Госдума РФ готовится принять закон о повышенной ответственности бухгалтеров

Госдума РФ готовится принять закон о повышенной ответственности бухгалтеров

Госдума РФ готовится принять закон о повышенной ответственности бухгалтеров

Закон для бухгалтера может стать строже: ко второму чтению в Госдуме РФ подготовлен законопроект об увеличении штрафов для бухгалтеров (проект № 455237-7 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях…»). Для каких бухгалтеров штрафы станут больше и на каком основании бухгалтера можно будет освободить от ответственности — подробности в нашем материале.

Какие сейчас есть штрафы для бухгалтеров

В настоящее время административная ответственность бухгалтера может наступить, в частности:

  • по ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) за грубое нарушение требований к бухучету (штраф до 10 тыс. руб. за первичное нарушение и до 20 тыс. руб. или дисквалификация до 2 лет при повторном нарушении);
  • по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление или искаженное представление документов для налогового контроля (до 500 руб.).

Какие штрафы для бухгалтеров будут введены

В проекте № 455237-7 в редакции по состоянию на 19.04.2020 предлагается исключить ответственность бухгалтеров бюджетной сферы из-под действия ст. 15.11 КоАП РФ, включив при этом соответствующие вопросы в ст. 15.15.6 КоАП РФ о нарушениях отчетности в бюджетной сфере.

Важно! По ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ в редакции законопроекта непредставление или несвоевременное представление отчетности бухгалтерами бюджетной сферы повлечет для них ответственность в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. Незначительные нарушения в отчетности могут повлечь штраф до 5 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ в редакции проекта закона). Штраф за значительное искажение повышается до 15 тыс. руб., за грубое искажение — до 30 тыс. руб. (чч. 3 и 4 ст. 15.15.6 в обсуждаемой редакции). При этом указанные размеры штрафов предусмотрены за первичное нарушение. Повторность нарушения повлечет повышенную ответственность (так, штраф за повторное грубое искажение отчетности может составить 50 тыс. руб.).

В проекте № 455232-7 предлагается развернутый перечень случаев, которые относятся к незначительным, значительным и грубым искажениям бухгалтерской отчетности в бюджетной сфере. Так, незначительным предлагается считать, например, искажение информации о финансовом результате от 1 до 10% на сумму до 100 тыс. руб.

Когда бухгалтеров будут освобождать от штрафов

В проекте № 455232-7 также предлагается дополнить ст. 15.11 КоАП РФ примечанием 1.1, согласно которому бухгалтеры не будут нести ответственность за искажение отчетности в случаях:

  • если искажение произошло в результате несоответствия составленной иными лицами первички фактам хозяйственной жизни;
  • первичная документация была передана бухгалтеру несвоевременно.

Обратите внимание! Аналогичное правило предлагается закрепить также для освобождения от ответственности бухгалтеров бюджетной сферы.

Рекомендуем! Отследить движение законопроекта и вносимые в него изменения можно на официальном сайте Госдумы РФ: законопроект № 455237-7.

Госдума меняет бухучет и снова усложнит работу главбухам

Госдума утвердила серьезные изменения в закон о бухучете. Опасения главбухов оправдались. Теперь вести учет надо еще внимательнее, ведь права на ошибку не будет.

Вносить исправления в утвержденную отчетность запретили. Но есть и хорошие новости. Права главбухов расширили.

Главные изменения в балансе и ПБУ, в курсе которых вам надо быть уже сейчас

Изменение №1 в бухгалтерском учете

Первое изменение затронуло права главбуха (проект Федерального закона № 620132-7). Теперь он сможет затребовать, чтобы все сотрудники компании правильно оформляли и представляли первичные документы.

Такое же право появится не только у главбуха, но и у любого работника, которого назначили ответственным за ведение бухгалтерского учета. Кстати, придется слушаться и бухгалтера, которого наняли вести учет по договору. Такие права для бухгалтера будут официальными, ведь их закрепят на федеральном уровне.

Изменение №2 в бухгалтерском учете

Вторая правка довольно существенная, ведь касается она самого важного, что есть в бухучете – бухгалтерской отчетности. По новым правилам нельзя будет вносить изменения в отчетность, которую утвердили. Правда, это работает только в том случае, если законом или учредительными документами предусмотрена обязанность утверждать бухотчетность.

Сейчас в ПБУ 22/2010 тоже есть положения, которые запрещают вносить правки в утвержденную отчетность. Правда речь идет о формах прошлых лет. А вот существенные ошибки, которые нашли после утверждения, исправляют в текущем году.

Подсказка от Системы Главбух

Годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена (ч. 9 ст. 13 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Решение об этом принимается общим собранием акционеров (участников). Протокола общего собрания участников ООО в действующем законодательстве не предусмотрена ответственность за то, что годовая бухгалтерская отчетность не утверждена. Но штраф все таки возможен

Напомним, чтобы исправить ошибку прошлых отчетных периодов, определите, насколько она существенна. Далее действуйте в зависимости от того, когда вы обнаружили эту ошибку. Посмотрите уровень существенности в учетной политике организации. Исходите из суммы и характера ошибки. Затем выберите свою ситуацию и решение для нее по схеме и таблице ниже.

