Правительство представило Концепцию нового КоАП РФ

Опубликована Концепция нового КоАП РФ

JacobSt / Depositphotos.com

Ее текст сегодня появился на официальном сайте Правительства РФ. Работа над Концепцией нового КоАП (далее – Концепция) велась с конца марта текущего года и была обусловлена тем, что действующий КоАП РФ из-за большого количества норм и поправок (за 17 лет – более 4800 изменений) стал практически неприменим.

Концепция 1 содержит общие ориентиры реформирования КоАП РФ и акценты на проблемные моменты, требующие разрешения при его модернизации. В числе наиболее значимых концептуальных положений можно выделить следующие:

  • категоризация административных правонарушений в зависимости от характера и степени их общественной вредности;
  • установление административной ответственности, соразмерной характеру и степени общественной вредности противоправного деяния, с учетом общего риск-ориентированного подхода при осуществлении мероприятий госконтроля (надзора) и применении мер административного принуждения;
  • выделение в качестве самостоятельного субъекта административных правонарушений ИП;
  • установление в качестве обстоятельства, исключающего противоправность деяния, наряду с крайней необходимостью такого обстоятельства, как физическое или психическое принуждение;
  • уточнение содержания конфискации имущества как вида административного наказания;
  • исключение административного приостановления деятельности из перечня видов административных наказаний и отнесение его к мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также сокращение предельного срока применения административного приостановления деятельности;
  • исключение возможности назначения нескольких административных наказаний при одновременном выявлении однородных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ;
  • установление общего правила назначения гражданам административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, при отсутствии отягчающих обстоятельств;
  • уточнение сроков давности привлечения к административной ответственности с установлением максимального срока давности в два года (за исключением ряда случаев);
  • закрепление возможности замены одного вида наказания на другой без нового рассмотрения дела по существу в случаях, когда исполнение назначенного наказания невозможно по объективным причинам;
  • регулирование особенностей административной ответственности несовершеннолетних от 16 до 18 лет в специальной главе КоАП РФ;
  • введение упрощенного механизма исполнения постановлений о назначении административных штрафов на суммы, не превышающие 10 тыс. руб., направляемых для принудительного исполнения в ФССП России в форме электронного документа, исключающего возбуждение исполнительного производства (в автоматическом режиме исключительно за счет денежных средств, находящихся на счетах должника в банке и иной кредитной организации);
  • недопущение одновременного привлечения юрлица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия (за исключением ряда случаев) и т. д.

Кроме того, в Концепции упоминается о необходимости обеспечения участникам производства по делу об административном правонарушении возможности получения информации о стадии производства по делу, о времени и месте составления протокола, рассмотрения и пересмотра дела или совершения отдельного действия по делу с использованием Интернета (при наличии у органа административной юрисдикции технической возможности). Также в документе содержатся концептуальные положения, касающиеся разграничения полномочий в области законодательства об административных правонарушениях, действия закона во времени, уточнения понятийного аппарата, расширения принципов административной ответственности и т. п.

Поскольку реформу КоАП РФ решено проводить синхронно с реформой контрольно-надзорной деятельности, новый кодекс планируется ввести в действие с 1 января 2021 года.

Концепция нового КоАП РФ была представлена Правительству РФ и в целом одобрена

Разработчиками Концепции в лице Минюста России, Минэкономразвития России с участием заинтересованных органов государственной власти и экспертных организаций отмечается, что со дня вступления в силу действующего в настоящее время КоАП РФ назрела объективная необходимость научного осмысления и анализа сложившейся практики его применения, а также критической оценки эффективности его норм с учетом внесенных многочисленных изменений, конституционных требований.

Главным результатом такой работы должна стать стабильность института административной ответственности, трансформации его из преимущественно карательно-фискального инструмента в институт назначения наказания, подлежащего дифференцированному применению с учетом риск-ориентированного подхода в случае, если профилактические и принудительно-профилактические меры не имели должного воздействия. Нормы КоАП должны претерпеть такие изменения, которые будут соответствовать целям указанной реформы, что, несомненно, подразумевает как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний.

