Расширена ответственность по КоАП за коммерческие взятки

Взятка как административное правонарушение

Взяточничество, являясь одной из главных проблем распространения коррупции, препятствует гражданам реализовать их законные права на имущественные отношения, образование, сохранение здоровья и подрывает веру к государственной власти.

Административные правонарушения

Для противодействия коррупции, к которой относится и взяточничество, значение имеет не только определение понятия «коррупционное преступление», но и «коррупционное правонарушение». При этом за совершение преступлений, относящихся к взяточничеству, карает УК, а правонарушения относятся к юрисдикции КоАП.

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-33-98 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 407-22-74 .
  • Регионы: +7 (800) 600-36-17 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Административное правонарушение коррупционного типа несет меньшую опасность для общества, чем коррупционное преступление. Однако такие деяния являются предпосылкой для совершения коррупционного преступления, в связи с чем их предупреждение и пресечение играет большую роль. В настоящее время пока не существует четкого понятия коррупционного правонарушения.

В связи с этим различные специалисты по законотворчеству предлагают различные подходы к определению коррупционных правонарушений. Один из этих подходов предполагает, что к таким правонарушениям относятся действия, указанные в ст. 19.28 КоАП, введенной в связи с ратификацией РФ международных документов. Другие подходы предполагают включать в список правонарушений, связанных с коррупцией, и другие административные нарушения.

Вопросам борьбы с взятками, как преступлениями, посвящен ряд статей УК. По УК наказанию можно подвергать физических лиц, дающих или получающих взятки. Наказание же юридических лиц за взятки рассмотрено в КоАП.

В соответствии с законом, даже прекращение уголовного преследования физического лица, действующего от имени компании, не отменяет наказания для юрлица.

Пример. Гендиректор ООО «Трастсрой» (Вологодская обл.) К. передал судебному приставу В. (г. Череповец) часть взятки в 15000 руб. за непринятие мер по изъятию имущества ООО и его реализации. После чего был задержан ФСБ.

Вологодским судом К. был признан виновным по ст. 291, ч.3 УК.

Постановлением мирового судьи участка № 65 ООО «Трастстрой» за административное нарушение по ст.19.28 (ч. 1) КоАП был подвергнут административному штрафу в 1 млн. руб.

Поправки в статью

О важности этой статьи говорит тот факт, что в настоящее время Госдумой рассматривается вопрос о внесении в нее изменений. Эти изменения подготовлены Правительством и предназначены для того, чтобы расширить ответственность за взятку.

В настоящее время по ст. 19.28 юрлица могут быть привлечены к ответственности только тогда, когда действия по даче взятки ведутся исключительно от данного юрлица. Практика показала, что руководители компании для того, чтобы избежать наказания, закрывают данную компанию и продолжают работать в дочерней. Особенно это распространено в международных компаниях, имеющих сложную конфигурацию.

Наказание

По ст. 19.28 КоАП на юридическое лицо может быть наложен административный штраф:

  1. В трехкратном размере относительно суммы средств, обещанных или переданных должностному лицу, но не менее 1 млн. руб. Кроме того, должны быть конфискованы деньги, акции, имущество.
  2. Для случая крупного (более 1 млн. руб.) незаконного вознаграждения могут быть назначены штраф в 30-кратном размере (не менее 20000000 руб.) и конфискация денег, акций, имущества.
  3. Для случая особо крупного (более 20000000 руб.) незаконного вознаграждения могут быть назначены штраф в 100-кратном размере (не менее 100000000 руб.) и конфискация денег, акций, имущества.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Последствия дачи взятки для Вашей фирмы или как избежать административной ответственности юридического лица по ст. 19.28 КоАП в виде крупного многомилионного штрафа.

Последствия дачи взятки для Вашей фирмы или как избежать административной ответственности юридического лица по ст. 19.28 КоАП в виде крупного многомилионного штрафа.

Руководитель или представитель Вашей компании привлекается к уголовной ответственности за дачу взятки (ст.291 УК РФ) или коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ)?
Помимо личной, персональной уголовной ответственности сотрудников и руководителей компании, в целях борьбы с коррупцией, с 2009 года правоохранительные органы стали дополнительно привлекать к административной ответственности и юридические лица.
Это может повлечь серьезные проблемы, например, наложен многолетний запрет на участие в государственных тендерах/конкурсах, и/или банкротство Вашего бизнеса из-за многомиллионных штрафов по ст.19.28 Кодекса об административных правонарушениях «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

В соответствии с данной статьей последствие дачи взятки будет в виде штрафа, который может начинаться от 1 000 000 рублей (за взятку в размере до 1 000 000 рублей или, даже, например, в виде бутылки вина), и превышать 20 000 000 рублей, и даже 100 000 000 рублей (в случае взятки в крупном или в особо крупном размерах). Ситуация осложняется еще и тем, что в соответствие с законом, даже судья не вправе заменить такой штраф – предупреждением.

Правоохранительные органы должны привлекать юридические лица к ответственности по ст.19.28 КоАП только после вступления в силу приговора за взятку и коммерческий подкуп по ст.ст.291 и 204 Уголовного Кодекса РФ, если же они поспешили, то их действия и решение необходимо обжаловать и добиться отмены.

Важно запомнить, что ответственность по данной статье должна возникать только в случае дачи взятки или коммерческого подкупа от имени или в интересах юридического лица, например, в связи с привлечением конкретного ООО к административной ответственности за нарушение правил противопожарной безопасности.

Соответственно, чтобы избежать многомиллионного штрафа Вам важно найти доказательства и грамотно отстаивать в суде позицию, что взятка передавалась исключительно в личных интересах руководителя или представителя компании. Например, чтобы избежать персональной уголовной ответственности генерального директора, а не компании в целом.

