Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях (ДАП) регламентируется разделом 4 КоАП РФ.

В разделе 3 КоАП РФ определен круг органов и должностных лиц, полномочных рассматривать дела об административных правонару­шениях.Дела об административных правонарушениях, предусмотренные КоАП РФ, рассматриваются: судьями (мировыми судьями); комис­сиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; а также феде­ральными органами исполнительной власти, их учреждениями, струк­турными подразделениями и территориальными органами (например, органами по контролю оборота наркотиков). Дела об административ­ных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рас­сматриваются в пределах своих полномочий также административны­ми комиссиями и иными коллегиальными органами субъектов РФ.

По делу об административном правонарушенииподлежат выясне­нию следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправное деяние, за кото­рое предусмотрена административная ответственность; его виновность; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответ­ственность; характер и размер причиненного ущерба; обстоятельства, исключающие производство по ДАП; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и усло­вия совершения административного правонарушения.

Глава 27 КоАП РФ регламентирует применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях,то есть специальные меры, применяемые должностными лицами, уполно­моченными на рассмотрение ДАП в целях их пресечения, установле­ния личности нарушителя, составления протокола при невозможности его составления на месте, а также обеспечения своевременного и пра­вильного рассмотрения ДАП и исполнения принятого по делу поста­новления. К числу этих мер статья 27.1 КоАП РФ относит: доставление; административное задержание (по общему правилу не дольше 3 часов); личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средства, находящих­ся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъя­тие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный за­прет деятельности (на срок до рассмотрения дела судом, но не свыше 5 суток).

Производство по делам об административных правонарушенияхсостоит из следующих стадий (рис. 6.1): возбуждение дела; админист­ративное расследование; рассмотрение дела по существу; вынесение постановления; обжалование и опротестование постановления; испол­нение административного взыскания.

Возбуждениедела об административном правонарушенииосу­ществляется уполномоченным должностным лицом при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события администра­тивного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужден­ным с момента: составления первого протокола о применении мер обес­печения производства по ДАП; составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении ДАП; вынесения определения о возбуждении ДАП при необходимости проведения административного расследования; оформ­ления предупреждения или наложения (взимания) административ­ного штрафа на месте совершения административного правонаруше­ния в случае, если протокол не составляется.

Рис. 6.1. Производство по делам об административных правонарушениях

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев возбуждения ДАП прокурором (ст. 28.4) или назначения административного наказания без составле­ния протокола (ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ). Круг должностных лиц, упол­номоченных составлять протоколы об административных правонару­шениях, определен статьей 28.3 КоАП РФ. При составлении протокола участникам административного производства разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в самом протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено ДАП, предоставляется возможность ознакомления с протоколом, право представлять объяснения и замечания по его со­держанию. Протокол об административном правонарушении подпи­сывается должностным лицом, его составившим, а также физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено ДАП. В случае их отказа от подписания об этом делается соответствующая запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено ДАП, а также потерпевшему по их просьбе вручается ко­пия протокола.

Протокол об административном правонарушении составляется не­медленно после выявления его совершения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физиче­ском или юридическом лице, в отношении которых возбуждается ДАП, протокол составляется в течение 2 суток с момента выявления. В слу­чае проведения административного расследования протокол об адми­нистративном правонарушении составляется по окончании расследо­вания. Протокол (или постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать ДАП, втечение суток с момента состав­ления протокола (вынесения постановления). Протокол (или поста­новление прокурора) об административном правонарушении, совер­шение которого влечет административный арест, передается на рас­смотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Проведение административного расследованияпредусмотрено статьей 28.7 КоАП РФ в отношении административных правонаруше­ний в области антимонопольного, налогового, таможенного, природо­охранного законодательства, законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продук­ции и др., требующих проведения экспертизы или иных процессуаль­ных действий, связанных со значительными временными затратами. Решение о проведении административного расследования принимает­ся немедленно после выявления факта совершения административно­го правонарушения должностным лицом, уполномоченным составлять протокол, в виде определения, а прокурором — в виде постановления.

Срок проведения административного расследования не может пре­вышать 1 месяца с момента возбуждения ДАП. В исключительных слу­чаях указанный срок может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более 1 месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — на срок до 6 месяцев. По окончании административного рас­следования составляется протокол об административном правонару­шении либо выносится постановление о прекращении ДАП.

Дело об административном правонарушении рассматривается по существув 15-дневный срок со дня получения протокола и других ма­териалов дела. В случае поступления ходатайств либо необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств срок рассмотрения дела мо­жет быть продлен, но не более чем на 1 месяц, о чем выносится мотиви­рованное определение. ДАП, совершение которого влечет администра­тивный арест, рассматривается в день получения протокола об админи­стративном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента задержания.

При рассмотрении дела оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела, заслу­шиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, пока­зания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения спе­циалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

По результатам рассмотрения дела выносится постановлениео на­значении административного наказания либо прекращении производ­ства по делу, в котором указывается: должность, фамилия, имя, отчест­во судьи (должностного лица), наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; све­дения о лице, в отношении которого оно рассматривается; обстоятель­ства, установленные при его рассмотрении; статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства; мотивированное решение; срок и порядок обжалования постановления.

Если при решении вопроса о назначении судьей административно­го наказания одновременно решается вопрос о возмещении имущественного ущерба, то в постановлении по делу указываются размер ущер­ба, подлежащего возмещению, сроки и порядок его возмещения.

