Пересмотр решений по делам об административных правонарушениях

Пересмотр постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (глава 30 КоАП) представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление нарушенных прав и охраняемых интересов граждан. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Объектом обжалования являются не вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях. По таким делам установлена подведомственность в зависимости от характера административного правонарушения и места его совершения, а также субъекта административного правонарушения.

Подведомственность рассмотрения жалоб зависит от статуса лица, обжалующего постановление о назначении административного наказания.

По результатам рассмотрения жалобы выносится решение:

а) вынесенное судьей – в вышестоящий суд;

б) вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

в) вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

г) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, – в районный суд по месту рассмотрения дела.

В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска указанного срока срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

а) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

б) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

в) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при малозначительности правонарушения, при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

г) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

д) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

КоАП предусматривает возможность пересмотра решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении. Так, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 9201 – | 7333 – или читать все.

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Важной гарантией законности и обоснованности применения административных взысканий является существование стадии пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Под пересмотром следует понимать рассмотрение дел об административных правонарушениях в установленном законодательством об административных правонарушениях порядке компетентными органами, полномочными осуществлять контроль за законностью постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Пересмотр – это новое разбирательство дела об административном правонарушении субъектом, наделенным правом отменить, изменить или оставить ранее принятое постановление или решение по делу без изменений. Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении необходимо отличать от повторного рассмотрения дела, которое производится в случае, если принятое ранее постановление отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

Стадия пересмотра является факультативной, необязательной, однако сам факт ее существования существенным образом дисциплинирует тех, кто уполномочен применять административные взыскания.

Постановления по делам об административных правонарушениях могут быть обжалованы или опротестованы как в административном, так и в судебном порядке.

Общий порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях регламентирован положениями главы 30 КоАП РФ.

Учитывая ч.1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении (в сфере таможенного дела) может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем:

  • – вынесенное судьей – в вышестоящий суд;
  • – вынесенное коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
  • – вынесенное должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении 1 .

В случае, если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд [1] .

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении регламентирован ст. 30.2 КоАП РФ, согласно которой:

  • 1. жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
  • 2. жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.
  • 3. жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
  • 4. в случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.
  • 2
  • 5. жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

Статьей 30.3 КоАП РФ установлено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления (ч.1). В случае пропуска названного срока, этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч.2). Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (ч.4).

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении 1 судья, должностное лицо:

  • – выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • – разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;
  • – направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.

В соответствии со ст. 30.5 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу (ч.1). Если постановление по делу об административном правонарушении обжалуется в суд, жалоба подлежит рассмотрению в двухмесячный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, правомочный рассматривать жалобу (ч. 1.1). Жалоба на постановление об административном аресте либо административном выдворении подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест либо подлежит административному выдворению (ч.З).

Согласно статье 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично (ч.1).

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

  • – объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;
  • – устанавливается явка физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;

проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

  • – выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
  • – разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
  • – разрешаются заявленные отводы и ходатайства;
  • – оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;
  • – проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом;
  • – в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение (ч.2).

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч.З).

По результатам рассмотрения жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях может быть вынесено одно из следующих решений:

  • – об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) без удовлетворения;
  • – об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

  • – об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более стротого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
  • – об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы (протеста) установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом [2] .
Читайте также:  Отказ в удовлетворении ходатайства по делу

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения, а копия этого решения в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе. Решение по жалобе на постановление об административном аресте либо административном выдворении доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения [3] .

Статьей 30.9 КоАП РФ установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд (ч.1).

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, и (или) решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд (ч.2).

Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 – 30.8 КоАП РФ (ч.З).

Копии решений направляются лицам, указанным в статье 30.8 КоАП РФ (физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе) в трехдневный срок со дня вынесения решения (ч.4).

Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического лица, законного представителя юридического лица, защитника и представителя также должностным лицом, вынесшим такое постановление (ч.5).

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1 – 30.3 КоАП

Протест прокурора на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения по жалобам на это постановление рассматриваются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.4 – 30.8 КоАП РФ.

Копия решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении направляется прокурору, принесшему протест, лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшему, законному представите 2

лю физического лица, законному представителю юридического лица, защитнику и представителю в трехдневный срок после вынесения решения

Говоря о ведомственном контроле за производством по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, мы уже упоминали такое направление деятельности таможенных органов как контроль соблюдения законности при привлечении к административной ответственности, предусматривающий организацию порядка учета и регистрации жалоб лиц и протестов прокуроров на постановления по делам об административных правонарушениях, а также принимаемых по ним решений.

