Новые правонарушения в сфере оборота драгоценных камней

Ювелирам грозит увеличение штрафов и конфискация имущества

Как мы сообщали ранее, в Минфине подготовлены изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 N 294-ФЗ.

Данные изменения предполагали снятие ограничений по числу и частоте плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность в сфере борота драгоценных металлов и драгоценных камней.

Стремление регулятора установить жёсткий контроль за рынком выразилось в подготовке нового законопроекта «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней». Данным проектом Федерального закона предлагается существенно усилить административную ответственность субъектов за нарушение обязательных требований, установленных действующим законодательством в области оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.

· Многократно увеличить размеры административных штрафов;

· Установить штрафные санкции в размере кратном стоимости товара, который явился предметом правонарушения (ювелирные изделия, драгоценные металлы, драгоценные камни);

· Предусмотреть возможность конфискации предметов административного правонарушения (ювелирные изделия, драгоценные металлы, драгоценные камни);

· Предусмотреть возможность конфискации орудий административного правонарушения (техника, оборудование, транспортные средства).

Принятие данного законопроекта в предлагаемом варианте может существенно увеличить риски ведения бизнеса в сфере производства и продаж ювелирных изделий, снизить его инвестиционную привлекательность и повысить издержки. Всё это неминуемо отразиться на стоимости ювелирных изделий, которая уже достигла «потолка» покупательского спроса. Следствием этих изменений будет уход с рынка ряда мелких производителей и небольших торговых сетей.

Генеральный директор Ассоциации «Гильдия ювелиров России» Эдуард Уткин:

Мы провели анализ проекта Федерального закона «О внесении изменений в КоАП». Выводы следующие:

1) Вместо ныне действующей статьи 19.14 в главу 15 КоАП вносится сразу 3 новых статьи. Если раньше административная ответственность была предусмотрена за нарушение установленных правил в части извлечения, производства, использования, обращения и т. д. ДМ ДК, то предлагаемый проект предусматривает установление административной ответственности за нарушение обязательных требований в части извлечения, производства, использования, обращения и т. д. ДМ ДК.

2) Многократно (в десятки раз) увеличиваются размеры штрафных санкций за нарушение в сфере оборота ДМ ДК.

3) Вводятся штрафные санкции в кратном размере к стоимости предметов правонарушения (т.е. ювелирных изделий, камней и т.д.).

4) Вводятся санкции в виде конфискации предметов правонарушения (т.е. ювелирных изделий, камней и т.д.).

5) Вводятся санкции в виде конфискации орудия правонарушения (т.е. производственное оборудование, техника, средства транспортировки и т.д.).

Важно отметить следующее: отсутствие законодательного определения термина «обязательные требования» содержит в себе угрозу широкого (а, не исключено, и произвольного) толкования этого термина. В этом есть большая коррупционная опасность. Когда мы говорим о нарушении правил дорожного движения, пожарной безопасности, правил содержания животных, то речь идёт об установленном законом перечне деяний, за которые налагается административный штраф. А вот что такое обязательные требования в части оборота ДМ ДК сегодня никто сформулировать не может.

Установление размера штрафа, кратно стоимости предмета правонарушения — это мера избыточная. Наказание должно быть соразмерно степени общественной опасности деяния, но никак не стоимости предмета совершённого правонарушения. Нельзя проследить связь между стоимостью предмета и совершённым правонарушением. Ведь, казалось бы, какая разница на автомобиле какой марки вы неправильно припарковались или превысили скорость?

Кроме прочего, вводится конфискация предмета правонарушения. А это уже двойное наказание. Нарушитель должен будет выплатить штраф, и сам предмет ещё конфискуют. Так же обстоит дело и с наложением штрафа на должностных и юридических лиц. Как правило, штрафы накладываются одновременно и на юридическое, и на должностное лицо. В итоге получится удвоение размера штрафа.

Административное наказание устанавливается за нарушение в сфере оборота ювелирных изделий, которые являются обычными предметами гражданского оборота, не имеют ограничения в оборотоспособности, и по большому счёту ничем не отличаются от других предметов народного потребления (гаджетов, шуб, автомобилей). К тому же, эти ювелирные изделия находятся в частной, а не в государственной, собственности. Степень общественной опасности в сфере их оборота явно завышена. Чаще всего предприниматели совершают нарушения неумышленно. В оформлении документов, составлении отчётов, из-за незнания законов.

В случае принятия этого законопроекта можно прогнозировать крайне негативные последствия для рынка. Производство и продажа ювелирных изделий сегодня — это бизнес низкомаржинальный и низкорентабельный. Сырье стоит дорого, платёжеспособный спрос низок, продажи падают. Добавленная стоимость не превышает 15 %, а рентабельность — 8 %. На этом фоне риски наложения административного штрафа в размере, кратном стоимости ювелирных изделий или камней, да ещё и с их конфискацией, становятся просто смертельными. Предприятиям малого бизнеса оплачивать столь высокие штрафы будет нечем. Как следствие — начнётся волна банкротств.

Ответственность по новому проекту

Нарушение обязательных требований в части:

Наказание граждан (штраф):

Наказание должностных лиц и ИП (штраф):

Наказание юридических лиц (штраф):

Срок подачи заявления о постановке на учет в ГИПН участника сферы ДМДК без ведения им деятельности или об изменении сведений.

80 – 120 тыс. руб.

Срок подачи заявления о постановке на учет в ГИПН участника сферы ДМДК при ведении им деятельности.

80 – 100 тыс. руб.

120 – 140 тыс. руб.

Переход права собственности (оборот) ДМДК, в т.ч. залог.

0,5 – 1,5 стоимости ДМДК с конфискацией

1,0 – 2,0 стоимости ДМДК с конфискацией

2,0 – 4,0 стоимости ДМДК с конфискацией

Добыча, производство, обработка, переработка, изменение физического состояния, использование ДМДК.

80 – 120 тыс. руб. с конфискацией орудия или без

140 – 180 тыс. руб. с конфискацией орудия или без

200 – 240 тыс. руб. с конфискацией орудия или без

Перевозка, пересылка, перемещение ДМДК и изделий из ДМДК.

0,5 – 1,5 стоимости ДМДК с конфискацией транспорта или без

1,0 – 2,0 стоимости ДМДК с конфискацией транспорта или без

2,0 – 4,0 стоимости ДМДК с конфискацией транспорта или без

Учет и хранение ДМДК и изделий из ДМДК.

40 – 60 тыс. руб. (должностные)

80 – 100 тыс. руб. (ИП)

120 – 150 тыс. руб.

Непредоставление или нарушение сроков предоставления отчетности движения ДМДК и изделий из них, либо с недостоверными сведениями.

40 – 60 тыс. руб. (должностные)

80 – 100 тыс. руб. (ИП)

120 – 150 тыс. руб.

Правила и периодичность инвентаризации ДМДК и изделий из них.

40 – 60 тыс. руб. (должностные)

80 – 100 тыс. руб. (ИП)

120 – 150 тыс. руб.