По таким административным делам желательно запросить копию вступившего в силу приговора и другие материалы уголовного дела, которые могут помочь в защите и оправдании, что уже случалось в успешной практике автора.

Даже если избежать ответственности невозможно — есть правовые пути и аргументы для снижения размера штрафа ниже 1 000 000 рублей. Ведь особенно обидно платить миллионный штраф за бутылку вина или маленькую пятитысячную взятку какому-либо государственному инспектору. Уголовный штраф по ч.1 ст.291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество» при хорошей работе адвоката может составить всего 30 000 – 50 000 рублей. А последствия для Вашей фирмы — юридического лица, серьезные: грозит административный штраф по ст.19.28 КоАП в размере не менее 1 000 000 рублей – явно несоразмерно нарушению.

В этом случае нужно обратиться к ч.3 ст.3.5 КоАП «Административный штраф», которая гласит, что в случае, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса размер штрафа не может превышать стократный размер суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица. Соответственно при сумме взятки 5 000 рублей – сумма административного штрафа не должна превышать 500 000 рублей, а это уже неплохая экономия в размере не менее полумиллиона рублей. Об этом положении закона не все знают, иногда упускают из вида и теряют значительные денежные суммы.

Кроме того, для снижения размера штрафа можно ссылаться на постановление Конституционного суда РФ от 25.02.2014 г. №4-П, конкретно на: предшествующее правомерное поведение юридического лица; своевременную уплату им налогов и сборов; высокую значимость деятельности юридического лица в области социального обслуживания; чрезмерную обременительность выплаты назначенного штрафа и риск банкротства для предпринимателей малого и среднего бизнеса; потерю работы значительным числом граждан. К примеру штраф был снижен с 1 млн до 100 тыс. руб. (решение Кущевского районного суда Краснодарского края от 06.05.2014 по делу № 12-8/2014) и с 1 млн до 300 тыс. руб. (решение Ленинского районного суда г. Кирова от 06.08.2014 по делу № 12-649/2014).

Содействие правоохранительным органам представителей юридического лица в качестве основания для снижения размера назначенного наказания по ст. 19.28 КоАП РФ отсутствует.

В крайнем случае, особенно если грозит штраф до 100 000 000 рублей, возможно еще во время следствия по коррупционному уголовному делу провести процедуру превентивного банкротства, чтобы избежать последующей значительной материальной ответственности юридического лица по административному делу по ст.19.28 КоАП РФ.

Если Вы хотите узнать больше о последствиях дачи взятки, сохранить нервы, время, денежные средства и получить юридические услуги высшего качества по защите от необоснованных обвинений обращайтесь к адвокату Леонтьеву.

Если у Вас есть вопросы и комментарии пишите – буду рад ответить.

Расширена ответственность по КоАП за коммерческие взятки

Расширена ответственность по КоАП за коммерческие взятки

Разъясняет начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры г. Москвы Виктор Викторович Балдин

Одной из основных проблем при ведении бизнеса в России по-прежнему является коррупция, которая в соответствии с Конвенцией ООН против коррупции, ратифицированной нашим государством Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ возможна не только в государственном, но и в частном секторе.

Распространенным проявлением коррупции в частном секторе является коммерческий подкуп, за совершение которого предусмотрена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.

В ч. 1 ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации под коммерческим подкупом понимается «незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением», которые наказываются штрафом в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

При наличии таких квалифицирующих признаков как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору либо если данные действия сопряжены с вымогательством предмета подкупа, в ряде случаев наказание может быть назначено в виде штрафа до девяностократной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы коммерческого подкупа.

Так, приговором Дорогомиловского районного суда г. Москвы от 29 мая 2012 г. О. Юналан осужден по ч. 3 ст. 30, ч.5 ст. 33, п.п. «а, б» ч. 4 ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации к 5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Приговором Черемушкинского районного суда города Москвы от 18 февраля 2013 г. Д. Приходченко осужден по ч. 3 ст. 204 Уголовного кодекса Российской Федерации к 2 годам лишения свободы условно. Так же ему назначено дополнительное наказание в виде штрафа в размере 1,5 млн. рублей и запрета занимать должности, связанные с выполнением управленческих функций в коммерческих организациях на протяжении двух лет.

За совершение указанных деяний действующим законодательством предусмотрена достаточно серьезная административная ответственность.

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 19.28, которая предусматривает административную ответственность юридического лица за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением. Минимальным наказанием по данной статье является административный штраф в размере 1 млн. рублей.

Читайте также:  Новые правонарушения в сфере оборота драгоценных камней

В случаях совершения вышеописанных действий в крупном и особо крупном размере, сумма налагаемого на юридическое лицо штрафа не может составлять менее 100 млн. рублей.

Столь значительный размер штрафных санкций призван минимизировать желание правонарушителей совершать подобные действия, поскольку возможная выгода от незаконных действий в любом случае будет кратно меньше наказания за данное нарушение.

Возбуждение дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является исключительной компетенцией органов прокуратуры, при этом прокуратурой города Москвы активизирована деятельность в данном направлении. Если в 2012 году по постановлениям прокуроров к административной ответственности по ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечено лишь 7 юридических лиц, то в 2013 году – 23.

Например, сотрудник ООО «Спецпродукт» О. Прокофьев предлагал заместителю начальника ФКУ «СИЗО-6» УФСИН России по г. Москве за денежное вознаграждение в размере 200 тыс. рублей организовать подписание договора комиссии между указанным учреждением и ООО «Спецпродукт». В связи с изложенным, прокуратурой административного округа в отношении ООО «Спецпродукт» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения которого юридическое лицо судом признано виновным и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1,5 млн. рублей.

