Приостановка работы сайта как новый вид административного наказания (законопроект)

Штраф нельзя заменить приостановлением деятельности, если на то нет особых причин

Замена административного наказания в виде минимального штрафа на приостановление деятельности усиливает административное наказание и ухудшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности. Такой вывод следует из постановления Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 № 8658/12.

Управление Федеральной миграционной службы провело внеплановую проверку на пилораме, принадлежащей индивидуальному предпринимателю. В ходе проверки было выявлено административное правонарушение, предусмотренное ст. 18.15 КоАП РФ, — на пилораме трудился разнорабочим гражданин Республики Таджикистан, у которого не было разрешения на работу. Проверяющие составили протокол об административном правонарушении, а затем приняли постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб. (то есть в минимальном размере)

Предприниматель сначала обжаловал это постановление в городском суде, который направил жалобу на рассмотрение по подведомственности в арбитражный суд.

Руководствуясь ст. 49 АПК РФ, предприниматель уточнил заявленное требование и, не оспаривая факт совершения им административного правонарушения, просил арбитражный суд признать незаконным и отменить постановление УФМС в части наложения штрафа в размере 250 000 руб., заменив его на другой вид наказания — административное приостановление деятельности.

Суд первой инстанции предпринимателю отказал. Апелляционный суд оставил это решение без изменения.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, судьи исходили из того, что правонарушение имело место и вина предпринимателя доказана. Руководствуясь положениями п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ и разъяснениями, изложенными в п. 16 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», судьи пришли к выводу, что применение административного приостановления деятельности влечет усиление административного наказания и ухудшит положение предпринимателя.

Но ФАС Уральского округа отменил оба вердикта, признав незаконным постановление УФМС. Кассация посчитала, что вина предпринимателя не доказана: причины выявленных нарушений и обстоятельства, подтверждающие вину предпринимателя, не отражены ни в протоколе об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении УФМС о назначении наказания.

С таким вердиктом не согласилось управление. Так дело попало в ВАС РФ.

По мнению тройки судей, выраженному в Определении от 21.09.2012 № ВАС-8658/12, суд кассационной инстанции, удовлетворяя требования предпринимателя о замене одного административного наказания другим, не учел несколько важных моментов.

В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Согласно ст. 2 названного закона разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в РФ в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Частью 1 ст. 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у них разрешения на работу либо патента, если таковые требуются в соответствии с федеральным законом. Санкция названной статьи предусматривает для юридических лиц применение двух основных административных наказаний: штрафа в размере от 250 000 до 800 000 руб. либо административного при­остановления деятельности на срок до 90 суток.

В силу абз. 2 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части названного Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. В пункте 18.2 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено следующее. Если суд придет к выводу о необходимости привлечь лицо к административной ответственности за административное правонарушение с назначением ему наказания в виде административного приостановления деятельности, он в мотивировочной части решения должен указать мотивы, по которым считает, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Кроме того, как следует из п. 18.2 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10, исходя из положений абз. 2 ч. 1 ст. 3.12 и п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ суд апелляционной или кассационной инстанции, рассматривая жалобу на решение суда первой инстанции, которым лицо привлечено к административной ответственности с назначением ему иного наказания, нежели административное приостановление деятельности, не вправе изменить решение, назначив лицу наказание в виде приостановления деятельности. Дело в том, что согласно п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Отказывая предпринимателю в удовлетворении требования о замене штрафа на административное приостановление деятельности, суд первой инстанции пришел к обос­нованному выводу о правомерности действия УФМС. Суды первой и апелляционной инстанций также установили факт привлечения к трудовой деятельности гражданина Республики Таджикистан, у которого не было разрешения на работу в РФ, и предприниматель этот факт не оспаривал. Следовательно не обоснован и вывод суда кассационной инстанции о том, что не доказана вина предпринимателя в совершении административного правонарушения. Кроме того, в силу ч. 2 ст. 287 АПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.

В результате Президиум ВАС РФ отменил постановление ФАС Уральского округа по данному делу, оставив в силе вердикты судов первой и апелляционной инстанций, которыми назначенный предпринимателю штраф признан законным.

к сведению
В рамках заседания, состоявшегося 27 ноября 2012 г., Президиум ВАС РФ рассмотрел еще одно аналогичное дело о нарушении миграционного законодательства и принял по нему постановление № 8651/12. В этом деле все три судебные инстанции согласились удовлетворить просьбу предпринимателя о замене административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ и назначенного в минимальном размере, на административное приостановление деятельности. Президиум отменил все судебные акты, принятые нижестоящими инстанциями, и не передавая дело на новое рассмотрение, принял новый судебный акт, отказав индивидуальному предпринимателю и признав законным постановление УФМС.

Реформа КоАП РФ: каким будет новый кодекс?

Адвокат (адвокатская палата Санкт-Петербурга), партнер консалтинговой группы G3

специально для ГАРАНТ.РУ

10 июня 2019 года Правительство РФ представило вниманию общественности концепцию нового КоАП.

Появление этого документа не может не радовать. За 17 лет своего существования действующий КоАП РФ претерпел многочисленные изменения. По приведенным в концепции данным статистики, в него было внесено 4,8 тыс. поправок 621 федеральным законом. В связи с этим, как отмечается и в концепции, документ утратил ясность, системность, согласованность норм, без должного урегулирования оставлены важнейшие моменты, отсутствует единство в регулировании сходных по своей природе общественных правоотношений.

