, устанавливающая штраф в размере 100 минимальных размеров оплаты труда за необеспечение маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров, и ст.146.7 Кодекса, устанавливающая ответственность в виде штрафа в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда за продажу подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов.

Как видим, размеры штрафов согласно новому Закону увеличены. Возможность применения статей Закона N 143-ФЗ или статей Кодекса во многом определяется тем, будут ли материалы по конкретному правонарушению направлены налоговой инспекцией, налоговой полицией или органами внутренних дел в суд, административную комиссию и т.д. или же решение будет принято ими самостоятельно. Хотя на это могут повлиять и конкретные обстоятельства дела. Например, предприятием была выпущена алкогольная продукция, маркированная не теми марками, которые предназначены для ее маркировки, а другими (водка, расфасованная в тару емкостью 0,5 л, промаркирована специальными марками, предназначенными для маркировки крепкой алкогольной продукции в емкости 0,25 – 0,49 л). Здесь отсутствует правонарушение, предусмотренное ст.10 Закона N 143-ФЗ, – выпуск производителем алкогольной продукции без маркировки, однако налицо необеспечение маркировки марками установленных образцов при производстве подакцизных товаров (ст.156.2 Кодекса ). Водка в таре 0,5 л не была обеспечена марками установленного образца для этой емкости, т.е. марками, предназначенными для маркировки крепкой алкогольной продукции в емкости 0,5 – 0,69 л. То же самое относится и к аналогичной продукции, выявленной в сфере оптовой и розничной торговли. В данном случае продавец водки может быть привлечен к ответственности только по ст.146.7 Кодекса за продажу подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов, а не по ст.10 Закона N 143-ФЗ.

Законом существенно расширена характеристика правонарушений, совершаемых в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции. Например, ст.8 Закона N 143-ФЗ установлена ответственность за закупку, поставки и хранение юридическим лицом (организацией) алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции без аккредитации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Ранее в законодательстве не было нормы, предусматривающей ответственность за эти действия. В ст.ст.8 и 10 Закона N 143-ФЗ установлена ответственность не только для тех организаций или индивидуальных предпринимателей, которые производят реализацию алкогольной продукции без установленных документов или без ее маркировки, если такая маркировка обязательна, но и для тех организаций, которые осуществляют хранение и перевозку алкогольной продукции без документов или без марок. Ранее Кодексом об административных правонарушениях подобная ответственность была предусмотрена лишь для непосредственных продавцов данной продукции.

Законом N 143-ФЗ определен и перечень документов, без наличия которых купля – продажа, хранение или перевозка алкогольной и спиртосодержащей продукции влекут за собой согласно ст.8 Закона административную ответственность в виде наложения штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда. Это транспортные документы, сертификат соответствия каждого наименования алкогольной и спиртосодержащей продукции или заверенной копии такого сертификата, справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации или ее копия (для импортной алкогольной продукции).

Кроме того, Законом N 143-ФЗ установлена ответственность за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.12) в виде наложения административного штрафа в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда, если это нарушение не образует состава иного административного правонарушения, предусмотренного настоящим Законом. До этого нарушители правил розничной торговли могли быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 3 до 25 минимальных размеров оплаты труда только по ст.146 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Другой важный момент, касающийся розничной торговли, – установление ст.7 Закона N 143-ФЗ административного штрафа в размере от 300 до 500 минимальных размеров оплаты труда за розничную продажу этилового спирта, в том числе питьевого, и виноматериалов. Розничная продажа питьевого этилового спирта разрешена только в районах Крайнего Севера. До выхода этого Закона реализация этилового спирта и виноматериалов в розничной торговле не допускалась путем запретов для организаций розничной торговли спиртом и виноматериалами со стороны предприятий – производителей и предприятий оптовой торговли. Это было одним из условий их лицензирования. Теперь ответственность установлена и для звена розничной торговли.

Статьей 7 аналогичная ответственность установлена для предприятий розничной торговли за продажу лекарственных или лечебно – профилактических средств, содержащих этиловый спирт, если у них отсутствует соответствующая лицензия и эти средства не внесены в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения или не изготовлены по индивидуальным рецептам врачей.

Данным Законом установлен ряд мер административной ответственности за нарушения, которые характерны, как правило, для предприятий, имеющих государственные лицензии на производство или оптовые поставки алкогольной продукции: за деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной продукции без лицензии или с нарушением условий лицензии (ст.2), за использование непищевого сырья для приготовления пищевой алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.3), за производство и оборот продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам (ст.4), за производство этилового спирта с превышением установленных квот (ст.5), за поставки и закупку этилового спирта без соответствующих лицензий и квот (ст.6), за поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и (или) упаковке, не соответствующих требованиям государственных стандартов (ст.9), за искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.11).