В части гражданско-правовой ответственности за коммерческий подкуп следует отметить, что денежные средства, полученные в качестве взятки или коммерческого подкупа, в соответствии со ст. 169 Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть взысканы в доход Российской Федерации. Такие примеры есть и в практике прокуратуры г. Москвы.

Так, решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 9 сентября 2013 г. удовлетворено исковое заявление прокурора о взыскании с Л. Брюхановой в доход Российской Федерации денежных средств в размере 300 тыс. рублей, полученных ею в качестве взятки.

С учетом изложенных фактов, в настоящее время все больше и больше предпринимателей начинают понимать, что коррупция становится опасной не только своими правовыми последствиями, возможностью лишения свободы, чувствительными штрафными санкциями, но и попросту экономически не выгодной.

Понятие коммерческого подкупа и ответственность за него

Коррупция – одна из самых тяжелых социальных «болезней». Ее проявления многогранны и разнообразны и, к сожалению, издавна сопровождают практически все сферы жизни нашего общества. Конечно, с этим явлением следует бороться, поэтому разные виды коррупции объявлены уголовными преступлениями и предусматривают серьезную ответственность.

С развитием предпринимательства в РФ практически постоянно предпринимаются попытки нарушать законы рыночной экономики. Одним из путей такого нарушения является коммерческий подкуп – торговая разновидность взятки.

Рассмотрим этот вид уголовного проступка подробнее, определим, в чем его особенности, в отличие от взятки, и что грозит изобличенным в нем предпринимателям.

Что такое коммерческий подкуп

Для конкурентной борьбы хороши все средства, кроме незаконных. Предприниматели вправе использовать любые законодательно дозволенные экономические инструменты, изощряясь в их применении для обеспечения доступа к ресурсам, финансам, влиянию и другим активам, которые в итоге гарантируют увеличение прибыли – ведь в этом конечная цель бизнеса.

Когда средства получены незаконным путем, говорят о коррупции. Смысл этого действия довольно ясен: желая получить некую выгоду, одна сторона стимулирует другую для совершения действия или, наоборот, поощряя бездействие. При этом стимуляция может быть как материальной (финансы либо другие активы), так и нематериальной (ответные действия или бездействие).

Если неправомерное вознаграждение за действие или бездействие передается руководящему лицу (ответственным лицам), представляющим организацию, речь идет не просто о взятке, а о коммерческом подкупе.

ВНИМАНИЕ! Вред от коммерческого подкупа лежит не только в моральной плоскости, это правонарушение негативно влияет на принцип конкуренции, которым должна руководствоваться здоровая экономика. Кроме того, такое деяние подрывает авторитет конкретной коммерческой компании.

Понятия, близкие коммерческому подкупу

Термин «коммерческий подкуп» определен юридически как вид неправомерного влияния на управленческие процессы и функционирование организаций или деятельность предпринимателей. Коммерческий подкуп представляет общественную опасность. В обиходе встречаются прижившиеся слова и выражения, которым называют это явление:

  • коммерческая взятка;
  • коррупция в негосударственной сфере;
  • торговое «подмазывание»;
  • мзда.

Предмет коммерческого подкупа

Способы незаконного вознаграждения, характерные для коммерческого подкупа, могут быть различными, часто это те же формы, что и при обычном взяточничестве:

  • дача денег (рублей или валюты);
  • передача в собственность ценных бумаг;
  • передача имущественных активов (автомобиля, недвижимости, ювелирных изделий, других ценных вещей);
  • предоставление услуг по несоответсвующим (заниженным) ценам;
  • возмещение личных затрат предпринимателя или лица, представляющего организацию;
  • предоставление ему различных имущественных услуг;
  • списание кредита;
  • погашение займа, взятого получателем мзды;
  • отзыв судового иска;
  • «откаты»;
  • дарение или продажа по неправомерно низким ценам сырья, оборудования, других активов;
  • завышенная сума гонораров представителям другой стороны и др.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С точки зрения закона, предметом коммерческого подкупа не может являться вещь, не имеющая имущественной оценки, представляющая лишь субъективную ценность для дающей или берущей стороны, например, личное письмо, фото и т.п.

Объект коммерческого подкупа

Под объектом имеется в виду не само вознаграждение, а та область, на которую направлена цель подкупа, то есть управление организацией. Данная деятельность:

  • выполняется специально уполномоченными сотрудниками, чьи обязанности по ее выполнению соответствующим образом оговорены в их трудовых контрактах;
  • призвана служить правомерным интересам граждан РФ;
  • жестко нормируется законодательными положениями и внутренними актами организации.

Таким образом, как преступление коммерческий подкуп посягает на нормальную работу управленческого аппарата коммерческой организации.

Виды коммерческого подкупа

С точки зрения закона, преступлением являются все проявления коммерческого подкупа:

  • передача ценностей либо совершение действия/воздержание от него в качестве неправомерной оплаты для представителя управленческой структуры организации;
  • получение денег, активов или выполнение действий/отстранение от действий таким лицом в интересах платящей стороны.

Законодательная основа торговой коррупции

То, что явно не запрещается законом, считается разрешенным. Коммерческий подкуп, согласно законодательству Российской Федерации, считается уголовным правонарушением, а отдельные его проявления – административным.

Правовая суть коммерческого подкупа близка к взяточничеству, преследуемому по ст. 290 и 291 Уголовного Кодекса РФ, однако квалифицируется по другой статье – ст. 204 УК РФ, принятой относительно недавно – только в 1996 году. Статьи, касающиеся взяточничества, адресованы государственным и административным работникам, а по ст. 204 могут преследоваться представители коммерческих структур.

СПРАВКА! С 1997 по 2017 год число осужденных по этой статье выросло более чем в 5 раз, эта доля уголовных преступлений постепенно растет.