Это создает сложности в правоприменительной практике при защите интересов граждан, ИП и юридических лиц. А отдельные положения делает просто неприменимыми.

В связи с этим первостепенной задачей, которую поставило перед собой Правительство РФ, является приведение законодательства об административной ответственности к стабильности через выявление и урегулирование всех накопившиеся в правовом регулировании проблем.

Среди особо острых обозначены следующие:

  • необходимость постоянного уточнения многих составов административных правонарушений и корректировки полномочий органов по возбуждению и рассмотрению дел по административным правонарушениям в связи с проводимыми нововведения в отраслевом законодательстве в области природопользования, экологии, образования, здравоохранения, транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, труда, миграции, налогового контроля и других сфер деятельности;
  • отсутствие единообразной и устойчивой практики применения регионального законодательства;
  • несовершенство процессуального законодательства, вызывающее трудности правоприменительной практики при возбуждении и рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Необходимость менять КоАП РФ назрела уже давно и, анализируя концепцию, ставится понятно, почему она появилась именно сейчас. Реформа законодательства об административной ответственности тесно сопряжена с проводимым Правительством РФ реформированиемконтрольно-надзорной деятельности, ключевым моментом которого является внедрение риско-ориентированного подхода.

Его суть заключается в том, что количество и частота проверок контролирующих органов должна находится в прямой зависимости от отнесения деятельности юридического лица или частного предпринимателя к определенной категории риска или определенному классу опасности. Риск нарушений меньше, значит и проверок меньше. Ожидаемый результат – снижение административного давления на бизнес, и как следствие, экономический рост.

В основу назначения наказания в новом кодексе предполагается заложить принцип дифференциации по степени опасности деяния, который и будет базироваться на основе риско-ориентированного подхода, что согласуется с вышеназванной реформой.

Ясно прослеживается тенденция либерализации законодательства и стремление сократить избыточное государственное принуждение в сфере административных правонарушений. Провозглашено, что наказание теперь не является самоцелью и будет применяться только в том случае, если профилактические и принудительно-профилактические меры не возымели действие, когда предписания должностных лиц контролирующих органов оставлены проверяемыми лицами без должного реагирования или при грубом нарушении обязательных требований.

Рассмотрим, через какие же конкретные изменения в законодательстве Правительство РФ видит реализацию поставленных целей.

Предполагается, что правовые нормы об административной ответственности будут содержаться в едином законодательном акте соответствующего уровня власти. Подобное положение уже закреплено в действующем КоАП РФ. Так, ст. 1.1. гласит: “законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях”. Однако данный принцип реализован не был и в настоящее время нормы, предусматривающие административную ответственность, содержатся в различных источниках. Например, главой 16 Налогового кодекса устанавливаются виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, а главой 18 виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение.

Также планируется установить закрытый перечень вопросов, по которым могут быть изданы подзаконные акты в сфере административной ответственности Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, Банком России и Генеральной прокуратурой РФ, определить требования к ними установить запрет на введение ими административной ответственности и изменение порядка осуществления производства по делам об административных правонарушениях.

Вероятно, в целях не повторения судьбы действующего кодекса и сохранении логической структуры и согласованности норм документа, внесение изменений в КоАП РФ задумано осуществлять только отдельными федеральными законами, принятию которых будет предшествовать анализ правоприменительной практики, данных статистики, в том числе данных о нагрузке на должностных лиц, анализ затрат на исполнение, и получение официального отзыва Правительства РФ.

Неопределенность и отсутствие необходимых правовых норм в сфере разграничения компетенции Российской Федерации и ее субъектов при установлении ответственности за административные правонарушения породило противоречивую практику в различных регионах в сфере охраны общественного порядка, пользования общественным транспортом, защиты прав несовершеннолетних, торговли, защиты и охране животных, благоустройства. Решить проблему предполагается следующим образом:

  • установить четкие критерии и конкретные пределы разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области административной ответственности,
  • сформулировать предметные основания осуществления субъектов Российской Федерации своих полномочий к конкретным видам и категориям административных правонарушений и санкций к ним,
  • предусмотреть в новом кодексе максимально возможные составы административных правонарушений, посягающие на общественный порядок, общественную безопасность и благоустройство.
Читайте также:  Восстановление срока уплаты 50% штрафа по КоАП

В действующем КоАП РФ закреплено только два принципа административной ответственности: равенство всех перед законом и презумпция невиновности. Авторами концепции предлагается существенно расширить этот перечень, включив такие важнейшие руководящие нормы, как принцип вины, соразмерности, гуманизма, справедливости, законности и др. Это позволит судам, столкнувшись с неурегулированными правоотношениями, применять эти постулаты и принимать справедливые решения.

Концепция не оставила без внимания и проблему определения и назначения справедливого наказания. В качестве наглядной иллюстрации несоразмерности размера штрафа и совершенного противоправного деяния можно привести санкцию за неприменение ККТ, установленную п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. Размер штрафа за данное правонарушение для юридических лиц установлен не менее 30 тыс.руб., хотя размер покупки может составлять менее 100 руб. И таких примеров в КоАП РФ достаточно много.