Одобренная Концепция включает в себя, в частности, следующие целеполагающие подходы:

– учитывая накопленный федеральным законодателем опыт, требует сохранения положение о возможности внесения любых изменений в КоАП только отдельными федеральными законами. Такое же правило должно устанавливаться и для региональных законов об административных правонарушениях;

– в законе о введении в действие КоАП следует закрепить норму о том, что проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в данный кодекс могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии официального отзыва Правительства РФ, а также предусмотреть, что соответствующие федеральные законы должны вступать в силу не ранее чем по истечении трех месяцев со дня их официального опубликования, за исключением случаев, когда иное прямо указано в федеральном законе;

– к полномочиям Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях следует отнести установление административной ответственности за правонарушения, посягающие на конституционные права и свободы граждан, за нарушение предписаний и запретов, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, за правонарушения в наиболее важных экономических и социальных сферах, обеспечивающих жизнедеятельность населения, а также установление порядка осуществления органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях.

К полномочиям субъектов РФ в области законодательства об административных правонарушениях следует отнести установление административной ответственности за нарушение предписаний и запретов, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами в случаях, предусмотренных федеральными законами;

– в новом КоАП следует предусмотреть полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Банка России и Генеральной прокуратуры РФ по изданию нормативных правовых актов в сфере административной ответственности, установив закрытый перечень вопросов, по которым могут издаваться такие акты, и предъявляемые к таким актам обязательные требования.

Указанными нормативными правовыми актами не может устанавливаться административная ответственность, а также изменяться порядок осуществления органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях. Необходимо четко обозначить позицию о невключении данных актов в понятие законодательства об административных правонарушениях;

– необходимо зафиксировать общеизвестное правило “закон, отягчающий ответственность, обратной силы не имеет”. В случае одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность, лицо должно подлежать административной ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения;

– очевидная экстерриториальность отдельных правонарушений, особенно в области предпринимательской деятельности, требует определения действия КоАП в случае, если в результате совершения такого административного правонарушения за пределами территории Российской Федерации причинен вред охраняемым законодательством РФ общественным отношениям. Данное правило не должно распространяться на случаи, когда лицо было привлечено к административной или уголовной ответственности за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства;

– категоризацию административных правонарушений предлагается осуществлять исходя из их характера и степени общественной вредности: угрозы наступления и (или) факта наступления определенных негативных последствий. Например, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых. При этом в зависимости от категории административного правонарушения должны устанавливаться различные виды и размеры административных наказаний. Для каждой категории административных правонарушений целесообразно также установить сроки давности привлечения к административной ответственности, особенности производства по делам об административных правонарушениях, максимальные административные наказания, которые могут быть установлены за административные правонарушения, отнесенные к каждой категории;

– предлагается закрепить определения вызывающих затруднения при квалификации таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные, неоднократные, повторные и малозначительные.

Также целесообразно закрепить понятие совокупности административных правонарушений, имея при этом в виду, что, если правонарушение предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность правонарушений отсутствует и административная ответственность наступает по специальной норме;

– помимо определенных в качестве субъектов административных правонарушений граждан, должностных лиц (и лиц, приравненных к должностным), а также юридических лиц, предлагается выделить в качестве самостоятельного субъекта индивидуальных предпринимателей;

– учитывая особенности правового статуса органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, наделенных статусом юридического лица, а также казенных учреждений, связанного с осуществлением их деятельности только в рамках бюджетного финансирования и невозможностью самостоятельного распоряжения финансовыми средствами, необходимо исключить административную ответственность данных органов и организаций как юридических лиц с персонализацией административной ответственности должностных лиц указанных органов и организаций за противоправные деяния, совершенные в их деятельности;

Читайте также:  Штраф за борщевик на участке: размер, условия взимания

– обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении административного правонарушения, следует признать:

невменяемость физического лица во время совершения противоправного деяния, содержащего признаки административного правонарушения;

совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения, вследствие чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;

иные обстоятельства, предусмотренные Особенной частью КоАП.

Помимо крайней необходимости также следует предусмотреть такое обстоятельство, исключающее противоправность деяния, как физическое или психическое принуждение;

– предлагается исключить административное приостановление деятельности из перечня видов административных наказаний, одновременно включив его наряду с временным запретом деятельности в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также рассмотреть вопрос о возможности существенного сокращения предельного срока применения административного приостановления деятельности.