За коммерческий подкуп могут быть ответственными не только конкретные лица, но и организации в целом – это зона федерального законодательства и административного права:

  • ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;
  • ст. 19.28 КоАП РФ об ответственности юрлиц за неправомерное вознаграждение от имени организации.

Нормы ответственности за коммерческий подкуп

Уголовная ответственность за коммерческий подкуп по ст. 204 УК РФ говорит о мерах в отношении физических лиц, уличенных в этом преступлении. Значение имеет вид подкупа, то есть обвинение в даче или получении:

  1. За предоставление неправомерного вознаграждения грозит наказание:
    • штраф внушительных размеров – сумма, которая составила коммерческий подкуп, увеличенная в 10-50 раз;
    • ограничение свободы до 2 лет;
    • трехлетние исправительные работы.

Нормы могут быть пересмотрены в связи с отягчающими обстоятельствами. Такими в применении к данному преступлению считаются:

  • предварительный сговор, совершение не в одиночку, действие организованной группы;
  • в качестве объекта подкупа выступают действия, выходящие за рамки закона.

В этом случае закон предусматривает такую меру кары:

  • штраф в 40-70-кратном размере подкупа с лишением права на определенные должности или виды деятельности до трехлетнего срока;
  • принудительные работы до 4 лет;
  • арест от 3 месяцев до полугода;
  • тюремное заключение до 6 лет.
  • За получение незаконных средств в рамках коммерческого подкупа стороне грозит:
    • штраф в сумме подкупа, увеличенного в 15-70 раз;
    • дисквалификация (запрет на определенные деятельности или должности) до 3 лет;
    • арест до 3 лет.

    Здесь отягчающие обстоятельства могут быть следующими:

    • получение объекта подкупа организованной группой;
    • полученный подкуп активно вымогался виновной стороной;
    • за полученный подкуп «берущая» сторона должна была совершить нечто незаконное.

    В этом случае мера ответственности такова:

    • штраф в 50-90-кратной сумме подкупа с отстранением от определенных должностей или видов деятельности до 3 лет;
    • лишение свободы до 12 лет плюс штраф до 50-кратной суммы подкупа.

    Избежать уголовной ответственности можно, если лицо относится к одной из следующих категорий:

    • у него вымогали средства за совершение законодательно предусмотренных действий;
    • человек активно участвовал в раскрытии или доказательстве преступления;
    • сторона сама сообщила правоохранительным органам о планирующемся подкупе.
  • Административная ответственность организаций по этому преступлению также весьма серьезна: на предприятие может быть наложен штраф в стократной сумме от совершенного подкупа.

    Квалифицирующие признаки коммерческого подкупа

    Чтобы отнести данный вид экономического (коммерческого) преступления к определенной степени тяжести, юридически анализируется наличие или отсутствие квалифицирующих признаков. Их два: групповая организованность и вымогательство.

    1. Предварительный сговор группы. Дача (получение) коммерческого подкупа совершено группой лиц, которые предварительно организовались и сговорились для этой цели. В этом случае этот признак имеет несколько важных нюансов:
      • группа означает участие в подкупе не менее двух лиц, обличенных управленческими функциями;
      • эти лица до совершения подкупа договорились о своих действиях, используя свое положение на работе;
      • если в группе принимали участие лица, не исполняющие управленческих функций, они считаются пособниками, подстрекателями или даже организаторами преступления, и их ответственность будет не за подкуп как таковой (по ст. 204 УК РФ), а за пособничество (по ч. 4 ст. 34 УК РФ).
    2. Вымогательство – фактор, обличающий незаконность передачи объекта подкупа. Он представляет собой настойчивое требование предоставления активов или совершения действий (бездействия), подкрепляемое угрозами в нанесении ущерба интересам лица. Такое требование озвучено управленцем, представляющим организацию, как бы от ее имени. Важный нюанс определения вымогательства: угроза должна действительно быть опасной для правоохраняемых интересов гражданина. Так, если, например, инспектор пожарного надзора предлагает за деньги «не заметить» какое-либо нарушение, он не вымогает этих денег, поскольку действие, которое он предлагает сокрыть, не несет ущерба для директора фирмы. Наоборот, оно реализует не правоохраняемые, а незаконные интересы. А вот вынуждение к действиям под угрозой для здоровья детей управленца имеет явные признаки вымогательства.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Рецидив этого преступления как квалифицирующий признак был упразднен положениями Федерального закона от 08 декабря 2003 года № 162-ФЗ.

    Как доказать коммерческий подкуп

    Коммерческий подкуп – должностное преступление низкой или высокой степени тяжести, раскрыть и доказать его достаточно сложно. Кроме проверок, есть лишь один вариант информирования уполномоченных органов об этом правонарушении: если некое юрлицо пытается вымогать неправомерное вознаграждение с гражданина или представителя другой организации за свои услуги или бездействие. Согласиться с этими требованиями – значит стать соучастником коммерческого подкупа. Но можно и обратиться в правоохранительные органы, для этого необходима следующая доказательная база:

    • аудио или видеозапись беседы, где озвучиваются незаконные требования мзды (в ней должны обязательно прозвучать цель и условия выплаты, а также размер вознаграждения);
    • документальное подтверждение событий, касающихся подкупа (например, копию договора, относительно которого вымогался «откат»).
    Читайте также:  Установлена ответственность за производство и оборот порошкового алкоголя

    К СВЕДЕНИЮ! В записи вымогательства ни в коем случае не должна присутствовать инициатива «дающей» стороны, иначе при рассмотрении дела это может быть сочтено провокацией.

    После написания заявления осуществляется сотрудничество заявляющей стороны с правоохранителями: под их руководством необходимо передать фигуранту требуемый подкуп, тогда преступление будет зафиксировано.