Ответственность по действующему законодательству

Нарушение установленных правил в части:

Наказание граждан (штраф):

Наказание должностных лиц и ИП (штраф):

Наказание юридических лиц (штраф):

Извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов получения, учета и хранения ДМДК и изделий

Новости

Административная ответственность за правонарушения при обращении с драгоценными металлами и драгоценными камнями усилена

Донская Государственная инспекция пробирного надзора информирует, что Федеральным законом от 27.12.2019 № 501-ФЗ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьями 15.43 — 15.47 следующего содержания:

Статья 15.43. Ведение деятельности, связанной с осуществлением операций с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями, без постановки на специальный учет либо несвоевременное представление заявления о внесении изменений в карту специального учета
1. Ведение деятельности, связанной с осуществлением операций с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями, без постановки на специальный учет в государственном учреждении, наделенном функциями в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов, если такая постановка является обязательной, —
влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от ста двадцати тысяч до ста сорока тысяч рублей.
2. Нарушение установленного срока представления заявления о внесении изменений в карту специального учета в государственное учреждение, наделенное функциями в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов, —
влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Статья 15.44. Незаконная добыча драгоценных металлов и (или) драгоценных камней либо последующее совершение операций с незаконно добытыми драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями
1. Незаконная добыча драгоценных металлов и (или) драгоценных камней —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от полуторакратного до двукратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на индивидуальных предпринимателей — от трехкратного до четырехкратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от четырехкратного до пятикратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой.
2. Сбыт незаконно добытых драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в любом виде, состоянии, если такое действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от однократного до полуторакратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения; на индивидуальных предпринимателей — от двукратного до трехкратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения; на юридических лиц — от трехкратного до четырехкратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения.
3. Перемещение (в том числе перевозка или пересылка) либо хранение незаконно добытых драгоценных металлов и (или) драгоценных камней в любом виде, состоянии, если такие действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до однократного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения; на индивидуальных предпринимателей — от полуторакратного до двукратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения; на юридических лиц — от двукратного до трехкратного размера стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, явившихся предметом административного правонарушения.

Статья 15.45. Незаконный аффинаж драгоценных металлов либо последующее совершение операций с незаконно аффинированными драгоценными металлами
1. Осуществление деятельности по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов с доведением содержания драгоценного металла до значений, установленных законодательством Российской Федерации или превышающих их (аффинаж), юридическими лицами, не включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень, индивидуальными предпринимателями или гражданами —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до полуторакратного размера стоимости драгоценных металлов, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией; на индивидуальных предпринимателей — от двукратного до трехкратного размера стоимости драгоценных металлов, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией; на юридических лиц — от трехкратного до четырехкратного размера стоимости драгоценных металлов, явившихся предметом административного правонарушения, с их конфискацией.
2. Сбыт незаконно аффинированных драгоценных металлов —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до ста восьмидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на индивидуальных предпринимателей — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот десяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от двухсот десяти тысяч до двухсот сорока тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
3. Перемещение (в том числе перевозка или пересылка) либо хранение незаконно аффинированных драгоценных металлов —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до ста восьмидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на индивидуальных предпринимателей — от двухсот тысяч до двухсот тридцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до двухсот восьмидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Статья 15.46. Нарушение обязательных требований при обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них
1. Действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы, драгоценные камни и продукцию из них, в том числе их использование в качестве залога, с нарушением установленных законодательством обязательных требований —
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от ста двадцати тысяч до ста сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста шестидесяти тысяч до ста восьмидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение установленных законодательством обязательных требований при перевозке драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них —
влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Статья 15.47. Нарушение обязательных требований к учету и хранению драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, представлению отчетности или проведению инвентаризации
1. Нарушение правил учета драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, непредставление отчетности по установленным законодательством формам о движении драгоценных металлов и драгоценных камней в любом виде, состоянии либо представление отчетности, содержащей недостоверные сведения о фактическом расходе драгоценных металлов и драгоценных камней, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение правил хранения и инвентаризации драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до семидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.»;

Читайте также:  Административное правонарушение - состав и виды

Статья 19.14 КоАП РФ «Нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих» утратила силу.

Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 8 января 2020 года.

Ювелирные Известия

Дан­ные из­ме­не­ния пред­по­ла­га­ли сня­тие огра­ни­че­ний по чис­лу и ча­сто­те пла­но­вых про­ве­рок в от­но­ше­нии субъ­ек­тов ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са, осу­ще­ств­ля­ю­щих де­я­тель­ность в сфе­ре бо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней.

Стре­м­ле­ние ре­гу­ля­то­ра уста­но­вить жeст­кий кон­троль за ры­н­ком вы­ра­зи­лось в под­го­то­в­ке но­во­го за­ко­но­про­ек­та «О вне­се­нии из­ме­не­ний в Ко­декс РФ об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях в ча­сти со­вер­шен­ство­ва­ния ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти в сфе­ре про­из­вод­ства, ис­поль­зо­ва­ния и об­ра­ще­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней». Дан­ным про­ек­том Фе­де­раль­но­го за­ко­на пред­ла­га­ет­ся су­ще­ствен­но уси­лить ад­ми­ни­стра­тив­ную от­вет­ствен­ность субъ­ек­тов за на­ру­ше­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний, уста­но­в­лен­ных дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством в об­ла­сти обо­ро­та дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных ка­м­ней.

  • Мно­го­крат­но уве­ли­чить раз­ме­ры ад­ми­ни­стра­тив­ных штра­фо­в;
  • Уста­но­вить штра­ф­ные сан­к­ции в раз­ме­ре крат­ном сто­и­мо­сти то­ва­ра, ко­то­рый яви­л­ся пред­ме­том пра­во­на­ру­ше­ния (ю­ве­ли­р­ные из­де­лия, дра­го­цен­ные ме­тал­лы, дра­го­цен­ные ка­м­ни);
  • Пре­ду­смо­т­реть воз­мо­ж­ность кон­фис­ка­ции пред­ме­тов ад­ми­ни­стра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния (ю­ве­ли­р­ные из­де­лия, дра­го­цен­ные ме­тал­лы, дра­го­цен­ные ка­м­ни);
  • Пре­ду­смо­т­реть воз­мо­ж­ность кон­фис­ка­ции ору­дий ад­ми­ни­стра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния (тех­ни­ка, обо­ру­до­ва­ние, тран­с­пор­т­ные сред­ства).

При­ня­тие дан­но­го за­ко­но­про­ек­та в пред­ла­га­е­мом ва­ри­ан­те мо­жет су­ще­ствен­но уве­ли­чить ри­с­ки ве­де­ния биз­не­са в сфе­ре про­из­вод­ства и про­даж юве­ли­р­ных из­де­лий, сни­зить его ин­ве­сти­ци­он­ную при­в­ле­ка­тель­ность и по­вы­сить из­дер­ж­ки. Всe это не­ми­ну­е­мо от­ра­зить­ся на сто­и­мо­сти юве­ли­р­ных из­де­лий, ко­то­рая уже до­сти­г­ла «по­тол­ка» по­ку­па­тель­ско­го спро­са. След­стви­ем этих из­ме­не­ний бу­дет уход с ры­н­ка ря­да мел­ких про­из­во­ди­те­лей и не­боль­ших тор­го­вых се­тей.

Ге­не­раль­ный ди­рек­тор Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии» Эду­ард Ут­кин:

Мы про­ве­ли ана­лиз про­ек­та Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О вне­се­нии из­ме­не­ний в КоАП». Вы­во­ды сле­ду­ю­щие:

1) Вме­сто ны­не дей­ству­ю­щей ста­тьи 19.14 в гла­ву 15 КоАП вно­си­т­ся сра­зу 3 но­вых ста­тьи. Ес­ли ра­нь­ше ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность бы­ла пре­ду­смо­т­ре­на за на­ру­ше­ние уста­но­в­лен­ных пра­вил в ча­сти из­в­ле­че­ния, про­из­вод­ства, ис­поль­зо­ва­ния, об­ра­ще­ния и т. д. ДМ ДК, то пред­ла­га­е­мый про­ект пре­ду­смат­ри­ва­ет уста­но­в­ле­ние ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти за на­ру­ше­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний в ча­сти из­в­ле­че­ния, про­из­вод­ства, ис­поль­зо­ва­ния, об­ра­ще­ния и т. д. ДМ ДК.