Согласно Положению «О порядке учета и регистрации жалоб лиц и протестов прокуроров на постановления по делам об административных правонарушениях, а также принимаемых по ним решений», утвержденному приказом Федеральной таможенной службы от 24.01.2008 №45 «Об утверждении положения о порядке учета и регистрации жалоб лиц и протестов прокуроров на постановления по делам об административных правонарушениях, а также принимаемых по ним решений», основными принципами регистрации жалоб и протестов, а также принимаемых по ним решений являются:

  • – обязательность регистрации всех поступающих в таможенные органы жалоб и протестов, а также принимаемых по ним решений;
  • – единообразие регистрации жалоб и протестов, а также принимаемых по ним решений.

Так, при поступлении в таможенный орган жалобы и протесты проходят первичную обработку и регистрацию в подразделении документационного обеспечения путем внесения информации в базу данных «Документы реестрового учета» (либо путем проставления регистрационного номера в базе данных «Документы министерств, ведомств, организаций и таможенных органов»), после чего жалобы и протесты поступают в подразделение, осуществляющее функцию контроля соблюдения законности при привлечении к административной ответственности.

Подразделение, осуществляющее функцию контроля соблюдения законности при привлечении к административной ответственности, регистрирует жалобы в журнале регистрации жалоб и протестов.

Зарегистрированные в подразделении, осуществляющем функцию контроля соблюдения законности при привлечении к административной ответственности, жалобы и протесты прокуроров передаются должностному лицу, курирующему деятельность указанного подразделения, для ознакомления и дачи указаний по исполнению документа.

Решения и определения, вынесенные в соответствии со статьей 30.7 КоАП РФ, определения об отказе в удовлетворении ходатайств о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении регистрируются в журнале регистрации результатов рассмотрения жалоб и протестов.

В деятельности по контролю соблюдения законности подразделения таможенных органов, осуществляющие данные функция, учитывают также рекомендации, направленные Государственным таможенным комитетом Российской Федерации письмом от 27 марта 2003г. №27-14/13306 «О применении главы 30 КоАП РФ», в которых содержатся различные вопросы и ответы на них о порядке применения главы 30 КоАП при пересмотре постановлений по делам об административных правонарушениях: «каким образом осуществляется пересмотр постановления по делу об административном правонарушении в случае подачи на него жалобы и принесения протеста?», «может ли жалоба на постановление по делу об административном правонарушении в области таможенного дела быть подана потерпевшим?», «каковы действия таможенного органа при получении жалобы, адресованной арбитражному суду, жалобы, ошибочно адресованной суду, таможенному органу, которые не уполномочены рассматривать данную жалобу, или жалобы, в которой не указано, кому она адресована?», «вправе ли лицо, в отношении которого вынесено постановление по делу, отказаться от жалобы?», «обязательно ли уведомление лица, подавшего жалобу, о дате, времени и месте ее рассмотрения. », «вправе ли лицо, правомочное рассматривать жалобу, восстановить прокурору пропущенный срок принесения протеста» и другие. Необходимо заметить, что данные вопросы длительное время действительно имели проблемный характер, причем и после того, как Государственный таможенный комитет Российской Федерации подготовил разъяснения.

К примеру, не всегда транспортные прокуроры в регионах соглашались с правомерностью отказов таможенных органов восстановить прокурору пропущенный срок принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении, вступившее в законную силу. Прокуроры основывали свое несогласие на положениях статьи 30.10 КоАП РФ, закрепляющих аналогичный порядок принесения протеста порядку подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении лицами, указанными в статьях 25.1 – 25.5 КоАП РФ. На наш взгляд, разъяснения и рекомендации Государственного таможенного комитета Российской Федерации, данные в письме от 27 марта 2003г. №27-14/13306 «О применении главы 30 КоАП РФ», были и остаются более объективными и убедительными: «рассматривать часть 2 статьи 30.3 КоАП РФ как возможность восстановления срока принесения протеста прокурору неверно, поскольку для постановлений, вступивших в законную силу, предусмотрен отдельный порядок опротестования в соответствии со статьей 30.11 КоАП РФ. Закрепление возможности восстановления срока обжалования связано с тем, что пропуск указанного срока погашает само право на обжалование. С пропуском срока принесения протеста в вышестоящий административный орган право на принесение протеста не погашается, а лишь меняется порядок его реализации. ».