В целях обеспечения эффективного и разумного административного воздействия предполагается что:

  • административные правонарушения по аналогии с уголовным законодательством разделятся на категории в зависимости от характера и степени общественной вредности, для каждой из которых будут установлены сроки давности привлечения к административной ответственности (не более двух лет), особенности производства и максимальные административные наказания;
  • появятся определения длящихся, продолжаемых, однородных, неоднократных повторных и малозначительных административных правонарушений;
  • размер штрафа будет определяться с учетом характера правонарушения и имущественного положениялица, привлекаемого к ответственности; разрешится вопрос о целесообразности назначения наказания ниже низшего предела;
  • размер штрафа будет уменьшаться (увеличиваться) за каждое смягчающее (отягчающее) обстоятельство, что может поспособствовать разрешению трудностей, с которыми сейчас сталкиваются судьи, при подсчетах сумм наложенных административных штрафов, особенно при рассмотрении жалоб таможенных органов, органов валютного контроля;
  • общим правилом станет вынесение предупреждения гражданам за впервые совершенные негрубые административные правонарушения при отсутствии отягчающих обстоятельств;
  • предупреждение в качестве замены административного штрафа может быть вынесено юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, их работникам;
  • появится положение, согласно которому будет недопустимо привлекать к ответственности за одно и то же правонарушение одновременно и юридическое лицо и его работника, такое будет возможно только при наличии вины обоих.

ИП будут выделены как самостоятельный субъект административных правонарушений, что исключит применяемую практику о приравнивании их к юридическим лицам при определении размера санкций за правонарушение.

Расширится сфера применения механизма уплаты в размере половины суммы наложенного штрафа. Сейчас такая возможность предусмотрена только для граждан и при оплате штрафа за нарушение ПДД. Видится, что такая мера будет мотивировать граждан и других субъектов административной ответственности добровольно исполнять административное наказание.

Должен измениться подход к извещению, уведомлению, а также документообороту при производстве дел об административных правонарушениях с учетом внедрения и использования Интернета, системы Единого портала государственных и муниципальных услуг, появится возможность более широкого выбора лицам, участвующим в деле, способа получений уведомлений, в том числе посредством СМС и отправлений на электронную почту. Одно единственное условие – наличие технической возможности.

Также предполагается, что:

  • физическое и психическое насилие наряду с крайней необходимостью найдет свое место среди обстоятельств, исключающих противоправность деяния;
  • уточнится определение некоторых наказаний, в частности конфискации имущества;
  • административное приостановление осуществление деятельности будет исключено из видов наказания и войдет в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
  • выделятся особые главы об особенностях освобождения от административной ответственности, административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки и приостановлении исполнения административного наказания
  • урегулируются особенности привлечения к административной ответственности несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет;
  • расширятся, уточнятся и станут более конкретными права участников процесса на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях, расширятся процессуальные права прокурора;
  • более обстоятельно будут проработаны вопросы о доказательствах и распределении бремени доказывания, развитии института состязательности в производстве по делам об административных правонарушениях;
  • закрепятся дополнительные гарантии оказания квалифицированной юридической помощи, будет предусмотрено обязательное участие адвоката при рассмотрении дел, в качестве наказаний по которым предусмотрен арест;
  • нормы, регулирующие судопроизводство, перейдут в процессуальное законодательство, в КоАП РФ останутся лишь положения о подведомственности и др.

Правительство РФ не ограничило дальнейшую дискуссию по изменению законодательства об административных правонарушениях и оставило за собой право на изменение провозглашенных в концепции подходов. Вступление в силу нового кодекса ожидается с 1 января 2021 года.

Приостановка деятельности вместо штрафа

“Современный предприниматель”, 2009, N 8

Каждый предприниматель опасается штрафа. Но есть нарушения, уплата санкций за которые – не самое страшное, ведь на кону само ведение бизнеса. Речь идет о таком наказании, как административное приостановление деятельности. Не за все, но за многие проступки Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде штрафа или приостановки деятельности. К примеру, за нарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия, привлечения к работе иностранных граждан.

Запрет на работу

Приостановкой называется временное полное или частичное прекращение деятельности провинившегося. Существует несколько разновидностей этого наказания. Так, временно может быть остановлена деятельность предпринимателя, эксплуатация отдельных объектов или оборудования, ведение отдельных видов деятельности, оказание определенных услуг.

К “заморозке” деятельности контролеры прибегнут, если коммерсантом допущены нарушения, влекущие угрозу жизни или здоровью людей, возникновение эпидемий и другие тяжкие последствия (п. 1 ст. 3.12 КоАП РФ). Например, нарушение законодательства о труде и охране труда (ст. 5.27 КоАП РФ), нарушение экологического законодательства и законодательства о природопользовании и т.д. Максимальный срок “заморозки” деятельности – 90 суток. После истечения этого срока независимо от того, устранены или нет обстоятельства, послужившие причиной приостановления, наказание действовать перестает. Если предприниматель устранит причины, ставшие поводом для наказания, судья может возобновить деятельность бизнесмена досрочно (п. 3 ст. 3.12 КоАП РФ).

Правила остановки

Приостановка деятельности – административное наказание. Для его назначения составляется протокол. В нем указываются основания привлечения к ответственности, дата и место составления протокола, данные контролера, выявившего нарушение, сведения о правонарушителе, объект, подвергшийся временному запрету деятельности, время приостановки деятельности, а также объяснения ИП. Протокол подписывается проверяющим, составившим его, и предпринимателем. Если вы не согласны с фактами, изложенными в протоколе, вы вправе его не подписывать. Проверяющий сделает соответствующую запись в документе о вашем отказе. Копия протокола о временном запрете деятельности вручается под расписку предпринимателю.

