Предлагается издержки по делу об административном правонарушении ИП относить на его счёт (законопроект)

Предлагается издержки по делу об административном правонарушении ИП

Административные издержки переложат на предпринимателей

Законопроект предусматривает внесение изменений в ст. 24.7 и 32.4 КоАП РФ. Статья 24.7 КоАП РФ дополняется положением, предусматривающим возможность взыскания издержек по делу об административном правонарушении с индивидуальных предпринимателей, его совершивших. При этом, если производство по делу прекращено по реабилитирующим основаниям, издержки по делу относятся на счет бюджета.

Часть 1.1 ст. 32.4 КоАП РФ дополняется положением, предусматривающим возможность исполнения таможенными органами судебных постановлений о конфискации изъятых предметов административных правонарушений по незаконному использованию товарного знака и нарушению таможенных правил, минуя судебных приставов-исполнителей.

Как указывается в пояснительной записке, в настоящее время в ст. 24.7 КоАП РФ не определены четкие критерии взыскания издержек с индивидуальных предпринимателей. В этой связи на практике издержки относятся либо на их счет, либо на счет бюджета. Поскольку индивидуальные предприниматели являются участниками экономических отношений, занимаются предпринимательской деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, предлагается применить к ним такой же подход по взысканию издержек, как к юридическим лицам, тем самым снизив нагрузку на бюджет.

А поправки в ст. 32.4 КоАП РФ, по мнению авторов законопроекта, позволят сократить расходы бюджетов всех уровней и ускорят процесс исполнения судебных решений о конфискации товаров.

Юрист юридической фирмы «СТРИМ» Анифат Бабаева сочла законодательную инициативу оправданной и целесообразной. Она пояснила, что в действующей редакции ст. 24.7 КоАП РФ издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом, относятся на счет федерального бюджета, а в случае с юридическими лицами – относятся на счет юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику. По словам Анифат Бабаевой, статус индивидуального предпринимателя в такой формулировке является «пограничным», так как по сути он является физическим лицом, но прибыль получает наравне с юридическими.

Она также обратила внимание, что по смыслу ст. 24.7 КоАП РФ при привлечении к участию в деле об административном правонарушении переводчика оплата его услуг в любом случае, независимо от субъекта правонарушения, ложится на муниципальный или федеральный бюджет. «Это неоправданно, так как в судебной практике имеются случаи злоупотребления таким правом, например когда иностранное лицо владеет русским языком, однако заявляет ходатайство о привлечении к участию в деле переводчика», – добавила Анифат Бабаева.

Юрист юридической фирмы «Борениус» Артем Берлин также отметил, что предлагаемое законопроектом решение вполне логично с точки зрения экономии бюджета, но приведет к изменению принципа ответственности индивидуальных предпринимателей как должностных лиц, с которых издержки по КоАП РФ не взыскиваются (ст. 2.4 КоАП РФ).

«Вызывает удивление, что законодатель, приступая к изменению положений КоАП РФ о процессуальных издержках, ограничивается решением частной задачи пополнения бюджета, но игнорирует общее плачевное состояние регулирования этого вопроса», – сказал Артем Берлин.

Он также обратил внимание, что перечень по КоАП РФ не включает издержек, понесенных лицом, обвиняемым в совершении административного правонарушения, в том числе – на юридическую помощь. «Для взыскания понесенных расходов приходится предъявлять иск о взыскании убытков. Проведение такого отдельного процесса неудобно и связано с рисками отказа в удовлетворении иска. Хочется надеяться, что в процессе рассмотрения законопроекта законодатель посмотрит на проблему комплексно», – заключил эксперт.

Издержки с ИП взыщут по правилам для юрлиц // Правительство внесло поправки в КоАП

Правительство уточняет правила отнесения издержек по делам об административных правонарушениях. Уточнения касаются индивидуальных предпринимателей (ИП). К ним будет применяться тот же подход, что и при взыскании издержек с юрлиц: издержки будут относиться на счет ИП, за исключением случаев, когда производство прекращено по реабилитирующим основаниям. Законопроект об этом на этой неделе был внесен в Госдуму (№ 261235-7).