    Отличие коммерческого подкупа от взятки

    По смыслу эти преступления практически идентичны, у них много сходных признаков:

    • моментом завершения состава преступления является передача или получение хотя бы небольшой доли неправомерного вознаграждения;
    • цель этих правонарушений – корысть;
    • вина участников – их осознанный умысел, то есть лицо понимало, что данное действие несет общественную опасность, и все же совершало его.

    Однако между взяткой и коммерческим подкупом есть ряд процессуальных отличий. Сравним взятку и коммерческий подкуп в следующей таблице.

    Основание для сравненияВзяткаКоммерческий подкуп
    1Статья Уголовного кодексаСт. 290, 291Ст. 204
    2Сфера осуществленияГосударственные и административные организацииКоммерческие организации
    3Вид правонарушенияДолжностноеКоммерческое
    4Объект преступленияСоциальные отношения, лежащие в основе правомерной работы упомянутых организацийРеализация прав и обязанностей уполномоченного (управляющего) лица в коммерческой структуре
    5Потенциальные субъекты преступления«Берущие» и «дающие» должностные лица, использующие свое служебное положениеЛица, в трудовых договорах которых прописана хоть одна функция управления
    6.Время совершения правонарушенияМожет быть дана (получена) как до, так и после желаемого действияДается (получается) только по предварительной договоренности, до выполнения требуемого деяния
    7.Степень тяжести правонарушенияНебольшаяПри передаче – небольшая, при получении – большая

    Когда коммерческий подкуп только кажется таковым

    В некоторых случаях коммерческий подкуп юридически констатировать нельзя:

    1. Неправомерные требования материального или иного вознаграждения за действие или бездействие коммерческих структур не могут быть сочтены преступлением, пока средства не были переданы требующему лицу. Однако на основании требований можно возбудить уголовное дело и доказать коммерческий подкуп.
    2. Если действие, за которое «берущей» стороне была предоставлена незаконная выгода, было законным, то коммерческий подкуп даже при наличии остальных признаков, не идентифицируется. Например, в обязанности руководителя отдела входит распределение некоего оборудования – предоставление его во временное пользование клиентам фирмы. Клиент «благодарит» руководителя за то, что он вошел в число получивших оборудование. Коммерческого подкупа здесь нет, поскольку оборудование распределено законно, хотя и небеспристрастно.

    ВНИМАНИЕ! Такое кажущееся противоречие обусловлено неполноценностью формулировки ст. 204, которая не содержит точного определения передачи незаконного вознаграждения.

  • «Дающая» сторона пообещала неправомерное вознаграждение. До тех пор, пока она не передала хотя бы его части «берущей стороне», о подкупе говорить не приходится, даже если «берущая» сторона выполнила все, за что ей обещали подкуп. Отсутствие факта передачи – отсутствие состава преступления.
  • Все об административной ответственности за … «взятку»!

    Если к понятию «взяточничество» мы все привыкли, и понимаем, что в случае выявления такой ситуации виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности со всеми вытекающими отсюда последствиями, то мало кому известно, какие угрозы для бизнеса несет, на первый взгляд, безобидная административная ответственность за «незаконное вознаграждение» от имени юридического лица.

    (ЧТО) Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица

    (КОМУ) должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации.

    (ЧЕГО) денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав

    (ЗА ЧТО) за совершение в интересах данного юридического лица. действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением

    (ВЛЕКУТ) наложение административного штрафа. размер которого исчисляется миллионами рублей.

    Ответственность за «незаконное вознаграждение» будет нести юридическое лицо.
    Попытаемся разобраться в вопросах, связанных с такой ответственностью более подробно.

    Виды ответственности за «взятку»

    Существует два вида ответственности за дачу взятки – административная и уголовная. Субъектами (привлекаемыми лицами) являются:

    в рамках административной ответственности – юридические лица;

    в рамках уголовной ответственности – физические лица.

    Важный момент! индивидуальные предприниматели не являются на сегодняшний день субъектами административной ответственности за незаконное вознаграждение.

    Коммерческий подкуп (уголовная ответственность)

    Незаконное вознаграждение (административная ответственность)

    Статьи 291, 291.2 УК РФ

    Пп.1-4 204, 204.2 УК РФ

    Статьи 290, 291.2 УК РФ

    П.5-8 ст. 204 УК РФ

    291.1, 291.2 УК РФ

    Итак, в чем же разница?

    1) Взятка.

    Такого термина официально в законе не существует.

    Исходя из смысла статьи 290 Уголовного кодекса РФ взятка – это материальные ценности (деньги, ценные бумаги, имущество и др.), а также услуги имущественного характера и имущественные права .
    Проще говоря, взятка — это какое-либо благо как в материальном виде, так и в виде услуг, которое направлено на улучшение положения должностного лица, которое получает взятку и может распорядиться предметом взятки как своим собственным.

    Преступными деяниями, согласно Уголовному кодексу РФ, являются получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве.

    При этом лица, которые дают взятку или являются посредниками во взяточничестве, освобождаются от уголовной ответственности в случае, если они после совершения преступления активно способствовали раскрытию и пресечению преступления и добровольно сообщили в правоохранительные органы, имеющие право возбудить уголовное дело, об имевшем место инциденте.

    Главное, что следует запомнить, – взятку получает всегда должностное лицо.

    2) Коммерческий подкуп.

    По сути, коммерческий подкуп – это также взятка, только получатель не должностное лицо, а лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

    Говоря о взятках, мы будем иметь ввиду и коммерческий подкуп тоже.

    Ответственность и за дачу, и за получение коммерческого подкупа прописана в ст. 204 УК РФ и ст. 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп). Условия освобождения от ответственности за передачу коммерческого подкупа аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной и содействие в следствии по делу.