2) Мно­го­крат­но (в де­сят­ки раз) уве­ли­чи­ва­ют­ся раз­ме­ры штра­ф­ных сан­к­ций за на­ру­ше­ние в сфе­ре обо­ро­та ДМ ДК.

3) Вво­дят­ся штра­ф­ные сан­к­ции в крат­ном раз­ме­ре к сто­и­мо­сти пред­ме­тов пра­во­на­ру­ше­ния (т.е. юве­ли­р­ных из­де­лий, ка­м­ней и т.д.).

4) Вво­дят­ся сан­к­ции в ви­де кон­фис­ка­ции пред­ме­тов пра­во­на­ру­ше­ния (т.е. юве­ли­р­ных из­де­лий, ка­м­ней и т.д.).

5) Вво­дят­ся сан­к­ции в ви­де кон­фис­ка­ции ору­дия пра­во­на­ру­ше­ния (т.е. про­из­вод­ствен­ное обо­ру­до­ва­ние, тех­ни­ка, сред­ства тран­с­пор­ти­ро­в­ки и т.д.).

Ва­ж­но от­ме­тить сле­ду­ю­щее: от­сут­ствие за­ко­но­да­тель­но­го опре­де­ле­ния тер­ми­на «о­бя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния» со­дер­жит в се­бе угро­зу ши­ро­ко­го (а, не ис­клю­че­но, и про­из­воль­но­го) тол­ко­ва­ния это­го тер­ми­на. В этом есть боль­шая кор­ру­п­ци­он­ная опас­но­сть. Ко­г­да мы го­во­рим о на­ру­ше­нии пра­вил до­ро­ж­но­го дви­же­ния, по­жар­ной без­о­пас­но­сти, пра­вил со­дер­жа­ния жи­во­т­ных, то речь идeт об уста­но­в­лен­ном за­ко­ном пе­реч­не де­я­ний, за ко­то­рые на­ла­га­ет­ся ад­ми­ни­стра­тив­ный штраф. А вот что та­кое обя­за­тель­ные тре­бо­ва­ния в ча­сти обо­ро­та ДМ ДК се­го­д­ня ни­кто сфор­му­ли­ро­вать не мо­жет.

Уста­но­в­ле­ние раз­ме­ра штра­фа, крат­но сто­и­мо­сти пред­ме­та пра­во­на­ру­ше­ния — это ме­ра из­бы­точ­ная. На­ка­за­ние дол­ж­но быть со­раз­мер­но сте­пе­ни об­ще­ствен­ной опас­но­сти де­я­ния, но ни­как не сто­и­мо­сти пред­ме­та со­вер­шeн­но­го пра­во­на­ру­ше­ния. Нель­зя про­сле­дить связь ме­ж­ду сто­и­мо­стью пред­ме­та и со­вер­шeн­ным пра­во­на­ру­ше­ни­ем. Ведь, ка­за­лось бы, ка­кая раз­ни­ца на ав­то­мо­би­ле ка­кой мар­ки вы не­пра­виль­но при­пар­ко­ва­лись или пре­вы­си­ли ско­ро­сть?

Кро­ме про­че­го, вво­ди­т­ся кон­фис­ка­ция пред­ме­та пра­во­на­ру­ше­ния. А это уже двой­ное на­ка­за­ние. На­ру­ши­тель дол­жен бу­дет вы­пла­тить штраф, и сам пред­мет ещe кон­фис­ку­ют. Так же об­сто­ит де­ло и с на­ло­же­ни­ем штра­фа на дол­ж­но­ст­ных и юри­ди­че­ских лиц. Как пра­ви­ло, штра­фы на­кла­ды­ва­ют­ся од­но­вре­мен­но и на юри­ди­че­ское, и на дол­ж­но­ст­ное ли­цо. В ито­ге по­лу­чи­т­ся удво­е­ние раз­ме­ра штра­фа.

Ад­ми­ни­стра­тив­ное на­ка­за­ние уста­нав­ли­ва­ет­ся за на­ру­ше­ние в сфе­ре обо­ро­та юве­ли­р­ных из­де­лий, ко­то­рые яв­ля­ют­ся обы­ч­ны­ми пред­ме­та­ми гра­ж­дан­ско­го обо­ро­та, не име­ют огра­ни­че­ния в обо­ро­то­с­по­соб­но­сти, и по боль­шо­му счeту ни­чем не от­ли­ча­ют­ся от дру­гих пред­ме­тов на­род­но­го по­треб­ле­ния (га­д­же­тов, шуб, ав­то­мо­би­лей). К то­му же, эти юве­ли­р­ные из­де­лия на­хо­дят­ся в част­ной, а не в го­су­дар­ствен­ной, соб­ствен­но­сти. Сте­пень об­ще­ствен­ной опас­но­сти в сфе­ре их обо­ро­та яв­но за­вы­ше­на. Ча­ще все­го пред­при­ни­ма­те­ли со­вер­ша­ют на­ру­ше­ния не­у­мы­ш­лен­но. В офор­м­ле­нии до­ку­мен­тов, со­став­ле­нии от­чeтов, из-­за не­з­на­ния за­ко­нов.

В слу­чае при­ня­тия это­го за­ко­но­про­ек­та мо­ж­но про­г­но­зи­ро­вать край­не не­га­тив­ные по­след­ствия для ры­н­ка. Про­из­вод­ство и про­да­жа юве­ли­р­ных из­де­лий се­го­д­ня — это биз­нес низ­ко­мар­жи­наль­ный и низ­ко­рен­та­бель­ный. Сы­рье сто­ит до­ро­го, платe­же­с­по­соб­ный спрос ни­зок, про­да­жи па­да­ют. До­бав­лен­ная сто­и­мость не пре­вы­ша­ет 15 %, а рен­та­бель­ность — 8 %. На этом фо­не ри­с­ки на­ло­же­ния ад­ми­ни­стра­тив­но­го штра­фа в раз­ме­ре, крат­ном сто­и­мо­сти юве­ли­р­ных из­де­лий или ка­м­ней, да ещe и с их кон­фис­ка­ци­ей, ста­но­вят­ся про­сто смер­тель­ны­ми. Пред­при­я­ти­ям ма­ло­го биз­не­са опла­чи­вать столь вы­со­кие штра­фы бу­дет не­чем. Как след­ствие — на­ч­нeт­ся вол­на бан­к­ро­т­ств.

От­вет­ствен­ность по но­во­му про­ек­ту

На­ру­ше­ние обя­за­тель­ных тре­бо­ва­ний в ча­сти:

На­ка­за­ние гра­ж­дан (штраф):

На­ка­за­ние дол­ж­но­ст­ных лиц и ИП (штраф):

На­ка­за­ние юри­ди­че­ских лиц (штраф):

Срок по­да­чи за­яв­ле­ния о по­ста­но­в­ке на учет в ГИПН участ­ни­ка сфе­ры ДМДК­без ве­де­ния им де­я­тель­но­сти или об из­ме­не­нии све­де­ний.

80 – 120 тыс. руб.

Срок по­да­чи за­яв­ле­ния о по­ста­но­в­ке на учет в ГИПН участ­ни­ка сфе­ры ДМДК­при ве­де­нии им де­я­тель­но­сти.