Постановление по ДАП объявляется немедленно по окончании рас­смотрения дела. Копия постановления вручается под расписку лицу (его законному представителю), в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным ли­цам в течение 3 дней со дня вынесения.

Постановление по ДАП может быть обжалованов 10-дневный срок в вышестоящий орган (должностному лицу) или в суд, а постанов­ление по ДАП, совершенному юридическим лицом или частным пред­принимателем, — в арбитражный суд. Поданная жалоба подлежит рас­смотрению в течение 10 дней со дня ее поступления. При этом если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает ад­министративный арест, то его жалоба будет рассмотрена в течение су­ток с момента подачи.

По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следую­щих решений:

♦ об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовле­творения;

♦ об изменении постановления по ДАП, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается по­ложение лица, в отношении которого оно вынесено;

♦ об отмене постановления и прекращении производства по делу;

♦ об отмене постановления и возвращении дела на новое рассмотре­ние или направлении на рассмотрение по подведомственности.

Решение по жалобе на постановление по ДАП оглашается немед­ленно после его вынесения. Копия решения в срок до 3 суток вручается лицу (его законному представителю), в отношении которого оно выне­сено, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе. Решение по жалобе на постановление об администра­тивном аресте доводится до сведения органа (должностного лица), ис­полняющего постановление, а также лица, в отношении которого выне­сено решение, и потерпевшего в день вынесения.

Постановление по делу об административном правонарушении, а также решение по результатам рассмотрения жалоб могут быть опро­тестованы прокурором.При этом право принесения протеста на всту­пившее в законную силу постановление по ДАП, а также решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов принадлежит прокуро­рам субъектов РФ (их заместителям), а также Генеральному прокуро­ру РФ (его заместителям). Пересмотр вступивших в законную силу по­становлений по ДАП и решений по результатам рассмотрения жалоб ипротестов производится председателями судов субъектов РФ (их заместителями), а также Председателем Верховного Суда РФ (его за­местителями). Вступившие в законную силу постановление по ДАП в отношении юридических лиц и частных предпринимателей, а также ре­шения по результатам рассмотрения поданных на них жалоб пересмат­риваются в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ.

Постановление по ДАП приводится в исполнениеуполномоченны­ми на то органами и должностными лицами в порядке, установленном главами 31 и 32 КоАП РФ, другими федеральными законами и прини­маемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ. При этом не приведенное в исполнение в течение года со дня вступле­ния в законную силу постановление о ДАП исполнению не подлежит.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях — это процессуальная деятельность, которая выполняет нормативные предписания. Последовательность рассмотрения административных дел является частью процесса по определению санкций к нарушителям за содеянный поступок, в то же время создает условия в области законных прав гражданина.

Какие нарушения считаются административными

Действия, нарушившие права и свободы граждан, общественный порядок относятся к КОАП (кодексу об административных правонарушениях), который определяет виды антиобщественных деяний:

  • Мелкое хулиганство, отказ повиноваться сотруднику органов внутренних дел, дружиннику, военнослужащему при нарушении порядка.
  • Распитие алкогольных напитков, появление в нетрезвом виде в общественных местах, недостойное поведение, задевающее моральные понятия общества.
  • Курение в общественных местах.
  • Нарушение ДПП, правил охоты, рыболовства, уничтожение природных ресурсов, в результате которого наносится вред обществу и отдельным гражданам.
  • Нарушение избирательных прав.
  • Незаконные операции с денежными платежными документами. Мелкое хищение (кража в супермаркете)

Противоправные действия могут быть умышленными или совершенными по неосторожности.

Обратите внимание! К административному наказанию можно привлечь гражданина, начиная с шестнадцатилетнего возраста.

Повторное совершение данного проступка отягчает факт преступления. За это предусматривается наказание строже. Надо отличать неоднократное действие от повторного деяния.

Все субъекты административных правонарушений делятся на три группы:

В первой группе все дееспособные граждане от шестнадцати лет. Ко второй относятся военнослужащие, работники внутренних органов. К третьей — должностные лица, родители несовершеннолетних, иностранцы, лица без гражданства.

Для того, чтобы признать антиобщественное деяние, надо предъявить доказательства, свидетелей, при этом доводы самого обвиняемого не являются обязательными. Так как данный вид преступления не является уголовным, лишение свободы не предусмотрено.

Обратите внимание! Если оно совершено впервые, наказанием может стать предупреждение.

Порядок производства по делам об административных нарушениях

В схеме данных дел выделяется четыре этапа рассмотрения, которые вместе называются производством.

Порядок осуществляется в такой последовательности:

  1. Возбуждение дела. Для этого необходим повод — информация в виде заявления или другого подтверждения нарушения закона. Должно быть и основание — доказательство содеянного.
  2. Процесс рассмотрения дела. Это главная и центральная часть в порядке рассмотрения.
  3. Пересмотр дела в случае, если подается прошение об этом. По итогам пересмотра постановление по делу может остаться в силе или будет отменено. Постановление может быть вынесено о прекращении дела или о назначении наказания
  4. Исполнение решений. Иногда решение о возбуждении дела выносится в форме определения. Такая ситуация предполагает административное разбирательство.
  5. Потерпевший или законный представитель, защитник могут обжаловать постановление ввышестоящем суде. Жалобы подаются в письменном виде, за нее не надо платить госпошлину, обратиться с ней надо в десятидневный срок. Рассматриваются жалобы по таким делам в ускоренном режиме в течение пяти дней.