Протокол вместе со всеми материалами по делу передается судье. Дело в том, что наказание в виде приостановки деятельности назначается исключительно по решению суда. Судьи прибегнут к этой мере наказания, если менее суровая кара не будет действенна. То есть иными методами невозможно избежать совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ст. 3.1 КоАП РФ).

Как мы уже сказали, приостановить деятельность возможно не за любые правонарушения, а за те, которые несут в себе серьезную угрозу. Поэтому, направляя материалы в суд, инспектор должен обосновать, что применение иной меры наказания (а именно штрафа) не сможет обеспечить достижение цели административного наказания за данное нарушение, то есть предотвратить совершение новых правонарушений. Поскольку причины для приостановки деятельности должны быть весьма серьезными, в постановлении судьи должна быть указана конкретная угроза наступления негативных последствий, послужившая основанием для применения столь сурового наказания. Отсутствие в постановлении оценки возможных негативных последствий является основанием для его обжалования.

Постановление суда передается для исполнения судебному приставу-исполнителю (ст. 32.12 КоАП РФ). Пристав производит наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс должника, а также применяет другие меры. Обратите внимание, его действия не должны выходить за рамки принятого судьей постановления. Приостановка производится с участием понятых (в необходимых случаях – при содействии сотрудников органов внутренних дел), обязательно составляется акт (ст. 109 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ).

Остановка и временный запрет

Для предотвращения возможных негативных последствий на время рассмотрения дела в суде возможно применение временного запрета деятельности (п. 1 ст. 27.16 КоАП РФ). Срок такого запрета не должен превышать 5 суток (п. 1 ст. 27.17 КоАП РФ). За это время судье надлежит решить: приостановить деятельность нарушителя или оштрафовать его. Заметим, арбитры не всегда придерживаются срока, отведенного для рассмотрения дела. Более того, нередко нарушается и двухмесячный срок давности привлечения к ответственности, что нередко позволяет избежать этой меры.

Для бизнесмена и приостановка, и временный запрет по сути схожи, ведь в обоих случаях коммерсанту запрещено работать. Но порядок оформления, круг лиц, уполномоченных применять эти меры, различен. Административное приостановление деятельности – это вид наказания, временный запрет – мера обеспечения производства по делу о нарушении (ст. 27.1 КоАП РФ). До тех пор пока суд не принял решение о наказании в виде приостановления деятельности, может быть применен временный запрет, чтобы до решения суда коммерсант не мог продолжать работу, которая потенциально опасна.

Наказание назначается только судьей. Применить временный запрет разрешается должностным лицам, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, за совершение которого возможно назначение приостановки (ст. 28.3 КоАП РФ). Временный запрет оформляется на стадии рассмотрения дела и не может превышать 5 дней, а приостановка назначается после рассмотрения судом всех материалов. Эти меры взаимосвязаны – когда назначается приостановка, материалы дела обязательно направляются в суд. Если судебное рассмотрение не предполагается, тогда и временного запрета быть не может. В дальнейшем в случае положительного для ревизоров судебного решения временный запрет засчитывается в срок временной приостановки (п. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). Если инспектор принимает решение о временном запрете, то должен составляться отдельный протокол. Протокол о временном запрете деятельности не заменяет протокол об административном правонарушении.

Досрочное помилование

Если все негативные факторы, за которые деятельность приостанавливалась, устранены, ИП может обратиться к судье с ходатайством о досрочной отмене приостановки (п. 3 ст. 32.12 КоАП РФ). Оно рассматривается судьей в течение пяти дней с даты получения обращения. В этот период судьи запросят у контролеров, выявивших правонарушение и оформивших протокол, заключение. Проверяющий оценит, действительно ли нарушения устранены. Его заключение составляется в письменной форме. В нем указываются факты, свидетельствующие об устранении или о неустранении нарушений.

В случае если судья решит, что опасности продолжения деятельности больше нет, он примет решение о ее досрочном возобновлении. Дата, начиная с которой бизнесмен сможет снова работать в прежнем режиме, указывается в судебном постановлении.

Остановка невозможна

В некоторых ситуациях приостановить деятельность коммерсанта не смогут даже при наличии всех способствующих этому обстоятельств. Не допускается “заморозка” деятельности, если она может повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения (п. 2 ст. 32.12 КоАП РФ). К примеру, когда постановление о приостановлении деятельности принято в отношении медицинского центра, принадлежащего предпринимателю, а подобных учреждений в округе больше нет. В подобном случае судебный пристав-исполнитель может прийти к выводу о невозможности исполнения постановления суда. В этом случае пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ в суд.

Читайте также:  Предлагается издержки по делу об административном правонарушении ИП относить на его счёт (законопроект)

Штраф или запрет

За некоторые виды нарушений установлены настолько высокие штрафы, что бизнесмену проще на 90 дней остановить деятельность, чем уплатить суммы. Например, за незаконное привлечение на работу иностранца денежный штраф может составить от 250 до 800 тыс. руб. (ст. 18.15 КоАП РФ), причем сумма взимается за каждого человека, так что если незаконных мигрантов у вас трудится двое или трое, то санкция выльется в немалую сумму. А контролерам проще применить именно денежный штраф, так как приостановка требует определенных процедур, да и казна в этом случае останется в убытке.