    За посредничество в коммерческом подкупе также предусмотрена уголовная ответственность по статье 204.1 Уголовного кодекса РФ.

    3) «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» (ст. 19.28 КоАП РФ)

    Данная статья в Кодексе РФ об административных правонарушениях появилась в далеком 2008 году. Однако широкое применение эта статья получила лишь недавно, в тренде борьбы с коррупцией.

    По этой статье КоАП привлекаются к ответственности те юридического лица, в интересах которых были переданы «взятка» или «коммерческий подкуп». Очевидно, государство обратило взгляд на более платежеспособных субъектов для пополнения бюджета.

    Размеры штрафов действительно поражают:

    не менее миллиона при незначительном вознаграждении, например, 10 000 руб.;

    за «взятку» в миллион рублей организация уплатит штраф от 20 до 30 млн.руб.;

    ну а если вознаграждение за отстаивание ее интересов составило, допустим, 20 млн.руб., то придется раскошелиться на сумму от 100 млн. до 2 млрд. на усмотрение суда.

    Ответственность наступает не только за передачу, но и за обещание вознаграждения.

    Правда, для этого лицо, действующее в интересах компании, должно быть на это уполномочено. Однако каких-то специальных требований Закон не называет. Судебная практика показывает, что обычно такими лицами становятся руководители организаций. Но в интересах организации может действовать и главный бухгалтер, и начальник коммерческого отдела. и даже водитель.

    Так, в одном из Постановлений Верховный суд РФ оставил в силе решение районного суда о привлечении юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в виде штрафа 1 млн. руб. за действия водителя данной организации, который предложил инспектору ГИБДД взятку в размере 9 800 руб., чтобы избежать составления протокола за перевозку опасных грузов. Оценивая заинтересованность организации в передаче такого вознаграждения Верховный Суд указал, что размер взятки водителя значительно превышал размер грозящего самому водителю штрафа (3000 руб.) за нарушение правил перевозки грузов, что свидетельствует, что действовал он в интересах юридического лица, потенциальный штраф для которого выше.

    В другой ситуации коммерческую организацию оштрафовали на 1 млн руб. за то, что ее директор в интересах предприятия незаконно перевел на банковский счет лица, занимающего должность начальника отдела снабжения другой организации денежные средства в размере 8000 рублей (коммерческий подкуп) за продолжение договорных отношений между этими организациями. Типичный «откат».

    Как видим, действия разных сотрудников могут привести предприятие к серьезной ответственности в виде миллионных штрафов.

    Какие неприятности влечет для юридического лица факт привлечения его по ст. 19.28 КоАП РФ помимо высоких штрафов?

    Компания в течение двух лет не сможет участвовать в государственных закупках .

    На сайте Генеральной прокуратуры размещен Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по этой статье КоАП РФ. Проверить, нет ли там вашей организации или вашего контрагента, можно по ссылке https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/.

    За 2017 год к ответственности было привлечено 363 юридических лица.

    Очевидно, что нахождение юридического лица в подобном реестре может пагубно сказаться на его деловой репутации при последующих попытках заключения контрактов с потенциальными контрагентами и вне сферы гос.закупок.

    Кто и как обычно привлекает по ст. 19.28 КоАП РФ?

    В подавляющем большинстве случаев такие административные дела возбуждаются по результатам изучения прокуратурой уголовных дел о взятках и коммерческом подкупе и большей частью на основе обвинительных приговоров суда.

    Решение о привлечении организации к ответственности выносит суд.

    Помимо обстоятельств, зафиксированных в приговоре в отношении конкретного физического лица, необходимо доказать:

    физическое лицо передавало вознаграждение в интересах организации;

    источники для такого вознаграждения;

    была ли у организации заинтересованность в получении преференций за это вознаграждение или физическое лицо преследовало только личный интерес.

    Однако наличие обвинительного приговора совсем не обязательно. Прокурор вполне может ссылаться на материалы уголовного дела, например, на текст обвинительного заключения.

    Еще раз подчеркнем: привлечение физического лица к уголовной ответственности не исключает, а наоборот, дает «зеленый свет» привлечению организации, в интересах которой он действовал (взяткодатель) или которой обещал какие-то преференции (взяткополучатель), к административной ответственности.

    «Платите это немедленно». Сроки уплаты штрафа по ст. 19.28 КоАП РФ

    Серьезные намерения государства по усилению наказания за коррупцию видны на примере «безобидного» КоАП РФ. Не прошло и недели после оглашения итогов выборов, как появился «президентский» законопроект № 430595-7 о введении возможности накладывать арест на имущество организации, в отношении которой ведется расследование по ст. 19.28 КоАП РФ, чтобы обеспечить в будущем реальную оплату наложенного штрафа.

    К слову, деньги тоже относятся к имуществу. Поэтому если иных активов нет, арест будет наложен на остатки на банковских счетах. Самое время напомнить, что за вознаграждение свыше 1 млн.руб., штраф составит минимум 20 млн. руб.

    А еще штраф нужно будет уплатить не позднее 7 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Читаем, что это немедленно необходимо найти 1, 20 и более миллионов рублей, иначе денежные средства будут принудительно списаны с расчетного счета или судебный пристав начнет процедуру взыскания за счет иного имущества. Приятного мало.

    Ложку меда никто не отменял. Что может спасти от статьи 19.28 КоАП РФ?

    Уже упомянутый законопроект № 430595-7 дает теперь возможность избежать наказания по ст. 19.28 КоАП РФ. Предлагается освобождать организацию от ответственности, если она помогла выявить, раскрыть и расследовать такое правонарушение.

    Читайте также:  При рассмотрении дел об административных правонарушениях будет использоваться видео-конференц-связь

    Во что это может вылиться на практике?