Определение выносится при нарушении налоговой антимонопольной страховой категории закона (ст.28.7 КОАП). Источники доказательств в данном производстве:

  • объяснительная записка;
  • протокол;
  • материалы судебного разбирательства;
  • вещественные и документальные доказательства;
  • свидетельские показания.

На первой стадии рассмотрения находится протокол. Он составляется сразу после обнаружения проступка. Это ускоренный вариант. Для сбора данных должностному лицу обычно дается две недели. Чтобы не нарушить право лица, на которого составлен протокол, должна быть соблюдена следующая последовательность:

  1. Необходимо объяснить лицу его обязанности и права, согласно ст.25.1 КОАП. В протоколе делается отметка об этом.
  2. Дать возможность лицу ознакомиться с содержанием, сделать свои замечания, дать, если необходимо, объяснения. Если он с чем-то не согласен, надо об этом указать в тексте.
  3. В случае неявки участника правонарушения процедура составления протокола пройдет без него. Копия будет направлена ему для ознакомления в трехдневный срок.
  4. Подписать бумагу должны лица: составляющий и провинившийся. В случае отказа последнего поставить свою подпись, этот факт зафиксируется.
  5. Под расписку копия короткого конспекта составленного протокола должна быть вручена гражданину.

Как осуществляется

Дело может быть возбуждено постановлением прокурора по результатам проверки или реагирования на жалобы, обращения граждан. Ответственность за нарушение прав может быть объявлена на месте совершения. Выносится предупреждение или назначается штраф. В таком случае протокол не составляется, постановление выносится сразу.

За разные виды правонарушений предусмотрено семь типов наказаний:

Дополнительная информация! Штраф не применяется к лицам особой группы: военнослужащим, курсантам.

  • Предупреждение в письменной форме, если деяние совершено впервые.
  • Штраф. Размер зависит от степени злодеяния и суммы прожиточного минимума в данный период (от пяти до 150 тысяч рублей). Сумма штрафа не должна быть меньше стоимости причиненного ущерба.
  • Возмещение предмета порчи.
  • Конфискация имущества.
  • Исправительные работы, труд во время которых не оплачивается. Осуществляются они в свободное от основной деятельности время, не более четырех часов в день, в сумме — не больше двухсот. Не применяется к беременным женщинам, инвалидам.
  • Лишение прав на управление автотранспортом — от месяца до трех лет, если автомобиль не является единственным источником дохода.
  • Арест на срок до пятнадцати суток. При особо злостных нарушениях возможно задержание на три часа.

Лишение водительских прав

Трудности при определении наказания возникают при производстве дел за неуплату налогов, о нарушении правил ПДД и совершении проступков несовершеннолетними гражданами.

Читайте также:  К протоколу об административном правонарушении в случае наложения штрафа будут прилагаться сведения для заполнения расчётных документов

Что необходимо знать

Основные принципы производства по ДОАПН: объективный подход, требования законности, презумпция невиновности, гласность. А также следование основному принципу: «Перед законом все равны».

Доказательства для установления истины должны иметь правовой характер. Они устанавливаются протоколами, объяснениями, заключениями экспертов, показаниями потерпевших, вещественными доказательствами, материалами видео и фотосъемок со средств наблюдения (за движением на дорогах), измерительными приборами.

Кто имеет право на административное задержание? Органы внутренних дел: полиция, военнослужащие, дружинники, дорожный патруль.

Срок давности административных правонарушений меньше, чем при уголовной ответственности. Наказания за такие преступления мягче, к судимости они не приводят. Жалоба рассматривается судьей и имеет такие решения:

  • Оставить постановление без изменений.
  • Отменить его, отправить дело на доследование.
  • Изменить меру наказания.
  • Отменить неправомочное постановление.

Обратите внимание! Решение по жалобе тоже не является окончательным, подавать ее можно дважды. Документ вступает в силу после обжалования.

Административный штраф можно заплатить в течение трех месяцев, если материальное положение не позволяет. Отсрочить можно и арест по уважительным причинам. Действие постановления прекращается только в случае амнистии, отмены закона, смерти лица, истечении срока давности, исполнения.

Раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 24.1 – 30.19)

Раздел IV. Производство
по делам об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

См. схему “Производство по делам об административных правонарушениях”