При этом в целях обеспечения гарантий прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, следует ввести исключительно судебный порядок применения данной меры, предусмотрев в целях оперативного рассмотрения дел досудебный порядок применения временного запрета деятельности;

– в целях сокращения числа граждан, привлекаемых к административной ответственности в виде наложения административного штрафа, общим правилом должно стать назначение гражданам административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, при отсутствии отягчающих обстоятельств. Предупреждение может быть также назначено совершившему административное правонарушение (кроме грубого административного правонарушения) индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, являющемуся в том числе субъектом малого или среднего предпринимательства, а также их работникам в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение;

– при назначении административного наказания в виде административного штрафа его размер должен определяться с учетом характера противоправного действия (бездействия) и причиненного им вреда, имущественного и финансового положения физического лица, привлекаемого к административной ответственности, и его семьи, наличия у физического лица, привлекаемого к административной ответственности, заработной платы или иного дохода, имущественного и финансового положения юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности.

Необходимо также решить вопрос о целесообразности назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части КоАП или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, с учетом имущественного и финансового положения лица, привлекаемого к административной ответственности;

– в случае предотвращения лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения либо добровольного устранения или возмещения лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного административным правонарушением вреда или ущерба административный штраф должен назначаться в минимальном размере, предусмотренном за совершение соответствующего административного правонарушения, или заменяться на предупреждение;

– при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, размер административного штрафа должен подлежать уменьшению за каждое такое обстоятельство. В то же время при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа может подлежать увеличению за каждое такое обстоятельство. Размеры уменьшения или увеличения административного штрафа за каждое смягчающее или отягчающее обстоятельство должны устанавливаться КоАП;

– максимальный срок давности привлечения к административной ответственности не может превышать минимальный срок давности привлечения к уголовной ответственности (два года). Исключением из этого могут быть случаи, когда установлена административная ответственность юридических лиц;

– в новом КоАП предлагается выделить отдельные главы об особенностях освобождения от административной ответственности, от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения административного наказания.

Должно быть закреплено положение, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия, за исключением случаев, когда юридическое лицо наряду с его виновным работником виновно в непринятии мер по недопущению совершения указанным работником административного правонарушения;

– должна быть предусмотрена возможность замены одного вида наказания на другой вид без нового рассмотрения дела по существу в случаях, когда исполнение назначенного наказания невозможно по объективным причинам, что создаст правовой инструментарий для недопущения юридической возможности виновному лицу избежать назначенного наказания. Такое право должно быть предоставлено суду, должностным лицам при рассмотрении соответствующих ходатайств.

В целях комплексного совершенствования Особенной части действующего КоАП представляется необходимым:

– структурировать внутреннюю организацию содержания Особенной части, уточнив и конкретизировав по главам предметы регулирования на основе классификации административных правонарушений по видовым и конкретным объектам противоправного посягательства. При этом структуру Особенной части КоАП предлагается выстраивать по сферам регулирования с учетом проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности;

– исключить из отраслевых федеральных законодательных актов нормы об административной ответственности с перенесением соответствующих составов административных правонарушений в Особенную часть КоАП;

– проанализировать многочисленные и зачастую необоснованные коррективы Особенной части КоАП, реализованные за прошедшие годы и ориентированные на произвольное увеличение числа новых и дробление первоначальных составов административных правонарушений, с целью исключения из диспозиций статей Особенной части КоАП дословного цитирования норм-запретов отраслевых актов федерального законодательства;

– критически оценить и пересмотреть на основе анализа реальной правоприменительной практики санкции действующих норм Особенной части КоАП с целью определения обоснованности и правомерности существенного ужесточения за прошедшие годы практически всех мер административной ответственности (административных наказаний);

– исключить из санкций норм Особенной части КоАП несопоставимые между собой виды, размеры и сроки альтернативных наказаний;

– ограничить до минимума либо полностью исключить практику установления в санкциях норм Особенной части КоАП безальтернативных административных наказаний;

– устранить проявление негативных тенденций, связанных с ненадлежащим правовым регулированием в той или иной сфере, а также с недостатками механизма государственного контроля (надзора), не предусматривая при этом административную ответственность при явной избыточности обязательных требований;

– устанавливать административную ответственность, соразмерную характеру и степени общественной вредности противоправного деяния, с учетом общего риск-ориентированного подхода при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора) и применении мер административного принуждения.