Как исправить ошибки прошлых лет

Решения, которые помогут исправить в бухучете ошибки прошлых лет

Нашли несущественную ошибку, которая влияет на финансовый результат

Если ошибка исказила строку 1370 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» и 2400 «Чистая прибыль (убыток)» бухотчетности, исправьте ее с помощью счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Нашли несущественную ошибку, которая не влияет на финансовый результат

Если ошибка не повлияла на счета финансовых результатов, неверную проводку сторнируйте и при необходимости сделайте верные записи в том периоде, когда нашли ошибку.

Существенную ошибку нашли, когда отчетность подписана, но не утверждена

сли существенную ошибку нашли, когда участники организации еще не утвердили отчетность, изменения вносите декабрем прошлого года.

Существенную ошибку, которая влияет на финансовый результат, нашли, когда отчетность утвердили

Существенные ошибки в утвержденной отчетности исправляйте в том периоде, когда нашли. Уточнять отчетность за прошлые периоды нельзя.

Существенную ошибку, которая не влияет на финансовый результат, нашли, когда отчетность утвердили

Если ошибка повлияла на отдельные показатели отчета о финансовых результатах, но не исказила показатель строки 2400 «Чистая прибыль (убыток)», скорректируйте ошибочные показатели отчета о финансовых результатах прошлого года.

Изменение №3 в бухгалтерском учете

Третья поправка вносит изменения в порядок представления уточненной бухотчетности. Правки вносят в Федеральный закон от 28.11.2018 № 444-ФЗ в раздел с положениями о госинформресурсе бухотчетности. К слову, они должны вступить в силу в 2020 году.

Так вот, если после представления отчетности в налоговую вы нашли и исправили ошибку, то уточненку надо подать по ТКС не позднее чем через 10 рабочих дней. Отчет срока ведут после внесения исправлений либо после утверждения отчетности.

Facebook

ЦентрСовета

Госдума РФ готовится принять закон о повышенной ответственности бухгалтеров

Закон для бухгалтера может стать строже: ко второму чтению в Госдуме РФ подготовлен законопроект об увеличении штрафов для бухгалтеров (проект № 455237-7 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях…»). Для каких бухгалтеров штрафы станут больше и на каком основании бухгалтера можно будет освободить от ответственности?

Какие сейчас есть штрафы для бухгалтеров

В настоящее время административная ответственность бухгалтера может наступить, в частности:

– по ст. 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) за грубое нарушение требований к бухучету (штраф до 10 тыс. руб. за первичное нарушение и до 20 тыс. руб. или дисквалификация до 2 лет при повторном нарушении);

– по ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ за непредставление или искаженное представление документов для налогового контроля (до 500 руб.).

Какие штрафы для бухгалтеров будут введены

В проекте № 455237-7 в редакции по состоянию на 19.04.2019 предлагается исключить ответственность бухгалтеров бюджетной сферы из-под действия ст. 15.11 КоАП РФ, включив при этом соответствующие вопросы в ст. 15.15.6 КоАП РФ о нарушениях отчетности в бюджетной сфере.

Важно! По ч. 1 ст. 15.15.6 КоАП РФ в редакции законопроекта непредставление или несвоевременное представление отчетности бухгалтерами бюджетной сферы повлечет для них ответственность в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. Незначительные нарушения в отчетности могут повлечь штраф до 5 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ в редакции проекта закона). Штраф за значительное искажение повышается до 15 тыс. руб., за грубое искажение — до 30 тыс. руб. (чч. 3 и 4 ст. 15.15.6 в обсуждаемой редакции). При этом указанные размеры штрафов предусмотрены за первичное нарушение. Повторность нарушения повлечет повышенную ответственность (так, штраф за повторное грубое искажение отчетности может составить 50 тыс. руб.).

В проекте № 455232-7 предлагается развернутый перечень случаев, которые относятся к незначительным, значительным и грубым искажениям бухгалтерской отчетности в бюджетной сфере. Так, незначительным предлагается считать, например, искажение информации о финансовом результате от 1 до 10% на сумму до 100 тыс. руб.

Когда бухгалтеров будут освобождать от штрафов

В проекте № 455232-7 также предлагается дополнить ст. 15.11 КоАП РФ примечанием 1.1, согласно которому бухгалтеры не будут нести ответственность за искажение отчетности в случаях:

– если искажение произошло в результате несоответствия составленной иными лицами первички фактам хозяйственной жизни;

– первичная документация была передана бухгалтеру несвоевременно.

Закон с гарантией

Поправки, нацеленные на реализацию предложений из Послания, превращают Конституцию в закон прямого действия, закрепляют статус России как социального государства, заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин.

Законопроект был подготовлен с учетом предложений созданной президентом рабочей группы, заявил на пленарном заседании ее сопредседатель, глава профильного комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников. Инициативы, по его словам, потребуют внесения изменений не менее чем в 34 закона, а также принятия отдельного документа о Госсовете.

Крашенинников подчеркнул, что систему разделения властей реформировать не предлагается: “Лишь повышаем эффективность уже действующей структуры власти”.