80 – 100 тыс. руб.

120 – 140 тыс. руб.

Пе­ре­ход пра­ва соб­ствен­но­сти (о­бо­рот) ДМДК, в т.ч. за­лог.

0,5 – 1,5 сто­и­мо­сти ДМДК с кон­фис­ка­ци­ей­

1,0 – 2,0 сто­и­мо­сти ДМДК с кон­фис­ка­ци­ей­

2,0 – 4,0 сто­и­мо­сти ДМДК с кон­фис­ка­ци­ей­

До­бы­ча, про­из­вод­ство, об­ра­бо­т­ка, пе­ре­ра­бо­т­ка, из­ме­не­ние фи­зи­че­ско­го со­сто­я­ния, ис­поль­зо­ва­ние ДМДК.

80 – 120 тыс. руб. с кон­фис­ка­ци­ей ору­дия или без

140 – 180 тыс. руб. с кон­фис­ка­ци­ей ору­дия или без

200 – 240 тыс. руб. с кон­фис­ка­ци­ей ору­дия или без

Пе­ре­воз­ка, пе­ре­сы­л­ка, пе­ре­ме­ще­ние ДМДК и из­де­лий из ДМДК.

0,5 – 1,5 сто­и­мо­сти ДМДК с кон­фис­ка­ци­ей тран­с­пор­та или без

1,0 – 2,0 сто­и­мо­сти ДМДК с кон­фис­ка­ци­ей тран­с­пор­та или без

2,0 – 4,0 сто­и­мо­сти ДМДК с кон­фис­ка­ци­ей тран­с­пор­та или без

У­чет и хра­не­ние ДМДК и из­де­лий из ДМДК.

40 – 60 тыс. руб. (дол­ж­но­ст­ные)

80 – 100 тыс. руб. (ИП)

120 – 150 тыс. руб.

Не­пре­до­став­ле­ние или на­ру­ше­ние сро­ков пре­до­став­ле­ния от­чет­но­сти дви­же­ния ДМДК и из­де­лий из них, ли­бо с не­до­сто­вер­ны­ми све­де­ни­я­ми.

40 – 60 тыс. руб. (дол­ж­но­ст­ные)

80 – 100 тыс. руб. (ИП)

120 – 150 тыс. руб.

Пра­ви­ла и пе­ри­о­ди­ч­ность ин­вен­та­ри­за­ции ДМДК и из­де­лий из них.

40 – 60 тыс. руб. (дол­ж­но­ст­ные)

80 – 100 тыс. руб. (ИП)

120 – 150 тыс. руб.

От­вет­ствен­ность по дей­ству­ю­ще­му за­ко­но­да­тель­ству

На­ру­ше­ние уста­но­в­лен­ных пра­вил в ча­сти:

На­ка­за­ние гра­ж­дан (штраф):

На­ка­за­ние дол­ж­но­ст­ных лиц и ИП (штраф):

На­ка­за­ние юри­ди­че­ских лиц (штраф):

Изв­ле­че­ния, про­из­вод­ства, ис­поль­зо­ва­ния, об­ра­ще­ния (тор­го­в­ли, пе­ре­воз­ки, пе­ре­сы­л­ки, за­ло­го­вых опе­ра­ций, сде­лок, со­вер­ша­е­мых бан­ка­ми с фи­зи­че­ски­ми и юри­ди­че­ски­ми ли­ца­ми), пра­вил сбо­ра и сда­чи в го­су­дар­ствен­ный фонд ло­ма и от­хо­дов по­лу­че­ния, уче­та и хра­не­ния ДМДК и из­де­лий­

Анализ изменений законодательства РФ в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней Текст научной статьи по специальности « Право»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рыбалкин С. В.

Анализ изменений законодательства Российской Федерации выявляет определенные проблемы в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней как уголовно-наказуемое деяние. Автор приводит доводы и указывает пути совершенствования законодательства в указанной сфере.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рыбалкин С. В.

THE ANALYSIS OF CHANGES OF THE RF LEGISLATION IN SPHERE OF ILLEGAL CIRCULATION OF PRECIOUS METALS AND NATURAL JEWELS

The analysis of the Russian Federation legislation allow to reveal some problems in the sphere of the illegal circulation of the precious metals and natural jewel as a penal act. The author puts arguments and has specified the ways to improve several positions as to the present legislation in the indicated sphere.

Текст научной работы на тему «Анализ изменений законодательства РФ в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней»

Актуальные проблемы уголовного процесса

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ И ПРИРОДНЫХ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры предварительного расследования

Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс E-mail: sergeyrybalkin@yahoo.com

Аннотация. Анализ изменений законодательства Российской Федерации выявляет определенные проблемы в сфере незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней как уголовно-наказуемое деяние. Автор приводит доводы и указывает пути совершенствования законодательства в указанной сфере.

Ключевые слова: экономические преступления, незаконный оборот, драгоценные металлы и природные драгоценные камни, изменение законодательства, алмазы, Уголовный закон, Кодекс об административных правонарушениях, уголовно-процессуальное законодательство.

THE ANALYSIS OF CHANGES OF THE RF LEGISLATION IN SPHERE OF ILLEGAL CIRCULATION OF PRECIOUS METALS AND NATURAL JEWELS

candidate of jurisprudence, professor of the Preliminary Investigation branch of Moscow university of the Ministry Interior of Russia

Annotation. The analysis of the Russian Federation legislation allow to reveal some problems in the sphere of the illegal circulation of the precious metals and natural jewel as a penal act. The author puts arguments and has specified the ways to improve several positions as to the present legislation in the indicated sphere.

Keyword: economic crimes, illegal circulation, precious metals and natural jewels, changes of the legislation, diamonds, Criminal law, Criminal procedure law, Adjective Law Code, the criminal procedures legislation.

В недавнем прошлом, внесенные законодателем изменения в УК1 исключали уголовную ответственность в виде лишения свободы по ч. 1 ст. 191 УК РФ («Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга»), а уголовное наказание в виде лишения свободы по ст. 192 УК («Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней») не превышало семи лет, что, в свою очередь, делало невозможным, например, привлечение лица, осуществлявшего руководство преступной группой по указанным составам преступлений, к уголовной ответственности по ст. 210 УК («Организация преступного сообщества (преступной организации)»), так как указанные преступления являлись небольшой тяжести. Основная же доля таких преступлений на практике совершается преступными группами, а в диспозиции ст. 210 УК прямо указывается, что преступными сообществами (организациями) признаются образования, предназначенные для совершения тяжких или особо тяжких преступлений.

В редакции ФЗ2 текст ст. 191 УК РФ претерпел ряд изменений, как изначально декларировалось, направленных на гуманизацию (либерализацию) уголовного законодательства РФ, и с целью улучшения «климата»

в сфере предпринимательской деятельности. Так, законодатель и вовсе исключил уголовную ответственность за указанные деяния3, при этом, на наш взгляд, существенных изменений в плане профилактики и эффективности борьбы с преступлениями экономической направленности в указанной области не внес.

Законодателем объявлялось о декриминализации состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 191 УК с установлением административной ответственности за подобные действия. По сути, текст диспозиции указанной статьи был лишь изменен дополнением, выразившимся в переносе квалифицирующего признака п. «б» («в крупном размере») ч. 2 ст. 191 УК РФ в текст диспозиции ч. 1 указанной статьи4, с уста-

1 ФЗ № 559740-5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.11.2011).

2 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 8.12.2011).

3 ФЗ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 8.12.2011).