Положения, регулирующие вопросы обжалования и опротестования в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов, содержатся в статьях 30.12 – 30.19 КоАП РФ. В частности, эти положения определяют:

  • – право на обжалование, опротестование в порядке надзора постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов (ст. 30.12 КоАП РФ);
  • – суды, рассматривающие в порядке надзора жалобы, протесты на постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов (ст. 30.13 КоАП РФ);
  • – порядок подачи жалобы и принесения протеста в порядке надзора (ст. 30.14 Ко АП РФ);
  • – принятие к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста (ст. 30.5 КоАП РФ).
  • – пределы и сроки рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста (ст. 30.16 КоАП РФ) и др.

Российское административное право

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях

Постановление по делу может быть обжаловано лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, их законными представителями, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.

Подается жалоба на постановление по делу:

  1. вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
  2. вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
  3. вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд;
  4. вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, — в районный суд по месту рассмотрения дела.

Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток. Жалоба на постановление по делу государственной пошлиной не облагается.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение.

При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо:

  • выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • разрешают ходатайства, при необходимости назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают лиц, участие которых признано необходимым при рассмотрении жалобы;
  • направляют жалобу со всеми материалами дела на рассмотрение по подведомственности, если ее рассмотрение не относится к компетенции соответствующих судьи, должностного лица.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей либо должностным лицом единолично.

Читайте также:  Составляем ходатайство о снижении штрафных санкций

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

  • объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем подана жалоба;
  • устанавливается явка физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;
  • проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
  • выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы;
  • разъясняются права и обязанности лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;
  • разрешаются заявленные отводы и ходатайства; оглашается жалоба на постановление по делу об административном правонарушении;
  • проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления;
  • в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из пяти возможных решений.

1. Об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

2. Об изменении постановления. При этом не может быть усилено административное наказание или иным образом ухудшено положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

3. Об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Такое решение может быть принято в случае:

а) малозначительности совершенного правонарушения и возможности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ освобождения от административной ответственности;

б) наличия обстоятельств, исключающих, согласно ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении;

в) недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

4. Об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело. Такое решение принимается:

а) в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;

б) в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

5. Об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что ее рассмотрение не относится к компетенции данных судьи или должностного лица.

Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему (в случае подачи им жалобы) либо прокурору по его просьбе. Решение по жалобе на постановление об административном аресте доводится до сведения органа, должностного лица, исполняющих постановление, а также лица, в отношении которого вынесено решение, и потерпевшего в день вынесения решения.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное коллегиальным органом, органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и решение судьи по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в вышестоящий суд.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть в течение 10 суток опротестованы прокурором. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть опротестованы прокурором.

При этом право принесения протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решение по результатам рассмотрения жалобы, протеста принадлежит прокурорам субъектов РФ и их заместителям, Генеральному прокурору РФ и его заместителям.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместители, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и решения по результатам рассмотрения жалоб могут быть пересмотрены также в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ.

Стадия пересмотра постановлений и решений по делам об административном правонарушении

Данная стадия является факультативной и присутствует в производстве по делу об административном правонарушении только при наличии специальных процессуальных оснований. Такими основаниями являются наличие жалоб отдельных участников процесса, а также протест прокурора. Для стадии пересмотра характерно, что она по сути представляет собой новое рассмотрение дела по существу. В соответствии с ч.3 ст.30.6 судья, вышестоящее должностное лицо, т.е. субъекты пересмотра не связаны доводами по жалобе и проверяют дело в полном объеме.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на восстановление нарушенных прав и охраняемых интересов граждан, средство выявления и устранения недостатков в деятельности органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.[21]

Стадия пересмотра постановлений и решений по делам об административном правонарушении включает в себя следующие этапы:

1. подача жалобы (принесение протеста);

2. подготовка к рассмотрению жалобы (протеста);

3. рассмотрение жалобы (протеста);

4. доведение решения по жалобе (протесту) до сведения заинтересованных лиц.

С 01.07.2002 жалобы физических и юридических лиц, а также протесты прокуроров на постановления по делам об административном правонарушении подлежат рассмотрению в соответствии с порядком, определенном главой 30 КоАП РФ. Статья 30.1 КоАП РФ, определяя категории лиц, имеющих право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, отсылает к ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, которые, в свою очередь, предоставляют право обжалования постановления:

– лицу, в отношении которого ведется производство по делу;

– законным представителям физического и юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу;

– защитнику и представителю.

В соответствии со ст.25.11 КоАП РФ право принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле предоставлено прокурору.