Есть ли у предпринимателя шансы изменить меру ответственности? Все зависит от судей. Дело в том, что приостановление деятельности является более строгим наказанием, чем административный штраф (ст. 3.12 КоАП РФ). А согласно положению ч. 1 ст. 30.7 Кодекса об административных правонарушениях не допускается изменение решения, если оно повлечет за собой усиление наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к ответственности. Остается только попытаться доказать судьям, что взыскание штрафа существенно ухудшит имущественное положение коммерсанта и может повлечь банкротство, а приостановка деятельности станет наиболее приемлемым видом наказания. В качестве доказательств можно использовать сведения о доходах, декларации, различные бумаги, указывающие на финансовое состояние коммерсанта.

Пример. В ходе проверки миграционной службы обнаружилось, что у коммерсанта 11 иностранных граждан работают без разрешения на трудовую деятельность. За каждого сотрудника бизнесмен был оштрафован на 250 тыс. руб., кроме того, предпринимателю был выставлен штраф в сумме 400 тыс. руб. за нарушение правил регистрации иностранных граждан принимающей стороной (ст. 18.15 КоАП РФ). Общая сумма наказания составила 3150 тыс. руб.

Пытаясь смягчить санкции, бизнесмен представил в суд сведения о своих доходах: в 2007 г. сумма составила 423 тыс. руб., за 6 месяцев 2008 г. – 133 910 руб. Кроме того, в 2007 – 2008 гг. от половодья, града и заморозков погибли сельхозкультуры (подтверждалось письмом Минсельхоза области), что причинило значительный материальный ущерб фермерскому хозяйству предпринимателя. Имущество бизнесмена находится в залоге в обеспечение обязательств по льготному кредитному договору. Сумма долга по кредиту составляет 1 009 452 руб. Судьи изменили наказание в виде штрафа и назначили бизнесмену административное наказание в виде приостановления деятельности сроком на 1 месяц, указав, что с учетом всех обстоятельств по делу приостановка не станет более строгим наказанием и не ухудшит положение ИП (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 апреля 2009 г. N А06-6029/2008).

Справедливости ради отметим, что остальные найденные нами судебные решения содержали отказ со ссылкой на то, что приостановка деятельности является более строгим наказанием и заменять ее на штраф недопустимо (Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 6 марта 2009 г. N А62-4719/2008).

КоАП‐2021. Что изменится в жизни россиян после появления нового административного Кодекса

Анатолий Минкин

Новый кодекс

Премьер-министр Дмитрий Медведев предложил сформировать новый Кодекс об административных правонарушениях еще 21 марта. Он отметил, что действующий документ очень громоздкий и его сложно применять в случае административных правонарушений. Он предложил уйти от подпунктов и привести имеющиеся статьи в соответствие с законодательством.

В тексте концепции КоАП говорится, что с начала его действия в стране приняли 621 федеральный закон, по которому в Кодекс внесли уже более 4800 изменений.

«Нормы КоАП должны претерпеть такие изменения, которые будут соответствовать целям указанной реформы, что, несомненно, подразумевает как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний», — говорится в проекте.

Правонарушения и наказания

Согласно новой концепции КоАП, количество административных правонарушений значительно сократят, а также разделят по категориям. Они будут зависеть от их характера и степени общественной вредности. Исходя из этого и будут назначать наказание.

«Например, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых», — говорится в тексте документа.

Кроме того, каждая категория получит свой срок давности привлечения к ответственности, который не может превышать двух лет. Исключением из этого правила станет административная ответственность для юридических лиц.

«Учитывая характер и степень общественной вредности различных категорий административных правонарушений, предлагается установить разные сроки, в течение которых лицо считается подвергнутым административному наказанию», — говорится в тексте концепции.

В качестве первого наказания для граждан за негрубые правонарушения кодекс предлагает назначать предупреждения, а не выписывать штрафы.

На такое мягкое наказание за негрубое и первое нарушение могут рассчитывать индивидуальные предприниматели или юридические лица, работающие в сфере малого и среднего предпринимательства, а также их сотрудники.

Если все же наказание предусматривает штраф, то его размер будет определяться целым рядом обстоятельств. Кроме характера правонарушения и размера вреда, при выписке штрафа будут учитываться финансовое положение нарушителя и его семьи.

При этом если нарушитель устранил или предотвратил вред, который он мог нанести своими действиями, то ему назначается минимальный размер штрафа, или вообще вместо финансового наказания ему вынесут предупреждение.

Кроме этого, авторы предложили распространить правила сокращения штрафа в два раза, если нарушитель выплатит его в течение 20 дней после вынесения постановления. Сейчас это правило действует только для нарушителей ПДД.

Источник фото: Pixabay

Под это нововведение не попадут грубые административные правонарушения, а также оборотные штрафы (выплаты, зависящие от выручки компании. Используются в основном при нарушении антимонопольного законодательства).

Новый кодекс предусматривает уменьшение штрафа в случае обстоятельств, по которым административная ответственность должна быть смягчена. При этом сумма, которую обязан заплатить нарушитель, будет уменьшаться при каждом таком обстоятельстве.

И наоборот, в случае отягчающих обстоятельств штраф будет только увеличиваться. Размеры уменьшения или увеличения штрафа должны устанавливаться кодексом.

Если сумма штрафа достигла 10 тысяч рублей, то авторы нового Кодекса предложили списывать деньги с банковских счетов должника без возбуждения исполнительного производства.

То есть сотрудники Федеральной судебной службы приставов будут получать электронную заявку и без возбуждения исполнительного производства смогут автоматически блокировать деньги на счету банка или другой кредитной организации.