– Сразу хочу сказать, что на конституционный уровень выносится ряд важнейших положений, которые уже сейчас многие действуют на уровне закона, – заявил парламентарий. – Это обосновано их особой общественной значимостью и позволит придать этим нормам высшую степень защиты, оградив их от меняющихся настроений, эмоций, каких-то политических историй.

Так, привел в пример он, социальные гарантии и основные запреты, применяемые к кандидатам на ключевые государственные посты, уже существуют в нормативных актах России. “Но здесь они будут достаточно четки, понятны и унифицированы для всего законодательства Российской Федерации”, – добавил он.

Читайте также:  Протокол об административном правонарушении - образец

О социальных гарантиях

Депутаты начали обсуждение поправок с социального блока. Нормы “связаны с поднятием на конституционный уровень тех социальных завоеваний, которых мы добились за последнее время”, уточнил Крашенинников. В Основном законе устанавливается, что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума. Кроме того, закрепляется обязательная индексация пенсий, пособий и иных социальных выплат. “Вводятся важные конституционные правила, что государство поддерживает эффективное функционирование этой системы”, – заявил депутат.

Предусмотренные социальные гарантии касаются каждого гражданина и дают уверенность в завтрашнем дне, подчеркнул, со своей стороны, глава фракции “Единая Россия” Сергей Неверов.

Норма о МРОТ, по его словам, означает, что “независимо от того, где родился и проживает человек, он будет знать, что везде ему положены одинаковые гарантии”.

Он также отметил важность закрепления в Конституции регулярной индексации размера пенсий. “Мы знаем примеры из недавней истории, когда под нажимом и аргументами финансового блока правительства мы принимали решение о приостановке индексации пенсий в 2015 и 2016 годах, – пояснил депутат. – Нужного эффекта для бюджета это не принесло. И теперь такого соблазна ни у кого не будет – потому что индексация гарантирована Основным законом страны”.

Первый замглавы думского комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко (“Единая Россия”) спросил у представителей профильной рабочей группы, распространяется ли внесенная президентом поправка к Конституции РФ об индексации пенсий на работающих пенсионеров.

Сопредседатель рабочей группы Талия Хабриева дала по этому поводу пояснение. “Ответ находим в дополняемой поправками Конституции части шестой 75 статьи Конституции”, – заявила Хабриева. Она зачитала положение из законопроекта о том, что в РФ формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, а также регулярно осуществляется индексация пенсий в порядке, установленном федеральным законом.

– Это означает, что не только повышается юридическая защита, а речь идет о стабильности социального стандарта… Почему я делаю на этом акцент? Потому что соединяется обладание правом и социальным благом. В дальнейшем возможна только конкретизация порядка в федеральном законе, – продолжила она. – Так что ответ – индексируются.

Ряд депутатов предложили закрепить в Конституции более детальные решения о начислении пенсий – то есть не просто прописать сам факт индексации, а указать, какой она должна быть. Это вопрос, который решается в рамках федеральных законов, пояснил Павел Крашенинников. “Мы можем все законодательство в Конституцию предложить! Но это только бы ухудшило текст, сделало бы его более сиюминутным”, – отметил он.

О приоритете российского права

Дискуссию ожидаемо вызвало предложение из законопроекта о том, что решения межгосударственных органов, истолкованные в противоречии с Основным законом, не подлежат исполнению Россией.

Евгений Примаков (“Единая Россия”) поинтересовался, насколько оправданы опасения критиков о том, что наша страна выпадет из системы международного права.

Как пояснил Павел Крашенинников, поправки в статью Конституции фактически уже цементирует то направление, которое Россия избрала ранее. Конституционный суд, напомнил он, указывал, что международное право выше федеральных законов, но существует Конституция, которая является главным источником права в нашей стране.

В случаях коллизий остается возможность вмешательства Конституционного суда и снятия конфликта в ту или иную сторону, уточнил он. Вячеслав Володин добавил, что российский суд может не согласиться с решением ЕСПЧ, и решение российской стороны будет приоритетно. Такой же порядок действует, например, в Великобритании.

О повышении роли парламента

Важный блок поправок в Конституцию – совершенствование системы сдержек и противовесов. Вводится новая процедура формирования правительства с повышением роли парламента. Так, Госдума будет утверждать кандидатуры премьер-министра, его заместителей и федеральных министров, после чего они будут назначаться на должности президентом. В то же время, назначать министров так называемого силового блока предлагается после консультаций с Советом Федерации. Кроме того, верхняя палата парламента будет участвовать в консультациях по кандидатурам прокуроров регионов, прекращать по представлению главы государства полномочий судей Конституционного суда, Верховного суда, судей кассационных и апелляционных судов.

По сути, лидер страны делегировал часть своих полномочий гражданам, чтобы у них было больше возможности контролировать власть через парламентариев, считает спикер Госдумы.

Данные поправки позволят сделать процедуру более открытой и прозрачной, поделился мнением Павел Крашенинников.

Игорь Лебедев (ЛДПР) призвал наделить Госдуму правом отзывать тех министров, которые не справляются со своей работой. Этот вопрос широко обсуждался, прокомментировал Крашенинников. В России, считает он, должны быть механизмы ответственности назначаемых лиц. “Если при представлении говорил одно, а делает совершенно другое, должны быть механизмы постановки такого вопроса… Я с этим согласен, будем продолжать эту работу”, – сказал он.