    Если в интересах юридического лица дано вознаграждение какому-либо должностному лицу, но до того, как об этом стало известно правоохранительным органам, представитель организации сообщил об этом, такое юридическое лицо не будут привлекать к ответственности и организации удастся избежать многомиллионных штрафов.

    Любопытно, что в ст. 13.1 Закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» приведен специальный перечень мер, которые должна выполнять организация в рамках предупреждения коррупции, например:

    определить подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупции;

    разработать и внедрить стандарты добросовестной работы предприятия;

    принять кодекс этики и служебного поведения работников.

    Подобный перечень мероприятий содержится и в Методических рекомендациях Минтруда по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 г., где, в частности, даны рекомендации по проверке контрагентов на предмет их добропорядочности.

    Мало кто поверит, что подобные внутренние документы организации реально уберегут от коррупционной составляющей при ведении бизнеса, однако вполне могут быть расценены в качестве смягчающих ответственность обстоятельств, перечень которых открытый.

    Что ж, сложно назвать тему сегодняшней статьи позитивной. Высокие штрафы, арест имущества, объективная невозможность уследить за всеми сотрудниками с «добрыми» намерениями. Однако, кто предупрежден, тот вооружен!

    Кратный штраф за взятки составит до 500 млн рублей

    Вчера президент Дмитрий Медведев внес в Госдуму поправки к Уголовному кодексу (УК) и Кодексу об административных правонарушениях (КоАП) РФ, многократно увеличивающие штрафы и сроки отсидки за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки. Депутаты уже начали представлять свои замечания. В том числе отмечено, что решения по наказаниям за взятки в слишком большой степени отдаются на усмотрение судей.

    Внесенный вчера законопроект начал готовиться правовым управлением администрации президента еще летом прошлого года, то есть до того, как президент в послании Федеральному собранию предложил бороться с коррупцией многократным увеличением штрафов пропорционально сумме взятки. Об этом говорит присланный в Госдуму в пакете с законопроектом отзыв Верховного суда, датированный 10 августа 2010 года. Итог почти годовой работы правового управления, президентского совета по борьбе с коррупцией и самого президента получился следующий.

    В ст. 46 УК РФ, которая определяет общие параметры всех штрафов, появилась новая норма о том, что “размер штрафа, исчисляемого исходя из кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, устанавливается в размере до 100-кратной суммы коммерческого подкупа или взятки, но не может быть более 500 млн руб.”. Штрафы за коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) для подкупающего лица увеличиваются с прежнего размера “до 200 тыс. руб.” (300 тыс. руб. для группы лиц) — до 10-50 подкупных сумм. Предельный тюремный срок, который также сохранен по этой статье, увеличен с трех до пяти лет. Если подкупающий совершал подкуп в группе лиц или платил за нарушение закона (нарушение закона — новое условие), то наказание выльется в 40-70 подкупных сумм или до шести лет тюрьмы.

    Для того, кто не смог преодолеть соблазна и был подкуплен, штраф увеличивается со 100-500 тыс. руб. до 15-70 размеров полученных сумм. Если же получатель действовал с группой лиц, или вымогал предмет подкупа (деньги или услуги), или взамен нарушал закон, то вместо прежнего тюремного срока 7-12 лет и штрафа до 1 млн руб. он получит либо штраф на 50-90 сумм подкупа, либо срок до 12 лет плюс штраф до 50 сумм подкупа.

    Ст. 290 УК РФ “Получение взятки” также основательно переписана. Сейчас получателю взятки грозит штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб. и тюремный срок до пяти лет (до семи лет, если оплачивалось нарушение законов, или до десяти лет — для лиц, занимающих госдолжности). Для группы лиц, вымогателей или в случае взятки в крупном размере (более 150 тыс. руб.) установлен тюремный срок 7-12 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. Президент предлагает за получение взятки (теперь и “за общее покровительство или попустительство по службе”) взимать штраф в размере 25-50 сумм взятки либо сажать на срок до трех лет со штрафом в 20 сумм взяток. За получение взятки в значительном размере (более 25 тыс. руб.) штраф увеличивается до 30-60 сумм взятки или срока до шести лет плюс штраф в 30-кратном размере. При нарушении закона за взятку штраф увеличивается до 40-70 сумм взятки либо дается срок до семи лет плюс 40-кратный штраф.

    Для взяткополучателей, занимающих госдолжности, все еще хуже: штраф вырастает до 60-80-кратного размера либо дается срок до десяти лет плюс 50-кратный штраф. Если взятку брала группа лиц, если взятка вымогалась или составляла “крупный размер” (более 150 тыс. руб.), то в качестве наказания предусматривается штраф в 70-90 сумм взятки, либо тюремное наказание на срок от 7 до 12 лет, либо запрет занимать определенные должности на срок до трех лет с уплатой 60-кратного штрафа. Наконец, за особо крупный размер взятки (более 1 млн руб.) предлагается присуждать 80-100-кратный штраф с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо присуждается тюремный срок от 8 до 15 лет с 70-кратным штрафом.

    За дачу взятки (ст. 291 УК РФ) все пределы несколько ниже. Максимальная кратность — 90, тюремный срок — до 12 лет.

    Одним из нововведений является и то, что за получение взятки будут наказаны иностранное должностное лицо или должностное лицо публичной международной организации. Соответственно, дача взятки этим лицам влечет ответственность для взяткодателя. Другим важным нововведением станет ответственность за посредничество во взяточничестве. За это можно будет получить штраф в 12-49 сумм взятки либо тюремный срок до пяти лет с 20-кратным штрафом.