Статья 24.7 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) об издержках по делу об административном правонарушении не дает четких критериев взыскания издержек с ИП, говорится в пояснительной записке к законопроекту. На практике издержки относятся либо на счет ИП, либо на счет бюджета. Например, по делам, возбужденным таможенниками в отношении ИП, в 2013 году на их счет отнесено 225 тыс. руб. издержек, а на счет бюджета — около 800 тыс. руб., приводят данные разработчики. Впрочем, цифры кажутся заниженными. Возможно, разработчики имели в виду миллионы, а не тысячи рублей. Проверить эти данные не удалось.

Чтобы снизить «неоправданную» нагрузку на бюджет, Правительство предлагает применять при взыскании издержек с ИП такой же подход, как и к юрлицам, и относит издержки на их счет. Такое решение авторы законопроекта объясняют тем, что ИП, как и юрлица, — участники экономических отношений, они занимаются предпринимательской деятельностью и получают прибыль. Сейчас по ст. 24.7 КоАП издержи физлиц относятся на счет бюджета.

Если производство по делу об административном правонарушении в отношении ИП будет прекращено по реабилитирующим основаниям, то издержки, согласно поправкам, будут относиться на счет бюджета.

Еще одна поправка касается дел о незаконном использовании средств индивидуализации товаров. По новой редакции ч. 1.1 ст. 32.4 КоАП (об исполнении постановления о конфискации) таможенные органы смогут передавать конфискованную по постановлению суда вещь напрямую в Росимущество для оценки и последующего уничтожения, минуя судебных приставов-исполнителей. Такое же правило сейчас существует для правонарушений таможенных правил (гл. 16 КоАП).

Статья 24.7. КоАП РФ. Издержки по делу об административном правонарушении

Ст 24.7 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года

1. Издержки по делу об административном правонарушении состоят из:

  • 1) сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных);
  • 2) сумм, израсходованных на демонтаж, хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения.

2. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, – на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, относятся на счет указанных лиц, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, – на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 – 3, 5, 7, 8, 8.1 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя при наличии указанных обстоятельств – на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Комментарий к статье 24.7. КоАП РФ:

1. Комментируемая статья устанавливает содержание и состав издержек по делу об административном правонарушении, а также определяет, на какой счет они относятся, как документируются.

2. Издержки по делу об административном правонарушении состоят из двух частей: 1) сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам и переводчикам, включая суммы, выплачиваемые на покрытие расходов на проезд, на оплату жилых помещений и суточные, если участники производства по делу постоянно проживают в иной местности (см. комментарий к ст. ст. 25.2 – 25.4, 25.6 – 25.10); 2) сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств (см. комментарии к ст. ст. 26.4 – 26.7).

Согласно ст. 25.14 Кодекса потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, понятому, специалисту, эксперту и переводчику возмещаются расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело; труд специалиста, эксперта и переводчика также оплачивается (см. комментарий к ст. 25.14). Это осуществляется в соответствии с Положением о возмещении расходов лиц в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также об оплате их труда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2003 г. N 140 “О порядке и размерах возмещения расходов некоторых участников производства по делам об административных правонарушениях и оплате их труда”.

3. В случае совершения административного правонарушения физическим лицом издержки по делу распределяются следующим образом. Если правонарушение предусмотрено Кодексом, издержки относятся на счет федерального бюджета, если законом субъекта РФ, – на счет бюджета соответствующего субъекта.

4. Иное положение установлено для случаев совершения правонарушения юридическим лицом: за исключением сумм, выплаченных переводчику в связи с рассмотрением дела, все остальные издержки относятся на счет указанного юридического лица.

Данное исключение объясняется тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 24.2 Кодекса лицам, участвующим в производстве по делу и не владеющим языком, на котором ведется производство, обеспечивается право пользоваться услугами переводчика.

Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела, распределяются аналогично ранее изложенному правилу. Если правонарушение предусмотрено Кодексом, эти суммы относятся на счет федерального бюджета, если законом субъекта РФ, – на счет бюджета соответствующего субъекта.