4 «4. Крупным размером в статьях настоящей главы признается стоимость имущества, превышающая 250 тыс. руб., а особо крупным — 1 млн руб.». Прим. к гл. 21 разд. VIII УК РФ. URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 8.12.2011).

Актуальные проблемы уголовного процесса

новлением уголовного наказания в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Относительно же административной ответственности за нарушение установленных правил извлечения, производства, использования, обращения (торговли, перевозки, пересылки, залоговых операций, сделок, совершаемых банками с физическими и юридическими лицами), получения, учета и хранения драгоценных металлов, жемчуга, драгоценных камней или изделий, их содержащих, правил сбора и сдачи в государственный фонд лома и отходов таких металлов, камней или изделий, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тыс. руб., на должностных лиц организаций, совершающих такие операции, — от 10 до 15 тыс. руб., а на юридических лиц — от 30 до 50 тыс. руб.5, что так же не соответствует стоимости указанной продукции (например, в Великобритании такой штраф составляет до 5 тыс. фунтов стерлингов).

Кроме того, наряду с указанными изменениями, которые. на наш взгляд, существенными не являются, также введен новый вид наказания — принудительные работы, которые могут назначаться как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой и средней тяжести6, а также за совершение впервые некоторых тяжких преступлений, что, по нашему мнению, не соответствует характеру и степени общественной опасности рассматриваемого преступления.

Кроме того, ФЗ в Общей части УК РФ относит к категории преступлений небольшой тяжести умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание в виде лишения свободы не превышает трех лет, в отличие от двух лет, как установлено в ч. 2 ст. 15 УК РФ7, ограничивая при этом применение принудительных мер в отношении лиц совершивших преступления небольшой тяжести. Наряду с этим, предусмотрена возможность изменения судом категории преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну, при наличии смягчающих, и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств.

Читайте также:  Как можно получить данные из реестра дисквалифицированных лиц

УК РФ дополняется так же положением ст. 56, согласно которому наказание в виде лишения свободы может быть назначено осужденному, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств, а так же ст. 76 п. 1, предусматривающей возможность освобождения от уголовной ответственности лица, впервые совер-

шившего преступление экономической направленности, если лицо полностью возместило ущерб и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба.

В ч. 1 ст. 171 УК РФ уточняется редакция, в соответствии с которой ответственности подлежит лишь предпринимательская деятельность, осуществляемая без регистрации или без лицензии, в случаях, когда такая лицензия обязательна.

Тем не менее, несмотря на ряд произведенных законодателем указанных выше изменений, достоверно известно, что либерализация законодательства не всегда имеет только положительные стороны в юридической и практической профессиональной деятельности8, и часто сопровождается увеличением незаконных действий с предметом регулирования, в данном случае с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями и их производными, непосредственно включая места их добычи, переработки и реализации, а так же совершение незаконных сделок с ними, незаконный вывоз их за границу9.

В данных условиях на фоне продолжаемых преступлений в указанной сфере деятельности10 возни-

5 Ст. 19.14. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. ФЗ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ). URL:http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 8.12.2011).

6 «. наказываются принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового». Ст. 191 ч. 1 УК РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ). URL:-http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 8.12.2011).

7 УК РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ).

8 Караханов А. Изменения законодательства о преступлениях в сфере экономической деятельности // Российская юстиция. 2004. № 5. С. 32.

9 «В Москве арестован крупный специалист по драгоценным камням С. Давидьянц. Он обвиняется в организации налета на офис индийской фирмы, в результате которого люди в масках и с автоматами завладели партией алмазов стоимостью свыше 2 млн долл. К Давидьянцу возникло немало вопросов и у ФСБ РФ. По данным спецслужб, он является деловым партнером крупного израильского коммерсанта В. Давидсона, разыскиваемого контрразведчиками за масштабную контрабанду алмазов. Ранее Генпрокуратура РФ направила в суд Брянска уголовное дело в отношении И. Барановской, В. Давидсона, А. Мирзаева и Т. Кузьминой о контрабанде в Молдавию, а затем в Израиль партии природных алмазов весом 33 тыс. 748,45 карат и стоимостью более 25 млн 263 тыс. руб. // «Руспрес», URL:http://www.rospres.com (дата обращения: 25.03.2011), со ссылкой на «РБК», URL:http://www.rbc.ru (дата обращения: 8.12.2010).

10 Суд в Якутии приговорил местного жителя к трем годам лишения свободы условно за незаконное хранение более двух кг природного золота, которое он прятал в тайнике в лесу, сообщает в понедельник пресс-служба ГУМВД РФ по Дальневосточному федеральному округу. Экспертиза показала, что изъятое шлиховое золото содержит более 1,7 кг химически чистого золота и около 180 гр серебра. Суммарная стоимость драгметаллов составляет более трех млн руб. Хабаровск, 2012.

Вестник Московского университета МВД России

Актуальные проблемы уголовного процесса

кает вопрос о необходимости принятия правоохранительными органами комплекса специфических мер, направленных, прежде всего, на минимизацию нанесения невосполнимого ущерба экономическим интересам государства. Однако, следует заметить, что никакие меры не смогут принести более или менее ощутимых результатов без серьезного анализа действующего законодательства в связи с практикой борьбы с преступностью и изменения ряда положений соответствующих нормативных правовых актов.

Рассматривая практику расследования уголовных дел указанной категории, остается много вопросов при расследовании незаконного оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней. Многие из наших предложений по реформированию законодательства в указанной сфере, к сожалению, не нашли своего воплощения в реалиях законотворчества.

Так, например, в большинстве случаев в ходе расследования уголовных дел данной категории не устанавливаются места происхождения предмета преступления, что значительно сужает возможности следователя по выдвижению версий и установления всех обстоятельств совершения преступления. Одной из причин этому служат особенности возбуждения уголовных дел данной категории, которым часто предшествует исследование предмета преступного посягательства, в частности относительно решения вопроса об отнесении драгоценных камней к природным, в связи с чем существует необходимость расширения перечня процессуальных действий, производство которых разрешено до возбуждения уголовного дела, и дать законодательной регламентации порядка их проведения11.

На наш взгляд, законодатель не учитывает ряд моментов, касающихся определения предмета оборота и того, что на территории РФ не существует добычи жемчуга, рубинов, сапфиров, добыча же изумрудов и александритов существенно мала12. Общая стоимость всех цветных камней в запасах РФ оценивается от 0,0003% ВВП, то есть три десятитысячных, при том, что не существует системы их сертификации, все остальное — алмазы. Отнесение янтаря к группе драгоценных камней, по мнению специалистов, необоснованно13.

На наш взгляд, законодателем не в полной мере предусмотрена ответственность за незаконное изготовление бриллиантов14, что могло бы явиться квалифицирующим преступное деяние признаком. Допускаем возможность дополнения законодателем диспозиции ч. 1 ст. 191 УК РФ таким самостоятель-

ным квалифицирующим преступное деяние признаком, как незаконное изготовление с целью сбыта.

Следует так же отметить, что, например, природные драгоценные камни, в частности, алмазное сырье, достаточно неоднородны по своему составу и имеют более пяти тыс. различных наименований и позиций, а международная единица измерения их веса—карат, равный 200 мг. Данный показатель легко определить на весах, стоимость зависит от многих факторов, главные из которых — размер, форма, цвет и прозрачность, отсутствие включений, трещин, происхождение, качество огранки для бриллиантов. Разброс цен на алмазы очень велик — от 0,8 до 6000 долл. США за карат, а оценка осуществляется экспертно, являясь тем самым субъективной, требует большого количества времени, а погрешность в установлении цены может достигать 15%. В связи с этим, возникает вопрос о возможности определения минимального размера незаконного оборота алмазов для наступления уголовной ответственности с учетом их размерно-весовой группы Данное нововведение, по нашему мнению, могло бы значительно упростить работу экспертов, следователя (дознавателя) на этапах возбуждения и расследования уголовных дел рассматриваемой категории.