    При получении взяток за совершение незаконных действий либо с использованием служебного положения предлагается ввести 13-60-кратный штраф либо сесть на срок от трех до семи лет с 30-кратным штрафом. Группе посредников или за крупный размер взятки предлагается присуждать 60-80-кратный штраф либо 7-12 лет тюрьмы плюс 60-кратный штраф. При посредничестве в получении взятки в особо крупном размере штраф увеличивается до 70-90-кратного размера либо до тюремного срока 7-12 лет плюс 70-кратный штраф. Не будут застрахованы от неприятностей и те, кто лишь обещает или предлагает посредничество во взяточничестве. Уличенные в этом заплатят 15-70-кратный штраф либо сядут на срок до семи лет с 10-60-кратным штрафом.

    Напомним, что первый раз глава правового управления Кремля Лариса Брычева вынесла на публичное обсуждение часть норм законопроекта 13 января, после заседания президентского совета по противодействию коррупции. Тогда она объяснила, что кратные штрафы являются более простым и более эффективным механизмом наказания, чем уже действующая конфискация нажитого коррупционным путем имущества, “задача — подорвать экономическую основу совершения преступления, чтобы не было мотивации брать взятки”. По ее словам, “целью уголовных репрессий является главным образом лишение свободы, при этом полученные незаконным путем деньги далеко не всегда отбирали и не особенно разыскивали”. “Такая ситуация не очень пугает коррупционеров и вряд ли позволяет достичь реальных целей”,— отметила госпожа Брычева.

    Уже тогда было очевидно, что законопроект вызовет дискуссии. Так, например, глава следственного комитета Александр Бастрыкин сразу же высказал сомнения по поводу эффективности наказания через кратные штрафы. “Надо подумать, не станут ли взятки расти после введения кратных штрафов”,— заявил он.

    На встрече президента с членами Общественной палаты 20 января свои предложения внес и глава комиссии по общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов Анатолий Кучерена. Он предложил отказаться от верхнего предела штрафов за взятки, мотивируя это тем, что если сумма взятки будет больше установленного предела, то “это будет выгодно и можно еще остаться с доходом”. Кстати, замечание господина Кучерены явно было учтено (президент поручил своему антикоррупционному совету рассмотреть предложение) — предельный размер штрафа остался, но был увеличен с планировавшихся 300 млн до 500 млн руб.

    Депутаты вчера в целом поддержали поправки, а некоторые уже внесли предложения. Руководитель фракции “Справедливой России” Николай Левичев, отметив, что “кратные штрафы стали бы действенной мерой в государстве с по-настоящему независимой и неподкупной судебной системой, которой у нас пока нет”, предложил запретить применение условных сроков наказания для осужденных по коррупционным статьям. “Коррупция — это, по сути, государственная измена, и масштабные взяточники должны получать масштабные сроки”,— заявил он.

    Глава комитета по безопасности Владимир Васильев пояснил “Ъ”, что штрафы более эффективный механизм, чем конфискация. По его словам, механизм конфискации требует времени на доказательства, а “коррупционер при этом сохраняет главное оружие — деньги — и может начать откупаться”. В итоге конфискация применялась за все время только по 0,8% уголовных дел (587 дел). Назвав президентский проект “шагом вперед в борьбе с коррупцией”, господин Васильев отметил, что в ряде статей расширяется усмотрение суда, в том числе по тем нормам, которые устанавливают весьма существенную вилку штрафов. “Есть опасение, что это приведет к росту коррупции в судейской системе”,— заявил он. Но, с другой стороны, по его словам, большая вилка штрафов дает возможность точнее соотносить тяжесть наказания с тяжестью преступления, так что судейскому сообществу придется осознать свою возросшую ответственность.

    Депутат от фракции КПРФ Андрей Андреев заверил “Ъ”, что в целом коммунисты поддерживают эти меры “как комплексные в борьбе с коррупцией, появилась надежда, что президент в борьбе с коррупцией перешел от слов к делам. И данный законопроект будет носить не единичный характер. За ним последуют еще более жесткие меры”. Однако депутат напомнил, что “жесткость российских законов смягчается необязательностью их исполнения”. “Хотелось бы, чтобы данная мера, которая сродни конфискации, будет носить принципиальный характер и не использоваться для решения спора так называемых хозяйствующих субъектов и сведения личных и политических счетов”,— сказал он.

    То, что дискуссии развернутся бурные, подтверждает и официальный отзыв Верховного суда от 10 августа 2010 года, присланный в Государственную думу в пакете с законопроектом. Хотя его замечания уже учтены во внесенном проекте, обращает на себя внимание указание на имеющиеся в первоначальном проекте потенциально коррупциогенные формулировки. Например, Верховный суд обратил внимание на то, что основанием для ответственности за коммерческий подкуп является в том числе “незаконное предложение” имущества либо услуг. “Термин “предложение”, с нашей точки зрения, не отвечает критерию ясности, недвусмысленности правовой нормы и вызовет неоднозначность его трактовки в правоприменительной практике”,— указал тогда Верховный суд, и во внесенном проекте этой нормы уже нет. Однако депутаты и общественные организации наверняка найдут в проекте и другие неоднозначные нормы.

    Отметим, что во внесенных поправках к КоАП есть еще ряд важных норм. Так, с нынешнего одного года до шести лет предлагается увеличить срок давности по административной ответственности юридических лиц за коррупционные деяния. Кроме того, с трехкратного до максимального, 100-кратного размера увеличиваются штрафы для юридических лиц по статье “Незаконное вознаграждение от имени юридического лица”. Кроме того, эту статью предложено распространить и на иностранных должностных лиц и публичные международные организации. Также вводятся нормы о взаимодействии с иностранными государствами и оказании взаимной правовой помощи при расследовании коррупционных преступлений.

    Ссылка на основную публикацию