Опровергли домыслы

Отдельно обсудили исключение слова “подряд” в отношении двух сроков, на которые может избираться глава государства. Глава комитета по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов (ЛДПР) попросил прокомментировать информацию о том, что в результате сроки “обнуляются” и гражданин, который ранее был президентом по “старым нормам”, теперь сможет еще два раза баллотироваться на эту должность. “Никакого обнуления здесь не предусматривается. Из текста убирается слово “подряд” и соответственно предусматривается процедура, что гражданин может быть президентом РФ только два раза – вот и все”, – заявил Крашенинников.

Опровергать пришлось и домыслы о том, что поправки предполагают самороспуск Думы и досрочные выборы. Эта тема была “привнесена в повестку” зарубежными СМИ, пояснил глава нижней палаты. Неспроста, отметил Володин, часть иностранных изданий начали волну атаки на принимаемые поправки – это происходит, потому что благодаря им страна станет сильнее, а органы власти – более эффективными.

Консолидированное решение

Все фракции поддержали поправки, и их лидеры поделились своими ожиданиями. Так, глава “Справедливой России” Сергей Миронов высказал мнение, что в результате изменений в Конституцию и работы обновленного правительства уже в 2020 году “мы увидим конкретные результаты, которые приведут к снижению неравенства социального, снижению уровня бедности”. А по мнению лидера КПРФ Геннадия Зюганова, предложенные президентом решения – отклик на запрос трудящихся.

О подготовке ко второму чтению

После принятия законопроекта в первом чтении у субъектов законодательной инициативы будет 15 дней на то, чтобы предложить свои поправки, работа над которыми уже началась.

Как уже было отмечено, в рабочей группе обсудят вопрос об участии Госдумы в прекращении полномочий назначенных ею же представителей правительства. Речь может пойти о других изменениях. В частности, как отметил Крашенинников, предстоит прописать механизм, который не даст парламенту возможности затягивать с назначением правительства. Помимо этого, не исключено внесение дополнений с целью защитить право занимать высокие государственные посты для тех, кто долгое время находился за рубежом по долгу службы или по работе, не меняя при этом своего постоянного места жительства в РФ.

Также будет обсуждаться предложение спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко о том, чтобы расширить список лиц, которым запрещено иметь иностранное гражданство или вид на жительство, включив в него дипломатов.

Парламентская оппозиция тоже предложит поправки. Так, “Справедливая Россия” будет настаивать на закреплении в Конституции права на досрочную социальную пенсию.

ЛДПР хочет прописать в Конституции, что замглавы Совбеза (за введение этой должности депутаты также проголосовали на заседании) является вице-президентом в РФ, курирующим силовой блок.

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов предложил закрепить в Конституции статус русского народа как государствообразующего. “Слова “русский” во всей конституции нет, мы должны определить порядок, потому что с исчезновением русских разваливаются наши гигантские просторы”, – считает он.

В КПРФ также предложили вернуть практику частичной выборности судей. В профильном комитете уже пояснили, что это предложение не входит в концепцию законопроекта, и в рамках его обсуждения эта тема подниматься не будет.

Да и в целом “раздувать” поправки в ГД не собираются. Перечень вопросов, обозначенных в президентском законопроекте, не нуждается в расширении при рассмотрении документа во втором чтении, считает спикер Госдумы. Он призвал сконцентрироваться и поддержать те предложения, которые были проработаны в рамках рабочей группы, созданной президентом.

В конце обсуждения Володин призвал парламентариев более активно работать над поправками в Конституцию, чтобы провести 11 февраля второе чтение законопроекта. Третье чтение, по его словам, может состояться до конца февраля.

В “Единой России” уже заявили, что на предстоящей региональной неделе проведут максимальное количество встреч с представителями гражданского общества. “По итогам встреч с нашими гражданами прозвучавшие от них вопросы мы также сформулируем и направим в адрес рабочей группы”, – заверил Неверов.

И, конечно же, предстоит серьезно подумать о процедуре общероссийского голосования, которое должно будет состояться после принятия закона об изменении Конституции. Этим также займется профильная рабочая группа при участии ЦИК.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере “РГ”

В чем суть предложенных президентом поправок в Конституцию

Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект об изменениях в Конституцию РФ

МОСКВА, 23 января. /ТАСС/. Госдума в четверг рассмотрит в первом чтении внесенный президентом РФ Владимиром Путиным законопроект о поправке в Конституцию, который призван в том числе существенно расширить полномочия парламента, запретить высшим должностным лицам иметь вид на жительство в других странах, а также ограничить возможность занимать пост главы государства больше двух сроков.

Послание президента

Основные тезисы касательно изменений в Конституцию Путин обозначил в своем послании Федеральному собранию 15 января. Президент, в частности, предложил доверить Госдуме право утверждения кандидатуры председателя правительства РФ, вице-премьеров и федеральных министров. Путин также предложил назначать руководителей силовых ведомств по итогам консультаций с Советом Федерации. Кроме того, президент заявил о необходимости закрепить приоритет основного закона перед международными договорами в российском правовом пространстве, а также прописать в Конституции РФ ряд социальных гарантий.