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что для повышения эффективности правовой охраны установленного порядка оборота драгоценных металлов и природных драгоценных камней, для противодействия преступности в указанной сфере, необходимо дальнейшее реформирование законодательства.

Вызывают определенные надежды и опасения результаты грядущих парламентских слушаний в Государственной Думе РФ об изменении ряда положений в УПЗ, включая вопросы о назначении и производстве экспертиз, изменения статуса института понятых в части производства отдельных процессуальных действий. По нашему убеждению, либерализация законодательства не должна вступать в противоречие с принципом соответствия наказания характеру и степени общественной опасности преступления.

11 Рыбалкин С.В. Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы расследования незаконного оборота природных алмазов // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 10. С. 64.

12 «Ювелирные Известия». 2008. № 6.

13 Мат-лы Стенограммы парламентских слушаний на тему «О законодательном обеспечении развития рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации» от 24 ноября 2005 г. URL:http://www.council.gov.ru.

14 ВолженкинБ.В. Преступления в сфере экономической деятельности. СПб., 2002. С. 154, 155.

Незаконный оборот драгоценных металлов, камней или жемчуга

В случае, когда происходит продажа драгоценных минералов в пределах страны либо за ее пределами, которая не контролируется — это подрывает стабильность рынка, приводит к тому, что металлы обесцениваются, происходит колебание курса валют. Чтобы подобной ситуации не произошло, добыча и реализация природных материалов находится в ведении органов государства. Для ведения такой деятельности понадобится получить специальное разрешение либо лицензию. Предусматривается статья УК РФ за незаконный оборот драгоценных металлов.

Содержание статьи 191 УК РФ

В настоящее время в уголовном законе предусматривается ответственность за совершение сделок с драгоценными камнями и жемчугом, нарушающих действующие положения законодательства РФ. Также к этим действиям приравнивается хранение, перевозка, пересылка драгоценных металлов, камней. Речь идет об их проявлении в любом виде и состоянии.

В части первой говорится о деянии, которое совершено в крупном размере, во второй — если преступление совершено организованной группой и/или группой лиц по предварительному сговору.

Деяние, совершенное в крупном размере, предусматривает следующие виды наказаний:

  • принудительные работы сроком до 5 лет;
  • лишение свободы на этот же срок;
  • штраф в размере до 500 тысяч рублей либо размер определен как доход виновного за период до 3 лет.

Часть вторая предусматривает наказание в виде:

  • принудительных работ на срок до 5 лет;
  • лишения свободы на срок до 7 лет;
  • дополнительно — штраф в размере до 1 миллиона рублей либо сумма равна доходу виновного за период до 5 лет.

Дополнительное наказание устанавливается по усмотрению суда по итогам рассмотрения дела и с учетом всех особенностей совершенного деяния.

Исключения составляют бытовые и ювелирные изделия, а также их лом.

Скачать для просмотра и печати:

Исключения

Некоторые состояния драгоценных металлов не будут рассматриваться в качестве предмета статьи 191 УК РФ. К ним относятся:

  1. Ювелирные изделия. Под ними понимаются предметы и разного рода украшения, которые изготавливаются при использовании художественной обработки в ее различных проявлениях. Обрабатываются драгоценные металлы, сочетаясь с полудрагоценными, драгоценными или поддельными камнями и прочими природными материалами. Либо могут быть исполнены полностью из драгоценного металла;
  2. Бытовые изделия, изготовленные из драгоценных металлов. Это значит, что такой предмет не относится к разновидности личных украшений, используются предметы в быту. Это может быть посуда, оружие, предметы культа и прочее;
  3. Предметы искусства, старины или антиквариат, при изготовлении которых использовались драгоценные металлы или камни;
  4. Лом ювелирных и прочих изделий бытового назначения. Это могут быть негодные к применению, поломанные украшения и предметы, которые можно переработать в другие изделия;
  5. Сусальное золото. Это тонкие золотые пленки, которые используются в декоративных целях;
  6. Диски для протезов зубов;
  7. Государственные награды, исполненные с применением драгоценных камней и металлов;
  8. Монеты коллекционные.

Важно! Во всех указанных случаях не учитывается, каким образом изготовлены предметы и украшения, это может быть и кустарный способ. Кроме того, не важно, проставлено клеймо или нет. П. 3, 5, 7, 8 являются исключением лишь при разовых сделках.

Специфика квалификации

Специфика квалификации данного вида деяния состоит в том, допустима ли та или иная операция. Определяется она посредством состояния, в котором находятся драгоценные металлы и камни.

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию с ограненным алмазом, который имеет товарную форму. Его можно передавать, перевозить и совершать прочие различные операции только при наличии документа, который подтверждает приобретение камня. С помощью документа можно доказать, что камень не присвоен незаконно.

Если же говорить о самородном собрате этого камня, который не имеет отшлифованных граней, то выполнение любых действий с ним субъектом, который не имеет на то лицензии, рассматривается как преступление.

Подобная ситуация происходит и при проведении операций с камнями, которые не обработаны. Даже промыслы, имеющие официальное разрешение на операции с этими камнями и металлами, не могут реализовать, если металлы требуются для пополнения золотого запаса бюджета.

Если во владении частного лица находится даже небольшое количество золотого песка или самородков, то это чревато для него уголовной ответственностью. Связано с тем, что отдельный человек не может выступать субъектом, который допущен к обращению камней и металлов, относящихся к драгоценным.

Хранение и хищение

Согласно Инструкции № 68, драгоценные камни и металлы хранятся в помещениях, которые отвечают требованиям, прописанным в законодательстве относительно технической укрепленности и оборудования средствами пожарной и охранной сигнализации.

Важно! Помещения и шкафы, где хранятся указанные предметы, должны пломбироваться, опечатываться, закрываться и сдаваться охране. Вскрыть их смогут только ответственные лица либо комиссия, при наличии разрешения, полученного у руководства.

Учитывая специфику, которой обладает рассматриваемый состав преступного деяния, рассмотреть нужно вид хищений, которые связываются с выполнением профессиональных обязанностей. К ним относятся мошенничество, кража, растрата или присвоение.

Изначально выделяют признаки, которые присущи всем разновидностям хищений, к ним относится, в том числе то, что объектом выступает собственность.

Имуществу присущи такие признаки:

  • имеет определенную стоимость, то есть если изъяты вещи, не имеющие ценности материальной — состав преступления не образуется;
  • собственность должна принадлежать другому человеку, это значит, что виновный выступает материально ответственным лицом;
  • стоимость превышает один установленный МРОТ .

Объективная сторона выражается в изъятии и (или) обращении чужого имущества виновным в свою пользу. Когда виновный изъял вещь, но не получил возможности ею распорядиться, рассматривается как хищение. Деяние окончено с момента изъятия и получения возможности по своему усмотрению распорядиться имуществом. Если рассматривать хищение драгоценных металлов с производства, то оно считается оконченным с того момента, когда металл покинул территорию производства и был вынесен через проходную.

Если работник задержан на проходной, то оценка содеянному дается как покушение на хищение. Если похищенный металл непродолжительное время хранился у виновного, то это дает основание для квалификации по совокупности преступлений со статьей 191 УК РФ.