  • Глава 24. Общие положения (ст.ст. 24.1 – 24.7)
    • Статья 24.1. Задачи производства по делам об административных правонарушениях
    • Статья 24.2. Язык, на котором ведется производство по делам об административных правонарушениях
    • Статья 24.3. Открытое рассмотрение дел об административных правонарушениях
    • Статья 24.3.1. Доведение до сведения участников производства по делу об административном правонарушении информации о поступивших судье внепроцессуальных обращениях
    • Статья 24.4. Ходатайства
    • Статья 24.5. Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении
    • Статья 24.6. Прокурорский надзор
    • Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении
  • Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности (ст.ст. 25.1 – 25.15)
    • Статья 25.1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
    • Статья 25.2. Потерпевший
    • Статья 25.3. Законные представители физического лица
    • Статья 25.4. Законные представители юридического лица
    • Статья 25.5. Защитник и представитель
    • Статья 25.5.1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей
    • Статья 25.6. Свидетель
    • Статья 25.7. Понятой
    • Статья 25.8. Специалист
    • Статья 25.9. Эксперт
    • Статья 25.10. Переводчик
    • Статья 25.11. Прокурор
    • Статья 25.12. Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении
    • Статья 25.13. Отводы лиц, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается
    • Статья 25.14. Возмещение расходов потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому
    • Статья 25.15. Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении
  • Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств (ст.ст. 26.1 – 26.11)
    • Статья 26.1. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении
    • Статья 26.2. Доказательства
    • Статья 26.3. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей
    • Статья 26.4. Экспертиза
    • Статья 26.5. Взятие проб и образцов
    • Статья 26.6. Вещественные доказательства
    • Статья 26.7. Документы
    • Статья 26.8. Показания специальных технических средств
    • Статья 26.9. Поручения и запросы по делу об административном правонарушении
    • Статья 26.10. Истребование сведений
    • Статья 26.11. Оценка доказательств
  • Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 27.1 – 27.20)
    • Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
    • Статья 27.2. Доставление
    • Статья 27.3. Административное задержание
    • Статья 27.4. Протокол об административном задержании
    • Статья 27.5. Сроки административного задержания
    • Статья 27.6. Место и порядок содержания задержанных лиц
    • Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
    • Статья 27.8. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
    • Статья 27.9. Досмотр транспортного средства
    • Статья 27.10. Изъятие вещей и документов
    • Статья 27.11. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей
    • Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
    • Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
    • Статья 27.13. Задержание транспортного средства
    • Статья 27.13.1 Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации
    • Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей
    • Статья 27.14.1. Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации
    • Статья 27.15. Привод
    • Статья 27.16. Временный запрет деятельности
    • Статья 27.17. Срок временного запрета деятельности
    • Статья 27.18. Залог за арестованное судно
    • Статья 27.19. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации
    • Статья 27.20. Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
  • Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении (ст.ст. 28.1 – 28.9)
    • Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении
    • Статья 28.1.1. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения
    • Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
    • Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
    • Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором
    • Статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении
    • Статья 28.6. Назначение административного наказания без составления протокола
    • Статья 28.7. Административное расследование
    • Статья 28.8. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 28.9. Прекращение производства по делу об административном правонарушении до передачи дела на рассмотрение
  • Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст.ст. 29.1 – 29.14)
    • Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
    • Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом
    • Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица
    • Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
    • Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
    • Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении
    • Статья 29.9. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.11. Объявление постановления по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.12. Определение по делу об административном правонарушении
    • Статья 29.12.1. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок
    • Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
    • Статья 29.14. Участие в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи
  • Глава 29.1. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 29.1.1 – 29.1.7)
    • Статья 29.1.1. Направление запроса о правовой помощи
    • Статья 29.1.2. Содержание и форма запроса о правовой помощи
    • Статья 29.1.3. Юридическая сила доказательств, полученных на территории иностранного государства
    • Статья 29.1.4. Вызов свидетеля, потерпевшего, их представителей, эксперта, находящихся за пределами территории Российской Федерации
    • Статья 29.1.5. Исполнение в Российской Федерации запроса о правовой помощи
    • Статья 29.1.6. Направление материалов дела об административном правонарушении для осуществления административного преследования
    • Статья 29.1.7. Исполнение запроса об осуществлении административного преследования или о возбуждении дела об административном правонарушении на территории Российской Федерации
  • Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (ст.ст. 30.1 – 30.19)
    • Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.2. Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.3. Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.4. Подготовка к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.5. Сроки рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.6. Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.7. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.8. Оглашение решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.9. Пересмотр решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
    • Статья 30.10. Принесение протеста на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения
    • Статья 30.11 (утратила силу)
    • Статья 30.12. Право на обжалование, опротестование вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.13. Суды, рассматривающие жалобы, протесты на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.14. Подача жалобы, принесение протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.15. Принятие к рассмотрению жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.16. Пределы и сроки рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.17. Виды постановлений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.18. Содержание постановления, принимаемого по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
    • Статья 30.19. Вступление в законную силу постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов
>
Общие положения (ст.ст. 24.1 – 24.7)
Содержание
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Административное Право / Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по применению мер административного наказания.

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

– всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение каждого дела;

– разрешение дела об административном правонарушении в соответствии с законом;

– обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;

– выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

Производство по делам об административных правонарушениях не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

– отсутствие события административного правонарушения;

– отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

– действие лица в состоянии крайней необходимости;

– издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;

– отмена закона, устанавливающего административную ответственность;

– истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

– наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела;

– смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях – относительно самостоятельная часть производства, которой присущи конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

– возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;

– рассмотрение дела об административном правонарушении;

– пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях;

– исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Субъект производства по делам об административных правонарушениях – участник производства по делам об административных правонарушениях, обладающий необходимой административно-процессуальной правосубъектностью, решающий процессуальные задачи.

Виды субъектов производства по делам об административных правонарушениях:

– управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении;

– субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении;

– субъекты, содействующие отправлению производства по делам об административных правонарушениях;

– иные субъекты производства по делам об административных правонарушениях.

Управомоченные органы и должностные лица, наделенные правом принимать юридические акты, документы, разрешающие процессуальные задачи и определяющие движение дела об административном правонарушении:

– субъекты, правомочные в пределах компетенции, установленной КоАП, рассматривать дела об административных правонарушениях:

а) судьи (мировые судьи);

б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

в) федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы;

г) уполномоченные органы и учреждения органов исполнительной власти субъектов РФ;

д) административные комиссии, иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (глава 23 КоАП);

– должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3 КоАП);

– должностные лица и иные субъекты, полномочные применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

– субъекты, полномочные пересматривать постановления и решения по делам об административных правонарушениях:

а) районные судьи по месту рассмотрения дела;

б) районные суды по месту нахождения коллегиального органа, чье постановление (решение) обжалуется;

в) вышестоящий орган (должностное лицо);

г) вышестоящий суд (ст. 30.1 КОАП);

– прокурор вправе: возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия (ст. 25.11 КоАП);

– субъекты, контролирующие и обеспечивающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (глава 32 КоАП).