Двумя главными пунктами, которые появятся в новом Кодексе об административных правонарушениях, станут институт реабилитации и закрепление правила: «закон, отягчающий ответственность, обратной силы не имеет».

По данным Минюста, статья об институте реабилитации предусматривает, что человек, которого неправомерно привлекли к административной ответственности, может рассчитывать на компенсацию за возмещение вреда из-за незаконного административного преследования.

Правило о законе, отягчающем ответственность, будет действовать следующим образом. Если действия нарушителя одновременно попали под статьи административного и уголовного кодексов, то применяться будет именно административная статья.

Это позволит избежать ситуации с ужесточением наказания, если в силу вступят оба закона.

Источник фото: РИА «Новости»

Граждане, бизнес и власть

В действующем сегодня Кодексе об административных правонарушениях различаются три категории: простые граждане, юридические и должностные лица. В новом документе этот список предлагается расширить.

В частности, в особую группу попадут подростки. Суды смогут освобождать их от административной ответственности, но при этом с несовершеннолетними нарушителями будут проводить воспитательную работу в качестве профилактики. При этом такие меры по отношению к подростку также могут стать для него видом административного наказания.

При вынесении решения будут учитываться условия жизни и воспитания, уровень психического развития малолетнего нарушителя, особенности его личности, а также влияние на него старших лиц.

Новую концепцию КоАП представили правительству

К обязательным работам в качестве административного наказания нельзя будет привлекать детей-инвалидов, беременных женщин, тяжелобольных людей, а также инвалидов I и II групп.

Отдельным субъектом нового Кодекса об административных правонарушениях станут индивидуальные предприниматели. Ранее их было сложно отнести к должностным или юридическим лицам для того, чтобы квалифицировать их нарушения, и, как следствие, определить для них сумму штрафа. Новый кодекс должен решить эту проблему.

Из старого документа в новый перейдут положения о привлечении к административной ответственности военнослужащих, замещающих должности представителей правоохранительной службы, и лиц, имеющих специальные звания.

Еще одним нововведением для бизнеса станет запрет на одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица и его работника за одно и то же нарушение. Исключением станут случаи, когда юрлицо виновно в том, что не приняло меры и позволило своему сотруднику совершить правонарушение.

Кроме того, надзорные органы лишатся права приостанавливать деятельность тех или иных предприятий. Это право останется только за судом. При этом предельный срок остановки деятельности предприятий значительно сократится.

Изменения в новом КоАП коснутся и властей всех уровней, начиная от государственных чиновников, заканчивая органами местного самоуправления, казенных учреждений и государственных внебюджетных фондов. Для всех этих структур отменят административную ответственность как для юридических лиц. Теперь за противоправные действия этих организаций будут наказывать должностных лиц.

Новый Кодекс об административных правонарушениях планируют ввести в действие с 1 января 2021 года — вместе с окончательной отменой устаревших регламентов контрольно-надзорных органов.

ФАС предлагает внести в КоАП административное наказание в виде блокировки сайтов

Федеральная антимонопольная служба РФ представила для общественного обсуждения проект поправок в КоАП, предусматривающих введение административного наказания в виде блокировки сайта. В частности, Кодекс предлагается дополнить новыми статьями: об ограничении доступа к информационным системам и (или) программам для электронных вычислительных машин (ст. 3.15) и об исполнении постановления об ограничении доступа (ст. 32.15).

В законопроекте указано, что данная мера наказания назначается судом «за совершение правонарушений против порядка управления» и может быть применена к оператору информационной системы, а также организатору распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающему функционирование таких систем или программ.

Блокировку сайтов предлагается применять только в случаях, предусмотренных КоАП, «если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания», как сообщается в документе. Доступ может быть ограничен на срок до 90 суток, исчисляемый с момента направления контрольно-надзорным органом в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций вступившего в силу судебного постановления.

Исполнение наказания может быть прекращено досрочно по ходатайству правонарушителя. В этом случае проектом предусматривается, что судья, вынесший решение о блокировке, в течение 10 рабочих дней должен рассмотреть ходатайство и немедленно досрочно прекратить исполнение наказания, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием его назначения, устранены. При этом судьей «. в обязательном порядке запрашивается заключение должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 КоАП составлять протокол об административном правонарушении».

При поступлении соответствующего запроса судьи указанное должностное лицо в срок не более 5 рабочих дней должно проверить устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения наказания, и дать соответствующее письменное заключение.

При этом, как отмечается в проекте, «заключение не является обязательным для судьи, назначившего административное наказание… и оценивается по правилам ст. 26.11 КоАП». Несогласие судьи с заключением должно быть мотивировано. Для участия в рассмотрении ходатайства вызывается правонарушитель, который вправе давать объяснения и представлять документы.

Читайте также:  Предлагается привлекать к ответственности за нарушения ПДД по фактам их фиксации гражданами (законопроект)

В постановлении о досрочном прекращении наказания предлагается указывать сведения, предусмотренные ст. 29.10 КоАП, а также дату возобновления доступа к информационным системам (программам).

По истечении срока, установленного в постановлении об ограничении доступа, если исполнение наказания не было прекращено досрочно, уполномоченное должностное лицо проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием назначения наказания. Если проверка покажет, что обстоятельства не устранены, может быть составлен новый протокол.

Кроме этого, проектом предлагается внести в ч. 2.3 ст. 19.5 КоАП дополнение о санкциях за невыполнение в срок законного предписания антимонопольных органов о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам (работам, услугам) или законного решения, предписания о совершении предусмотренных антимонопольным законодательством РФ действий по обеспечению конкуренции, и (или) о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, если лицо ранее привлекалось к административной ответственности за невыполнение данного решения и были установлены новые сроки его исполнения.