В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, издержки по делу распределяются в таком же порядке. Если правонарушение предусмотрено настоящим Кодексом, они относятся на счет федерального бюджета, если законом субъекта РФ, – на счет бюджета соответствующего субъекта.

Читайте также:  Составляем ходатайство о снижении штрафных санкций

5. Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании документов, подтверждающих наличие и размеры произведенных затрат, которые в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи относятся к издержкам. Данные документы должны быть приобщены к материалам дела.

6. Решение об указанных издержках отражается в соответствующем постановлении по делу об административном правонарушении: о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу (см. комментарий к ст. ст. 29.9 и 29.10).

7. Обращает на себя внимание разъяснение, данное в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” (РГ. 2005. 19 апр.). Отметив, что расходы на оплату труда адвоката и иного лица в качестве защитника не отнесены к издержкам по делу, Верховный Суд РФ разъяснил, что, в случае отказа от привлечения лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к ответственности и причинения этому лицу вреда в связи с оплатой труда указанных лиц, такие расходы могут быть взысканы в судебном порядке за счет средств соответствующей казны (федеральной или субъекта РФ) на основании ст. ст. 15, 1069, 1070 ГК РФ.

Издержки по делу об административном правонарушении

Издержки по делу об административном правонарушении[39] состоят из:

– сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных);

– сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Согласно ч.2 ст. 24.7 КоАП РФ, издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном КоАП РФ (в их числе правонарушения в области таможенного дела), относятся на счет федерального бюджета.

Частью 3 статьи 24.7 КоАП РФ предусмотрено, что издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном КоАП РФ, относятся на счет федерального бюджета.

В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета.

Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат. Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении (ч.4 ст. 24.7 КоАП РФ).

Необходимо иметь в виду, что «расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации)»[40].

Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2003г. №140 «О порядке и размерах возмещения расходов некоторых участников производства по делам об административных правонарушениях и оплате их труда» утверждено Положение о возмещении расходов потерпевших, свидетелей, специалистов, экспертов, переводчиков и понятых в связи с их явкой по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, а также об оплате труда специалистов, экспертов и переводчиков, привлекаемых для участия в осуществлении процессуальных действий по таким делам.

В соответствии с данным Положением расходы потерпевших, свидетелей, специалистов, экспертов, переводчиков и понятых включают в себя расходы на проезд, расходы по найму жилого помещения и суточные.

Расходы на проезд включают в себя:

– стоимость проезда до места вызова и обратно до места постоянного жительства;

– страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте;

– оплату услуг по предварительной продаже проездных документов;

– затраты на пользование постельными принадлежностями на железнодорожном транспорте;

– стоимость проезда транспортом общественного пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту и автовокзалу (см. п.3).

Возмещение потерпевшим, свидетелям, специалистам, экспертам, переводчикам и понятым расходов на проезд производится на основании проездных документов, но не выше:

для железнодорожного транспорта – стоимости проезда в купейном вагоне скорого фирменного поезда;

для водного транспорта – стоимости проезда в каюте V группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте II категории речного судна всех линий сообщения, в каюте I категории судна паромной переправы;

для автомобильного транспорта – стоимости проезда в автотранспортном средстве общего пользования (кроме такси);

для воздушного транспорта – стоимости проезда в салоне экономического класса.

При отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, возмещение производится в размере минимальной стоимости проезда:

железнодорожным транспортом – в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

водным транспортом – в каюте X группы морского судна регулярных транспортных линий и линий с комплексным обслуживанием пассажиров, в каюте III категории речного судна всех линий сообщения;

автомобильным транспортом – в автобусе общего типа.

Возмещение расходов по найму жилого помещения и выплата суточных потерпевшим, свидетелям, специалистам, экспертам, переводчикам и понятым за дни явки по вызову в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, включая время в пути, выходные и праздничные дни, а также за время вынужденной остановки в пути, подтвержденной соответствующими документами, производятся в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации о возмещении расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации работников организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Суточные не выплачиваются, если у потерпевшего, свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика и понятого имеется возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства.