Отмечается, что результатом данной работы, проводимой синхронно с реформой контрольно-надзорной деятельности, должно стать введение в действие нового КоАП и вступление в силу иных законодательных актов РФ в рассматриваемой сфере с 1 января 2021 года.

Опубликована Концепция нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

10 июня 2019 г. Правительством Российской Федерации опубликована Концепция нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, проект который был внесен Минюстом России.

Концепция определяет основные подходы к реформированию законодательства об административных правонарушениях и призвана обеспечить ясность и согласованность норм будущего кодекса, не допустить избыточного государственного принуждения в сфере привлечения к административной ответственности как граждан, так и организаций.

Концепция предусматривает следующие нововведения.

1. С учетом того, что за прошедшие годы меры административной ответственности подверглись существенному ужесточению, предлагается на основе анализа правоприменительной практики оценить санкции действующих норм Особенной части КоАП на предмет их соразмерности и обоснованности.

Также предлагается исключить административное приостановление деятельности из перечня видов административных наказаний, включив его в перечень мер обеспечения производства и существенно сократив предельный срок его применения. Административное приостановление деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя станет возможно только в судебном порядке.

2. В целях обеспечения профилактической направленности законодательства об административных правонарушениях планируется предусмотреть в качестве общего правила назначение гражданам за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми, и при отсутствии отягчающих обстоятельств административного наказания в виде предупреждения. Данный подход предлагается также распространить на индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и их работников в случае замены административного штрафа предупреждением.

3. В новом КоАП будут предусмотрены случаи и особенности освобождения от административной ответственности и от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки, а также приостановления исполнения административного наказания. Планируется рассмотреть вопрос о закреплении института реабилитации лица, неправомерно привлеченного к административной ответственности, включая право на возмещение вреда, причиненного незаконным административным преследованием.

4. Предлагается усилить гарантии оказания квалифицированной юридической помощи по делам об административных правонарушениях, в частности, рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по делам, по которым предусмотрена возможность назначения гражданину административного ареста.

5. Будут определены особенности административной ответственности несовершеннолетних. К таким нарушителям могут быть применены меры воспитательного воздействия, а при назначении наказания должны учитываться условия их жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на несовершеннолетних старших по возрасту лиц.

6. Совершенствование законодательства об административных правонарушениях будет осуществляться во взаимосвязи с реформой контрольно-надзорной деятельности. При конструировании составов административных правонарушений, совершенных должностными и юридическими лицами, общественную вредность административных правонарушений планируется соотносить с категориями риска причинения вреда охраняемым законом ценностям. При этом меры принуждения в виде административной ответственности должны применяться только в случаях отсутствия должного реагирования со стороны юридического лица на предписания должностных лиц контролирующих органов или грубого нарушения обязательных требований.

Читайте также:  Составляем ходатайство о снижении штрафных санкций

7. Планируется закрепить положение, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия, кроме случаев, когда юридическое лицо, наряду с его виновным работником, виновно в непринятии мер по недопущению совершения указанным работником административного правонарушения.

Будет исключена возможность назначения нескольких административных наказаний при одновременном выявлении однородных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП.

Планируется предусмотреть случаи, когда рассмотрение дел об административных правонарушениях недопустимо должностными лицами, непосредственно участвовавшими в осуществлении мероприятий государственного контроля и составившими протоколы об административных правонарушениях по результатам таких мероприятий, путем закрепления конкретных составов административных правонарушений или конкретных сфер деятельности.

8. Должен претерпеть изменения и процесс производства по делам об административных правонарушениях.

По аналогии с подходом, предложенным в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, нормы, регламентирующие внесудебные процедуры рассмотрения дел об административных правонарушениях, будут выделены из КоАП, при сохранении в нем положений о подведомственности таких дел субъектам административной юрисдикции.

При этом нормы, регулирующие судопроизводство, будут помещены в процессуальное законодательство.

9. Новая система исполнения административных наказаний должна быть ориентирована, прежде всего, на формирование в обществе четкого понимания обязанности самостоятельного и добровольного их исполнения.

Стадия принудительного исполнения административных наказаний, влекущая негативные последствия для лиц, привлеченных к административной ответственности, будет носить исключительный характер и применяться в случае их уклонения от исполнения административных наказаний.