Предприятия, не имеющие соответствующих лицензий на производство и реализацию алкогольной продукции и не ведущие безлицензионную торговлю алкоголем, могут быть подвергнуты административному штрафу в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда по ст.11 за непредставление в установленные сроки деклараций об объемах оборота этилового спирта или спиртосодержащей продукции. Дело в том, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1999 N 564 утверждено Положение о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Согласно п.2 Положения в перечень организаций, которые обязаны представлять декларации, включены организации, использующие этиловый спирт (в том числе денатурированный) для производства спиртосодержащей продукции и в иных целях в соответствии с выданными квотами на закупку.

Таким образом, за непредставление в установленный срок деклараций об использовании этилового спирта административному штрафу согласно ст.11 Закона N 143-ФЗ могут быть подвергнуты среди прочих и предприятия, использующие этиловый спирт (пищевой или непищевой, денатурированный или неденатурированный) для производства продукции, не содержащей этиловый спирт (например, лаки, краски и т.п.), или применяющие этиловый спирт для технических целей. Штраф может быть наложен даже в том случае, если использование этилового спирта происходит эпизодически или не связано с основной деятельностью предприятия. Хотя в формах деклараций, утвержденных Постановлением Правительства N 564, и указано, что данные представляются в тысячах декалитров (дал), однако в постановлении не определяется минимальное количество этилового спирта, меньше которого декларации не представляются. Предприятие, использовавшее даже литр этилового спирта, обязано представить декларацию о его использовании.

Декларации представляются ежеквартально нарастающим итогом и в целом за год в десятидневный срок после окончания отчетного периода в территориальные налоговые органы и в орган, выделивший квоту на закупку этилового спирта, а также в зависимости от вида используемого этилового спирта и вида деятельности предприятия в некоторые другие органы.

Использование этилового спирта, закупленного без выданных предприятию квот, не освобождает его от административной ответственности. Согласно ст.6 Закона N 143-ФЗ закупка этилового спирта юридическим лицом (организацией), не имеющим квот на его закупку, а также закупка этилового спирта в объеме, превышающем квоты, влечет наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, административной ответственности подвергаются и те предприятия, руководители которых не утруждают себя получением квот на приобретаемый этиловый спирт не только в связи с незначительным количеством используемого спирта, но и из-за нежелания ежеквартально представлять декларации о его использовании. Решения по делам об административных правонарушениях и по ст.11, и по ст.6 Закона N 143-ФЗ принимают руководители территориальных налоговых органов. Руководителям предприятий, для которых производство и оборот этилового спирта или алкогольной продукции не являются основным видом деятельности, но к которым могут быть применены статьи Закона, необходимо позаботиться о своевременном представлении деклараций о закупках и использовании этилового спирта (в том числе денатурированного) в упомянутые органы, чтобы не подвергать свои предприятия опасности наложения крупных административных штрафов.

Чтобы не приходилось подавать декларации об использовании этилового спирта, предприятия могут закупать и использовать в производстве, в том числе и для технических целей, не этиловый спирт, а иную спиртосодержащую или алкогольную продукцию. Конечно, это возможно только в тех случаях, когда такую замену позволяет осуществить технология производства. Организации, которые закупают не этиловый спирт, а спиртосодержащую или алкогольную продукцию и используют ее для выпуска продукции, не содержащей этилового спирта в составе готовой продукции, или на иные цели, не связанные с производством алкогольной продукции, не упомянуты в Положении о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1999 N 564 в перечне организаций, которые должны представлять данные декларации.

В то же время нужно учитывать, что закупленную для указанных целей алкогольную продукцию нельзя перепродать, а необходимо непременно использовать в производственном процессе на самом предприятии. Перепродажа алкогольной продукции приводит к обязанности представить декларацию согласно Постановлению Правительства Российской Федерации N 564, а также является безлицензионной деятельностью, что согласно ст.2 Закона N 143-ФЗ влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда. Реализация алкогольной продукции (оптовая или розничная, юридическим или физическим лицам) подлежит обязательному лицензированию.

Согласно ст.1 Закона N 143-ФЗ его действие не распространяется на деятельность организаций по производству и обороту лекарственных, лечебно – профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, если эти средства зарегистрированы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесены в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также на деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно – косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.

Изучение статей Закона “Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” руководителями предприятий и их юридическими службами поможет организовать работу предприятий так, чтобы избежать правонарушений, предусмотренных этим Законом.

Ссылка на основную публикацию