Поправка в конституцию

Законопроект о поправке в основной закон страны был внесен в Госдуму в понедельник. Предусмотрены изменения в 22 статьи из глав с третьей по восьмую (“Федеративное устройство”, “Президент РФ”, “Федеральное собрание”, “Правительство РФ”, “Судебная власть и прокуратура”, “Местное самоуправление”).

Как и было сказано в послании, парламент получает новые полномочия. Госдума будет утверждать кандидатуры премьер-министра, его заместителей и федеральных министров, после чего они будут назначаться на должности президентом. Как отмечается в пояснительной записке к документу, это делается “в целях повышения эффективности взаимодействия между представительной и исполнительной ветвями власти, усиления роли Государственной думы и парламентских партий, а также в целях повышения ответственности членов правительства РФ”.

Читайте также:  Постановление о прекращении дела об административном правонарушении

В то же время назначать министров так называемого силового блока, ведающих “вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности”, предлагается после консультаций с Советом Федерации. Кроме того, верхняя палата парламента будет участвовать в консультациях по кандидатурам прокуроров регионов, которые в настоящее время назначаются на должность президентом по представлению генерального прокурора, согласованному с субъектами РФ.

В полномочия Совфеда будет также входить прекращение по представлению главы государства полномочий судей Конституционного суда, Верховного суда, судей кассационных и апелляционных судов “в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий”.

Состав Конституционного суда сокращается с нынешних 19 до 11 судей. Он получит право проверять по запросу президента федеральные и федеральные конституционные законы, а также законы субъектов РФ до их подписания соответственно главой государства или руководителем региона, а не после их вступления в силу, как сейчас.

О Госсовете и полномочиях президента

Законопроект о поправке предусматривает закрепление в конституции статуса Государственного совета, который будет формироваться президентом. Более подробно его цели, задачи и функции будут обозначены в конституционном законе, который внесут в Госдуму позже. Однако, как ранее заявил журналистам глава думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, Госсовет будет заниматься вопросами как внешней, так и внутренней политики.

Одной из важнейших новелл законопроекта можно считать отмену в конституции оговорки “подряд” в части сроков президентских полномочий. Согласно действующей норме, закрепленной в части 3 статьи 81 Конституции РФ, нельзя занимать пост главы государства более двух сроков подряд. В случае принятия поправок это положение будет звучать следующим образом: “Одно и то же лицо не может занимать должность президента РФ более двух сроков”.

Для кандидатов на пост главы государства будет увеличен с нынешних 10 до 25 лет необходимый срок проживания на территории России (так называемый ценз оседлости), также введен запрет иметь когда-либо гражданство или вид на жительство в другом государстве.

Аналогичные ограничения предложены и для высших должностных лиц субъектов РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной думы, председателя правительства РФ, его заместителей, федеральных министров, руководителей других федеральных государственных органов, а также для судей “за исключением того, что они могли иметь иностранное гражданство в прошлом”. При этом уже сейчас в тексте есть оговорка, которая позволяет не распространять “ценз оседлости” на жителей Крыма, вошедшего в состав России по итогам референдума в 2014 году.

Президентский законопроект предусматривает, что решения межгосударственных органов, истолкованные в противоречии с основным законом, не подлежат исполнению Россией. В документе также отмечается, что РФ может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами РФ, “если это не влечет за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации”.

Социальные обязательства

В статье 75 конституции предлагается прописать, что в РФ гарантируются минимальный размер оплаты труда (МРОТ) “не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ и индексация социальных пособий и иных социальных выплат в порядке, установленном федеральным законом”.

Кроме того, планируется закрепить положение, что “в РФ формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также регулярно осуществляется индексация размера пенсий в порядке, установленном федеральным законом”.

Поправки уже готовятся

После принятия законопроекта Госдумой у субъектов законодательной инициативы будет 15 дней на то, чтобы предложить свои поправки, работа над которыми уже началась. В частности, как отмечал Крашенинников, предстоит прописать механизм, который не даст парламенту возможности затягивать с назначением правительства. Помимо этого, не исключено внесение дополнений с целью защитить право занимать высокие государственные посты для тех, кто долгое время находился за рубежом по долгу службы или по работе, не меняя при этом своего постоянного места жительства в РФ. А в среду спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко предложила расширить список лиц, которым запрещено иметь иностранное гражданство или вид на жительство, включив в него дипломатов. Предложить поправки уже пообещала и думская оппозиция.

Свои идеи также представит специально созданная рабочая группа по подготовке предложений по внесению изменений в Конституцию. Ее сопредседателями стали Крашенинников, глава комитета СФ по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас и директор Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Талия Хабриева.

Помимо сбора предложений и составления текста поправок, группе предстоит выработать механизм проведения общероссийского голосования по предложенным изменениям. Причем случится это уже после того, как законопроект будет рассмотрен обеими палатами Федерального собрания и законодательными собраниями регионов, как того требуют действующие нормы. Крашенинников ранее отметил, что в случае, если граждане России проголосуют против, законопроект не вступит в силу.