Предлагается распространить механизм уплаты в размере половины суммы наложенного административного штрафа не только на административные правонарушения в сферах дорожного движения и благоустройства территории, но и на иные административные правонарушения, за исключением некоторых, например, грубых, влекущих угрозу жизни и здоровью граждан.

Также представляется целесообразным предусмотреть возможность применения этого механизма помимо физических лиц и к иным субъектам административной ответственности.

Россия: Правительство представило Концепцию нового КоАП

Концепция определяет основные подходы к реформированию законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях. Ее текст размещен на официальном сайте Правительства РФ.

Планируется, что введение в действие нового КоАП произойдет синхронно с вступлением в силу иных законодательных актов Российской Федерации, работа над которыми ведется в рамках реформы контрольно-надзорной деятельности, – с 1 января 2021 года.

Разработчики Концепции предлагают:

– выделить категории административных правонарушений исходя из их характера и степени общественной вредности;

– установить в качестве общего правила назначение гражданам административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные административные правонарушения, не являющиеся грубыми и при отсутствии отягчающих обстоятельств;

– выделить в качестве самостоятельного субъекта административных правонарушений индивидуальных предпринимателей;

– решить вопрос о целесообразности назначения административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части КоАП или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом имущественного и финансового положения лица, привлекаемого к административной ответственности;

– закрепить положение, исключающее возможность назначения нескольких административных наказаний при одновременном выявлении однородных административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной статьей (частью статьи) Особенной части КоАП.

– установить разные сроки, в течение которых лицо считается подвергнутым административному наказанию, с учетом характера и степени общественной вредности различных категорий административных правонарушений;

– выделить в новом КоАП отдельные главы об особенностях освобождения от административной ответственности, от административного наказания, замены административного наказания, отсрочки, рассрочки и приостановления исполнения административного наказания;

– закрепить положение, согласно которому не допускается одновременное привлечение юридического лица и его работника к административной ответственности за одни и те же действия (за исключением случаев, когда юрлицо, наряду с его виновным работником, виновно в непринятии мер по недопущению совершения этим работником административного правонарушения);

– предусмотреть возможность замены одного вида наказания на другой вид без нового рассмотрения дела по существу в случаях, когда исполнение назначенного наказания невозможно по объективным причинам;

– урегулировать в специальной главе КоАП особенности административной ответственности несовершеннолетних, которым ко времени совершения правонарушения исполнилось 16 лет, но не исполнилось восемнадцати лет;

– применять освидетельствование на состояние алкогольного опьянения не только в отношении водителей транспортных средств, но и иных правонарушителей.

– распространить механизм уплаты наложенного административного штрафа со скидкой 50% на иные административные правонарушения (помимо правонарушений в области дорожного движения) за некоторыми исключениями и предусмотреть возможность применения данной преференции помимо физлиц и к иным субъектам административной ответственности – ;

– упростить процедуру взыскания административных штрафов на суммы, не превышающие 10 тыс. руб.

Отдельно отметим некоторые из предусмотренных Концепцией нововведений в отношении Особенной части нового КоАП . Так, предлагается:

– выстроить ее структуру по сферам регулирования с учетом проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности;

– исключить из отраслевых федеральных законодательных актов нормы об административной ответственности с перенесением соответствующих составов административных правонарушений в Особенную часть КоАП;

– ограничить до минимума либо полностью исключить практику установления в санкциях норм Особенной части КоАП безальтернативных административных наказаний.

Кроме того, планируется закрепить в новом КоАП дополнительные гарантии оказания квалифицированной юридической помощи . Так, предлагается рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях (в частности, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста). При этом отмечается, что в случаях, когда у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нет адвоката, а его участие в деле является обязательным, участие адвоката могло бы обеспечиваться путем его назначения по аналогии с тем, как это предусмотрено ст. 50 УПК РФ.

Напомним, что работа над Концепцией нового КоАП велась с конца марта 2019 года. Необходимость пересмотра норм действующего законодательства об административных правонарушениях обусловлена, в частности, неэффективностью норм действующего КоАП РФ, которую наглядно подтверждает статистика внесенных в него изменений: за 17 лет – свыше 4 800 изменений.