В КоАП РФ не содержится норм о форме и содержании жалобы на постановление по делу.

В соответствии с КоАП РФ подача жалобы производится заинтересованным лицом через то должностное лицо, судью, акт которого обжалуется (ст.30.2). Однако, законодатель не исключает возможности обращения с жалобой непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

Вопрос о правомочности постановления (решения), вынесенного в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, рассматривается в арбитражном суде в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством (ст.30.1 КоАП РФ).

Итак, КоАП РФ определяет следующий перечень органов, которые рассматривают жалобу на постановление по делу об административном правонарушении: вышестоящий суд, районный суд, арбитражный суд, вышестоящий орган.

Срок обжалования постановлений в КоАП РФ определяется ст.30.3: начало течения десятидневного срока на обжалование со дня вручения или получения копии постановления.

В целях обеспечения возможности проверки соблюдения лицами установленных сроков обжалования копии постановлений по делам об административном правонарушении направляются с уведомлением о вручении.

В соответствии с КоАП РФ (ст.30.4) судья, должностное лицо таможенного в процессе подготовки к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении: выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данным судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу; разрешают ходатайства, назначают экспертизу, истребуют дополнительные материалы, вызывают необходимых лиц; направляют жалобу на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение жалобы не относится к их компетенции с вынесением определения об этом.

Должностное лицо, правомочное рассматривать жалобу, на стадии подготовки к ее рассмотрению извещает о дате, времени и месте рассмотрения жалобы лицо, обратившееся с жалобой, а также прокурора в случаях, если дело об административном правонарушении возбуждалось по инициативе прокурора либо рассматривалось с его участием, а также вызывает лиц, участие которых является необходимым при рассмотрении жалобы. Извещения и вызовы направляются с уведомлением о вручении.

Жалоба должна быть рассмотрена в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган или должностному лицу правомочным ее рассматривать по существу.

Статья 30.6 КоАП РФ четко регламентирует процедуры рассмотрения жалобы, устанавливая порядок ведения дела, который в основном тот же, что и при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Отложение рассмотрения жалоб и протестов допускается только в случае: неявки лица, обратившегося с жалобой, или прокурора при отсутствии сведений о надлежащем извещении их о дате, времени и месте рассмотрения жалобы или протеста; неявки вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц, если их отсутствие препятствует рассмотрению жалобы по существу; удовлетворения ходатайства лица об отложении рассмотрения жалобы, о назначении экспертизы или об истребовании дополнительных доказательств.[22]

Рассматривая жалобу, судья, должностное лицо проверяют соблюдение норм как материального, так и процессуального закона, в том числе и на стадии возбуждения производства по делу об административном правонарушении.

В целях удостоверения совершения должностным лицом, рассматривающим жалобу, и иными участниками производства действий, предусмотренных на стадии рассмотрения жалобы, ведется протокол рассмотрения жалобы, в который вносятся сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении жалобы; о разъяснении указанным лицам их процессуальных прав и обязанностей; об ознакомлении лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, его законного представителя или защитника с делом и дополнительно представленными документами; о заявленных отводах и ходатайствах и результатах их разрешения; об исследовании доказательств; объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление, показания других лиц, пояснения специалиста и эксперта; назначенные дата и время нового рассмотрения жалобы, если принято решение об отложении ее рассмотрения; другие сведения.[23]

В результате рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо вышестоящего таможенного органа принимают одно из решений, предусмотренных ст.30.7 КоАП РФ:

1) об оставлении постановления без изменения. Постановление по делу оставляется без изменения, а жалоба без удовлетворения, если: доводы, изложенные в жалобе, не опровергают правильности постановления; доводы, содержащиеся в жалобе, находятся в противоречии с неопровергнутыми доказательствами, подтверждающими правонарушение; не обнаружены основания к отмене или изменению постановления;

2) об изменении постановления. Постановление по делу об административном правонарушении может быть изменено только в благоприятную сторону для лица, в отношении которого оно вынесено. Судья вправе изменить меру наказания в пределах, предусмотренных законом с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих ответственность.