Реализация новых положений конституции также потребует принятия отдельных законопроектов, в связи с чем они не смогут начать действовать одномоментно. Это, а также механизм всероссйиского голосования, будет обозначено в переходных положениях, которые разработают ко второму чтению.

Уголовная ответственность бухгалтера: ужесточение контроля и практика

В процессе осуществления хозяйственной деятельности руководство компании может принимать опасные решения и осуществлять операции с риском получить негативные налоговые и иные последствия. Причем отвечать за такие действия придется в том числе и главному бухгалтеру. На примерах сложившейся судебной практики рассмотрим: как и за какие преступления бухгалтер несет уголовную ответственность.

Виды ответственности

За халатное отношение к работе, нарушения финансовой и трудовой дисциплины, иные проступки, к работнику сферы учета могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, такие как замечание, выговор и прочее (ст. 192 ТК РФ).

Однако для бухгалтера существуют и более серьезные виды ответственности:

  • материальная;
  • административная;
  • уголовная (по страховым взносам — с 2017 года);
  • субсидиарная (по банкротству — с 2017 года).

Непрерывные изменения законодательства последних лет привели к существенному расширению и ужесточению административной и уголовной ответственности. Чтобы помочь бухгалтеру разобраться в сложившейся ситуации необходимо более подробного рассмотреть действующие «правила игры».

Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на курсах повышения квалификации в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».

Ужесточение контроля со стороны государства

Новый повод для привлечения к уголовной ответственности появился со вступлением в силу с 10.08.2017 поправок в Уголовный кодекс РФ, внесенных федеральным законом от 29.07.2017 № 250-ФЗ. Суть изменений сводится к тому, что страховые взносы приравняли к налогам, а значит и ввели по ним уголовную ответственность (за уклонение от уплаты и прочие деяния), которой раньше не было.

Другим поводом для привлечения лица, занимающего должность главного бухгалтера, финансового директора — теперь уже к субсидиарной ответственности — стал федеральный закон от 29.07.2017 № 266-ФЗ, который внес изменения в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

В текущей экономической ситуации некоторые организации не справляются с долговой нагрузкой и начинают процедуру банкротства. До 30.07.2017 ответственность бухгалтера при банкротстве не была предусмотрена. Однако новые поправки привели к тому, что теперь он стал относится к контролирующим должника лицам, несущим субсидиарную ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов (новая глава III.2 упомянутого закона № 127-ФЗ).

Не избежал поправок и Налоговый кодекс РФ. Ужесточение налогового контроля над налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов, а также над налоговыми агентами привело к изменению редакции п. 5. ст. 82. и появлению статьи 54.1., которая ввела новые требования к налогоплательщику при отборе контрагентов. Указанные нововведения вступили в силу с 19.08.2017 на основании федерального закона от 18.07.2017 № 163-ФЗ.

Также усилена и административная ответственность (особенно для госучреждений) – в соответствии с федеральным законом от 07.06.2017 № 118-ФЗ.

Имущественные преступления

Одной из самых распространенных причин втягивания бухгалтера в имущественные, налоговые и иные преступления является исполнение им незаконных приказов своего руководителя.

В п. 8. ст. 7. федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусмотрен защитный механизм, позволяющий бухгалтеру отразить (не отражать) незаконную, по его мнению, операцию на основании письменного распоряжения руководителя, который в этом случае должен единолично нести всю ответственность.

Однако УК РФ подобные действия может квалифицировать как умышленное преступление (ч. 2. ст. 42. УК РФ), так как лицо, его совершившее во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Только неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

Другой, не менее распространенной причиной появления бухгалтера на скамье подсудимых, являются действия руководителя, когда в ходе уголовного дела он пытается переложить свою вину, ссылаясь на финансовую и правовую безграмотность.

Пример № 1:
В качестве примера можно рассмотреть незавершенное уголовное дело бухгалтера ООО из Казани по обвинению в ч. 3. ст. 160. УК РФ (растрата) и ч. 4. ст. 159. УК РФ (мошенничество) в отношении имущества ООО на сумму почти 1,9 млн. рублей.
Подсудимая вину не признала, убеждая суд в том, что документы, печати и подписи не подделывала, средства компании не похищала. По словам ее адвоката, экспертизой было доказано — в договорах компании своей рукой обвиняемая написала лишь слова «генеральный директор», но подпись за него она не ставила. Кроме того, уставом ООО ответственность за ведение бухгалтерского учета возложена на руководителя организации.
Проанализировав материалы дела, 31.10.2017 Вахитовский районный суд Казани установил: доводы обвинения строятся на предположениях, бесспорных доказательств вины не представлено. И вынес оправдательный приговор. Тем не менее, 22.12.2017 коллегия судей Верховного суда Республики Татарстан отменила оправдательный приговор и постановила рассмотреть дело заново.

Конечно же, не все работники учета являются «белыми и пушистыми», есть и настоящие преступники.

Читайте также:  Каковы последствия управления ТС без прав?