Специалисты, эксперты и переводчики получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению суда, органа, должностного лица (за исключением случаев, когда эта работа входит в круг их служебных обязанностей либо когда она выполняется ими в качестве служебного задания), по нормам оплаты, установленным Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

Выплаты потерпевшим, свидетелям, специалистам, экспертам, переводчикам и понятым производятся по выполнении ими своих обязанностей на основании постановления судьи или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении и которые привлекали этих лиц для участия в осуществлении процессуальных действий, за счет средств, предусмотренных на указанные цели судам и органам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Выплаты производятся также в тех случаях, когда процессуальные действия, для осуществления которых лицо вызывалось, не произведены по независящим от этого лица обстоятельствам.

Возмещение расходов, понесенных военнослужащим, вызываемым в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в качестве потерпевшего, свидетеля, специалиста, эксперта, переводчика и понятого (расходы на проезд до места вызова и обратно, расходы по найму жилого помещения, суточные), производится этим судом или органом в месячный срок по установленным нормам на основании требования войсковой части. Непосредственно военнослужащим суд или орган никаких расходов не возмещает.

Представление интересов в Верховном Суде РФ

Представление интересов в Верховном Суде России.

ВЗЫСКАНИЕ РАСХОДОВ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЯ
В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ
(“ЭЖ-Юрист”, 2013, N 16)

Михаил Шаповалов, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры финансового, банковского и таможенного права СГЮА, г. Саратов.