3) об отмене постановления и прекращении производства по делу. Такое решение принимается при малозначительности совершенного правонарушения; при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу; при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, должностному лицу органа, правомочному рассмотреть дело. Основаниями принятия такого решения являются:

Читайте также:  В КоАП увеличен штраф за непредоставление информации

а) существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ. Данный термин в КоАП отсутствует. Однако, анализируя главы 25-29 КоАП, существенным нарушением процессуальных норм следует признавать такие нарушения, которые путем ограничения, стеснения гарантированных законом прав участников производства по делу при рассмотрении дела или иным путем помешали судье, должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Так, по жалобе гражданки Б. решением Свердловского областного суда от 20.09.2002 отменено постановление Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга о привлечении гражданки Б. к административной ответственности за нарушение таможенных правил по ст. 16.1 КоАП РФ и применении административного наказания в виде конфискации товаров (1700 долларов США), являющихся непосредственным объектом правонарушения. Удовлетворяя жалобу, суд указал, что при рассмотрении дела о нарушении таможенных правил в отношении гражданки Б. судьей Октябрьского районного суда не были опрошены свидетели, сведения о которых имеются в материалах дела.

В ходе нового рассмотрения дела судьей Октябрьского районного суда была допрошена в качестве свидетеля гражданка Р., которая пояснила, что она передала гражданке Б., вылетавшей рейсом «Екатеринбург-Анталия» видеокассету в упакованном виде, в коробке которой находились 1700 долларов США, не сказав при этом о сокрытой валюте гражданке Б. Таким образом, судья установил, что вина гражданки Б. в совершении правонарушения отсутствует, так как она не знала, что в переданной ей коробке находятся доллары США, и поэтому не могла их продекларировать. Производство по делу о нарушении таможенных правил в отношении гражданки Б. было прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава таможенного правонарушения.

б) необходимость применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания. В этом случае постановление может быть отменено только по жалобе потерпевшего.

Постановление по делу об административном правонарушении отменяется и дело направляется на новое рассмотрение только в том случае, если не истекли сроки назначения административного наказания.

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности. Принять такое решение можно только, если установлен факт вынесения постановления при рассмотрении дела неправомочным судьей, должностным лицом. Под неправомочными лицами понимается судья, должностное лицо, не наделенное полномочиями по рассмотрению дела данной категории.

Свои выводы судья, вышестоящее должностное лицо, рассматривающие жалобу, излагают в форме решения. Решение по результатам рассмотрения жалобы должно содержать те же сведения, что и постановление по делу об административном правонарушении (ч.1ст.29.10 КоАП РФ).

Особо следует обратить внимание, что в резолютивной части решения по жалобе должен быть решен вопрос об издержках, возникших в связи с рассмотрением жалобы, в случае отмены постановления и прекращении производства по делу или изменения постановления по делу – также о судьбе изъятых вещей и документов, товаров, транспортных средств и иных вещей, на которые наложен арест, об издержках по делу об административном правонарушении.

Решения по жалобе (протесту) должны быть в обязательном порядке доведены до сведения заинтересованных лиц (ст.30.8 КоАП РФ).

Данное процессуальное действие подчиняется тем же правилам, что и объявление постановления по делу об административном правонарушении. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения вручается или высылается лицу, в отношении которого было вынесено постановление по делу, либо прокурору по его просьбе в течение трех суток после вынесения решения.

Решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы (протеста), также может быть обжаловано (опротестовано) в вышестоящий суд (ст. 30.9, 30.10 КоАП РФ) в том же порядке, что и первоначальное решение.

Вступившее в законную силу постановление, решение может быть опротестовано прокурором, занимающим должность не ниже заместителя прокурора субъекта РФ. Такой протест рассматривается в судах не ниже областного уровня, а в соответствующих случаях – в Высшем Арбитражном Суде (ст.30.11 КоАП РФ). С одной стороны, такой порядок обжалования гарантирует стабильность решений, выносимых судами, а с другой – обеспечивает лицу необходимые гарантии в случае, если в отношении него будет допущена судейская ошибка.

Дата добавления: 2014-12-27 ; Просмотров: 2397 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. – Ответы к билетам – Административное право

Постановление по делу может быть обжаловано:

– лицом, в отношении которого ведется производство по делу об АПНар;

Тест на знание английского языка Проверь свой уровень за 10 минут, и получи бесплатные рекомендации по 4 пунктам:

    Аудирование Грамматика Речь Письмо

– их законными представителями;

– законным представителем юридического лица;

– защитником и представителем.

Подается жалоба на постановление по делу:

1)вынесенное судьей — в вышестоящий суд;

2)вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;

3)вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. В случае если жалоба на постановление по делу об административном правонарушении поступила в суд и в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, ее рассматривает суд;

4)вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ,— в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу об АПНар подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы. В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об АПНар,жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток. Жалоба на постановление по делу государственной пошлиной не облагается.

Жалоба на постановление по делу об АПНар может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока он по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об АПНар выносится определение.