Пример № 2:
22 декабря 2017 года Ковровским городским судом вынесен приговор по уголовному делу в отношении бухгалтера социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в ч. 4. ст. 159. УК РФ — мошенничество, совершенное в особо крупном размере с использованием своего служебного положения.
В течение 2014 — 2017 годов подсудимая оформляла фиктивные заявки на получение денежных средств, перечисляемых на карты бухгалтеров указанного учреждения, а также на свое имя, содержащие ложные сведения. Затем посредством электронного документооборота направляла их на исполнение в УФК по Владимирской области, сотрудники которого, принимая эти сведения за достоверные, осуществляли переводы с лицевого счета социально-реабилитационного центра на указанные в заявках банковские карты, после чего подсудимая снимала полученные средства через банкомат.
В результате таких действий социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних был причинен материальный ущерб на общую сумму 1985100 руб. Несмотря на то, что подсудимая согласилась с предъявленным ей обвинением, судом определено наказание в виде лишения свободы на срок 2 года с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Налоговые преступления

К субъектам преступления, связанного с уклонением от уплаты налогов, сборов, страховых взносов (ст. 199 УК РФ), могут быть отнесены руководитель организации-плательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), а также иные уполномоченные лица, в том числе фактически выполнявшие обязанности руководителя или бухгалтера (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64).

Тем не менее, случаи, когда руководители требуют от своих бухгалтеров совершить противоправные действия, — например, отразить в бухгалтерском и налоговом учете недостоверные сведения, уменьшить налоговую базу или сокрыть доходы, — продолжают происходить.

Пример № 3:
В ходе рассмотрения уголовного дела Надымским городским судом ЯНАО установлено, что ОАО передало в качестве вклада в уставный капитал свое имущество стоимостью 260 млн. руб., по которому ранее получило налоговый вычет по НДС. В нарушение требований НК РФ ОАО не восстановило принятый к вычету НДС пропорционально остаточной стоимости переданного имущества на сумму 36 млн. руб., что повлекло его неуплату в бюджет.
Руководитель ОАО свою вину не признал, мотивируя тем, что полностью доверял главному бухгалтеру, так как не обладал необходимыми знаниями налогового законодательства. Главный бухгалтер опровергла подсудимого, доказав, что неоднократно информировала его о необходимости восстановить и уплатить НДС, что подтвердили и другие свидетели.
Приговором суда руководитель ОАО осужден по п. «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере).

Однако не всегда бухгалтеру удается отделаться что называется «легким испугом». Иногда желание приукрасить действительное финансовое положение организации, пополнить оборотные средства и сохранить таким образом место работы, могут довести и до тюрьмы.

Пример № 4:
В результате рассмотрения уголовного дела в Октябрьском районном суде Санкт-Петербурга было выявлено, что главный бухгалтер ООО вводила в заблуждение руководителя организации о состоянии расчетов с бюджетом, занижая размер НДФЛ с оплаты труда. Это повлекло неисполнение организацией обязанностей налогового агента по НДФЛ на сумму 2,9 млн. руб.
Приговором Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга главный бухгалтер ООО осуждена по ч. 1. ст. 199.1. УК РФ (неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента в крупном размере).

Приведенная выше формулировка п. 7. Постановления Пленума Верховного Суда РФ об уполномоченных лицах, фактически выполнявших обязанности руководителя может относится и к бухгалтерам, получившим соответствующие полномочия по распоряжению денежными средствами и иным имуществом экономического субъекта.

Пример № 5:
При рассмотрении уголовного дела в Георгиевском городском суде Ставропольского края было установлено, что гендиректор и главный бухгалтер ОАО осуществили сокрытие денежных средств от взыскания недоимки по налогам на сумму 7,6 млн. руб., перечисляя их контрагентам с использованием вновь открытых расчетных счетов.
Довод о том, что главный бухгалтер не является субъектом сокрытия имущества не был принят судом, установившим, что она осуществляла управленческие функции по распоряжению денежными средствами, в т. ч. подписывала и направляла в банк вышеуказанные платежные поручения.
Приговором Георгиевского горсуда Ставропольского края генеральный директор и главный бухгалтер ОАО осуждены по ст. 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств организации от взыскания).

Как не стать соучастником преступления

Практика показывает, что риск привлечения к уголовной ответственности у бухгалтера гораздо выше, чем у его руководителя, который в таких случаях начинает ссылаться на то, что занимается общим руководством, а в бухгалтерском и налоговом учете не разбирается.

Поэтому бухгалтеру необходимо строго придерживаться норм закона и не поддаваться на провокации руководства организации.

Если же вопрос о возбуждении уголовного дела все же возник, необходимо правильно оценить обстоятельства, по которым предъявляются обвинения. В частности, могут быть выявлены нарушения по уплате какого-то налога, но при этом по нему имеется переплата за предыдущие периоды. Это значит, что умысла уклониться от уплаты не было и ущерб бюджетной системе не нанесен. Таким образом возникает основание для отказа в возбуждении уголовного дела.

Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера

Главный бухгалтер предприятия

Итак, главный бухгалтер предприятия — лицо, на которое должно быть возложено ведение бухгалтерского учета компании. То есть это человек, которому должны быть доверены финансы компании, коммерческие тайны, контроль над коллективом.

О том, как правильно организовать бухучет, можно узнать из материалов нашей рубрики «Бухгалтерский учет».