КоАП РФ не предусматривает возможности взыскания расходов на защитника или представителя в рамках производства по делам об административных правонарушениях . Но это не означает, что такие расходы невозможно взыскать по правилам ГК РФ в качестве убытков.
Реальный ущерб
Право взыскать расходы на защитника возникает у лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, а впоследствии установлено, что в его действиях не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие правонарушения, а производство по делу прекращено.
В силу ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу может участвовать защитник. При этом в качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.
В соответствии с п. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает другой стороне возместить все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных законом. Однако по причине того, что дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать не только судьи, но и соответствующие должностные лица, КоАП РФ не предусматривает процедуры взыскания расходов на защитника.
Данные суммы не входят в состав издержек по делу об административном правонарушении и не могут быть взысканы по правилам ч. ч. 2, 3 ст. 24.7 КоАП РФ.
Тем не менее отсутствие подобной нормы в КоАП РФ не означает, что расходы, понесенные лицом на оплату услуг защитника в административном производстве, не могут быть взысканы. Иное противоречило бы закрепленному в ч. 1 ст. 19 Конституции РФ принципу равенства каждого перед законом и судом. То обстоятельство, что расходы на оплату услуг защитника не могут быть взысканы по правилам ст. 24.7 КоАП РФ, не является препятствием для их взыскания в качестве убытков, понесенных истцом для восстановления своего нарушенного права.
Возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ. В свою очередь, п. 1 ст. 15 ГК РФ предусматривает, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Как следует из п. 2 ст. 15 ГК РФ, убытки подразделяются на реальный ущерб (расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества) и упущенную выгоду (неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено).
Расходы на представительство в суде и юридические услуги, понесенные в связи с обращением в суд за защитой нарушенного права, входят в состав реального ущерба.
Пункт 26 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 разъясняет, что расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании ст. ст. 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны РФ, казны субъекта РФ).
Следует отметить, что при практическом применении положений указанных статей при взыскании расходов на защитника возникают сложности.
Установление надлежащего ответчика
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ при возмещении вреда за счет государственной или муниципальной казны от ее имени выступают соответствующие финансовые органы, если согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 “О Министерстве финансов Российской Федерации” Минфин России организует исполнение федерального бюджета.
ВС РФ в преамбуле письма Судебной коллегии по гражданским делам от 15.04.2007, обобщая судебную практику по гражданским делам, указывает: ” При предъявлении исков к государству о возмещении вреда в соответствии со ст. ст. 1069 и 1070 ГК РФ от имени казны РФ в качестве ответчика должен выступать Минфин России. Поскольку Минфин России в судах представляет казну РФ, судам в их решениях следует указывать, что сумма возмещения взыскивается за счет казны РФ, а не за счет имущества и денежных средств, переданных Минфину России в оперативное управление как федеральному органу исполнительной власти “.
Таким образом, по делам о взыскании денежных средств за счет казны РФ от ее имени должно выступать Министерство финансов РФ, а казны субъекта РФ – региональное министерство финансов.
При подаче искового заявления о взыскании убытков в суд необходимо установить, за счет какого бюджета финансируется должность лица, возбудившего производство по делу об административном правонарушении.
В случае, когда финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета, иск к Минфину России может быть предъявлен по месту нахождения территориального органа федерального казначейства Минфина России, на который возложены функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы.
Определение подсудности
Как отмечается в п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5, требования о возмещении материального и морального вреда, причиненного незаконным привлечением к административной ответственности, подлежат рассмотрению в соответствии с гражданским законодательством в порядке гражданского судопроизводства.
Судебная практика в вопросе подсудности исков о возмещении убытков, понесенных лицом на оплату услуг защитника в административном процессе, не единообразна.
Так, из решения Волжского районного суда г. Саратова от 03.08.2012 по делу N 2-4132 следует, что истец первоначально обратился к мировому судье с иском к Минфину России о возмещении убытков, который, в свою очередь, передал гражданское дело по подсудности в районный суд.
В другом примере при рассмотрении аналогичного искового заявления судья Октябрьского районного суда г. Саратова вынес Определение от 17.09.2012 о возвращении истцу искового заявления в связи с его неподсудностью. По мнению суда, с иском необходимо было обращаться к мировому судье, поскольку его цена не превышала 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 23 ГПК РФ). Позднее данное дело было рассмотрено мировым судьей (решение мирового судьи судебного участка N 4 Октябрьского района г. Саратова от 19.12.2012 по делу N 2-849/2012).
Как было отмечено ранее, возмещение убытков является одним из способов защиты гражданских прав. В основу данной защиты могут быть положены требования как имущественного характера (например, взыскание денежных средств, возмещение убытков), так и неимущественного.
Думается, что, если цена иска не превышает 50 тыс. руб., дела о возмещении расходов на защитника в качестве суда первой инстанции должны рассматриваться мировым судьей.
В данном случае не требуется дополнительно признавать действия должностного лица либо судьи, которые возбудили производство по делу об административном правонарушении, незаконными. Достаточно уже самого факта прекращения производства по делу об административном правонарушении по реабилитирующим основаниям, поскольку фактически речь идет о возмещении расходов на защитника.
Разумные пределы расходов на защитника
Расходы на оплату юридических услуг защитника в административном процессе являются по своей сути судебными. Но поскольку КоАП РФ не регулирует возможность присудить расходы на оплату услуг защитника в разумных пределах, к данным правоотношениям применимы правила возмещения судебных расходов, предусмотренные ч. 1 ст. 100 ГПК РФ.
КС РФ в Определении от 20.10.2005 N 355-О указал, что при вынесении мотивированного решения об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение соответствующих расходов, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более если другая сторона не заявляет возражений и не представляет доказательств чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Правовая коллизия возникает на практике при возмещении расходов на защитника в порядке ст. 1070 ГК РФ. В данной статье речь идет о праве лица на возмещение вреда в полном объеме, если такой вред причинен ему в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста.
К данной категории дел, по нашему мнению, положения ч. 1 ст. 100 ГПК РФ неприменимы. Однако не всегда суды это учитывают. Так, в решении от 21.03.2013 по делу N 2-518/2013 при удовлетворении требований о возмещении убытков, понесенных истцом в результате его привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, Октябрьский районный суд г. Саратова применил положения ч. 1 ст. 100 ГПК РФ о разумных пределах судебных расходов, что представляется неправильным.

Читайте также:  Административное правонарушение - состав и виды

Постановление Пленума ВС РФ от 25.03.2005г. за № 5

26. При вынесении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении судье следует иметь в виду, что в соответствии с частью 4 статьи 24.7 КоАП РФ в постановлении должно быть отражено принятое решение об издержках по делу.
При этом необходимо учитывать, что физические лица освобождены от издержек по делам об административных правонарушениях, перечень которых содержится в части 1 статьи 24.7 КоАП РФ и не подлежит расширительному толкованию.
Размер издержек по делу об административном правонарушении должен определяться на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.
Расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвовавшего в производстве по делу в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении. Поскольку в случае отказа в привлечении лица к административной ответственности либо удовлетворения его жалобы на постановление о привлечении к административной ответственности этому лицу причиняется вред в связи с расходами на оплату труда лица, оказывавшего юридическую помощь, эти расходы на основании статей 15, 1069, 1070 ГК РФ могут быть взысканы в пользу этого лица за счет средств соответствующей казны (казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации) . Жалоба на постановление или решение по делу об административном правонарушении не облагается государственной пошлиной.