Субъекты, имеющие личный интерес в деле об административном правонарушении: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица, защитник, представитель.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:

– знакомиться со всеми материалами дела;

– заявлять ходатайства и отводы;

– пользоваться юридической помощью защитника;

– присутствовать при рассмотрении дела;

– обжаловать постановления (решения) по делу.

Потерпевший – физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

– знакомиться со всеми материалами дела;

– заявлять ходатайства и отводы;

– пользоваться юридической помощью представителя;

Читайте также:  Составляем ходатайство о снижении штрафных санкций

– обжаловать постановления по делу и др.

Законные представители физического лица – субъекты (родители, усыновители, опекуны или попечители), осуществляющие защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющегося несовершеннолетним либо по своему физическому или психическому состоянию лишенного возможности самостоятельно реализовывать свои права.

Законные представители юридического лица – субъекты (руководитель, иное лицо в соответствии с законом или учредительными документами юридического лица), осуществляющие защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном производстве, или юридического лица, являющегося потерпевшим.

Защитником выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Представителем выступает адвокат или иное лицо, оказывающее юридическую помощь потерпевшему.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Свидетель – лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела об административном правонарушении, подлежащие установлению.

– не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

– давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

– пользоваться бесплатной помощью переводчика;

– делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

– явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

– дать правдивые показания, сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Понятой – любое не заинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, которое выполняет удостоверительную функцию при применении мер обеспечения производства по делу.

Специалист – любое совершеннолетнее лицо, привлекаемое к участию в производстве по делу об административном правонарушении, не заинтересованное в исходе дела, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

– знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий с его участием;

– с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему и свидетелям.

– явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

– участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

– удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Эксперт – любое не заинтересованное в исходе дела лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

– знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о представлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

– с разрешения судьи, должностного лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится производство по делу об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

– указывать в своем заключении имеющие значения для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

– явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

– дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

Переводчик – любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

– явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

– выполнить полно и точно порученный ему перевод;

– удостоверить верность перевода своей подписью.

Административное право Российской Федерации

Производство по делам об административных правонарушениях

Субъекты производства — участники производства, их права и обязанности определены в главе 25 КоАП РФ. К ним относятся: 1) лицо, в отношении которого ведется производство; 2) его законные представители; 3) потерпевший; 4) защитник и представитель; 5) свидетели; 6) эксперты; 7) специалисты; 8) переводчики и др.

КоАП РФ устанавливает следующие стадии производства: 1) возбуждение дела; 2) его рассмотрение и вынесение решения (постановления или определения) по делу; 3) пересмотр решений по делу (необязательная, факультативная стадия). Эти стадии характерны для любого вида административных производств.

Возбуждение дела об административном правонарушении — начальная стадия производства, имеет специфическое процессуальное оформление, которое состоит в составлении протокола об административном правонарушении. Для возбуждения дела необходимо наличие одного из поводов, установленных в ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

По своему юридическому значению возбуждение дела является юридическим фактом.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, когда дело возбуждает прокурор своим постановлением (ст. 28.4 КоАП РФ), а также в случае нарушений правил дорожного движения (глава 12 КоАП) или административного правонарушения в области благоустройства территории, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, полученных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Статья 28.2 КоАП РФ определяет требования к составлению протокола. Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, то протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения. Протокол направляется мировому судье, уполномоченному рассматривать дело, в течение трех суток с момента составления протокола.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.

В случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, протокол не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа.

Рассмотрение дела об административном правонарушении является самой важной стадией производства, в рамках которой наиболее отчетливо проявляется административная юрисдикция.

Подготовка дела к рассмотрению является начальным этапом этой стадии. Она необходима для изучения субъектом административной юрисдикции, к которому поступило дело, материалов дела и предварительной их оценке с позиции достаточности данных для разрешения дела. Для этого судья выясняет ряд вопросов, указанных в ст. 29.1 КоАП РФ.

Законодатель в ст. 29.2 Кодекса установил исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающий возможность рассмотрения дела. Кодекс устанавливает различные сроки рассмотрения дел в зависимости от их вида.

В большинстве случаев дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела и в двухмесячный срок судьей.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное определение.

Дела о нарушении избирательных прав (ст. 5.1-5.25, 5.45-5.52, 5.56, 5.58 КоАП РФ) рассматриваются в пятидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Продление указанного срока не допускается.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Порядок рассмотрения дела установлен в ст. 29.7 КоАП РФ. Оно начинается с представления судьи, должностного лица, органа, рассматривающего дело. Затем объявляется, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона лицо привлекается к административной ответственности. Устанавливается факт явки физического лица, или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство, а также иных, участников производства. Проверяются полномочия законных представителей. Выясняется, извещены ли участники производства по делу, выясняются причины их неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. Лицам, участвующим в рассмотрении дела, разъясняются их права и обязанности. Рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. После оглашения протокола о правонарушении и при необходимости иных материалов дела заслушиваются объяснения участников производства, исследуются доказательства.

По делу подлежат выяснению: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее правонарушение и его виновность; 3) обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность; 4) характер и размер причиненного ущерба; 5) обстоятельства, исключающие производство по делу; 7) иные обстоятельства (ст. 26.1 КоАП РФ).

Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление или определение. В статье 29.9 КоАП РФ установлены два основания для вынесения постановления: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Если будет выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его судьи, должностного лица то будет вынесено определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (ст. 29.12 КоАП РФ).

Постановление по делу является итоговым процессуальным документом, которым завершается рассмотрение дела по существу. Требования к его оформлению даны в ст. 29.10 КоАП РФ.

Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело, его составление может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел о нарушении избирательных прав и влекущих наказание в виде административного приостановления деятельности, административный арест либо административное выдворение.

Его копия вручается под расписку участникам процесса либо высылается в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Пересмотр постановлений и решений по делу об административном правонарушении является необязательной, факультативной стадией.

Законодатель установил, что постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство; потерпевшим; законными представители физических и юридических лиц; защитником и представителем; должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.

Постановление по делу, вынесенное судьей, может быть обжаловано в вышестоящий суд; вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела; вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба может быть подана лишь в письменной форме, она не облагается государственной пошлиной. Законодатель не установил единых требований к содержанию жалобы.

Жалоба может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Установлен десятидневный срок рассмотрения жалобы.

Однако жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, нарушающих избирательные права, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постанов и подлежат рассмотрению в пятидневный срок. Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению.

Жалоба на постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит рассмотрению в пятидневный срок.

Жалоба рассматривается судьей, должностным лицом единолично.

Результатом рассмотрения жалобы является принятие отдельного процессуального документа в виде решения, и только при направлении жалобы по подведомственности выносится определение (ст. 30.7 КоАП РФ).

Решение по жалобе должно быть мотивированным и отвечать требованиям, установленным для содержания постановления по делу об административном правонарушении в ст. 29.10 Кодекса.

Виды решений по жалобе: 1) об оставлении постановления по делу без изменения, а жалобы — без удовлетворения; 2) об отмене постановления и направлении дела на новое расследование; 3) об изменении постановления с целью изменить меру наказания, если при

этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о прекращение производства; 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Решение по жалобе оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается заявителю либо прокурору по его просьбе.

Решение, вынесенное по жалобе, не является окончательным. Предусмотрена возможность двукратного обжалования постановления по делу (ст. 30.9 КоАП РФ). Последующая жалоба подается в течение десяти суток со дня вручения или получения копии первого решения по жалобе. Порядок ее рассмотрения аналогичен порядку рассмотрения первой жалобы.

Читайте также:  Госдума РФ готовится принять закон о повышенной ответственности бухгалтеров

Не вступившее в законную силу постановление и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в установленном порядке.

Установленный порядок пересмотра вступивших в законную силу постановление и иных решений по делу является гарантией обеспечения принципа законности в производстве по этим делам.

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении является завершающей стадией производства.

Постановление вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано. Если постановление по делу обжаловалось, то оно вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования или опротестования.

КоАП РФ установил обязательность исполнения постановления по делу. Оно приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в установленном порядке.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного ареста, лишения специального права или административного штрафа (за исключением взыскания штрафа на месте совершения правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев.

Принесение протеста на постановление о назначении административного наказания (кроме административного ареста) приостанавливает исполнение этого постановления.

Прекращение исполнения постановления о назначении административного наказания осуществляется в шести случаях: 1) издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; 2) отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное; 3) смерти лица, привлеченного к административной ответственности или объявлении его в установленном порядке умершим; 4) истечения сроков давности исполнения постановления; 5) отмены постановления; 6) вынесения в случаях, предусмотренных КоАП РФ, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания.

Порядок исполнения конкретных видов административных наказаний установлен в главе 32 КоАП РФ.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях – что это такое? Кто может быть участником + в каких случаях человек может стать частью производства из-за админ. нарушений + основные стадии и функции.

Административные нарушения – это не то, что может сниться в кошмарах даже самым законопослушным гражданам. Тем не менее приятного в этом мало. А еще – понятного, потому что с этим явлением мало кто сталкивался тет-а-тет. Как правило, лишь на уровне теории и слухов.

Поэтому, если вы столкнулись с необходимостью узнать всё про стадии производства по делам об административных правонарушениях, внимательно читайте эту статью – получите много общей информации и полезных деталей.

Итак, просмотрев основные положения и цитаты из Кодекса, можно понять, что производство по делам об административных правонарушениях – это, в общем-то, всё тот же уголовный процесс.

Но все же по сути оно значительно проще, так как включает меньше действий.

О том, какая именно деятельность и в каком порядке проводится по делам об административных правонарушениях, можно прочесть в Кодексе Российской Федерации. Для удобства предлагаем вам ссылку на нужный документ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661

Нужна лишь общая информация, и лезть в юридические дебри нет настроения? Тогда поясним:

Производство по делам об АП – это проведение неких процессуальных действий, в числе которых возбуждение дела и его рассмотрение. Ожидаемый финал – исполнение тех административных взысканий, что будут назначены.

Разумеется, выполнять эти действия могут только уполномоченные лица.

В каких случаях человек может стать участником процесса по делу об АП?

Прежде, чем приступить к рассмотрению задач, участников и основных стадий производства по делу об АП, стоит обратить внимание на примеры правонарушений.

Несмотря на осторожность, порядочность и отсутствие каких-либо злых умыслов, каждый гражданин может стать участником по делу об административном правовом нарушении. И в любой роли – от свидетеля и понятого, до потерпевшего или правонарушителя.