Жалоба на постановление по делу об АПНар подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу. Жалоба на постановление об административном аресте подлежит рассмотрению в течение суток с момента подачи жалобы, если лицо, привлеченное к административной ответственности, отбывает административный арест.

Жалоба на постановление по делу об АПНар рассматривается судьей либо должностным лицом единолично.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об АПНар выносится одно из пяти возможных решений.

1.Об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

2.Об изменении постановления. При этом не может быть усилено административное наказание или иным образом ухудшено положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

3.Об отмене постановления и о прекращении производства по делу. Такое решение может быть принято в случае:

а) малозначительности совершенного правонарушения и возможности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ освобождения от административной ответственности;

б) наличия обстоятельств, исключающих, согласно ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об АПНар;

в) недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

4.Об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело. Такое решение принимается:

а) в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело;

б) в связи с необходимостью применения закона об АПНар, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

5.Об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях

Возможность пересмотра наложенных административных взысканий и вынесенных постановлений является важной гарантией соблюдения законодательства РФ. Занимаются этим надзорные органы, контролирующие законность вынесенных постановлений. Подобная стадия предусматривается во всех юридических производствах.

Что такое административное правонарушение

Это вид нарушения законодательства, не наносящее обществу либо гражданину серьезного вреда. Сюда можно отнести:

  • нарушение гражданских прав физических лиц;
  • незначительное посягательство на здоровье человека, несоблюдение санитарных норм в общественных местах;
  • публичное нарушение морально-нравственных норм, сквернословие;
  • нарушения законов, касающихся охраны труда, собственности и природы;
  • несоответствие требованиям при строительстве, в промышленности и энергетике;
  • незначительные проступки при сельскохозяйственной деятельности.

Основной особенностью является то, что правонарушение не наносит существенного вреда здоровью и материального ущерба.

Что такое пересмотр постановлений об административных правонарушениях

Этот вид жалобы характеризуется необходимостью восстановления законности в действиях того или иного субъекта правовых взаимоотношений. Орган, который будет рассматривать жалобу, должен принять меры для восстановления законности предыдущими субъектами.

Какой орган может рассматривать дело повторно?

Повторное слушание может осуществлять надзорный, контролирующий орган более высокой юрисдикции. К примеру, первичное слушание осуществлялось городским судом. Соответственно, пересмотром может заниматься районный или областной орган.

Схема пересмотра постановлений

Какие бывают решения по жалобе правонарушителя

Вердикт после пересмотра постановлений и решений об административном правонарушении выносится в виде постановления.

Могут выноситься следующие решения:

  • Оставить постановление без изменений.
  • Нарушения законодательства могут устраняться без передачи дела на новое рассмотрение. При этом виновное лицо может быть уверенным, что его положение не ухудшится.
  • Отмена предыдущего вердикта, вынесенного субъектом более низкого уровня. Это возможно, если дело не было рассмотрено всесторонне, то есть были упущены важные аспекты.
  • Отмена решения первичного органа, прекращение производства. Принимается, если есть хотя бы одно недоказанное обстоятельство, способное оказать влияние на окончательное решение.

Процесс рассмотрения

Первая часть процесса полностью соответствует любому судебному слушанию. В частности, выясняется, все ли лица, которые причастны к рассмотрению, присутствуют. В случае неявки выясняются причины отсутствия того или иного лица. Объявляется, кто будет слушать новое дело. Указываются все участники процесса. Уточняется наличие либо отсутствие отводов и протестов.

Далее идет оглашение сути жалобы, изучение всех обстоятельств делопроизводства. Заслушиваются показания участников процесса, в том числе мнение прокурора и защитников.

Заключительная часть — вынесение вердикта.

Как долго может длиться пересмотр

Общий срок рассмотрения составляет 10 дней с момента подачи документов. Исключения зависят от некоторых обстоятельств и области хозяйственной деятельности:

  • Жалобы на нарушение избирательного права должна рассматриваться в течение 5 дней.
  • При выдворении или аресте вердикт должен быть вынесен в течение суток.
  • При приостановке деятельности жалобная петиция должна быть рассмотрена в кратчайшие сроки — не более 24 часов после подачи документов.

Важно! Жалоба должна быть подана в течение 10 дней с момента оглашения решения суда первой инстанции.

Правонарушений административного характера довольно много. Они случаются во всех сферах жизнедеятельности гражданина в частности и общества в целом. Право на обжалование вынесенных постановлений закреплено в Конституции (статья 46) и КоАП (статья 30).

Ссылка на основную публикацию