Субъективная сторона представлена прямым умыслом.

Квалифицирующие признаки

В качестве квалифицирующих признаков данного деяния рассматривается крупный размер, предусмотренный в части 1 статьи 191 УК РФ. Сумма его определена в примечании к статье 170.2 УК и равна 2 миллионам 250 тысячам рублей.

Читайте также:  Порядок обжалования протокола об административном правонарушении

В части второй фигурируют такие квалифицирующие признаки, как совершение деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

  • носит устойчивый характер;
  • ее члены объединились для совершения одного или нескольких преступных деяний;
  • у каждого участника имеется своя роль и обязанности.

Группа лиц по предварительному сговору:

  • несколько лиц (не менее двух) договорились о совершении преступления;
  • при этом договоренность могла быть достигнута перед началом совершения преступления.

Особенности расследования

В качестве приоритетного направления процесса расследования преступного деяния относительно драгоценных металлов и камней выступает их наличие, которое дает основание для квалификации деяния по рассматриваемой статье.

Если возникает ситуация, когда отсутствуют материалы, выступающие в качестве предмета статьи 191 УК РФ — проведение дальнейшего расследования становится невозможным.

После того, как драгоценности изъяты, проводится анализ, направленный на установление возможности отнесения материалов к группе запрещенных к обращению. Если после оценки материалов установлено, что требуется получение соответствующего разрешения на проведение сделок с металлами и камнями, то к обладателю предъявляются требования по предоставлению документации, подтверждающей законность проводимой сделки.

Последним этапом считается анализ проводимой сделки относительно законности. Если он пройден успешно, то уголовная ответственность не применяется. Если же требования законодательства по обращению камней и металлов не соблюдаются — наступает ответственность.

Комментарий

В настоящее время статья 191 УК РФ включает в себя 2 части. В качестве родового объекта данного состава преступного деяния предусматривается совокупность экономических отношений. Видовой объект — отношения, складывающиеся в сфере экономической деятельности. Непосредственный — отношения в сфере законного оборота драгоценных металлов и камней, жемчуга.

В предмет деяния включаются драгоценные металлы, камни или жемчуг. Следует иметь в виду, что к драгоценным камням относятся предметы, в состав которых входит указанное содержимое, а также сырье, включающее в себя небольшое содержание драгметаллов. В случае, когда виновный действовал умышленно, то при посягательстве на сырье, включающее в себя драгоценные металлы, оценка дается по статье 191 УК .

Для того чтобы правильно квалифицировать содеянное, требуется точно определить стоимость драгоценных камней и металлов. Цены устанавливаются Банком РФ. Учету подлежат цены, действующие на момент совершения противоправного деяния.

В объективную сторону включаются действия по совершению сделок с драгоценными камнями и металлами при нарушении законодательных норм. Сделка может быть выражена:

  • куплей-продажей;
  • обменом;
  • займом;
  • дарением;
  • передачей для хранения и прочими.

Такие сделки относятся к категории ничтожных.

Также объективную сторону составляет незаконное хранение. Под ним понимаются умышленные действия, которые связаны с фактическим нахождением драгметаллов и камней во владении виновного. Они могут располагаться в жилище виновного, быть сокрыты в тайниках, на служебном месте, а также в иных местах, где обеспечивается их тайность. Наказание за хранение наступает независимо от того, насколько оно было продолжительным.

Кроме того, хранение можно осуществлять и в тот момент, когда драгметалл находится при виновном, например, в сумке, карманах и прочих личных вещах.

Важно! Если обнаруживаются специально изготовленные приспособления для сокрытия драгоценного металла или камня под одеждой, то это указывает на наличие прямого умысла на противозаконное хранение.

Когда в производственном помещении металл или камень хранится в месте, специально для этого не предназначенном, например, в шкафу, санузле, столе, на полке и прочее — это может быть квалифицировано, как незаконное хранение. Может иметь место совокупность с покушением на хищение металла.

Хранение может реализовываться с помощью посторонних лиц, при условии, что они не знали о том, что имеет место факт хранения и о содержимом.

Также сюда относится незаконная перевозка металлов. Под ней понимается их перемещение с использованием любой разновидности транспортных средств, при этом обвиняемый должен непосредственно присутствовать. Действия относятся к разряду умышленных. Предмет перемещается из одного места в другое, при этом нарушаются правила, установленные относительно перевозки металлов.

Окончено такое деяние в момент начала транспортировки, независимо от того, окончилась она успешно или нет. Стоит отметить, что нужно отличать перевозку от хранения: если лицо следует любым транспортом, при этом имеет при себе драгметаллы в кармане одежды, в сумке и прочих местах — это следует квалифицировать как хранение, а не как перевозку. Перевозка будет признана, когда указанные предметы находятся в чемоданах, дорожных сумках, рюкзаках и иных специально предназначенных для транспортировки багажа местах.

Еще одно действие, входящее в объективную сторону — незаконная пересылка. Под ней понимается перемещение в виде багажных, почтовых отправлений, нарочным или иным способом. Пересылка считается оконченной с момента, когда предметы сданы для пересылки.

Перечисленные действия представляют отдельный состав деяния. Имеет значение совершение перечисленных действий, при этом не важны наступившие последствия.

В качестве субъекта выступает физическое лицо, не лишенное вменяемости и достигшее возраста 16 лет.

Субъективная сторона выражается умыслом. Он может быть здесь только прямым. Требуется установить, что лицо заранее знало о драгоценных свойствах камня или металла. Оценить это можно по внешним данным камня, его виду и состоянию. Важным моментом является установление практического опыта по работе виновного с драгоценными камнями и металлами.

Судебная практика

В качестве примера практики суда относительно рассматриваемой категории дел можно привести приговор суда города Москвы.

Судья признал виновным человека, который продал 727,8 грамм радиодеталей, содержащих серебро. Приобрел он их в месте, которое во время следствия установить не удалось. Указанные детали были переданы подставному лицу за вознаграждение, выраженное в денежной форме. Это подставное лицо являлось сотрудником полиции, который произвел задержание виновного во время совершения незаконной сделки.

Лицо признано виновным в перевозке, хранении и совершении сделки с использование драгоценного металла, добытого незаконным способом. Наказание назначено в виде штрафа.

Судья рассмотрел дело и назначил наказание в виде исправительных работ сроком на 9 месяцев и штраф в размере 15% от заработка.

Незаконный оборот драгоценных металлов, природных камней и жемчуга — преступление против стабильности экономики России

Неконтролируемая продажа драгоценных минералов внутри территориальных границ России или после их вывоза за рубеж, является поступком способным подорвать стабильность рынка, привести к обесцениванию материалов, представляющих основу «золотого» запаса держав и стать причиной колебаний курсов валют и обесценивания денежной массы. Для того, чтобы подобного не случилось, добыча и продажа, извлеченных из недр, природных материалов, представляющих ювелирную ценность, находится в единоличном ведении государства и требует наличия специально оформленного разрешения (лицензии) на реализацию любого сопутствующего вида деятельности.

Любые противоправные манипуляции с металлами и камнями, относимыми к драгоценным, являются высокодоходными, а потому привлекательны для преступных субъектов, подлежащих уголовному преследованию и возмездию за валютные преступления.