В частности, для должностных лиц предусмотрена дисквалификация на срок от года до трех лет, для юридических лиц – штраф в размере двукратной суммы, ранее назначенной за правонарушение, предусмотренное ч. 2.1–2.3 ст. 19.5, либо размера суммы расходов на приобретение товара (работы, услуги), но не более 1/50 совокупной выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее 100 тыс. руб.

В комментарии «АГ» руководитель практики интеллектуальной собственности и информационного права Maxima Legal Максим Али отметил, что законопроект примечателен тем, что впервые вводит механизм блокировки на системном уровне. Эксперт пояснил, что в настоящее время все возможные процедуры ограничения доступа к сайту сосредоточены в Законе об информации.

«В итоге для онлайн-кинотеатров, пиратских сайтов, сайтов с запрещенной информацией и прочих ресурсов существуют несколько похожих процедур блокировки. Все эти процедуры незначительно отличаются друг от друга, выглядят громоздко и разбросаны по разным частям небольшого документа. На мой взгляд, это сильный просчет юридической техники, который вносит путаницу», – полагает Максим Али.

По его мнению, если законодательство будет рассматривать универсальный механизм блокировки лишь как вид административного наказания, это позволит в дальнейшем не плодить отдельные процедуры под каждый очень специфичный вид нарушения, как происходит сейчас. «Учитывая, что вопрос об ограничении доступа решается судом, можно поддержать ФАС России в том, что окончательное решение должен принимать именно он», – отметил эксперт. Он также положительно оценил возможность досрочного снятия блокировки с учетом того, что она носит скорее «пресекательный» характер (иначе, по мнению эксперта, было бы правильнее говорить о приостановлении деятельности). «Правда, остается до конца не ясным, какое основание для наказания должно отпасть: нарушение полностью или лишь то его проявление, которое отражается на сайте», – задается вопросом Максим Али.

По мнению советника АБ «А2.Адвокаты» Сергея Заграевского, законопроект провоцирует дополнительное давление на бизнес со стороны контролирующих органов, содержит избыточные меры регулирования и способен негативно повлиять на правоприменительную практику.

«Учитывая тип субъектов, к которым планируется применять данный вид наказания, – операторов информационных систем и организаторов распространения информации, а также текст законопроекта в целом, можно сделать вывод, что оно будет использоваться преимущественно за неисполнение предписаний Роскомнадзора и ФАС России (ст. 19.5), а также непредставление информации в указанные органы (ст. 19.7)», – отметил эксперт.

Он добавил, что далеко не всегда оператор информационной системы способен исполнить требования вышеназванных органов, в том числе по причине отсутствия запрошенной информации либо невозможности ее получения, а также ввиду невозможности исполнения соответствующего предписания (в том числе по причине его формальной неопределенности). Более того, считает Сергей Заграевский, он сможет быть принужден ФАС к исполнению предписания, которое обоснованно оспаривается оператором в судах, путем блокировки его информационных ресурсов до вступления в законную силу решения суда о правомерности данного предписания.

Что такое административное приостановление деятельности? Кем и на сколько назначается?

Административное приостановление деятельности с 2005 года является одним из видов санкций по КоАП РФ. Общие правила применения данной формы санкций зафиксированы в ст. 3.12 КоАП РФ. В этом материале разберем, в отношении какого круга правонарушителей назначается приостановление деятельности, и как происходит практическая реализация указанной санкции.

Что это такое

Деятельность предприятий, их подразделений или филиалов, а также отдельных объектов, участков или механизмов может сопровождаться существенными нарушениями закона, общественных интересов и угрозой безопасности граждан. Даже ответственность в виде существенного штрафа может не исправить ситуацию, если противоправная или опасная деятельность будет продолжена.

Чтобы исключить такие случаи, в 2005 году в законодательстве появилась специальная норма, позволяющая приостановить деятельность компании или ИП на основании постановления административного характера. Выделим основные характеристики данного вида санкций:

  • это наказание может устанавливаться только в отношении организации или ИП (должностные лица и граждане без статуса ИП не привлекаются к данному виду наказания);
  • законом ограничен срок, в течение которого может действовать данное наказание – его продление допускается только при повторном привлечении по нормам КОАП РФ;
  • в ст. 3.12 КоАП РФ регламентирован перечень государственных и общественных интересов, при нарушении которых может происходить назначение рассматриваемого вида санкций;
  • данная форма воздействия применяется только судом, а единственное исключение из этого правила составляет ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ – при нарушении требований промбезопасности санкция может устанавливаться уполномоченными сотрудниками Федеральной службы Ростехнадзора.

Для применения наказания суд должен указать, что использование иных, менее строгих, санкций не позволит добиться целей административного воздействия, а также не устранит дальнейшие последствия противоправной деятельности.

За что может назначаться приостановление деятельности

Чтобы указанный вид санкций был применен к правонарушителю, он должен быть указан в статье Особенной части КоАП РФ, по которой рассматривается административное дело. В ст. 3.12 КоАП РФ приведены виды государственных, общественных и частных интересов, за нарушение которых может устанавливаться административное приостановление деятельности:

  • выявление угрозы жизни и здоровью граждан, в том числе при нарушении санитарно-эпидемиологических правил;
  • существенное загрязнение окружающей природной среды;
  • нарушение правил оборота наркосодержащих веществ;
  • радиационные аварии и техногенные катастрофы;
  • нарушение общественного порядка и общественной безопасности;
  • нарушения, выявленные в сфере управления, градостроительной деятельности, транспортной безопасности, применения контрольно-кассовой техники и т.д.;
  • иные категории нарушений, указанные в Особенной части КоАП РФ.