Федеральный закон Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ “Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации”

Статья 103. Судебные расходы
1. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
2. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 106. Издержки, связанные с рассмотрением административного дела
К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся:
1) суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам;
2) расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
3) расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд;
4) расходы на оплату услуг представителей;
5) расходы на производство осмотра на месте;
6) почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами;
7) другие признанные судом необходимыми расходы.

Взыскиваем убытки с государственного органа за административное производство
Всегда или почти всегда хочется уменьшить или исключить полностью негативные последствия. Эти негативные последствия могут быть разными. Но если они связаны с административным производством, то привлекаемому в качестве правонарушителя лицу хочется компенсировать убытки. Особо, когда оказывается, что оснований для наступления административной ответственности нет.

Итак, взыскание убытков с государственного органа за административное производство.

Постановление ФАС Московского округа от 02 апреля 2013 по делу № А40-112531/12-21-1070.

Фабула дела.

Федеральное медико-биологическое агентство вынесло постановление о привлечении к административной ответственности по ст.6.3 КоАП РФ. В Арбитражном суде г. Москвы заявителю удалось признать данное постановление незаконным и отменить его.

В последующем заявитель попытался взыскать убытки, понесенные в связи с участием в деле об административном правонарушении в размере 350 тыс. рублей, путем подачи самостоятельного иска о взыскании убытков.

Первая и вторая инстанция посчитали, что нет оснований для рассмотрения данного требования и прекратили производство по делу.

Суды пришли к такому выводу, признав указанную сумму судебными расходами, которые не подлежат распределению в рамках самостоятельного иска.

Кассация посчитала иначе и обратила внимание на следующее.

1. Те расходы, которые связаны с рассмотрение дела в арбитражном суде, являются судебными расходами и не подлежат рассмотрению в отдельном деле.

Читайте также:  Восстановление срока уплаты 50% штрафа по КоАП

2. Однако иные расходы, вызванные с необходимостью защиты своих прав при рассмотрении административного дела, относится к подведомственности арбитражных дел.

3. Есть основания для рассмотрения и удовлетворения требований о взыскании убытков, представлением интересов на стадии рассмотрения административного дела в Федеральном медико-биологическом агентстве.

Дело отправили на новое рассмотрение.

Наши выводы.

1. На наш взгляд, все кристально ясно и понятно. Взыскать убытки, не связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде, в связи с необоснованным привлечением к административной ответственности можно.

2. Подтверждение права на иск и доказывание убытков будет облегчено, если представленные доказательства (договор на оказание услуг) будут дифференцировать виды и стоимость предоставляемых услуг на каждом из этапов.

К ним может быть отнесены: представление интересов на стадии рассмотрения административного дела в государственном органе, которое его и рассматривает; представление интересов на стадии оспаривания вынесенного постановления о привлечении к административной ответственности.

Издержки по делу об административном правонарушении

1. Издержки по делу об административном правонарушении состоят из:

1) сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных);

2) сумм, израсходованных на демонтаж, хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения.

2. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, – на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

3. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, относятся на счет указанных лиц, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, – на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 – 3, 5, 7, 8, 8.1 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя при наличии указанных обстоятельств – на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

4. Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

Решение об издержках по делу об административном правонарушении отражается в постановлении о назначении административного наказания или в постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Комментарий к ст. 24.7 КоАП РФ

1. Частью 1 данной статьи определены суммы, относимые к издержкам, связанным с рассмотрением дела об административном правонарушении. К указанным издержкам не относятся суммы, выплачиваемые в виде заработной платы судье, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, а также суммы, выплата которых обусловлена применением мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см. комментарий к ст. 27.1).