Особенности злодеяния

Специфика квалификации операций с драгоценным содержимым земных недр в виде камней и металлов, заключается в допустимости того или иного действия, определяемом видом, в котором находятся рассматриваемые материалы. Так ограненный алмаз, имеющий товарную форму, может передаваться, продаваться, перевозиться и подлежит всему многообразию манипуляций с ним при наличии документа, подтверждающего покупку, чтобы избежать обвинений в незаконном присвоении, а его самородный собрат, не имеющий отшлифованных граней, при любом действии с ним, выполненным нелицензированным субъектом, является предметом преступления.

Законодательные коллизии позволяют привлечь к ответственности в соответствии со статьей 191 УК РФ даже лицо, которое будучи осведомленным о содержании платины, серебра или золота в ножках радиодеталей, произведет их выпаивание из плат и отделит элементы содержащие драгметаллы от основной детали. Подобное состояние металлов уже переводит их из состояния изделия или лома, в котором деталь находилась бы, не утратив своей целостности и находясь в работоспособном или неисправном состоянии соответственно, в категорию шлихового, то есть необработанного драгоценного металла.

Теперь давайте погововорим о незаконном обороте драгоценных камней и металлов с точки зрения статей УК РФ.

Нормы законодательства и данные статистики

Для понимания является ли поступок преступлением или нет, при обращении с металлами и камнями, причисляемыми к драгоценностям, следует четко знать, что именно подпадает под квалификационное определение предмета в контексте статьи 191 УК РФ, а именно:

  1. К драгоценным металлам, не допустимым к свободному обращению, относятся платина и другие металлы со сродными свойствами, золото и серебро, находящиеся в виде:
    • самородка, то есть образованного в земной коре сплава определенного металла;
    • очищенного промышленным методом от примесей, химически чистого материала;
    • сырья промышленности, полуфабриката производства, искусственного сплава, промышленного продукта или отхода жизнедеятельности, химического соединении и в других формах;
    • монет, не обращающихся в данный исторический период на территории существующих мировых держав.
  2. Драгоценными камнями естественного происхождения называют алмазы, сапфиры, изумруды, александриты, и рубины, а также неповторимые образования из янтаря и жемчуг.

В тексте ст.191 жемчуг хоть и выделен отдельно, но Федеральный закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» причисляет его к органичным драгоценным камням, коим он, следовательно, и является.

Чтобы драгоценный металл или камень не явился поводом для преследования работниками органов охраны правопорядка, он должен пребывать в одном из ненадлежащих состояний:

  1. Для камней:
    • быть непригодным для ювелирного производства;
    • пройти огранку;
    • быть выращенным человеком.
  2. Для металлов и камней:
    • представлять собой изделие ювелирного промысла;
    • относиться к изделиям для обихода.

Состав преступления и его виды

Чтобы констатировать совершение преступления, подлежащего законному возмездию по статье 191 УК РФ, требуется установление сочетания следующих аспектов:

  1. Объект противоправного деяния, под которым следует рассматривать незаконный оборот, металлов, камней и жемчуга, причисленных к драгоценным. Незаконными будут манипуляции с камнями и металлами, отнесенными к драгоценным и характеризующимися следующими особенностями:
  2. Наличие предмета, под которым рассматриваются камни и металлы, отнесенные к драгоценным и обладающие свойствами и характеристиками, рассмотренными выше.
    1. взаимоотношения оформлены с нарушением регламентированной формы заключения подобных сделок;
    2. хотя бы одна из сторон, заключаемой сделки не обладает правовыми основаниями для участия в ней;
    3. отношения сторон оформлены подобающим способом, с соблюдением формальной составляющей, лицом полномочным для этого, но превысившим рамки своих должностных возможностей;
    4. предметов заключенной сделки выступили материалы, добытые противоправным путем.
  3. Совершение противозаконных действий частным или должностным лицом, отметившим 16-летие и являющееся:
    1. российским гражданином;
    2. иностранным подданным;
    3. субъектом, не имеющим гражданства.

Типология противоправных действий, которые совершаются с металлами или камнями, в том числе жемчугом, причисляемыми к драгоценным, сводится к выделению разновидностей по стадии жизненного цикла обращения материалов, а именно:

  • совершение незаконных сделок;
  • противоправное хранение;
  • перевозка или пересыпка, осуществляемые в нарушение требований правового поля.

Тактика расследования незаконного оборота драгоценных металлов

Приоритетным при расследовании противоправных манипуляций в отношении камней и металлов, классифицируемым, как драгоценные, является выявление их наличия, позволяющего классифицировать действия по соответствующей статье. Отсутствие материалов, являющихся предметом при установлении состава преступления, делает невозможным дальнейшие следственные действия.

При изъятии драгметаллов или камней, производится их анализ для возможности отнесения к запрещенным для обращения материалов, без соответствующим образом оформленных процедур. Если оценка формы драгоценных материалов устанавливает, что необходимо надлежащее оформление сделок с ними, то предъявляется требование к обладателю о предоставлении документов, подтверждающих законность сделки.

Анализ сделки на предмет законности, является последним этапом, успешное прохождение которого избавляет от уголовного преследования, а в ином случае и при несоблюдении любого из требований законов по обращению драгметаллов и камней наказание неизбежно.

О том, как происходило расследование по делу о незаконном оборте драгоценных камней расскажет следующее видео:

Наказание и ответственность

Возмездие за незаконные манипуляции с камнями и металлами, считающимися драгоценными, если зафиксирован крупный ущерб, то есть больший, чем 1,5 млн. рублей, наступает, при установлении вины, по ч.1 ст. 191 УК РФ и подразумевает пятилетние принудительные работы или отбывание этого срока в местах лишения свободы, причем наказание может быть дополнено штрафом, размер которого ограничивается 500 тыс. рублей или доходом за 3 года.

При групповом участии преступных субъектов, наказание предусматривается ч.2 ст.191 УК РФ и заключается в:

  • работах по принуждению в течение периода, ограниченного пятью годами;
  • тюремном сроке, который не должен превысить 7 лет.

Дополнительно может быть назначена компенсация ущерба в размере до 1 млн. рублей или дохода за 5 лет.

А теперь давайте рассмотрим некоторые случаи из судебной практики по незаконному обороту драгметаллов и камней.

Судебная практика

Пример 1. Замоскворецким районным судом г. Москвы был признан виновным субъект, продавший 727,8 грамма различных серебросодержащих частей радиодеталей, которые он приобрел в неустановленном месте и передал за денежное вознаграждение подставному лицу, являющемуся оперативным сотрудником полиции, произведшему задержание преступника на месте совершения противозаконной сделки. Признанный виновным в перевозке, хранении и совершении сделки с драгоценным металлом добытым незаконным образом, гражданин осужден по ч.1 ст.191 и приговорен к штрафу.

Пример 2. Останкинский районный суд г. Москвы установил вину по ч.1. ст.191 гражданина, нашедшего возле кинотеатра два слитка серебра и попытавшегося их продать в пункте приема вторичных драгметаллов, где и была осуществлена его поимка сотрудниками полиции, прибывшими по сигналу работника скупки. Присудив раздельные наказания за хранение и совершение противозаконной сделки с драгоценным металлом, суд их объединил, назначив в совокупности – девять месяцев исправительных работ и отчисление 15% заработка в виде штрафа, перечисляемого в доход государства.

Сегодня валютные преступления не ограничиваются только нелегальным оборот драгметаллов и камней, это и фальшивомонетничество денежное и карточное, излишняя эмиссия ценных бумаг, манипулирование рынком и другие. И лишь от нашей честности и сознательности зависит рост таких злодеяний.

О еще одном случае незаконного оборота драгметаллов из судебной практики расскажет видеосюжет ниже:

Ссылка на основную публикацию