Выделим несколько конкретных составов КоАП РФ, среди санкций которых указано приостановление деятельности:

  • по ст. 5.27 КоАП РФ такое наказание грозит за существенное нарушение правил охраны труда, которое создает угрозу здоровья и жизни сотрудников;
  • в рамках ст. 6.3 КоАП РФ приостановление возможно за нарушение норм санитарно-эпидемиологической безопасности;
  • по ст. 9 КоАП РФ будет назначено наказание за осуществление определенных видов деятельности без специальных разрешительных документов (лицензий, допусков СРО и т.д.).

Таким образом, основанием для приостановления деятельности является не только факт причинения ущерба, но и угроза его наступления. Важно, чтобы такие действия или бездействие юридического лица и ИП были признаны административным правонарушением.

Кто может привлекать к ответственности

Если правонарушителем является частное или должностное лицо, им не назначается санкция в виде приостановления деятельности. Поэтому в каждой статье КоАП РФ содержится перечень альтернативных видов наказания, которые будет выбирать суд или иное уполномоченное лицо. По правилам ст. 3.12 КоАП РФ, приостановление деятельности назначается для следующих категорий субъектов:

  • физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей – этот факт подтверждается сведениями ЕГРИП;
  • юридические лица, их филиалы, представительства, структурные подразделения, отдельные производственные участки.

Помимо полной приостановки деятельности допускается установление указанной санкции в отношении отдельных видов работ и услуг, оборудования, приборов, агрегатов и т.д. Например, если опасность для жизни и здоровья граждан создает только один производственный объект крупного предприятия, не имеет смысла полностью останавливать работу юридического лица. В судебном постановлении будет указано, на какие именно подразделения и объекты распространяется действие санкции.

Сроки приостановления

Каждая санкция, которая используется для наказания правонарушителя, должна иметь конкретный размер или продолжительность действия. Статьей 3.12 КоАП РФ регламентирован максимально возможный период административного приостановления деятельности:

  • суд или иное должностное лицо может приостановить деятельность ИП или организации на срок до 90 суток;
  • в указанный период включается срок действия административного запрета, если он был установлен на время рассмотрения дела;
  • срок наказания начинает течь с момента фактического приостановления деятельности;
  • суд вправе досрочно отменить действие санкции, если нарушение или ранее выявленная угроза были полностью устранены предприятием или ИП.

Автоматическое продление указанной санкции не допускается. Если ранее выявленное нарушение не устранено, возможно составление нового процессуального протокола. При его рассмотрении судом может вновь назначаться аналогичная санкция.

Порядок назначения и исполнения санкции

Выявление фактов правонарушений происходит путем составления административного протокола. В зависимости от состава проступка, оформление протокола входит в компетенцию различных служб и ведомств. Например, за нарушение санитарно-эпидемиологических правил процессуальный протокол сможет составить должностное лицо службы Роспотребнадзора.

Процедура назначения санкции выглядит следующим образом:

  • при составлении протокола может вводиться временный запрет на осуществление деятельности – это ограничение сохраняет силу до момента рассмотрения дела в суде, а срок запрета не может превышать пяти суток;
  • административный материал направляется в суд для рассмотрения по существу;
  • в процессе изучения доказательств суд должен выбрать один из видов санкций, включенных в статью КоАП РФ;
  • при вынесении постановления суд обязан мотивировать выбор указанной санкции.

Процедура исполнения судебного акта по приостановке деятельности проходит через службу ФССП. Постановление суда, вступившее в силу, направляется для исполнения приставам.

Исполнительные действия начинаются на основании постановления должностного лица ФССП. Этот документ направляется в адрес правонарушителя. Не позднее пяти дней, предоставленных для добровольного исполнения судебного акта, нарушитель должен подтвердить выполнение назначенной санкции. Также допускается выход сотрудников ФССП на место осуществления фактической деятельности, а приостановка будет зафиксирована в процессуальных актах.

Исполнение санкции может происходить следующим образом:

  • фактическим прекращением деятельности по отдельным направлениям;
  • остановкой производственных участков, оборудования, агрегатов, механизмов и т.д.;
  • временным закрытием торговой точки, производственного помещения или иного объекта;
  • изданием распорядительного приказа по предприятию, в котором содержится указание прекратить выполнение работ или оказание услуг.

Если санкция не исполнена в добровольном порядке, должностные лица ФССП вправе использовать принудительные меры. Может опечатываться здание или отдельный механизм с составлением акта, виновные лица могут привлекаться к ответственности на неисполнение судебного акта и т.д. Неисполнение законных требований судебных приставов рассматривается как самостоятельное нарушение закона и может караться штрафом, либо иными санкциями.

Попытка продолжить деятельность вопреки назначенной санкции рассматривается как неисполнение судебного акта. Наказание за такое неправомерное поведения может устанавливаться в виде административного штрафа или ареста. Если деятельность повлекла причинение вреда здоровью или жизни граждан, а также наступление имущественного ущерба, в отношении виновных лиц может возбуждаться уголовное дело.

Ссылка на основную публикацию