Суммы, выплачиваемые потерпевшему при его опросе в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении, также относятся к издержкам, связанным с рассмотрением указанного дела.

2. Прекращение производства по делу об административном правонарушении возможно до передачи дела на рассмотрение либо по результатам его рассмотрения. В указанных случаях выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в котором должно быть отражено решение об издержках, связанных с рассмотрением указанного дела.

3. Возмещение издержек при рассмотрении экономических споров и иных дел в арбитражном суде осуществляется в соответствии со ст. 107 – 109 АПК; судебные расходы, в том числе и издержки, обусловленные рассмотрением гражданского дела, уплачиваются в порядке, предусмотренном ст. 94 – 104 ГПК; взыскание процессуальных издержек, связанных с производством по уголовным делам, осуществляется согласно ст. 132 УПК.

Как взыскать издержки по административному делу?

Здравствуйте! Виновник ДТП обжаловал в суд постановление по делу об административном правонарушении. Потерпевший воспользовался юридической помощью представителя. Постановление оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.

Вправе ли потерпевший взыскать расходы на оплату услуг представителя с виновника ДТП?

Ответы юристов ( 3 )

  • 8,5 рейтинг
  • 2240 отзывов

В КоАП таких норм нет. Там сказано только о компенсации расходов связанных с явкой в суд, орган или к должностному лицу потерпевшему, в рамах их расходов связанных именно с явкой.

Возмещение расходов именно на оплату услуг представителя там не предусмотрено

Владимир, а как же право потерпевшего пользоваться юридической помощью представителя? Это, что за мой счёт должно быть? Я жалобу не подавал, а расходы понес. Кто мне их возместит? Если такой нормы нет в КоАП какой нормой закона я могу воспользоваться?

Вот смотрите. Есть ст. 24.7 КоАП, про издержки:

Статья 24.7. Издержки по делу об административном правонарушении

1. Издержки по делу об административном правонарушении состоят из:
1) сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных);
(в ред. Федеральных законов от 29.04.2006 N 57-ФЗ, от 09.03.2010 N 20-ФЗ)

2) сумм, израсходованных на демонтаж, хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения.
(в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 198-ФЗ, от 31.12.2014 N 494-ФЗ)

2. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, — на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Но тут говорится только об суммах выплачиваемыхзаконным представителям, (родителям, опекунам, попечителям). Про услуги просто представителя тут ни слово не сказано.

Но возможно суд применит по аналогии нормы содержащиеся в Кодексе административного судопроизводства:

Статья 112. Возмещение расходов на оплату услуг представителя

Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Если сторона, обязанная возместить расходы на оплату услуг представителя, освобождена от их возмещения, указанные расходы возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Ну значит должен быть какой-то другой способ взыскания. Может подать исковое заявления в соответствии с ГПК РФ?

Мне кажется здесь ближе КАС

  • 8,5 рейтинг
  • 1441 отзыв эксперт

Может подать исковое заявления в соответствии с ГПК РФ?

Именно так. Подробности в

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Странно правда, что Ваш представитель не разъяснил Вам это после рассмотрения административного дела.

Нужна будет помощь в подготовке иска — обращайтесь в личку.

Спасибо за ответ. Укажите пожалуйста пункт постановления.

Вы можете обращаться в суд о возмещении расходов.

В соответствии с п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Таким образом, гражданским законодательством установлены дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти, направленные на реализацию положений ст. ст. 52, 53 Конституции РФ, согласно которым каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, в том числе злоупотреблением властью.
Каких-либо ограничений в отношении возмещения имущественных затрат на представительство в суде интересов лица, чье право нарушено, законодателем не установлено, поэтому такой способ защиты гражданских прав как взыскание убытков в порядке, предусмотренном ст. ст. 15, 16, 1069 ГК РФ, может быть использован, в том числе и для возмещения расходов на представительство интересов в суде и на оказание юридических услуг.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Но мне вред причинен не в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а виновником ДТП, который обжаловал постановление.

Соответственно каким образом вред должен быть возмещен за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования?

Ссылка на основную публикацию