Правительство представило новую концепцию КоАП

“При назначении административного наказания в виде административного штрафа его размер должен определяться с учетом характера противоправного действия (бездействия) и причиненного им вреда, имущественного и финансового положения физического лица, привлекаемого к административной ответственности, и его семьи, наличия у физического лица, привлекаемого к административной ответственности, заработной платы или иного дохода, имущественного и финансового положения юридического лица, индивидуального предпринимателя, привлекаемого к административной ответственности”, – говорится в документе.

В частности, в случае предотвращения вредных последствий правонарушения или добровольного возмещения ущерба должен назначаться минимальный штраф или штраф должен заменяться на предупреждение. При наличии смягчающих обстоятельств размер штрафа должен уменьшаться за каждое такое обстоятельство, а при наличии отягчающих обстоятельств – увеличиваться.

В документе отмечается, что при подготовке нового КоАП “необходимо также решить вопрос о целесообразности назначения административного штрафа ниже низшего предела”. Кроме того, в новом КоАП будут предусмотрены условия отсрочки наказания, рассрочки выплаты административных штрафов, порядок и случаи замены одного вида административного наказания другим.

Оплата штрафов со скидкой

Расширение списка административных правонарушений с возможностью оплаты штрафа с 50%-ной скидкой предлагается предусмотреть в новом Кодексе РФ об административных правонарушениях.

“Предлагается распространить механизм уплаты в размере половины суммы наложенного административного штрафа не только на административные правонарушения в области дорожного движения, но и на иные административные правонарушения, за исключением некоторых видов административных правонарушений (например, грубых, влекущих угрозу жизни и здоровью граждан, либо при назначении оборотных штрафов)”, – говорится в документе.

Также предлагается предусмотреть в новом КоАП возможность применения дисконта, “помимо физических лиц, к иным субъектам административной ответственности”.

Кроме того, концепция предлагает упрощение процедур взыскания административных штрафов на небольшие суммы (не более 10 тыс. рублей), направляемых для принудительного исполнения в ФССП России в форме электронного документа, исключающего возбуждение исполнительного производства.

Посягающие на общественный порядок правонарушения

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок, будут максимально полно включены в новый Кодекс РФ об административных правонарушениях.

“В новую редакцию КоАП максимально полно должны быть включены составы административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, сферу благоустройства”, – говорится в концепции.

Согласно концепции, новый КоАП вступит в силу с 1 января 2021 года.

КоАП‐2021. Что изменится в жизни россиян после появления нового административного Кодекса

Анатолий Минкин

Новый кодекс

Премьер-министр Дмитрий Медведев предложил сформировать новый Кодекс об административных правонарушениях еще 21 марта. Он отметил, что действующий документ очень громоздкий и его сложно применять в случае административных правонарушений. Он предложил уйти от подпунктов и привести имеющиеся статьи в соответствие с законодательством.

В тексте концепции КоАП говорится, что с начала его действия в стране приняли 621 федеральный закон, по которому в Кодекс внесли уже более 4800 изменений.

«Нормы КоАП должны претерпеть такие изменения, которые будут соответствовать целям указанной реформы, что, несомненно, подразумевает как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний», — говорится в проекте.

Правонарушения и наказания

Согласно новой концепции КоАП, количество административных правонарушений значительно сократят, а также разделят по категориям. Они будут зависеть от их характера и степени общественной вредности. Исходя из этого и будут назначать наказание.

«Например, административные правонарушения повышенной степени общественной вредности могут быть отнесены к категории грубых», — говорится в тексте документа.

Кроме того, каждая категория получит свой срок давности привлечения к ответственности, который не может превышать двух лет. Исключением из этого правила станет административная ответственность для юридических лиц.

«Учитывая характер и степень общественной вредности различных категорий административных правонарушений, предлагается установить разные сроки, в течение которых лицо считается подвергнутым административному наказанию», — говорится в тексте концепции.

В качестве первого наказания для граждан за негрубые правонарушения кодекс предлагает назначать предупреждения, а не выписывать штрафы.

На такое мягкое наказание за негрубое и первое нарушение могут рассчитывать индивидуальные предприниматели или юридические лица, работающие в сфере малого и среднего предпринимательства, а также их сотрудники.

Если все же наказание предусматривает штраф, то его размер будет определяться целым рядом обстоятельств. Кроме характера правонарушения и размера вреда, при выписке штрафа будут учитываться финансовое положение нарушителя и его семьи.