Давайте рассмотрим примеры и случаи административных нарушений и проступков:

• оскорбление, выраженное в грубой и неприличной форме, принижающее честь и достоинство другого человека (в том числе публичные, оскорбления в личной беседе и т.д.)
• нахождение в общественном месте в нетрезвом состоянии (алкогольное, наркотическое опьянение и т.д.)
• использование общественного транспорта без оплаты билета за проезд
• курение и распитие спиртных напитков в общественном месте
• нарушение правил дорожного движения, в т.ч. переход в неположенном месте, проезд на красный свет и тому подобное

Для чего это нужно?

Что это за такое производство – в общих чертах ясно. Но все еще открыт вопрос, зачем оно вообще может быть нужно.

Основными и самыми главными задачами производства по делам об АП является защита каждого человека, обеспечение безопасности для собственности, материального, физического и морального благополучия физических и юридических лиц.

Но это не всё. Производство может быть открыто в случаях, когда это нужно для выполнения указаний государственной власти, охраны окружающей среды и, в целом, чтобы защитить общественность, если чьи-либо действия нарушают общие права.

Конечно, в КоАП задачи производства определены более конкретно – сухим юридическим языком.

В статье 24 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/626f1ee7d1642d8
cecfc52b8936f38da7682eef6
) эти цели сводятся к четырем положениям:

1.Задачи производства по делам об административных правонарушениях должны выявлять причины и условия, которые поспособствовали совершению АП.
2.Задачей производства является обеспечение беспрекословного исполнения вынесенного постановления.
3.Целью также может являться разрешение правового дела в соответствии с законом.
4.Последняя причина – объективное, полное и всестороннее выяснение обстоятельств некоего дела.

Разобравшись с общей информацией, предлагаем вам «нырнуть» глубже, чтобы узнать больше деталей, а также пошагово разобрать процесс производства по делам об административных правонарушениях.

Участники производства по делам об административных правонарушениях

• лицо, в отношении которого проводится процесс об административном правонарушении;
• лицо, физическое или юридическое, которое пострадало (понесло физический, имущественный или моральный ущерб) в процессе неправомерных действий;
• утвержденные законом представители юридического лица;
• свидетель;
• защитник;
• специалист;
• понятой;
• прокурор;
• эксперт;
• переводчик и прочие.

Участники производства по делам об административных правонарушениях условно делятся на несколько групп.

Ознакомиться с юридическими формулировками вы можете в соответствующей статье КоАП ( ст.25 п.1-11 ): http://base.garant.ru/12125267/90ac765ac9bb123905d63534062a6022

Если же сухой язык вы воспринимаете плохо, обратите внимание на эту наглядную схему:

  1. Первая группа – те люди, что рассматривают и разрешают дела об АП.
  2. Во вторую категорию входят лица, чьи интересы напрямую затрагиваются производством по делам об АП. Т.е. это «виновники торжества» — персоны, вокруг которых и ведётся дело. Конечно, прежде всего, это сам правонарушитель и потерпевший.
  3. Третья группа – те, кто представляют или защищают интересы ключевых персон дела (представлены во второй категории).

Но классификация выше – не единственный вариант деления участников производства на категории. И если вам пришлось столкнуться с процессом по делу о правонарушении административного характера, вы должны в них разобраться.

Итак, участники производства делятся по таким признакам:

1.По признаку имеющихся у них полномочий все делятся на тех, кто обладает таковыми, и на тех, кто не обладает (далее об этом подробнее).
2.По объему государственно-властных полномочий.
3.По принадлежности к той или иной категории субъектов: индивидуальные и коллективные.

В группу тех, кто обладает государственно-властными полномочиями, включают:

• судей
• правовые органы
• прокурора
• прочие должностные лица, которые имеют полномочия рассматривать дела об административно-правовых нарушениях

В группу не обладающих полномочиями входят и те, кто имеет какую-либо заинтересованность в исходе дела, и те, кто такого интереса не имеет:

• переводчики
• специалисты
• понятые
• свидетели
• эксперт и т.д.

Абсолютно каждый участник производства по делам об административных правонарушениях имеет свой правовой статус, который четко закреплен за ним в КоАП РФ. В Кодексе описаны все права и обязанности – там вы можете ознакомиться с ними в подробностях.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об АП состоит из определённых действий, которые происходят одно за другим. Их называют «стадии» — и практически никакой из этих шагов нельзя пропустить.

Стоит отметить: в отличие от судебного производства, финальная стадия дела о нарушении административного права не всегда приводит к составлению документов, подводящих итоги расследования.

Тем не менее в различных юридически обоснованных ситуациях на копиях готового постановления могут оставляться пометки. Например, о том, что суд постановил взыскать административный штраф, арестовать имущество, взять нарушителя под стражу или отправить его на исправительные работы, т.д.

Основные этапы дела выглядят так:

Шаг 1.Возбуждение дела об административном правонарушении и последующее расследование.
Шаг 2.Рассмотрение состава административного нарушения и вынесение постановления по делу.
Шаг 3.Опротестование либо же обжалование постановления.
Шаг 4.Приведение постановления в немедленное исполнение.
Шаг 5.Вступление постановлений в полную законную силу с последующей возможностью их пересмотра вышестоящими органами.

Пошагово процесс работы над делом об административном правонарушении можно представить так:

Далее, разберем каждую стадию детально.