Согласно требованиям закона № 402-ФЗ организация бухгалтерского учета возложена на руководителя предприятия. А он уже для исполнения этой обязанности может:

  1. Вести бухгалтерский учет лично.
  2. Ввести в штат главного бухгалтера.
  3. Передать ведение бухгалтерского учета третьему лицу (на аутсорсинг).

Впрочем, все три способа доступны только в компаниях малого или среднего предпринимательства. При этом в законе не указаны какие-либо четкие требования к лицу, на которое в итоге будет возложена обязанность по ведению учета.

Если компания не относится к таким субъектам, то ведение бухгалтерского учета должно быть возложено на сотрудника организации либо передано по договору. В кредитной организации остается только один вариант — наличие главного бухгалтера в штате.

В законе о бухучете прописаны строгие требования, которые предъявляются к данной должности. В частности, это обязательное наличие высшего образования, стаж работы не менее 3 лет из последних 5, отсутствие непогашенной судимости за экономические преступления. Однако они распространяются не на всех главбухов, а только на лиц, занимающих эту должность в прямо указанных в законе компаниях (см. п. 4 ст. 7 закона № 402-ФЗ). К главбухам в малом и среднем бизнесе эти ограничения не относятся.

Подробнее о главном бухгалтерском законе читайте в рубрике «Закон о бухгалтерском учете».

Права и обязанности главного бухгалтера по закону № 402-ФЗ

Давайте сначала поговорим о правах главного бухгалтера, человека, который занимает достаточно высокий пост в любой компании.

Вообще, основные трудовые права любого работника любой организации контролируются ТК РФ, а права именно работника как специалиста прописываются в его должностной инструкции. Что же можно указать, формируя такую инструкцию для главного бухгалтера? Например, следующее:

  1. Главный бухгалтер имеет право:
  • представлять интересы бухгалтерии организации, выступая в других структурных подразделениях, перед компаниями-контрагентами;
  • запрашивать нужные документы и информацию от других специалистов компании;
  • вносить на рассмотрение директора различные финансовые планы, структуру бухгалтерии, предложения о поощрении работников или материальном взыскании;
  • взаимодействовать с другими структурными подразделениями в части, необходимой для выполнения своих обязанностей.
  1. По доверенности главному бухгалтеру могут быть переданы права на представление интересов компании в налоговых и других проверяющих структурах.

Можно еще добавить, что помимо основных профессиональных трудовых функций главный бухгалтер, как правило, сам выбирает работников своего отдела, может регулировать поиск аудиторской компании для проверки предприятия, в оговоренных рамках самостоятельно принимать решения, влияющие на финансовые показатели компании и т. п.

Для определения круга обязанностей главбуха нужно смотреть не только закон о бухучете, но и профстандарт. Действующий стандарт «Бухгалтер», утв. приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н. О нем мы писали здесь.

Конечно, по сравнению с правами, круг обязанностей руководителя бухгалтерии гораздо объемнее. Рассмотрим его подробно, можно даже разделить все обязанности главного бухгалтера на несколько групп.

  1. Финансовая группа
  • Главное, что делает главбух, — ведет бухучет финансовой и хозяйственной деятельности компании, осуществляет контроль над собственностью предприятия.
  • Формирует учетную политику компании в соответствии с действующим законодательством, включая разработку плана счетов, форм первички и т. п.

Пример правильного подхода к учетной политике ищите в нашей статье «Как составить учетную политику в организации».

  • Организует учет имущества, поступающего в компанию, учет хозяйственных операций, совершаемых в компании.
  • Организует и контролирует учет издержек предприятия, реализацию продукции.
  • Формирует полную и достоверную бухгалтерскую отчетность, по запросу предоставляет данные об имущественном положении компании, доходах и расходах предприятия.
  • Контролирует соблюдение налогового законодательства и формирование налоговой отчетности по правилам, соответствующим НК РФ.
  • Контролирует правильное начисление и уплату налогов, социальных взносов, административных платежей в государственные бюджетные и внебюджетные фонды.
  • Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах/расходах средств, об использовании бюджета, другой статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы.
  1. Управляющие функции
  • Контролирует должностные инструкции своих подчиненных.
  • Оказывает методическую помощь работникам подразделений предприятия по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа.
  • Сообщает директору предприятия обо всех выявленных недостатках в работе бухгалтерии предприятия, структурных подразделений с обязательным объяснением причин их возникновения, а также предложением способов их устранения.
  • Руководит работниками бухгалтерии организации.
  1. Часть работы по контроллингу
  • Принимает меры по предупреждению недостач, бесконтрольного расходования денежных средств, нарушений действующего законодательства.
  • Отвечает за проведение инвентаризации основных средств, ТМЦ и денежных средств.
  1. Аналитическая часть работы
  • Принимает участие в экономическом анализе деятельности компании.
  • Может принимать участие в финансовом планировании деятельности организации.

О том, что это такое — смотрите в нашем материале «Основные виды финансового планирования (описание)».

Подробнее об обязанностях главбуха читайте в наших публикациях:

Ответственность главного бухгалтера

Конечно, говоря о правах и обязанностях главного бухгалтера, нельзя забывать про его основную ответственность — за надлежащее выполнение должностных обязанностей. Все возможные ее виды и санкции приведены ниже в таблице.

Ссылка на основную публикацию