При этом если нарушитель устранил или предотвратил вред, который он мог нанести своими действиями, то ему назначается минимальный размер штрафа, или вообще вместо финансового наказания ему вынесут предупреждение.

Кроме этого, авторы предложили распространить правила сокращения штрафа в два раза, если нарушитель выплатит его в течение 20 дней после вынесения постановления. Сейчас это правило действует только для нарушителей ПДД.

Источник фото: Pixabay

Под это нововведение не попадут грубые административные правонарушения, а также оборотные штрафы (выплаты, зависящие от выручки компании. Используются в основном при нарушении антимонопольного законодательства).

Новый кодекс предусматривает уменьшение штрафа в случае обстоятельств, по которым административная ответственность должна быть смягчена. При этом сумма, которую обязан заплатить нарушитель, будет уменьшаться при каждом таком обстоятельстве.

И наоборот, в случае отягчающих обстоятельств штраф будет только увеличиваться. Размеры уменьшения или увеличения штрафа должны устанавливаться кодексом.

Если сумма штрафа достигла 10 тысяч рублей, то авторы нового Кодекса предложили списывать деньги с банковских счетов должника без возбуждения исполнительного производства.

То есть сотрудники Федеральной судебной службы приставов будут получать электронную заявку и без возбуждения исполнительного производства смогут автоматически блокировать деньги на счету банка или другой кредитной организации.

Двумя главными пунктами, которые появятся в новом Кодексе об административных правонарушениях, станут институт реабилитации и закрепление правила: «закон, отягчающий ответственность, обратной силы не имеет».

По данным Минюста, статья об институте реабилитации предусматривает, что человек, которого неправомерно привлекли к административной ответственности, может рассчитывать на компенсацию за возмещение вреда из-за незаконного административного преследования.

Правило о законе, отягчающем ответственность, будет действовать следующим образом. Если действия нарушителя одновременно попали под статьи административного и уголовного кодексов, то применяться будет именно административная статья.

Это позволит избежать ситуации с ужесточением наказания, если в силу вступят оба закона.

Источник фото: РИА «Новости»

Граждане, бизнес и власть

В действующем сегодня Кодексе об административных правонарушениях различаются три категории: простые граждане, юридические и должностные лица. В новом документе этот список предлагается расширить.

В частности, в особую группу попадут подростки. Суды смогут освобождать их от административной ответственности, но при этом с несовершеннолетними нарушителями будут проводить воспитательную работу в качестве профилактики. При этом такие меры по отношению к подростку также могут стать для него видом административного наказания.

При вынесении решения будут учитываться условия жизни и воспитания, уровень психического развития малолетнего нарушителя, особенности его личности, а также влияние на него старших лиц.

Новую концепцию КоАП представили правительству

К обязательным работам в качестве административного наказания нельзя будет привлекать детей-инвалидов, беременных женщин, тяжелобольных людей, а также инвалидов I и II групп.

Отдельным субъектом нового Кодекса об административных правонарушениях станут индивидуальные предприниматели. Ранее их было сложно отнести к должностным или юридическим лицам для того, чтобы квалифицировать их нарушения, и, как следствие, определить для них сумму штрафа. Новый кодекс должен решить эту проблему.

Из старого документа в новый перейдут положения о привлечении к административной ответственности военнослужащих, замещающих должности представителей правоохранительной службы, и лиц, имеющих специальные звания.

Еще одним нововведением для бизнеса станет запрет на одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица и его работника за одно и то же нарушение. Исключением станут случаи, когда юрлицо виновно в том, что не приняло меры и позволило своему сотруднику совершить правонарушение.

Кроме того, надзорные органы лишатся права приостанавливать деятельность тех или иных предприятий. Это право останется только за судом. При этом предельный срок остановки деятельности предприятий значительно сократится.

Изменения в новом КоАП коснутся и властей всех уровней, начиная от государственных чиновников, заканчивая органами местного самоуправления, казенных учреждений и государственных внебюджетных фондов. Для всех этих структур отменят административную ответственность как для юридических лиц. Теперь за противоправные действия этих организаций будут наказывать должностных лиц.

Новый Кодекс об административных правонарушениях планируют ввести в действие с 1 января 2021 года — вместе с окончательной отменой устаревших регламентов контрольно-надзорных органов.

Ссылка на основную публикацию