а) Административное расследование

На данной стадии обвиняемый в административном правонарушении имеет право:
• ознакомиться со всеми собранными материалами дела
• предоставлять необходимые объяснения и доказательства
• пользоваться помощью юриста
• ходатайствовать к субъектам правоприменения
• присутствовать при рассмотрении дела и вынесении постановления
• опротестовывать или обжаловать решение по делу
При этом потерпевшая сторона (может быть физическим или юридическим лицом), которой причинён имущественный, физический или моральный вред, в праве:
• ознакомиться со всеми собранными материалами дела
• предоставлять доказательства и давать объяснения
• ходатайствовать к субъектам правоприменения
• использовать юридическую помощь представителя
• обжаловать решение по делу и так далее

Так как этот этап в производстве самый первый, он имеет ключевое значение для всего последующего процесса по делу о нарушении административного права.

Все мало-мальски важные данные, собранные во время первоначального расследования, — это то, на чем будет базироваться последующее производство.

Время на установление и сбор всех материалов ограничено. Расследование по делу об административном правонарушении не может занимать больше 30-дневного периода с момента возбуждения.

Однако стоит уточнить : по ходатайству вышестоящего правового органа максимальный срок расследования может быть увеличен до 180-дневного периода.

В некоторых случаях ход делу не дают вовсе – но только при наличии соответствующих весомых причин:

• отсутствие состава административного нарушения, как такового
• само событие, послужившее причиной конфликта, не происходило на самом деле – предоставление потерпевшей стороной ложных показаний
• амнистирование правонарушителя
• физическое лицо не достигло возраста, предусмотренного в Кодексе АП для привлечения к ответственности
• действия совершались в психически невменяемом состоянии
• итог производства могут не приводить в исполнение из-за истечения сроков АП
• процесс аннулируют в случае смерти правонарушителя

б) Рассмотрение нарушения

Во время подготовки дела к рассмотрению должностному лицу, выносящему постановление, необходимо проверить целостность всех материалов, их актуальность и достаточность.

При этом, если количество и/или качество собранного материала не соответствует необходимому, либо, если их достоверность находится под подозрением, лицо, проводящее расследование, имеет полное право продлить период, необходимый для рассмотрения дела.

В зависимости от характера и поступательности действий участников процесса, стадия рассмотрения дела об административном правовом нарушении может быть разделена на несколько этапов:

Этап 1.Подготовка собранной базы для рассмотрения.
Этап 2.Собственно, само рассмотрение дела о правонарушении.
Этап 3.Исходя из результатов рассмотрения, правовыми органами выносится соответствующее постановление.

Если в результате административного правового нарушения были совершены действия, которые влекут за собой арест правонарушителя, дело рассматривается в течение 48 часов с момента подготовки собранного материала. При этом на срок рассмотрения нарушитель находится под арестом.

По общим правилам, прописанным в КоАП РФ, срок рассмотрения дела составляет 15 суток . Общий же срок не может превышать 30-дневный период.

Притом, основной задачей рассмотрения производства по делам об АП является установление и обозначение всех обстоятельств нарушения права, объективная оценка нанесённого ущерба и применение справедливого и непредвзятого административного наказания к нарушителю права.

в) Вынесение постановления

Исполнительная часть процесса по делу о правовом нарушении должна оглашаться и обозначаться предельно ясно, во время вынесения постановления, дабы при последующем исполнении постановления не возникало каких-либо вопросов.

Здесь же обозначается: вид административного наказания, его размер (в случае денежного взыскания), порядок исполнения и максимальный срок на выполнение. Размер наложенного штрафа, срок административных работ или ареста указывается прописью и цифрами.

Контроль за выполнением постановлений осуществляется теми же органами, которые его назначали. Если же у одной из сторон возникают вопросы, связанные с выполнением того или иного постановления, этот же орган занимается регулированием данных вопросов.

г) Обжалование, либо опротестование постановления

Тем не менее данной, третьей стадии, т.е. стадии опротестования, может и не быть. К примеру, в том случае, если не поступит никакой жалобы ни от одной из сторон, либо соответствующее постановление не будет обжаловано вышестоящими органами.

Если доказательная и правовая база для опротестования решения достаточна, к лицам, имеющим право обжаловать вынесенное постановление, относятся:

• лицо, понесшее физический, материальный либо моральный ущерб
• законные представители юридических лиц
• законные представители физического лица, нанесшего ущерб
• юрист и представитель

Краткое описание стадий производства
по делам об административных правонарушениях.

д) Исполнение постановления

Немедленно постановление может быть исполнено лишь в том случае, когда оно выносится без возможности опротестовать соответствующее решение. В таком случае право на обжалование имеет только вышестоящий правовой орган.

Во всех остальных случаях постановление, вынесенное соответствующими органами, принимает законную силу с момента истечения отведённого периода для обжалования либо опротестования решения.

Если лицо или орган, выносящее постановление, решит, что немедленное исполнение должно быть отсрочено по тем или иным причинам, максимальный срок возможной отсрочки составит 30 дней с момента оглашения решения.

Если же субъект правоприменения принял решение о выплате штрафа или компенсации, последний обязан быть полностью выплачен в 30-дневный период с момента законного вступления постановления в силу.

При этом взыскание денежных средств происходит из любого источника дохода правонарушителя:

• из заработной платы
• вознаграждений
• стипендии
• пенсии или субсидии
• и иных доходов

Если производство по делам об административных правонарушениях постановило необходимость оплатить штраф, а виновник не может это сделать ввиду отсутствия доходов, либо полного отсутствия денежных средств, взыскание производят через имущество. Перед этим выполняется оценка его стоимости компетентными лицами.

Ссылка на основную публикацию